Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕМЕТРИЙ ХРОНОГРАФ евр. историк и экзегет эпохи эллинизма. Время и обстоятельства его жизни точно неизвестны. Прозвище Хронограф добавлено к его имени в XIX в. нем. историком и теологом Я. Фройденталем ( Freudenthal. S. 35-37). Большинство исследователей считают, что Д. Х. жил в Александрии в посл. четв. III в. до Р. Х. Последний по времени правитель, о к-ром идет речь в его сочинении,- Птолемей IV Филопатор (кон. III в. до Р. Х.). По мнению Ф. Кланси, Д. Х. был современником евр. историка Евполема и работал в Иерусалиме в сер. II в. до Р. Х., а под упоминаемым им правителем Египта «Птолемеем IV» (греч. Πτολεμαου Τετρτου - Clem. Alex. Strom. I 21. 141. 2) подразумевается Птолемей VIII Эвергет II (145-117 гг. до Р. Х.) ( Clancy. 2005). Евсевий Кесарийский называет Д. Х. в числе еврейских писателей, которые доказывали древность иудейского народа и его установлений ( Euseb. Hist. eccl. VI 13. 7; ср.: Hieron. De vir. illustr. 38). Однако, по мнению Иосифа Флавия, Д. Х. был язычником ( Ios. Flav. Contr. Ap. I 23. 218). Скорее всего Флавий принял его за Деметрия Фалерского. Основной труд Д. Х.- «О царях, правивших в Иудее» (Περ τν ν τ Ιουδα βασιλων) - сохранился лишь во фрагментах. Он посвящен хронологии основных событий и вычислению времени жизни праотцов (возможно, начиная с Адама), патриархов и правителей Израиля и Иудеи. В наст. время известно 6 фрагментов, связанных с повествованиями книг Бытие и Исход. 5 из них сохранилось у Евсевия Кесарийского в 9-й кн. «Евангельских приуготовлений» в виде цитат из соч. «Об иудеях» Александра Полиистора (ок. 112-40 гг. до Р. Х.). 1-й фрагмент ( Euseb. Praep. evang. IX 19. 4), анонимный (приписывается Д. Х., начиная с работы Фройденталя), содержит краткий рассказ о жертвоприношении Авраамом Исаака (Быт 22). 2-й фрагмент ( Euseb. Praep. evang. IX 21. 1-19), самый обширный, посвящен истории жизни патриархов Иакова и Иосифа. Он начинается с рассказа о бегстве Иакова к Лавану (Быт 27.

http://pravenc.ru/text/171662.html

Итак, ни в 539 г. ни послн этого года ни Валтасар ни Дарий мидянин невозможны. «Еще в 1880 г. в мемуаре о Кире я пытался доказать, – говорит Халеви, – что Валтасара только в том случае можно признать за историческую личность, если он одно и то же лицо с Набонидом». Но в этом-то и заключается и парижского ассириолога и едва ли не всех ученых, отрицающих историческую достоверность книги прор. Даниила, что они непременно хотят «поверять» ее известия каноном Птолемея. V. Точка зрения прор. Даниила. Относительно последних лет вавилонского царства ученые склонны поддаваться странной иллюзии: они воображают, что – в существенном – история этого времени им хорошо известна. На деле же наши источники и скудны и односторонни. Из памятников греческих сохранились только а) канон Птолемея 49 и б) Беросс, которым пользовались Иосиф Флавий, Александр полиистор и Абиден, а этими последними Евсевий. Но канон Птолемея преследует задачу совершенно определенную: он служит интересам астрономии, а не истории в собственном смысле. Дату всякого наблюдения, записанного халдейскими астрономами, при помощи этого канона легко перевести на эру Набонассара. Более ничего от канона астроном и не требует. Ему нет дела до того, счастливо или несчастливо было царствование царей, в каноне записанных, и как они проложили себе путь к престолу. Для астронома они – только е=pw " numoi: их признавали за царей в Вавилоне, по годам их царствования датировали свои наблюдения вавилонские астрономы, – такова ultima ratio помещения их имен в каноне. Точка зрения этого памятника, очевидно, вавилонская и – если угодно – узко вавилонская. – Беросс 50 был вавилонский жрец (ок. 280 г. до р. Хр.). Этим сказано и то, что и он писал с вавилонской точки зрения. – Что касается клинописных источников, то и контракты Егиби и летопись Набунаида – памятники истово вавилонские, а «цилиндр Кира» приподнимает нам едва уголок завесы, закрывающей от нас не вавилонский горизонт. Но весь вопрос в том и состоит, с вавилонской ли точки зрения написана книга пророка Даниила,

