1. Общее положение империи “Константинополь, этот акрополь вселенной, царственная столица ромеев, бывшая с соизволения Божия, под властью латинян, снова очутилась под властью ромеев – это дал им Бог через нас.” Такие слова мы читаем в автобиографии Михаила Палеолога, первого государя восстановленной Византийской империи. 734 Территориальные размеры государства Михаила были гораздо меньше, чем пределы Византии в эпоху Комнинов и Ангелов, особенно после первого Крестового похода, не говоря уже о более ранней эпохе. В 1261 году империя обнимала северо-восточный угол Малой Азии, большую часть Фракии и Македонии, Солунь (Фессалонику), некоторые острова в северной части Эгейского моря (Архипелага). Отсюда видно, что Босфор и Геллеспонт, эти в высшей степени важные с политической и торговой стороны водные артерии, входили в состав восстановленной империи. Эпирский деспотат находился от нее в зависимости. В самом начале своего правления Михаил получил в виде выкупа за освобождение Ахайского князя Вильгельма Виллардуэна, 735 захваченного греками в битве при Кастории, три сильных франкских крепости в Пелопоннесе: Монемвасию, большую скалу, выдающуюся из моря недалеко от древнего Эпидавра, которая “не только является самым живописным местом Пелопоннеса, но и имеет блистательную память о героической независимости, ставящую эту крепость высоко в списке крепостей мира”; 736 известный укрепленный замок Мистру и построенную франками в горах Тайгета для борьбы с обитавшими там славянскими племенами Маину. Эти три полученные греками крепости сделались опорными пунктами, откуда войска византийских императоров с успехом выходили против франкских герцогов. Этому остатку былой великой империи угрожали со всех сторон сильные политически и экономически народности: с востока, со стороны Малой Азии, турки, с севера – сербы и болгары. Венецианцы занимали часть островов Архипелага, генуэзцы – некоторые пункты на Черном море, латинские рыцари – Пелопоннес и часть Средней Греции. Ввиду столь великих опасностей, империя Михаила Палеолога не собрала воедино даже всех греческих центров: Трапезундская империя продолжала жить своей обособленной жизнью; византийские владения в Крыму, а именно Херсонская фема, с прилегавшей к ней областью, так называемыми готскими климатами, попала под власть трапезундских императоров и платила им дань.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

II. Соборы и церкви в Санкт-Петербурге Воскресенский собор всех учебных заведений, называемый Смольным, в С.-Петербурге Местоположение собора Воскресенский собор всех учебных заведений находится на левой стороне реки Невы, в 7 верстах от ее устья, а по течению в 10 верстах, в самом крайнем северо-восточном углу города, в Рождественской части, 3-ем ее участке; расстоянием от Зимнего дворца и Адмиралтейства в 5 верстах. Собор и окружающие его здания, известные под общим наименованием «Смольного монастыря», расположены на мысу, образуемом рекой Невой, которая от Александро-Невской лавры, имея течение на север, вдоль Калашниковой пристани, и миновав Смольный монастырь, вдруг круто поворачивает на запад. Таким образом, эта местность и с востока, и с севера омывается ее водами. Местность эта не лишена своей, хотя недлинной истории. Во время шведского владычества, близ нее находилось селение Спасское, в котором жили православные Ижерцы, имевшие у себя молитвенный храм 1 . На самом месте Смольного стоял шведский форт Сабина 2 (Sabina), находившийся почти напротив Ниеншанца. Здесь же пролегала единственная торная дорога, которая от Ниеншанца вела к возвышенным населенным местностям, окружавшим болотную Петербургскую котловину, как то, к погостам Дудоровскому, Кипенскому, Ижорскому и др. В направлении нынешней Конногвардейской улицы она упиралась в перевоз, находившийся немного ниже ведущего теперь на Большую Охту. По разрушении шведских укреплений, когда Петербург, возникая, обзаводился флотом и верфями, близ этого места устроен был Императором Петром 1 обширный смольный двор 3 , или площадь, огороженная палисадником и обведенная канавою, «где лежала смола, приготовляемая про весь корабельный флот, а кругом крепкие караулы приставлены были для охранения от огня» 4 . Простояв на этом месте не далее, как до конца 1733 года, когда оно понадобилось «для нового строения конных светлиц» 5 , этот смольный двор, подобно содержавшейся в нем смоле, оказался таким липким, что все, что ни строилось подле него и после него, не могло уже отвязаться от его прозвания. Так, должно быть, одновременно с двором, построил подле него Петр 1 небольшой загородный дом, который служил для него натуральным кабинетом, до перенесения его в более обширные Кикины палаты под Канцами, – и этот дом назывался Смольным домом 6 . Выстроен был вместо него, для цесаревны Елисаветы Петровны, загородный дворец, его тоже прозвали Смольным 7 . На месте дворца возник монастырь, и за ним осталось тоже название. Уничтожен монастырь, и зданиям его дано другое назначение; между тем, и в устах народа, и в официальных актах осталось слово «Смольный», – и как беспредметное, обратилось в отвлеченное понятие «Смольно» – название данного урочища, каким и считали эту местность еще во времена Екатерины 8 .

