Павла, который начал писать послание только с 53 года. Ясно, что Тимофей был научен вере больше устной проповедью ап. Павла, что видно из предыдущего 14–го стиха: «А ты пребывай в том, в чем научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен», говорит ап. Павел, а потом добавляет «притом же (т. е. при устном научении Апостола) ты из детства знаешь св. Писания» (конечно, ветхозаветные). Слово «притом» указывает, что ветхозаветное Писание, говорившее так много о Мессии–Христе, только помогало Тимофею еще более умудрить себя в учении, преподанном ему ап. Павлом устной проповедью. Таким образом приведенное сектантом место говорит лишь о пользе Св. Писания, и только, ибо в первом послании к тому же Тимофею Апостол пишет «О, Тимофей! Храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословь лжеименного знания» (6:20), а во втором послании учит: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верой и любовью во Христе Иисусе» (1:13) «и что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2:2). 10) Довольно, говорят сектанты, изучать одно Писание, чтобы правильно веровать во Христа, как это делали, напр., Верийцы: «Здешние (Верийцы) были благосмысленнее Фессалоникийских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так» ( Деян. 17:11 ). 10) Приводимое сектантами место из Деяний не оправдывает, а обличает сектантов, не признающих устного учения, или Предания св. Апостолов. В этой главе Деяний говорится о том, что, когда Фессалоникийцы возмутились проповедью ап. Павла и Силы, то последние, опасаясь от них насилия, ушли ночью в Верию, где в синагоге и начали проповедь о Христе. Верийские иудеи оказались благосмысленнее Фессалоникийских: они «приняли слово», т. е. устную проповедь , или предание, ап. Павла, проверяя ее ветхозаветным Писанием, а не отвергли ее, как неблагомысленно ее отвергают, подобно Фессалоникийцам, наши сектанты. 11) Достаточно для научения в вере и одного св.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Рим.16:17 .  Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разделения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них; Предостерегая своих читателей от агитаторов, которые хотят основать отдельные церковные общества, Апостол характеризует этих агитаторов, как людей своекорыстных, которые хотят эксплуатировать доверчивых христиан в своих личных видах. Апостол советует христианам оставаться покорными той вере, какую они уже давно приняли. Рим.16:18 .  ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных. Черты, в каких Апостол рисует этих агитаторов, так общи, что трудно определить характер и происхождение этих агитаторов. Вероятно, эти лжеучители еще и не выступали в Риме, а только, по слухам, дошедшим и до Павла, собирались туда. Рим.16:19 .  Ваша покорность вере всем известна; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло. Мысль Апостола следующая: «агитаторы эти, впрочем, могут обмануть только людей простодушных, а вы – не таковы». – «Мудры на добро», т. е. чтобы вы умели разбирать, где истина и добро. – «Просты на зло», т. е. не поддавались злу, остались незапятнанными злом (ср. Флп 2:15 ; Мф 10:16 ). Рим.16:20 .  Бог же мира сокрушит сатану под ногами вашими вскоре. Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами! Аминь. Бог называется здесь «Бог мира» ввиду появления тех агитаторов, которые хотят ввести разделения в Церкви (ст. 17). Эти люди являются для Павла слугами сатаны: если они не служат Христу, то, значит, служат противнику Христа – сатане. Отсюда получилось образное выражение: «сокрушит сатану под ногами вашими», напоминающее собою суд над змием диаволом ( Быт 3:15 ). Рим.16:21 .  Приветствуют вас Тимофей, сотрудник мой, и Луций, Иасон и Сосипатр, сродники мои. Здесь Апостол присоединяет еще несколько приветствий от лиц, его окружавших во время отправления послания в Рим. «Тимофей» в других посланиях ( 2Кор 1:1 ; Флп 1:1 ; Кол.1:1 и др.) упоминается наряду с Ап. Павлом в самом начале посланий; здесь же приветствие от него помещено в конце, вероятно, в силу того, что он стоял далеко от Римской Церкви. – Прочие, здесь упомянутые, – неизвестные из истории лица.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

