Прошу прощения за малосодержательную реплику, но - подпишусь под всем процитированным! Гвоздев Сергей, Нижний Новгород 06 ноября 2012г. 20:19 Снова прошу прощения :) За невнимательность - я отвечал не Илье, а Александру, и выражал согласие с его словами... 06 ноября 2012г. 22:58 Вы не очень внимательно читали дискуссию. Обновленцами вновь называют себя сами сторонники богослужения на русском языке. По сути, они действительно являются духовными продолжателями антицерковной деятельности обновленцев начала ХХ века. Александр 01 ноября 2012г. 00:41   Дискуссионный клуб,  или  доктринальная соборная атмосфера?! Избежать  «маккавеевской похлебки» возможно лишь при консолидации научно-богословских ресурсов, если данная площадка   образует  переход с  «уровня публицистики»   на диалог актуального богословия, тогда   «бегство» специалистов   остановится. Что бы быть готовым к подобным «натискам», что обнаружилось в ходе обсуждения проектов Присутствия, необходима «команда специалистов» находящаяся в постоянном бдении. А, к большому сожалению,  наблюдаем зачастую амбиции или   понятия «отношение»  взамен на диалог между церковной и светской наукой.   А у модераторов  существует предостаточно необходимых материалов, и для отбора,  согласно нововведенного законодательства о дистанционном сотрудничестве, также и для создания ядра и состава группы. Взаимодействие с учёным миром университетов, общественности   и культуры зачастую становится  невозможным  в силу отсутствия    духа  единства -   команды специалистов. Вопрос о  главной цели портала (консолидация творческих богословских сил) остается открытым. Константин Антонов 01 ноября 2012г. 01:27 И спасибо о. Павлу за интересный анализ, в частности, за указание на проявившееся и в самих документах, и в их обсуждении место богословия (точнее его отсутствие) в современной церковной жизни. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается.

http://bogoslov.ru/article/2919045

Скачать epub pdf Протоиерей Михаил Андреевич Дмитрев принадлежал к сельскому духовенству. Его жизнь – пример того, как трудились и жили одной жизнью с народом очень многие пастыри. Протоиерей Михаил – один из многих священнослужителей, чья жизнь прошла вместе с народом. Отец Михаил происходил из священнического рода. Предки его совершали свое служение на Рязанской земле. Отец, протоиерей Андрей Феодорович Дмитрев, служил в селе Маккавеево, что расположено недалеко от Касимова. Мама отца Михаила, Капитолина Евдокимовна, была дочерью маккавеевского протоиерея Евдокима Орлова. В этом селе было два храма: Покрова Пресвятой Богородицы и Всемилостивого Спаса. В престольный день Спасского храма празднуется также память семи мучеников Маккавеев, почему село получило название «Маккавеево». Здесь и родился Михаил Андреевич Дмитрев 15 июня (ст.ст.) 1873 года. У отца Михаила были брат и сестра: протоиерей Феодор и Клавдия, которая вышла замуж в свое время за протоиерея Анатолия Авдеевича Правдолюбова. Протоиерей Михаил получил обычное для детей священников образование – он учился в церковно-приходской школе, Касимовском Духовном училище и Рязанской Духовной семинарии. Семинарию он окончил в 1895 году по второму разряду. Затем в течение двух лет отец Михаил был учителем церковно-приходской школы в селе Самылове, а 1897 году женился на Елисавете Ивановне Гориной, дочери протоиерея Иоанна Горина, священника из села Синульцы. Венчал Михаила Андреевича и Елисавету Ивановну протоиерей Андрей Дмитрев в Покровском храме села Маккавеева 30 июня (ст.ст.) 1897 года. Как и его отец, Михаил Андреевич брал себе в жены невесту «с приходом», что было в то время обычной традицией. После кончины отца невесты жених ее должен был наследовать и приход ее отца. Как протоиерей Андрей Феодорович стал служить на месте умершего отца Капитолины Евдокимовны, протоиерея Евдокима Орлова, так и протоиерей Михаил был назначен на приход скончавшегося протоиерея Иоанна Горина. Рукоположил его епископ Рязанский и Зарайский Мелетий 10 июля (ст.ст.) 1897 года и назначил в Преображенский храм села Синульцы Касимовского уезда.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Selishi...

