Брюс М. Мецгер (пресвитерианец) Часть первая. Мир Нового Завета Глава 1. Политическая и социальная среда палестинского иудаизма Первые ученики Иисуса Христа были палестинскими иудеями. Все остальные авторы 27 книг Нового Завета также были иудеями, за возможным исключением Луки. Поэтому, чтобы понять Новый Завет , надо обладать информацией о палестинском иудаизме I века н. э. Эта глава нашей книги будет посвящена его политической и социальной среде, а следующая глава -столь же важной теме, среде культурной и религиозной. Палестина – относительно маленькая страна. Ее площадь составляет примерно 26 ООО квадратных километров. Ее длина – около 240 км, а средняя ширина наиболее широкой, южной, части – около 120 км. К северу она еще уже. Таким образом, Палестина меньше Швейцарии и не достигает даже половины Шотландии. Если взять для сравнения США, то она будет размером примерно со штат Мэриленд и чуточку больше штата Вермонт. Эта земля отличается здоровым климатом, прекрасными пейзажами, а также богатой и плодородной почвой, на которой могут расти фрукты самых разных стран, от заснеженного севера до тропического юга. Отделенная от других стран пустыней, горами и морем, но лежащая у стыка трех континентов, она была провиденциально предназначена стать родиной не только иудаизма, но и вселенского христианства. I. Обзор политической истории Палестины: от Александра Македонского до падения Иерусалима (70 год н. э.) В 586 году стены Иерусалима пали под натиском армий Навуходоносора, город подвергся опустошению, а большинство иудеев – депортации в Вавилон. Полвека спустя Вавилонская империя была сама низвергнута индийцами и персами, и иудейским пленникам разрешили вернуться в Иудею, которая теперь превратилась в одну из персидских провинций. Вернувшись около 537 года до н. э. в Иерусалим, иудеи начали восстанавливать храм, лежавший в руинах. После неоднократных увещеваний пророков Аггея и Захарии здание было окончательно завершено в 515 году до н. э. Впоследствии, под руководством Неемии, были заново построены стены Иерусалима (около 445 года до н. э.).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/novyj-z...

В 1885 году колокольню разобрали, о чем с возмущением упоминал в своих записках Василий Верещагин В 1872-1885 годах на месте разобранной колокольни возвели каменную. Та же участь едва не постигла и самый храм, о чем даже подавалось в 1894 году отношение от Вологодской духовной консистории в Археологическое общество, как это следует из протоколов заседания комиссии по сохранению древних памятников. Комиссия постановила выделить нужную сумму для реставрации церкви 1753 году перестроили Афанасьевскую церковь (в 1904 году поновлялась), а в 1899 отреставрировали Владимирскую К этому времени храм имел уже другое посвящение: во имя свт. Николая с приделом во имя свв. Флора и Лавра. Произошло это потому, что в 1896 году в приходе освятили новый каменный храм с престолами во имя Владимирской иконы Божией Матери, пророка Илии и свт. Афанасия Александрийского До нашего времени сохранился только он. Афанасьевскую церковь разобрали в 1940-е годы, а Владимирскую планировалось перенести в музей «Малые Корелы», но в 1963 году она сгорела от удара молнии. Церковь во имя Владимирской иконы Божией Матери многие исследователи считали одним из самых красивейших храмов Русского Севера Высокая (более 40 м), величественная, она возвышалась над берегом озера. По своей архитектуре церковь весьма характерна для Северодвинских земель начала XVII века. Стройный восьмерик «от пошвы» (т.е. от земли) заканчивался повалом. Венчал его огромный (чуть меньше половины всей высоты) шатер, крытый лемехом. Его облик позволил назвать Владимирскую церковь «одним из возможных кульминационных моментов» в процессе увеличения высоты шатра в деревянном зодчестве данного региона Венцы восьмерика мастера срубили «с остатком» С востока и с запада к восьмерику примыкали прямоугольные прирубы: алтарь и трапезная, перекрытые бочками изящного рисунка. Главный вход в храм был устроен с юга. С запада восьмерик охватывала галерея на столбах, заходившая на северную и южную стороны. На чердаке имелись голосники Почти аналогичную композицию и соотнесение пропорций восьмерика и шатра имели еще несколько храмов начала XVII века Сольвычегодского уезда. Очень сходен с ней Ильинский храм Выйского погоста 1600 года. Его можно назвать непосредственным предшественником интересующей нас церкви, даже высота его почти такая же - около 40 метров. Храм уничтожили в 1930-е годы. Успенская церковь в Нижней Уфтюге (начала XVII века) стояла в том же ряду. Ее облик нам известен только по обмерам и рисункам В.В. Суслова, так как она была разобрана еще около 1885 года Примеры подобных деревянных церквей встречались в этой местности и в более позднее время. Как пример можно привести Георгиевскую церковь в селе Вершины (1672 год). Сейчас она находится в музее «Малые Корелы».

