Как и в первом послании, апостол предупреждает Тимофея, что «в последние дни наступят времена тяжкие» (3:1). Слово о «последних временах» здесь, как и вообще во всех пророчествах, может относиться, как к концу известной исторической эпохи, так и к концу всемирной истории. Дело проповеди Христовой истины тогда будет очень трудным. И это надо иметь в виду проповеднику. В чем же трудность? В том, что «люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержаны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщены» (3:2–4). Как ни удивительно, но эти люди иногда будут прикидываться верующими и благочестивыми, «имеющими вид благочестия, но силы его отрекшиеся» (3:5). Будут также встречаться люди как бы любящие науку, на самом же деле «развращенные умом, невежды в вере, всегда учащиеся, но никогда не могущие дойти до познания истины» (3:7,8). Однако, все эти люди ничего не смогут сделать против истинной проповеди Христова учения. «Они не много успеют – говорит св. Павел, – ибо их безумие обнаружится пред всеми» (3:9). Церковь Христова непоколебима. Ее твердое основание стоит на исповедании веры в Господа Иисуса и делании правды Божией. Принадлежность к истине Христовой, учит св. Павел, имеет печать сию: «Познал Господь своих» и «Да отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2:19). Эта печать дара Духа Святого, которую получает каждый христианин, становящийся после духовного рождения членом святой Церкви, хранит его от всякого соблазна и отступничества от истины (см. Апокалипсис Иоанна). В конце послания апостол еще раз просит Тимофея прийти к нему, если возможно, до зимы. Он просит также прислать к нему Марка «для служения» и прислать его вещи, оставленные в Троаде, у Карпа: книги, особенно кожаные, и фелонь (его дорожную одежду). Он предупреждает Тимофея остерегаться некоего Александра медника (4:14), который сделал апостолу много зла, и который сильно противился словам проповеди.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«По благовествованию моему». Апостол предполагает возможным, что другие проповедники Евангелия привносят в это учение о Христе свои взгляды. Его «Евангелие», т. е. его система христианского учения – так для него истинно, что он за него идет на страдания. «Но для слова Божия нет уз». Эти слова нужно акцентировать знаками тире, как мысль вводную. «Ради избранных» – т. е. из-за тех, кого воля Божия избрала ко спасению, но которые еще колеблются принять христианство , опасаясь соединенной с ним необходимости терпеть скорби. Апостол для их укрепления идет сам на всякие страдания за Христа. 2Тим.2:11 .  Верно слово: если мы с Ним умерли, то с Ним и оживем; 2Тим.2:12 .  если терпим, то с Ним и царствовать будем; если отречемся, и Он отречется от нас; 2Тим.2:13 .  если мы неверны, Он пребывает верен, ибо Себя отречься не может. Апостол, в ободрение Тимофею, приводит «верное слово», т. е. выдержку из христианского песнопения, в котором выражается уверенность христиан в прославлении со Христом для тех, кто с Ним пойдет на смерть. «Умерли» – в действительном смысле этого слова. Здесь разумеется мученическая смерть за Христа, которую должен быть всегда готов претерпеть верующий христианин. С другой стороны, отрекающийся от Христа не будет признан Христом за Своего при Его втором пришествии на землю. «Он пребывает верен», т. е. в точности исполнит то, что говорил, – именно Свои угрозы. 2Тим.2:14 .  Сие напоминай, заклиная пред Господом не вступать в словопрения, что нимало не служит к пользе, а к расстройству слушающих. «Сие напоминай» – т. е. о необходимости для проповедников Евангелия страдать за Христа, для того чтобы наследовать в будущем прославление. «Заклиная пред Господом» – указывая слушателям на их ответственность пред Богом. «Не вступать в словопрения» – по некоторым чтениям: не вступай в словопрения ( μ λογομχε). С этого начинается новый ряд увещаний, обращенных к самому Тимофею. 2Тим.2:15 .  Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сам Тимофей, родившийся в 30 году по Рождестве Христовом, и во время написания к нему послания не мог знать не только все новозаветное Писание, но даже всех писаний ап. Павла, который начал писать послание только с 53 года. Ясно, что Тимофей был научен вере больше устною проповедью ап. Павла, что видно из предыдущего 14-го стиха: «А ты пребывай в том, в чем научен, и что тебе вверено, зная, кем ты научен“, говорит ап. Павел, а потом добавляет: «притом же (т. е. при устном научении Апостола) ты из детства знаешь св. Писания» (конечно, ветхозаветные). Слово «притом“ указывает, что ветхозаветное Писание, говорившее так много о Мессии – Христе, только помогало Тимофею еще более умудрить себя в учении, преподанном ему ап. Павлом устною проповедью. Таким образом приведенное сектантом место говорит лишь о пользе Св. Писания, и только, ибо в первом послании к тому же Тимофею Апостол пишет: «О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания“ (6; 20), а во втором послании учит: «Держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня, с верою и любовию во Христе Иисусе“ (1: 13) «и что слышал от меня, при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить“ (2: 2). 9) Сектант: Довольно изучать одно Писание, чтобы правильно веровать во Христа, как это делали, напр., Верийцы: «Здешние (Верийцы) были благосмысленнее Фессалоникских: они приняли слово со всем усердием, ежедневно разбирая Писания, точно ли это так“ ( Деян. 17: 11 ). Объяснения православного: Приводимое сектантами место из Деяний не оправдывает, а обличает сектантов, не признающих устного учения, или Предания св. Апостолов. В этой главе Деяний говорится о том, что когда Фессалоникийцы возмутились проповедью ап. Павла и Силы, то последние, опасаясь от них насилия, ушли ночью в Верию, где в синагоге и начали проповедь о Христе. Верийские иудеи оказались благосмысленнее Фессалоникийских: они «приняли слово», т. е. устную проповедь, или предание, ап. Павла, проверяя ее ветхозаветным Писанием, а не отвергли ее, как неблагосмысленно ее отвергают, подобно Фессалоникийцам, наши сектанты.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Тим.3:16) . Вот с чем мы вступали в святой Рождественский пост: с твердой верой в то, что совершилась великая благочестия тайна – Бог явился во плоти. Один из величайших учителей Церкви, святой Афанасий Александрийский, сказал дерзновенные слова: «Бог стал человеком для того, чтобы человек стал богом». Трудно вместить нашему обычному сознанию это великое предначертание, сказанное апостолом Павлом и подтвержденное святителем Афанасием в IV веке. Но, братья и сестры, ведь и Христос сказал: «Будьте совершенны, как совершен Отец Ваш небесный» ( Мф.5:48 ) . И о совершенстве постоянно Господь говорил – и в притчах Своих, и прямо говорил. «Никто, кто не возьмет своего креста, – сказал Он юноше, который спросил Его: «Что мне делать, чтобы быть совершенным?» – «и не идет вслед за Мной, не может быть Моим учеником» (См.: Мк.10:17 ; Мф.5:21; 10, 38 ; Лк.14:27; 18, 20 ) . Поэтому о совершенстве постоянно напоминает нам и слово Божие, и богослужение, и наша совесть. И вот сейчас, когда осталось уже совсем немного дней до праздника Рождества Христова, когда мы будем говорить эти праздничные слова, и песнопения огласят нашу церковь, задумаемся о том, так ли мы приняли эти наставления и Господа нашего Иисуса Христа, и святых апостолов. Напомню, что святой апостол, в свои последние дни, находясь в заключении в Риме, подводя итог своей апостольской проповеди, пишет ученикам своим, епископам, поставленным в Церкви: Тимофею, которого он называет любимым своим сыном, (См.: 2 Тим.1:2 ) и Титу, поставленному епископом в очень сложном народе – критянах. Вот, пишет он апостолу Тимофею, ученику своему: «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое я тебе пророчествовал с возложением рук апостольских. О сем заботься, в сем пребывай, дабы успех твой для всех был очевиден. Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя» (См.: 1 Тим.4:14–16 ) . Отчего же, в чем, почему такая забота апостола Павла? Да, он, предвидя уже и свой отход от жизни, и будущие трудности Церкви, продолжая, говорит Тимофею: «Знай, что в последние дни наступят времена тяжкие.

