28 марта 1887 г. А. был назначен на Рижскую кафедру, с 15 мая 1893 г. архиепископ. При А. в епархии было образовано 26 приходов, построено 67 новых храмов (почти 1/3 всех церквей епархии). Архиерей требовал от подчиненного ему духовенства проведения внебогослужебных бесед с прихожанами, произнесения проповедей за каждым богослужением, введения в храмах общего пения. Стараниями А. в 1888 г. «Рижский епархиальный листок» был преобразован в ж. «Рижские ЕВ», были основаны Пюхтицкий жен. мон-рь (1891), рижский Сергиев во имя Св. Троицы жен. мон-рь (учрежден как община в 1892, преобразован в мон-рь в 1902), рижский во имя Алексия, человека Божия, муж. мон-рь (1896). По инициативе А. 18 нояб. 1887 г. создан Историко-статистический комитет, к-рый подготовил и опубликовал 3 выпуска «Историко-статистического описания церквей и приходов Рижской епархии», в 1896 г. в Риге был основан церковно-археол. музей, настоятелям храмов архиерей рекомендовал вести приходские летописи. 4 окт. 1897 г. А. был переведен на Казанскую и Свияжскую кафедру. За успешное миссионерское служение в 1901 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. 8 февр. 1903 г. назначен на Харьковскую и Ахтырскую кафедру. Основал братство Озерянской иконы Божией Матери , при нем миссионерскую б-ку, церковно-археологическое об-во и музей. Участвовал в работе Предсоборного Присутствия , выступал за церковные реформы в рамках канонов. А. принадлежит большое число посланий, слов, путевых заметок и т. д., публиковавшихся по месту служения в «Епархиальных ведомостях», а также выходивших отдельными изданиями. А. похоронен в харьковском в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ре . Ист.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 232. Соч.: Патриарх Кирилл Лукарис и его заслуги для Православной Церкви. СПб., 1868, 1870; Путеводитель по святыням Киево-Печерской Лавры для богомольцев. К., 1870; Слова и речи Арсения, еп. Рижского и Митавского, говоренные в разных местах его служения. Рига, 1889; Путевые заметки во время путешествия на богомолье.

http://pravenc.ru/text/76220.html

– Нет, я, конечно же, против латышского национализма, но в Латвии, как и во многих других нормальных государствах, должен быть один государственный язык! – Это в каких же таких " нормальных " ?! – не без горькой иронии спрашиваю я. – Евросоюза, конечно! На мое недоумение, зачем было вообще затевать референдум, если его результаты были столь предсказуемы, рижский профессор Александр Гапоненко, один из инициаторов и организаторов голосования ответил предельно доходчиво: " В очередной раз поднять проблему и, что называется, " посчитаться " ! Результатами я более, чем доволен! " Профессор возглавляет Институт европейских исследований, общественную организацию " За честность и справедливость " и движение " Родной язык " , великолепно владеет латышским, но сам в референдуме не участвовал, а о латвийском гражданстве даже не помышляет: " Одной сдачи языкового экзамена мало, необходимо " присягнуть " искажению нашей общей истории и признать нормальным то положение русскоязычных, которое практически не изменилось за два с лишним десятилетия независимости Латвии " . Впрочем, все, с кем мне удалось пообщаться за четыре дня пребывания в этой действительно милой и уютной республике, согласились с тем, что градус национализма в последние годы заметно снизился. Люди просто разошлись на два лагеря, контакты между которыми сведены до уровня крайней необходимости. Ироничные анекдоты на эту тему весьма популярны: – Райнис, сынок, тебе скоро тридцать! Пора бы подумать и о женитьбе! Посмотри какие вокруг тебя красавицы и умницы: Вайра, Солвита, Винета! – А я люблю Илюшу! – Как?! Он же русский!!! К слову, недавний рижский гей-парад взывал возмущение горожан всех национальностей, нормальные же смешанные браки все-таки встречаются. Особенно в самой Риге и Латгалии, восточной части Латвии, где русскоязычные составляют от 50 до 80% населения, сами же латгальцы, живущие, в основном, в сельской местности, используют не