Епископ Кронштадтский Назарий: Мы не будем восстанавливать то, что чуждо монастырской жизни РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_100693.html 04 апреля 2013 Сергей Чапнин Епископ Кронштадтский Назарий: Мы не будем восстанавливать то, что чуждо монастырской жизни Источник:  Сайт ЖМП Что можно рассказать об Александро-Невской лавре? Юбилейные празднования тяготеют к тому, чтобы прежде всего говорить о перевернутых страницах истории. Однако важно найти правильный баланс между прошлым и настоящим. Из чего складывается жизнь лавры сегодня? О духовном устроении жизни монашеской общины, послушниках, экскурсоводах, туристах и о своих надеждах ответственному редактору " Журнала Московской Патриархии " рассказывает наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий. – Ваше Преосвященство, начнем с главного. Как вы видите жизнь большого монастыря в многомиллионном городе? – Город накладывает большой отпечаток на жизнь нашей лавры. Я уже семнадцатый год наместник – это значительный срок. Из моих пятидесяти четырех предшественников только один был наместником 12 лет, остальные и того меньше. У нас есть все проблемы городского монастыря, на которые накладывается еще и своя специфика. Как бы то ни было, наша лавра возникла иначе, чем большинство монастырей. Она создана по указу императора Петра Первого. И он предписывал, чтобы Александро-Невская лавра была столичным монастырем, " кузницей кадров " , обителью ученого монашества. И духовное образование в нашем регионе пошло как раз из стен лавры. Практически вся жизнь обители совпадает с синодальным периодом. Мы знаем, что Церковь в синодальный период была государственной. Лавра – ее насельники, хоры и так далее – прямо участвовала в жизни империи и императорского двора. Ученое монашество трудилось в различных синодальных учреждениях, то есть фактически участвовало в государственных делах. Лаврские хоры – братский и митрополичий – всегда принимали участие в государственных парадах, в императорских днях. Другими словами, занимались несвойственным монастырю делом.

http://religare.ru/2_100693_1_21.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Нельзя противопоставлять Церковь и музейную деятельность В Александро-Невской лавре начал работу воссозданный музей обители 23.01.2017 633 Время на чтение 6 минут Вчера в музейно-библиотечном корпусе Александро-Невской лавры была представлена постоянная экспозиция музея монастыря, сообщает сайт обители. Церемония открытия началась с молебна, который возглавил наместник лавры епископ Кронштадтский Назарий. Владыка отметил, что открытие стоит рассматривать как возобновление деятельности музея, хотя прошло более ста лет, как древлехранилище было разорено и в экспозиции нет ничего из того, что было тогда. Большинство экспонатов относятся к XIX - началу XX века. Цели музея - просветительская и миссионерская, посетители смогут познакомиться не только с 300-летней историей лавры, но и с историей Церкви. Создатели экспозиции также хотели показать, что нельзя противопоставлять Церковь и музейную деятельность. «Мы не только используем сокровища культуры, но сохраняем их, - сказал наместник. - Хочется, чтобы между верующими и сотрудниками музеев было больше взаимопонимания». Владыка почтил память предыдущего хранителя музея - приснопамятной Лидии Соколовой, начинавшей его создание. Нынешний хранитель музея Роман Катаев отметил, что помощь в его организации оказали Музей истории религии, Эрмитаж и Военно-медицинский музей. Большинство витрин для экспонатов изготовили сотрудники реставрационной, столярной и других мастерских лавры. Основные экспонаты музея имеют отношение к лавре. Это облачения духовенства монастыря XIX века, (они затем стали реквизитом БДТ), иконы, исторические документы, большинство которых - копии оригиналов, хранящихся в Российском государственном историческом архиве. Вторая часть предметов - собрание икон, которые не были в лавре, а пришли из других источников, в том числе - резные Царские врата. Третья группа экспонатов связана с новомучениками и исповедниками российскими. Среди них - облачение расстрелянного в 1937 году настоятеля Исаакиевского собора протоиерея Леонида Богоявленского. Он возглавлял Александро-Невское братство в начале его деятельности. Другой экспонат - дверь из тюрьмы на Шпалерной улице. Возможно, в камере за этой дверью сидели осужденные священнослужители, ставшие новомучениками.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/01/23/ne...

