Вступившим в Церковь ап. Павел пишет: «Вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога Живого, к небесному Иерусалиму и тьмам ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев , написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства , и к Ходатаю Нового Завета Иисусу, и к крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева» ( Евр.12:22–24 ) (к жертве Святой Евхаристии)... «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу с благоговением и страхом» ( Евр.12:28 ). Этот образ Церкви в Ее целом есть изображение соборности Церкви. Церковная соборность в ее наивысшем значении есть духовное единение в вере и молитве не только с земными, но и с небесными членами Церкви. Соборность есть целость, целокупность Церкви, при коей «небесная срадуются земным, земная сликовствуют небесным». На земле – молящаяся Церковь спасаемых, в небе – вспомоществующая ей Церковь святых: обе – славящие Господа; земное – «аллилуиа», соединяющееся с небесным «Свят, Свят, Свят». Не смешиваем областей Церкви. Знаем, что земля и небесный мир – две разные формы бытия: там, на небе, бестелесность и святость; здесь, на земле, тело, физическая смерть, грех , внутренняя борьба, покаяние; там достигшие, здесь ищущие достигнуть; там увидевшие, здесь ждущие увидеть; там жизнь более видением, здесь верою; там Церковь в духовном виде, здесь в видимых формах священнодействий, иерархии и внешности церковной. И все же, различие это не в самом главном. В главном остается единство, именно: жизнь одна – жизнь вечная; цель одна – совершенствование, ибо «люди и ангелы, творение Божие, получили от Него благословение усовершаться чрез упражнение в добродетели» (слова Александра Александрийского , борца против арианства); призвание одно – славить Бога; путь один – святость. Церковь на земле – Божий сад. Может ли быть, чтобы он всецело лишался своих плодов, чтобы все наиболее достойное отнималось от Церкви? Церковь не есть только место очищения: Церковь есть Божие жилище ( Евр.3:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Но под видом благоразумного спокойствия чаще всего распространяется теперь в обществе легкомыслие и равнодушие в отношении к вере, тот вид душевного настроения, который на языке богословском называется теплохладностью. Не высоко нравственное достоинство этого настроения. Имеется в Священном Писании строгое слово для людей этого склада. Именно, в нем говорится следующее: Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих ( Откр.3:1416 ). Замечательно, что эта теплохладность в отношении к вере и Церкви наиболее стала обнаруживаться в русском образованном обществе именно тогда, когда к нам, как к членам истинной Церкви Христовой, стали простирать свои руки разные христианские общества, каковы старокатолики, европейские и американские англикане, несториане, копты и другие, ища в Русской Церкви союза с Вселенской Церковью. Достаточно вспомнить последние разительные факты: присоединение к Православной Русской Церкви несторианского епископа Мар Ионы с его многотысячной паствой в 1898 году; недавнее посещение России американским епископом Графтоном в сообществе английского богослова Биркбека и выраженное ими при этом почтение Русской Церкви; образование среди английского духовенства Никейского союза для сближения с Восточной Церковью, а также обнаружившееся в последнее время тяготение к нашей Церкви чехов. В оправдание своей теплохладности ссылаются иногда на обетование Спасителя о том, что Церковь Его врата адова не одолеют ( Мф.16:18 ). Говорят поэтому, что миссионерские усилия отстаивать святую веру – напрасный и малоценный труд. Говорят еще, что усиливающиеся защищать веру и Церковь тем самым обнаруживают слабость своей веры и бессилие Церкви. Мыслящие так упускают из внимания действительные события из жизни Церкви Христовой. Мы спросим их: где теперь такие процветавшие в первые века Христианские Церкви, как Карфагенская, Александрийская и Малоазиатская? От одних из них и следа не осталось, от других существуют слабые остатки – все залито и уничтожено морем магометанства.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