латышский, но более древний латгальский язык и страдают от национализма лишь немногим меньше русских. Крупнейший город этого региона – Даугавпилс (в прошлом Двинск) – очень напомнил мне белорусскую провинцию – чистый, аккуратный, хотя и с матерщиной на готических стенах. Правда, без единой официальной русской вывески. Местный градоначальник – Жанна Кулакова – сама из русских, но как и рижский мэр Нил Ушаков, повлиять на общегосударственную политику не в состоянии. Последний даже не может существенно помочь крупнейшей русской библиотеке Латвии, которую в честь своего отца – рижского писателя Николая Задорнова – основал и содержит за свой счет известный московский сатирик. В апреле библиотеку посетил Владимир Мединский, и теперь его фотография соседствует с изображением Никиты Михалкова:

http://religare.ru/2_95225.html

1 марта император Николай 1 утвердил образование самостоятельной Рижской епархии и повелел открыть ее с 1 июля 1850 г. Этим же повелением учреждалась архиерейская кафедра в Риге, епископу ее присваивался титул Рижский и Митавский. Епархия была отнесена ко второму классу и заняла место в иерархии после Варшавской; Рижский епископ викарий Псковский Платон стал епархиальным архиереем. 21 апреля, в праздник Святой Пасхи, преосвященный Платон был возведен в сан архиепископа. 1 июля 1850 г. высокопреосвященный Платон, архиепископ Рижский и Митавский, торжественно открыл Рижскую самостоятельную епархию, и в тот же день было закрыто Лифляндское духовное правление. Вместо него учреждена по примеру других епархий духовная консистория. В установленных в 1850 г. границах Рижская епархия находилась до 1865 г., когда к ней от Петербургской митрополии отошла вся Эстляндская губерния (уезды северной территории нынешней Эстонии). Пределы Рижской епархии распространились почти на всю территорию Прибалтийского края: губернии Лифляндскую, Эстляндскую и Курляндскую. Епархия была разделена на десять благочинных округов, в которых находились 117 церквей и один кафедральный собор в Риге; 108 приходских храмов, в том числе 46 на территории эстонской части, 4 приписных, 2 монастырских и 2 домовых храма, при которых состояли 115 священников, 21 диакон и 226 псаломщиков (причетников). Рижская епархия находилась в трудном положении, и для укрепления Православия предстояло сделать немало. Духовная паства архиепископа Платона состояла преимущественно из людей бедных, малообразованных. Достаточно сказать, что и через десять лет после учреждения епархии среди православных эстонских и латышских крестьян насчитывалось лишь 8680 дворохозяев и в то же время 59 818 бобылей, т. е. самых бедных сельских жителей, не имевших никакого имущества и постоянной работы. Такая паства материально ничем не могла помочь в устройстве дел в епархии, наоборот, сама постоянно нуждалась в защите от притеснений помещиков-лютеран. Священников, знающих эстонский и латышский языки, у архиепископа Платона почти не было, в то же время у лютеранской Церкви были образованные, богатые и владеющие местными языками пасторы, к ее прихожанам относились все без исключения помещики, знатные горожане и подавляющее большинство губернских и местных чиновников, а также зажиточные крестьяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В целом ряде случаев у нас реквизированы наши храмы, построенные на средства православных. Некоторые из них, как напр , рижский Алексеевский храм и рижский Петропавловский храм, бывший наш кафедральный собор и усыпальница православных архиереев, переданы инославным, а некоторые обращены для чисто светского употребления: напр , в одном помещается музей, в одном устроен гимнастический зал, в одном – концертный зал и т п . Один обращен попросту в кучу мусора, обшивка с другого употреблена на построение памятника героям освободительной войны, священные предметы из некоторых храмов помещены в места развлечения. Перечисленных фактов вполне достаточно для того, чтобы составить представление о той политике, которую практиковали правительства Латвии по отношению к Православной