ЖМП 4 апрель 2013 /  4 апреля 2013 г. 08:54 Епископ Кронштадтский Назарий: Мы не будем восстанавливать то, что чуждо монастырской жизни Что можно рассказать об Александро-Невской лавре? Юбилейные празднования тяготеют к тому, чтобы прежде всего говорить о перевернутых страницах истории. Однако важно найти правильный баланс между прошлым и настоящим. Из чего складывается жизнь лавры сегодня? О духовном устроении жизни монашеской общины, послушниках, экскурсоводах, туристах и о своих надеждах ответственному редактору «Журнала Московской Патриархии» рассказывает наместник Александро-Невской лавры епископ Кронштадтский Назарий. — Ваше Преосвященство, начнем с главного. Как вы видите жизнь большого монастыря в многомиллионном городе? — Город накладывает большой отпечаток на жизнь нашей лавры. Я уже семнадцатый год наместник — это значительный срок. Из моих пятидесяти четырех предшественников только один был наместником 12 лет, остальные и того меньше. У нас есть все проблемы городского монастыря, на которые накладывается еще и своя специфика. Как бы то ни было, наша лавра возникла иначе, чем большинство монастырей. Она создана по указу императора Петра Первого. И он предписывал, чтобы Александро-Невская лавра была столичным монастырем, «кузницей кадров», обителью ученого монашества. И духовное образование в нашем регионе пошло как раз из стен лавры. Практически вся жизнь обители совпадает с синодальным периодом. Мы знаем, что Церковь в синодальный период была государственной. Лавра — ее насельники, хоры и так далее — прямо участвовала в жизни империи и императорского двора. Ученое монашество трудилось в различных синодальных учреждениях, то есть фактически участвовало в государственных делах. Лаврские хоры — братский и митрополичий — всегда принимали участие в государственных парадах, в императорских днях. Другими словами, занимались несвойственным монастырю делом. И когда мне задают вопрос, будете ли вы восстанавливать всё, что было, я твердо говорю: нет! Многое из того, что было в лавре в то время, чуждо монастырской жизни.

http://e-vestnik.ru/interviews/300-letie...

Закрыть itemscope itemtype="" > Вечер памяти митрополита Иоанна (Снычева) Приглашаем в Святодуховский центр Лавры почтить память Владыки 2 ноября в 18.00 02.11.2018 1217 2 ноября, в день 23-й годовщины со дня кончины митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), на кладбище Александро-Невской Лавры по обыкновению соберутся православные северной столицы, чтобы почтить память приснопоминаемого Владыки. В этом году исполняется 70 лет с того дня, как 14 января 1948 года будущий митрополит Иоанн (Снычев) был рукоположён архиепископом Мануилом (Лемешевским) во иеромонаха. В связи в этим инициативная группа в составе главного редактора «Русской народной линии» Анатолия Степанова, директора издательства «Царское Дело» Сергея Астахова и генерального директора «Молодежной студии Петербурга» Сергея Ямщикова выступила с инициативой провести памятный вечер, посвященный пастырскому служению митрополита Иоанна (Снычева) под названием «Поминайте наставников ваших…» (Евр. 13: 7). Инициативу поддержал и благословил преемник Владыки на кафедре нынешний митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий (Судаков), за что организаторы выражают благодарность Владыке. Инициативу также поддержал и благословил провести вечер в Святодуховском центре Александро-Невской Лавры наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий (Лавриненко). Надо отметить, что вечера памяти митрополита Иоанна постоянно проходят в зале Святодуховского центра при неизменной поддержке владыки Назария. На вечере выступят знавшие Владыку священнослужители Петербургской митрополии архимандрит Нектарий (Головкин), протоиерей Андрей Алексеев, протоиерей Александр Захаров, протоиерей Алексий Успенский и другие, писатели, общественные деятели. В программе вечера выступления петербургских поэтов и исполнителей. Перед участниками вечера выступят лауреаты международных конкурсов Сергей Зыков и Анна Абикулова, бард Сергей Галицкий. В программе вечера выступление известного детско-юношеского хора им. Иоанна Дамаскина под управлением Ирины Болдышевой.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/10/29/ve...

