Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) АБАЛАКСКИЙ В ЧЕСТЬ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЗНАМЕНИЕ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Тобольской и Тюменской епархии), расположен в с. Абалак, на правом берегу Иртыша, в 30 км от Тобольска Тюменской обл. АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АЗАРИЯ (Азарий; † после 1674), инок Соловецкого мон-ря, один из руководителей соловецкого восстания 1667-1676 гг. АЗОВСКО-ДОНЕЦКИЙ ВО ИМЯ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ (НОВОДОНЕЦКИЙ ПРЕДТЕЧИЕВ) МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ основан, по преданию, на том месте, где в 1695 г. во время 11-го азовского похода царь Петр I встретился с насельником Успенской Чернецкой Пронинской пустыни АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСАНДР МЕЗЕНЕЦ (Стремоухов; нач. XVII в.– после 1667), мон. звенигор. Саввино-Сторожевского мон-ря, муз. теоретик АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР СИЙСКИЙ († после 1556), прп. (пам. 7 дек. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны АНАСТАСИЯ († 1609 ?), игум. угличского в честь Богоявления Господня жен. мон-ря, прмц. ( пам. 19 марта., 10 апр., 22 дек. и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121748.html

Двадцать семь лет преподобный Александр совершал монашеские подвиги в своей обители. Однажды во время болезни ему явился преподобный Кирилл-Белоезерский и, исцелив, обещал помогать во всех его трудах. По молитвам своего Небесного покровителя преподобный Александр благоустроил монастырь и мудро руководил духовной жизнью не только братии, но и многих мирян, приходивших к нему за наставлениями. Преподобный Александр мирно скончался 20 апреля 1479 года. Нетленные мощи преподобного Александра Ошевенского были обретены при строительстве нового храма во имя Святителя Николая Чудотворца. По распоряжению митрополита Московского Антония, они были свидетельствованы епископом Вологодским Варлаамом. Тогда же была написана икона преподобного Александра, согласно рассказам знавшего его старца и иноков, которым преподобный являлся. Позднее мощи святого хранились в Успенском храме обители, в приделе во имя преподобного Александра (освящен в 1712 году). В 1567 году иеромонахом Ошевенского монастыря Феодосием написано житие преподобною Александра. Источником для жития послужили сохранившиеся воспоминания его родных и рассказы старцев, живших в монастыре еще при его святом основателе. В Иконописном подлиннике есть описание преподобного Александра: «Подобием брада черна, надседа, подоле мало Никодима Кожеозерскаго, и власы главные черные; ризы преподобнические и в схиме». Святаго мученика Гавриила младенца, Белостокскаго ВЕЧЕР Блажен муж: 1-й антифон. На Господи, воззвах: поставим стихов 8, празднику 3 и святому 5, глас 1: Аще не обратитеся и не яко младенцы незлобивии пребудете,/не можете в Царствие Небесное внити,–/сице научает други Своя Христос,/имже чашу страстей Своих обещавает пити;/сию убо спасительную чашу и Гавриил младенец приемлет,/младенческим незлобием мученический венец преукрашая/и того ради сугубое стяжав дерзновение,/во еже молитися о спасении душ наших. Глас 2: Стекается соборище иудейское,/от Бреста же и Белостока,/да непорочнаго младенца мукам предаст./О, беззаконных, о, неверных!/сего непротивлением не вразумившихся,/и младенческую кровь до конца истощивших,/и родители того обезчадствовавших,/но мы, святаго мученика благоговейно почитающе,/того днесь призовем в молитву,/о еже таковаго жестосердия нам избавитися/и спастися душам нашим.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Интересующее нас Житие Кирилла Новоезерского впервые фиксируется в составе библиотеки Кирилло-Белозерского монастыря в Описи книгохранительной казны 1664 г., и при этом сразу в трёх списках 862 . Мы можем сравнить этот результат с количеством других монографических сборников, которые числились в этот момент в библиотеке: также по три экземпляра Жития и Службы имелось для Кирилла Белозерского 863 и Александра Ошевенского 864 , а лидировали «соловецкие чудотворцы» – согласно этой Описи, в монастырской библиотеке хранилось шесть списков их Жития и Службы 865 . Вернёмся к Житию Кирилла Новоезерского. Один из упомянутых в Описи 1664 г. списков входил в состав сборника житий 866 , но не совсем понятно, являются ли монографическими сборниками или отдельными списками оставшиеся два «Жития» 867 . Уточнить наше представление об этом мы можем только на материале второй половины XVIII в. Содержащиеся в Описи 1766 г. 868 сведения о рукописных книгах позволяют соотнести их с конкретными рукописями: порядковые номера Описи указаны на обороте верхней доски переплёта рукописей Кирилле-Белозерского монастыря, находящихся в двух собраниях РНБ – Кирилло-Белозерском и Софийском. Согласно этой Описи, в монастырской библиотеке было семь книг, содержащих Житие Кирилла Новоезерского. Отождествляя их с сохранившимися рукописями, можно видеть, что одна из них является сборником агиографических текстов, посвящённых различным святым, а остальные шесть – простейшими монографическими агиосборниками, содержащими Житие и Службу преподобному Кириллу Новоезерскому 869 . Отметим, что в это время в библиотеке числилось шесть сборников, посвящённых соловецким чудотворцам, три сборника, содержащих Службу и Житие Александра Ошевенского, Служба и Житие основателя Кирилло-Белозерского монастыря зафиксированы в одном сборнике, Житие Сергия Радонежского – также в одном. Только святитель Николай опережает преподобного Кирилла Новоезерского по числу посвящённых ему монографических сборников: Николаю Мирликийскому посвящены 5 сборников «полудестевых» и 18 «в осьмину».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

