1933-1989 годы 7 сент. 1933 г. на Винницкую кафедру был назначен еп. сщмч. Александр (Петровский) , в 1934 г. он был членом Временного Патриаршего Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) , 2 июня 1937 г. переведен на Харьковскую кафедру. В управлении В. е. его сменил архиеп. Иннокентий (Тихонов) , к-рый 29 окт. того же года был арестован, в нояб. расстрелян в Виннице. Неизвестно, были ли назначения на Винницкую кафедру в 1938-1941 гг. В 20-30-х гг. титул Винницких носили обновленческие (см. Обновленчество ) «епископы»: Иоаким Пухальский (1925-1926), Иоанн Славгородский (март 1926 - 22 июля 1936), Павел Циприанович (1 янв. 1927 - май 1928), Дмитрий Михальчук (14 сент. 1928 - март 1930), Николай Поликарпов (июль 1936 - 14 дек. 1937). В 1927 г. титул епископа Винницкого носил Сергий, находившийся в григорианском расколе . В окт. 1936 г. Винницкий облисполком издал постановление, в к-ром определялся порядок сноса часовен и крестов на перекрестках и дорогах, что послужило толчком для массового уничтожения правосл. памятников в Винницкой обл. В 1937 г. в епархии (в то время включала в себя территорию Винницкой и Хмельницкой областей) действовали 245 храмов. Храмы начали вновь открываться в годы Великой Отечественной войны . В марте 1944 г. в В. е. действовали 839 церковных общин, 4 жен. мон-ря (к 1955 остались 2 - браиловский во имя Св. Троицы и барский в честь Покрова Пресв. Богородицы), на приходах служили 405 священнослужителей. В авг. 1941 г. большинство правосл. епископов, оказавшихся на оккупированной нем. войсками территории Украины, собрались на Собор в Почаевской лавре и провозгласили создание автономной УПЦ во главе с митр. Алексием (Громадским) , к-рая находилась в каноническом общении с Московской Патриархией. Митр. Алексий заботился о замещении пустующих кафедр, 5 авг. 1942 г. во епископа Винницкого был хиротонисан архим. Евлогий (Марковский). После освобождения Винницкой обл. от нем. захватчиков (нач. 1944) В. е. включилась в общецерковное патриотическое движение по сбору средств на нужды фронта, к нач. 1945 г. епархия собрала более 2 млн р. В 1944 г. епархией управлял еп. Максим (Бачинский), к-рого сменил еп. Варлаам (Борисевич ; 13 мая 1945 - 3 янв. 1946). При еп. Варлааме для обеспечения приходов духовенством были организованы богословско-пастырские курсы, на к-рые в 1945/46 г. поступили 40 чел. В марте 1944 г. возобновилось закрытие храмов в Винницкой обл., как открытых во время оккупации, так и действовавших до войны. К 1 янв. 1950 г. в В. е. действовали 717 церквей, к 1 янв. 1957 г.- 601. Гонения усилились в 60-х гг. (см. ст. Хрущёв Н. С.): в 1961 г. количество приходов в епархии сократилось с 513 до 425, в следующем году - до 384. В 1962 г. в Виннице был закрыт кафедральный Преображенский собор, кафедральным стал собор Рождества Пресв. Богородицы. В нач. 1970 г. в В. е. действовало 337 приходов, в к-рых служил 151 священник. 1989-2012 годы

