К торжествам было отпечатано множество жизнеописаний И., текстов его проповедей и молитв общим тиражом более 950 тыс. экз. Для мощей фирмой придворных поставщиков Хлебниковых по проекту архит. В. А. Покровского была изготовлена рака с сенью. Стоимость раки составляла 11 тыс. р., на нее израсходовано ок. 130 кг серебра. Общий вес всего сооружения из меди, латуни, золота и серебра составил более 2 т. Почитатели И. пожертвовали для украшения раки и сени 105 драгоценных лампад. 3 сент. 1911 г. мощи святителя торжественно переоблачили и поместили в новый кипарисовый гроб, к-рый был перенесен в Троицкий собор и поставлен в раку. Прежнее облачение архиерея поместили в особый застекленный шкаф, поставленный недалеко от раки. В торжественном богослужении 4 сент. принимали участие митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) , Харьковский архиеп. Арсений (Брянцев) , Полтавский архиеп. Назарий (Кириллов) , Рижский еп. Иоанн (Смирнов) , Орловский еп. Григорий (Вахнин) , Сухумский еп. Андрей (Ухтомский) , Белгородский еп. Иоанникий (Ефремов), сщмч. Никодим (Кононов) , еп. Рыльский, Гродненский еп. Елевферий (Богоявленский) , всего ок. 400 чел. духовенства. На торжествах присутствовали вел. кн. Константин Константинович , вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна . Осенью 1911 г. в Белгород прибыло более 200 тыс. паломников, для размещения которых в окрестностях города выстроили 6 деревянных бараков на 10 тыс. чел. каждый, разбили более 2 тыс. палаток. В дни торжеств было зафиксировано 30 исцелений. После канонизации поток паломников к мощам не иссякал. 17 дек. 1911 г. своим присутствием почтил память И. имп. мч. Николай II с семьей. Еще в 1881 г. еп. Курский и Белгородский Ефрем (Рязанов) учредил стипендию им. И. для поддержки одаренных воспитанников семинарии. В 1912 г. в С.-Петербурге было учреждено Всероссийское братство свт. Иоасафа под председательством адмирала Д. С. Арсеньева (затем его сменил генерал от инфантерии Л. К. Артамонов), товарищами председателя были Жевахов и прот. Александр Маляревский. На одном из собраний братство предложило отметить памятным знаком место, на к-ром И., уезжая в мае 1754 г. из Белгорода, по преданию, совершил последнюю остановку, осенив город архипастырским благословением. Почетный гражданин Белгорода Г. В. Булгаков и настоятель белгородского Успенско-Николаевского собора прот. Порфирий Амфитеатров приблизительно определили это место у подножия Харьковской (Тавровской) горы. При участии еп. Белгородского сщмч. Никодима (Кононова) 5 июля 1915 г. состоялось открытие памятника, к-рый представлял собой деревянный крест, установленный на кирпичном конусообразном постаменте. На лицевой стороне креста, обращенной к городу, находилось изображение распятия, под ним, на постаменте,- поясное изображение И. На противоположной стороне креста помещались образы свт. Николая (Николая Ратного), свт. Афанасия III Пателлария и И. В советское время памятник был уничтожен.