(Вып. Озер. 2:380). Какое перстосложение употреблялось в Русской церкви до патр. Никона? Двоякое: одни, следуя постановлению Стоглавого собора и наставлению Псалтири, крестились двуперстно, другие же, следуя «древнему обычаю и преданию отцов, дедов и прадедов» держались троеперстия. Откуда видно, что креститься троеперстно – древний обычай? Особенно ясно это видно из сложения перстов преп. Спиридона просфорника, жившего в 12 стол. и жития преп. Александра Ошевенского. Преп. Спиридон и теперь почивает в киевских пещерах с троеперстными сложением правой руки 20 , а в житии преп. Александра Ошевенского, написанном в 1567 г., составитель его, иеромонах Феодосий так пишет о себе: «Три перста верхних едва возмогох вместо содвигнути, иже на лице своем крестное знамение воображати; два же перста нижних ко длани прикорчишася» (Вып. Озер. 2:383). Есть ли указание на троеперстие в старопечатных книгах? Есть. В Б. Катехизисе на вопрос – как следует полагать на себя крестное знамение, дается такой ответ: «сице знаменаемся: им сложивше убо три персты десныя руки, и возлагаем на чело, таже на живот, и на десное и на левое рамо» (л. 5 об.). В Мал. Катехизисе, напеч. в Киеве в 1645 г., также повелевается полагать на себе крестное знамение «рукою правою, три пальцы зложивши» (л. 25 об.). Откуда видно, что в Русской церкви не было единообразия в двуперстном сложении? Из тех свидетельств, на которые ссылаются раскольники в защиту своего учения о двуперстии. Так, Стоглав в начале главы (31) говорит: «сице благословити рукою и креститися: большой палец да два нижнии перста во едино совокупив, а верхний перст (очевидно, указательный) с средним совокупив, простер и мало нагнув» (стр. 132 по Казан. изд.); в средине главы уже так: «креститися подобает и благословити: персты три совокупити низу (внизу), т. е. те, которые находятся внизу кисти руки, «а два верхнии», т. е. указательный и большой, «купно»; в конце же главы: «сице благословити рукою и креститися: три персты равны имети вкупе по образу троичьску...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Чарозеро. Церковь Происхождения Честных Древ. Вещезерская Петропавловская церковь Добавить фотографии село Петропавловское, ныне Чарозеро. Фото двадцатых годов XX века. На заднем плане видна Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня 1798г. Хозяйка фото: Щедрова Анна Викторовна (проживает в Чарозере) Евгений Шелковников 1 января 1920 Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Церковь Происхождения Честных Древ Креста Господня в Чарозере. Дата постройки последнего здания 1798 г. Вещезерская Петропавловская (по бывшему названию села) церковь в с. Чарозеро построена в 1798 году. Имела четыре Престола: в честь Происхождения (изнесения) честных древ Креста; во имя мученицы Параскевы Пятницы; во имя мучеников Флора и Лавра; во имя преподобного Александра Ошевенского. В своей книге " Зимняя поездка в Белозерский край " , вышедшей в 1902 году, П.С. Шереметев со слов приходского священника сообщает, что старая деревянная церковь во имя св. ап. Петра и Павла с приделом во имя св. мч. Флора и Лавра и церковь Святителя Николая Чудотворца с приделом во имя преп. Александра Ошевенского в селе Петропавловском сгорели. В клировых ведомостях за 1866 год сообщается, что приход Петропавловской церкви был одним из самых многолюдных в уезде и составлял 38 деревень, 224 двора, 1890 человек. По описаниям, найденным в документах 1929-1930 гг.: " Петропавловская-Вещезерская церковь, каменная, с таковою же колокольнею; теплая и холодная в одной связи, крытая железом, окрашена зеленой краской (крыша), ограда кругом церкви каменная, выложена и вытесана из дикого камня, с железной решеткой, выкрашенной зеленой краской " . Колокольня поставлена на каменном фундаменте, на которой перед закрытием церкви было 8 колоколов. В 1945 году колокола были вывезены на переплавку. Церковь была построена " тщанием прихожан " , т.е. люди на свои собственные деньги возводили храм. Известно, что в 1829 году численность прихожан составила 1380 человек. В состав прихода входило не только село Петропавловское, но и окрестные населенные пункты, в границах, определенных епархией.

