К 1108 г. относится первое упоминание о должности архидиакона Гнезненского. Впосл. в архиеп-стве помимо Гнезненского архидиаконства появились Ленчицкое (перед 1218), Калишское (перед 1234), Рудское (перед 1239, позже называвшееся Велюньским), Унеювское (перед 1301) и Кужелувское (перед 1306) архидиаконства. В 1226 г. учреждено Поморское архидиаконство (с резиденцией в Слупске), но в 1307 г. оно вошло в состав Каменьского еп-ства. В 1512 г. было образовано Каменьское архидиаконство (для поморской части архиеп-ства), а в 1522 г.- Ловичское архидиаконство. Деление архиеп-ства на архидиаконства существовало до кон. XVIII - нач. XIX в., когда они были постепенно упразднены. В кн. «Liber beneficiorum» архиеп. Яна Лаского (ок. 1512) в 3 архидиаконствах (Гнезненском, Унеювском и Ленчицком) перечисляется 14 деканатов (благочиний). С XVII до сер. XVIII в. архиеп-ство было разделено на 40 деканатов. Во 2-й пол. XVIII в. было создано 3 новых деканата: Лютомерск, Рогово и Кцыня. Вплоть до 3-го раздела Польши в архиеп-стве насчитывалось 43 деканата. В кн. «Liber beneficiorum» содержится первый сохранившийся полный список приходов архиеп-ства (всего 600). В кон. XVIII в. в архиеп-стве было 808 приходов и 1140 церквей и часовен, окормлявшихся 1031 пресвитером. К XI в. исследователи относят возникновение школы для буд. клириков в кафедральном соборе Г. К кон. XVIII в. она превратилась в начальную школу, а в XIX в. была закрыта. В кон. XVI в. архиеп. Станислав Карнковский, проводя в жизнь решения Тридентского Собора о реформе Церкви и об улучшении образовательного уровня духовенства, основал 2 ДС (в Г. и Ловиче) и бурсу для шляхетской молодежи в Калише. В кон. X - нач. XI в. на территории архиеп-ства существовали бенедиктинские аббатства в Тшемешно и Ленчице. Впосл. бенедиктинские мон-ри были основаны в Могильно (2-я пол. XI в.), Ежуве (сер. XII в.) и Косьцельна-Веси (ок. 1190). С XII в. на территории архиеп-ства появились мон-ри, принадлежавшие различным монашеским орденам; в кон. XVIII в. действовало 22 муж. монашеских ордена, имевших 103 мон-ря, и 5 жен. монашеских орденов, имевших 14 мон-рей. XVIII-XX вв.

http://pravenc.ru/text/165185.html

Неосведомленный о ходе церковных дел митр. Петр был убежден в том, что митр. Сергий не может прибыть в Москву и возглавить управление Церковью. В резолюции от 1 февр. на докладе ВВЦС митр. Петр написал, что передал полномочия Патриаршего Местоблюстителя коллегии в составе Владимирского архиеп. сщмч. Николая (Добронравова) , Томского архиеп. Димитрия (Беликова) и архиеп. Григория (Яцковского). Митр. Петр не знал, что архиеп. Николай находится под арестом, а архиеп. Димитрий не мог приехать в Москву и участвовать в коллегии. Также митр. Петру не было известно о запрещении в служении архиеп. Григория, что исключало возможность его включения в состав коллегии. В резолюции не содержалось упоминания о ВВЦС как об органе церковного управления, а его членам - епископам Виссариону (Зорнину), Тихону (Русинову) и Иннокентию (Бусыгину) - предписывалось вернуться в свои епархии. Тем не менее резолюция митр. Петра была истолкована членами ВВЦС как каноническое оправдание их деятельности. Архиеп. Григорий известил митр. Сергия телеграммой о прекращении его полномочий Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. ВВЦС приступил к совершению епископских назначений и объявил о переходе управления Московской епархией от Воронежского архиеп. сщмч. Петра (Зверева) , определенного митр. Сергием, к еп. Борису (Рукину). Убедившись в раскольнических действиях архиеп. Григория, 2 февр. еп. Дамиан (Воскресенский) покинул ВВЦС, призвав других последовать его примеру. 8 февр. митр. Сергий сообщил в письме архиеп. Григорию, что ознакомился с резолюцией митр. Петра на докладе ВВЦС, но не может считать ее безусловной. Митр. Сергий отметил, что Патриарший Местоблюститель не был подробно извещен о настоящем положении церковных дел, в т. ч. о запрещении, наложенном на архиеп. Григория и др. членов ВВЦС, что делало невозможным их участие в церковном управлении. Ввиду этого митр. Сергий отказался сложить с себя полномочия Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. Большинство находившихся на свободе правосл. архиереев осудили Г. р. и полностью согласились с каноническими мерами против его организаторов. ВВЦС поддержали руководители лубенского раскола на Украине (см. Феофил Булдовский ), обратившись с просьбой отменить их запрещение Собором епископов Украины, к-рое было утверждено Заместителем Патриаршего Местоблюстителя.

