Почему такие условия? Чтобы не ошибиться – ведь много дев может подойти к колодцу в это время. Эта дева сделала все именно так, как он себе и представил. Девица должна быть не только целомудренной, но и трудолюбивой. Внимательно относитесь к тому, как ваши дети проводят свое свободное время, приучайте их к труду. Я знал одну молодую семью, получившую квартиру и ставшую жить отдельно от родителей: к ним надо было специально приезжать и готовить еду – сами молодые ничего не умели. Мы видим, что Ревекка трудолюбива. И вот раб Авраама сосватал Ревекку и везет ее к Исааку. Исаак ждет, волнуется. Исаак пришел из Беэр-лахай-рои, ибо жил он в земле полуденной. При наступлении вечера Исаак вышел в поле поразмыслить, и возвел очи свои, и увидел: вот, идут верблюды. Ревекка взглянула, и увидела Исаака, и спустилась с верблюда. И сказала рабу: кто этот человек, который идет по полю навстречу нам? Раб сказал: это господин мой. И она взяла покрывало, и покрылась ( Быт.24:62–65 ). Мы видим, что Ревекка не бежит навстречу Исааку, а взяла покрывало и накрылась. Что это значит? Покрывало на голове женщины – это знак власти над ней мужа. Иногда говорят о женщине – опростоволосилась. Это означает: вышла из-под власти мужа. И в этом мы видим целомудрие Ревекки. Святые отцы александрийской школы историю сватовства Ревекки и встречи ее с Исааком истолковывали духовным образом. Согласно этому толкованию, Авраам – это образ Бога Отца. Бог Отец посылает своего распорядителя за невестой. Исаак – это образ Иисуса Христа. Ревекка – невеста Христова, символизирует собою Святую Церковь . А кто же раб? Раб – это Дух Святой. Ревекка едет на верблюде. Сторонники александрийской школы считали, что в Писании нет ни одного лишнего или случайного слова. Почему она едет именно на верблюде? У верблюда – два горба. Это символы Ветхого и Нового заветов. Церковь должна опираться на Писание и руководствоваться Духом Святым – вот смысл этого толкования. Дух Святой подсказывает: Христос – жених перед невестой. Целомудрие веры Целомудрие веры – это очень важный вопрос.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Пс.108:26–29 Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей: и да разумеют, яко рука Твоя сия, и Ты, Господи, сотворил еси ю. Прокленут тии, и Ты благословиши: востающии на мя да постыдятся, раб же Твой возвеселится. Да облекутся оболгающии мя в срамоту и одеждутся яко одеждою студом своим. Показавши, что ему отовсюду тесно, псалмопевец повторяет свою молитву о помощи и спасении, находя в едином Боге непреодолимую защиту, непобедимую помощь (ст. 26). Помози ми, Господи Боже мой, и спаси мя по милости Твоей. Притом, как говорит св. Иоанн Златоуст , «он хочет не только спастись, но так, чтобы и они (враги его) знали, Кем он спасен, чтобы иметь ему двойной трофей, двойной венец, высшую славу» с 280]. И да разумеют («да познают», ст. 27), яко рука Твоя сия, по переводу с еврейского: «что это Твоя рука, и что Ты, Господи, соделал это». Твоя рука здесь значит то же, что «Твоя помощь, Твоя защита». По словам св. Афанасия Александрийского , руками называет здесь дела, какие совершил (Спаситель), воскресив Себя из мертвых. Пусть они проклинают его, говорит пророк, ему от сего не будет никакого вреда, когда Сам Бог будет благословлять его. Прокленут тии, и Ты благословиши, т.