http://pravenc.ru/text/158694.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН (Кратиров Иван Александрович; 27.07.1839, с. Лохта Тотемского у. Вологодской губ.- 12.02.1909, Москва), еп. бывш. Саратовский и Царицынский. Сын свящ. А. Кратирова, впосл. протоиерея, настоятеля собора г. Кадникова Вологодской губ.; родственник сщмч. Павла (Кратирова) , еп. Ялтинского. Иван обучался в доме отца, затем в Тотемском ДУ (1850-1854), Вологодской ДС (1854-1860). По окончании семинарии «как особенно благонадежный по способностям, успехам и поведению» был направлен в МДА. В 1864 г. окончил академию по 1-му разряду со степенью кандидата богословия. 24 апр. 1867 г. за работу «О видах так называемого частного попечения пастырей о душах пасомых и о важности оного в кругу пастырской деятельности» Кратирову была присвоена ученая степень магистра богословия. Иоанн (Кратиров), еп. бывш. Саратовский и Царицынский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) Иоанн (Кратиров), еп. бывш. Саратовский и Царицынский. Фотография. Нач. ХХ в. (РГИА) 9 нояб. 1864 г. назначен на должность преподавателя церковно-исторических наук высшего и среднего отд-ний Вологодской ДС. 15 нояб. 1866 г. перемещен на ту же должность в Ярославскую ДС. С 9 марта 1867 г. помощник инспектора, с 10 июля того же года член правления Ярославской семинарии, с 4 июля 1870 г. также преподаватель практического руководства для пастырей. 31 авг. 1870 г. определен на должность секретаря совета и правления МДА. За деловые качества по ведению академической документации в руководстве МДА Кратирова называли «нашим министром». Получил чин коллежского советника (1875). В годы службы в академии неск. раз отклонял предложения перейти в канцелярию обер-прокурора Святейшего Синода. Определением Синода от 7-21 апр. 1883 г. Кратиров был назначен ректором Харьковской ДС, куда был приглашен еп. Амвросием (Ключарёвым) , незадолго до того назначенным на Харьковскую кафедру. Накануне отъезда в Харьков 7 мая 1883 г. Кратиров был рукоположен во диакона, 8 мая - во иерея Дмитровским еп. Алексием (Лавровым-Платоновым) , а 5 июня возведен им же в сан протоиерея. Впосл. И. был в дружеских отношениях с еп. Алексием и вел с ним регулярную переписку. В Харьковской ДС прот. Иоанн смог наладить дисциплину, поднять на должную высоту расстроенную его предшественником прот. М. И. Разногорским учебно-воспитательную работу. Прот. Иоанн занимался ремонтом помещений Харьковской ДС и строительством здания с преподавательскими квартирами, нового общежития для воспитанников и образцовой школы. По его инициативе в Харьковской ДС была введена форма для воспитанников. Помимо управления семинарией прот. Иоанн занимался делами епархиального управления. 4 авг. 1884 г. он был назначен председателем Харьковского епархиального училищного совета. По поручению еп. Амвросия Кратиров составил проект нового ж. «Вера и разум» , преобразованного из «Харьковских епархиальных ведомостей» , и был его редактором в 1884-1893 гг.

