1890. 1. С. 2-17). 16 окт. 1890 г. открыл при Подольской ДС миссионерские курсы и миссионерский комитет для борьбы со штундизмом и др. религ. течениями. 13 дек. того же года назначен на Литовскую и Виленскую кафедру с возведением в сан архиепископа и настоятелем виленского в честь Сошествия Св. Духа на апостолов мон-ря . Много внимания уделял миссионерской деятельности среди евреев. Активно участвовал в организации IX археологического съезда в 1893 г. в Вильне и был его председателем. 30 апр. 1894 г. Д. был переведен на Донскую и Новочеркасскую кафедру. Прибыл в Новочеркасск 26 мая того же года, уже будучи больным, и сразу объявил пастве, что просил Святейший Синод дать ему отпуск на 2 месяца, а вместо себя оставил управлять епархией викария, Аксайского еп. Иоанна (Митропольского) . Из-за прогрессирующей болезни 12 нояб. 1894 г. по прошению был уволен на покой, жил в Угрешском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре . Д. был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1868), той же степени, украшенный имп. короной (1871), 1-й степени (1884); св. Владимира 4-й (1878) и 3-й (1881) степени. Погребен в Угрешском мон-ре под жертвенником Преображенского собора. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 338; Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 433. Л. 45. Соч.: Поучения, сказанные в г. Гродне. Гродна, 1882-1883. 4 вып. Лит.: Прощание высокопреосв. Доната, бывш. еп. Подольского и Брацлавского, с Подольскою паствою//Подольские ЕВ. 1891. 2/3. С. 18-61; Отъезд высокопреосв. Доната из Вильны//Литовские ЕВ. 1894. 21. С. 178-179; К-в А. Прибытие в Новочеркасск высокопреосв. Доната, архиеп. Донского и Новочеркасского//Донские ЕВ. 1894. 11. С. 427-431; Высокопреосв. Донат, архиеп. Донской и Новочеркасский//Там же. 14. С. 508-511; Малышкин И. Высокопреосв. Донат: Ист.-биогр. очерк его жизни и деятельности. Рига, 1895; Архиеп. Донат: [Некролог]//СПбДВ. 1896. 17. С. 324-325; Княгницкий Н. К характеристике архиеп. Доната//ИВ. 1900. 9. С. 936-944; Казем-Бек А. Рижский кафедральный собор//ЖМП. 1959. 11. С. 41-45; Римский С. В. Правосл. Церковь и гос-во в XIX в. Р.-н/Д., 1998. С. 308-309; Алексий II (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 281-299. С. В. Римский Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ (Телятев [Телятьев, Телятинский] Александр Иванович; 1772-1847), архиеп. Донской и Новочеркасский АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)

http://pravenc.ru/text/178919.html

верующих (8,7% населения страны). В ходе военных действий первой мировой войны 12 правосл. храмов были полностью разрушены, многие серьезно пострадали. Часть церквей не действовала из-за нехватки священнослужителей. Весной 1920 г. в Латвии было ок. 70 приходов, к нач. 1921 г. открылось еще 50 приходов, а к 1923 г. зарегистрировано 130 приходов. 19 июля 1921 г., за 5 дней до прибытия в Ригу архиеп. Иоанна, правительство официально передало резиденцию правосл. архиерея - рижский во имя прп. Алексия, человека Божия, мужской монастырь - Римско-католической Церкви. Протестуя против отнятия у ЛПЦ мон-ря, архиеп. Иоанн поселился в подвале кафедрального собора Рождества Христова, к-рый Правительство Латвии объявило гос. собственностью, переданной Церкви лишь в пользование. В первые годы существования Латвийской Республики ЛПЦ, по сообщениям архиеп. Иоанна, подвергалась гонению. Несмотря на настойчивые требования правительства последовать примеру Эстонской Православной Церкви , которая в нарушение церковных канонов в 1923 г. перешла в юрисдикцию К-польского Патриархата, архиеп. Иоанн оставался верным Матери-Церкви. В связи с такой позицией предстоятеля ЛПЦ власти вплоть до 1926 г. не признавали за ней прав юридического лица и притесняли православных: в этот период у ЛПЦ были отняты нек-рые храмы, здания ДС и ДУ, значительные участки церковной земли, в Риге была уничтожена привокзальная часовня во имя св. Александра Невского. Отнятие у ЛПЦ храмов аргументировалось тем, что они во времена Российской империи были построены за гос. счет, поэтому на основании советско-латвийского мирного договора 1920 г. являются не церковной, а гос. собственностью. Как отметил в речи на Вселатвийском Соборе ЛПЦ 30 окт. 1923 г. архиеп. Иоанн, положение Церкви «характеризует полнейшая нищета, а также ненависть и злоба, которыми окружена Латвийская Православная Церковь». Во 2-й пол. 20-х - 1-й пол. 30-х гг. ХХ в. духовное и материальное положение ЛПЦ стабилизировалось. Благодаря тому что архиеп. Иоанн в 1925 г.