Закрыть itemscope itemtype="" > Ваши предшественники в годы революционных потрясений сплотились, чтобы противостоять нахлынувшей смуте Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий поздравил членов Александро-Невского братства со столетием его основания 01.02.2018 465 «Ваше Преосвященство! Ваши высокопреподобия, преподобия, досточтимые братья и сестры! Разрешите искренне вас поздравить со знаменательной датой в истории Александро-Невского братства – столетием со дня его основания», - говорится в поступившем в редакцию РНЛ поздравительном послании митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия наместнику Свято-Троицкой Александро-Невской лавры, викарию Санкт-Петербургской епархии епископу Кронштадтскому Назарию и членам Александро-Невского братства в связи со столетием со дня основания братства . «В годы тяжелейших революционных потрясений, когда страну охватило всеобщее безумие, вылившееся в страшную и разорительную гражданскую войну, монахи и миряне сплотились вокруг священномученика митрополита Вениамина, дабы противостоять нахлынувшей смуте», - говорится в послании. «С началом перестройки и с момента возрождения монашеской жизни в Александро-Невской лавре началась новая страница в истории Александро-Невского братства. Проведены десятки международных конференций, отреставрированы здания, входящие в монастырский комплекс, организована большая благотворительная, добровольческая, просветительская и духовно-культурная работа. Но еще более предстоит сделать и не останавливаться на достигнутом», - сказано в документе. «От всего сердца желаю вам, дорогие братья и сестры, дальнейших успехов в вашей активной духоносной деятельности. Сил вам и помощи Божией, чтобы продолжать нести достойно ваше ответственное служение Богу и людям! Храни Вас Господь Бог!» - подчеркивается в послании владыки Варсонофия. Напомним , что 1 и 6 февраля 2018 года в Александро-Невской Лавре проходят праздничные мероприятия, посвященные 100-летию основания Александро-Невского братства.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/02/01/va...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАСАФ Иоасаф (Журманов), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Фотография. 50-е гг. XX в. Иоасаф (Журманов), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Фотография. 50-е гг. XX в. (Журманов Александр Ефремович; 10.04.1877, С.-Петербург - 18.03.1962, Тамбов), архиеп. Тамбовский и Мичуринский. Из семьи ремесленника. В 1894 г. окончил С.-Петербургское 2-е реальное уч-ще, в 1898 г.- С.-Петербургский коммерческий плановый ин-т им. Озерского. С 1898 г. работал инспектором страхового общества «Россия» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 62. С. 3 об.). В 1908 г. назначен бухгалтером и делопроизводителем Александро-Невской лавры , зачислен в братию. 27 янв. 1915 г. С.-Петербургским и Ладожским митр. сщмч. Владимиром (Богоявленским) пострижен в монашество с именем Иоасаф. 2 марта 1915 г. в Троицком соборе лавры рукоположен во диакона викарием С.-Петербургской епархии Нарвским еп. Геннадием (Туберозовым) . Был помощником заведующего Серафимо-Антониевским скитом лавры, лаврским библиотекарем и заведующим музеем. 31 окт. 1917 г. назначен помощником заведующего кладбищенской лаврской конторой, с 5 февр. по июль 1918 г. член особой ревизионной комиссии по проверке лаврского хозяйства. 25 марта 1918 г. рукоположен во иерея. По нек-рым данным, в нач. нояб. 1918 г. арестован органами ЧК, освобожден в февр. 1919 г. 27 марта 1919 г. назначен заведующим кладбищенской конторой, с осени 1919 г. исполнял обязанности казначея. 2 янв. 1920 г. назначен членом Духовного Собора лавры. 30 мая того же года утвержден в должности казначея с оставлением заведующим кладбищенской конторой. 22 сент. 1920 г. избран членом и казначеем приходского совета храмов лавры. 13 апр. 1922 г. назначен заместителем наместника лавры, а с 26 июля временно исполнял должность наместника. 3 авг. 1922 г. возведен в сан архимандрита. В том же году уклонился в обновленческий раскол. 14 сент. 1922 г. обновленческое Петроградское епархиальное управление назначило И.