http://pravenc.ru/text/469496.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.). Епископат ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель МАРКЕЛЛ (Родышевский (Радышевский) Николай Романович; † 29 нояб. 1742), еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский МЕФОДИЙ (Смирнов Михаил Алексеевич; 1761-1815), архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский, духовный писатель, педагог МИТРОФАН (Симашкевич Митрофан Васильевич; 1845-1934), митр. бывш. Донской и Новочеркасский, один из лидеров григорианского раскола МИХАИЛ (Голубович Михаил Алексеевич; 1803-1881), архиеп. Минский и Бобруйский, деятель по воссоединению униатов с правосл. Церковью МИХАИЛ (Грибановский Михаил Михайлович; 1856-1898), еп. Таврический и Симферопольский, правосл. богослов, мыслитель МИХАИЛ (Десницкий Матвей Михайлович; 1761-1821), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский МИХАИЛ (Лузин Матфей Иванович; 1829(1830?) г. - 1887), еп. Курский и Белгородский, правосл. богослов, библеист. МОИСЕЙ (Богданов-Платонов-Антипов Матвей Михайлович; 1783-1834), архиеп. Карталинский и Кахетинский Грузинского Экзархата РПЦ, экзарх Грузии (12 марта 1832 - 13 июля 1834) МОИСЕЙ (Гумилевский Михаил; 1747-1792), еп. Феодосийский и Мариупольский, викарий Екатеринославской епархии НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист НИКАНОР (Клементьевский Николай Степанович; 1787-1856), митр. Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский НИКИТА (Делекторский Федор Петрович; 1876-1937), еп. Орехово-Зуевский, сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников Радонежских) НИКИФОР (Джорджадзе Нодар (?), 1782-1851), еп. Горийский (5 апр. 1842 - 3 дек. 1851) Грузинского Экзархата Русской Православной Церкви НИКОЛАЙ (Зиоров Михаил Захарович; 1851-1915), архиеп. Варшавский и Привислинский, член Гос. совета Российской империи НИКОН (Рождественский Николай Иванович; 1851-1919), архиеп. Вологодский и Тотемский (с 1912 г. на покое), церковный и общественный деятель, духовный писатель и издатель НИКОН (Софийский Николай Андреевич; 1861-1908), архиеп. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии (9 июня 1906 - 28 мая 1908) ОНУФРИЙ (Парусов Андрей Федорович; 1816-1894), бывш. старообрядческий еп. Браиловский, в 1865 г. присоединился к Русской Церкви на началах единоверия

http://pravenc.ru/rubrics/121796_7.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАФАНАИЛ Нафанаил (Троицкий), еп. Архангельский и Холмогорский. Фотография. Сер.— 2-я пол. 10-х гг. ХХ в. Нафанаил (Троицкий), еп. Архангельский и Холмогорский. Фотография. Сер.— 2-я пол. 10-х гг. ХХ в. (Троицкий Никодим Захарович; 30.10.1864, станица Кобылянская, обл. Войска Донского (ныне Суворовская Суровикинского р-на Волгоградской обл.) - 7.04.1933, с. Федосьино Московской обл.), митр. Из семьи священника. В 1879 г. окончил Новочеркасское ДУ, в 1886 г.- Донскую ДС, поступил в КДА. Через год покинул академию по собственному прошению. 17 апр. 1888 г. был рукоположен во иерея и назначен священником Покровской ц. слободы Анастасиевка Таганрогского окр. обл. Войска Донского. Служил заведующим Анастасиевской жен. школой грамоты и Марфинской жен. церковноприходской школой, также исполняя должность законоучителя в обеих школах. Впоследствии стал инспектором церковноприходских школ. В 1893 г. поступил в КазДА, окончил ее в 1897 г. со степенью кандидата богословия. 16 нояб. 1896 г. архим. Антонием (Храповицким ; впосл. митрополит) был пострижен в монашество с именем Нафанаил. 7 авг. 1897 г. назначен ректором и преподавателем Таврической ДС. 27 окт. 1897 г. переведен на должность ректора Олонецкой ДС, 9 нояб. возведен в сан архимандрита. Одновременно с работой в семинарии Н. занимал пост председателя Олонецкого епархиального училищного совета и редактировал отдел «Олонецких епархиальных ведомостей». 15 февр. 1902 г. был назначен ректором Тамбовской ДС. Руководил попечительством о бедных воспитанниках семинарии. Участвовал в работе Миссионерского братства и Тамбовской ученой архивной комиссии. Н. был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1899), св. Владимира 4-й степени (1902). 29 февр. 1904 г. в Александро-Невской лавре Н. был хиротонисан во епископа Козловского, викария Тамбовской епархии. 31 окт. 1908 г. назначен епископом Уфимским и Мензелинским, 17 апр. 1912 г.- епископом Архангельским и Холмогорским. Н. был членом Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. 7 апр. 1919 г. был возведен в сан архиепископа. Однако в Архангельск не вернулся, поручив временное управление епархией Пинежскому еп. сщмч. Павлу (Павловскому ; впосл. архиепископ). С 9 янв. 1920 г. Н. временно управлял Харьковской епархией. В 1921 г. был назначен архиепископом Харьковским и Ахтырским.

