Но «прилуцкой волости поп Стефан Дмитриев уведав о том присланном его преосвященства указе и ушел, каргопольскаго уезда, в Кожеозерской монастырь – о чем и был учинен от него, архимандрита Симеона, наряд и посылан нарочно посланной, по наказу каргопольскаго духовнаго правления, розсыльщик Ив. Ив. сын Попов. И он, поп Стефан Дмитриев, презря тот его архиерейства указ и учинился противен и не пошед в тот Александро-Ошевенской монастырь для определения. А того Кожеозерскаго монастыря строитель иеромонах Исаия постриг ево, попа Стефана, в монаха, а имя наречено в монашестве Сергий. И по силе того преосвященнаго архиепископа присланного архимандриту Симеону увазу учинена вышеименнованному монаху Сергию сия подписка в том, что стать ему, монаху Сергию, в Каргополь для отводу по имянному его преосв – ства указу в помянутой Александро-Ошевенской монастырь кончае сего декабря на 29-е число; без всяких отрицательных отговорок, не отменно. А ежели он «монах Сергий, на означенное число в Каргополь для отводу в вышереченной Александро-Ошевенской монастырь не станет, и в Каргополе»... (Подлинник писан на полулисте, окончания не имеется). После такого негостеприимнаго приема, оказаннаго прикащиком с. Клещева – вотчины Кожеозерскаго монастыря, архимандрит Симеон поехал в самый Кожеозерский монастырь, но и там прием оказали ему не на много лучше. «Прибыв он, архимандрит Симеон, декабря 14 дня 1744 г. в Кожеозерской монастырь для такова указнаго исполнения и тогда начевавши у строителя того монастыря, иеромонаха Исаии в келье. И тое нощи он, строитель Исаия, напився безобразно пьян и безчинствовал и ево, архимандрита Симеона, бранил матерно, и поносил всякою скаредною, неподобною бранью, при чем и при которой бране были того монастыря монах Филарет, да пищик их монастырских дел Лаврентий, каргопольской дьякон Александр Иванов и каргополец, попов сын Ив. Матфиев. Да еще сверх того грозил, что: «как он, архимандрит, из монастыря поедет?» и приступал он, строитель, к ево, архимандричье, постеле и говорил и бранил указ его преосвященства.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Архангельской епархии появится новый духовный центр Архангельск, 19 июля 2007 г. Село Ошевенск Каргопольского района (Архангельская область) становится значительным культурным и духовным центром Архангельской и Холмогорской епархии. Об этом сайту «Православию на северной земле» сообщил настоятель храма Рождества Предтече и Крестителя Господня Иоанна иерей Виктор Пантин. По его словам, из года в год растет интерес православных верующих к святыням и духовным событиям, происходящим в Ошевенске. Так 7 июля православные христиане Каргополья отметили престольный праздник храма Иоанна Предтечи, самого большого в Архангельской епархии. Божественную Литургию служил благочинный Каргопольского района протоиерей Владимир Кузив, праздник собрал около 200 верующих. 9 июля в праздник Тихвинской иконы Божьей Матери состоялся традиционный Крестный ход, который возглавил отец Владимир Кузив. Более 180 верующих, под песнопения и молитвы прошли до Александро-Ошевенского монастыря. У стен обители был прочитан акафист перед Тихвинской иконой Божьей Матери. «Крепнут духовные связи с соседними епархиями. В начале июля в Ошевенске гостил протоиерей Алексей Василенко, клирик Ярославской епархии и духовный наставник Свято-Алексеевской обители и братства-милосердия. Братство насчитывает более 1350 монашествующих, священников и мирян, подвизающихся на духовной ниве, подобно древним христианам. Отец Алексей купил в окрестностях Александро-Ошевенского монастыря маленький домик для братства. Теперь братья и сестры православного братства смогут каждый год, совершая паломнические поездки в монастырь, останавливаться неподалеку от обители святого Александра Ошевенского», - отметил отец Виктор. «Деятельную заботу о возрождении Православия на Каргопольской земле проявляют общественные организации. Так активисты Архангельского мемориального центра «Поиск» приняли решение в следующем году продолжить реставрацию древнего погоста вокруг Свято-Богоявленского храма древни Погост (Архангельская область). На это благое дело духовный глава центра «Поиск», благочинный Вельского района протоиерей Михаил Ходунов дал свое пастырское благословление», - подчеркнул отец Виктор. 19 июля 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/23214.html