http://pravenc.ru/text/578038.html

Антоние-Феодосиевский Потоцкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Антоние-Феодосиевский Потоцкий мужской монастырь - православный мужской монастырь Кременчугской епархии Украинской Православной Церкви. При обители имеется гостиница для паломников. Содержание История [ править править код ] На рубеже XIX-XX вв. в этих местах существовал скит Козельщинского женского монастыря с церковью Иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»; после закрытия Козельщинской обители он оставался действующим с 1929 по 1932 гг.; в это время здесь пребывала чудотворная Козельщинская икона Божией Матери (перенесенная из монастыря); подвизались козельщинская игумения прмц. Олимпиада II (Вербецкая) (†1937) и сщмч. Александр (Петровский) (†1940) – духовник скита, будущий архиеп. Харьковский. Монастырь прпп. Антония и Феодосия Печерских учрежден в 1999 г. как скит Мгарской Спасо-Преображенской мужской обители, в 2003 г. преобразован в самостоятельный. Название «Потоцкий» происходит от с. Потоки, которое расположено на правом берегу р. Псел напротив с. Дмитровки и обрело свое имя от магнатов Потоцких, владевших этими землями в XVII в. (Дмитровка основана в XVI, Потоки – в 1-й пол. XVII вв.). Монастырь открыт, прежде всего, с миссионерской целью: здесь прекрасные условия для просветительской деятельности. Он расположен на живописном берегу р. Псел, Кременчуг и Комсомольск находятся недалеко. Регулярно монастырь посещают паломники, основательно воцерковляются, участвуют в монастырских богослужениях и прихожане церквей округа. Также монастырь посещают учащиеся воскресных школ, дети из многодетных семей, сироты. Проводятся беседы, тематические лекции для взрослых, с детьми заниматся сопровождающие их преподаватели воскресных школ. Монастырь принимает паломников. Есть возможность остаться на ночь. Богослужения совершаются в воскресные и праздничные дни. Святые [ править править код ] В скиту Козельщинского женского монастыря — духовном предшественнике нынешней Свято-Антоние-Феодосиевской Потоцкой обители — между 1929 и 1932 гг. подвизались козельщинская игумения прмц. Олимпиада II (Вербецкая) (†1937) и сщмч. Александр (Петровский) (†1940) – духовник скита, будущий архиеп. Харьковский. Престольные праздники [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Антоние-Феодос...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРЕНТИЙ (Никитин Леонтий, 1872 - 1918), иером., прмч. (пам. 28 авг. в Соборе Казанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛАВРСКАЯ КИНОВИЯ подворье Череменецкого во имя ап. Иоанна Богослова монастыря (Гатчинской и Лужской епархии С.-Петербургской митрополии) ЛАЗАРЬ († 8.03.1391 (?)), прп. , Мурманский (Муромский), Олонецкий (пам. 8 марта, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ЛАЗАРЬ (Баранович; в миру Лука?; † 1693), архиеп. Черниговский и Новгород-Северский, ректор Киево-Могилянской коллегии, писатель ЛАЗАРЬ (Журбенко Федор Иосифович; 1931-2005), один из деятелей катакомбного движения архиеп. бывш. Одесский и Тамбовский РПЦЗ, лидер неканонической группы «Русская Истинно-православная церковь» (РИПЦ) Петр Александрович (1833/34 - 1899), проф. канонического права, исследователь церковной археологии ЛЕБЕДИНСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Харьковской епархии, с центром в г. Лебедин Харьковской губ. (ныне Сумской обл., Украина), существовало в 1923-1925 гг. ЛЕВ (Наголкин Лев Данилович; 1768 - 1841), иеросхим., прп. (пам. 27 июня, 11 окт. - в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Брянских святых) ЛЕВКИЙ (Аишев или Акишев; 2-я пол. XVI в.), игум. Иосифова Волоколамского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря, книгописец, владелец обширной б-ки ЛЕОНИД (Антощенко Лаврентий Евтихиевич; 1872 - 1938), еп. Марийский, сщмч. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЛЕОНИД (Кавелин Лев Александрович; 1822-1891), архим., историк, археограф, библиограф, переводчик, почетный член ИППО ЛЕОНИД (Сенцов Михаил Иванович; 1858 - 1918), архим., начальник Русской духовной миссии (РДМ) в Иерусалиме ЛЕОНИД (Скобеев Евгений Дмитриевич; 1851 - 1932), еп. бывш. Верненский, один из руководителей обновленчества