http://pravenc.ru/text/2564778.html

Климент, митрополит Калужский и Боровский (Капалин Герман Михайлович) Дата рождения: 7 августа 1949 г. Дата хиротонии: 8 августа 1982 г. Дата пострига: 7 декабря 1978 г. День ангела: 8 декабря Страна: Россия Биография: Родился 7 августа 1949 г. в п. Удельная Раменского района Московской обл. в семье рабочего. По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум. В 1970 г. поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии. С октября 1970 г. по ноябрь 1972 г. служил в рядах Советской Армии. Затем продолжил обучение в семинарии. В 1974 г. окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию . С 1977 г. принимал участие в работе Всемирной православной молодежной организации «Синдесмос» и экуменическом Совете молодежи Европы (ЭСМЕ). В 1978 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, и оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения. 7 декабря 1978 г. инспектором МДА архимандритом Александром пострижен в монашество с наречением имени Климент в честь сщмч. Климента, епископа Римского. 24 декабря того же года архиепископом Дмитровским Владимиром рукоположен во иеродиакона. 7 апреля 1979 г. рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем Общей церковной истории в МДС. 14 октября 1981 г. возведен в сан игумена. В 1981-1982 гг. исполнял обязанности старшего помощника инспектора МДС. В 1981 г. избран членом исполкома ЭСМЕ. 18 июля 1982 г. возведен в сан архимандрита. 8 августа 1982 г. в Свято-Духовском соборе г. Минска хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии, и назначен управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно в США . Хиротонию совершили: митрополит Минский и Белорусский Филарет , архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим , епископ Тульский и Белевский Герман, епископ Пинский Афанасий. 23 марта 1987 г. освобожден от управления Патриаршими приходами в Канаде и назначен управляющим Патриаршими приходами в США. Указом Святейшего Патриарха Пимена от 19 мая 1989 г. возведен в сан архиепископа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244994...

Первосвятительский визит в Донецкую и Харьковскую епархии. Посещение Благовещенского кафедрального собора г. Харькова 7 мая 2011 года 7 мая 2011 года по прибытии в Харьков Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Благовещенский кафедральный собор. В соборе Его Святейшество встречали иерархи епархий Русской Православной Церкви из России и Украины. Предстоятель Русской Церкви поклонился честным мощам свт. Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского, свт. Афанасия Лубенского, Патриарха Константинопольского , и сщмч. Александра (Петровского), покоящимся в соборе. От лица митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима Святейшего Владыку приветствовал викарий Харьковской епархии   архиепископ Изюмский Онуфрий , который преподнес Его Святейшеству образ апостола Иоанна Богослова. Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с Первосвятительским словом . В дар собору Предстоятель Русской Церкви передал образ Спасителя. Всем присутствующим в храме были розданы иконки Воскресения Христова с Патриаршим благословением. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Патриархия.ru Первосвятительский визит в Донецкую и Харьковскую епархии. Посещение Благовещенского кафедрального собора г. Харькова Первосвятительский визит в Донецкую и Харьковскую епархии. Посещение Благовещенского кафедрального собора г. Харькова Первосвятительский визит в Донецкую и Харьковскую епархии. Посещение Благовещенского кафедрального собора г. Харькова Первосвятительский визит в Донецкую и Харьковскую епархии. Посещение Благовещенского кафедрального собора г. Харькова Первосвятительский визит в Донецкую и Харьковскую епархии. Посещение Благовещенского кафедрального собора г. Харькова Первосвятительский визит в Донецкую и Харьковскую епархии. Посещение Благовещенского кафедрального собора г. Харькова Первосвятительский визит в Донецкую и Харьковскую епархии. Посещение Благовещенского кафедрального собора г. Харькова Первосвятительский визит в Донецкую и Харьковскую епархии. Посещение Благовещенского кафедрального собора г. Харькова Первосвятительский визит в Донецкую и Харьковскую епархии. Посещение Благовещенского кафедрального собора г. Харькова Наверх

http://foto.patriarchia.ru/church/eparkh...