16. Φαρισαος ‘фарисей’. Это слово восходит к еврейскому и арамейскому корню prš ‘делить, отделять’ и стало самоназванием людей, “отделивших” себя от всего нечистого. Фарисеи считали себя духовными наследниками sî dîm ‘благочестивых’ маккавеевских времен и чтили устный Закон наравне с письменным. Хотя они представляли незначительную часть населения, их влияние в общественной и политической жизни народа было очень велико. Только меньшая часть фарисеев была книжниками. В новозаветные времена они выполняли роль духовных лидеров нации, и их идеалы во многом определили будущее иудаизма. Резко отрицательная характеристика фарисеев в НЗ и враждебность большинства их к Иисусу объясняется прежде всего их доходившим до абсурда легализмом 14 . 17. Нет оснований отрицать подлинность второй части этого стиха и считать его доктринальным прибавлением, сделанным Церковью, как утверждают Бультман, Дибелиус, Додд и др. Ср. об отношении Иисуса Христа к грешникам Мф 11:19=Лк 7:34; Мф 18:12–14=Лк 15:1–7; Лк 7:36–50; Лк 15:8–32 и Лк 19:1–10. То, что здесь встречается характерный термин апостола Павла δκαιος ‘праведник, праведный’ говорит как раз против, а не в пользу позднейшей вставки, так как использован он вовсе не в Павловом значении. 13. Вопрос о посте (2:18–22) (Мф 9:14–17; Лк 5:33–39) 18. ο μαθητα ωννου ‘ученики Иоанновы’. Не исключено, что ученики Иоанна постились в знак траура по учителю (о таком посте см. Иудифь 8:6). Однако речь может идти и о посте при жизни Иоанна. 19. ο υο το νυμφνος   ‘сыны чертога брачного’, евр. b e nê haûpp; имеются в виду гости на свадьбе. Форма выражения семитская, ср. Втор 13:13, 2 Цар 7:10. Как полагают Додд и Иеремиас, смысл этой притчи просто в том, что с наступлением нового мессианского времени ученикам так же неуместно поститься, как неуместно гостям поститься на свадьбе. Однако этому противоречит употребление союза ν  ‘когда’, ‘пока’, ‘в то время как’ — он недвусмысленно указывает на конец свадебного торжества скорее чем на его начало. Слова ν νυμφος μετατν ‘когда с ними жених’ звучали бы странно, если бы шла речь об обычной свадьбе: они предполагают, что празднество кончается с уходом жениха, в то время как обычно оно, наоборот, заканчивалось тем, что гости покидали жениха. По-видимому, Иисус избирает некую известную Его слушателям поговорку, означающую неуместность (“пост на свадьбе”) и преобразует ее так, чтобы подчеркнуть различие между уделом Иоанновых учеников и Его собственных. Ученикам Иоанновым было уместно поститься, ибо учитель был отнят у них, но ученики Христовы, пока их Учитель с ними, не постятся. Образ Жениха в НЗ см. также в Мф 22:1–14; 25:1–13; Ин 3:29; 2 Кор 11:2; Еф 5:22–32; Откр 19:7; 21:2, 9; 22:17.

http://pravmir.ru/krenfild-ch-dzh-kommen...