Церкви. Это – политика гонений и удушения. Государственный деятель, наиболее потрудившийся над удушением православной церкви и увенчавший свою государственную карьеру обращением одного православного храма в кучу мусора, в официальных разговорах с нами по вопросам православной церкви любил повторять миф о тяготении православной церкви к «востоку», о нежелании ее порвать свою зависимость от «востока», о нашем якобы неуважении к суверенной Латвии. Многие верили этим его утверждениям, но он сам не мог не знать их вздорности. Отношение православной церкви к латышскому народу, его правам и интересам всегда было неизменно благожелательно. Когда латыш был подавлен и в национальном, и в экономическом, и в политическом отношении, когда его как бесправного раба не только третировали, но и в буквальном смысле истязали, православная церковь стала указывать этому народу пути и национального, и экономического, и политического раскрепощения, стала открыто на защиту обиженных и оскорбленных латышей. В освободительную войну православные, как латыши, так и русские, сражались за свободу Латвии. Среди вождей освободительного движения были православный министр военный и православный генерал Апин. Среди врагов независимости Латвии, среди предателей нет ни одного православного имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

ЛГИА Ф. 7469. Оп. 1. No 26. Л. 4–5. 24 июля. Газета «Сегодня» (No 165, с. 3) печатает статью «К прибытию арх. Иоанна». «Наконец-то, после продолжительных мытарств, православная паства Латвии, состоящая из латышей и русских, получит своего нового архипастыря. Архиепископ Иоанн будет поминаться в православных церквах, как «архиепископ Рижский и всея Латвии». Он воспитанник Рижской духовной семинарии и, как другие латыши, получившие там свое образование, принимал деятельное участие в национальном возрождении своего народа еще задолго до начала войны. После его избрания на кафедру на прошлогоднем съезде православного духовенства и мирян шла деятельная переписка между православным синодом и департаментом духовных дел, с одной стороны, и латвийским представительством в Москве – с другой. Православный синод, получив в свое ведение православный собор, выработал нормы служения в нем для удовлетворения духовных потребностей, как латышской, так и русской части православной паствы. Арх. Иоанн подписал выработанные синодом условия при принятии присяги в Москве на гражданство Латвийской республики. Этим, как бы заранее устранено возникновение предлогов для возможных трений между единоверцами обоих народов. Православных латышей статистика насчитывает около 100 000, а число русских правосл. граждан Латвии достигает 75 000 человек...» Газета «Сегодня» 26 июля 1921 года (No 166 с. 1) напечатала статью «Архиепископ в подвале». «...После молебна, паства высыпала на улицу, чтобы провожать арх. в предложенные ему синодом покои, в доме на Замковой улице No 13, находящимся как раз против архиерейского дома...» Газета «Рижский Курьер» (No 170, с. 3). «В воскресенье утром из Москвы с Режицким поездом прибыл в Ригу в салон-вагоне латвийского посольства православный епископ Иоанн (в миру Поммер). Несмотря на то, что весть о прибытии столь давно ожидаемого архипастыря в Риге была получена очень поздно – встретить его собралось очень много народу. У часовни двинского вокзала стали прибывшие с разных частей города крестные ходы, а на перроне – духовенство, депутации и кафедральный хор под управлением г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Немногие враждебные Германии или немецким предписаниям установки и идеи, исходившие от евангелических духовных лиц, не нашли устойчивого отклика среди населения. В отдельных случаях, когда священники заступались за евреев, население выказывало им в этой связи явное осуждение и подавало жалобы в письменной форме. В целом в евангелических кругах Латвии царит спокойствие, лишь иногда временно нарушаемое громким требованием открытия евангелическо-теологического факультета при Рижском университете. Римско-католическая