На рубеже XIX-XX вв. в этих местах существовал скит Козельщинского женского монастыря с церковью Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»; после закрытия Козельщинской обители он оставался действующим с 1929 по 1932 гг.; в это время здесь пребывала чудотворная Козельщинская икона Божией Матери (перенесенная из монастыря); подвизались козельщинская игумения прмц. Олимпиада II (Вербецкая) (†1937) и сщмч. Александр (Петровский) (†1940) – духовник скита, будущий архиеп. Харьковский. Монастырь прпп. Антония и Феодосия Печерских учрежден в 1999 г. как скит Мгарской Спасо-Преображенской мужской обители, в 2003 г. преобразован в самостоятельный. Название «Потоцкий» происходит от с. Потоки, которое расположено на правом берегу р. Псел напротив с. Дмитровки и обрело свое имя от магнатов Потоцких, владевших этими землями в XVII в. (Дмитровка основана в XVI, Потоки – в 1-й пол. XVII вв.). Новая обитель создана в основном с миссионерской целью: летом при ней открывается православный лагерь отдыха для прихожан церквей Кременчугского благочинного округа, учащихся воскресных школ, детей из многодетных семей и сирот. Праздники: Память прп. Антония Киево-Печерского 10 (23) июля Память прп. Феодосия Киево-Печерского 3 (16) мая, 14 (27) августа Адрес: 39891, Украина, Полтавская область, Кременчугский район, с. Дмитровка Телефон: (05348) 4–12–32 Троицкий Велико-Будищанский женский монастырь [ править править код ] Троицкий Велико-Будищанский монастырь Монастырь упоминается с XVII в. Первоначально располагался возле с. Чернечий Яр. В кон. XVII в. был перенесен в Писаревщину, в пределах которой в 1887 г. состоялось еще одно перенесение обители на новое место. В XIX в. в монастыре были сооружены 2 каменных храма: 1) Св. Троицы, с приделом Воздвижения Честного Креста Господня; 2) Успения Пресвятой Богородицы, с приделами Усекновения главы св. прор. Иоанна Предтечи и свт. Николая Мирликийского. В ХХ в. обитель пережила закрытие и частичное разрушение, на ее территории был открыт зоотехникум. В 2008 г. началось возрождение святыни, 26 ноября 2011 г. состоялось освящение домовой церкви прп. Иова Почаевского, 20 июля 2012 г. новое открытие монастыря было утверждено Свящ. Синодом УПЦ.

http://azbyka.ru/palomnik/Полтавская_обл...

    Иерей Антоний Щелкунов (Днепр, Украина), кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и педагогики Национального технического университета «Днепровская политехника», клирик храма прп. Сергия Радонежского. Тема доклада: «Священнослужители Днепропетровщины – жертвы Большого террора на судебных процессах 1939 года»;     Протоиерей Евгений Гуменюк (Кропивницкий, Украина), магистр богословия, глава Комиссии по канонизации святых Александрийской епархии, благочинный Компанеевского округа, настоятель храма св. мц. Виктории Кулузской пгт. Компанеевка. Тема доклада: «Репрессии против православного духовенства и верующих в Кировоградской области: 1918–1950 гг.»;     Иеромонах Митрофан (Божко) (Киев, Украина), преподаватель Киевской духовной семинарии. Тема доклада: «Закрытие и уничтожение храмов и молитвенных зданий в Кривом Роге во времена хрущевской антирелигиозной кампании (1958–1964)»;     Иерей Евгений Легач (Харьков, Украина), доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник Института проблем криобиологии и криомедицины, настоятель Преображенского храма с. Ледное Харьковской области; Драчева Александра Павловна (Харьков, Украина), кандидат наук по социальным коммуникациям, старший преподаватель Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина. Тема доклада: «Мученический подвиг священника Григория Доли, настоятеля Преображенского храма с. Ледное Харьковской губернии»;     Стец Николай Николаевич (Харьков, Украина), кандидат богословия, преподаватель Харьковской духовной семинарии. Тема доклада: «Священномученик Константин (Дьяков) и его служение на Харьковской кафедре с 1924 г. по 1934 г.»;     Петриско Милан (Прешов, Словакия), магистр богословия, докторант Православного богословского факультета Прешовского университета в Прешове, чтец Православной Церкви Чешских земель и Словакии. Тема доклада: «Митрополит-исповедник Досифей Загребский (1877–1945) — владыка карпаторусинов, чехов и словаков». 16.20–16.50: Кофе-пауза     Иерей Алексей Игнатьев (Кропивницкий, Украина), бакалавр богословия, клирик соборного храма Благовещения Пресвятой Богородицы г. Кропивницкий. Тема доклада: «Крестный путь сщмч. протоиерея Василия Романовича (1886–1937)»;