http://sobory.ru/article/?object=21175

98 . Паисий Галичский, игумен Успенского Овиновского, названного потом по его имени Паисиевым, монастыря, который находится близ города Галича, Костромской губернии, скончавшийся, по не совсем надежному свидетельству сказания о нем, 23-го Мая 1463-го года, а вообще живший в середине второй половины XV века. О начале местного ему празднования ничего не может быть сказано 313 . 99 . Евфимий Сянжемский, основатель упраздненного Спасского Евфимиева (по его имени) монастыря, который находился в Кадниковском уезде Вологодской губернии, в 120-ти верстах к северу от Вологды, на реке Сянжеме, скончавшийся около 1470-го года. О начале местного празднования (11-го Апреля) ничего не может быть сказано. 100 .  Кирилл Вельский или Важеский, живший перед покорением Новгорода Москвой, т. е. перед 1478-м годом, тиун одного из Новгородских наместников, для спасения от гнева своего господина, который хотел его убить, бросившийся в реку Вагу в теперешнем городе Вельске Вологодской губернии, – местность принадлежала тогда Новгороду, – и утонувший в реке, а по извлечении из воды погребенный при теперешней кладбищенской церкви города Вельска. Когда-то до половины XVI-ro века было установлено ему или само собой установлялось празднование, но после того как около половины прошлого века в случившийся пожар церкви мощи его сгорели вместе с последнею и после того как в 1780-м году Вельский посад обращен был в город Вельск, празднование, как кажется – по сознанию его нелегальности, т. е. произвольности, было прекращено Вельским духовенством 314 . Мощи преп. Александра Ошевенского, обретенные при копании рвов для фундамента новой церкви, в настоящее время под спудом (Ист. Uep. V, 424 , Филарета Русские святые под 20-м Апреля). 101 .  Александр Ошевенский, основатель Александро-Ошевенского монастыря, который находится в Каргопольском уезде Олонецкой губернии, скончавшийся 20-го Апреля 1479-го года. Тропарь и кондак ему написаны автором его жития иеромонахом его монастыря Феодосием в 1566-м году 315 . А служба ему написана и вместе с этим, как весьма вероятно думать, установлено и местное ему празднование, по благословению митр. Антония, следовательно – между 1577– 1580-м годами 316 . В первой половине XVII века было празднуемо ему в Московском Успенском соборе 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