http://azbyka.ru/propovedi/chem-noch-tem...

В документах церковного учительства выделяются следующие функции сексуальных отношений в браке: 1) Выражение целомудренной взаимной любви супругов . 2) Выражение полной общности, «единомыслия душ и телес» супругов, о котором Церковь молится в чине брачного венчания . 3) Удовлетворение природных потребностей («погашение желания плоти») . 4) Источник продолжения человеческого рода . Разрешение на сексуальные отношения в браке не может быть поводом для вседозволенности: «Сексуальная любовь в браке должна быть целомудренной и чистой, лишенной похотливости (lewdness), разврата (lechery), насилия и самоудовлетворения» . Временное сексуальное воздержание в браке находит в церковных документах два обоснования – аскетическое (возможность отдаться особо усердной молитве) и практическое (один из способов контроля рождаемости) . Основанием для этого служат слова апостола Павла: « Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим » ( 1Кор.7:5 ). В общецерковных канонах по этому вопросу находятся следующие правила. 3 правило свт. Дионисия Великого : «Достаточными судьями для самих себя должны быть и вступившие в брак. Ибо о том, что подобает воздерживаться друг от друга по согласию, на время, дабы упражняться в молитве, и потом снова быть вместе, они слышали из писаний апостола Павла (см. 1Кор.7:5 )». 5 правило Тимофея Александрийского : «Если жена пребудет ночью со своим мужем или муж с женой, а совершается богослужение, то следует ли им причаститься или нет? Ответ: Не следует, поскольку апостол призывает: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор.7:5 )». 13 правило Тимофея Александрийского : «На сочетающихся браком в какие дни недели должно налагать воздержание от совокупления друг с другом и в какие дни иметь им право на это? Ответ: То, что сказано мной прежде, говорю и теперь. Апостол повелевает: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (см. 1Кор.7:5 ). А в субботу и воскресенье необходимо воздерживаться, потому что в эти дни приносится Господу духовная жертва».

http://azbyka.ru/semya/tema-seksualnyh-o...

Кроме того, молодому епископу приходилось умиротворять страсти недовольных его главенством, да и самим апостолом, которого уже по преклонности лет некоторые считали не способным к дальнейшей апостольской деятельности и к управлению церквами. Пользуясь продолжительным отсутствием апостола, в Ефесе появились дерзкие самозванцы, которые в роде Именея, Филита и Александра вы­ступили с новыми вероучениями, противными истинному христианству, и отвергали авторитет апостола. С одной стороны, заблуждение иудействующих, с другой бредни александрийской философии начали распространяться среди ефесских христиан и омрачать их светлую и чистую веру, которую они восприняли от апостола. В виду стольких затруднений апостол не оста­вил юного епископа без своего авторитетного руководительства и вскоре по отбытии из Ефеса написал к нему первое послание, в котором и изложил ему ряд наставлений, как действовать в затруднительных обстоятельствах. В этом послании между прочим апостол преподавал своему возлюбленному сыну и сотруднику завещание «воинствовать как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере. Таковы, прибавляет апостол, Именей и Александр, которых я предал сатане, чтоб они научи­лись не богохульствовать» ( 1Тим. 1:18–20 ). Все послание наполне­но истинно пастырскими наставлениями, в которых мог навидаться Тимофей при исполнении своего высокого долга архипастыря церкви столь большом и шумном городе, каким был Ефес. Свое послание апостол закончил повторением высказанного раньше предостережения. «О Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания, кото­рому предавшись, некоторые уклонились от веры. Благодать с тобою» (6:20–21). Из Ефеса апостол по-видимому отправился в Македонию, побывал в Коринфе и оттуда посетил, вместе с своим другим возлюбленным сотрудником Титом, остров Крит или Кандию. На южных берегах этого острова апостолу уже при­шлось побывать во время короткой стоянки того александрийского корабля, который потерпел полное крушение у о.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/rukovo...