http://pravenc.ru/text/2463149.html

По окончании войны правосл. приходы на территории Л. находились в юрисдикции Московского Патриархата и управлялись архиереями с титулом «Рижский и Латвийский» (см. ст. Рижская и Латвийская епархия ). С июля 1945 по авг. 1947 г. Рижской епархией временно управлял архиеп. Корнилий (Попов) . Во время второй мировой войны на территории Л. были полностью разрушены 16 правосл. храмов. Кроме того, 10 храмов были переведены в ведение Псковской епархии. В 1945 г. в епархии были зарегистрированы 138 храмов и 2 жен. мон-ря - рижский Сергиев во имя Св. Троицы и илукстский в честь Рождества Пресв. Богородицы. Практически все латв. храмы нуждались в ремонтных работах, однако в тяжелейших условиях послевоенного времени и атеистического режима приходы не могли своими силами восстановить здания церквей. После второй мировой войны снова начались гонения на духовенство. Во 2-й пол. 40-х - нач. 50-х гг. XX в. были репрессированы более половины всех священнослужителей (64 из 120), оставшихся на свободе не хватало, чтобы окормлять все приходы: в 1948 г. в 136 церквах Рижской епархии служили лишь 80 священников. Было запрещено преподавание Закона Божия в школах, закрыты все воскресные школы, приходские б-ки, национализированы церковные постройки, земля приходов и др. В 1953 г. был закрыт илукстский жен. мон-рь Рождества Пресв. Богородицы. В 1947-1951 гг. Рижскую епархию возглавил правосл. писатель и богослов митр. Вениамин (Федченков) . В 1950 г. в рижском Сергиевом монастыре прошел съезд духовенства и мирян, посвященный 100-летию образования Рижской епархии. Архиеп. Филарету (Лебедеву), к-рый возглавлял кафедру в 1951-1958 гг., удалось добиться выделения Патриархией дополнительных дотаций на ремонт ок. 20 храмов. Владыка Филарет ввел практику проведения в рождественские дни в рижском кафедральном Христорождественском соборе т. н. Вифлеемских вечеров, на которые приглашали священников, певчих, мирян. Во 2-й пол. 50-х гг. XX в. в результате повышения налогового бремени и страховой стоимости церковных зданий число религ. общин и действующих храмов сократилось. Экономические санкции наиболее болезненно восприняло сельское духовенство: их приходы не были столь многолюдными и материально обеспеченными, как городские. Так, если в 1955 г. в Л. было 123 правосл. прихода (59 русских, 32 латышских и 32 латышско-русских), то к 1964 г. осталось только 97 (59 русских, 13 латышских и 25 смешанных). Были снесены 2 храма - Александро-Невский собор в Даугавпилсе и Свято-Никольская ц. в Резекне.