11 , после чего юношеские работы А.Кононова были вновь переизданы отдельной книжкой 12 . В студенческие годы А.Кононов публикует и еще два солидных агиологических очерка о северных святых Александре Ошевенском и Антонии Сийском 13 . Годом позже его очерк об Александре Ошевенском, признанный полезным для духовного просвещения, переиздается в Петрозаводске 14 . Интересно, что по запросу С.-Петербургской Духовной Академии в столицу были переданы несколько рукописных сборников с житиями Соловецких святых из библиотеки Соловецкого монастыря, находившейся в то время в Казани, специально для изучения их студентом Александром Кононовым. В 1896 г. Академию заканчивает уже вполне сложившийся и весьма известный церковный ученый (полученная при этом степень кандидата богословия лишь подтверждала широкое признание значимости научных работ нашего героя), проповедник, писатель. Стремление студента Александра Кононова посвятить себя церковному служению и церковной науке выразилось и в его желании принять монашество еще в стенах Академии. 10 февраля 1896 г. в домовой академической церкви А.Кононов был пострижен с наречением иноческим именем Никодим, в честь Никодима Кожеозерского, вблизи от пустыни которого он вырос. Обряд пострижения совершали ректор Академии епископ Иоанн, ректор семинарии архимандрит Павел, старший цензор архимандрит Василий в присутствии епископа Гдовского Назария, товарища обер-прокурора Св.Синода В.К.Саблера и нескольких иеромонахов Академии и Александро-Невской лавры 15 . В том же году Никодим рукоположен в иеромонаха и был оставлен для продолжения службы в должности смотрителя Александро-Невского духовного училища в С.-Петербурге. К сожалению дальнейшая судьба о.Никодима прослежена нами далеко не полностью. Многочисленные места его службы находились вне пределов его родины – Архангельского Севера, а потому не всегда возможно детально проследить перипетии его биографии. Однако творческий путь Никодима как ученого и просветителя прослеживается легко, ибо отмечен постоянно издаваемыми трудами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

В 1928 году обитель прекратила существование. В 1928 году рака с мощами преподобного Александра Ошевенского в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного Советов была вскрыта. Строения бывшей обители вскоре были превращены в развалины. В конце 1960-х годов был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Постройки использовались до 70-х годов под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). 15 марта 2001 г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон благословил воссоздание монашеской общины Александро-Ошевенского монастыря и организацию восстановительных работ. Первым настоятелем современного периода стал иеромонах Феодосий. О. Феодосий успел сделать многое. Очистил монастырь от мусора, отремонтировал часовню, оживил деятельность прихода, открыл воскресную школу. Но в июне 2002 г. он покинул монастырь в связи с болезнью. В настоящее время обитель постепенно возрождается усилиями настоятеля монастыря иеромонаха Киприана. Проведены работы по реконструкции крыши Свято – Никольского надвратного храма, где весной 2009 года был установлен иконостас и совершаются богослужения. Современное состояние [ править править код ] В настоящее время в монастыре возрождается монашеская жизнь,богослужения совершаются ежедневно. Начаты работы по восстановлению построек монастыря. В братском корпусе проведены работы по утеплению и благоустройству келий. Следующий, не менее трудоемкий и затратный этап – реставрация купола колокольни Успенского собора, воссоздание колокольного ряда. Храмы [ править править код ] Святыни [ править править код ] • Камни-следовики . По преданию, «следы» на камнях были оставлены преподобным Александром. Паломники, ходившие в монастырь, босою ногою становились в эти «следы», веря в скорое избавление от болезней. • Святой источник над которым поставлен небольшой деревянный крест. Отсюда берет начало Александровский ручей, впадающий в озеро того же названия. Святым этот родничок считается потому, что у него останавливался во время своего пути преподобный Александр.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Оше...