http://pravenc.ru/text/166503.html

После окончания гражданской войны, в конце 1920 года за границу выехало огромное количество русских беженцев (до двух миллионов) со своими епископами и священниками. Они нашли приют в разных странах и частично влились в прежние русские приходы, но главным образом начали составлять новые. Со временем русская православная паства оказалась не только во всех государствах Европы и Америки, но и в Китае, Корее, Персии, Палестине, Южной Америке, Австралии, Африке. Потребность иметь централизованное церковное управление была очевидна. Поэтому в ноябре 1920 года, с благословения Вселенского Патриарха, русские архиереи созвали Первый Заграничный Архиерейский Собор, который, учитывая изменение ситуации, переименовал Временное Высшее Церковное Управление на Юге России в Высшее Русское Церковное Управление за границей. Этот Собор составился на основе добровольного вхождения в него всего наличного состава русских архиереев за границей, причем, некоторые из них (Финляндский, Литовский, Харбинский и Пекинский) имели постоянные кафедры и автономное управление. Личным или письменным согласием в Соборе участвовали 34 епископа: митроп. Киевский и Галицкий Антоний (Храповицкий) (председатель Собора и Высшего Церковного Управления), епископ Алеутский Антоний, архиеп. Кишиневский Анастасий, архиеп. Северо-Американский Александр, епископ Адам, епископ Белгородский, управляющий Иерусалимской Миссией Апполинарий, епископ Белостокский Владимир, епископ Севастопольский Вениамин, епископ Челябинский Гавриил, епископ Екатеринославский, управляющий церковными делами в Греции, Африке и на о. Кипре Гермоген, епископ Царицынский, начальник пастырского Богословского училища Дамиан, архиеп. Литовский Елевферий, архиеп. Бруклинский Евфимий, митроп. Западно-Европейский Евлогий, архиеп. Пекинский Иннокентий, епископ Урмийский Мар-Илья, епископ Тяньцзинский Иона, архиеп. Харбинский Мефодий, епископ Забайкальский Мелетий, епископ Александровский Михаил, епископ Владивостокский Михаил, епископ Камчатский Нестор, архиеп. Пинский Пантелеймон, митроп. Северо-Американский Платон, архиеп. Финляндский Серафим, епископ Лубенский, управляющий церковными делами в Болгарии Серафим, епископ Бельский Сергий, епископ Черноморский Сергий, архиеп. Японский Сергий, епископ Питсбургский Стефан, епископ Шанхайский Симон, архиеп. Полтавский Феофан, епископ Курский Феофан (архиеп. Иоанн Латвийский был лишен возможности участия в Соборе по местным политическим условиям).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архим. Тихон (Затёкин), Л. В. Абросимова, Д. Ю. Кривцов, Э. П. Р. Горьковская епархия в 1941 - сер. 80-х гг. XX в. В мае 1941 г. местные власти утвердили инспирированное ими «ходатайство» граждан о закрытии последней в Горьком и в области Троицкой ц. в пос. Высоково Ждановского р-на. Прот. Александр Архангельский, возглавлявший общины закрытых Новокладбищенского Покровского и Высоковского Троицкого храмов, направил жалобу в Президиум Верховного Совета СССР, после вмешательства к-рого Троицкая ц. была открыта в авг. 1941 г. Горьковская кафедра была замещена между 16 дек. 1941 и 10 янв. 1942 г., т. к. с этого времени в документах Синода архиеп. бывш. Можайский Сергий (Гришин) стал упоминаться как архиепископ Горьковский и Арзамасский. По-видимому, тогда же архиеп. Сергию было вверено