Санкт-Петербург. Часовня Пантелеимона Целителя при подворье Александро-Ошевенского Успенского мужского монастыря Олонецкой епархии. /// Объект утрачен Деревянная часовня.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Освящена в честь: Пантелеимона Целителя Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1904 и 1909. Год утраты:Не установлен. Архитектор:Н.Н. Еремеев Адрес: г. Санкт-Петербург, Пискаревский пр., 55, Волго-Донской пр., 4. Координаты: 59.988797, 30.433545 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня вмч. Пантелеймона Целителя Александро-Ошевенского мужского монастыря Олонецкой епархии Обитель основал прп. Александр Ошевенский, иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря, и в ней почивали его святые мощи. Монастырь стоял на реке Чурьяге, в 41 версте к северо-западу от Каргополя, и был бедным. Осенью 1903 г. иеромонах Иоаким подал епархиальным властям просьбу о постройке в Пискаревке, на подаренном Г.И. Бычковым участке, деревянной подворской церкви. Поскольку участок был мал, то просьбу власти отвергли. Взамен церкви 28 ноября 1904 г. по проекту Н.Н. Еремеева была заложена деревянная часовня на 300 человек без права обращать ее в церковь. Часовня строилась в стиле северных храмов по схеме „восьмерик на четверике“. Первый раз она была освящена 27 июля 1907 г., а после расширения – 20 июля 1909 г.; после чего своим видом стала походить на небольшой храм. В ней перед революцией служил все тот же иеромонах Иоаким. С 1919 г. на подворье уже никто не жил. Как приходской храм часовня просуществовала еще целых десять лет. Ее настоятелем был о. Николай Феодорович Прозоров, в августе 1930 г. расстрелянный на Шпалерной. С декабря 1927 г. до своего закрытия в январе 1931 г. часовня принадлежала иосифлянам. В 1930-е гг. ее здание использовалось под кладовую общежития сахарного склада и молочной фермы. До нашего времени оно не сохранилось, дата сноса часовни не установлена. По материалам: http://oshevenskoe.ru/istoriya_monasyrya/;  http://www.encspb.ru/object/2804677623?lc=ru Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=37582

Строительство храма длилось " два лета " . В конце 18 века всюду уже строились храмы типа " восьмерик на четверике " , а ошевенцы, верные старине, поставили " восьмерик от пошвы " (то есть от основания), хотя этот восьмерик и не всегда угадывается, отчасти скрытый массивными объемами трапезной и алтарного прируба. Алтарная часть обита тесом и имеет форму семигранника. Покрыт алтарь как и трапезная железом, на кровле - 2 маленькие главки, обозначающие наличие двух престолов. Шатер храма крыт тесом. Главка покрыта осиновым лемехом. В основании главки - так называемая " епанча " , своего рода " воротник " из тесин. Ошевенская колокольня представляет собой типичное в своем роде строение: восьмерик на низком четверике, невысокий " звон " и шатровое покрытие. Столбы звона имеют тесовую обшивку, образующую арочные окна. Эта деталь характерна для 19 века, когда деревянной архитектуре пытались придать некие " каменно-классицистические " черты. Внутри храма находится родной четырехярусный иконостас, сохранивший подлинные иконы только в верхнем ряду. Остальные были когда-то вывезены на реставрацию, но в храм обратно так и не вернулись. Гораздо интереснее - восемнадцатигранное " небо " , пребывающее в хорошей сохранности. В центральном кольце изображен Христос Вседержитель, а грани представляют собой полноценные, слегка удлиненные иконы святых на фоне синего неба. Иоанно-Богословский храм закрыли в 1930-е годы. Во время Великой Отечественной войны службы в нем возобновились, но в 1960-е годы прекратились уже до конца советской эпохи. Сейчас церковь является действующей, однако службы проводятся только летом (приблизительно после Пасхи и до конца октября), так как зимой здесь, несмотря на две печи, холодно даже в валенках. Вся богослужебная жизнь в зимнее время сосредотачивается в надвратном Никольском храме Ошевенского монастыря. Источник: журнал " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " , автор текста Ксения Толоконникова, изд-во ООО " Де Агостини " , 2013 г. Ошевенск стоит на земле, освящённой молитвенным подвигом одного из главных святых Каргополья - прп. Александра Ошевенского. Река Чурьега делит местность на " монашескую " и мирскую. Архитектурной и смысловой доминантой одного берега выступает ансамбль Александро-Ошевенского монастыря, другого - приходская церковь Иоанна Богослова.

