( < < back) назывались в древности лица, которые служили при царских дворах в качестве стражи при опочивальнях цариц и царевен. По большей части, евнухи были скопцами. При византийском дворе должность евнухов была весьма почетная; они представляли собою вообще царедворцев вельмож, и имели большое влияние на государей и управление страною. Константин Великий стал назначать их на низшие должности и тем ограничивал их влияние; но при Констанции — евнухи приобрели сильное значение при дворе. ( < < back) стих этот читается так: Священники не говорили: «где Господь?», и учители закона не знали Меня, и пастыри отпали от Меня, и пророки пророчествовали во имя Ваала и ходили в след тех, которые не помогают. Здесь от имени Господа пророк Иеремия изобличает священников, правителей и пророков Израиля, позабывших милости Бога и отступивших от Него. Жизнеописатель святого Афанасия Александрийского в переносном смысле относит эти слова к Констанцию и арианствующим епископам, которые отступили от истинной веры во Христа Бога. ( < < back) Makcuм III, патриарх иерусалимский, занимал кафедру с 333 по 350 г. Он пострадал за имя Христово и был исповедником. Когда на Тирском соборе ариане требовали от православных епископов, чтобы они подписали беззаконный приговор об Афанасии, то Пафнутий, епископ города Таиса, в верхней Фиваиде, исповедник, пострадавший в царствование Makcuмuaha II, взял за руку Максима, вывел его из собрания и сказал: «нам, исповедникам, неприлично принимать участие в таком соборе». — Память св. Максима совершается в греческой церкви 17-го ноября. ( < < back) Александр, патриарх Константинопольский, управлял кафедрою с 325–340 г. Константин Великий, обманутый притворным исповеданием веры Ария, приказал Александру принять ересиарха в церковное общение в храме св. Ирины. Св. Александр, тогда (в 336 г.) почти уже столетий старец, не желал этого и в течение нескольких недель молился со своею паствою об отвращении сего угрожающего зла. Накануне принятия Ария, Александр вошел в церковь св. Ирины, пал ниц пред св. престолом и молился о том, чтобы ему не пришлось быть свидетелем такого святотатства, и чтобы лучше он сам или ересиарх был взят из мира сего. Известно, что Арий внезапно умер, когда на другой день торжественно шел в церковь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

I. Идея апокатастасиса в истории Церкви Что ожидает людей после смерти? Слово Божие говорит об этом вполне определённо: И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление ( Дан.12:2 ); И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф.25:46 ). О вечности грядущего наказания для грешников говорится также в словах: Кто будет хулить Духа Святаго, тому не будет прощения вовек, но подлежит он вечному осуждению ( Мк.3:29 ); Не познавшие Бога и не покоряющиеся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа... подвергнутся наказанию, вечной погибели ( 2Фес.1:8–9 ). Эту истину Откровения повторило и подавляющее большинство последующих церковных писателей. Однако в первой половине III века александрийский пресвитер Ориген (†254) стал учить, что в конце мира произойдёт апокатастасис, что означает «восстановление», то есть, спасение всех разумных существ, как людей, так и демонов. Ориген был известным богословом древности и неудивительно, что его идеи можно увидеть у некоторых авторов, живших позднее. В частности, идея о конечности адских мук встречается у Дидима Слепца , св. Григория Нисского , Евагрия Понтийского , Феодора Мопсуэстийского и Диодора Тарсийского 1 . В соответствии с заповедью: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема ( Гал.1:9 ), Церковь не приняла этого новшества. Богословские споры о неправославных мнениях Оригена 2 начались ещё при его жизни, а к концу III века с обстоятельной критикой идей Оригена выступили св. Пётр Александрийский, св. Мефодий Патарский , св. Евстафий Антиохийский 3 . Ещё сто лет спустя около 400 г. состоялось четыре поместных собора, осудивших учение Оригена – Александрийский, под председательством патриарха Феофила, Римский, под председательством папы Анастасия I 4 , Кипрский, под председательством св. Епифания 5 , и Иерусалимский. Причём, по сообщению Сульпиция Севера, свидетеля одного из них, как раз идея об апокатастасисе вызвала наибольшее возмущение участников, вспыхнувшее тогда, «когда епископы читали многие отрывки из его книг... и воспроизвели одно место, в котором утверждалось, что Господь Иисус... муками Своими даже прегрешения дьявола искупил. Ибо так это по доброте и милосердию Его присуще, что, если жалкого человека Он преображает, то и падшего ангела тоже освободит» 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