http://pravenc.ru/text/2463151.html

служил священником в Воронежской епархии. Овдовел в 1898 г. В 1899 г. во время обучения в Московской духовной академии пострижен в монашество. В 1903 г. окончил академию со степенью кандидата богословия. С 1904 г. работал законоучителем в Феодосийском учительском институте. С 1904 г. служил священником Тихвино-Онуфриевской церкви г. Воронежа. В 1907–1908 гг. – иеромонах Московского Чудова монастыря. В 1908–1913 гг. в сане архимандрита настоятель Знаменского монастыря и Благочинный мужских и женских монастырей Московской епархии, наблюдатель церковно-приходских школ. 04/VIII-1913 г. хиротонисан во еп. Верейского, вик. Московской епархии. Одновременно настоятель Покровского монастыря и заведующий Московскими пастырскими курсами. Во время войны председатель Московского Миссионерского общества и председатель комитета по устройству лагерей для раненых. С 1917 г. еп. Усть-Медведицкий и Хоперский Донской епархии. С 08/V-1917r. – временно управляющий Рязанской епархией. С 09/Х-1917 г. – еп. Севастопольский, вик. Таврической епархии. 11/XII-1917 г. уволен на покой по болезни. До 1921 г. проживал в Белгородском монастыре Воронежской губернии. С 1920 г. –еп. Аксайский. 1920–1922 гг. – временно управляющий Усть-Медведицкой епархией. В 1922 г. уклонился в обновленческий раскол. С 1922 г. – обновленческий архиеп. Ростовский-на-Дону. 1922–1923 гг. –обновленческий архиеп. Сталинградский. В 1923 г. – обновленческий архиеп. Тверской. В мае 1923 г. принимал участие в «хиротонии» А. И. Введенского во «епископа». 1924–1925 гг. обновленческий архиеп. Донской и Новочеркасский. 1925 г. – обновленческий архиеп. Пензенский. С декабря 1925 по 24/VIII-1926 г. – обновленческий архиеп. Верхне-Донской. 24/VIII-1926 г. – обновленческий архиеп. Шахтинский. 1926–1927 гг. – обновленческий архиеп. Севастопольский. 1927–1928 гг. – обновленческий архиеп. Астраханский. С 1928 г. – обновленческий митр. Саратовский. С 1930 г. – обновленческий митр. Псковский, обновленческий митр. Челябинский. 3 июня 1931 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

Первоначально Феофил, архиеп. Александрийский, поддерживал оригенистов. Стремясь разрешить противоречия, затронувшие егип. монашество, на Пасху 399 г. архиеп. Феофил издал послание, в к-ром подверг критике антропоморфитов. Большое число сторонников антропоморфизма инициировали волнения на улицах Александрии. Стремясь погасить недовольство в монашеской среде, архиеп. Феофил внезапно изменил позицию и начал осуждать Оригена. Вскоре архиепископ вступил в конфликт с нек-рыми монашескими лидерами; его причинами были как новая богословская позиция архиеп. Феофила, так и его личные отношения с прп. Исидором Странноприимцем. В результате этого конфликта прп. Исидор был вынужден бежать в Нитрию, где его приютили т. н. Долгие, или Длинные, братья (прп. Аммоний Долгий , Диоскор , еп. Гермопольский, Евсевий и Евфимий), ранее весьма почитавшиеся архиеп. Феофилом. Последний, получив ходатайство Долгих братьев, к-рые просили снять с прп. Исидора Странноприимца прещения, начал антиоригенистскую кампанию. В ходе этой кампании архиеп. Феофил провел Собор, запретивший читать сочинения Оригена, а также привлек на свою сторону имп. власть, к-рая предписала изгнать оригенистов из Египта. В кон. 399 или в нач. 400 г. архиепископ созвал в Александрии новый Собор, на к-ром Ориген и его сторонники были осуждены. Вскоре после этого архиеп. Феофил направился в Нитрию, где лично возглавил карательную акцию против Долгих братьев, к-рые вместе с 300 сторонниками были вынуждены покинуть Нитрийские мон-ри и направиться в Палестину. Однако архиеп. Феофил убедил палестинских епископов не принимать беженцев. В результате прп. Исидор Странноприимец, Долгие братья и ок. 50 монахов прибыли в К-поль, где им дал прибежище свт. Иоанн Златоуст. Несмотря на то что свт. Иоанн, по всей видимости, не вступил с ними в ехваристическое общение и направил ряд посланий архиеп. Феофилу, последний, находясь со свт. Иоанном в конфликте, крайне негативно воспринял его «вторжение» в круг своих полномочий и использовал данный эпизод для продолжения интриг против святителя. В результате интриги привели к осуждению свт. Иоанна Златоуста на Соборе «при Дубе», состоявшемся в сент. 403 г. (Ibid. VI 7, 9). О контактах с оригенистами как о дискредитирующем обстоятельстве фактически речь идет во 2-м пункте обвинения (подробнее об александрийской и к-польской стадиях О. с. см. в статьях Иоанн Златоуст , свт., Константинопольские Соборы , Нитрия ).