Вазенцы. Храмовый комплекс. Церкви Илии Пророка и Воскресения Христова. /// Объект утрачен Храмовый комплекс.  Утрачен.   Год постройки:Между 1786 и 1853. Год утраты:Не установлен. Адрес: Архангельская область, Онежский район, Чекуевское МО, село Вазенцы Координаты: 63.500662, 39.041435 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Километрах в двадцати пяти — тридцати ниже [Турчасова] по Онеге находится церковный комплекс Вазенцского погоста, который по композиции и формам в значительной мере сходен с турчасовским ансамблем. Расположенный в центре деревни, погост включал три постройки: две церкви — кубоватую и шатровую и отдельно стоящую колокольню. Центральное место в ансамбле занимает колокольня, стоящая очень близко к реке, на низких ровных берегах которой расстилаются заливные луга. С одной стороны это сооружение выполняло роль дозорной башни, с другой создавало вертикальный акцент, нарушая монотонность окружающего пейзажа. Колокольня была построена приблизительно в 1860-1865 гг., но по своему типу она восходит к XVIII в., целиком повторяя Турчасовскую. И. Бартенев, Б. Федоров. http://kenozerjelive.ru/arhonega-vazentsy.html Вазенский приход. РФ: Онежский р., Архангельская обл. РИ: Онежский у., Архангельская губ. Приход состоял из 7 деревень, из которых 5 находились вблизи приходских храмов на правом берегу Онеги и 2 за рекой Онегой. До 1681 г. селения с жителями и землями принадлежали Александро-Ошевенскому и другим монастырям, причем имея только часовню в честь прор. Илии, обращались при всех религиозных нуждах к священникам соседних Чекуевского, Пияльского и других приходов. Жители обратились с просьбой к игуменам Ошевенского монастыря Иоанне и затем Евфимию об уступке для строительства собственного храма той самой земли, где потом и стояли приходские церкви. Они получили от игумена Евфимия грамоту от 7189 (1681) г. об уступке просимой земли. В том же году Ильинская часовня была переделана в Ильинскую же церковь, чем и было положено начало Вазенскому приходу. В 1715 г. был устроен придел в честь св. Александра Ошевенского. Спустя 100 с небольшим лет она была заменена на новую, освященную в 1786 г. во имя тех же угодников Божиих, по благословению Преосвящ. Вениамина. В 1684 г. был построен Воскресенский храм, который сгорел в 1853 г. В том же году построили новую Воскресенскую церковь с приделом в честь иконы Божией Матери Всех скорбящих Радость.

http://sobory.ru/article/?object=61134

В 2015 году иконы были найдены. Большинство икон относится к XVIII–XIX вв.: праотеческий чин иконостаса конца XVIII века, деисусный и праздничный чины XIX века. Над одними из них трудились иконописцы онежской артели И.И. Богданова-Карбатовского (1716-1801 гг.), над другими – крепостной крестьянин Владимирской губернии Михаил Кириков Сказываев (род. в 1816 г.). Иконы укреплены и частично отреставрированы. Ошевенский храм вобрал в себя шедевры, бережно сохраненные от предшествующих церквей, Богоявленской и Власиевской, стоявших на погосте в XVII веке. На севере прихожане были необычайно привязаны к старым иконам. Их регулярно поновляли, переписывали и берегли. Древние иконы, резные иконостасы, расписные " небеса " церкви Богоявления села Ошевенское составляют уникальное наследие Русского Севера. Современное состояние [ править править код ] Старинные иконы были вывезены в музей. На настоящий момент самая старая живопись в церкви – это «небеса» XVIII века. Иконы из Богоявленского храма можно увидеть на выставке Архангельского музея изобразительных искусств по адресу: г. Архангельск, пл. Ленина, д. 2. Телефон для справок +7(8182) 65-35-34 , +7(8182)65-36-16 . Престольные праздники [ править править код ] Богоявление (Крещение Господне) - 19 января Как добраться [ править править код ] Адрес: Россия, Архангельская область, Каргопольский район, д. Погост (муниципальное образование Ошевенское) Проезд: Деревня Ошевенский Погост (официальное название Погост) располагается в 45 км на север от Каргополя на речке Чурьега. Добраться до Ошевенска можно 2 способами. 1 способ: по Ошевенскому тракту 48 км, на въезде Александро-Ошевенский монастырь. Дорога грунтовая. 2 способ: по Архангельскому тракту до д. Шелоховская, проехав деревню, поворот на д. Озерки, от Озерков 6 км до Ошевенска. До Шелоховской асфальтированная дорога, на Озерки до Ошевенска лесная дорога, в межсезонье может быть непроезжая. Телефон: +7 (911) 672-13-89 Паломнику [ править править код ] Церковь действующая, но богослужения проводятся нерегулярно.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Богояв...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010