Критика Е.П. Блаватской и ее «махатм» христианства приводит их к нижеследующему выводу: «…метафорическое падение и такое же метафорическое Искупление и Распятие, повело Западное Человечество путями, по колено в крови. Хуже всего, что они привели их к вере в Злого Духа…» 72 . По крайней мере, здесь честно выражена позиция теософов: Иисус Христос , о Котором нам рассказывает Священное Писание, для Е.П. Блаватской и ее «махатм» – «Злой Дух». Это многое говорит христианам о природе тех духов, с которыми контактировала Е.П. Блаватская, и о духовной участи последователей теософии: «…а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин.4:3 ); «но кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению. [Сие сказал Он], потому что говорили: в Нем нечистый дух» ( Мк.3:29–30 ). 6. Теософское учение о Пресвятой Троице Обычно очень многие «мыслители», создающие собственные «религии» или пытающиеся толковать православные догматы вне Священного Предания Православной Церкви, не понимают православное учение о Пресвятой Троице. Прежде чем мы перейдем к рассмотрению теософского учения о Троице, а лучше сказать, фантазий теософов о Пресвятой Троице, скажем несколько слов о православной триадологии. Что мы знаем о Пресвятой Троице? Немного. Бог Один и Един, но троичен в Лицах. В Боге одна сущность, но Три Лица (Ипостаси). Сущность Божия непознаваема; определить Кто есть Бог и как Он есть, не может никто. Лица Пресвятой Троицы отличаются ипостасными свойствами: Отец нерожден, Сын предвечно рождается, Дух Святой исходит от Отца. Понять жизнь Пресвятой Троицы невозможно. Троица – это не три отдельных Бога и не один Бог , проявляющий Себя в разных Лицах на разных этапах творения. Это именно Один Единый Бог в Трех Лицах. Теперь рассмотрим теософское понимание христианского учения о Пресвятой Троице: «Эта троица, превращающаяся в Единство, – доктрина такая же древняя, как мир мысли – была заимствована некоторыми ранними христианами, которые слышали о ней в Александрийских школах и превратили ее в Отца или зарождающего духа, Сына или материю – человека, и в Святого Духа, нематериальную сущность или вершину равностороннего треугольника – идея, находимая и по сей день в пирамидах Египта» 73 . Некое «Единство» (теософское первоначало, дух) погружается в материю, облекается плотью. Получив духовный опыт постижения материи, пройдя эволюционный цикл сквозь нее, опять становится духом. Никакого отношения к христианскому учению о Пресвятой Троице эта трактовка не имеет. Обвинять христиан в заимствовании здесь бесполезно, потому что такого учения о Троице в Церкви никогда не было.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/teosofij...

Но все эти наименования по-разному обозначают одно и то же; грешные души в загробной жизни находятся в месте осуждения и гнева Божия; они мучаются – и причем в известном месте. При этом хотя нашу земную категорию пространства нельзя применить к загробной жизни и миру, однако несомненно то, что ограниченность – это свойство человеческой души, потому что только Бог безграничен и вездесущ. В соответствии с этим и место мучения грешных душ имеет известные границы, которые нельзя перейти (ср. Лк.16:26 ). Священное Писание говорит, что Иуда после смерти отошел «в свое место»– ες τον τπον τον διον ( Деян.1:25 ); а грешный богач из ада просит патриарха Авраама послать Лазаря в дом отца его и засвидетельствовать его братьям, чтобы и они не пришли в это место мучения – ες τον τπον τουτον τς βασνου ( Лк.16:28 ). Основная Богочеловеческая истина: в Церкви все мы принадлежим Владыке Христу и через Него – друг другу. Ибо никто из нас не живет для себя и никто не умирает для себя; а живем ли – для Господа живем, умираем ли – для Господа умираем. И потому, живем ли, или умираем, – всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми, и над живыми ( Рим.14:7–9 ). И мы на земле, и наши усопшие в загробном мире – составляем единое Богочеловеческое Тело Церкви, которое есть полнота Наполняющего все во всем ( Еф.1:28 ). И в этом всеобъемлющем Теле каждый из нас имеет свое место, и своей жизнью участвует в соборной жизни Церкви, и живет в ней как существо личное. Однажды святой Макарий Александрийский спросил Ангелов, сопровождавших его по пустыне: «Так как святые Отцы передали, чтобы в Церкви совершалось приношение Богу за усопшего: в третий, девятый и сороковой день, – то какая от этого бывает польза для души покойника?» Ангел ответил: «Бог не попустил ничему непотребному и неполезному быть в Своей Церкви. Ибо когда в третий день бывает приношение в Церкви, то душа умершего получает от стерегущего ее Ангела облегчение в скорби, которую она чувствует по причине разлучения с телом; получает потому, что за нее совершено в Церкви Божией славословие и приношение, так что в ней рождается благая надежда.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