На Покров приехал митрополит Симон (Новиков; 1928–2006) , который возглавил торжественную службу и крестный ход вокруг храма. А у нас не было составленной молитвы священноисповеднику Александру. Я срочно написал в алтаре молитву-импровизацию, отец Феодор ее исправил, так как что-то ему показалось не так, и владыка Симон прочитал ее. Эта молитва даже отчасти сохранилась, и сейчас, спустя уже почти двадцать лет после этого события, ее можно прочесть. Вот такое утешение мы получили в день обретения мощей священноисповедника Александра Орлова. Об обретении мощей священноисповедника Сергия Правдолюбова Касимовского Патриарх Алексий II 2 июля 2002 г. совершает каждение мощей сщисп. Сергия в Вознесенском соборе г. Касимова Процесс подготовки документации к обретению мощей священноисповедника Сергия был очень сложен и тяжел. Но владыка Воронежский и Липецкий Мефодий, когда был в Москве, подписал мое прошение об обретении мощей отца Сергия и сказал: «Хорошее дело – поднять мощи нового святого, но как к этому отнесется Святейший Патриарх Алексий? Надо ему также отправить прошение». Митрополит Симон поддержал это решение. Документы были отосланы в Москву, и благословение на обретение святых мощей было получено. Когда было благословение на прославление (еще не на обретение), я ехал на машине из Москвы в Маккавеево. Как только я выехал из леса, где начинается Егорьевск, вдруг звонит телефон и мне говорят: – С вами хотят поговорить из Патриархии. И какая-то женщина, добрая душа, я даже не помню, как ее зовут и кто она, говорит: – Отец Сергий, хочу вам сообщить, что Святейший Патриарх Алексий сегодня подписал благословение на прославление во святых вашего деда – священноисповедника Сергия. Священноисповедник Александр Маккавеевский Я остановил машину, поставил ее подальше от трассы, вышел и благодарил Бога так сильно, как никогда, потому что произошло событие действительно нестандартное, удивительное. 4 октября того же года, в котором происходило обретение мощей отца Александра Орлова, получив все документы, мы собрались в Лебедяни – там, где лежал отец Сергий. Я приехал из Москвы на своей машине; ехал долго, так как 600 километров для меня – трудно. Наши студенты (мои дети) и отец Михаил приехали из Москвы на поезде. Отец благочинный нас хорошо встретил и всё благословил, поддержал и накормил. Приехал археолог Сергей Алексеевич. Из Касимова приехали отец Владимир, его сестры и матушка Нина Ивановна. Псалтирь читалась, и было очень благоговейно и хорошо.

http://pravoslavie.ru/149976.html

Воскресение часто смешивается с воплощением. Богословы нередко рассуждают о воскресении так, словно оно напрямую и с необходимостью подразумевает божественность Иисуса, более того, как будто почти ничего другого оно и не подразумевает. В таком случае понятны возражения против исторического исследования воскресения: стрелы не могут долететь до солнца. Невозможно начать историческое исследование и доказать в результате, что «Бог» существует или что Иисус есть воплощение Единого Истинного Бога 57 . Историк не должен даже пытаться высказывать свое суждение по проблеме, из которой напрямую вытекает вопрос, присутствовал ли этот бог во Христе. Даже Панненберг, который не отрицает исторического подхода к воскресению, заходит чересчур далеко, напрямую увязывая воскресение и христологию воплощения 58 . Часть проблемы (и к этому мы еще вернемся) заключается в путанице с понятиями мессианства 59 . В I веке назвать Иисуса «Христом» значило объявить его Мессией Израиля, а не воплощенным Логосом, вторым Лицом Троицы, единородным Сыном Отца. Даже выражение «Сын Божий» в пору служения Иисуса и на первом этапе христианства не имело такого значения, как в более позднем богословии, хотя уже во времена Павла отмечается расширение этого значения 60 . Но и с этими оговорками воскресение не подразумевает непременно, что Иисус есть Мессия. Если бы через три дня один из распятых вместе с Иисусом разбойников оказался живым, если бы кто–то из Маккавейских мучеников (которые, согласно сообщениям, перед смертью выражали надежду на воскресение) через несколько дней после смерти был поднят из могилы, это осчастливило бы родных и изумило бы друзей; это сильно поколебало бы иудейские представления эпохи Второго Храма, не говоря уж о не–иудейских мировоззрениях, но никто бы не счел воскресшего Мессией, не говоря уж о том, чтобы признать его (или ее, поскольку среди известных Маккавеевских мучеников была как минимум одна женщина) воплощением божества – в каком бы то ни было смысле 61 . То же самое мы можем отметить и в связи с аргументацией Павла в 1Кор 15 : все христиане воскреснут, как воскрес Иисус.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vosk...