http://pravenc.ru/text/2581525.html

Несмотря на все попытки сорвать, выборы и общее собрание всё же состоялись 9–го июня. Для объективности всё проводилось с использованием счетных машин. Приняло участие более 400 человек, поддерживающих архиеп. Иоанна. Избрали новый приходской совет, и тут же прошло общее собрание. На нем решили незамедлительно возобновить строительство собора. Отставленный приходской совет снова вызвал архиеп. Иоанна в суд. 250 истцов формально обвинили Владыку Иоанна и новый приходской совет в присвоении церковных денег, собранных для строительства собора, и в нелегальных церковных выборах 9–го июня. Крестный отец Евгения, Димитрий, как член вновь избранного совета, был среди обвиняемых вместе с архиеп. Иоанном. Назначили день суда, а покуда суд запретил продолжать строительство. К этому времени в Сан–Франциско подъехали некоторые епископы вышеупомянутой группировки. Сразу же присоединились к истцам, специально встретились с их адвокатами и предложили помощь в процессе против архиеп. Иоанна и других ответчиков. При этом один из них, тот самый Виталий, повстречавшийся Евгению год назад, заявил, что прибыл сюда как специальный представитель первоиерарха для примирения сторон. «Практически это выразилось, — вспоминал Владыка Иоанн, — в живом общении архиеп. Виталия с адвокатами жалобщиков и в подаче в суд заявления, что он, как представитель Синода, заявляет о незаконности собрания 9–го июня». Другой представитель высшего духовенства, архиеп. Серафим Чикагский, избегая Владыку и игнорируя приведенные им факты, заплатил одной русской газете и опубликовал в ней статью, в которой утверждал, что знает архиеп. Иоанна очень давно и готов засвидетельствовать последнего как параноика. Архиеп. Антоний Лос–Анжелесский тем временем совершил несколько поездок на север, призывая сторонников усилить деятельность против Владыки. Когда приблизился день суда, русская община в Сан–Франциско забурлила. На приходских собраниях люди выказывали полное неуважение архиеп. Иоанну, непочтение к сану. Раздавались отдельные выкрики на его сторонников, и особенно на о.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=789...

Дума ассигновала на строительство 1860 р. (Последние дни. 1892. С. 699-700). Лит.: Паховский П. Прибытие в Кишинёв его преосвященства, преосв. Павла, еп. Кишиневского и Хотинского//Кишинёвские ЕВ. 1871. Отд. неофиц. 18. С. 386-396; 10-летний юбилей высокопреосв. Павла, архиеп. Кишинёвского и Хотинского//Там же. 1881. 17. С. 741-745; Каллистов Н., свящ. Приезд на Кавказ высокопреосв. экзарха Грузии Павла и первые шаги служения его в Грузии. Тифлис, 1882; Пархомович И. М. Кр. ист. очерк архипастырской деятельности в Бессарабии высокопреосв. Павла, архиеп. Кишинёвского и Хотинского с 1871 по 1881 г. Киш., 1882; он же. Последние дни пребывания в Кишинёве высокопреосв. Павла, архиеп. Кишинёвского и Хотинского, по назначении его на кафедру экзарха Грузии//Кишинёвские ЕВ. 1882. 16. С. 854-880; он же. Архипастыри Кишинёвской епархии//Тр. Бессарабского церк.-ист.-археол. об-ва. 1910. Вып. 5. С. 15-17; Колосов В. И. История Тверской ДС. Тверь, 1889. С. 434; Батюшков П. Н. Бессарабия: Ист. описание. СПб., 1892; Богословский Г. К., свящ. Кр. ист. очерк Казанской епархии. Каз., 1892. С. 119-126; Высокопреосв. Павел, архиеп. Казанский и Свияжский//ПрибЦВед. 1892. 17. С. 638-639; Невзоров И. Памяти высокопреосв. Павла, архиеп. Казанского//Там же. 19. С. 694-697; Последние дни, кончина и погребение высокопреосв. Павла, архиеп. Казанского//Там же. С. 697-700; Рождественский В. П. Павел, в мире Петр Лебедев//Библиогр. записки. М., 1892. 8. С. 569-570; Член Св. Синода высокопреосв. Павел, архиеп. Казанский и Свияжский. Каз., 1892; Памяти высокопреосв. Павла, архиеп. Казанского//Изв. по Казанской епархии. 1894. 12. С. 364-374; 13. С. 391-405; Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. 335-336; Никанор (Каменский), архиеп. Казанский сб. статей. Каз., 1909. С. 489-491, 493, 504; Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх. Квашветская церковь св. Георгия в Тифлисе. Тб., 1994 (на груз. яз.); Липаков Е. В. Архипастыри Казанские: 1555-2007 гг. Каз., 2007; Тарнакин В., Соловьёва Т. Бессарабские истории. Киш., 2011; Гром О. А. Церк. русификация в Бессарабии в сер. XIX в.//Вестн. Таганрогского пед. ин-та. 2013. 2. С. 89-93; Ропакова Е. Н. Правосл. приход во 2-й пол. XIX в.: Рос. империя, С.-Петербургская епархия. СПб., 2016. С. 282-284.

