Уфимские епарх. ведомости. Уфа, 1917. 78. Отдел неофиц. С. 195. 118. Из воззвания епископа Вологодского и Тотемского Александра (Трапицына) и духовенства Вологды к православной пастве 15 апреля 1917 г. Совершилась воля Божия. ...В жизни каждого народа бывают такие моменты, когда старые формы государственной жизни, как не отвечающие современным потребностям, рушатся и заменяются новыми. ... Церковь не связана неразрывно с определенной формой государственного правления. Она живет и среди турок-магометан, и в языческих империях, и в христианских королевствах Англии и Италии, в республиканских государствах Америки и других стран. Св. Церкви, по слову Господа, и врата ада не одолеют [ Мф.16:18 ]. И мы верим и надеемся, что верующие и любящие сердца не забудут своей Св. Матери-Церкви, многовековой утешительницы русского горя и печали, и дадут ей достойное, высокое место в новом государственном строе. Посему мы, пастыри ваши, молим вас. Помогите горячо любимой родине в ее тягчайшем испытании сохранить силы и крепость, поддержите верностью и повиновением Временное Правительство, а также и поставленные им власти по местам. К сему призывает вас и Святейший Синод, наша высшая церковная власть. Избегайте раздора и распрей, неуважения друг к другу, не покушайтесь на чужое добро. Помните, что христианину зазорно отнимать, разрушать и истреблять. Пусть теперь ваши помыслы будут всецело устремлены на изгнание внешнего врага, готового разорить и поработить землю нашу. Он напрягает последние усилия, по-видимому, изнемогая в борьбе. Во имя правды Божией и полученного дара свободы, в полном единении и любви, как дети единого Отца Небесного, единой Матери, Церкви православной, как сыны единой, великой России, ополчимся, сохраняя порядок в общественной жизни, с новой силой на врага нашего, не жалея для защиты дорогой Родины ни имущества, ни жизни своей, ни детей наших. Вологодские епарх. ведомости. Вологда, 1917. 8. С. 105106. 119. Из открытого письма епископа Орловского и Севского Макария (Гневушева) «Правда и беспристрастие – основа и источник истинной свободы» 235 в редакцию газеты «Орловский вестник» 236

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ (Благовидов Яков Алексеевич; 19.09.1860, слобода Канава Симбирского у. и губ.- 4.12. 1929, Ульяновск или Алатырь), архиеп. Ульяновский. Из семьи священника. По окончании Симбирского ДУ и Симбирской ДС поступил в 1882 г. на казенный счет в КазДА, обучался на богословском отделении. В 1883 г. «в силу исключительных обстоятельств» Я. Благовидову было разрешено вступить в брак с дочерью умершего священника, однако продолжать учебу пришлось уже на собственные средства. В окт. 1884 г. рукоположен во диакона, а затем во иерея к академическому Михаило-Архангельскому храму. С 3-го курса обучался на стипендию прот. И. А. Рождественского, предназначавшуюся для учившихся в академии священников. В 1886 г. окончил КазДА кандидатом богословия за соч. «О жертвах в Ветхозаветной Церкви». 1 авг. того же года назначен священником Никольского храма г. Елабуги и законоучителем Елабужского реального уч-ща. С 18 янв. 1894 г. законоучитель Симбирской муж. гимназии (с 1911 - 1-я муж. гимназия), настоятель гимназической домовой церкви. 6 мая 1904 г. возведен в сан протоиерея. В кон. 1917 г. потерял работу в гимназии. По нек-рым данным, был настоятелем симбирского кафедрального собора. Овдовел. Принял монашеский постриг с именем Иоаким. 27 июня 1921 г. хиротонисан во епископа Алатырского. Стал викарием Симбирской епархии при правящем архиерее сщмч. Александре (Трапицыне) . После того как в янв. 1923 г. было обнародовано заявление еп. Александра и епархиального управления о подчинении обновленческому Высшему церковному управлению (ВЦУ), И. выступил с заявлением о непризнании ВЦУ и прервал общение с епархиальными властями. Возглавил т. н. Алатырскую автокефалию; заявлял, что признает духовным главой только Патриарха св. Тихона . В марте того же года был арестован и приговорен к заключению в Соловецкий ИТЛ. В июле 1926 г., находясь в лагере, принял участие в составлении «Памятной записки соловецких епископов» .