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «АЛЕКСАНДР [греч» найдены статьи: АЛЕКСАНДР еп. г. Пруса в Вифинии, сщмч. (пам. греч. 9 июня) АЛЕКСАНДР мч. Иконийский (пам. греч. 21 авг.) АЛЕКСАНДР мч. Кипрский (пам. греч. 9 февр.) - см. Аммоний, Александр и др. мученики Кипрские АЛЕКСАНДР († ок.361), мч. Коринфский (пам. греч. 24 нояб.) АЛЕКСАНДР, ВАРВАР И АКОЛУФ мученики К-польские (пам. греч. 14 мая) АЛЕКСАНДР ДЕРВИШ († 1794), нмч. (пам. греч. 26 мая) АЛЕКСАНДР ПОЛИИСТОР (между 112 и 102 до Р. Х. - ок. 40 до Р. Х.), греч. писатель, историк АЛЕКСАНДР РИМСКИЙ († нач. IV в.), мч. Дризипарский (пам. 13 мая, греч. 25 февр., зап. 27 марта) ВАРВАР мч. (пам. греч. 14 мая) - см. Александр, Варвар и Аколуф, мученики ЗИНОН мч. Африканский (Карфагенский) (пам. 10 апр., 13 марта, 28 окт.; пам. греч. 5 апр.) - см. Африкан, Терентий, Максим, Помпий (Пуплий), Зинон, Александр, Феодор и 33 мученика Африканских Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/АЛЕКСАНДР ...

расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ АПОСТОЛИС предыдущая статья следующая статья печать библиотека 45 , С. 701 опубликовано: 26 августа 2021г. МИХАИЛ АПОСТОЛИС писатель - см. Апостолис Михаил. Рубрики: Константинопольская Православная Церковь. Персоналии Ключевые слова: Писатели греческие Михаил Апостолис, писатель - см. Апостолис Михаил См.также: АЛЕКСАНДР ПОЛИИСТОР (между 112 и 102 до Р. Х. - ок. 40 до Р. Х.), греч. писатель, историк АПОСТОЛИС (XV в.), учитель, писатель, переписчик греческих рукописей ГРАССО Иоанн (кон. XII - после сер. XIII в.), имперский нотарий в Отранто, затем (1236-1250) нотарий имп. Фридриха II Штауфена, грекоязычный поэт и писатель-полемист ДАМАСКИН ПЕЛОПОННЕССКИЙ († 1815), ученый мон., дидаскал и писатель периода османского господства Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/2563720.html

Встреча с Православием Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Сотник – римский офицер – приходит ко Христу и говорит, что слуга его болен: «Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает». Эти слова звучат так, как будто бы сам сотник жестоко страдает. Он даже не просит Христа об исцелении. Он просто приходит ко Господу, исполненный глубочайшего доверия, и говорит, как мучается его больной слуга. Сотник знает, что можно довериться Христу. Он знает, что сказать Господу о своей скорби, о болезни – это все равно, что обратиться к Нему с самой горячей просьбой о помощи, потому что Он услышит и отзовется. «Я приду и исцелю его», – говорит Господь. Мы видим, какое у этого человека смирение. Он отвечает: «Господи! Я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой». Протоиерей Александр Шаргунов Как Христос исцеляет тещу Петра? Он коснулся руки ее – не для того, чтобы узнать ее болезнь, по пульсу, как это делают врачи, но чтобы исцелить ее. Это было прикосновение Его сострадания и любви, прикосновение Духа Святого. «И горячка оставила ее; и она встала и служила им». Она тотчас же выздоровела – так что смогла заняться хозяйством по дому. И хотя она была исключительным образом облагодатствована Богом, мы не видим в ней ни малейшего превозношения, она не старается показать, какая она особенная, но с готовностью, скромно прислуживает за трапезой. Протоиерей Александр Шаргунов Александр Ужанков Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Архиепископ Феофан (Быстров) Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Евлогий (Георгиевский) Протоиерей Александр Шаргунов Житие схимонаха Досифея, одного из «рядовых» саровских подвижников XVIII века, взято из рукописного монастырского сборника, хранящегося в Российском государственном архиве древних актов (РГАДА), и до сих пор мало кому известно. Оно, хотя и изобилует свойственными эпохе и жанру риторическими и нравоучительными длиннотами, представляет подвижника живым человеком, а не абстрактным носителем определенного идеала святости, вводя нас, православных XXI века, в реальный мир монашеского бытия прошлого. Протоиерей Александр Шаргунов В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page56_1078.ht...