http://pravenc.ru/text/2578489.html

С. 294). Библиотека и архив В б-ке М. В. м. имелось ок. 3 тыс. экз. книг. Основу б-ки составляли печатные книги XVII в. Часть из них были собственностью свт. Митрофана (надписаны: «Сия книга [такая-то] преосвященнаго Митрофана епископа Воронежскаго»), нек-рые были куплены им для соборной ризницы. Среди них: Патерик Печерский (К., 1678), Требник митр. Петра Могилы (К., 1646), Евангелие учительное воскресное (М., 1681), «Книга о священстве» свт. Иоанна Златоуста (М., 1664), «Повесть об Иоасафе, царе Индийстем» (М., 1681), «Деяния церковные и гражданские Георгия Кедрина» (М., 1694), «Обед душевный» Симеона Полоцкого (М., 1681) и др. В числе книг был Архиерейский Чиновник свт. Тихона Задонского - единственная вещь святителя, хранившаяся в М. В. м. Монастырская б-ка и архив были уничтожены в 20-30-х гг. XX в. Некрополь Под Благовещенским собором была устроена усыпальница для погребения архипастырей Воронежских. Здесь покоились архиеп. Арсений (Костюрин; † 1712), митр. Пахомий (Шпаковский; † 1723), еп. Иоаким (Струков; † 1742), еп. Вениамин (Сахновский ; † 1743), еп. Феофилакт (Губанов; † 1757), еп. Иоанникий (Павлуцкий; † 1763), еп. Иннокентий (Полянский; † 1794), еп. Арсений (Москвин ; † 1810), еп. Епифаний (Канивецкий; † 1825), свт. Антоний (Смирницкий; † 1846), архиеп. Парфений (Чертков ; † 1853), архиеп. Серафим (Аретинский; † 1886), еп. Вениамин (Смирнов; † 1890), архиеп. Иосиф (Кобыльский-Богословский; † 1892), архиеп. Анастасий (Добрадин ; † 1913), архиеп. сщмч. Тихон (Никаноров ; † 1920). Останки митр. Пахомия (Шпаковского), еп. Арсения (Москвина), свт. Антония (Смирницкого), архиеп. Серафима (Аретинского), еп. Вениамина (Смирнова), архиеп. Анастасия (Добрадина), архиеп. Тихона (Никанорова) в авг. 1956 г. были перезахоронены на Коминтерновском кладбище г. Воронежа. В 1993 г. они были перенесены на монастырское кладбище в Акатов во имя святителя Алексия монастырь. Благотворительные, церковно-просветительские и научные учреждения Митрофанов в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/2563456.html