Мне хочется показать вам, что этого не нужно стыдиться, а нужно стыдиться того, что вы делаете. А ты между тем не думаешь стыдиться последнего, а стыдишься первого, и таким образом осуждаешь Бога, который так устроил». Регламентирует ли Церковь сексуальные отношения в браке? Церковь не регламентирует эти отношения. Однако следует помнить, что по словам свт. Иоанна Златоуста , брак «лишается всякой похвалы, когда кто-нибудь пользуется им до пресыщения». Временное сексуальное воздержание в браке находит в церковных документах два обоснования – аскетическое (возможность отдаться особо усердной молитве) и практическое (один из способов контроля рождаемости). Основанием для этого служат слова апостола Павла: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения [в посте] и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» ( 1Кор.7:5 ). Комментируя этот стих, свт. Иоанн Златоуст поясняет, что апостол здесь «разумеет молитву, совершаемую с особенным тщанием, ибо если бы совокупляющимся он запретил молиться, то как можно было бы исполнять заповедь о непрестанной молитве? Следовательно можно и с женою совокупляться, и молиться: но при воздержании молитва бывает совершеннее. Не просто сказал: да молитеся , но: да пребываете в молитве , потому что брачное дело только отвлекает от этого, а не производит осквернения». В древних общецерковных канонах по этому вопросу находятся следующие правила. 3е правило свт. Дионисия Великого : «Достаточными судьями для самих себя должны быть и вступившие в брак. Ибо о том, что подобает воздерживаться друг от друга по согласию, на время, дабы упражняться в молитве, и потом снова быть вместе, они слышали из писаний апостола Павла (см. 1Кор.7:5 )». 5е правило Тимофея Александрийского : «Если жена пребудет ночью со своим мужем или муж с женой, а совершается богослужение, то следует ли им причаститься или нет? Ответ: Не следует, поскольку апостол призывает: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим ( 1Кор.7:5 )». 13е правило Тимофея Александрийского : «На сочетающихся браком в какие дни недели должно налагать воздержание от совокупления друг с другом и в какие дни иметь им право на это? Ответ: То, что сказано мной прежде, говорю и теперь. Апостол повелевает: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим (см. 1Кор.7:5 ). А в субботу и воскресенье необходимо воздерживаться, потому что в эти дни приносится Господу духовная жертва». Последнее замечание связано с тем, что согласно церковным канонам, присутствие на литургии обязывает верных причащаться Святых Тайн .

http://azbyka.ru/seks

Разделы портала «Азбука веры» священник Александр Тимофеев Эсхатологическая проблематика в современной библеистике и в творениях отцов Церкви " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > священник Александр Тимофеев Эсхатологическая проблематика в современной библеистике и в творениях отцов Церкви В Избранное ( 3  голоса:  5.0 из  5) Большинство современных библеистов согласны с тем, что Царство Божие является средоточием Христовой проповеди. Действительно, в самом Евангельском повествовании, особенно в синоптических Евангелиях, постоянно говорится о цели Его посланничества: “И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия” ( Мф.4:23 ). “После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря: … Покайтесь и веруйте в Евангелие” ( Мк.1:14-15 ). Апостол Лука не упоминает прямо о Царствии Божьем, но цитирует пророчество Исаии о его наступлении и затем приводит слова Господа: “Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами” ( Лк.4:21 ). На протяжении XX века некоторыми западными библеистами и богословами был поставлен радикальный вопрос: не допустил ли Иисус Христос ошибки в своих ожиданиях близкого пришествия Царствия Божия? Ряд слов Самого Христа свидетельствуют об ожидании Им скорого пришествия Царствия: “Истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Сына Человеческого, грядущего во Царствии Своем” ( Мф.16:27-28 ), “Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий” ( Мф.10:23 ). Но наступило ли в действительности Царствие Божие? Или Христос ошибся и утверждение о близком пришествии Царствия мы должны понимать в каком-то особом смысле? На этот вопрос в течение XX века прозвучал ряд ответов. Вопреки учению либерального немецкого богословия, представленного, к примеру, Гарнаком в его работе “Что такое христианство?”, где апокалиптический аспект учения Иисуса был всего лишь оболочкой, обусловленной временем, под которой и было сокрыто его подлинное содержание, состоящее в проповеди нравственности и человеческого братства, Иоганн Вайсс опубликовал книгу “Проповедь Иисуса о Божьем Царстве” (1892). В ней он утверждал, что Иисус представлял Царство так же, как иудейские апокалиптики и разделял всеобщее ожидание конца света. Победа Божьего Царства над сатаной уже была одержана на небе, и поэтому Иисус возвещает его наступление на земле. Царство будет представлять собой всецело божественное действие. По наступление его, Иисус станет небесным Сыном Человеческим.

http://azbyka.ru/apokalipsis/cvyashchenn...