http://pravenc.ru/text/468893.html

Еще одним важным центром оппозиции стало Центральное Черноземье. Ее лидером здесь стал епископ Козловский Алексий (Буй), временно управлявший Воронежской епархией. По его имени местная оппозиция стала именоваться “буевской”. Мощным оппозиционным движением было охвачено практически все Поволжье. В Кировской области возникла и получила широкое распространение “викторовская” (или “викториан­ская”) оппозиция, которую воглавил епископ Ижевский Виктор (Островидов). Оппозиционеры центрального Поволжья находились под духовным руководством епископа Яранского Нектария (Трезвинского), викария Вятской епархии, поддерживавшего тесную связь с епископом Виктором (Островидовым) и его паствой. Последователи епископа Нектария оставались здесь и в 40-е гг. и были известны под именем “нектарцев”. Несколько особняком по отношению к упомянутым группам поволжской оппозиции стояла Уфимская епархия, также заявившая о своем церковном самоуправлении. Оппозиционные епархии существовали короткое время и на востоке Украины (Харьковская и Сумская епархии), в Самаре и Ярославле. В Киеве, Москве, Одессе и других крупных городах не было оппозиционных епархий, но здесь были оппозиционные приходы, группировавшиеся вокруг авторитетных и ярких священников, примкнувших к оппозиции: например, протоиереев Валентина Свенцицкого и Сергия Голощапова в Москве или отца Анатолия Жураковского в Киеве и др. Вообще роль епископов и авторитетных пастырей в формировании оппозиции была ключевой. Недаром мощные оппозиционные движения возникли и продолжали существовать в 40-е гг. как раз на месте бывших оппозиционных епархий. Характерный пример важной роли епископата можно найти в церковной истории Самарской епархии. Первоначально, в самом начале 1928 г. епархия, возглавляемая оппозиционным епископом Сергием (Никольским), практически полностью ушла в оппозицию. В самой Самаре только два из более чем десяти приходов оставались лояльны митрополиту Сергию. Однако после того, как епархию возглавил убежденный сторонник его линии архиепископ Александр (Трапицын), во всей Самарской епархии к концу 1928 г. осталось лишь четыре “непоминающих” прихода 8 .

http://pravmir.ru/tserkovnaya-oppozitsiy...

В советские годы в этих зданиях располагались гаражи, мастерские и фабрики 18 октября. ПРАВМИР. Вологодские власти передали Русской Православной Церкви три храма, находившиеся ранее в областной собственности. В частности, Вологодская епархия получила храм Рождества Богородицы на Нижнем Долу на Пречистенской набережной, сообщает портал «Приходы». Церковь была построена в XVI веке вологодскими купцами. В этом году храм отметил столетие со дня последней архиерейской Божественной литургии. В торжествах по случаю храмового праздника тогда участвовали несколько вологодских священнослужителей, двое из них – епископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын) и священник Николай Васильевич Замараев – канонизированы в сонме новомучеников и исповедников. В советское время церковь была закрыта, в здании работало зеркальное производство, затем была материально-техническая база Управления по транспортному освоению рек и ремонтно-механическая мастерская хлебопекарной промышленности. Кроме того, передана в собственность епархии и церковь Георгия Победоносца на Наволоке (ул. Гоголя, 1). Этот один из старейших в городе храмов, имевших в XVI веке самый богатый иконостас, хранил когда-то списки участников вологодской дружины Куликовской битвы. В советское время церковь была отдана под мебельное производство и сегодня нуждается в восстановлении. Третий храм — Антипы Пергамского на улице Чернышевского, возведенный в 1777 году, последние 70 лет помещение храма использовалось под складские, гаражные и авторемонтные мастерские. Ранее в этом году в собственность Вологодской епархии был передан историко-архитектурный ансамбль Спасо-Прилуцкого мужского монастыря, являющийся объектом культурного наследия федерального значения. Также было принято решение о передаче 13 объектов на территории Кирилло-Белозерского монастыря в пользование Вологодской епархии на четыреста девяносто лет, а церковь Кирилла Белозерского (придел Успенского собора) изъята из оперативного управления Кирилло-Белозерского музея и передана в безвозмездное пользование Кирилло-Белозерскому мужскому монастырю.

http://pravmir.ru/vologodskie-vlasti-otd...