временное управление Ивановской епархией (см. ст. Иваново-Вознесенская и Кинешемская епархия ). Статус кафедрального храма получила Высоковская Троицкая ц. Из-за налетов нем. авиации богослужения в ней неоднократно прерывались. После одной из бомбардировок церковь была серьезно повреждена. По этой причине для богослужений, а также для размещения архиеп. Сергия и ЕУ в марте 1942 г. была открыта ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери в с. Выездном Арзамасского р-на. В 1942-1944 гг. она имела статус 2-го кафедрального собора епархии. 20 мая 1942 г. архиеп. Сергий (Гришин) был назначен на Харьковскую кафедру, 28 мая на Горьковскую кафедру определен Саратовский архиеп. Андрей (Комаров) . Однако из-за неудачной попытки Красной Армии освободить Харьков в ходе Харьковской операции архиеп. Сергий не смог занять эту кафедру. 13 июля 1942 г. определения от 20 и 28 мая были отменены, архиеп. Сергий остался на Горьковской кафедре, архиеп. Андрей - на Саратовской. 8 марта 1943 г. управление Ивановской епархией перешло от архиеп. Сергия к Ярославскому архиеп. Иоанну (Соколову ; впосл. митрополит). 24 авг. 1942 г. архиеп. Сергий вместе с прот. А. Архангельским впервые оформил перечисление средств от епархии и прихода с. Выездного в Фонд обороны.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Рига, 1890; Обозрение церквей, школ и приходов в 1891 г. Рига, 1892; О святой православной вере. Рига, 1894; Слова и речи, сказанные Рижской пастве. Рига, 1894; О миссионерстве вообще и о Рижской епархии - особенно. Рига, 1897; Путешествие на богомолье в Киев. Каз., 1898; Мое участие в юбилейном торжестве Рижской епархии. Каз., 1900; Путевые заметки. Каз., 1902; Беседа с отцами благочинными Харьковской епархии. Х., 1903; Жития святых и богоносных святителей и страстотерпцев земли Казанской. Каз., 1906; Послание к харьковской пастве. Х., 1911; Собрание слов и речей высокопреосв. Арсения (Брянцева), архиеп. Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения. 1873-1908. Х., 1908. Т. 1-3; Х., 1909. Т. 4. Кн. 1-2; Т. 5: 1909-1912. Х., 1912; [письмо к С. И. Опатовичу по поводу издания очередного тома Историко-статистического епархиального комитета от 17.10.1882 г.]//РНБ (Помяловский). 3239; письмо гр. И. И. Толстому от 21.09.1893 г.//РНБ. Ф. 781 (Толстой И. И.). 692. Лит.: Пребывание преосв. Арсения, еп. Рижского и Митавского, в Эстляндской губ. Ревель, 1887; 25-летие служения в священном сане преосв. Арсения, еп. Рижского и Митавского. Рига, 1893; Иоаким (Левицкий), еп. Брестский, Плис В. Высокопреосв. Арсений (Брянцев), архиеп. Рижский и Митавский, и 10-летие управления его Рижской епархией: Ист.-стат. исслед. Рига, 1897; Высокопреосв. Арсений (Брянцев), архиеп. Казанский и Свияжский. Каз., 1897; Чествование высокопреосв. Арсения (Брянцева), архиеп. Казанского и Свияжского, паствой 4 февраля 1898 г. Каз., 1898; И. С-ч. Миссионерское дело в Казанской епархии и заботы о нем Высокопреосв. Арсения. Каз., 1901; Попов К. Каталог книг Б-ки МДА: Книги, пожертвованные в Б-ку МДА высокопреосв. Арсением (Брянцевым), архиеп. Казанским и Свияжским. [Серг. П.], 1902; Багрецов Л. М. Очерк архипастырской деятельности архиеп. Арсения во время его 5-летнего управления Казанской епархией. Х., 1905; Истомин К. Е. К 25-летию архиерейского служения Арсения, архиеп. Харьковского и Ахтырского.