http://pravenc.ru/rubrics/121660_62.html

храмов, один из последних - храм свт. Митрофана Воронежского при городской тюрьме (в 1916), в к-рой А. скончался спустя 21 год. 12 окт. 1916 г. постановлением Святейшего Синода викарий Великоустюжский стал именоваться епископом Великоустюжским и Усть-Вымским, с нач. 20-х гг. - архиепископом. 30 июля 1923 г. А. вступил в управление Великоустюжской епархией, ставшей к тому времени самостоятельной. В 1924 г., в возрасте 82 лет, уволен на покой. Живя при храме Симеона Столпника в Великом Устюге, ежедневно служил литургии. После закрытия храма перешел в ц. прп. Сергия Радонежского и вмч. Димитрия Солунского. Поселившись в церковной сторожке, продолжал служить ежедневно, начиная богослужение в 4 ч. утра при немногих молящихся. К нач. 1937 г. по немощи с трудом передвигался, ему помогали жившие при нем монахини. А. был арестован осенью 1937 г. в возрасте 95 лет. Он не мог самостоятельно идти, сотрудники НКВД вынесли его из дому на простыне. После короткого пребывания в тюрьме А. скончался, погребен на городском кладбище. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Арх.: РГИА. Ф. 831. Оп. 1. Ед. хр. 218. Л. 320. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 103; Тульские ЕВ. 1872. 20. С. 393; 1897. 10. С. 150; 1898. 6. С. 78; 7. С. 93; Новгородские ЕВ. 1904. 19. С. 1218-1219, 1221-1222; Вологодские ЕВ. 1904. 18. С. 481; 1916. 22. С. 372-373. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 1851- 1940), архиеп. Харьковский, сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Руской) АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АЛЕКСАНДР (Щукин; 1891–1937), архиеп.

http://pravenc.ru/text/64560.html

МАКАРИЙ (XVI в.), Оредежский, основатель Успенского монастыря на р. Оредеж, прп. (пам. 9 авг., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых) МАКАРИЙ РИМЛЯНИН (2-я пол. XIV или XVI (?) в.), прп. (пам. 19 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе С.-Петербургских святых), Новгородский, основатель Макариевской Успенской пуст. на р. Лезна (ныне Тосненский р-н Ленинградской обл.) МАРИЯ НИКОЛАЕВНА (1899-1918), великая княжна, мученица (пам. 4 июля, в Соборе Екатеринбургских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАРТИРИЙ (в миру Мина; † 1.03.1603), прп., Зеленецкий (пам. 1 марта, 11 нояб., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт-Петербургских святых), основатель Зеленецкого во имя Святой Троицы мужского монастыря МЕЛЕТИЙ (Леонтович Михаил Иванович; 1784 - 1784), свт. (пам. 12 февр., 29 (или 28) февр., а также в Соборах С.-Петербургских (3-я Неделя по Пятидесятнице), Сибирских (10 июня) и Белорусских (3-я Неделя по Пятидесятнице) святых), архиепископ Харьковский и Ахтырский НИКИТА Григорьевич Алмазов (1874-1937), протодиак., сщмч. (пам. 15 нояб., в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИФОР И ГЕННАДИЙ преподобные (пам. 9 февр. и 8 янв. соответственно, 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых), Важеозерские (Олонецкие), основатели Важеозерской Задненикифоровской пуст. в честь Преображения Господня близ Олонца НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф НИКОЛАЙ (Клементьев (Бардаков) Николай Федорович; 1875-1937), архиеп. Великоустюжский, сщмч. (пам. 18 дек., в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе новомучеников и исповедников Казахстанских и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/rubrics/128881.html