церковь преобладает в Латтгалии. Живущие там поляки сплошь католики. До недавних пор богослужения проводились там, на польском языке и польскими священниками. Вообще католические духовники появились у латышей лишь 50 лет назад. Все пожилые священники посещали духовные семинарии в Польше. Время наиболее активного распространения римского католицизма в Латвии пришлось на период между 1918 г. и началом большевистского господства. В это время католицизму удалось продвинуться по всей стране. Часто миссионерскую работу исполняли монахи из Германии. Известны случаи, когда в период с 1920 по 1939 гг. католическими становились целые общины. Резиденция католического архиепископа была в то время перенесена в Ригу. Католическая церковь пользовалась известной поддержкой правительства Ульманиса, который, хотя и был протестантом, вел очевидную борьбу против немецких традиций в Латвии и, без сомнения, отчасти по этим причинам поддержал католицизм. Рижский университет получил благодаря Ульманису католическо-теологический факультет. Профессорами этого факультета были почти исключительно поляки. Рижский архиепископ – латыш по имени Сырингович 409 , который сразу же после вступления немецких войск [в Латвию] продемонстрировал стремление взять на себя миссионерскую деятельность в бывших советских русских областях. Эти поползновения были отсюда [из Германии] пресечены. Весь католический клир пытается пробить в Латвии брешь в православной вере. Помимо возрождения католическо-теологического факультета, католицизм добивается возобновления издания в Латвии собственной газеты. Наиболее активным представителем католической церкви в Латвии мог бы быть рижский епископ Ранзан, чьи связи с международным католицизмом и польской католической курией известны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В алтаре помещалась икона Казанской Божией Матери, пожертвованная рижским купцом Н.Воостом. Архиепископ Арсений принес в дар Напрестольное Евангелие с украшениями на малиновом бархатном обложении. С.И.Тывлович подарил Напрестольный крест, серебрянный, вызолоченный, с изображением на финифти и украшенный стразами. Два паникадила были пожертвованы графом и графиней Строгановыми. Облачение на престол и жертвенник из серебряной парчи с вышивкой были преподнесены А.Я.Камариной, а плащаница и хоругвь – Н.П.Камариным. Лабутина и Велицкая передали пелены на два аналоя. Пожертвованы были священные сосуды, канделябры, другие предметы церковного обихода. Руками рижанок был вышит ковер, а сестры общины изготовили полное облачение для священника и дьякона. В дар от Св.Синода были получены семисвечники, выносной крест, икона пресвятой Богородицы, три полных облачения для священника и дьякона, полный круг богослужебных книг. В храме находился также живописный образ Преподобного Сергия Радонежского, освященный на его раке. В числе особых духовно - церковных высокохудожественных ценностей была старинной работы, шитая серебром и наклеенная на доску икона Божией Матери в полный рост и крест вызолоченный московской работы XVIII века с клеймом «Георгий Победоносец» и с частицами Древа Креста Господня, мощей Преподобного Сергия Радонежского, Николая Чудотворца, Татьяны мученицы. Для участия в торжествах по случаю освящения церкви в Ригу прибыл товарищ обер-прокурора Св.Синода В.К.Саблер. 20 июня 1893 года архиепископ Рижский и Митавский Преосвященный Арсений соборне с архимандритом Иннокентием и пятью протоиереями и иереями совершили освящение нового храма. Начало богослужений явилось определенным итогом нелегкого пути, пройденного общиной, и стало своеобразным общественным признанием заслуг ее основательниц. Примечательно, что государь Александр III, знакомясь с посланной из Риги телеграммой по поводу освящения общинного храма, ответил: «Сердечно радуюсь этому». А Св.Синод направил свое благословение фрейлинам Ея Величества девицам Екатерине Борисовне и Наталии Борисовне Мансуровым по случаю присуждения им специальных грамот за благотворную деятельность и особые труды по устройству Рижской Свято-Троицкой женской общины. Источник: Н.Дёмина. «Рижский Свято-Троице-Сергиев женский монастырь». Латвийская Православная Церковь. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=09010