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

IX. Приход Приход монастырской церкви ограничивался воспитанницами двух заведений Смольного монастыря и лицами, служащими при этих заведениях, хотя, по отдаленности приходских церквей, тот край, который теперь составляет приход соборный и часть прежде Скорбященской Надворотней, а ныне Христорождественской Песковской церкви, всегда тянул к церкви монастырской. С отстройкой собора, согласно Высочайшей воле – быть ему и приходской для окрестностей церковью, указом Св. Синода от 5-го декабря 1834 г. за 14,079, предписано епархиальному начальству «Войти в предварительные соображения и рассмотрения о назначении к оному собору прихода, о избрании церковного старосты, об употреблении свечного дохода и о преобразовании ныне существующего причта храма по новому штату»; в следствие чего консистория, собрав сведения о границах, прикосновенных к упомянутому собору приходов Невско-Скорбященской, что над вратами Александро-Невской лавры, церкви Рождественской, что на Песках, и Сергиевского собора, и истребовав от священно церковнослужителей этих церквей отзыв, какую они из своих приходов ближайшую к упомянутому собору часть находят удобным и для себя безобидным отчислить к помянутому собору», согласно заявлению причта Песковской церкви положила: «Отчислить от ее прихода дома, в окрестностях оного собора находящиеся, а именно: от реки Невы по Болотной улице, так чтобы обе стороны (?) сей Болотной улицы оставались в Песковском приходе, а от сей улицы направо в Дегтярный переулок (который также весь остался в Песковском приходе), помимо артиллерийских конюшен, через Конногвардейский переулок к Преображенскому параду, у коего к Песковской церкви угловое пустопорожнее место 46 наследников Рухтуевой и Косицкой 4-й, а на другом углу (тоже пустопорожнее место, на котором впоследствии построен Мариинский институт) к Смольному собору, мимо Таврического дворца к Неве». Таким образом, приход ограничен с севера и востока Невой, с юга и юго-запада Песковским приходом, с запада – садом Таврического дворца, самим дворцом и прежде пристанью Таврического дворца Ковжею, называвшейся в просторечии Ковшами, а ныне выстроенным на том месте, зданием городских водопроводов.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

