Ошибочное суждение протестантов «о всеосвященстве» опирается еще на своеобразное толкование ими слов Апостола Петра, сказавшего: «Устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить жертвы, благоприятные Богу» ( 1Петр. 2, 5,9 ). О всесвященстве здесь нет ни слова. «Священство святое» у Апостола означает вовсе не всеобщее пастырство, а только жертвоприношение Богу своей чистоты чрез «отложение всякой злобы, всякого коварства, лицемерия, зависти и всякого злословия», что и есть «духовная жертва святого священства». Адресуя Послание к обрезанным Малоазийским пришельцам, Апостол Петр говорил с ними ветхозаветным языком, сравнивал христиан с священниками, приносящими Богу жертвы не плотские, а духовные. Сама по себе аналогия «священства» Израиля должна быть понимаема лишь, как изображение нравственного освящения Израильского народа путем исполнения заповедей Божиих. В этом смысле пророк Моисей говорит о современных евреях: «Вы будете царством священников». Подобное толкование следует прилагать и к приведенным выше словам Апостола Петра. Вопреки тенденциозной протестантской и сектантской мысли можно с полным правом утверждать, что пастырство есть специальный класс людей, который Дух Святый поставил пасти Церковь Господа и Бога. Однако, мы здесь хотим напомнить, что учение протестантов о «всесвященстве» находит некоторое свое основание и в Православной Церкви, и даже в Церкви Ветхозаветной. Так в книге «Исход» говорится: «Вы будете у Меня царством священников и народом святым» ( Исх. 19,6 ). Это обетование относится не только к Ветхозаветной церковной иерархии, но и ко всему Израильскому народу. В Новом Завете учение о «всесвященстве» выражено в Первом Послании св. Апостола Петра (2,5), как уже указывалось выше, и других местах. Далее даже святоотеческое учение говорит о всесвященстве всех христиан. Так, св. Игнатий Богоносец называет всех христиан «Богоносцами, Христоносцами, Храмоносцами» и т. д. ( Еф. 9 , с. 380 и др.). Св. Климент Александрийский пишет верующим: «Мы – род избранный, Царское священие, народ святой 22 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Сторонники обсуждаемого учения иногда ссылаются на некоторые ранние высказывания свт. Иннокентия Херсонского , местночтимого святого Одесской епархии Украинской Православной Церкви. Однако тот же святой в более поздний период писал прямо противоположное тем взглядам, которые ему хотят приписать. «Те, кои жили до явления Христова во плоти, увидели Его во аде: кто поручится, чтобы видели Его там и те, кои добровольно сходят во ад после вознесения Христа на небо? Настоящая проповедь Христова во аде явно есть проповедь не повторяемая: ибо неповторяемо разлучение Его души с телом . Посему лучше и безопаснее всего соделовать своё спасение, доколе есть день: ибо придёт для каждого ночь, в которую никто не может делать ( Ин.9:4 )». «Будем ли ожидать, чтобы и нам когда-либо, подобно современникам Ноевым, произнесена была проповедь уже не на земли, а во аде? Но возлюбленный Спаситель наш, Который один имеет ключи ада и смерти, только раз, по уверению слова Божия, сходил во ад со Креста, в день настоящий [Великой Субботы]. Будем ли воображать, что Он для нас паки сойдет туда уже не со Креста, а с престола славы Своея? Нет, Он явится всем уже тогда, как предстанет пред Ним на Суд весь род человеческий, в конце мира; явится уже не для проповеди , а для произнесения суда последнего. Будем же соделовать спасение своё на земле: будем пользоваться теми средствами, кои предоставлены нам ко спасению в слове Божием и таинствах Святой Церкви» 74 . Указанное выше новое учение противоречит словам апостолов, говоривших, что Господь быв умерщвлён по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал ( 1Пет.3:18–19 ); сказано: восшед на высоту, пленил плен и дал дары человекам. А «восшёл» что означает, как не то, что Он и нисходил прежде в преисподние места земли? Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить всё ( Еф.4:8–10 ). Ясно сказано – «проповедал», а не «проповедует», и «нисходил в преисподние места», после чего «восшёл», а не «постоянно нисходит» или «нисшёл и пребывает в преисподней». О том, где Христос пребывает, апостол Пётр говорит вполне определённо: восшед на небо, пребывает одесную Бога ( 1Пет.3:22 ). Столь же определённо говорит и свт. Кирилл Александрийский : «Неприлично сказать, чтобы божественная душа [Иисуса Христа] была задержана во вратах ада. Она не была оставлена во аде, как сказал божественный Пётр» 75 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

– Так что же посоветовать молодым людям, ищущим благого супружества? – Не думаю, что я дам неосуществимый совет, если скажу о том, что должно молиться. Счастье должно быть вымолено, и пусть ни у кого не будет и малейшего сомнения, что молитва постоянная, совершаемая с терпением и верою, будет услышана. Господь всегда исполняет наше прошение, только бы мы не ограничивали Божие всемогущество своим маловерием, и ропотом: «Вот я молилась месяц, и ничего не вышло. Значит Бог не слышит меня, не хочет исполнить мое прошение». Святые не допускали никогда подобных мыслей, но знали: бесконечно Премудр, Благ и Силен Тот, Которого просим, – а значит, Он исполнит наше прошение тогда и так, как это будет Ему угодно и полезнее всего для нас. – Насколько важны в верующей семье половые воздержания в период постов? Или это не является обязательным? – О воздержании христиан-супругов говорит апостол Павел: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1 Кор. 7:5 ). Мы видим, что супружескую близость ап. Павел не порицает, а наоборот, призывает супругов не уклоняться друг от друга. Но, говорит апостол, должно быть в ваших отношениях и время воздержания – для упражнения в посте и молитве. Но время это, опять же, по мнению богомудрого Павла, должно быть определено супругами – по согласию. Святой Тимофей Александрийский также напомнил слова ап. Павла и добавил, что время воздержания должно быть непременно в субботу и воскресенье, потому что в эти дни совершается в храмах Литургия. Больше никаких канонических предписаний на этот счет святыми отцами сделано не было. В Русской Церкви авторитетные иерархи говорили, что воздержание от супружеского общения следует проводить лишь одну пасхальную неделю и рекомендовали также воздерживаться в первую и Страстную недели. В Социальной доктрине Русской Православной Церкви, принятой на соборе в 2000 году, на эту тему говорится так: «Очевидно, что решения в этой области супруги должны принимать по обоюдному согласию, прибегая к совету духовника».

http://azbyka.ru/semya/byvaet-li-schastl...

1137. Четьи-Минеи, 4 февраля. 1138.  …худые сообщества развращают добрые нравы (1 Кор. 15. 33). 1139. Наставление 9. Издание 1844 года. 1140. Epistola 22 ad Evstochium. 1141. Таким образом тогдашний архиепископ Александрийский Феофил объяснил слова и поступок Преподобного римской знаменитости. Римлянка, услышав объяснение, удовлетворилась и успокоилась. Алфавитный патерик. 1142. Отрывок послания к монахам. Библиотека Галланда. Том 7, с. 242. 1143. 7 наставление монашеское. Том 1. 1144. Суд. 16. 4–21. 1145. Гал. 3. 28. 1146. Быт. 3. 12. 1147.  …потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей века сего, против духов злобы поднебесных (Еф. 6. 12). 1148. 1 Пет. 5. 8. 1149. Рим. 8. 38. 1150. Иез. 28. По объяснению преподобного Кассияна Римлянина. 1151. Ис. 14. 13, 14. 1152. Ис. 14. 12, 15; Еф. 6. 12. 1153. Откр. 12. 4. 1154. Преподобный Макарий Великий. Слово 4, гл. 7. 1155. Беседа о духах преподобного Антония Великого. Четьи Минеи, 17 января. 1156.  …ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей (Быт. 3. 14). 1157. Страдание святых мучеников Тимофея и Мавры. Четьи-Минеи, 3 мая. То же можно видеть и во многих других житиях. 1158. Догматическое богословие Православной Кафолической Восточной Церкви, § 106. Также: святой Иоанн Златоуст, Беседа на Деяния Апостольские 26, Деян. 12. 