http://pravenc.ru/text/76220.html

Собор Белорусских святых. Агафангел (Преображенский, свт., митрополит Ярославский) Александр (Петровский, еп. Харьковский, сщмч.) Александр (Саульский, иерей, сщмч. ) Алексий Могильницкий, сщмч. Анатолий (Ботвинников, иеромонах, прмч.) Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, мчч. Афанасий (Кислов, иерей, сщмч. ) Афанасий, игум. Брестский, прмч. Борис Туровский, блгв. кн. Валентина Минская, блаж. Гавриил Белостокский мч,. млд. Гавриил, архиеп. Рязанский, свт. Галактион (Урбанович-Новиков, иеромонах, прмч.) Геннадий Могилевский, прп. Георгий, архиеп. Могилевский, свт. Гермоген (Долганов, еп. Тобольский, сщмч.) Димитрий (Власенков, муч.) Дионисий, еп. Полоцкий, свт. Евпраксия Псковская, блгв. кн. Евфросиния, игум. Полоцкая, прп. Елисей Лавришевский, прп. Иоанн Кормянский, прав. Иоанн, архиеп. Рижский, сщмч. Иоанн, еп. Рыльский, сщмч. Иоасаф, еп. Могилевский, сщмч. Иона (Лазарев, еп./Невельский/, сщмч.) Иосиф (Счененович, диакон, сщмч.) Иулиания, кн. Ольшанская, прав. Киприан (Климуц, иерей, сщмч. ) Кирилл, еп. Туровский, свт. Константин, пресвитер Шарковщинский, сщмч., Лаврентий, еп. Туровский, свт., Леонтий, архим. Виленский, прп., Макарий, игум. Пинский, прмч. Макарий, митр. Киевский, сщмч. Манефа Гомельская, преп. Мартин Туровский, прп. Мелетий (Леонтович) свт., архиеп. Харьковский Мина, еп. Полоцкий, свт. Митрофан, архиеп. Астраханский, сщмч. Никифор (Парасхес-Кантакузин, архид., сщмч.) Николай (Гаварин), пресвитер, сщмч. Павлин, архиеп. Могилевский, сщмч. Петр (Полянский, свт., митрополит Крутицкий, сщмч.) Ростислав Смоленский, блгв. кн. Симеон, еп. Полоцкий, свт. София, кн. Слуцкая, прав. Тихон (Белавин, свт., Патриарх Московский и всея Руси) Тихон (Никаноров, архиеп. Воронежский, сщмч.) Феодор, кн. Острожский, прп. Харитина, кн. Литовская, прп. Ярослав (Савицкий, прот. сщмч.) 23 новомученика Минской епархии Александр (Шалай, прот., сщмч.) Валериан (Новицкий, свящ., сщмч.) Владимир (Зубкович, прот., сщмч.) Владимир (Измайлов, прот., сщмч.) Владимир (Пастернацкий, прот., сщмч.)