е. они проклинают, а Ты благослови. Востающии на мя да постыдятся, по переводу с еврейского: «они восстают, но да будут постыжены, раб же Твой да возрадуется». По словам св. Афанасия Александрийского , в словах: возстающии на мя да постыдятся, – заключается пророчество об иудеях, «ибо все они постыжены, потому что нет у них ни священника, ни жертвы, ни священства, ни слова судного», по слову пророка ( Ос.3:4 ) с 350]. А словами: раб же Твой возвеселится, – сказано о Христе, как и апостол Павел говорит: «себе умалил, зрак раба приим» ( Флп.2:7 ). И Сам Спаситель сказал о себе, «сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити» ( Мф.20:28 ). В конце псалма молитва псалмопевца заменяется полною надеждою и всецелою уверенностью, что враги его будут посрамлены, а он будет спасен и прославлен. «Да облекутся, – говорит он, – противники мои бесчестием и, как одеждою, покроются стыдом своим» (ст. 29, пер. с евр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

С этим согласен и св. Ефрем Сирин (тв. ч. 6, стр. 519–520). Гл. 40, 5 и положиши олтáрь златый, в каждéние пред кивóтом свидения, и возложиши покрóв завесы над двéрию скинии свидения и поставь золотой жертвенник для курения пред ковчегом откровения и повесь завесу у входа в скинию [собрания] Золотой алтарь кадильный тем, что «полагался перед кивотом, над которым была завеса, а вокруг – Серафимы и выше всего – Бог, как бы принимавший несравненное благоухание Еммануила», – по мнению св. Кирилла Александрийского , – предызображал Иисуса Христа как Первосвященника» (тв. ч. 2, стр. 198). Книга Левит Гл. 2, 14 Аще же принесéши жéртву от начáтков жит Гóсподу, нóвы спряжены зелéны клáсы истлáчены Гóсподу, и принесéши жéртву от начáтков жит Если приносишь Господу приношение хлебное из первых плодов, приноси в дар от первых плодов твоих из колосьев, высушенных на огне, растолчённые зерна " „Зелены класы”, как прообраз, – по мнению св. Кирилла Александрийского , – имеют значение таинства Христова. Именно, Он есть жертва за нас, перворождение духовное, т. е. начаток человечества, первенец из мёртвых, первый в нетление, как бы начаток усопших» (тв. ч. 5, стр. 179). Гл. 2, 15 и да возлиéши на ню елéй, и да возложиши на ню Ливáн: жéртва éсть и влей на них елея, и положи на них ливана: это приношение хлебное «На жертву возливался елей, – по его же объяснению, – в знамение того, что смерть Иисуса Христа не была в слёзы и плач, но скорее служила к уничтожению слёз и плача и к возбуждению радостной надежды, потому что елей символически означает изобилие и весёлость» (ibid, стр. 180). А «что смерть Христова не была следствием каких-нибудь благословных причин или проступков с Его стороны, но самою благознаменнейшею и совершенно беспорочною жертвою за нас, это уразумеешь ты, – говорит св. Отец, – от ладана, возлагаемого на жертву, ибо ливан прекрасно назнаменует священное и благоуханное» (ibid, стр. 180–181). Гл. 3, 1 Аще же жéртва спасéния дáр егó Гóсподу, áще ýбо от говяд é принесéт, áще мýжеск пóл или жéнск, непорóчен да принесéт é пред Гóспода

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Polika...