И если чудеса антихриста и его слуг, как мы прочитали у Брянчанинова, «не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения» , то любое чудо веры, – а подлинное чудо всегда есть чудо веры, – напротив, предлагает нам и цель и направление для исполнения воли Создателя в этой нашей земной жизни, которая и дана нам для того, чтобы мы, отвергнув ложь дьявола, его прельщение и обман, обрели истинный смысл бытия в Боге и с Богом. Святой Кирилл Александрийский пишет: «Если кто в той утвержденной на Вселенских Соборах правде пребудет, спасен будет, а кто отступит или в чем погрешит, дерзко то отрицая, погибнет во веки» 212 . Согласно с ним и преподобный старец Паисий (Величковский) наставляет нас: «Святость истинных святых мужей познается не просто от чудес (ибо и язычники, и еретики могут творить чудеса с помощью диавола), но от истинной православной веры, от тщательного хранения Божественных догматов и от соблюдения всех апостольских и соборных правил и преданий Православной Церкви, и от непорочного жительства по евангельским и отеческим заповедям» 213 . Также и святой Киприан Карфагенский учит и наставляет нас: «Большое, конечно, дело, и достойное удивления – пророчествовать, изгонять бесов и производить великие чудеса на земле; но совершающий все это не достигнет Царства Небесного, если не будет идти прямым и истинным путем» 214 . Ложными чудесами, пишет святитель Андрей Кесарийский в своем «Толковании на Апокалипсис», прельстятся те, «которые имеют постоянное пребывание сердца на земле; приобретших же жительство на небе не обольстит чувство, ибо они совершенно утверждены предсказаниями о его (антихриста) пришествии » 215 . Собственно говоря, именно о современных нам харизматиках-монтанистах и сказано в Нагорной проповеди Сына Божия: «Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» ( Мф.7:21–23 ). То есть чудеса, совершаемые людьми, ничего не значат и ничего не решают, ибо мы не всегда можем догадаться, что стремлением к эффектному чуду может быть и банальное вожделение, харизматический блудный зуд, о чем святитель Игнатий Брянчанинов со всей определенностью заявляет: «...желающие совершать знамения желают этого по плотскому разгорячению, по увлечению не понимаемыми ими страстями, хотя, может быть, и представляется им, что они руководствуются ревностью к делу Божию. В таком же состоянии самообольщения и разгорячения находятся и те, которые хотят видеть знамения» 216 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Ипполит Римский (О Христе и Антихристе, 26): “Показывает власть, данную Отцом Сыну (Мф 28:18), Который поставлен царём небесных, земных и преисподних (Флп 2:10) и судиёю всех. Небесных потому, что Слово Отца существовало прежде всех, земных — потому, что Оно родилось человеком в человеках, обновляя Собою Адама, преисподних — потому, что Оно в мёртвых вменилось, благовествуя душам святых (1 Пет 3:19) и смертию Своею побеждая смерть”. Ориген (О началах, 2.5.3) обличает еретиков такими словами: “пусть не уклоняются в то, что они говорят, будто Бог, воздающий каждому по заслугам, воздаёт злом за зло по ненависти к злым, а не потому, что согрешившие нуждаются во врачевании более или менее суровыми средствами, и по этой причине к ним применяются меры, в настоящее время под видом исправления причиняющие, по-видимому, чувство страдания. Они не читают, что написано о надежде погибших в потопе, о каковой надежде сам Пётр, в своём первом послании, говорит так: и Христос, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды. Так и нас ныне подобное сему образу крещение спасает (1 Пет 3:18–21)”. Косвенно подтверждают такое толкование и другие авторы, которые, не ссылаясь прямо на 1 Петра, говорят о сошествии Христа во ад и о Его проповеди умершим как о принципиально важном элементе христианской веры. Об этом, к примеру, пишут Иустин Мученик (Диалог с Трифоном иудеем, 72.1), Тертуллиан (О душе, 7.3); анонимный апокриф “Послание апостолов” (27); священномученик Ириней Лионский (Против ересей, 4.27.2: “Господь нисшёл в преисподняя земли, благовествуя и здесь о Своём пришествии и объявляя отпущение грехов верующим в Него”; см. также Против ересей, 3.20.4; 4.33.1; 4.33.12; 5.31.1) При этом Долтон утверждает, что до Климента Александрийского христианские богословы вовсе не связывали схождение Христа во ад с этим отрывком; мы в самом деле не можем найти таких цитат, которые бы на это указывали. Зато о том, какую существенную роль играет в православной традиции тема сошествия Христа во ад, существует работа, в которой, в частности, сказано: “В богослужебных текстах Православной Церкви неоднократно подчёркивается, что, сойдя во ад, Христос открыл путь ко спасению для всех людей, а не только для ветхозаветных праведников” 4 .