С ними и другими своими последователями Павел пристал в Ефесе затем, желая на приближающийся праздник Пасхи быть в Иерусалиме, он Акилу с Прискиллой оставил в Ефесе для наставления ефесян в святой вере Христовой, а сам отправился в Иерусалим обещаясь опять возвратиться в Ефес. После отшествия Павла прибыл в Ефес еврей Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сильный в книжном учении; он был оглашен в пути Господнем, горячо проповедовал и учил о Господе, но крещения во святую Троицу еще не принимал, зная только крещение Иоанново. Акила и Прискилла, услышавши в собрании смелую проповедь Аполлоса, пригласили его к себе и более определенно разъяснили ему путь Господень (Деян.18:24–28). После этого святой Павел возвратился из Иерусалима в Ефес и отсюда написал первое свое послание веровавшим во Христа Коринфянам, оканчивая его такими словами: — Приветствуют вас усердно Акила и Прискилла с домашней их церковью (1 Кор.15–19), — то есть со слугами своими. После этого умер царь Клавдий, и евреям снова возвращена была свобода жить в Риме, каждый из них возвращался в Италию на прежнее свое место, к своему имению, тогда и Акила с Прискиллой возвратились в Рим. Когда святой Павел пришел снова в Коринф и писал оттуда послание к Римлянам, то не забыл в нем послать приветствие своим любезным ученикам, говоря в последней главе так: — Приветствуйте Прискиллу и Акилу, сотрудников моих во Христе Иисусе, которые голову свою положили за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников (Рим.16:3–4). В Риме святой Акила был не долгое время и с женою своею пошел снова в Асию будучи назначен епископом и послан туда своим учителем Апостолом Павлом на проповедь слова Божия. Пришедши в Ефес, он помогал в трудах святому Апостолу Тимофею, ученику Апостола Павла поставившего его епископом для ефесян и оставившего его здесь, как он говорит в первом своем послании, к нему, писанном из Лаодикии: — Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе (1 Тим.1:2). Впоследствии, когда святой Апостол Павел будучи гоним иерусалимскими иудеями, был приведен связанный в оковах в Рим и писал отсюда второе послание к Тимофею в Ефес, то снова вспомнил об этих возлюбленных своих учениках, говоря: — Приветствуй Прискиллу и Акилу (2 Тим.4:13). Святой Акила, проповедуя Христа в Асии, Ахее и Ираклии, привел ко спасению великое множество душ человеческих, обративши язычников от идольского служения и крестивши. Проходил он и по другим странам, проповедуя везде Царство Божие, просвещая святой верой, сокрушая идолов, воздвигая церкви и поставляя священников. Претерпевши немало напастей, он был убит неверными и обрел покой на небе с прочими святыми Апостолами, по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому воссылается слава во веки. Аминь. Кондак, глас 4: Яко велие солнце, церковь тя стяжавши, славне Акило, светлостьми учения твоего просвещает верно чтущыя тя, Господень апостоле.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Сектант: 5) Предания не нужно, достаточно и одного Писания, ибо Апостол пишет Тимофею: «ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение, верою во Христа Иисуса. Все писание Богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления в праведности» ( 2Тим. 3:15–16 ). Объяснения православного: 5) Прежде всего нужно заметить, что Тимофей из детства мог знать одни лишь ветхозаветные писания, которых не достаточно для полного познания Христа и спасения. Затем, если св. Апостол говорит, что Писание полезно, то это еще не значит, что это признает Предания вредным. Так, если кто скажет, что хлеб человеку полезен, то это не будет значить, что он признает воду для человека вредной. Если бы Апостол признал Предание ненужным, то он прямо так и сказал бы. Но Апостол, напротив, сам требует, чтобы христиане держали предания так же, как и Писания: «стойте и держите Предания», учит он ( 2Фес. 2:15 ). Приведенное сектантом место говорит лишь о пользе Св. Писания, и только, ибо в первом послании к тому же Тимофею Апостол пишет: «О, Тимофей храни преданное тебе, отвращаясь негоднаго пустословия и прекословий лжеименнаго знания» (6:20), а во втором послании учит: «Держись образца здраваго учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе» (1:13) «и что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2:2). Сектант: 6) Не нужно Предания, ибо в Писании возвещена вся воля Божья, о чем и говорит Апост. Павел пресвитерам эфесским: «я не упускал возвещать вам всю волю Божию... Я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждаго из вас»( Деян. 20:27–31 ). Объяснения православного: 6) Последнее возражение сектантов ясно говорит в пользу Предания, а не против него, ибо, во-первых, «три года» и «непрестанно», «днем и ночью» учил Апостол Эфесян устно, так как послания к Эфесянам, которое заключало бы в себе трехлетнюю его проповедь , нет; во-вторых, ап. Павел учил Эфесян «три года день и ночь», а написал им послание всего в три листа; возвещал им «всю волю Божию», а не упомянул в послании о причащении, о крещении, о рукоположении и о многом другом, чему, очевидно, Эфесяне научены были Апостолом устно и хранили это устное учение его так же, как и писанное.