8 янв. 1911 г. в С.-Петербурге в синодальном домовом храме святых Отцов Семи Вселенских Соборов состоялось наречение Н. во епископа Рыльского, 2-го викария Курской епархии. Хиротонию 9 янв. в Троицком соборе Александро-Невской лавры возглавил Московский и Коломенский митр. сщмч. Владимир (Богоявленский) , также в хиротонии участвовали Киевский и Галицкий митр. Флавиан (Городецкий) и Ярославский архиеп. Тихон ( Беллавин ; впосл. патриарх Московский и всея России). В том же году Н. принял деятельное участие в подготовке и проведении торжеств прославления в лике святых свт. Иоасафа (Горленко) , епископа Белгородского. 15 нояб. 1913 г. был перемещен на Белгородскую кафедру, став 1-м викарием Курской епархии. Как Белгородский архиерей Н. проводил большую агиографическую работу, посвященную новопрославленному свт. Иоасафу Белгородскому, результатом к-рой стал фундаментальный труд о жизни, прославлении и чудесах святителя. Также Н. составил акафист Белгородскому святителю, при его участии изданы 3 тома консисторских дел, связанных с деятельностью свт. Иоасафа, в Белгороде был устроен посвященный ему музей. В 1917 г. за свои научные труды Н. удостоен ученой степени магистра богословия. Сщмч. Никодим (Кононов), еп. Белгородский. Икона. 10-е гг. XXI в. Сщмч. Никодим (Кононов), еп. Белгородский. Икона. 10-е гг. XXI в. Награжден набедренником (1898), наперсным крестом (1899) и Библией от Святейшего Синода (1901), орденом св. Анны 2-й (1904) и 1-й (1914) степени, орденом св. кн. Владимира 4-й (1906) и 3-й (1910) степени. После Февральской революции 1917 г. и отстранения от управления епархией Курского и Обоянского архиеп. Тихона (Василевского) Н. с 15 мая по 9 авг. 1917 г. пребывал в Курске, временно исполнял обязанности управляющего Курской епархией. С апр. 1918 г. Белгород находился под нем. оккупацией и был включен в состав зависимой от Германии т. н. Украинской державы во главе с гетманом П. П. Скоропадским. Летом того же года Н. принял участие во 2-й сессии Всеукраинского православного церковного Собора в Киеве. В окт. 1918 г. возглавил в Харькове комиссию по подготовке канонизации Харьковского архиеп. свт. Мелетия (Леонтовича) . 7 дек. участвовал в освидетельствовании останков свт. Мелетия в Покровском соборе Харькова. В кон. дек. 1918 г. Белгород был взят Красной Армией, в нач. янв. 1919 г. красные войска вступили и в Харьков. Пребывавший там Н. принял решение вернуться в Белгород.

http://pravenc.ru/text/2565560.html

Тихоном . В отношении богослужебного языка съезды вынесли следующее решение: если у общины будет единодушное желание совершать службу на укр. языке, то не препятствовать этому; если же будут противники укр. языка, то служить поочередно на церковнослав. и на укр. языках. На съездах при обсуждении обновленчества еп. Николай отмалчивался и от раскола не отрекся. Часть духовенства и мирян во главе с архим. сщмч. Александром (Петровским) , прот. Даниилом Данилевским, настоятелем кременчугского Успенского собора прот. Александром Греченовским и прот. Стефаном Кремлянским объявили о прекращении общения с еп. Николаем и перешли в непосредственное подчинение Полтавскому архиеп. Григорию (Лисовскому) (Там же. Л. 120). От еп. Николая начали отходить духовенство и прихожане. Так, Покровская ц. в Хороле и 2 благочиннических округа в Хорольском у. перешли под власть Лубенского и Миргородского еп. Феофила (Булдовского) (см. Булдовский Ф. И.). Успенский собор в Кременчуге и Трехсвятительскую ц. в с. Рудки Кобелякского у. принял по их просьбе в непосредственное ведение архиеп. Григорий (Лисовский). Священник с. Новоселица Хорольского у. Григорий Лазуренко на волне недовольства еп. Николаем объединил вокруг себя 11 общин Хорольского у. От этих общин он получил полномочия пригласить правосл. архиерея в случае, если Полтавская епархия окажется без такового. С этим поручением свящ. Григорий поехал в Киев, где без избрания и наречения ночью от каких-то епископов принял епископскую хиротонию с именем Варлаам. Это стало неожиданностью для его поручителей, которые не признали его епископом (ГА Полтавской обл. Ф. Р-2034. Оп. 1. Д. 266. Л. 21). Следующий съезд духовенства и мирян Кременчугского, Кобелякского и Хорольского уездов состоялся в Кременчуге 5-6 марта 1924 г. Почетным председателем съезд единогласно избрал еп. Николая. После доклада представителя обновленческого Харьковского синода «протоиерея» Виктора Падалки, в котором он сообщил о прошедшем в Москве 2-м всероссийском обновленческом соборе, о соборе «епископов» в Харькове и о Харьковском синоде, съезд постановил: «Не признавать обоих этих соборов, равно как и Харьковского священного синода как неканоничных и не подчиняться их постановлениям и распоряжениям».