http://pravmir.ru/chto-i-komu-vozveshhal...

«Он всегда ставил других выше себя» Памяти епископа Кисумийского и Западнокенийского Афанасия († 4.01.2019) Монах Силуан (Браун) Епископ Кисумийский и Западнокенийский Афанасий. Фото: Orthodox Africa В начале декабря минувшего года мы просили молитв о тяжко болящем епископе Кисумийском и Западнокенийском Афанасии из Александрийской Православной Церкви, который к тому времени уже три недели находился в отделении реанимации больницы святого Винсента (Викентия) города Вустер штата Массачусетс (США). Как только появилась новость о болезни епископа Афанасия, социальные сети наводнили воспоминания многих верующих и слова похвалы в адрес владыки, который, по общим отзывам, был искренним и смиренным пастырем своих духовных овец. Миллионы людей во всем мире молились о его здравии. Но, как оказалось, не было на то Божией воли, чтобы архипастырь получил исцеление, и 4 января преосвященный епископ Афанасий отошел ко Господу. Причиной смерти стала редкая форма рака крови. Монах Силуан (Браун), основатель «Православной Африки» – организации, спонсирующей различные православные миссии, приюты и школы на африканском континенте, был лично знаком с почившим владыкой и поделился своими воспоминаниями о нем. Вечная память владыке Афанасию! «Ибо не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется: мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь – возраст старости. Как благоугодивший Богу, он возлюблен, и, как живший посреди грешников, преставлен, восхищен, чтобы злоба не изменила разума его, или коварство не прельстило души его. Ибо упражнение в нечестии помрачает доброе, и волнение похоти развращает ум незлобивый. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета; ибо душа его была угодна Господу, потому и ускорил он из среды нечестия. А люди видели это и не поняли, даже и не подумали о том, что благодать и милость со святыми Его и промышление об избранных Его» (Прем. 4: 8–15). Первой моей реакцией на болезнь епископа Афанасия была молитва, и, как только я начал молиться, мне на ум пришла приведенная выдержка из книги Премудрости Соломона. Эти стихи всегда поражали и поражают меня: возможно, из-за опасностей, с которыми мне приходится сталкиваться в жизни, или ввиду желания «быть взятым от среды нечестия». Так или иначе, меня всегда особенно привлекает этот отрывок. Могу с точной определенностью сказать, что за всю свою жизнь не встречал никого, кто бы так полно воплотил в себе эти слова, как владыка Афанасий.

http://pravoslavie.ru/118648.html

Преимущества сохранивших благодать святого крещения Плодом доброго воспитания является сохранение благодати святого крещения. Кто сохранил благодать крещения, кто посвятил себя Богу с первых лет жизни, тот имеет перед другими следующие преимущества: Православная семья Духовные основы православной семьи Священное Писание о таинстве брака Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…” ( Быт. 1, 28 ). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность брака, отмеченную в Законе ( Лев. 20, 10 ), но и возвел его в степень таинства: “И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает” ( Мф. 19, 3-6 ). Выйдя в мир на Свое открытое служение роду человеческому, Он явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Кане Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами. “Сам Бог соединяет освящаемых таинством и посреде их присутствует”, — говорит о святости брака Климент Александрийский . “От Тебе бо сочетавается мужу жена”, — сказано в молитве чина обручения. И там же: “Сам, Господи, ниспосли руку Свою и сочетай”. Господь освящает сочетание супругов в таинстве брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа и Церкви.