http://sobory.ru/article/?object=07398

Что в продолжение вре­мени от Стоглавого собора до патриарха Филарета, при котором учение о двуперстии внесено в Катехизис, троеперстие не только оставалось в употреблении у нас, но и было господствующим, всеобщим обрядом перстосложения, – об этом имеются также вполне «авторитетные» свидетель­ства того времени. Таково, во-первых, свидетельство в житии преп. Але­ксандра Ошевенского. Житие написано в 1567 (7075) году, всего через пятнадцать лет после Стоглавого собора, учеником преп. Александра, священноиноком Феодосием. Спи­сатель жития, повествуя об одном из бывших ему явлений пр. Александра, сопровождавшемся наказанием за леность в написании Жития, говорит: «аз же возбнув от видения... и увиде бывшая над собою, яко десная рука моя ослабе, длань же о запястии согнуся, три же перста верхних едва возмогох вместо содвигнути, иже на лице свое крест­ное знамение воображати». Что здесь говорится о троеперстии, как обычном, общем тогда обряде перстосложения для крестного знамения, этого не отвергают даже сами расколь­ники. Сознавая особенную важность этого свидетельства, они стараются только заподозрить его подлинность. С этой целью один из новейших раскольнических писателей – Онисим Швецов написал даже сочинение, в котором подверг критическому разбору один, и единственный, как он полагал совсем несправедливо, список Жития Александра Ошевенского и особенно содержащееся в нем свидетельство о троеперстии. Совершенную несостоятельность этой критики, и напротив несомненную подлинность Жития, равно как особую важность содержащегося в нем свидетельства о перстосложении, господствовавшем у нас во второй половине 16 столетия, мы показали в свое время 91 и потому не имеем нужды говорить теперь о всем этом. Мы укажем теперь, соответственно нашей задаче, только «автори­тетность» свидетельства, о котором идет речь, Феодосий, священноинок обители Александра Ошевенского, очевидно не имел намерения приведенными словами учить кого-либо троеперстию, или распространять и утверждать этот обряд (хотя, в виду недавнего постановления Стоглавого собора о двуперстии, казалось бы, и была в том надобность); напротив, он без всякого намерения, как бы мимоходом, описывая только постигшее его наказание, упоминает о том, что считал для всех известным, – именно, что желая со­творить крестное знамение, едва мог сложить потребные для этого «три верхние перста».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