1, 11. «Укрепляясь всякою силою (δυνμει δυναμομενοι – с усилием напрягая силы) по могуществу славы Его во всяком (ες πσαν) терпении и великодушии с радостью». – С радостью и со всем усилием напрягая свои силы к терпению и великодушию ради утверждения славы Его. 1, 17. «И все им стоит» (συνστηκεν). – И все чрез Него состоялось. 1, 20. «Посредством Его». – Чрез Него. 1, 23. «Не отпадаете от надежды благовествования». – Не отпадаете от надежды на благовествование. 1, 24. «Восполняю недостаток во плоти моей скорбей Христовых за тело Его». – Восполняю недостаток в плоти моей, недостаток скорбей во имя Христа за тело Его, которое есть церковь . 1, 29. «Подвизаюсь силою Его, действующею во мне могущественно». – Подвизаюсь при содействии Его, проявляющемся во мне с силою. 2, 2. «Дабы утешились сердца их, соединенные в любви (ν γπ κα) для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца». Не обращено внимая на союз κα. Дабы утешились сердца их, соединенные любовью и (соединенные) ради всего богатства полноты, разумения – ради познания тайны Бога и Отца и Христа. Ст. 9. Ибо в Нем обитает вся полнота Божества существенно (σωματικς – телесно или предметно, самым делом, а не тенеобразно или призрачно). Ст. 10. И в эту полноту вы вошли чрез Него... 2‚ 14. «Истребив рукописание постановлений (τος δγμασιν – родит. падеж?) на нас, которое было против нас и которое Он взял от среды и пригвоздил ко кресту». – Своим учением истребив направленное против нас и противодействовавшее нам рукописание, изъял его из среды (людей) и пригвоздил ко кресту. 2, 17. «Это тень будущего, а тело во Христе» – τ δ σμα το Χριστο. – Всё это тень грядущего, а тело (от которого падает эта тень – сущность) принадлежит Христу. Первое послание к фессалоникийцам 1, 1. «Павел и Силуан и Тимофей церкви фессалоникской в Боге и Отце (ν – чрез, при содействии) и Господе Иисусе Христе». – Павел и Силуан и Тимофей церкви фессалоникской (возникшей) по соизволению Бога Отца и Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

1Тим.3:14 .  Сие пишу тебе, надеясь вскоре придти к тебе, Мысль вставочная. Апостол, опасаясь, чтобы Тимофей не подумал, что апостол пишет ему ввиду того, что сам уже не надеется увидаться с ним в Ефесе, говорит, что он придет к Тимофею и даже может быть скорее, чем тот ожидает ( τχιον – по-русски неточно: « вскоре»). 1Тим.3:15 .  чтобы, если замедлю, ты знал, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины. Но апостол может и замедлить своим прибытием в Ефес. Поэтому он теперь письменно хочет дать Тимофею указания, как ему держать себя в доме Божием или в церкви. « Который есть Церковь » – правильнее: община или общество ( εκκλησα θ.), принадлежащее живому Богу. Бог назван здесь « живым» в противоположность мертвым идолам, которых чтили азиатские общины, и как дающий Своим почитателям жизнь. Это должен иметь в виду Тимофей и всякий другой предстоятель церкви при прохождении своего служения. « Столп и утверждение истины». Эти слова составляют приложение к предыдущему выражению и выражают собою одну и ту же идею, именно ту, что Церковь , как собрание верующих, представляет собою твердый фундамент для евангельской истины: падет Церковь – исчезнет и евангельская истина (чего, однако, по слову Христа, Мф 16:18 , никогда не случится). Отсюда должно быть ясно для Тимофея, как ему нужно заботиться о поддержании порядков в Церкви. 1Тим.3:16 .  И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе. Чтобы еще более внедрить в душу своего ученика благоговейную заботливость о поддержании в порядке всего церковного строя, апостол напоминает Тимофею о той важнейшей истине, которая сохраняется в Церкви: о воплощении Бога и совершении воплотившимся Сыном Божиим спасения людей. В этой истине – говорит апостол – несомненно заключается великая тайна христианского благочестия, таинственная и высочайшая основа всей благочестивой христианской жизни (ср. Ин.3:33, 5:23 ). «Как самое сильное свидетельство любви Божией к человеку, она возбуждает в нас любовь к Богу, а любовь есть основание всякого благочестия» (Полянский с. 414).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010