XXX. Слово в день годичного собрания Симферопольского Александро-Невского Братства 47 Благотворительность, как одна из главных христианских обязанностей Ныне, в день годичного собрания Симферопольского Александро-Невского Братства, цель и деятельность которого, в общем смысле, есть благотворительность, приходят на память слова Господа нашего Иисуса Христа, которые будут сказаны Им на страшном суде, всеобщем и последнем суде Его праведникам и грешникам. Вот эти, в высшей степени отрадные и утешительные слова, для первых: придите благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира; ибо алкал я, и вы дали мне есть, жаждал, и вы напоили меня; был странником, и приняли меня; в темнице был, и вы пришли ко мне. Истинно говорю вам: поскольку вы сделали сие одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне. А вот страшные и ужасные слова, который скажет Господь в день последнего суда грешникам: идите от меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его; ибо я алкал, и вы не дали Мне есть; жаждал, вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня, болен и в темнице, и не посетили Меня. Истинно говорю вам: поскольку вы не сделали сего одному из сих меньших; то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную ( Мф. 25:34–46 ). Не замечаете ли вы, братья, что последняя – вечная неизменная участь людей, предсказанная в этих словах Спасителем, поставлена в зависимость от благотворительности ближним, менышим, нуждающимся братьям нашим?... Праведники получат вечное блаженство за то, что накормили, напоили, приняли в дом, одели, послужили в больнице и посетили в темнице меньших братий наших, нуждающихся наших ближних, бедных и несчастных. А грешники, осуждены будут на вечные мучения за то, что не сделали ничего этого. Велико же значение благотворительности! Если же так велико значение благотворительности, если от неё поставлена в зависимость последняя участь человека, то не есть ли благотворительность – одна из главных христианских обязанностей? И не должен ли христианин, по мере сил и средств своих, тщательно стараться исполнять эту важную обязанность? В Священном Писании , во многих местах, говорится об этой обязанности.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   Впрочем, в настоящее время является уже трудно опровержимым общее утвердившееся мнение о некоторых исторических погрешностях рассматриваемой книги, особенно касательно иноземных народов. Так, по 1Мак.1— «Александр, сын Филиппа, Македонянин поразил Дария, царя Персидского и Мидийского и воцарился вместо него прежде над Елладою.» По этому замечанию, как будто Дарий (III-й Кодоман, пораженный Александром Македонским) царствовал над Елладою и после него, поразив его, воцарился Александр. Много делается попыток к разъяснению этого «недоумения», но все-таки очень трудно его избежать. В 1Мак.1:6 читаем: «призвал Александр знатных из слуг своих… и разделил им свое царство еще при жизни своей…» И это сказание, хотя и очень распространенное в древности (Ammian Marcellin. XXIII. 6. Mos. Chorens. II, 1 и др.), ныне считается уже ошибочным. В 1Мак.12:6—7: «народ иудейский братьям Спартанцам радоваться… вы (Спартанцы) братья наши»; а также 6:21: «найдено в писании о Спартанцах и Иудеях, что они братья и от рода Авраамова.» Ученая литература, созданная этим свидетельством, также не может основательно подтверждать его. И Вигуру ожидает лишь в возможном будущем возможного подтверждения этого свидетельства… Повествование (в 1Мак.8:7—8) о том, что римляне схватили Антиоха Великого живым и заставили платить великую дань, а равно и дальнейшие слова: «страну Индийскую… взяв от него отдали царю Евмению,» также считают «противоречащими всем свидетельствам классической истории и неисторичными. В 1Мак.8:15—16 свидетельство о римском сенате, ежедневно собиравшемся в числе 320 членов, и начальствовании над римлянами «одного» человека, также заключает очень много исторических погрешностей. Вообще кажется не к чему отвергать и оспаривать присутствия в книге очень многих исторических погрешностей.    Кроме того, справедливо богословы указывают, как на признак неканоничности книги на отсутствие живой веры в постоянное теократическое общение между еврейским народом и Господом, общение, проникающее всех ветхозаветных канонических писателей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3799...