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Таинство священства есть божественное установление, как свидетельствует ап. Павел, когда говорит, что Сам Господь Иисус Христос «поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ). Об избрании и рукоположении самими св. апостолами первых диаконов говорится в книге Деяний Апостольских: " Их [избранных людьми мужей] поставили перед апостолами, и сии [апостолы], помолившись, возложили на них руки» ( Деян. 6:6 ). О рукоположении пресвитеров говорится: «Рукоположив им пресвитеров в каждой церкви, они [апостолы Павел и Варнава] помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали» ( Деян. 14:23 ). В посланиях к Тимофею и Титу, которых ап. Павел поставил епископами, говорится: «Напоминаю тебе [еп. Тимофею] возгревать Дар Божий, который в тебе через мое рукоположение» ( 1Тим. 1:6 ). «Для того я поставил тебя [еп. Тита] в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе повелел» ( Тит. 1:5 ). Наставляя епископа Тимофея быть осмотрительным при возведении новых кандидатов в священный сан, пишет: «Рук ни на кого не возлагай поспешно, и не делайся участником в чужих грехах. Храни себя чистым» ( 1Тим. 5:22 ). О нравственных качествах кандидатов в священные степени ап. Павел пишет: «Но епископ должен быть непорочен… Диаконы должны быть честны…» ( 1Тим. 3:2, 8 ). Из этих и других мест Новозаветного Писания видно, что, как апостолы, так и их преемники, во-первых, повсеместно подыскивали кандидатов в разные священные степени, а, во-вторых, что таинство Священства они совершали возложением рук. Примечания Таинство Священства совершается в алтаре, у престола при архиерейском служении Литургии. В диаконы и во священники посвящает один епископ, а посвящение в епископы совершается собором епископов, по крайне мере двумя. Посвящение в диаконы совершается на Литургии после освящения даров, чем показывается, что диакон не получает права совершать таинства; в священники посвящают на «литургии верных» после «великого выхода», чтобы посвященный, как получивший на то надлежащую благодать, принял участие в освящении даров; в епископы же посвящают во время «литургии оглашенных» после «малого входа», чем показывается, что епископу дается право посвящать других в разные священные степени.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

«…Христианское дело всегда конкретно, оно делается здесь и сейчас, между нами, Господом Богом и нашими ближними». – иеромонах Серафим (Роуз) . Письма. «Авва Павел и Тимофей, брат его, жили в Скиту. Часто бывали между ними распри. Авва Павел сказал однажды: «Долго ли нам жить так?» Авва Тимофей отвечал ему: «Сделай милость, когда я буду оскорблять тебя, потерпи меня, а я буду терпеть, когда ты станешь оскорблять меня». Поступая таким образом, они жили мирно в остальные дни свои». – Древний Патерик «Замечания делай, не давая пищи своему самолюбию, соображая, мог ли бы ты сам понести то, что ждешь от другого». – Свт. Феофан Затворник «…Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его… О том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся». – Лк. 15:11-32 «…Или вы думаете, что Бог будет внимать молитве, которой вы сами не внимаете?» – Свт. Филарет Московский «У меня Бог в душе» – популярная выдумка. «Кто с самонадеянностью, основанною на самомнении, мечтает достигнуть в высокие молитвенные состояния,.. того дьявол удобно опутывает своими сетями, как своего служителя». – прп. Григорий Синаит «Мнящий о себе, что он бесстрастен, никогда не очистится от страстей; мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости». – свт. Игнатий (Брянчанинов) «Когда молитесь, отгоняйте все образы. Если допустите образы, то есть опасность: начать молиться мечте». — свт. Феофан Затворник «Неправильно поставленная молитва усиливает внутренний хаос, особенно у нервно неустойчивых людей». – свящ. Александр Ельчанинов. Записи. «Тебе рече сердце мое: ‘Господа взыщу’, взыска Тебе лице мое, Лица Твоего, Господи, взыщу». – Пс. 26:8

http://azbyka.ru/fiction/pisma-iz-preisp...