http://sobory.ru/article/?object=37289

Великий Новгород. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы на Михалице. Карта и ближайшие объекты Церковь Рождества Богородицы на Михалице построена в 1379 г. на месте деревянной церкви, построенной по заказу княгини Феодосии - матери Александра Невского. Перестроена капитально в конце 17-го века. Сегодня - это действующий Древлеправославный храм (старообрядческая церковь). Когда то здесь был Михалицкий Богородицкий монастырь. В 1199 году была построена деревянная Церковь Рожества Богородицы в женском Михалицком монастыре, что на Молотковской улице. Основана монастырская церковь была княгиней Еленой, супругой удельного князя Ярослава Владимировича, скончавшегося в год основания монастыря. Старый деревянный храм Рожества Богородицы на Михалице сгорел в пожаре 1377 г., в летописи об этом сказано: «сгоре Церкви от грома святая Богородица на Михалице» (Новгородская первая летопись..., 1950. С. 374). Но уже в 1379 г. на его месте был построен новый, теперь уже каменный храм. Храм основательно был перестроен в 17 веке. При Петре I монастырь упразднен и храм становится приходским. В 1989 г. передан старообрядческой общине ДПЦ. Первая церковь Рождества Богородицы была деревянной. III Новгородская летопись помещает " Сказание о Михалицком монастыре иже нарицается Молотководевичь монастырь " . Смысл названия таков: " Некий благочестивый муж, возвращаясь с пира сильно хмельной, свалился на пути, " на пусте месте спати " . В руке у него был зажат плат, в котором лежала просфора. К спящему подбежали псы, почуяв хлеб, но " огонь паляша их " . Прохожие отогнали собак и поведаша о чуде архиепископу, который и " повеле поставити церковь Пречистой Богородицы честнаго Ея Рождества, также и монастырь составиша на том месте, иже и доныне стоит; а на том месте, идеже огнь схождаше, поставиша святую трапезу в славу и честь Святой Живоначальной Троицы и Пречистыя Богородицы. Название трапезной в честь Троицы ошибочно и другими источниками не подтверждается. О ее построении в конце XII века никаких других сообщений нет). Чудо, якобы, было в 1198 году, т.е. предшествовало построению церкви. Интересны слова " на пусте месте " . Видимо, территория, прилегающая к Михалицкому монастырю в древности была мало заселена. Даже на планах Новгорода, составленных в XVII веке, на территории, ограниченной с севера и востока валом, с юга Никитинской улицей и запада Большой московской дорогой не показано ни одной улицы. Церковь находится почти в центре этого участка - на заметно выделяющемся холме " . 