«В течение 1919-1920 гг. было совершено по одним сведениям 57, по другим - 65 вскрытий мощей. Нередко вскрытия сопровождались К примеру, мощи преподобного Феодосия Тотемского ходили по рукам всех желающих, а затем были выставлены на всеобщее обозрение в обнажённом виде. Таким способом безбожники «разоблачали обман» о нетленности мощей. Священномученик Александр (Трапицын), в ту пору епископ Вологодский, разъяснял в письме местному губисполкому: «Наша Православная Церковь никогда не смотрела на мощи святых угодников Божиих как на непременно и совершенно целые нетленные тела, ибо это было бы не согласно со словом Божиим, по которому только один Богочеловек наш Иисус Христос не увидел тления... все же люди, в силу определения Божия «земля еси, и в землю отъидеши», должны подвергаться и подвергаются Подвергались тлению и мощи святителя Тихона. Однако эмоциональный «Протокол вскрытия мощей», произведённого в январе 1919 года, и фото-кинофиксацию этого события нельзя считать достоверными документами. Задонский краевед Морев категорически заявляет: «То, что в раке на момент вскрытия находился именно тот хлам, который был выставлен поутру на всеобщее обозрение - это может быть и должно быть А известная киносъёмка московского оператора Новицкого, якобы зафиксировавшего момент вскрытия мощей, и вовсе является «не слишком продуманной В протоколе указано, что мощи вскрывали в храме, а за спинами у собравшихся видны деревья. Словом, эта история не стала последней главой в истории почитания святителя Тихона. Его мощи по-прежнему оставались в Задонском монастыре, привлекали паломников и раздражали представителей советской власти. 20 июля 1920 года Совет Народных Комиссаров принял постановление «О ликвидации мощей во всероссийском масштабе». Было решено повсеместно покончить с «культом мёртвых тел». Но в Задонске мощи святителя чудесным образом остались на своём месте. Уцелели они в ходе шумной кампании по изъятию церковных ценностей, затеянной властями в 1922 году под предлогом борьбы с голодом, а на деле превратившейся в очередное ограбление храмов. Тут уж большевиков интересовали не столько святые мощи, сколько привлекала внимание серебряная рака, устроенная к открытию мощей святого в 1861 году.

http://ruskline.ru/opp/2019/avgust/27/mo...