http://pravenc.ru/text/2459007.html

Батюшка особенно заботился об улучшении народного пения. Так шло до 1932 г. Вызвали тогда старосту и о. Александра в сельскую управу — и всему наступил конец. О. Александр уехал. Вскоре он был поставлен епископом, потом архиепископом. В 1937 году митрополитом Константином (Дьяковым) был назначен Управляющим Харьковской епархией. Здесь он быстро приобрел такую же всеобщую любовь. Был он человеком необыкновенно живым, общительным, ласковым и вместе умел свою стойкость сочетать с удивительной выдержкой, которая проявлялась во всем. Так, например, его не удовлетворяла рутина, которую он нашел в Харькове. Он привык к вдохновенно-торжественному провождению служб, но ничего не стал ломать. А однажды, на Пасху, дал показательный урок. На первый и второй день служили, как обычно, а на третий службы не предполагалось — все на работе. Владыка обратился с просьбой к народу и клиросу не отходить от святого обычая, установленного Церковью, — все три дня совершать праздничные службы: “Возвеселимся о Господе.” Несмотря на рабочий день, храм оказался по-прежнему переполненным народом. Началась праздничная служба, но хор по- принятому начал петь быстрым темпом и не повторял всех праздничных песнопений. Владыка обратился к народу: “Пойте все!” — И весь народ стал петь пасхальный канон. А клирос, сначала растерявшись, подхватил пение и стал руководить им, так что служба прошла с таким молитвенным подъемом, как никогда. Владыка после службы специально благодарил хористов, а те (некоторые с 30-тилетним стажем) потом говорили, что в их жизни никогда не было такой благодатной службы и никогда архиерей так тепло им не выражал благодарности. Одну за другой стали закрывать церкви в Харькове. Дольше всего, кроме Николаевской, оставалось три: Трех Святителей, Журавлевская, в рабочем поселке с необыкновенно самоотверженным батюшкой и, наконец, две церкви на горе Холодной: Озерянская и Николаевская. Наконец осталась открытой только Николаевская церковь на весь Харьковский район. Церковь была на окраине, и народ мог собираться туда без особого опасения. Собирались отовсюду. Сам Владыка приезжал на извозчике с другого конца города за 5 км, где один церковный человек пустил Владыку к себе жить.