http://sobory.ru/article/?object=00342

Виктор Афанасьев Скачать epub pdf Глава первая Как мы нередко встречаем в житиях святых, святитель Игнатий был у родителей вымоленным у Господа чадом. Его отец, родовитый дворянин и помещик Александр Семенович Брянчанинов, и мать, София Афанасьевна (также из рода Брянчаниновых) сочетались браком в весьма раннем возрасте. Двое первых младенцев у них умерли, и затем наступило долгое бесчадие. Брянчанииовы были люди благочестивые. Желая иметь детей, они начали усердно молиться о том Богу и посещать монастыри, расположенные в той же Вологодской губернии, где находилось их имение. Они проводили по несколько дней в обителях северной Фиваиды Свято-Духовском, Глушицком, Лопотове, Прилуцком и других монастырях. Господь услышал их. 6 февраля 1807 года у них родился сын, которому дали имя в честь преподобного Димитрия Прилуцкого. А потом появились у него братья и сестры. Детство свое святитель Игнатий провел в родном селе Покровском, расположенном к югу от Вологды в Грязовецком уезде. Конечно, родители нанимали наставников и учителей, готовили отрока к поступлению в одно из столичных военных училищ, но он, легко и даже охотно усваивая точные науки и проявляя при этом блестящие способности, любил более всего одинокие прогулки в старинном парке имения и окрестностях села. Скудная природа русского Севера не казалась ему бедной. Он с любовью вслушивался в шум листвы и птичьи голоса, в шорох травы и плеск ручья под обрывом. Иногда подолгу сидел на камне среди могильных плит и склепов родового кладбища возле церкви Покрова Богородицы. Все вокруг говорило ему о Творце. Душа его устремлялась к Богу. Здесь таинственно, как бы сами собой, зародились те стремления и качества, которые потом возросли и укрепились в душе святителя. Позднее, уже архимандритом, он писал: «Как помню себя с детства – телесные чувства мои не были восприимчивы, слабо действовал на меня посредством их вещественный мир. Я был нелюбопытен, ко всему холоден... Я сотворен, чтоб любить души человеческие, чтоб любоваться душами человеческими!. Для лица и для всею вещественного, – писал святитель одному иноку в 1847 году, я точно хбез глаз. Черты физиономий как раз забываю; черты души, и самые тонкие, остаются запечатленными в памяти». Это качество очень существенное и редкое как бы естественная обращенность всех чувств человека к духовному. Такой дар получил он от Господа еще в отрочестве.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanc...

Владимир. Богородице-Рождественский мужской монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1192. Ссылки:   Адрес: г.Владимир, ул. Большая Московская, дома 68, 70, 70а. Координаты: 56.131854, 40.413455 Проезд:Исторический центр города. Пешком можно подняться наверх с привокзальной площади (автостанция междугородных автобусов, ж/д станция Владимир), монастырь в прямой видимости. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рождество-Богородицкий монастырь, в городе Владимире, близ реки Клязьмы; ныне архиерейский дом. Основан великим князем Всеволодом Юрьевичем в 1192 году. Древняя обитель вместе с городом много пострадала от татар в 1238 году и после от пожаров, но каменная церковь ее, построенная князем Всеволодом, осталась доныне и сохранила некоторые остатки своей древности; в 1858 году была возобновлена и реставрирована. С 1774 года монастырь обращен в архиерейский дом. Здесь был погребен святой Александр Невский (см. 23 ноября и 30 августа). В монастыре хранится икона Знамения Божией Матери, принадлежавшая святому князю Александру; она была с ним в битве со шведами и ливонскими рыцарями в 1242 году. Под крестовой церковью находятся: церковно-историческое древлехранилище, заключающее в себе множество памятников древности, библиотека и иконно-книжный склад Александро-Невского Братства. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году». МОНАСТЫРЬ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ (РОЖДЕСТВЕНСКИЙ АРХИЕРЕЙСКИЙ), сер. 17 в.-2-я пол. 19 в., ул. Б. Московская, 68, 70, 70а. Расположен в центре города, на холме над долиной протекающей к югу от него Клязьмы. В средневековье находился на границе Печернего города, вал и ров которого примыкали к его территории с востока. С севера выходит на ул. Б. Московская, с запада ограничен комплексом Николо-Кремлевской церкви. Играет важную градостроительную роль, в том числе определяет силуэт города, хорошо просматривается с низкой речной поймы. По преданию, мужской монастырь был основан в 1175 г. владимирским князем Андреем Боголюбским. В 1192 г. князь Всеволод Юрьевич (Большое Гнездо) основывает здесь же общежительство и возводит в 1192-96 гг. белокаменный собор - четырехстолпный трехапсидный одноглавый храм в традициях владимиро-суздальского зодчества кон. 12 в. (не сохр.). До 1219 г. в соборе велись еще какие-то работы, так как именно в этом году состоялось " великое священие " храма.