Святоотеческие толкования на слова Христа: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю» (Ин 14:13) Источник Содержание Ошибка Оригена Устойчивый библейский оборот Святоотеческие толкования Тринитарное прочтение Богословие имени и личности Использованные источники:     Православный подход к толкованию Священного Писания обязует нас согласовать его с тем, как изложили его уже прежде «светила и учители Церкви в своих писаниях» (Правило 19 VI Вселенского Собора, 3, с. 280). История протестантского движения, которое недавно отметило свое 500-летие, ярко демонстрирует, что произвол в толковании Писания приводит к бесконечному множеству индивидуальных, или «личных» мнений, которые толкуют одни и те же священные тексты не только не в согласии с Преданием Церкви, но и разделяя самих протестантов на сотни разнящихся суждений и экзегетических направлений. Но и в православной среде отход от атмосферы боговдохновенных святоотеческих мыслей очень быстро приводит к разного рода заблуждениям 1 . Слова Господа Иисуса Христа «если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» ( Ин 14:13 ) могут быть неверно истолкованы (и на самом деле неверно толкуются современными сектантами), как якобы показывающие, что Сын Божий не равночестен Богу Отцу по Божеству. Ошибка Оригена В древней Церкви такую серьезнейшую догматическую ошибку совершил знаменитый своими обильными экзегетическими трудами Ориген (почему александрийского дидаскала некоторые даже признавали за своеобразного предтечу еретика Ария). Ложное толкование Оригена повторяют нередко и современные еретики. Причем, если для Оригена можно найти хотя бы некоторое смягчающее его вину обстоятельство, а именно, что учение Церкви о Святой Троице на период жизни александрийского дидаскала еще не было полностью артикулировано, то наша информационная эпоха позволяет практически каждому прикоснуться к драгоценному наследию святых богословов, не оставляя таким образом сомнения в гордом еретичествующем упрямстве лжеучителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Ст. 19–20. Обилие чад Сиона будет таково, что пространство Иерусалима, пустырей его и всей св. земли, находящейся в разорении, будет слишком мало для них, и они будут желать расширения своей территории. В 20 ст., вместо =Иероним sterilitatis tuae=бесплодия твоего (ср. Лют. deiner Unfruchtbarkeit), 70 читали: , почему: ος πολλεκας= ихже вылъ погвилъ еси; в р. син. описательно: которые будут у тебя после потери прежних. ка. И речеши въ сердцы своемъ: кто мн пород сихъ; азъ же безчадна и вдова, сихъ же кто воспита мн; азъ же стахс же мн гд быша; 21. И ты скажешь в сердце твоём: кто мне родил их? я была бездетна и бесплодна, отведена в плен и удалена; кто же возрастил их? вот, я оставалась одинокою; где же они были? Ст. 21. Нарождение новых чад Сиона последует не по естественным законам племенного размножения природных жителей Сиона, т. е., иудеев, а по чрезвычайному действию Божию. Евр.-сл. – в р.-с. отведена в плен и удалена, в ват. т. и ал. код. не имеют себе соотв., почему не переведены и в слав.; но в некоторых греч. сп. переведены: προικος κα γκεκλεισμνη. кв. Так глетъ гдь гдь: с, воздвизаю на зыки рк мою и на стровы воздвигн мо, и приведтъ сыны тво въ лон и тво на плещахъ возмтъ. 22. Так говорит Господь Бог: вот, Я подниму руку Мою к народам, и выставлю знамя Моё племенам, и принесут сыновей твоих на руках и дочерей твоих на плечах. Ст. 22. Господь обратится к языкам: проявит пред народами силу свою, т. е., по св. Кириллу Александрийскому , силу благовестия о Христе; Он воздвигнет среди них знамя своё, т. е., по бл. Иерониму, знамя креста своего, вследствие чего среди них объявятся во множестве чада Сиона, стремящиеся к нему. В первое время, после своего духовного рождения, они, как малые дети, в своём стремлении к Сиону будут сильно нуждаться в посторонней помощи, – помощи своих воспитателей. Таковыми воспитателями новых чад Сиона, по св. Кириллу Александрийскому и бл. Иерониму, были апостолы и предстоятели церкви (ср. 1Кор.3:2 ; Гал.4:19 ; 1Сол.2:7 ; 1Пет.2:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Таким образом, мы видим у Василия специфически школьный подбор тем из «Тимея»: трехчастное строение души; συγγνεια; θανασα; οκεαι