http://pravenc.ru/text/578084.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Дмитрий Демидов: «В конференции проявилось удивительное сочетание трех компонентов» Эксперт в области церковнославянского языка о VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» 26.05.2012 531 Время на чтение 4 минуты Как сообщала «Русская народная линия», одной из основных тем VIII Международной конференции «Навстречу 300-летию Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры» стал церковнославянский язык . В конференции принял участие ведущий специалист в области церковнославянского языка доктор филологических наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета Дмитрий Григорьевич Демидов . Мы попросили Дмитрия Григорьевича поделиться своими впечатлениями от прошедшего форума. Я впервые участвую в подобном плавании и даже не представлял, что таковые возможны. Когда-то в далеком советском детстве я плавал на теплоходе вместе с родителями по экскурсионной путевке Ленинг рад-Астрахань-Ленинград. Корабль заходил во все древние русские города, нам показывали монастыри, но показывали их только как достопримечательности, как объекты, которые интересны лишь туристам. Но и так ясно было, что монастыри - частица нашей истории. Когда я стал филологом-русистом, то принимал участие во многих профильных конференциях. В основном это были специализированные конференции с участием педагогов-словесников, где обсуждаются проблемы культуры речи, преподавания в разных классах, организации олимпиад по русскому языку. Но всюду ощущался недостаток более широкого круга общения, взгляда со стороны и апробации своего материала, свежей реакции тех, кто говорит по-русски, молится по-славянски и имеет свое личное отношение к обсуждаемым вопросам. Меня пригласили принять участие в путешествии-паломничестве, которое организовало Деловое общество «ДелоРус» и Александро-Невское Братство. Я слышал и до этого про это Братство и Александро-Невскую Лавру. Когда в Ленинграде были закрыты почти все храмы, кажется, только 15 действующих храмов было на весь город, я часто посещал Свято-Троицкий собор Лавры.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/05/26/dm...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Не каждое видение можно счесть чудом Божиим» Епископ Назарий о «чудесном явлении» на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры 10.03.2021 2792 Время на чтение 3 минуты В связи с распространяемым в интернете видео о «чудесном явлении» на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры и по многочисленным обращениям людей, обеспокоенных этим видео, наместник монастыря епископ Кронштадтский Назарий выступил со специальным обращением, сообщает пресс-служба Лавры. «Во-первых, - отметил владыка, - чудесные видения и явления от Господа, конечно, случаются. Но не каждое видение можно счесть чудом Божиим и удостаиваются подлинного чуда очень и очень редкие люди, настоящие подвижники. Например, Святые Отцы проводили всю жизнь в смирении, послушании, подвиге, плаче о грехах и часто, даже после этого, не получали никаких откровений. И только к концу своей жизни, по особому Божиему Промыслу, некоторые из них бывали удостоены сверхъестественных видений, хотя сами не искали этого. Во-вторых, Никольское кладбище относится к Лавре только по названию. Там работают люди, с монастырем не связанные – это не наши послушники или трудники. Об этом " видении " я сам и братия узнали, как и все – посмотрев видео. Никто не обращался к нам ни с рассказом о произошедшем, ни за получением благословения на размещение этого видео в интернете. Это какие-то личные " видения " человека, они не относятся к церковным явлениям. Святые отцы говорят: если было тебе видение – помолчи об этом. И только если оно многократно повторится, только тогда можно обратить внимание и исследовать причину этого. Мы знаем, что видения или явления, как и " пророческие " сны, могут быть следствием душевной болезни или временного помутнения, для них может быть какая-то психологическая или духовная причина. Нужно аккуратно и трезво расследовать её и разобраться – со священником, с духовником, со специалистом. Но никак не бросаться являть своё " откровение " миру. Это очень опасно. Видения могут быть подлинными, а могут быть происками врага рода человеческого. Для избежания таких диавольских ловушек есть святая Церковь, духовники, Таинства Исповеди и Причастия.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/10/ne...