«Я должен видеть и Рим». Это намерение Павла Господь после одобрил Сам, как согласовавшееся с Его волею ( Деян.23:11 ). Деян.19:22 .  И, по­слав в Македонию дво­их из служив­ших ему, Тимофея и Ераста, сам остал­ся на время в Асии. «Послав Тимофея и Ераста» ( 2Тим.4:20 ), вероятно, для расположения Македонян и к сбору милостыни и для самого сбора. Деян.19:23 .  В то время про­изошел немалый мятеж про­тив пути Го­с­по­дня,: «Мятеж против пути Господня» – против проповеди апостола и вообще против христианства (ср. Деян.18:25–26 ). Деян.19:24 .  ибо некто серебряник, именем Димитрий, делав­ший серебряные храмы Артемиды и доставляв­ший художникам немалую при­быль, «Серебреник... Димитрий, делавший серебряные храмы» (т. е. модели их) «Артемиды», богини Ефесской, для продажи путешественникам и паломникам города. Культ Артемиды был весьма сильно распространен в Малой Азии. Храм этой богини в Ефесе, сожженный Геростратом в день рождения Александра Македонского, возобновлен был с таким великолепием, что считался одним из семи чудес света. Маленькие модели этого храма и статуэтки Дианы были в большом употреблении у чтителей этой богини: ими украшались комнаты, в путешествиях они служили амулетами и т. п. Естественно, что ремесло Димитрия было очень выгодно, и его фабрика давала немалую прибыль находившимся в его ведении и услужении художникам и ремесленникам, которых так легко было поднять на мятеж. Деян.19:26 .  между тем вы видите и слы­шите, что не только в Ефесе, но по­чти во всей Асии этот Павел сво­ими убежде­ниями совратил немалое число людей, говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги. Замечательно здесь свидетельство об успехах проповеди Павла из уст врагов его, подтверждающее сказанное выше ( Деян.19:10 ). «Говоря, что делаемые руками человеческими не суть боги». Замечательное выражение язычника, показывающее, что народ языческий отождествлял статуи богов с самими богами или представлял, что боги живут в этих статуях (ср. Деян.17:29 ; 1Кор.8:4, 10 и др.). Деян.19:27 .  А это нам угрожает тем, что не только ремесло наше при­дет в пре­зре­ние, но и храм великой богини Артемиды ничего не будет значить, и испровергнет­ся величие той, которую по­читает вся Асия и вселен­ная.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Языческая философия, общественная образованность, вольные нравы – все возбуждало дух Апостола Христова к обличению человеческого неразумия и к возвещению истины Божией. Он ждал только своих спутников, чтоб открыть обличительную проповедь. Но когда узнал о бедствиях, постигших христиан солунских, предпочел отправить к ним своего Тимофея. Не терпя более, писал он впоследствии к Солунянам, мы восхотели остаться в Афинах одни и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих. ( 1Сол.3:1–3 ). Тимофей принес добрые вести из Солуна Апостолу в то время, когда он, оставив Афины, был уже в Коринфе ( Деян.18:5 ). Церковь Солунская была устроена правильно, имела своих предстоятелей ( 1Сол.5:1–2 ). Любовью и заботливостью Апостола все были ободрены. Но как проповедь его слишком рано была прервана, то оставались недоумения, которые требовали разрешения. Утверждая доброе и разъясняя темное для новопросвещенных, Апостол Павел отправил к Солунянам первое свое Апостольское послание. И в надписании сего послания поставил не только свое имя, но и имена сотрудников своих Силы и Тимофея. Чести сей немногих удостаивал Апостол. Кроме Силы в этом же и в другом послании к церкви Солунской, мы встречаем еще имя Сосфена, бывшего архисинагога Коринфского, в одном из посланий к церкви Коринфской. Имя же Тимофея встречается в надписании еще пяти посланий. Вопрос о времени второго пришествия Христова, которого коснулся Апостол в первом послании к Солунянам, и который слишком сильно занимал новоуверовавших, вскоре вызвал Апостола написать к ним второе послание, в начале которого также стоит имя Тимофея наряду с Павлом. Откуда отправлено это послание, и, следовательно, где находился тогда Тимофей, трудно определить. Но судя по близости этого послания к первому и продолжительности пребывания Апостола Павла, во время сего путешествия, в Коринфе, где он пробыл полтора года ( Деян.18:11 ), можно с вероятностью заключить, что и это послание писано из Коринфа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