Прошли торжества, посвященные преподобному Александру Ошевенскому Архангельск, 6 мая 2004 г. В Ошевенске прошли торжества, посвященные 525-летию преставления преподобного Александра Ошевенского, сообщает пресс-служба Архангельской епархии. 3 мая Православная Церковь чтит память преподобного Александра, игумена Ошевенского. В нынешнием году празднование было посвящено 525-летию преставления преподобного Александра. Почтить память известного северного святого в Ошевенск прибыл епископ Архангельский и Холмогорский Тихон. Впервые за много десятилетий епископ Тихон совершил Божественную литургию в сельском храме во имя Иоанна Богослова. По окончании богослужения состоялся торжественный крестный ход к стенам Александро-Ошевенского монастыря. Эта обитель была основана преподобным Александром во второй половине XV века. С хоругвями и иконами под пение пасхальных молитв шли к строениям древнего монастыря жители окрестных деревень, паломники и духовенство во главе с епископом Тихоном. Годы  безбожия превратили монастырские здания в руины, в нем сохранились лишь кирпичная ограда, надвратная церковь и колокольня. В ограде монастыря епископ Тихон и духовенство совершили молебен преподобному Александру Ошевенскому и освятили поклонный крест. Гостей праздника поздравили учащиеся приходской воскресной школы. Преподобный Александр был сыном благочестивого землевладельца Никифора Ошевена и его супруги Фотинии. С юных лет Алексей избрал для себя путь монашества. Приняв постриг в Кирилло-Белоезерском монастыре, Александр отправился в Каргополь и достиг Ошевенской слободы. Здесь, по указанию Пресвятой Богородицы, впоследствии он основал монастырь. Еще при жизни святого Александра им совершались чудеса, прославляя обитель по всей Руси. По преданию, именно он испросил у Господа милости и избавил каргопольский край от змей. У гроба преподобного Александра исцелялись больные. До сегодняшнего дня простой серый камень на краю села Поздышево с отпечатком стопы преподобного хранит память о его молитвенных подвигах. Преподобного Александра можно считать одним из родоначальников монашества на Севере. Его последователями были основаны Антониево-Сийский и Кожеезерский монастыри. 6 мая 2004 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/9677.html

Изображение преподобного (Атлас, 6 ) на фоне деревянного монастыря подписано как «Святый преподобный Александр Сви[рский]». Однако, как убедительно доказал М. И. Мильчик, 3 исследовавший икону из ГРМ (ОДРЖ, 646) из собрания Н. П. Лихачева, которая послужила оригиналом для публикуемой нами прориси, изображенную обитель следует атрибутировать как монастырь Александра Ошевенского. Следовательно, и на нашей прориси изображен преподобный Александр Ошевенский, а не Свирский. Эту атрибуцию подтверждают тексты подлинников (Свод, 22), описывающие бороду ошевенского подвижника иной формы, нежели борода у Александра Свирского , и более соответствующей той, которая изображена на прориси. М. И. Мильчик высказывает обоснованное предположение, что икону переписывали и тогда же «вероятно, в процессе поновления... изменили и ее посвящение», которое в свою очередь было механически перенесено на прорись. Угловое изображение Св. Троицы также, по мнению исследователя, появилось одновременно с изменением посвящения иконы. Александро-Свирский монастырь по главному храму носил название Троицкого. Следовательно, на иконе Александра Свирского должна изображаться Святая Троица (об этом см. ниже). Напротив, Александру Ошевенскому соответствовало бы изображение Спаса в облаках. 4 «Удаление позднейших записей, – пишет М. И. Мильчик, – без сомнения, откроет первоначальную запись» 5 , а значит, найдет подтверждение и наша атрибуция прориси. Известным аналогом к нашей прориси является другой памятник второй половины XVII в. – гравюрная доска с изображением Александра Ошевенского на фоне деревянного монастыря. 6 Размер доски (30 х 26 см) – обычный формат моленной иконы – указывает на то, что в основе рисунка гравюры могла быть иконная прорись. Иконография преподобного Александра Свирского представлена целой группой прорисей с икон XVI–XVII вв. (Атлас, 7– 18 ), на которых святой изображен с характерной окладистой бородой (Свод, 24), со свитком в руке. Вверху, как правило, помещалось изображение Святой Троицы в облаках.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