Нижней своей частью она не отделена от грунта и имеет около трех саженей длины и семь четвертей в диаметре (диаметр ее везде одинаков); на обоих концах колонны сделаны небольшие совершенно одинаковые карнизы. Дождь и непогода образовали в колонне мелкие поры и уничтожили полировку. По простоте обделки и громадности размеров колонны археологи относят ее к древнееврейским временам. Видно, что она предназначалась для каких-то колоссальных сооружений, «быть может даже для портиков Соломонова храма, тем более, что, по свидетельству Флавия, колонны для храма выбивались именно на западной стороне Иерусалима» . Но по причине образовавшейся во время обделки поперечной трещины, видной и в настоящее время, колонну не отделили от ее природного ложа. С течением времени она оказалась совершенно забыта и была открыта только в 1871 году во время земляных работ на постройках. От колонны я прошел в Троицкий собор. В соборе не служили, так как был четверг, а по четвергам русская служба отправляется на Елеонской горе в церкви (русской) Вознесения. Собор производит на путешественника очень благоприятное впечатление. Он достаточно освещен наружным светом. Стены его выкрашены в белый цвет. Пол и солея устланы «мрамором святого креста» — светло-розового цвета, взятого из каменоломен Крестного монастыря. Иконостас, в один ярус, изящно отделан золотой бронзой; иконы прекрасной работы лучших отечественных художников. Особенной достопримечательностью храма является большое круглое бронзовое паникадило, которое не висит по обычаю на цепи, спускающейся сверху купола, а прикреплено в виде обода к нижнему карнизу главного купола; паникадило уставлено множеством лампад. Вознесши в соборе благодарение Господу за благополучное прибытие в Иерусалим, я возвратился на подворье. После бани, когда начала спадать дневная жара, мы в количестве восьми человек, остановившихся на подворье Палестинского общества, взяв в проводники православного христианина — чернокожего араба Димитрия, довольно порядочно говорящего по-русски, отправились в храм Гроба Господня.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Как священное место Афон был известен и почитался еще в дохристианское время. Греки-язычники имели здесь капище богу Аполлону с золотой его статуей и во множестве стекались сюда для получения оракульских ответов и для созерцания чудной природы среди уединения и безмолвия; от этого капища и самый Афонский полуостров первоначально назывался Аполлониадой. Гораздо большую славу и большее уважение Афон приобрел в христианском мире. По преданию, избранный Самой Богоматерью в Ее священный удел Афон с самых древних христианских времен являлся столпом православия и местом истинно подвижнической жизни отрекшихся от мира. Отсюда воссияла иноческая жизнь и у нас на Руси; отец русского монашества преп. Антоний, основатель Киево-Печерской обители, был постриженником св. Афонской горы. К св. Афонской горе мы прибыли в пять с половиной часов вечера и остановились в Афонском заливе у пристани Дафна. Благочестивые паломники, стоя на палубе, благоговейно осеняли себя крестным знамением. Вид с парохода на Афон был прелестный. Святая гора казалась покрытой густой растительностью. Направо, в трех-четырех верстах от парохода, лепился на крутом утесе, как птичье гнездо, монастырь Симонопетра; налево, тоже в трех-четырех верстах, виднелся русский Пантелеимоновский монастырь. Морская вода в заливе и кругом всего Афона на далекое расстояние была чудно-лазоревого цвета… Мое сердце сильно рвалось на Святую гору, но ступить на ее священную землю и побывать в каком-либо ближайшем монастыре, к душевному прискорбию, мне не пришлось, потому что пароход стоял очень недолго, а до ближайшего русского монастыря было несколько верст. Сошли с парохода только те пассажиры, которые предполагали пожить на Афоне не менее двух недель (русские пароходы заходят туда через две недели). Около семи часов вечера мы распрощались с Афоном и двинулись по направлению к Салоникам. На Афоне в числе пассажиров сел на наш пароход Софийский митрополит Парфений (из Болгарии), благообразный и благодушный старец. Он ехал в Бейрут, а оттуда, по устроении своих дел, намеревался отправиться в Иерусалим. На следующий день в шесть часов вечера наш пароход прибыл в Салоники. Святой град Иерусалим

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

Не беру на себя смелости опровергать доводы почтенного профессора против исторической подлинности Вифезды около латинской церкви св. Анны, но позволю себе привести только свидетельство св. Иоанна Дамаскина , писателя VIII века, указывавшего овчую купель именно вблизи дома святых праведных Богоотец. В своем «Изложении православной веры» он говорит: «Мария, став Материю Творца, сделалась Госпожею всех тварей. Рождается же в доме Иоакимовом, близ Овчих врат» . А дом святых Богоотец ученые и наш профессор, согласно с древним преданием, указывают на месте латинской церкви святой прав. Анны. Иосафатова долина Пройдя весь страстной путь, мы вышли за город через Гефсиманские ворота. Тотчас за воротами, направо у городской стены, встречается четырехугольная площадка, служившая, по преданию, основанием несуществующей теперь церкви святого первомученика Стефана на месте его мученической смерти. К востоку от ворот идет обрывистый спуск в узкую Иосафатову, или Кедронскую долину, имеющую здесь направление с севера на юг. Невеселую картину открывает Иосафатова долина перед взорами путешественников. Крутые склоны ее, восточный и западный, почти сплошь усеяны надгробными памятниками. Уже древние евреи погребали своих мертвецов в Кедронской долине. Нынешние же израильтяне считают за великое счастье быть погребенными на этом древнем кладбище. По общераспространенному еврейскому верованию, основывающемуся, вероятно, на значении слова «Иосафат» (Иосафат, или Иехошафат значит «Господь судит») и на словах пророка Иоиля, который от лица Господня говорит: И соберу вся языки, и сведу Я на юдоль Иосафатову, и разсуждуся с ними ту о людех Моих, и о наследии Моем Израили, иже разсеяшася во языцех… Да востанут и взыдут вси языцы на юдоль Иосафатову, яко тамо сяду разсудити вся языки яже окрест ( Иоил. 3, 2 и 12), – последний Страшный суд над родом человеческим будет произведен в долине Иосафатовой . А раввины иудейские при этом утверждают, что погребенные в Кедронской долине при трубном гласе Страшного суда «воскреснут немедленно, тогда как все другие должны будут прорывать себе, как кроты, подземный проход до священнаго места, где их вызовет трубный глас» . Кроме того, по сказаниям раввинов, погребенного в долине Иосафатовой не посмеет коснуться не только червь, но и сам Ангел суда .