Встреча с Православием Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Митрополит Анастасий (Грибановский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Мы слышим сегодня в Евангелии, как Христос, выйдя из Храма, увидел человека, слепого от рождения. В отличие от многих других чудес, это чудо совершилось без просьбы об исцелении. Сам Господь проявляет инициативу. Он увидел этого человека. И потому каждый из нас может надеяться, что Бог видит его скорби, и с надеждой молиться Ему. Когда Христос взглянул на него, ученики тоже обратили на него внимание. Сострадание Христа к страждущим людям должно бы возбуждать и наше сострадание, но ученикам Христовым и в голову не приходит, что они могли что-то сделать, чтобы помочь этому человеку. Протоиерей Александр Шаргунов «Я и Отец – одно», – говорит Христос. Иудеи думали, что Он делает Себя равным Богу. И Христос не отрицает этого. Никто не может похитить верных Богу из руки Христовой, потому что никто не может похитить Его из руки Отца. Накануне Крестных страданий Господь молится за всех, кто идет за Ним: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едины, как и мы» (Ин. 17, 11). Христос – единосущен и равночестен Богу Отцу. Его любовь к Отцу и послушание Ему – совершенны. И Он пришел к нам, чтобы мы по дару Его уподобились Ему. Митрополит Филарет (Вознесенский) Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Архиепископ Иоанн (Шаховской) Архиепископ Иоанн (Шаховской) Епископ Афанасий (Евтич) Церковь существует в мире и не вне мира, в свете Божественного Откровения, а значит и в свете и Священного Писания и Церковного Предания понятие «мир» имеет два значения. Первое понимание мира – позитивное. Это – то, о чем сказал апостол Иоанн в своем Евангелии: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него». (Ин.3:16,17). Два файла в формате МР3 Протоиерей Александр Шаргунов Архимандрит Тихон (Шевкунов) Протоиерей Александр Шаргунов Викентий Фрадински В других разделах Наверх

http://pravoslavie.ru/put/page52_1078.ht...

Встреча с Православием/Православная библиотека Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа». Это была смешанная толпа. Одни шли за Ним ради хлеба, другие – ради любви к Нему, и немногие – ради того, чтобы научиться от Него истинной жизни. Двое слепых, сидевших у дороги, вместе взывают к Нему. Если бы все оказавшиеся в одной беде, соединили свои молитвы к Богу! У Господа достаточно милости, чтобы утешить всех, кто обращается к Нему. Эти два слепца сидят у дороги, по которой проходит Христос. Хорошо человеку оказаться на этой дороге. Протоиерей Александр Шаргунов Протоиерей Александр Шаргунов Господь входит в дом Петра. Он с любовью отвечает на гостеприимство, предложенное Ему бедным рыбаком. Теща Петра лежала в горячке, и, зная уже, что Он может все, тотчас говорят Ему о ней. «Подойдя, Он поднял ее, взяв ее за руку; и горячка тотчас оставила ее, и она стала служить им». Куда бы Христос ни приходил, Он приходит, чтобы совершить добро и щедро отплатить за гостеприимство, оказанное Ему. Рука Божия касается руки человеческой, и человек восстает, чтобы служить Богу и ближним. Та же самая рука, которая исцелила тещу Петра, укрепила ее для этого служения. Исцеление Христово дает благодать для служения. Иеромонах Арсений (Писарев) Протоиерей Александр Шаргунов Как только Христос начал проповедовать, Он начал – в удостоверение истинности Своего учения – творить чудеса. В Капернауме «в синагоге их был человек, одержимый духом нечистым, и вскричал: оставь! что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас! знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий». Этот человек – полностью во власти беса, до потери самосознания – так что бес уже говорит устами его. С какой яростью и одновременно страхом он бросается ко Христу! Он вскричал – от одного приближения Господа, зная, какая участь ожидает его теперь. Он исповедует Христа Святым Божиим.

http://pravoslavie.ru/put/page28_1082.ht...