http://sobory.ru/article/?object=01817

Вязьма. Монастырь Иоанна Предтечи. Церковь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Карта и ближайшие объекты Собор Божьей Матери Одигитрии построен в 1638 г.. Похожих трёхшатровых храмов в России осталось всего два - Одигитрии в Вязьме и Дивная церковь в Угличе. Большинство подобных церквей было разрушено при патриархе Никоне, который таким образом боролся с неправильным пониманием народом сущности Святой Троицы. Реставрация должна была закончиться в 2004 г., но на апрель 2006 г. храм закрыт, и пока неясно, будет ли он освящен в нынешнем году. При игумене Гурии в 1630-1638 годах на пожертвования из царской казны поставлен каменный трехшатровый храм в честь иконы Божией Матери Одигитрии Смоленской с двумя приделами - южным во имя Иоанна Предтечи и северным во имя Симеона Богоприимца. Храм сильно пострадал в 1812 году и долгое время стоял в запустении. На пожертвования прихожан и вяземских купцов при архимандрите Вениамине в 1832-1837 годах он был восстановлен и освящен. В 1912 году проведено исследование состояния Одигитриевского храма известным архитектором-реставратором П.Д. Барановским, материалы которого легли в основу реставрационных работ, проведенных в 1960-1980 годы. Первое богослужение в храме было совершено 10 августа 1994 года.  Набор открыток " Вязьма Православная " К перечисленным можно еще добавить трехшатровую церковь в Александровой Чудовой пустыни под Рыбинском и трехшатровую звонницу в Старой Слободе, на территории Александро-Свирского монастыря. Итого шесть сохранившихся трехшатровых конструкций. Церковь Одигитрии, Вязьма Один из лучших памятников русской архитектуры 17 в., облик которого определен тенденциями столичного зодчества 2-й четв. столетия. В фасадах широко применены лекальный кирпич, белый камень, зеленые поливные изразцы. Над асимметричным нижним объемом с пятью полукруглыми апсидами, выдвинутыми на одну прямую, поднимается верхний ярус четверика, вытянутый с севера на юг. Над тремя рядами некрупных килевидных кокошников почти вплотную поставлены в линию три стройных шатра, обильно декорированные мелкими кокошниками и другими элементами кирпичного узорочья, характерного для зодчества московского региона 2-й трети 17 в.