15. Житие преподобного Василия Нового, Четьи-Минеи марта 26 Дня. 1159. Алфавитный патерик. 1160.  Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему (Пс. 118. 25). 1161. Беседа 8 на Послание к Римлянам. 1162. Житие преподобного Макария Великого. Четьи-Минеи, 19 января. 1163. Алфавитный патерик. 1164. Ответ 69. 1165. Мф. 12. 44, 45. 1166. Лествицы Слово 18. 1167. Sancti Cassiani collatio, XXIV, cap. IV. 1168. Патерик Афонский, ч. 1, с. 187. Издание 1860 года. 1169. Алфавитный патерик. 1170. Упомянутые преподобные иноки пребывали в непрестанной молитве, и потому они занимались рукоделием вместе с молитвою — с чтением наизусть псалмов или с поучением, то есть с повторением какой-либо краткой молитвы, преимущественно Иисусовой — вне того времени, которое определено было собственно на молитву или на совершение молитвенного правила. Вставая на молитву, они оставляли рукоделие, как свидетельствует святой Иоанн Лествичник: «Никому не должно при молитве заниматься рукоделием, в особенности же делом (делом здесь названо занятие, отвлекающее к себе внимание инока), этому ясно научил Ангел великого Антония». Слово 19.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

117 Киринеянин (Σμων о Κυρηναος, из Кирены или Киринаики в Египте) – упоминается в Евангельской истории; о нём в Евангелии сообщается: «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» ( Мф.27:32 ); «И заставили проходящего некоего Киринеянина Симона, отца Александрова и Руфова, идущего с поля, нести крест Его» ( Мк.15:21 ); «И когда повели Его, то, захватив некоего Симона Киринеянина, шедшего с поля, возложили на него крест, чтобы нес за Иисусом» ( Лк.23:26 ). Согласно Священному Преданию имел двух сыновей: Руфа – апостола от 70-ти, и Александра – священномученика, пострадавшего в Карфагене. 118 Синклитикия Александрийская (για Συγκλητικ, III-IV вв.). Святая Синклитикия стала основательницею пустынного общежития для дев и жен. Сохранились наставления и поучения преп. Синклитикии. (Житие – см. «Жития святых подвижниц Восточной Церкви». – СПб., 1885). Память – 5 января по ст. ст. 119 «Что же нам делать, чтобы избежать этих козней диавольских? Мы должны стать мудры, как змии, и просты, как голуби ( Мф.10:16 ), то есть мы должны употребить благоразумие против тех ловушек, какие нам готовит диавол. Христос заповедал нам быть мудрыми, как змии, чтобы мы могли различить все козни диавольские. Простота голубя указывает на чистоту наших дел, поскольку каждое доброе дело отсечёт зло и не смешается с ним». (Свт. Афанасий Александрийский «Жизнь и наставления преподобной Синклитикии Александрийской »). 120 старец Иосиф – знаменитый афонский подвижник Иосиф Исихаст (1898–1959, в миру – Франциск Коттис) родился на о. Парос, в Левках. Придя на Святую Гору, принял постриг в великую схиму от о. Ефрема в Катунаках, в каливе Благовещения. Одна из основных фигур православной духовности XX столетия. Ведя тихое существование, он, тем не менее, имел огромное влияние: был одним из главных возобнови- телей образа жизни исихастов, в частности, делания Иисусовой молитвы. После его смерти, ученики старца распространили плоды этого влияния на Афоне, а затем и по всей Греции, на Кипре и вплоть до Северной Америки. Канонизирован как месточтимый святой на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