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnaya-peda...

Разделы портала «Азбука веры» Игумен Георгий (Шестун) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Рождение православной семьи происходит в таинстве брака. Брачный союз мужчины и женщины установлен Самим Творцом в раю после создания первых людей, которых Господь сотворил мужчиной и женщиной и благословил словами: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…» ( Быт.1:28 ). В Ветхом Завете многократно выражается воззрение на брак, как на дело, благословляемое Самим Богом. По пришествии Своем на землю Господь Иисус Христос не только подтвердил неприкосновенность брака, отмеченную в Законе ( Лев.20:10 ), но и возвел его в степень таинства: «И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший в начале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф.19:3-6 ). Выйдя в мир на Свое открытое служение роду человеческому, Он явился с Матерью Своею и учениками на брачный пир в Кане Галилейской и сотворил там первое чудо, претворив воду в вино, и присутствием Своим освятил этот и все брачные союзы, заключаемые верными и любящими Бога и друг друга супругами. «Сам Бог соединяет освящаемых таинством и посреде их присутствует», – говорит о святости брака Климент Александрийский . «От Тебе бо сочетавается мужу жена», – сказано в молитве чина обручения. И там же: «Сам, Господи, ниспосли руку Свою и сочетай». Господь освящает сочетание супругов в таинстве брака и сохраняет нетленным союз их душ и телес во взаимной любви по образу Христа и Церкви. Святое христианское девство и святое таинство брака – вот два пути, указанные верным в Слове Божием ( Мф.19:11-12 ; 1Кор.7:7-10 ). Церковь благословляла всегда оба эти пути и осуждала, как известно, порицателей того и другого.

http://azbyka.ru/semya/duhovnye-osnovy-p...

Святитель Игнатий (Брянчанинов) учит, что ложные знамения и чудеса будут « действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его ». И это напоминает прельщение нашей праматери Евы, о которой сказано: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» ( Быт.3:6 ). Святитель Игнатий, также писал о прельщениях последнего времени: « Не сообразят человеки, что чудеса его (антихриста) не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они – чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием пустого, глупого эффекта ». А разве эффект и стремление к нему не являются стимулом деятельности современных людей? Конечно, ДА! И мы должны пробудить в сознании собственном, и особенно сознании подрастающего поколения подлинные духовные краски, которые являет нам православная икона, своею бесстрастностью открывающая для нас подлинные, а не искусственные красоты духовного мира. И если чудеса антихриста и его слуг, как мы прочитали у Брянчанинова, « не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения », то любое чудо веры, а подлинное чудо всегда есть чудо веры, напротив, предлагает нам и цель и направление для исполнения воли Создателя в этой нашей земной жизни; которая и дана нам для того, чтобы мы, отвергнув ложь дьявола, его прельщение и обман, обрели истинный смысл бытия в Боге и с Богом. Святой Кирилл Александрийский пишет: « Если кто в той утвержденной на Вселенских Соборах правде пребудет, спасен будет, а кто отступит или в чем погрешит, дерзко то отрицая, погибнет во веки ». Согласно с ним, и преподобный старец Паисий Величковский наставляет нас: « Святость истинных святых мужей познается не просто от чудес (ибо и язычники, и еретики могут творить чудеса с помощью диавола), но от Истинной Православной веры, от тщательного хранения Божественных догматов и от соблюдения всех Апостольских и соборных правил и преданий Православной Церкви, и от непорочного жительства по Евангельским и отеческим заповедям ». Также и святой Киприан Карфагенский учит и наставляет нас: « Большое, конечно, дело, и достойное удивления – пророчествовать, изгонять бесов и производить великие чудеса на земле; но совершающий все это не достигнет Царства Небесного, если не будет идти прямым и истинным путем ».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010