 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную. Многие же будут первые последними, и последние первыми». Вот Евангелие, которое полагает смущение на сердце очень многим, которые искренне любят своих близких, своих родных, свои семьи, свои дома, свою Родину. Они иногда смущаются: как же так, вот, Христос говорит, что кто все это любит - Его недостоин, значит, и мы Его недостойны, и не будем достойны, или мы должны все оставить, как Он говорит. О чем здесь идет речь? Как это все можно примирить в нашей душе? Мы хотим любить Христа и любить ближнего. А как же быть тогда с заповедью о ближнем? Разве отец и мать или сын, или дочь это не ближние мои? А разве не говорит заповедь: « возлюби ближнего своего, как самого себя», и, это мои ближние, как же я могу их любить, и в то же самое время получается я недостоин Христа, как здесь быть? А это тот случай, когда надо очень внимательно следить и за буквой, и, в первую очередь, за духом этого евангельского повествования. Он говорит не о том, что их надо оставить и бросить, он говорит о том, что во главу угла должен быть поставлен Он сам, Бог. Не надо не любить отца или мать или сына , или дочь, но нужно брать свой крест- и тогда все встает на свои места, и тогда ты становишься более достоин Бога, и тогда ты начинаешь Его исповедовать. Вот, об этом сейчас поговорим, я начну отвечать на телефонные звонки, еще раз: с вами в эфире «Радонежа» в течение часа протоиерей Александр Абрамов, настоятель храма Преподобного Сергия Радонежского в Крапивниках, жду ваших звонков по телефону или СМС на короткий номер. Мы с вами сегодня разговариваем о том, кто Богу родня и свои Христу, по слову апостольскому. Отвечу на звонки и СМС- сообщения сколько смогу, и также на те вопросы, которые поступили в храм. - Добрый вечер, слушаю Вас. - Здравствуйте отец Александр. - Я хотел узнать об ангелах, об ангельской иерархии, у меня небольшие затруднения …

http://radonezh.ru/text/est-tak-nazyvaem...

А иногда — опыт. Священник читал, молился, исповедовался, был руководим большим человеком, чем он, и он может вам посоветовать. А иногда, как я сказал раньше, он должен научиться молчать. И вы должны это молчание принимать с уважением, потому что это значит, что он настолько вас уважает, что он не хочет вам с легкостью дать совет, который не достоин вашего покаяния. Иногда бывает, очень редко бывает, что священник не может дать разрешительной молитвы. От чего это может зависеть? Это может зависеть от того, что человек так исповедовался, что ясно, что он ничуть не кается в том, что он сказал, что он где-нибудь вычитал список грехов, выложил вам, а теперь, пожалуйста, давайте ему разрешительную молитву и допустите его до причастия. Это бывает. И это очень трагический момент, с одной стороны, а с другой стороны, это может быть спасительный момент, потому что спасительный момент в том заключается, что человек вдруг поставлен перед лицом того, что одними словами ты не отделаешься, что ты не можешь просто сказать: ну, да, вот, то-то и то-то сделал и с тебя, батя, довольно, что что-то должно другое случиться. Мне вспоминается рассказ из жизни отца Александра Ельчанинова. Верно, некоторые из вас слышали уже то, что я сейчас говорю, но это  вещи очень важные, которые должны повторяться, потому что мы их забываем — не памятью, а нутром. В 20-х годах были съезды молодежи во Франции. И на одном из этих съездов был офицер, который участвовал в Первой мировой войне и в гражданской, и который пришел к нему на исповедь. И он сказал: «Отец Александр, я могу вам исповедовать всю свою жизнь, я ее продумал, я знаю, что в ней злого, не приемлемого ни для Бога, ни для людей, но раскаяния у меня никакого нет. У меня сердце каменное, я ничего не чувствую. Я могу вам дать перечень грехов, но они для меня просто пустые слова». И отец Александр ему сказал вещь, которая требовала большой духовной глубины и смелости человеческой. Он сказал: «Я тебя слушать не буду. Завтра я буду служить литургию. Перед литургией, когда весь съезд молодежи будет собран, ты выйди перед царскими вратами и скажи, что вот, отец Александр не принял моей исповеди, потому что во мне нет покаяния и мне велел, или вернее посоветовал, исповедоваться перед всеми вами в надежде, что вы мне поможете». И он начал исповедь свою. Он ожидал, что когда он начнет говорить о своих грехах, весь съезд окаменеет и как бы от него отойдет или как-то внутренне его начнет отталкивать. И вдруг он почувствовал, что весь этот съезд молодежи открылся состраданием, болью души, разверз объятия свои, и он был так поражен этим ответом съезда, ответом множества молодежи, которое готово было его принять, несмотря на всю его греховность, что он разрыдался и всю свою исповедь мог сказать уже со слезами и получить разрешительную молитву о грехах истинно исповедованных.

http://pravmir.ru/video-mitropolit-anton...