В 1707 г. выстроено сохранившееся до сих пор здание белокаменного Успенского собора, с приделом в честь Сретения Господня и высокой массивной колокольней. Здесь же, в храме, покоятся мощи преподобного Александра Ошевенского. В 1834 г. возведён существующий ныне надвратный Никольский храм, в настоящее время в нем проходят службы. На территории монастыря сохранились также другие каменные строения XVIII-XIX веков, среди них – Святые ворота, корпуса, построенные в стиле провинциального ампира. Вокруг монастыря стоят невысокие стены с четырьмя башнями по углам. К началу 20 века в монастыре кроме Успенского собора были еще надвратная Никольская церковь и деревянная Покровская. В соборе с церковью внизу во имя Сретения в приделе преп. Александра под спудом почивали его мощи. Монастырь окружен каменной оградой, в нем были странноприимный дом и гостиница.  В Александро-Ошевенской обители в 1922 г. остались только последний настоятель о. Досифей и монах Димитрий. В том же году по инициативе коммуниста М.Попова в присутствии местных жителей, представителей волостного и уездного советов была вскрыта рака святого. Кощунники продемонстрировали народу пустую раку, чем якобы «обличили попов» в обмане. С этого момента монастырь считался закрытым. Постепенно он был превращён в развалины. В конце 1960-х гг. был затронут вопрос о реставрации монастыря, которая не была осуществлена. Постройки использовались до 1970-х гг. под хозяйственные нужды (в монашеском корпусе была школа). 15 марта 2001 г. епископ Архангельский и Холмогорский Тихон благословил воссоздание монашеской общины Александро-Ошевенского монастыря и организацию восстановительных работ. Проведены работы по реконструкции крыши Свято-Никольского надвратного храма, где весной 2009 г. был установлен иконостас и ведутся службы. В братском корпусе были утеплены и благоустроены две келии. Отремонтирована колокольня Успенского собора, приобретены колокола. http://oshevenskoe.ru/istoriya_monasyrya/ Комментарии и обсуждение Информация на февраль 2010 года. На территории Александро-Ошевенского монастыря пока только один действующий храм: Никольский. Мы входим в него, поднимаемся по крутой лестнице на второй этаж, внизу стоит печка-буржуйка. В храме тепло и уютно, а на улице -18С, дует ледяной ветер и валит снег. Храм внутри теплый и уютный, видно с какой любовью и с каким трудом он обустроен. Есть иконостас, есть аналои. Отец Киприан, иеромонах, служит один. Он вообще один монах из братии. Тяжело. Службы идут регулярно. Батюшка мечтает восстановить обитель и возобновить здесь монастырский уклад.