http://pravicon.com/info-1873

Активная позиция И. вызывала нападки представителей разных политических сил, как радикально левых, так и крайних националистических; против И. организовывались клеветнические кампании в прессе, звучали и прямые угрозы. В 1934 г. неизвестные неск. раз проникали в дом архиепископа, но И. сумел справиться со злоумышленниками. Он отказался от охраны, заявив, что не хочет подвергать опасности др. людей. И. был обнаружен зверски замученным на разгромленной и сожженной даче. Преступление не было раскрыто. 21 окт. 1934 г. отпевание И. в рижском Христорождественском кафедральном соборе возглавил митр. Таллинский и всей Эстонии в юрисдикции К-польского Патриархата Александр (Паулус) . На похоронах И. присутствовало не менее 100 тыс. чел. И. был похоронен на Покровском кладбище Риги, над его могилой на пожертвования верующих была возведена часовня. Канонизирован РПЦЗ в 1981 г. 17 июля 2001 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских. 24 сент. того же года в Риге состоялся Собор ЛПЦ, принявший определение о включении И. в Собор Латвийских святых. 14 июля 2003 г. были обретены честные мощи И., а 4 окт. того же года состоялось их перенесение в рижский Христорождественский собор, где они почивают в наст. время. 13 июня 2007 г. ЛПЦ создан Фонд им. И. Арх.: ЛГИА. Ф. 7131. Оп. 1. Д. 2, 24-27, 31, 40, 47. Соч.: Речь при наречении во епископа Слуцкого//ПрибЦВед. 1912. 11. С. 459; Слово в день погребения Патриарха Тихона//Акты свт. Тихона. С. 380-386; Проповеди и статьи. Мысли// Феофан (Пожидаев), игум. Колокол на башне вечевой: Житие и труды сщмч. архиеп. Иоанна (Поммера). М., 2005. С. 187-286. Ист.: Определение Свящ. Синода от 17 июля 2001 г.//ЖМП. 2001. 8. С. 6; Евлогий (Георгиевский), митр. Из писем к архиеп. Иоанну (Поммеру)/Публ. и примеч.: Ю. Сидяков//Вестн. РХД. 2002. 1(183). С. 180-191; Свящ. Собор Правосл. Рос. Церкви, 1917-1918 гг.: Обзор деяний. 1-я сессия. М., 2002. С. 298. Лит.: Высокопреосв. Иоанн, Архиеп. Рижский и всея Латвии, 1921-1931.

http://pravenc.ru/text/469171.html

В нач. июля 1941 г. Владимир-Волынский еп. Поликарп (Сикорский) признал власть митр. Дионисия. Заняв ставшую вакантной после отъезда архиеп. Николая (Ярушевича) Луцкую кафедру, Поликарп 10 июля 1941 г. издал воззвание, в котором объявил себя единственным правящим епископом на территории всего бывш. Волынского воеводства (несмотря на то что на Волыни был другой, старший по хиротонии архиерей - еп. Камень-Каширский и 1-й викарий Волынской епархии Антоний (Марценко)) и сообщил, что в связи с арестом архиеп. Алексия (Громадского) принимает на себя руководство церковной жизнью в бывш. Ровенском, Дубенском и Кременецком повятах. Еп. Поликарп потребовал восстановить распределение приходов по благочиниям в том виде, в каком оно существовало в бывшей Польше, выдвинул требование, чтобы единственным богослужебным языком для всех приходов Волыни был украинский. 3 авг. 1941 г. еп. Поликарп опубликовал открытое письмо архиеп. Алексию, в котором предлагал выйти из юрисдикции Московской Патриархии и присоединиться к Варшавской митрополии. Вернувшись в Кременец, архиеп. Алексий (Громадский) осудил самочиние еп. Поликарпа и вмешательство митр. Дионисия в жизнь Волынской епархии. В письме митр. Дионисию от 2 авг. 1941 г. архиеп. Алексий заявил о нежелании подчиняться Варшавской митрополии. Об этом архиеп. Алексий в тот же день написал Холмско-Подляшскому архиеп. Илариону (Огиенко). С аналогичным заявлением Кременецкий архиерей выступил на следующий день на встрече в Кременце с делегатом от петлюровского правительства в Варшаве Ю. Муликом-Луциком, представлявшим митр. Дионисия (Валединского). Архиеп. Алексий (Громадский) созвал 18 авг. 1941 г. архиерейский Собор в Почаеве («Областной Собор епископов православной Церкви на Украине»), который провозгласил автономный статус правосл. Церкви на Украине в юрисдикции Московской Патриархии; архиеп. Алексий, как старейший по хиротонии архиерей Украины, получил права обл. митрополита. Деянием 1 Собора архиеп. Алексию (Громадскому) был возвращен титул «архиепископ Волынский и Кременецкий» с правом управления православными приходами на территории всего бывш.