А.П. 22 сентября 2018, 22:24 Антон20 сентября 2018 " сражаться с оружием в руках - не по Христиански " . Ух ты! Значит св. Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков и многие другие святые воины были плохими христианами? Я Вами восхищаюсь! Хорошо когда человек может позволить себе такую широту гуманистических взглядов, такой цветочно-радужный пацифизм. Вообще приятно быть добреньким, особенно когда это ничего тебе не стоит. НО...если бы наши предки не брали в руки оружие для защиты своей страны и Веры, то боюсь у вас не было бы возможности сейчас писать эти строки на русском языке на православном ресурсе. Подумайте об этом... А автору за статью спасибо! Вечная память белым героям, восставшим против беззаконников... Василий 21 сентября 2018, 16:08 Истинные герои русского народа! Вечная память белым героям России! Антон 20 сентября 2018, 12:26 " 51И вот, один из бывших с Иисусом, простерши руку, извлек меч свой и, ударив раба первосвященникова, отсек ему ухо. 52Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; 53или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? " от Матфея, глава 26. За Веру можно умереть, но убивать за Веру, и даже сражаться с оружием в руках - не по Христиански. Гражданская война была переделом собственности, как и все войны, а веру и религию просто использовали как инструмент. Арина 20 сентября 2018, 09:49 " Помутнение рассудка, ослабление воли и религиозных чувств... " (из статьи выше) крестовыми походами не исправить. История учит, что она ничему не учит. Когда проповедников много, а подвижников единицы, первым перестают верить. Александр В. 20 сентября 2018, 04:02 Сонм новомучеников и исповедников российских - откуда взялся? Не благодаря ли злодеяниям коммунистов? Кто без суда и следствия расстрелял святого царя, его детей и верных слуг? Не те же безбожные коммунисты и большевики? Александр В 20 сентября 2018, 03:11 Сначала безбожники и богоборцы с оружием в руках восстали против веры, царя и Отечества, а теперь их потомки ополчаются против верных сынов России и выгораживают предателей, обманутых Лениным, Троцким и прочими кровавыми злодеями. Прости, Господи!

http://pravoslavie.ru/115836.html

А уж в простоте для всех – утром сей семя твоей молитвы утренней и вечером не давай отдыха руке твоей – крестись и молись на ночь глядя. Есть и результат труда утреннего и труда вечернего, труда во всякое время: Еккл. 11:7 Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. К концу клонилась эпоха великой Огласительной школы г. Александрии. Школа дала величайшие имена Пантена, Климента Александрийского , Оригена , Дионисия Великого, Петра Александрийского , Великого Афанасия. От этой школы напитались отцы и учителя Востока и Запада. Великие учителя пойдут в Александрии дальше по линии святительской, а школьную плеяду завершит Дидим Слепец , учивший долгое время в Александрии с 345 по 395 гг. Не видевший света земного, он созерцал умный свет и был одним из лучших толкователей Св. Писания в золотом веке патристики. В 1941 г. около Туры были найдены папирусы, в основном хранящиеся теперь в Каирском музее. В этих папирусах содержится толковании Дидима Слепца на 11-ю и 12-ю главы книги Екклесиаста ( Еккл. 11:7–12:6 ). Издан и обработан был этот текст в 1965 г. в г. Кёльне Лео Лизенборгсом. Мы воспользовались его изданием греческого текста и переводом на немецкий язык. В нашей книге текст толкования Дидима Слепца приводится в авторском переводе с немецкого языка на русский при использовании греческого оригинала. Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце. Дидим Слепец говорит в связи с этим об откровении Незримого: «И то, что невидимо, открывает себя само. И поскольку Моисей это действительно осозхнавал и точно знал, он сказал: «Откройся 78 мне», – никто иной ведь не может Тебя мне открыть; как если бы кто солнцу сказал: «Откройся мне»; ведь ничто другое не может Тебя открыть» 11, 7]. Никто не может открыть и явить бога, только Он Сам может это сделать. Далее учитель рассуждает о том, что, так как у Отца и Сына существо одно, то Сын может явить Отца, а Отец – Сына. Так истинный свет Солнца правды являет себя сам человеку, и никто иной не может его ни явить, ни открыть. Так и блж. Иероним, младший современник Дидима, говорит: «Если… ты будешь благотворить постоянно и во всяком возрасте будешь иметь одинаковый подвиг, то узришь Бога Отца – сладчайший свет, узришь Христа – Солнце правды» 1, 7]. Путь непрестанной добродетели во время и не во время и во всякое время приводит к созерцанию нетварного света славы Отца Небесного и Христа Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Александр 21 ноября 2012, 20:24 Отец Андрей, ради Бога продолжайте писать и не читайте коментарии! С ув. Александр Александр 21 ноября 2012, 19:00 Пошёл НАШ батюшка в последних статьям по " верхам " и это ХОРОШО - и на верху ЛЮДИ живут, авось кто заглянет и прочитает. Здоровья и БЛАГОполучия Вам Батюшка Андрей. татьяна 21 ноября 2012, 01:06 просто люблю Лара 20 ноября 2012, 22:31 Согласна с мнением СВЕТЛАНЫ - появился в текстах о. Андрея надрыв. Да, да. А народ у нас любит нахваливать по инерции: " как прекрасно написали! пишите дальше! " . Жаль, то о.Андрей не читает комментарии. Может, небольшая критика помогла бы ему. Ирина 20 ноября 2012, 17:37 Ирина - р.б. Сергию: полностью и безоговорочно с Вами согласна. Спаси Господи! Данила 20 ноября 2012, 16:51 Хорошая статья. Серьезный взгляд. Хотим мы того или нет, мы живем в культурном пространстве, формируемом в том числе и литературой. Глупо прятаться от проблем, от сложных вопросов. Они ставятся в том числе и такими авторами как Кафка. А извращенный ум и у святых отцов найдет чем соблазниться. И еще. Путешествие внутрь себя, честный разговор с собой. Это важно. Людмила 20 ноября 2012, 14:28 Есть более достойные писатели, чем Франц Кафка. Весь мир знает их. Кафку вообще не стоит читать,ценности особой в Дневниках нет, а романы - это ужас, подземелье, где дышать нечем.Один " Процесс " чего стоит, да и все остальное.Может, Отцу Андрею стоило читать этого автора лично для себя, но советовать или рекомендовать кому бы то ни было, не надо. Елена 20 ноября 2012, 13:48 Светлане. Это не надрыв, это твёрдая мужская позиция. В рецензии многое приняла для себя. Отец Андрей, пишите дальше. С Вашими статьями мир шире раскрывается. Валентин 20 ноября 2012, 13:15 Читать Кафку необязательно. р.б.Сергий 20 ноября 2012, 11:14 Читающим " Кафку, Камю, Сартра и др. исследователей больного мозга " ... " Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