http://pravicon.com/info-1703

порвать все отношения с обновленцами, однако он уклонился от публичного заявления по этому поводу. Имеются документальные данные, что в мае 1923 г. Н. все же присоединился к обновленцам, но не стал открыто заявлять об этом. Когда на церковный съезд в Кременчуге прибыл перешедший в обновленчество Глуховский еп. Матфей (Храмцов) и собщил, что он прислан в помощь Н., тот ответил, что никакой помощи ни у кого не просил. Неопределенная позиция в отношении обновленчества привела к тому, что часть духовенства «вооружились против епископа Николая и не поминают его в церквях». Один за другим от него стали отходить приходы. Прервали каноническое общение со своим епископом и перешли в непосредственное подчинение епархиальному архиерею архиеп. Григорию (Лисовскому) община Козельщанского в честь Рождества Пресв. Богородицы женского мон-ря во главе с духовником обители архим. сщмч. Александром (Петровским ; впосл. архиепископ), клир и прихожане Успенского собора Кременчуга во главе с настоятелем прот. Александром Гречановским, Трёхсвятительская ц. села Рудки Кобелякского у. В подчинение Лубенского еп. Феофила перешли Покровская ц. г. Хорола и 2 благочиннических округа Хорольского у. 5-6 марта 1924 г. в Кременчуге состоялся очередной съезд духовенства и мирян Кобелякского вик-ства, на к-рый прибыли представители Кременчугского, Кобелякского и Хорольского уездов. Почетным председателем единогласно был избран Н. На съезде выступил представитель обновленческого Харьковского «синода» прот. В. Падалка, к-рый сообщил о проведении обновленческих «соборов» в Москве и Харькове. После этого съезд постановил: «Не признавать обоих этих соборов, равно как и Харьковского Священного Синода, как неканоничных и не подчиняться их постановлениям и распоряжениям». Однако Н. и на этот раз уклонился от осуждения обновленчества. Тогда группа духовенства и мирян во главе с архим. Александром (Петровским) обратилась с докладом, в к-ром излагались причины их выхода из подчинения Н., к экзарху Украины митр. Михаилу (Ермакову) , к-рый в это время находился под арестом в Москве, а затем был выслан в Ср.

http://pravenc.ru/text/2566006.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Петровский Александр Феофанович; 23.08.1851, г. Луцк Волынской губ.- 24.05.1940, Харьков), сщмч. (пам. 11 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), архиеп. Харьковский. Род. в семье диакона. Окончил 4 класса Волынской ДС, служил учителем народной школы. Рано потеряв родителей, вел рассеянную жизнь. Во сне ему явилась покойная мать и сказала: «Оставляй эту жизнь и поступай в монастырь». В 1900 г. принял монашеский постриг в Донском в честь иконы Божией Матери мон-ре в Москве и был рукоположен во иеромонаха. Вскоре был назначен наместником Донского мон-ря с возведением в сан архимандрита. С 1903 г. эконом и казначей туркестанского архиерейского дома, член Туркестанского учительского совета, консистории и имп. Палестинского об-ва. В 1906 г. назначен казначеем жировицкого Успенского мон-ря , в 1910 г. переведен настоятелем Лубенского мон-ря. В 1911 г., после прославления свт. Иоасафа Белгородского , А. организовал крестный ход из Лубенского мон-ря в Белгород, в к-ром участвовало неск. сот человек. С 1917 г. настоятель Псково-Печерского мон-ря , с 1919 г. настоятель скитской церкви бывш. Козельщинского жен. мон-ря Полтавской губ. В 1932 г., после закрытия храма, А. уехал в Киев. 30 окт. 1932 г. в Киеве хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии, 7 сент. 1933 г. назначен епископом Винницким. В 1934 г. был членом Временного Патриаршего Свящ. Синода при Заместителе Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергии (Страгородском) , с 2 июня 1937 г. архиепископ Харьковский. К 1937 г. в Харькове сохранилась единственная Никольская ц. на Холодной горе. Представители властей предложили А. поделить храм с обновленцами, чтобы в одно воскресенье служил А. с правосл. клиром, в другое - обновленцы. Паства была категорически против обновленцев, и, чтобы избежать столкновения, А. предложил поделить храм: отдать обновленцам один из его приделов, с тем чтобы он был отделен стеной. Несмотря на запрет властей, через 2 недели стена была сооружена. Радея о богослужении, церковном пении, А. умел передать свою любовь прихожанам. Во время пения ектении «Подай, Господи» А. говорил: «Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал, разве так холодно просят? Пойте все!»

http://pravenc.ru/text/64132.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010