VIII. Церковь Иоанна Богослова Церковь Иоанна Богослова одна из самых замечательных по архитектуре и если вообще, по словам А. М. Павлинова, «Ростовские церкви находится в близкой связи с военными сооружениями», то Иоанно-Богословский храм является лучшим образцом этого типа. Она находится во втором этаж и стоит на воротах. С наружного фасада, по сторонам ворот, построены высокие башни, которые непосредственно связаны с кремлевскими стенами. «Вход в церковь из Кремля, с южной стороны алтаря. Главная масса имеет почти квадратный план, с тремя дверями, выходящими на галерею: на север, запад и юг. Галерея окружает храм с трёх сторон; с запада она шире, чем с боков и составляет как бы продолжение военных стен Кремля. Две двери с севера и юга ведут на стены. Круглые башни разного диаметра замыкают западную стену этой галереи. Башни стоят не вполне симметрично: северная несколько врезалась в галерею, так что и вход в неё приходится с галереи церкви; южная же едва касается галереи и потому имеет выход на стену Кремля. Недалеко от церкви, на кремлевской стене стоит небольшая звонница, в виде четырехугольной шатровой башенки с двумя арочками с каждой стороны». Церковь давно уже обращала на себя внимание любителей древнего строительного искусства. Она была неоднократно срисована и рисунки её были дважды напечатаны Рихтером и Мартыновым. На том месте, где теперь находится храм Иоанна Богослова, в старину был «Ивановский монастырь», в церкви которого, по летописям, с 1204 по 1230 гг.., во время постройки Успенского собора, стояли новооткрытые мощи св. Леонтия и Исаии. Ростовских чудотворцев. Настоящая церковь построена митрополитом Ионою Сысоевичем в 1683 году. В ней вместо иконостаса устроена каменная стена. Деревянные царские двери помещены в каменной арке; по бокам их, а равно по бокам северных и южных дверей, стоят каменные золоченые колонны. Впереди царских дверей стоят ещё две колонны, соединенные вверху между собою и с алтарными колоннами небольшими арками, так что перед царскими вратами образуется особое крытое предвходие.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Titov/r...

VII. Священномученик Ириней Лионский Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Мейендорф, Введение; Шмеман, Исторический путь; Chadwick; Quasten. Сщмч. Ириней родился ок. 130 г. в Малой Азии. По его собственному свидетельству, в детстве он знал св. Поликарпа Смирнского. Жил в Риме (возможно, учился в школе Иустина Философа). После 177 г. он стал священником в Галлии, а с 190 г. был возведен в сан епископа Лионского (Лугдунского). Согласно Евсевию, он скончался мученически во время гонения императора Септимия Севера (ок. 202 г.). Св. Ириней по праву считается первым из великих отцов Церкви. С одной стороны, он завершает первохристианство, а с другой - начинает эпоху великих христианских богословов. До нас полностью дошла его книга, известная под названием «Против ересей». Полное ее название - «Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания». Вся аргументация св. Иринея против гностиков может быть выражена в двух словах - «апостольское преемство». Но св. Ириней толкует его шире, чем просто преемство одной иерархии. Он видит в нем единство веры и жизни, которое было передано от начала Самим Христом, единство Церкви и ее жизни во времени и пространстве. «Принявши это учение и эту веру, Церковь, хотя и рассеяна по всему миру, - как я сказал, - тщательно хранит их, как бы обитая в одном доме; одинаково верует этому, как бы имея одну душу и одно сердце; согласно проповедует это, учит и передает, как бы у ней были одни уста. Ибо хотя в мире языки различны, но сила предания одна и та же. Не иначе верят и не различное имеют предание Церкви, основанные в Германии, в Испании, в Галлии, на Востоке, в Египте, в Ливии и в середине мира. Но как солнце - это творение Божие - во всем мире одно и то же, так и проповедь истины везде сияет и просвещает всех людей, желающих прийти в познание истины». Это предание дано Церкви самими апостолами, каждый из которых в отдельности и все вместе обладали полнотой Евангелия. Св. Ириней отвергает гностические евангелия и перечисляет четыре подлинных Евангелия. Он уподобляет их четырем столпам, на которых держится здание Церкви. Его критерием была полнота веры Церкви. Евангелия гностиков ложны, т.к. они чужды апостольского свидетельства. «Только то Евангелие истинно, которое передано от апостолов и сохраняется от их времени православными епископами без прибавок и сокращений».