τροφα; μοωσις θε, прямое устроение человека как свидетельство его божественной природы. Большая часть этих мотивов относится к той части диалога, которую Дэвид Руния назвал «протрептической» (89e–90d) 28 . «Протрептическая» мощь этот отрывка была замечена в III в. Ямвлихом, который использовал его в своем «Протрептике». В небольшой выжимке из «Тимея» мы видим все те же мотивы, что и у Василия: трехчастное строение души (30.13–15 ≈ Tim. 87e5–b5) 29 , «сродность» высшего начала в человеке небу и образ «небесного растения»; причастность бессмертию путем упражнения разумного начала; «подобающее питание» для каждой части души; уподобление созерцаемому. Но едва ли можно говорить о том, что Ямвлих является источником знаний Василия о платоновской космогонии: Ямвлих, например, ничего не говорит о «четвероногих». Не будем забывать и про «Шестоднев», для которого «Тимей» является одним из важнейших источников. И все же следует признать, что подбор тем из «Тимея» достаточно тенденциозен для того, чтобы говорить об определенной традиции чтения диалога, связывающей тему самопознания с представлением о двух этапах, или аспектах, создания человека. 2. Александрийцы: экзегетика Традиционно «Внемли» включается в число экзегетических гомилий. Формальным поводом для произнесения ее является текст, читанный на литургии, Втор.15:9 : берегись, чтобы не вошла в сердце твое беззаконная мысль: «приближается седьмой год, год прощения», и чтоб оттого глаз твой не сделался немилостив к нищему брату твоему, и ты не отказал ему; ибо он возопиет на тебя к Господу, и будет на тебе [великий] грех. Но, строго говоря, мы не находим в гомилии никаких указаний на контекст, из которого она заимствована. Текст Второзакония нужен Василию лишь как источник цитаты, которая уже у Филона Александрийского и Климента рассматривается как библейский аналог дельфийского изречения. Так, во второй книге «Стромат» Климент говорит: «Моисей, передавая смысл изречения „познай себя“ более отчетливо, часто повторяет: „внимай себе“» 30 . Сам Климент, вероятно, заимствовал этот ход у Филона Александрийского, который пишет в трактате «О переселении Авраама»: «Человек должен повелевать, а не подчиняться телу, познавая себя непрестанно, как и «Моисей повсюду учит: πρσεχε σεαυτ» 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

В словах «Господу [сил]» последнее привнесено из греко-славянского перевода, основывающегося на большинстве греческих списков, в которых читается: τ Κυρω Σαβαθ (в Ватиканском и других списках) или: τ Κυρω τν δυνμεων (в Александрийском, Амвросианском и других списках). «Сокровищница Господня», в которую должны были вноситься найденные в Иерихоне золото, серебро и другие металлы, находилась при Скинии собрания ( Чис.31:54 ). В словах «[вся] стена» первого слова нет в некоторых из древнейших (Александрийском, Амвросианском) и позднейших списков, как и в еврейском тексте, и это опущение слова «вся» заслуживает внимание ввиду того, между прочим, что часть стены, на которой или около которой (см. к Нав.2:15 ) находился дом Раави, должна была сохраниться, в противном случае обрушился бы и дом Раави, который в дальнейших словах библейского повествования ( Нав.6:21–22 ) представляется уцелевшим вместе со всеми, находившимися в нем. Нав.6:21 .  А двум юношам, высматривавшим землю, Иисус сказал: пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда ее и всех, которые у нее, так как вы поклялись ей. Нав.6:22 .  И пошли юноши, высматривавшие [город, в дом женщины] и вывели Раав [блудницу] и отца ее и мать ее, и братьев ее, и всех, которые у нее были, и всех родственников ее вывели, и поставили их вне стана Израильского. Раави со всеми ее родственниками была сохранена жизнь вследствие клятвы, данной ей бывшими соглядатаями, которые посланы были в ее дом, чтобы вывести всех находившихся в нем. Как не принадлежавшие к израильскому народу они водворены были вне израильского стана. Впоследствии Раав вошла в состав израильского народа и жила среди него, когда оставила, конечно, языческие верования и открыто стала исповедовать Бога Израилева. Сказанное о Раави: «И она живет среди Израиля до сего дня» ( Нав.6:24 ) – показывает, что писатель книги пользовался памятниками, написанными несколько