Закрыть itemscope itemtype="" > Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра в 1918-1922 гг. Часть I 02.01.2013 1173 Время на чтение 32 минут В 2013 году будет торжественно отмечаться 300-летие Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. В связи с этим повышенное внимание вызывает ее сложная и чрезвычайно насыщенная история. Освещению наименее изученного периода истории обители - послереволюционного - посвящен цикл статей М.В. Шкаровского, который открывает данная публикация. В 2013 г. будет торжественно отмечаться 300-летие Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге. В связи с этим повышенное внимание вызывает ее сложная и чрезвычайно насыщенная история. К юбилею готовятся и выходят различные издания, в том числе альбом, двухтомная история обители в 1913-2013 гг., различные буклеты и издания, посвященные насельникам Лавры. Особенный интерес представляет наименее изученный - послереволюционный период. К моменту революции 1917 г. Александро-Невская Лавра находилась на вершине своего двухвекового развития. Сотни людей ежедневно приходили в Свято-Троицкий собор преклонить колени перед мощами святого благоверного князя Александра Невского, образом Владимирской Божией Матери, принадлежавшим по преданию самому князю, иконой Нерукотворного Спаса с частицей ризы Господней и другими лаврскими святынями. В обители находилось 15 церквей и часовня, кроме того, 3 храма были в Киновии и один - в Серафимо-Антониевском скиту. Численность братии составляла в феврале 1917 г. 113 человек, в том числе 63 монашествующих и 50 послушников. Лаврский капитал в это время достигал 1 800 тыс. рублей, а доходы в 1915 г. равнялись 699,3 тыс., уступая в стране из монастырей только Киево-Печерской Лавре; в 1916 г. доход только от арендных статей составил 369 тыс. рублей, а от кладбищ - 181 тыс. Обители принадлежали сдаваемые в аренду 14 жилых домов на близлежащих проспектах и улицах, а также 41 амбар, 60 кладовых и 4 подвала на набережной Невы. Кроме того, лаврской собственностью являлись 103 земельных участка в городе, 51 десятина земли и водяная мельница в имении Серафимово Лужского уезда Петербургской губернии .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Александр Васильевич Суворов о духовно-нравственном воспитании воинов О возвращении Благовещенской церкви Александро-Невской лавры Русской Православной Церкви 11.09.2015 2154 Время на чтение 5 минут Русская народная линия публиковала сообщение бывшего вице-губернатора Санкт-Петербурга Василия Кичеджи о том, что Благовещенская церковь Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге до сих пор не возвращена Русской Православной Церкви. Позже на эту тему высказались сопредседатель Союза писателей России Владимир Крупин , председатель Правления Санкт-Петербургского отделения Александро-Невского Братства, председатель совета делового сообщества «ДелоРус» Борис Сергуненков , академик Российской Академии образования, доктор философских наук Александр Корольков , доктор социологических наук, заслуженный деятель науки России Валентин Семенов . Сегодня о великом полководце Александре Суворове, погребенном в Благовещенской церкви, рассуждает капитан 1-го ранга, председатель Правления Собора православной интеллигенции Александр Беляков. С именем великого русского полководца Александра Васильевича Суворова связаны не только славные страницы побед наших Вооруженных Сил над врагами, но и система духовно-нравственного воспитания русских воинов. Его деятельность по формированию лучших человеческих качеств у ратных людей довольно полно отражена в литературе. А.В. Суворов говорил: «Ни руки, ни ноги, ни бренное человеческое тело одерживает победу, а бессмертная душа, которая правит и руками, и ногами, и оружием, - и если душа воина велика и могуча, не предается страху и не падает на войне, то победа несомненна, а потому и нужно воспитывать и закаливать сердце воина так, чтобы оно не боялось никакой опасности, и всегда было неустрашимо и бестрепетно». Он наставлял: «Солдату надлежит быть здорову, храбру, тверду, решиму, справедливу, благочестиву!» В последнем призыве, как замечает С.Э. Зверев, «благочестие стоит на последнем месте». Но это не значит, что оно имело меньшее значение для воина. Первые четыре качества первостепенны во время боя и необходимы для победы. Последние же два служат для «обуздания кровожадного порыва войска». В другом своем наставлении Суворов отдает благочестию приоритетное место: «... будь благочестив, добродетелен, тверд, великодушен и праводушен, чистосердечен, справедлив, непоколебим».

http://ruskline.ru/analitika/2015/10/11/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010