http://sedmitza.ru/lib/text/434673/

А.К. Галкин, А.А. Бовкало «Не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» К концу 1920 года большевистский режим вышел победителем в гражданской войне, и теперь у партийного руководства были развязаны руки для военных действий на «внутреннем фронте», прежде всего – антирелигиозном. Для этого очень скоро нашелся и повод. 1921 год был ознаменован невиданной засухой, погубившей урожай зерновых в житнице страны – Поволжье. Тяжелейшее народное бедствие – голод – было цинично использовано В.И. Лениным и его окружением для того, чтобы «связать широкую массовую антирелигиозную кампанию с кровными интересами масс и повести ее таким образом, чтобы она, эта кампания, была понятна для масс, чтобы она, эта кампания, была поддержана массами» 1029 . Иными словами, Политбюро ВКП(б) осуществило «комбинацию», «маневр партии» (выражение И.В. Сталина), в ходе которой виновницей голода выставили церковную иерархию. Весной – летом 1922 года Русская Православная церковь была обезглавлена и ограблена. Неурожай 1921 года явился далеко не первым и не последним в истории страны. Вспоминая свое детство, которое прошло в условиях сурового Русского Севера, святитель Вениамин в некрологе своего отца писал: «Наступает весна, нужно сеять, а у некоторых крестьян семян нет, и на деньги их достать нельзя. Идут к о. Павлу. Он им все семена, бывало, и отдаст. У кого есть деньги, то он отпускает за них, только берет не ту цену, какую нужда налагала в это время, а гораздо ниже. Другим, да и по большей части, дает без денег в работу, взаймы, а то и так. Дело оканчивалось, особенно в нужные годы, тем, что в амбаре в засеках все вычищалось и не оставлялось на запас ни зерна старого. Не только свои, но и из чужих приходов обращались к нему за хлебом; он и им не отказывал» 1030 . Среди многих уроков, полученных будущим Петроградским архипастырем в родительском доме, был урок жертвенной помощи ближнему в голодные годы. В начале XX века в числе неурожайных оказался 1911 год. Народную беду близко к сердцу принял тогда митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Антоний, который подал наглядный пример столичному духовенству, в том числе и своему викарию, епископу Гдовскому Вениамину. Из личных средств и из сумм Александро-Невской лавры митрополит пожертвовал на нужды пострадавших от неурожая 10000 рублей и выступил со следующей инициативой:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Анна Бородина: Выжить с тремя погодками — нереально? Жена Александра Гезалова о буднях, секретах и трудностях семьи с погодками, лайфхаках и решениях многодетной семьи 30 октября, 2014 Жена Александра Гезалова о буднях, секретах и трудностях семьи с погодками, лайфхаках и решениях многодетной семьи Анна Бородина – мама троих маленьких погодков. В интервью «Правмиру» она рассказала, как менялась ее жизнь и отношение к быту с появлением каждого ребенка, когда можно впасть в депрессию и как из нее выйти, на что стоит обращать внимание, а на что не стоит в повседневной жизни… Папа – Александр Гезалов, общественный деятель, международный эксперт по социальному сиротству стран СНГ. Мама – Анна Бородина, выпускница ГУ-ВШЭ, преподаватель экономики, английского языка в МосГУ, ИМЦ. Дети: Федор – 5 лет. Тихон – 3 года. Груня – 1,5 года.  На границе Познакомились мы с мужем на границе Карелии и Архангельской области в селе Колодозеро, у отца Аркадия Шлыкова. Я, недавно окончившая институт, отправилась туда с друзьями-однокурсниками, чтобы показать им красоты русского Севера. Были рождественские дни, и нам сказали, что обязательно нужно пойти к отцу Аркадию, побывать на рождественской службе. Надо сказать, что обстановка в селе Колодозеро – особенная, замечательная. Тогда собралось много людей с детьми – кровными, приемными, перед службой все играли в футбол при свете фар машин, потому что вокруг – темнота, ни фонаря. Игроки по очереди бегали на исповедь. Потом был хоккей на озере, для игры специально расчистили лед от снега. Помню, как увлеченно играл Саша с детьми, увлекал их, весело дурачился вместе с ними. Сразу после службы Саша запустил в темное колодозерское небо салют. Впечатлил, запомнился момент, когда после службы все собрались за праздничным столом, и вместо привычных и надоевших разговоров про политику зазвучал красивый мужской хор. Пел сам батюшка, его друг, впоследствии погибший, пели другие мужчины, сидевшие за столом, в том числе Саша. Пели красиво, вдохновенно. Там собрались люди, которые не разговором, а делом меняли жизнь конкретных людей к лучшему.

http://pravmir.ru/anna-borodina-kak-vyiz...