В 1923 году, сменяя престарелого отца, он становится диаконом и священником. Его рукополагал епископ Рязанский и Шацкий Амвросий (Смирнов). В 1924 г. его отец – протоиерей Михаил – умирает. Отец Александр становится настоятелем отцовского храма. Учитывая самоотверженный подвиг магистра и профессора в сельском храме, Рязанские Владыки награждают его всеми возможными наградами для священника. Архиепископ Рязанский и Шацкий Иувеналий, будущий Священномученик, 3 октября 1934 года награждает его митрой (Свидетельство 1198. Этот документ найден совершенно случайно в 2009 году в архиве совсем другого человека). Символическое значение митры как тернового венца особенно стало близко времени тех страшных лет, когда «венец тленный» довольно быстро становился «венцом нетленным» мученичества за Христа. Отец Александр с духовенством Покровской церкви села Маккавеева. (Фотография из архива дочери о. Александра – Валентины Александровны, +1999 г.) 26 сентября 1937 г. прот. Александр был арестован вместе с четырьмя другими священниками из Касимова и его окрестностей. Всего по делу проходило 27 человек. Среди прихожан, верующих мужчин и женщин, в следственном деле особенно отмечалось – «активный церковник» или «активная церковница». Отца Александра допрашивали дважды: 29 сентября и 12 октября. О. Александр никого не оговорил и ни на кого не дал показаний, вёл себя мужественно. Потребовал объяснений и доказательности от следствия: «Виновным себя не признаю, а если следствие располагает данными, то пусть уличает меня». После долгого следствия 6 декабря 1937 года постановлением «тройки» УНКВД СССР по Рязанской области по ст. 58 п. 10–11 протоиерей Александр Михайлович Туберовский был приговорен к расстрелу. Все заключенные были отвезены в Рязань и 23 декабря 1937 года расстреляны, кроме четырех женщин, которые были помилованы тройкой, но отправлены в лагеря на 8 и 10 лет. В 1999 году в поселке Сынтул, на окраине которого находится село Маккавеево, на доме о. Александра была установлена мраморная мемориальная доска с надписью: «В этом доме с 1919 по 1937 г. жил профессор Московской Духовной Академии, магистр богословия, прот. Александр Туберовский , священномученник». Доску освятил архиепископ Рязанский и Касимовский Симон, доцент МДА, долгие годы (до 14 октября 1972 г.) бывший её инспектором в присутствии настоятеля – прот. Феодора – и множества народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