http://sobory.ru/article/?object=05775

Глава V. Обрядовая сторона оглашения. Историческое обозрение чина принятия в оглашенные Отсутствие в данном случае свидетельств по II в. Принятие в оглашенные в III в. Чин принятия в оглашенные по свидетельствам IV-ro и V вв. Тот же чин в X-XI в. Появление в X в. чина принятия евреев и условия вызвавшие его. Происхождение чина присоединения магометан. Чин принятия в оглашенные в позднейшей практике греческой и русской Церкви. Чин принятия в настоящее время и отношение его к древнейшему Общий взгляд на историческое развитие этого чина. В настоящее время в состав чина принятия в оглашенные входят следующие действия: руковозложение, крестное знамение и молитва . В каком же виде совершалось это принятие в древней церкви? Апостольское время ничего не говорит нам об этих действиях. Из апостольских писаний мы узнаем только, что для вступления в число верующих от каждого, изъявившего желание креститься, требовались вера и покаяние, и более ничего. Были ли какие-нибудь особенные действия, при объявлении известным лицом своего желания принять крещение, нам не известно, да и нельзя предполагать, имея в виду ту простоту и ту несложность, которые составляют характерное отличие богослужения апостольского времени. Следующая за апостольским временем эпоха мужей апостольских, мало отличная в богослужебном отношении от предыдущей, а за тем и весь второй век, так мало оставивший нам свидетельств о христианском богослужении своего времени, также не дают ни каких положительных сведений по намеченному нами вопросу. Более или менее положительные данные о принятии в разряд оглашенных мы находим только в памятниках церковной литературы III века, которые говорят о рассматриваемом предмете, если не полно и не подробно, то по крайней мере достаточно. На основании исторических данных этого времени рассматриваемый нами чин, как существовал он в III веке можно представить приблизительно, в таком виде. Изъявившего желание быть последователем И. Христа епископ или пресвитер испытывал относительно тех побуждений по которым он желает вступить в церковь . На основании его ответов, а равно и посторонних свидетельств об его жизни, собирать, которые были обязаны диаконы, составлялось решение об его принятии или непринятии в лоно Церкви 294 . Самое принятие совершалось молитвою, соединенного с возложением рук и крестным знамением. Об употреблении возложения рук при настоящем случае мы узнаем из повествования Сульпиция Севера о св. Мартине. Этот святитель, говорить он, проходя однажды мимо одного селения, встретился с толпою язычников, проповедовал им об И. Христе и сотворил некоторые чудеса. Когда все уверовали и потребовали от него, чтобы он их сделал христианами, то он немедленно возложил на них руки, как был, среди поля, и сделал их христианами; причем обращаясь к своим сказал, что «вполне рационально сделаться оглашенным на поле, где обыкновенно освящаются мученики» 295 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Гонение Валериана Благосклонное отношение Валериана к христианам в начале его царствования. – Личность Валериана. – Значение в истории этого гонения Макриана; кто был он? Первая фаза гонения – особенность требований правительства со стороны христиан; – изгнание в ссылку епископов и прочего духовенства; – деятельность епископов в ссылке на пользу пасомых. – Вторая фаза гонения. – Характер мер преследования. – Исповедники и мученики. – Достоинство известий о мученической кончине св. Киприана. – Черты мученических актов, относимых к гонению Валериана     При втором преемнике Деция, императоре Валериане (253–259 гг.) гонение на христиан было опять делом новых, грозных указов против христианства. Гонение Валериана казалось тем жестче, чем большее благоволение оказывал христианам в начале своего царствования этот император. «Он был кроток и благосклонен к людям Божьим», – так говорит Дионисий Александрийский о начале его правления. «Ни один из предшествующих государей, по словам того же Дионисия, не исключая и тех, кто явно назывались христианами (а такими предание делает императоров Филиппа Аравитянина и Александра Севера), не был к нам столь благосклонен и снисходителен, сколь милостиво и ласково принимал нас Валериан, так что весь дом его наполнился христианами и был Церковью Божиею» 225 . Такое отношение Валериана к христианам продолжалось первые три года его царствования, а последних три года его царствования он был гонителем на христиан 226 . Как сейчас увидим, кроме хорошего, историки ничего не говорят о характере и умственных способностях этого императора, но худо было для христиан то, что Валериан был воспитан в школе Деция. Валериан при Деции занимал чрезвычайно важный государственный пост – должность цензора Империи. Это была должность, имевшая большое значение в эпоху древнего республиканского Рима, но оставленная и упраздненная Римом императорским. Эту должность возобновил Деций, вручив ее Валериану 227 . Как цензор, Валериан обязан был восстановлять общественную добродетель, древние правила и нравы и авторитет законов 228 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Д.