Апостол. Московский печатный двор, 1597г. Издание и гравюра Евангелиста Луки - печатника Андроника Тимофеева Невежи 8 июля 2013 г. 13:00 Тобольское барокко и резные шедевры в Коломенском В двух соседних выставочных залах царской усадьбы Коломенское – в Сытном дворе и в каменном храме Георгия Победоносца – Московский государственный объединенный музей заповедник (МГОМЗ) практически одновременно открыл две интереснейшие выставки. В обеих экспозициях – редчайшие предметы церковного искусства: на первой выставке – «Березовские древности» - из самого северного населенного пункта Тобольской губернии, на второй – «Спасительное древо» - из фондов резного искусства и редких древних книг самого МГОМЗ. Сенсации с Крайнего Севера У нашего современника топоним «Березов» в первую очередь ассоциируется со знаменитой картиной Василия Сурикова, изображающей семейство сосланного в северный острог ближайшего сподвижника Петра I Александра Меншикова. Меж тем этот населенный пункт, более двух веков – с 1720-х по 1930-е годы – бывший местом политической ссылки, сохранил уникальную коллекцию церковного искусства XVIII века. Выяснилось это почти случайно перед Великой Отечественной войной, причем отреставрированы эти предметы совсем недавно. Сейчас эта коллекция впервые демонстрируется за пределами Сибири. «Не в последнюю очередь эти древности дошли до нас потому, что в небольшом городке насчитывалось целых семь православных храмов, - рассказывает автор концепции выставки «Березовские древности» эксперт МГОМЗ Ольга Стругова. – Среди многочисленных ссыльных были и священнослужители, которые миссионерствовали среди коренного населения Пермского края. По дошедшим до нас сведениям, один из семи храмов собственноручно возвел Александр Меншиков. Во второй половине XVIII века это здание сгорело, и все, что успели спасти, перенесли в соседнюю Воскресенскую церковь». В 1939 году в Березове под руководством краеведа, историка и археолога Андрея Палашенкова работала экспедиция Омского краеведческого музея (впоследствии, в 1943 – 1957 г.г., Андрей Федорович возглавлял это учреждение). Воскресенский храм на тот момент уже стоял приговоренным к сносу, и экспедиция Палашенкова буквально «на флажке» сумела вывезти все более-менее ценные и сохранившиеся детали убранства в музейное хранилище. Причем – с учетом стоявших на дворе времен и господствовавшей в государстве идеологии – полуподпольно.

http://e-vestnik.ru/reports/kolomenskie_...

Архимандрит Порфирий: Соловки смогут помочь тысячам людей обрести мир в своих сердцах 1 сентября, 2015 В середине лета наместник и игумен Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий дал интервью журналисту Нилу Макфаркуару из «Нью-Йорк таймс». – Первый вопрос, чем выделяется Соловецкий монастырь среди других русских обителей? Считается ли особенным местом для православных верующих и если да, то почему? – Соловки – одна из национальных святынь России. Что это значит? Обителей за тысячелетие христианства на Руси было воздвигнуто великое множество. Но не все они выработали в себе то, что становится достоянием истории и сознания всего народа. Соловки же занимают в уме и сердце русского человека место наряду с такими величинами как, например, Свято-Троицкая Сергиева и Александра Невского лавры, Валаам и Оптина пустынь, Московский кремль и храм Василия Блаженного, а также подобные им центры духовности и памятники архитектуры. Лишись мы любого из них – и потеряется одна из опорных точек национального сознания, а для других народов, для всего человечества – один из драгоценных (точнее, бесценных) камней всемирной сокровищницы культуры. Из каких слагаемых сложилась святыня Соловков? Это, во-первых, пять столетий православной подвижнической жизни как монахов, так и тысяч мирян всех возрастов и сословий, которые приходили сюда для молитвы и труда во славу Божию и Его угодников Зосимы, Савватия и Германа. Во-вторых, это твердая позиция обители на крутых виражах отечественной истории в защите и просвещении Русского Севера, в одолении смуты и иностранной интервенции haчaлaXVII beka, в Крымской войне cepeдuhы XIX cmoлemuя. В-третьих, «Архипелаг ГУЛАГ» – трагедия стонущей под иноверным игом России и, неотделимое от этой трагедии, явление православного мученичества – то есть, стояние за веру и верность высоким жизненным принципам даже до смерти, что означало духовную победу личности над беззаконием власти и окружающего мира. В-четвертых, Великая Отечественная война, когда на архипелаге действовали школа соловецких юнг. Наконец, пятое – современное развитие, которое своим основным вектором имеет возрождение именно православной святыни, то есть действующего полноценного монастыря, которое не противоречит обустройству инфраструктуры расположенного у стен монастыря светского поселка.