http://bogoslov.ru/event/6024079

25 июня 1925 г. Патриарший Местоблюститель митр. Крутицкий сщмч. Петр (Полянский) подписал 2-ю запретительную грамоту на Б., к-рый запрещению вновь не подчинился. В июле по благословению архиеп. Григория (Лисовского) к митр. Петру (Полянскому) был отправлен прот. Иоанн Богданович с отчетом о положении дел на Украине и с прошением о канонической автокефалии. Митр. Петр не счел возможным удовлетворить прошение. Вскоре Глуховский еп., вик. Черниговской епархии, Дамаскин (Цедрик) составил краткое «Суждение о лубенском расколе», но оно не было достаточно авторитетно аргументировано. Изобличением раскола архиеп. Григорий поручил заняться новопоставленному Прилукскому еп. Василию (Зеленцову) . Составленный им проект «Постановления Собора православных епископов Украины о лишении сана главарей Лубенского раскола и отлучении их от Церкви» был разослан укр. архиереям, одобрен и подписан экзархом Украины митр. Михаилом (Ермаковым), архиеп. Полтавским Григорием (Лисовским), епископами Кобелякским Николаем (Пирским), Прилукским Василием (Зеленцовым), Елисаветградским, управляющим Одесской епархией, Онуфрием (Гагалюком) , Сумским, временно управлявшим Харьковской епархией, Константином (Дьяковым) , еп. Александровским, управлявшим Екатеринославской епархией, Стефаном (Андриашенко), Мариупольским Антонием (Панкеевым) , Каневским Василием (Богдашевским) , Черкасским, вик. Киевской епархии, Филаретом (Линчевским) , Сквирским, вик. Киевской епархии, Афанасием (Молчановским), Радомысльским, вик. Киевской епархии, Сергием (Куминским) , Уманским, управлявшим Киевской епархией, Макарием (Кармазиным) (по числу подписавших его архиереев документ получил название «Постановление 13-ти»). Перед тем как рассылать проект на подпись, архиеп. Григорий предпринял последнюю попытку призвать Б. к покаянию и направил ему копию постановления. Б. заявил, что не подчинится ему. Еп. Василий представил «Постановление 13-ти» на утверждение Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергию (Страгородскому) , к-рый подписал его 5 янв. 1926 г. 19 янв. «Постановление 13-ти» и резолюция митр. Сергия были оглашены в Троицкой ц. Полтавы. Получив определение Собора правосл. епископов Украины, деятели лубенского раскола (Б. и Соколовский) отправились в нач. марта 1926 г. в Москву, где подали жалобу и просьбу о пересмотре их дела, но не в органы управления канонической Церкви, а в раскольнический григорианский Временный высший церковный совет (ВВЦС) . Резолюция архиеп. Григория (Яцковского) от 8 марта 1926 г. 84 «объявляла «Постановление 13-ти» отклоненным» и «рекомендовала Экзарху Украины перерешить дело в новой инстанции». В нач. 1927 г. Б. созвал духовенство Полтавы и представителей от мирян в Павленки (пригород) на общее собрание (присутствовали также «архиереи» Сергий Лабунцев и Макарий Крамаренко). На повестке дня стоял единственный вопрос: примирение с канонической Церковью, поэтому на собрание был приглашен архиеп. Григорий (Лисовский), к-рый отказался прибыть.