Сестра А.М. Туберовского Александра Михайловна Соколова С 16 августа 1911 года Туберовский был переведен в Московскую Духовную Академию на кафедру догматического богословия исполняющим обязанности доцента. Он не только ярко, и даже с блеском, преподавал свой предмет, но и нередко выступал с публичными речами в тех или иных светских аудиториях Сергиева Посада. Некоторые его выступления были опубликованы и были успешно приняты молодежью. Всегда элегантно одетый, он был ярким образцом светского преподавателя в Академии и не принадлежал к кругу ректора епископа Феодора (Поздеевского) и ученого монашества. После нескольких лет работы Александр Туберовский представил в ученый совет свою работу на соискание ученой степени магистра богословия: «Воскресение Христово (Опыт мистической идеологии пасхального догмата)». Состоялась уникальная в истории Московской Духовной Академии защита, которая продолжалась два дня. На защите столкнулись маститый профессор Тареев и официальный оппонент Туберовского – профессор священник Павел Флоренский . Ученое звание, в конце концов, было присвоено, а за написанную и изданную книгу Александру Михайловичу была присуждена Вторая премия имени Митрополита Макария. С 11 октября 1917 года А. Туберовский утверждается в должности доцента Академии, а 16 ноября того же года становится экстраординарным профессором Академии по кафедре догматического богословия. В 1918–1919 гг. Московская Духовная Академия лишилась своего многолетнего местопребывания в Лавре Преподобного Сергия, а вскоре и прекратила свою деятельность. Фамилия профессора А.М. Туберовского на памятнике Памяти почивших наставников в саду при Московской Духовной Академии Блестящий молодой профессор, судя по его предыдущей деятельности, должен был бы пойти на светскую работу, в одно из учебных заведений, тем более что священнического сана он не имел. Он бы мог пойти по пути обновленчества, но в 1919 году Туберовский возвращается в родное село к своему отцу и избирает самую простую жизнь при храме, по силам помогая отцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

- Ваш отец протоиерей Анатолий Правдолюбов был в заключении в Соловецком лагере особого назначения вместе со своим отцом (Вашим дедом) и дядей с 1935 по 1937 год, и затем в Медвежьегорсклаге с 1938 по 1940 год. Он рассказывал о людях, с которыми вместе был на Соловках? Чем стали для него годы заключения? Вы чувствовали это, когда росли рядом с ним? - К собственному страданию отец относился очень спокойно. Молча, терпеливо нес крест, который Бог ему дал. Мучениками считал других. Рассказывал о женщине из нашего Касимова, она была старостой в Казанском монастыре, Вера Николаевна Самсонова, она умерла там, на Соловках за две недели до освобождения: «Вот она сподоблена, она - мученица». Она прославлена в сонме новомучеников теперь. Но по отношению к нам, детям, как мне кажется сейчас, он немного скорбел, потому что видел, что мы недопонимаем всю силу и всю тяжесть того подвига, который понесли эти люди. Отец говорил нам с тоской: «А вы помните, как было в Древней Церкви? Стать мучеником, умереть за веру - это было счастье, такого человека все почитали. А если человек остался жив после мучений - это был такой авторитет, его все спрашивали, как поступать в жизни, что делать, и эти исповедники даже злоупотребляли иногда своим авторитетом и превышали свою власть исповедничества». Когда святой - близкий тебе человек, ты можешь просто в упор не видеть, что он святой. Племянница отца Михаила Дмитрева как-то сказала: «Как? Дядя Миша святой? Да что вы мне говорите? Он - дядя Миша!» Это так удивительно и это так замечательно. Икона «Собор семи мучеников Маккавеевских ХХ века». Происходящих из села Маккавеева Рязанской области новомучеников - семь, как и ветхозаветных мучеников Маккавейских. Первый ряд слева направо: священномученик Александр Туберовский, профессор МДА, магистр богословия; над ним священноисповедник Александр Орлов, соловецкий узник, духовник святой блаженной Матроны Анемнясевской. Второй слева в нижнем ряду - священномученик Михаил Дмитрев. Над ним - мученик Владимир Правдолюбов. Далее в нижнем ряду - священномученик Анатолий Правдолюбов и священноисповедник Сергий Правдолюбов. Над последним - его брат, священномученик Николай Правдолюбов