http://pravmir.ru/arhimandrit-porfiriy-s...

Баклановская, урочище. Печенгская Спасская мужская пустынь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1620. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская обл., Тарногский р-н, ур. Баклановская Координаты: 60.811236, 43.850593 Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты «Символом Севера» назвал этот храм Александр Кузнецов, известный краевед.В 1960 году на церковь, как объект культурного наследия, был составлен паспорт: «…церковь рубленая, обшита тесом. В плане восьмерик на четверике, увенчанная небольшим шатриком с главой. Одна апсида пятигранная с бочкой и главой со сводчатым потолком. Шатрик покрыт тесом. Колокольня заканчивается шпилеобразным шатриком с миниатюрной главкой. Над папертью деревянная восьмигранная колокольня. Церковь на подклете…». О строительстве церкви ходят легенды. Одна гласит, что храм был построен в начале XVII века сбежавшими в глухие северные леса участниками восстания Болотникова. Согласно второй, храм построен из стоявшего здесь ранее на скитских выселках храма. Одно известно точно – на речке Печенге существовал монастырь, основанный в 1621 году старцем Филаретом с «братьею». Сгорел храм, стоявший в тот момент в опустевшей в начале 1970-ых годов местности, в 1978 году. Пьянкова Н. С. " Исчезающие храмы Тарноги " Местоположение В «Толковом словаре русского языка» слово пустынь объясняется так - небольшой монастырь в труднодоступной местности. Печенгская Спасская пустынь находилась на правом берегу реки Печеньга (приток Кокшеньги) у озерка, в настоящее время – урочище на озере Монастырское Тарногского района Вологодской области. В «Церковно-историческом атласе Вологодской области знак Всехсвятской церкви (том 2 лист 34 шифр 9-19) «съехал» в урочище Горская, правильно - урочище Баклановская через реку от Горской, как и сказано в таблицах 1, 2, 3 (том 1 стр. 83, 145, 249). Возникновение пустыни Основатель пустыни – монах Матфей. Неизвестно, откуда пришел старец в эти места. Николай Иванович Суворов (вологодский краевед, годы жизни 1816-1896) предполагал, что Печенгская пустынь основана иноками Грязовецкого Печенгского монастыря. Скорей всего, старец Матфей был выходцем из Соловецкого монастыря. Соловецкий монастырь имел на Кокшеньге (так называлась местность по берегам реки Кокшеньга) земельные владения - вотчину. В 1619 году построил инок Матфей в глухом лесу часовню Преображения Господня и Всех Святых, поэтому и пустынь в документах, приведенных в «Актах Холмогорской и Устюжской епархии» называется Спасской или Всехсвятской, чаще – Спасской. Святыня Печенгской пустыни – чудотворная икона Преображения Господня и Всех Святых. К 1621 году Матфей уже скончался, владельцами пустыни были верхкокшенгские вкладчики (лица, жертвующие в монастырь денежные средства или материальные ценности). Это был тот случай, когда местные жители заинтересованы в существовании поблизости монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=53874

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010