127 Это послание св. Лев (память которого Церковь празднует 18 февраля) написал св. Флавиану Константинопольскому против монофизитов. Рассказывают, что после того как Лев составил послание, он положил его на гробницу св. ап. Петра и с постом, бдением и молитвой умолял апостола исправить послание, если в нем есть какая-то ошибка. Апостол явился ему и сказал: «Я исправил его». Отрывок из этого послания, содержащий точное и возвышенное богословие о двух природах и одной ипостаси Христа, дословно звучит так: «Та и другая форма действует в общении с другой, как каждой свойственно: Слово совершает то, что свойственно Слову, а тело исполняет то, что свойственно телу. Одно из них блистает чудесами, другое подверглось поруганиям. Как Слово неотделимо от славы Отчей, так тело не утратило естества нашего рода. Ибо один и тот же истинно и Сын Божий, и истинно Сын Человеческий. Бог, потому что в начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог ( Ин. 1:1 ), а человек, потому что Слово стало плотию, и обитало с нами ( Ин. 1:14 )» (ACO//TLG 5000/003. 2. 1. 1, 14. 27–15. 6). Вот почему после прочтения этого послания на настоящем Соборе отцы воскликнули: «Это вера отцов! Это вера апостолов! Петр возгласил сие через Льва» (Ibid.//TLG 5000/003. 2. 1. 2, 81. 24, 26). По этой причине послание назвали даже оплотом православия. Об этом послании еще пишет Софроний Иерусалимский : еп. Феодор (чья епископская область находилась в Ливии), будучи кувикуларием Александрийского патриарха Евлогия, увидел во сне высокого человека, вызывающего большое уважение и благоговение. Этот человек сказал ему: «Извести патриарха Евлогия, что пришел папа Римский Лев, дабы с ним встретиться». Феодор тотчас побежал к патриарху и передал ему сказанное. И вот, встретившись, они поприветствовали друг друга, и спустя немного Лев сказал Евлогию: «Знаешь, зачем я пришел? Я пришел поблагодарить тебя за то, что ты весьма хорошо уразумел мое послание и отстоял его. Теперь знай, что ты оказал великое благодеяние не только мне, но и верховному Петру». Сказав это, он стал невидим. Утром Феодор рассказал об этом Евлогию, а тот со слезами возблагодарил Бога, соделавшего его проповедником истины (Досифей. Двенадцатикнижие. С. 527). Названный же Евлогий жил при императоре Маврикии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

160 Верь до абсурда (лат.) 161 См.: Мф. 8:22—26. 162 «Ревность есть необходимое условие и непременная сторона любви… она признается лишь необходимым выражением, или, точнее сказать, лишь необходимою стороною сильной любви» (Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 469, 481). 163 «Положи меня (говорит любовь), как печать, на сердце твое, как перстень, на руку твою: ибо крепка, как смерть, любовь; люта, как преисподняя, ревность; стрелы ее — стрелы огненные; она — пламень весьма сильный. Большие воды не могут потушить любви, и реки не зальют ее» (Песнь Песней. 8:6—7). 164 Точнее, «огонь поедающий» (Ис. 30, 27). «Ибо Господь, Бог твой, есть огнь поядающий, Бог ревнитель» (Втор. 4:24). 165 «Многообразие религиозного опыта» — название трактата У. Джемса (рус. пер.: М., 1910). 166 Мф. 23:13—16, 25—27, 33. 167 «Кафолический, — по определению П. А. Флоренского, — есть всеединый» (Флоренский П. А. Понятие церкви в Священном Писании//Богословские труды. М., 1974. Сб. 12. С. 128—130). — 52 133 О понимании С. Н. Булгаковым социологии см. в параграфе «Социологизм и историзм» в седьмой главе «Философии хозяйства» (М., 1990. С. 201—207). См. также: Булгаков С. Н. Христианская социология//Вестник РХД, 1991. 161. С. 5—59. 168 Слова православной молитвы, которую читает дьякон за литургией верных перед «Верую». См.: Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. М., 1914. С. 86. «Три голоса громче других слышатся в Европе, — писал А. С. Хомяков в 1858 г. — «Повинуйтесь и веруйте моим декретам» — это говорит Рим. «Будьте свободны и постарайтесь создать себе какое–нибудь верование», — говорит протестантство. А церковь < Православия. — В. С. > взывает к своим: «Возлюбим друг друга да единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа» (Хомяков А. С. Сущность западного христианства. Montreal, 1974. С. 205) 169 На Эфесском соборе 449 г. под председательством александрийского епископа Диоскора было осуждено учение папы Льва I о двух природах в одном лице («дифизитство») и отлучен константинопольский епископ Флавиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=726...