К. Робертсон (протестант) Сочинение Джеймса С. Робертсона каноника Кентерберийского, покойного профессора церковной истории в Королевской коллегии в Лондоне перевод с английского издания. Содержание Предисловие Книга первая. От гонения церкви при Нероне до указа Константина Великого о веротерпимости (64–313 гг.) Глава 1. Апостольский век Глава 2. Царствования Траяна и Адриана (98–138 гг.) Глава 3. Царствования Антонинов (138–180 гг.) Глава 4. Ранние еретики Глава 5. От восшествия Коммода до смерти Элагабала (180–220 гг.) Глава 6. От Александра Севера до Валериана (220–260 гг.) Глава 7. От восшествия Галлиена до дарования веротерпимости Константином (261–313 гг.) Глава 8. Дополнительная 1. Успехи распространения христианства 2. Иерархия 3. Обряды и обычаи 4. Нравственный характер христиан – Аскетизм – Безбрачие Книга вторая. От Константина Великого до смерти Феодосия Великого (313–395 гг.) Глава 9. Константин Великий – Донатизм – Арианство (313–337 гг.) Глава 10. Сыновья Константина Великого (337–361 гг.) Глава 11. Юлиан (361–363 гг.) Глава 12. От смерти Юлиана до конца второго вселенского собора (363–381 гг.) Глава 13. От конца Второго Вселенского собора до смерти Феодосия – Св. Амвросий (381–395 гг.) Глава 14. Дополнительная Книга третья. От смерти императора Феодосия I до папства Григория Великого (395 –590 гг.) Глава 15. Аркадий и Гонорий – Оригенистический спор – Св. Иоанн Златоуст Глава 16. Бл. Августин – Донатизм – Пелагианство Глава 17. Несторианство Глава 18. Евтихианство – Собор Халкидонский – Возвышение римской кафедры Глава 19. Падение Западной империи – Обращение варваров. Вандальское гонение в Африке Глава 20. Монофизитство – Юстиниан – «Три главы» (451–566 гг.) Глава 21. Полупелагианство – Миссии – Упадок арианства на Западе Глава 22. Дополнительная Книга четвертая. От избрания Григория Великого до смерти Карла Великого (590–814 гг.) Глава 23. Григорий Великий (590–604гг.) Колумбан (589–615 гг.) Глава 24. Магомет – Монофелитский спор (610–718 гг.) Глава 25.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Девять веков прошло с того дня, когда великий славяно-русский народ, по милости Божией и по воле киевского вел. кн. Владимира, впервые, на берегах Почайны и Днепра, крестился во имя Отца и Сына и Святого Духа и вышел из этой всенародной купели с именем православного христианского народа. Величайшее событие в жизни великого народа, и прежде всего потому, что оно есть дело Божие; а как такое, оно есть событие историческое по преимуществу. Не девять только, а трижды девять веков прошло с того момента, как было предуказано событие, составляющее предмет настоящего торжественного воспоминания. О деле Божием предсказало слово Божие. Вдали времен, среди холмов святой земли торжественно прозвучал глагол Вседержителя устами величайшего пророка, Исаии: «будет в последняя дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов: и приидут к ней вси языцы, и пойдут языцы мнози и рекут: приидите, и взыдем на гору Господню, и в дом Бога Иаковля и возвестит нам путь Свой, и пойдем по нему. От Сиона бо изыдет закон, и слово Господне из Иерусалима ( Ис.2:2–3 )». Прошло девять веков и настали «последние дни» для Иерусалима, император римский Тит взял и разрушил священный город. Но в то время, как уничтожено было политическое значение Сиона, сбылось пророчество Исаии о его всемирном религиозном значении. Апостолы Христа пронесли «Слово от Сиона». Евангельский закон по всем странам греко-римского мира, и «гора Божия», Сион, возвысилась над всеми холмами, где сосредоточивалось язычество во всяких видах. Жители Александрии, Кесарии, Ефеса, Афин, Коринфа и Рима уже шли в «дом Бога Иаковля»: апостол и евангелист Иоанн, приближаясь к концу своей деятельности, восклицает: «Сия есть победа победившая мир, вера наша» ( 1Ин.5:4 ). Но были страны вне древнего государственного мира, отдаленные от него, мало ведомые ему, это – скифские, славянские, финские страны отдаленного севера. Здесь теперь пределы нашего отечества. Тогда на всем обширном пространстве его не было ни государственного строя, ни благодетельного образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010