А сю есмя свою грамоту запечатали своею болшею печатью, извещая тобе, каково намъ Богъ поручилъ государство. Писана в царъствия нашого дворе града Москвы лета сем тисечъ осмъдесятъ девятого июня въ двадцать девятый ден, индикта девятого, государъствия нашого сорокъ шостого, а царствъ наших: Росейскаго тридцать четвертого, Казанского двадцать осмого, Астороханского двадцать семого. Послание Александру Полубенскому Подготовка текста Ю. Д. Рыкова, перевод и комментарии Я. С. Лурье Послание Грозного Полубенскому было впервые опубликовано в 1951 г. в издании «Послания Ивана Грозного» (сер. «Литературные памятники») по копии XIX в., снятой со списка XVII в. по указанию известного археографа A. Н. Попова , так как оригинал тогда считался утраченным. Уже после выхода в свет этого издания список XVII в., с которого была сделана копия для А. Н. Попова , был обнаружен (А. А. Зиминым и О. П. Лобачковой), и в настоящем издании Послание Полубенскому (как и Второе послание Ивана Грозного Курбскому) печатается по этому списку. Послание Полубенскому принадлежит к числу посланий, отправленных Иваном Грозным своим противникам во время летне-осеннего похода 1577 г. в Ливонию, когда им было завоевано почти все побережье Западной Двины до Риги. Можно предполагать, что Послание Полубенскому, как и Второе послание Курбскому и ряд других, входили в особый сборник, составленный с определенной политической целью – восславить успехи царя (успехи эти оказались временными, из-за чего данный сборник и не получил широкого распространения). Послание Полубенскому печатается по списку 80-х гг. XVII в. – РГБ, ф. 304 (Троицкое II собр.), 17, лл. 221–235. ТАКАЯ ГРАМОТА ПОСЛАНА ОТ ГОСУДАРЯ ИЗ ПСКОВА С КНЯЗЕМ ТИМОФЕЕМ РОМАНОВИЧЕМ ТРУБЕЦКИМ ВО ВЛАДИМИР К КНЯЗЮ АЛЕКСАНДРУ ПОЛУБЕНСКОМУ Трехсолнечного Божества благоволением, и благословением, и волею – как говорит избранный Божий сосуд апостол Павел: «Мы знаем, что в мире не один идол, но нет другого Бога кроме единого, ибо хотя и есть так называемые боги или на небе, или на земле, но у нас один Бог-Отец, из которого все, и мы для него, и один Господь Иисус Христос , которым все, и мы им, и один Дух Святой, в нем все, и мы в нем».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александру сказал: " Ступай на корабль и плыви вверх " . Он так и сделал. Потом Зоилу сказал: " Пойдем со мной до реки, там сыщи мне судно, плывущее вниз к Александрии, а потом и ты плыви вверх к брату своему " . Зоил, смущенный сими словами, молчал. Так разлучились они друг с другом. Старец пришел в Александрию и занемог тяжкой болезнью. Прислужники же его рассуждали между собой: " Не огорчил ли кто из нас старца, и потому он удалился от нас? " . Но не находили в себе никакой вины, ибо никогда не ослушались его. Старец, по выздоровлении, сказал: " Пойду к моим отцам " ,– и, отплыв вверх, пришел в Петру, где были прислужники его. Когда находился он близ реки, какая-то служанка, эфиоплянка, подойдя, прикоснулась к его милоти. Старец обличил ее. Служанка же сказала ему: " Если ты монах, то иди в гору " . Старец, пораженный сим словом, говорил сам в себе: " Арсений! Если ты монах, то иди в гору " . Между тем встретились с ним Александр и Зоил. Когда они пали к ногам его, повергся и старец, и все плакали. Старец спросил: " Ужели не слышали вы, что я был болен? " . Они отвечали: " Слышали " .– " Что же вы не пришли навестить меня? " – сказал старец. Авва Александр отвечал: " Горько для нас было твое разлучение с нами, и оно не на пользу послужило многим, которые говорили о нас: " Если бы не ослушались старца, он не удалился бы от них " " . Старец сказал им: " Теперь опять будут говорить люди: " Не нашла голубица покоя ногам своим, возвратилась к Ною в ковчег " " . Таким образом они примирились, и старец пребыл с ними до смерти своей.Авва Даниил, ученик аввы Арсения, рассказывал: " Пришли однажды из Александрии некоторые отцы видеть авву Арсения. Один из них был дядя старшего Тимофея, архиепископа Александрийского, прозванного нестяжательным, и имел с собой одного из племянников по брату. Старец был тогда болен и не хотел видеться с ними, дабы и другие также не пришли и не стали беспокоить его. В то время находился он в Петре Тройской. Отцы возвратились с печалью. После того случился набег варваров, и старец пошел и захотел остаться в нижних пределах Египта.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010