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

От русских построек до Гроба Господня двадцать минут пути. Сначала мы шли по уже знакомой нам улице до Яффских ворот. Проходя мимо лавок и магазинов, расположенных на левой стороне дороги, мы делались предметом зазываний со стороны торговцев; в лавках и магазинах продаются крестики, образки, четки и разные съестные припасы. При входе в Яффские ворота, сделанные в городской стене, нас охватила легкая сырость, в проходе стояли с ружьями турецкие часовые. Мы вступили внутрь святого города. Первое впечатление было не особенно хорошее, по крайней мере нисколько не лучше, чем от других восточных городов. Грязная, заваленная всякого рода дрянью и отбросами площадь, на которую мы ступили, тяжелый запах, охвативший нас тотчас же по входе в ворота, гортанные крики разношерстной восточной толпы, караваны осликов и верблюдов с тяжелыми ношами, масса снующих евреев с длинными пейсами и в лисьих шапках — все это не соответствовало тому представлению, какое мы имели о святом городе. По-видимому, ничто не отличало Иерусалима от других городов Востока и не указывало на близость величайших святынь христианского мира. Мы прошли к так называемой башне Давида, возвышающейся в стене вправо от Яффских ворот. Башня древняя, на что указывают лежащие в основании ее громадные камни от тринадцати до пятнадцати футов длины, от четырех до четырех с половиной футов ширины и трех с половиной футов высоты. Это одна из трех башен, которые были пощажены Титом при разрушении Иерусалима. Впоследствии она несколько раз лежала в развалинах и вновь восстанавливалась: разнохарактерная кладка ее этажей — наглядное тому свидетельство. В настоящее время башня Давида составляет часть иерусалимской арабской цитадели. Мы пожелали взойти на башню. За небольшой бакшиш турецкие солдаты пустили нас. Проводник Димитрий показал нам здесь, в новейшей арабской надстройке, камеру [внутреннее помещение], где, по преданию, царепророк Давид сложил многие из своих псалмов. С платформы башни открывается прекрасный вид на город и окрестности.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

От башни Давида мы пошли по улице Давида, идущей от Яффских ворот на восток. Улица эта, известная у арабов еще под названием улицы Цитадели и Большой, самая длинная, довольно хорошо вымощена, но чрезвычайно узкая; в некоторых местах на ней устроены ступеньки для подъема и спуска. Сообщение по улице, как и во всем старом городе, возможно или верхом на лошади и осле, или пешком. По дороге то и дело здесь встречаются караваны верблюдов, мулов и ослов, навьюченных разными тяжестями. Дойдя до первой поперечной улицы, мы свернули в нее. То была улица христианская, харет-ен-Нассара, — самая красивая и людная, с лавками галантерейных вещей, но такая же узкая, как и улица Давида. Она начинается от последней и идет с юга на север. Посередине христианской улицы от нее отделяется вправо переулок, наполненный по обе стороны лавками восковых свечей и вифлеемских изделий из перламутра. Мы свернули в этот переулок и, спустившись по нескольким ступеням, вышли на площадку храма Гроба Господня. Храм Гроба Господня Храм Гроба Господня открыт только с юга, со стороны предшествующей ему площадки (но и то не полностью), со всех же остальных сторон к нему примыкают разные постройки. Площадь пред храмом Гроба Господня имеет около восьми кв. сажен и вымощена плитами из местного камня маляки. Некогда ей предшествовал портик, о чем свидетельствуют уцелевшие следы огромных колонн. В настоящее время площадь со всех сторон окружена высокими зданиями, в которых помещаются церкви различных вероисповеданий . На южной стороне площади против храма Гроба Господня помещается греческое подворье Гефсимании, на восточной — греческий монастырь Авраамия  , армянская церковь св. Иоанна Крестителя и коптская церковь Архангела Михаила. На западной стороне находятся три православные церкви: церковь святого апостола Иакова, брата Господня, первого иерусалимского епископа, свергнутого иудеями с портика храма за свидетельство веры Христовой; церковь святых жен мироносиц и церковь святых сорока мучеников Севастийских.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/iz-vpech...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010