http://pravoslavie.ru/57522.html

Александр обещал поступить по словам епископа, причастился Св. Таин и затем к Батыю отправился. По прибытии в Орду, его прежде всего заставили поклониться идолам. Александр отказался и после сего стал готовиться к смерти. Но каково же было его удивление, когда, и после отказа от идольского поклонения, он был принят ханом чрезвычайно любезно, обласкан им, похвален пред всеми и получил великие почести! И вышло так, что там, где он ожидал смерти, там встретила его радость, Где думал он найти одно горе, там нашел веселее. В виду этого, братие, если бы и вам пришлось когда-либо идти на скорби и неприятности, тогда и вы перед тем, как идти на оные, поступайте так же, как поступил и Александр: наложите на себя пост, обещайтесь быть честными и неподкупными, предайте себя всецело в волю Божию и тогда можно надеяться, что и вами ожидаемая скорбь обратится в радость и предполагаемое вами горе перейдет в веселие. И надежда таковая не должна быть тща, ибо о людях, идущих на скорбь с упованием на Господа, Сам Он говорит так: за то, что он возлюбил Меня, избавлю ею; защищу ею, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко мне и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его (Пс. 90, 14-15). Аминь. Урок грамотным (Память св. великомученицы Екатерины) Бывали примеры, что некоторые из грамотных и навыкших чтению Божественных книг злоупотребляли своими познаниями и губили себя и других. Таковые обыкновенно, заражаясь гордостью, начинали считать для себя слишком низкою беседу со своими православными соседями и уходили к подобным себе гордецам - учителям раскольников. Там, разумеется, по неопытности, весьма скоро заражались лжеучением последних и затем, возвращаясь от них, вдруг начинали хулить Церковь православную, и она, мать наша, таким образом, вместо того, чтобы в них, как людях сведущих, приобрести себе верных друзей, детей и защитников, обретала лишь злых врагов и гонителей. Братие, навыкните чтению Писаний! Так ли вам поступать должно? Осмотритесь. Посмотрите в жития святых, и в них увидите, что святые чем болте приобретали познаний, тем крепче держали свою веру и тем более заботились о распространении, ее, а не продавали оную.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010