5) Как Кивот торжественно провожался с трубным гласом и пением, так и святыня христианская – крест, хоругви и св. образа сопровождаются колокольным звоном, по примеру трубного гласа ( Псал. 10:1–10 ), и умилительным пением священных песнопений. 6) Прообразы крестных ходов видим из Библии: Иис. Нав. 3:3 : «И дали народу повеление, говоря: когда увидите Ковчег Завета Господа Бога вашего и священников (наших и) левитов, несущих его, то и вы двиньтесь с места своего и идите за ним. Прообразы крестных ходов наших совершали также благочестивые пари: Давид: 3Цар. 6:1–3;13:15 ; 1Пар. 13:1–7;15:29 и Соломон: 3Цар. 8:1–5 ; Парал. 5:2–6. 7) Установителем крестных ходов в Новом Завете был Сам Господь наш Иисус Христос: «И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое лобное, по-еврейски Голгофа» ( Иоан. 19:17 ). Продолжателем сего божественного крестоношения был Симон Киринейский: «Выходя, они встретили одного киринеянина, по имени Симона; сего заставили нести крест Его» ( Мф. 27:32 ). На крестоношение указывает и апостол, когда говорит: «Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание» ( Евр. 13:13 ). 8) Как у воинов в сражении при виде знамени возгорается с большею силою храбрость и преданность царю и отечеству, так и дух христианина при виде торжественного крестного хода невольно воспламеняется любовью к Богу и возгорается служить одному Ему. 9) Объяснить Иерем. 10:2–5. приводимое сектантами при отрицании крестных ходов, где говорится об идолах, кумирах, т. е. ложных богах и, ничего не имеющих общего с хоругвями и св. иконами. XLVI. О судах и судьях «Не судите, да не судимы будете. Ибо, каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» ( Мф. 7:1–2 ). 1) Из этих слов Господа видно, что одно и тоже в равной мере терпят, и кто судит, и кто мерит. Изъясняя эти слова, св. Афанасий Александрийский учит: «Впрочем говорит сие не в том смысле, в каком понимают еретики, обманывая самих себя, и не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают ( 1Тим. 1:7 ). Ибо, разрешая за деньги приносящих неразумное и гибельное покаяние, готовы они утверждать, что не должно судить и того, кто сделал смертный грех , потому что Господь сказал: «не судите, да не судимы будете».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   «В Господе Иисусе Христе мы не отделяем человека от Божества, — пишет святой Григорий Богослов Кледонию, — но исповедуем, что один и Тот же прежде не человек, а Бог и Сын единый предвечный, не имевший ни тела, ни чего-либо телесного, но в последние дни соделавшийся человеком ради нашего спасения; причастный страданию по плоти, непричастный страданию по Божеству; ограниченный по плоти, безграничный по духу; одновременно земной и небесный, видимый и невидимый, объемлемый и необъемлемый — дабы в одном и Том же Лице, Которое есть совершенный Бог и совершенный человек, был восстановлен весь человек, подпавший под грех... Если же кто-то утверждает, что плоть Спасителя сошла с небес, а не от земли и не от нас, — да будет анафема. Ибо слова Священного Писания «второй человек — Господь с Неба, каков небесный, таковы и небесные» (1Кор.15:47, 48) и «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин.3:13), — эти слова и им подобные надобно разуметь сказанными по причине сочетания с небесным; равно как и сказанное, что «все» начало быть через Христа (1Кор.8:6; Ин.1:3) и что Христос вселяется в наши сердца (Еф.3:17), — относится не к видимому естеству в воплощенном Боге, а к невидимому, духовному, потому что сопряжены как естества, так и имена, и одно переходит в другое по закону теснейшего соединения».    