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Обретение мощей священноисповедников Сергия Правдолюбова и Александра Орлова Семейные воспоминания о священноисповеднике Сергии Правдолюбове. Часть 9 (окончание) Протоиерей Сергий Правдолюбов В заключительной части бесед протоиерея Сергия Правдолюбова, настоятеля храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, прозвучавших в этом году на радио «Радонеж» в рамках передачи «Родное село» и посвященных священноисповеднику Сергию Касимовскому, повествуется об обретении его святых мощей и об обретении мощей священноисповедника Александра Орлова – духовника блаженной Матроны Анемнясевской . Отец Сергий был участником и свидетелем этих событий. Мощи священноисповедников являются одной из основных святынь Касимовской земли, к которым прибегают за помощью верующие мучениколюбцы. Сщисп. Сергий Касимовский. Фрагмент росписи алтарной апсиды храма Новомученников и исповедников Российских Сретенского монастыря г. Москвы Три священника из Касимова, вернувшиеся с Соловков и сейчас прославленные в лике святых, – это священноисповедник Сергий, священномученик Николай Правдолюбов Елатомский и священноисповедник Александр Орлов Маккавеевский. Священномученик Николай пострадал 13 августа 1941 года в городе Рязани. Сколько он прожил бы – неизвестно; наверное, совсем мало. Два других соловецких узника тоже недолго прожили. Отец Александр Орлов умер в 1941 году, 10 мая по новому стилю, а священноисповедник Сергий прожил до декабря 1950 года. Со дня смерти священноисповедника Сергия прошло около 50 лет, и в 1997–1998 годах по благословению Святейшего Патриарха Алексия II началось активное движение людей, почитающих новомучеников. Патриарх Алексий II обратился с общим воззванием ко всем верующим прихожанам и клирикам Русской Православной Церкви, чтобы люди собрали и предоставили материалы в Синодальную Комиссию по прославлению святых. Это благословение Патриарха Алексия II было уже вторым после благословения святителя Патриарха Тихона. Когда пострадал священномученник митрополит Владимир, Патриарх Тихон сразу написал постановление о том, чтобы люди собирали сведения о мучениках, прославляли их и молились им.

http://pravoslavie.ru/149976.html

протоиерей Сергий Правдолюбов Скачать epub pdf Священномученик Александр Туберовский родился 8 марта 1881 года в семье священника Покровской церкви села Маккавеева Рязанской губернии Касимовского уезда. Дед о. Александра служил много лет псаломщиком этого же храма и похоронен недалеко от алтаря к югу от храма. Дом в поселке Сынтул, в котором жил сщмч. Александр (напротив Покровской церкви) Детство в священнической семье давало очень много для воспитания подлинной веры и желания послужить Церкви Божией. С самых юных лет Александр был дружен с другим Александром, сыном местного диакона Василия Орлова. Удивительно, что оба Александра стали святыми – и профессор Академии и магистр богословия – Туберовский, и нигде не учившийся и простой сначала диакон, а потом священник, узник Соловков, – Александр Васильевич Орлов, мощи которого почивают в Покровском храме родного села Маккавеева. Открытие мемориальной доски на доме сщмч Александра (Туберовского) в Вс., 17 октября 1999 года митрополитом Симоном и настоятелем Покровской церкви села Маккавеева протоиереем Феодором Правдолюбовым В 1896 году Александр Туберовский после окончания Касимовского духовного училища поступил в Рязанскую духовную семинарию. Учился в семинарии Александр очень хорошо, поэтому и смог в 1903 году поступить в Московскую Духовную Академию. После окончания в 1907 году Академии с присвоением ученой степени кандидата богословия, Александр в августе этого же года был оставлен при Академии в качестве профессорского стипендиата. Вскоре он женился на дочери московского купца Татьяне Дмитриевне Третьяковой. Брат Александра Михайловича, иерей Сергий, имел много детей, но у Александра и Татьяны детей не было. В 1908 году Александр Михайлович был направлен преподавателем в Калужскую Духовную семинарию, в которой стал преподавать основное, догматическое и нравственное богословие. Открытка из Калуги сестре Александре 23 апреля 1909 года. Текст (автограф): «Дорогая Саша! Приветствую тебя со днем Ангела и желаю всего наилучшаго. Письмо получил – спасибо! По прочтении лекций напишу тебе письмо недлинное, а теперь страшно некогда. Любящий брат Александр»

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Tube...

   001   002     003