http://sobory.ru/article/?object=09737

Судьба каждого человека, его семьи, его рода всегда связана с историей страны, так или иначе вовлечена в нее. Записанные Мариной Завгородней воспоминания ее бабушки о трагических событиях 1920–1930-х годов – еще одно тому подтверждение: «обычная» жизнь тверской семьи оказалась сопряжена с подвигом мучеников за веру: игумена Феодорита (Григорьева) – духовника Александро-Свирского монастыря, архимандрита Досифея (Нилова) – настоятеля Александро-Ошевенского монастыря до его закрытия большевиками, старца Сергия (Сребрянского) – духовника Марфо-Мариинской обители в Москве… С. Толмачи      Я гощу у бабушки Наталии Ивановны. Мы сидим на кухне и пьем чай. Напротив, почти на уровне глаз, висит Казанская икона Божией Матери. – Этой иконой твою маму игумен Феодорит благословил. Он нам за отца был. Наш отец Петр рано умер. Не выдержал. – Чего не выдержал, бабушка? – Его несколько раз арестовывать приходили. Сотрудники НКВД с семьями между нами потом поселились и сейчас еще живут. Слышишь, радио на всю деревню орет? Это соседка наша Параскева так развлекается. Старуха уже, а всё с биноклем сидит целыми днями на чердаке своего дома. Со столба из динамика, что под окнами нашего дома, на всю мощь доносилась песня: Хмуриться не надо, Лада, Для меня твой смех – награда, Лада! Даже если станешь бабушкой, Все равно ты будешь ладушкой, Для меня ты будешь ладушкой, Лада!.. – Это ее любимая. Целыми днями одну пластинку крутит. Веселится. Дочь свою Ладу в город жить отправила. Бабушка не выдержала пыток динамиком: – Ладно им теперь живется нашими-то трудами. Детей в город отправили жить на наши деньги. Ладно им живется на наших-то слезах. Мужчин наших уничтожили, а нас оставили на них рабами работать. – Кто были наши мужчины? Наши мужчины Иеромонах Досифей. 1915 г. Последний настоятель Александро-Ошевенского монастыря (1915 –1925 гг.) – Семья в Санкт-Петербурге жила. Отец твоего деда еще молодым умер. Их воспитывал родной брат отца. Он был монах, и большого чина. Семинарию и духовную академию закончил в Петербурге. Там он и служил. Его первого в революцию забрали. Потом его родного брата за него расстреляли, а семью в лагеря отправили. Сына Федора после лагерей в 1937 году здесь, в селе Толмачи, расстреляли. Другой сын, Петр, в лагере долго сидел. После войны он собственный дом в Волховстрое построил, там и жил со своей семьей.

http://pravoslavie.ru/104514.html

Предметом исследования в докладе Т. Ф. Волковой (Сыктывкар) стал корпус севернорусских житий в печорских рукописных сборниках, хранящихся в рукописных собраниях Санкт-Петербурга и Сыктывкара. Отдельно докладчицей был выделен печорский список Жития прп. Диодора Юрьегорского (Верхнепечорское собрание ИРЛИ, 2), в котором несколько листов в начале переписано рукой усть-цилемского книжника XIX в. И. С. Мяндина. В докладах А. В. Пигина (Петрозаводск) и Е. С. Кутуковой (Москва) проанализированы различные источники, связанные с именем прп. Александра Ошевенского — духовного покровителя Юрьегорского монастыря. А. В. Пигин представил поздние редакции Жития прп. Александра, составленные в 1820–1830-х гг. архимандритом Тихвинского монастыря Иларионом (Кирилловым), архимандритом Александро-Свирского монастыря Варсонофием (Моревым) и архиепископом Олонецким Игнатием (Семеновым). Новые редакции Жития были созданы с целью их публикации для общерусского прославления прп. Александра, о чем в Святейший Синод подавались соответствующие ходатайства, не получившие положительного решения. Докладчик установил источники этих редакций и проанализировал характер переработки исходных текстов. Е. С. Кутукова затронула вопрос о духовных связях прп. Александра Ошевенского с его предшественниками (преподобные Сергий Радонежский, Кирилл Белозерский) и учениками-последователями (преподобные Пахомий Кенский, Диодор Юрьегорский, Кирилл Сырьинский и др.). В выступлениях участников конференции были представлены также темы церковно-монастырской истории Русского Севера, церковной архитектуры и иконографии, а также сакрального монастырского ландшафта. В. И. Иванов (Краснодар) проанализировал писцовую книгу Обонежской пятины 1563 г. как источник сведений о заонежских монастырях в XVI в. М. М. Шахнович(Петрозаводск) рассказал о результатах археологического обследования православных храмов Русской Лапландии, которое осуществляется с 2009 г. при поддержке Мурманской и Мончегорской епархии. Раскопки на месте Борисоглебской церкви на реке Паз, церкви Рождества Христова Печенгского монастыря и Свято-Никольской церкви в селе Варзуга позволили получить новую информацию об их строительной истории и устройстве, о православной похоронной традиции XIV–XV вв.

http://sedmitza.ru/lib/text/4261420/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010