http://pravenc.ru/text/2458999.html

ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых) МОИСЕЙ († 1363), свт. (пам. 25 янв., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Псковских святых, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), архиеп. Новгородский (1326-1330, 1352-1359) АНТОНИЙ (Смирницкий; 1773-1846), архиеп. Воронежский и Задонский, свт. (пам. 10 мая, 20 дек. и в Соборе Воронежских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) ВАРЛААМ I (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок 1729 - 1802), архиеп. Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ КАЛИКА (†1352), архиеп. Вел. Новгорода, свт. (пам. 10 февр., 3 июля, 4 окт., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ВАССИАН I (Рыло; † 23 марта 1481), архиеп. Ростовский, Ярославский и Белозерский, свт. (пам. 23 марта, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГАВРИИЛ (в схиме (?) Григорий; † 1193), архиеп. Новгородский, свт. (пам. 10 февр., 4 окт. и в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых) ГАВРИИЛ (Городков Георгий Иванович; 1785 - 1862), архиеп. Рязанский и Зарайский, свт. (пам. 7 апр., в Соборе Нижегородских святых, 10 июня - в Соборе Рязанских святых, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕННАДИЙ (Гонзов или Гонозов, в схиме Галактион?; 1-я четв. XV в.- 1505), архиеп. Новгородский и Псковский, свт. (пам. 4 дек., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых)

http://pravenc.ru/text/2564858.html

Для личной истории Иннокентия особенно ценны письма к нему Стурдвы, Войцеховича, Сербиновича, Позняка и особенно письма знаменитого нашего философа богослова протоиерея И. М. Скворцова, одного из самых близких друзей Иннокентия, – из них одних может составиться целый том. Затем по степени интереса и значения следуют письма Филарета архиеп. харьковского, Антония, архиеп. казанского (все писаны в бытность его ректором киевской академии), Евсевия, архиеп. могилевского, Смарагда, архиеп. рязанского, митрополитов Ионы, Серафима, Антония и Григория, Филарета, митрополита киевского, Филарета и Макария, митрополитов московских, Гавриила, архиеп. тверского, Илиодора курского, Кирилла, архиеп. подольского, Иринарха кишиневского, Иустина владимирского, Иеремии нижегородского, Леонида екатеринославского, Моисея старорусского, Гедеона полтавского, Евлампия орловского, протопресвитеров Музовского, Кутневича и Бажанова, Евгения, архиеп. ярославского, Парфения, архиеп. иркутского, Игнатия, архиеп. донского, Антония, архиеп. воронежского, Иоанна, еп. смоленского и множество других. Повторяем: составление настоящей биографии Иннокентия – дело необходимое не только для чести нашей духовной литературы. но и для славы православной русской церкви; на поприще служения которой подвизаются и в настоящее время многие из сверстников и учеников доблестного архипастыря и великого учителя. Благодарение Богу: православная русская церковь никогда не оскудевала великими и доблестными иерархами, право правившими в русской земле слово истины Христовой. На пространстве ее тысячелетней истории тянется непрерывная вереница их славных имен. Но Иннокентий и Филарет – самые близкие к нам из них, близкие не хронологически только, но и по тем лучшим традициям, какие до этих пор характеризуют иерархическую деятельность в нашей церкви, которые высоко держат знамя православия и охраняют чистоту и достоинство святительского сана в церкви. Несмотря на эту их близость, для их деятельности, думаем, настала уже пора истории, той истории, подробной и специальной, которая только в силу этой близости и возможна, так как до этих пор живут и действуют еще многие сверстники и ученики Иннокентия и Филарета. Сойдет со сцены это поколение Сверстников двух равно великих иерархов, иссякнет голос живого предания о них, и чем дальше, тем уже труднее будет воспроизвести величественные образы этой чудной двоицы, блеском своей деятельности освещающей наш церковный горизонт в течение полувека.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010