Облагодатствованная мысль святого Кирилла Александрийского вся пребывает в сердце Богооткровенной истины об общении свойств двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа. «Тело Господа Иисуса не сошло с неба, но — от Девы. Мы имеем многочисленные доказательства в Священном Писании о том, что плоть и Слово не разобщены, а сопряжены воедино и каким-то образом сочетаются свойства их естеств. Так, Спаситель говорит Никодиму: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий» (Ин.3:13). Иудеям же, насмехавшимся над Спасителем, после того как Он им сказал, что Его плоть животворящая, Он ответил: «Это ли соблазняет вас? Что же, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде?» (Ин.6:62). Плоть Господа Христа — животворящая по причине соединения с Живым и с неба пришедшим Словом».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Если Христос — не Бог, то разве мог Он по сущности и по действию быть равным Богу Отцу и Богу Духу Святому; и разве мог Он быть осуществлением и исполнением всех Божиих обетований (см. 2Кор.1:19—22)? «Как Христос — не Бог,— говорит святой Кирилл Александрийский,— если Он есть «благоухание познания» Отчего (2Кор.2:14)? Ведь в естестве человека нельзя найти благоухания Божией природы, но как запах человечества ясно обозначает человека, так и благоухание Божества обозначает Бога. А если Христос именуется благоуханием Отца, что Он и есть на самом деле, как тогда Он — не Бог; ведь именно для спасения людей Слово Бога Отца и сделалось человеком?»    Если Христос не Сын Божий и не образ Бога, как тогда в Нем открыто Божие Евангелие; как тогда силой Его Духа и через веру в Него «мы преображаемся в тот же образ от славы в славу» (2Кор.3:15, 4:6)? Христос и потому Бог, что всем нам должно явиться на Его суд, «чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое» (2Кор.5:10). Как Христос — не Бог, если, восприняв на Себя грех мира, Он примирил мир с Богом и дал нам «служение примирения» (2Кор.5:15—21)? «Христиане суть храмы Бога Живого (см. 2Кор.6:16), ибо в них обитает Дух Святой, именуемый Духом Христовым, по реченному: «кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим.8:9); как тогда Христос — не Бог?» Если Христос — не Бог, как святой апостол Павел был восхищен Христом до третьего неба, вознесен в рай и слышал там неизреченные глаголы (см. 2Кор.12:1—10)? Если бы Христос не был Богом и Его Евангелие — Евангелием Божиим, то разве апостол Павел утверждал бы столь решительно, что это Евангелие — «не по человеку»; и разве так страшно и беспощадно проклинал бы он желающих «превратить благовествование Христово» (то есть исказить Христово Евангелие) и проповедовать его иначе (см. Гал.1:6—12)? Если Христос — не Бог, как тогда верой в Него человек оправдывается; и как, живя Христом, он живет Богом (см. Гал.2:19—20)? Если Христос — только человек, как тогда вера в Него упраздняет ветхозаветный закон, закон Божий (см. Гал.3:5—25)? Если Христос — не Сын Божий и не Бог, то как мы крещаемся в Него, как и в Бога Отца и Духа Святого; и как верой в Него все в Него крещающиеся становятся сынами Божиими (см. Гал.3:26—27)? Христос как Единородный Сын Божий Духом Своим усыновляет людей Богу, делает их Божиими наследниками, являет Собой Бога, преподает знание о Боге,— как тогда Он не Бог (см. Гал.4:4—9)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010