С XIV в. в Далмации стало увеличиваться число правосл. сербов, к-рые в церковном отношении подчинялись Дабро-Босанской епархии . В 1647 г. архиеп. Бернардо Флорио (1642-1656) с целью привлечь сербов в католичество разрешил совершать богослужения и на церковнослав. языке. При архиеп. Теодоре Бальби (1656-1669) и при поддержке Венеции в З. в 1659 г. открылась семинария «Seminarium Florianum» (в честь архиеп. Бернардо) с преподаванием на лат. языке. В 1688 г. правосл. население было подчинено униат. архиепископу Филадельфийскому, поэтому архиеп. Иоанн Парцаги просил Конгрегацию пропаганды веры Римской курии прислать миссионеров для проповеди среди сербов ( Н. Римокатоличка црква и хрватство: Од илирске uдeje до великохрватске peaлuзaцuje: 1453-1941. Београд, 1977. С. 63). В 1729 г. архиеп. Вицко Змаевич (1713-1745) получил разрешение папы Римского Бенедикта XIII на строительство хорват. семинарии (открылась 1 мая 1748). Далматинские сербы боролись с навязыванием унии и стремились иметь правосл. епископа, но официально Далматинская епархия с кафедрой в Шибенике была основана только в 1808 г. В начале австр. периода из-за прекращения финансирования Венецией была закрыта лат. семинария «Seminarium Florianum», а хорват. семинария в 1821 г. была преобразована по образцу австр. учебных заведений (в 1831 хорватский был заменен лат. языком и школа получила название «Seminarium theologicum latinum»). В 1828 г. папа Римский Лев XII даровал архиеп. Иосипу титул митрополита всей Далмации, а кафедры в Сплите и Дубровнике понизил до ранга епископий. В 1839 г. архиеп. Иосип открыл хорват. семинарию, а 18 авг. 1867 г. архиеп. Петар Дуям Маупас (1862-1891) - лат. семинарию. В 1897 г. в З. была основана хорват. гимназия. В 1910 г. за активную поддержку движения за хорват. возрождение австр. власти сняли с кафедры архиеп. Матея Дуяма Дворника. После передачи города Италии Задарский диоцез оказался на территории 2 гос-в: сам город и 4% территории епархии - в Италии, остальная часть - в Хорватии.

http://pravenc.ru/text/182465.html

И все сие совершается столь быстро, столь неотделимо проходит один момент переживания ощущений от другого, что у молитвенника может возникнуть мысль о присутствии Самого Господа в Его имени» (Там же. С. 857). В этом тексте вообще не упоминается о действии Бога на молящегося: весь опыт молящегося (как и у свящ. Х. Григоровича) сведен к серии душевных переживаний, приходящих на смену одно другому. Причиной возникновения у молящегося уверенности в том, что Господь внемлет его молитве, и мысли о присутствии Самого Господа в Его имени архиеп. Никон считает быстроту, с какой сменяются ощущения у молящегося (точно так же как появление в дневниках прав. Иоанна Кронштадтского мысли о том, что «Имя Божие есть Сам Бог», архиеп. Никон объяснял скоростью, с к-рой прав. Иоанн писал свои «летучие заметки», и недостатком у него времени на их исправление). Получается, что всякое ощущение присутствия Божия в молитве есть иллюзия, не имеющая реальных оснований. Доклад архиеп. Никона в Святейшем Синоде был гораздо менее резким по тону, чем доклад архиеп. Антония. В отличие от последнего архиеп. Никон был озабочен не тем, чтобы разгромить новоявленную «ересь», но тем, чтобы примирить имяславское учение с более рациональным подходом к тайнам веры, к-рый был характерен для академического богословия. Нигде в докладе архиеп. Никона И. не названо ересью. По его мнению, И. не ересь, а лишь «обособленное от общего учения Церкви учение» (Там же. С. 869). Только в публикациях, появившихся после возвращения с Афона в авг. 1913 г., архиеп. Никон начал употреблять слово «ересь» в отношении И. и тон его высказываний стал значительно более резким. Доклад же в Синоде, напротив, характеризуется стремлением увидеть в имяславском учении лишь досадное недоразумение, происходящее от недостатка логики, учености, богословской грамотности. Такой подход приводит архиеп. Никона к карикатурной трактовке учения имяславцев, содержащейся в заключительной части его доклада. По мнению архиеп. Никона, имяславцы: «1) под словом «Бог» разумеют не Личность, а нечто, в духовном, конечно, а не материальном смысле, пантеистическое, ибо, по их учению, всякое свойство Божие, всякое действие Божие, слово Божие, заповедь Божия, все откровение Божие, всякое проявление благодатных дарований, мирное и чистое чувство в душе, Богом оправданной, все плоды Духа, самая молитва и имя Иисус - все сие есть «Бог», даже «исповедание имени Иисусова в Иисусовой молитве есть Сам Господь Иисус Христос».

http://pravenc.ru/text/389527.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010