спустя после самих событий. По древностям И. Флавия (V:1, 7), Иисус Навин дал ей участок земли и относился к ней с почтением. Живя среди израильтян, она так сблизилась с ними, что сделалась женою Салмона, князя Иудина колена ( Руф.4:20 ), и матерью Вооза ( Мф.1:5 ), которые были предками Давида, а вместе и предками Христа Спасителя. Апостолы относили Раав к ветхозаветным праведникам, которые спаслись от гибели верою ( Евр.11:31 ) и соединенными с нею делами получили оправдание ( Иак.2:25 ), а отцы и учителя церкви в лице хананеянки Раави, уверовавшей в истинного Бога и оставившей прежнюю порочную жизнь, усматривали прообраз Церкви Христовой из язычников (творения блаженного Феодорита , епископа Киррского, т. I, 272).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В целом, это обширное сочинение имеет характерные черты христологии свт. Кирилла Александрийского , как она сложилась накануне III Вселенского (Эфесского) Собора 4 , а также иллюстрирует искусное владение логической аргументацией, которое у святителя счастливо сочетается с проникновением в тонкости библейского текста. Вниманию читателей предлагается первый отдел основной части трактата, включающий около половины ее общего объема. Как и во вступительной части, взятый за основу перевод священника Василия Дмитриева существенно переработан и приведен в соответствие с новейшим изданием Э. Шварца 5 . Принципы воспроизведения библейских цитат у святителя и использованные издания текста Священного Писания и его русских переводов те же, что и в предыдущей публикации 6 . Кирилла, епископа Александрийского, обращение к благочестивейшим владычицам (21) [Это содержится в последующих главах: О том, что Христос – Бог по единству с Богом Слово, поскольку в Его славу восходит и воспринятый храм 7 , из апостольских посланий. Избранные места из соборных посланий, о том же. Избранные места из Евангелий, о том же. О том, что Христос – жизнь и животворящий, из имеющегося у апостола Павла и найденное в апостольских посланиях. О вере во Христа как в Бога, из соборных посланий и из Евангелий. О том, что Христос – жизнь и умилостивление, различные избранные места. О том, что смерть Христа спасительна для мира, избранные места из апостольских посланий и Евангелий] 8 . О том, что Христос – Бог по единству с Богом Слово, восходя в Его славу. Из Послания к Римлянам (22) «Павел, раб Иисуса Христа, призванный апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих в святых писаниях, о Сыне Своем, Который родился от семени Давидова по плоти и наречен 9 Сыном Божиим в силе, по Духу святыни, через воскресение из мертвых, о Иисусе Христе Господе нашем» 10 . Итак, если проповедь о Христе – благовестие Божие, то каким образом Христос – не Бог? И если всякое пророчество направлено к Нему как конечной цели и Писания проповедуют Сыном Божиим Того, Кто от семени Давида, пусть даже говорится, что Он наречен так по Духу святыни через Таинство Вочеловечения, то каким образом не Сын поистине Он, свидетельствуемый через воскресение из мертвых? Ведь Он восстал не как простой человек, подобный нам, но как сильнейший смерти, в силу чего Он – и жизнь и Бог.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Вероятно, вопрос о времени празднования Пасхи в Александрии, центре иудейской диаспоры, был насущным, поскольку к Петру обращались письменно с недоумениями по этому поводу. В подтверждение можно сослаться на послание Египетским Церквам Отцов Первого Вселенского Собора. Они посчитали долгом в отдельном послании написать об этом наряду с извещением об осуждении Ария и о порицании Мелития 83 . Интересно, что святитель Петр ссылается на подлинник Евангелия Иоанна Богослова, который, таким образом, существовал в конце III в. и который особо чтили ефесские христиане. Однако цитация святым Отцом этого Евангелия в указании времени суда над Христом отлична от читаемого нами сейчас Евангелия: “Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-ев­рей­ски Гаввафа. Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый” 84 . Следующее сочинение Петра Александрийского, помещенное у Миня, — “О том, что душа не существует ранее тела” 85 . Эта книга направлена против крайностей вероучения Оригена и его последователей в воззрении на разновременное творение души и тела 86 . Основная мысль этого произведения заключается в том, что, “если по спасительному Слову сотворивший внутреннее сотворил и внешнее, то, конечно, сразу и в то же самое время…”. От Петра Александрийского сохранилась книга “О воскресении”, в которой Святитель раскрывает древнее учение Церкви о воскресении 87 . Этим он защищал православное учение от инакомыслия Оригена. Он пишет: “Так как мертвые воскреснут по подобию Того, Кто явился начатком умерших, то, очевидно, и эти тела, которые были в могилах, воскреснут с своими членами (совершенные) точно таким же образом, как и Христос воскрес из гробницы (с Своим телом). А что Он воскрес с Своим прежде бывшим телом, это следует из того, что, когда Он показывался ученикам Своим, желая показать, что душа Его в теле, то говорил: «Осяжите и видите, яко дух плоти и костей не имать, яко же Мене видите имуща». Фоме же особо сказал: «Вложи перст твой сюда и посмотри руки Мои, и подай руку твою и вложи в бок Мой, и не будь неверен, но верен»” 88 . “В заключение своей речи о воскресении святой Петр приводит еще одно подтверждение, которое принято в логиках называть приведение ad absurdum , — именно, он старается доказать нелепость мысли, противоположной защищаемому им мнению. «Если не тело, которое было посеяно, восставало бы, — говорит Петр, — но иное вместо него, так как бы другое тело давалось душе, то что же было бы чудесно в воскресении? Как может называться воскресением в собственном смысле то, которое не поднимает упавшего, не созидает того, что разрушилось, и не обновляет того, что обветшало»” 89 .

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

Другим, не менее важным является вопрос о значении 14 нисана в библейских нормах праздника Пасхи. Ответ находим также у свят. Кирилла Александрийского: «Агнец закалается в четырнадцатый день месяца, когда круг луны имеет полный свой блеск и как бы ложным светом озаряет вселенную, впрочем, так, что уже начинает мало-помалу прекращать этот свет и как бы по необходимости уже сокращает присущую ему честь и благодать. Отсюда ты можешь уразуметь, как бы от образа и сени предлагаемого вниманию дела, руководимый к восприятию истиннейшего, что по всей вселенной славился князь ночи, то есть диавол, означаемый луною как бы в образе (так как луна положена в «начало нощи», Быт. 1: 16), и как бы ложный некий свет, премудрость мира сего, проливающий в сердца заблуждающихся, чем приобретал себе полнейшую славу. Умер же ради нас и за нас Христос, истинный «Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1: 29), и разрушил славу диавола. Ибо она необходимо должна была прекращаться и уничтожаться мало-помалу, по мере того, как множество язычников стало поспешать восходить к миру и любви к Богу чрез обращение к Нему и веру в Него. И это именно древле воспеваемо было в псалмах о Христе: «во дни Его процветет праведник, и будет обилие мира, доколе не престанет луна» (Пс. 71: 7). Действительно, воссияла во дни Христа правда чрез веру, множество же мира чрез обращение к Богу. И, кроме того, еще отъят и князь нощи, то есть диавол. Заметь же, что луна, говорится, не просто изъята, но более того, отъята взамен чего-то, так как убивший исперва человека диавол, в возмездие за то и сам убиваем бывает» Фактически в этих рассуждениях свят. Кирилла Александрийского содержатся новозаветные богословские осмысления ветхозаветных библейских установлений о «снопе возношения» и о праздновании Пасхи после 14 нисана. IV В структуре александрийской пасхалии воплотились библейские нормы праздника Пасхи. В подтверждение этого тезиса рассмотрим структуру александрийской пасхалии. Для определения сроков наступления нисана, его 14-й луны и дня Св. Пасхи создатели пасхалии ввели в солнечный александрийский календарь 9 два цикла – лунный и солнечный. С помощью 28-летнего солнечного цикла определялся день недели для любой календарной даты и высчитывались пасхальные воскресенья.При этом в Александрии признавали пасхальным воскресенье в промежутке с 15 по 21 нисана включительно, именно в эти дни, согласно библейским указаниям , ветхозаветные иудеи справляли праздник опресноков.

http://bogoslov.ru/article/4733283

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010