Не медля, дани ко мне принесите. Ибо я, не поклонившись Богу в Иерусалиме, на бой с Дарием не пойду. Знайте, что от Дариевой десницы избавлю вас». Вестника еврейского отправив, к Иерусалиму пошел. Пророк же Иеремия, о приходе его услышав, совещался с иерусалимлянами: «Нужно нам Александра пустить в город. Видел я ночью этой во сне пророка Даниила, сказавшего мне: “Вот идет к вам тот, о ком я давно пророчествовал, ибо от персов мы пострадали, Александр же возмездием за нас воздаст”». И это народ одобрил. Александр же в ту ночь видел сон: явился ему пророк Иеремия в одеянии первосвященника Аарона и сказал ему: «Александр, иди в Иерусалим, и там поклонись Богу Саваофу, и, поклонившись ему, на Дария иди; победив его, государем персов станешь». Восстав ото сна, Александр вельможам своим сон рассказал и пошел к Иерусалиму. Когда же он приблизился к городу, услышавший об этом пророк Иеремия всему живому навстречу царю пойти повелел. Сам же, в одеждах первосвященника, со свечами и кадильницами встретил его и покадил. Увидев пророка Иеремию, вельможам своим Александр сказал: «Этого пророка видел я этой ночью». И Александр сошел с коня, поклонился ему до земли и целовал ризы его. Пророк Иеремия покадил его, и благословил, и, за руку взяв, в храм ввел, поклониться в Святая Святых, что создал царь Соломон. Александр спросил пророка: «Скажи мне, в какого Бога веруете?» Пророк же сказал ему: «В единого Бога веруем, который небо и землю сотворил и вся видимая и невидимая, что око не видит, и ухо не слышит, и на сердце человеку не приходит». Александр удивился и сказал: «Поистине великого Бога вы рабы; да верую и я в него и исповедую его, ибо явны дела его; даю ему в дар дани, которые от вас взял, как и от прочих народов; Бог ваш во мне да будет и мир его со мною да будет». Взял пророк Иеремия с людьми города того много золота и принесли его к Александру. Он же не захотел ничего взять, но в дар принес Богу Саваофу. И, сделав это, пошел из земли еврейской, собираясь отправиться к Египту.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Александр хотел, чтобы его всечеловеческая монархия реально отождествлялась с «ойкуменой», то есть со всей населенной землей. Географический размах его завоеваний, казалось, делал этот проект вполне осуществимым; хотя Александр был остановлен в Индии бунтом солдат, он не отказался от новых военных экспедиций. Ему хотелось использовать для них путь через Индийский океан. Теперь его очередной целью была Аравия, куда Александр надеялся проникнуть морем. Но внезапно, в самый разгар новых военных приготовлений в своей всемирной столице Вавилоне, он был поражен тяжелой болезнью. Прошло несколько дней, и царь понял, что больше не встанет. Со слезами на глазах маршировали ветераны, прощаясь со своим полководцем. Александр умер 13 июня 323 года в зените славы и могущества. Эта внезапная смерть покорителя народов Европы, Азии и Африки произвела на многих огромное впечатление. Трагическое бессилие перед смертью даже такого человека, как Александр, было впоследствии запечатлено в Библии в лаконичных, но выразительных словах: «После того как Александр, сын Филиппа, Македонянин, который вышел из земли Киттим, поразил Дария, царя персидского и мидийского, и воцарился вместо него прежде над Элладою, — он произвел много войн и овладел многими укрепленными местами, и убивал царей земли. И прошел до пределов земли, и взял добычу от множества народов, и умолкла земля перед ним, и он возвысился, и вознеслось сердце его. Он собрал весьма сильное войско и господствовал над областями, и народами, и властителями, и они сделались его данниками. Оказалось, что перед лицом смерти «сын Зевса-Амона» ничем не отличается от любого из своих солдат. Это было как бы ответом на попытку превратить человека в Бога.   Едва Александр испустил последний вздох, как вокруг его смертного одра началась ожесточенная борьба за престол. Царь слишком мало думал о конце, чтобы позаботиться о наследнике. Он завещал свой трон «достойнейшему», а претендующих на это звание нашлось немало. В смертельной схватке за мировую власть они забыли даже похоронить умершего.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=708...

Выслушав Александра, Тивериан сказал: — Оставь свое безумие, Александр! Не хули богов, наших благодетелей, чтобы царь, услыхав об этом, не прогневался на меня за то, что я позволяю быть в полку своем такому богохульнику! Сказав это, Тивериан отправился к царю, Александр же пошел в дом свой. Когда наступило время жертвоприношения, царь начал приносить жертву мерзкому богу своему Дию в том храме. В это время Тивериан сказал царю, что один из его воинов, по имени Александр, не исполняет приказания царского, не приносит жертву богу Дию, но поносит и хулит богов. Тотчас царь приказал послать за ним и велел привести его к себе в железных оковах. В это время был шестой час дня Александр лежал в это время на постели своей, предавшись сну. Вдруг явился ему в сонном видении ангел Господень и сказал: «Александр! Мужайся и крепись, так как тебе предстоит много пострадать за имя Иисуса Христа. Вот для тебя уже приготовлены немалые муки; вот воины уже идут за тобою, чтобы взять тебя. Но ты не бойся их; пусть не страшится их сердце твое, потому что я послан на помощь тебе. Встань же и помолись Богу, и я буду с тобою во все время твоего подвига». Встав с постели, Александр начал петь псалом Давидов: «живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, говорит Господу: прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю» (Пс.90:1–2), и прочие слова псалма того до конца. Затем, выйдя из дому, Александр встретил воинов, шедших за ним; воины эти были его товарищами по полку, увидав святого Александра, все они попадали на землю от страха, ибо лицо святого сияло, как молния. Но святой сказал им: — Встаньте, братия! Чего вы испугались? Воины же сказали: — Нам показалось, что ты был окружен силою Божиею; потому мы и пали на землю от страха. Но святой сказал им: — Слушайте меня, братия! Бог неба и земли посетил раба Своего; но вы не смущайтесь: делайте то, что приказано вам; вы ведь посланы за тем, чтобы взять меня связанным и представить на допрос царю. Воины же сказали на это:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010