http://pravenc.ru/text/153631.html

В последней зимней сессии Синода за 1934/35 г. в качестве его постоянных членов приняли участие митрополиты Ташкентский Арсений (Стадницкий), Ленинградский Алексий (Симанский), Одесский Анатолий (Грисюк), Казанский Серафим (Александров), Ярославский Павел (Борисовский), Киевский Константин (Дьяков), архиепископы Ивановский Павел (Гальковский) и Дмитровский Питирим (Крылов), в качестве временных членов - архиепископы Вятский Киприан (Комаровский), Архангельский Никон (Пурлевский), Курский сщмч. Онуфрий (Гагалюк), епископы Боровичский Никита (Стягов) и Пятигорский Мефодий (Абрамкин). Все важнейшие акты церковной власти в 1927-1935 гг. принимались Заместителем Местоблюстителя вместе с Временным Патриаршим Священным Синодом. Помимо постановлений, касавшихся открытия новых епархий, замещения вакантных епископских кафедр, награждения архиереев, иных адм. и судебных решений, постановлений по вопросам богослужебным, церковного брака, исповеди и иным Синод издал ряд актов, к-рыми определялся весь строй церковного управления, позиция РПЦ в отношениях с гос. властью, с Поместными Православными Церквами, с инославным миром, с церковной диаспорой, а также отношение РПЦ к внутренним расколам. Особого упоминания заслуживают «Декларация» 29 июля 1927 г., изданная сразу после образования Синода, неск. постановлений по делу митр. Евлогия (Георгиевского) (18 марта, 10 июня, 24 дек. 1930, 30 апр. 1931), постановление «О Карловацкой группе» (22 июня 1934). В соответствии с Положением об областных преосвященных от 12 марта 1934 г. во исполнение постановления Поместного Собора 1917-1918 гг. о митрополичьих округах были созданы церковные области в составе неск. епархий, но при этом областные епископы не приобретали сан митрополита, что предусматривалось определением Поместного Собора. Статусы главных городов церковных областей получили в Московской обл. Москва, в Ленинградской обл. Ленинград, в Белорусской ССР Минск, в Западной обл. Смоленск, в Центральночернозёмной обл. Воронеж, в Азово-Черноморском крае Ростов-на-Дону, в Северо-Кавказском крае Пятигорск, в Северной обл. Архангельск, в Ивановской обл. Иваново, в Горьковском крае Горький, в Татарской АССР Казань, в Средневолжском крае Самара, в Саратовской обл. Саратов, в Сталинградской обл. Сталинград, в Свердловской обл. Свердловск, в Челябинской обл. Челябинск, в Западно-Сибирском крае Новосибирск, в Восточно-Сибирском крае Иркутск, в Дальневосточном крае Хабаровск, на Украине в Киевской обл. Киев, в Харьковской обл. Харьков и в Одесской обл. Одесса. Самостоятельными оставались епархии: Олонецкая, Чувашско-Чебоксарская, Ижевская, Марийская, Саранская, Крымско-Симферопольская, Уфимская, Тобольская, Бакинская, Ташкентская, Алма-Атинская, Семипалатинская, Уральская, Петропавловская, Кустанайская, Забайкальско-Читинская, Якутская (в РСФСР), Винницкая, Днепропетровская, Черниговская и Мариупольская (на Украине).

http://pravenc.ru/text/155436.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010