3) о закрытии Рижского кафедрального собора: «В субботу, 28 февраля, по распоряжению министерства внутренних дел был закрыт Рижский православный кафедральный собор, о чем после всенощной было объявлено старосте собора А.И. Трофимову. В воскресенье богослужение не могло состояться. Мотивы закрытия собора неизвестны. 5 марта. Газета «Сегодня» (No 53, с. 2) публикует статью «Самостоятельность православной церкви Латвии». «По делу о самостоятельности православной церкви Латвии и использовании кафедрального собора приходский совет Вознесенской церкви 3 марта с. г. принял следующую резолюцию: в виду того, что 1) маленькая горсточка русских в Риге присвоила себе собственность государства – Рижский кафедральный собор – организовала при нем русский приход из 180 членов, каковой приход при числе рижских жителей русской национальности и их церквей и приходов является совершенно лишним, и не разрешали в кафедральном соборе совершать богослужения православным-латышам, которых в Риге и окрестностях 20 тысяч и в распоряжении которых лишь одна Вознесенская церковь , на окраине города, 2) что согласно сообщениям русских газет, состоявшиеся под председательством протоиерея Н. Тихомирова собрания представителей Рижских русских приходов вели себя весьма враждебно и презрительно по отношению к Рижскому Вознесенскому приходу за его инициативу провозглашения самостоятельности и независимости церкви Латвии и 3) что представители Рижских русских приходов поступили анти-государственно, пользуясь на Поместном соборе парламентарно недопустимыми приемами против признания самостоятельности и независимости (автокефалии) православной церкви Латвии, – совет Рижского православного Вознесенского прихода, в согласии с постановлением сего прихода от 15 февраля с. г.: а) не находит возможным дальнейшее поддержание взаимной связи с русскими приходами, не признающими автокефалию православной церкви Латвии и молящихся в своих богослужениях за российского патриарха и б) постановил просить правительство Латвии о передаче Рижского кафедрального собора со всем его имуществом Рижскому Вознесенскому приходу».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

В XIX - нач. XX в. Д. м. оставался ставропигиальным, т. е. подчинялся Московской конторе Святейшего Синода в лице благочинного ставропигиальных мон-рей. Настоятели и братия В Д. м. настоятельствовали игумены (1-й известный игум. Гурий упом. в 1598), с 1683 г.- архимандриты, в т. ч. в 1721-1727 гг. буд. еп. Воронежский Иоаким (Струков), в 1728-1732 гг. буд. архиеп. Черниговский Иларион (Рогалевский) , в 1747-1748 гг. буд. еп. Белгородский Порфирий (Крайский) , в 1748-1753 гг. буд. еп. Переяславский Иоанн (Козлович), в 1774-1776 гг. буд. еп. Коломенский Феофилакт (Горский) , в 1776-1778 гг. буд. архиеп. Казанский Павел (Зёрнов), в 1792-1794 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Платон (Любарский) , в 1794-1795 гг. буд. архиеп. Подольский Иоанникий (Никифорович-Полонский) , в 1797-1801 гг. буд. еп. Калужский Евлампий (Введенский) , в 1814-1816 гг. буд. архиеп. Ярославский Симеон (Крылов-Платонов) , в 1816-1817 гг. буд. архиеп. Тобольский Амвросий (Рождественский-Вещезеров) , в 1817-1818 гг. буд. архиеп. Ярославский Евгений (Казанцев) , в 1818-1819 гг. буд. архиеп. Екатеринославский Феофил (Татарский) , в 1819-1821 гг. буд. архиеп. Владимирский Парфений (Чертков) , в 1821-1823 гг. буд. еп. Пермский Дионисий (Цветаев). В 1854-1871 гг. Д. м. управлял архиеп. Евгений (Казанцев), в 1879-1883 гг.- еп. Хрисанф (Ретивцев) , в 1886-1895 гг.- еп. Кавказский Герман (Осецкий) , в 1910-1914 гг.- архиеп. Тверской Алексий (Опоцкий) . Грамотой митр. Рязанского и Муромского Стефана (Яворского) от 13 нояб. 1715 г. архимандритам Д. м. дозволялось служить в митре, с рипидами, с палицей, с орлецом и с осенением, а посох иметь с сулком. 14 апр. 1731 г. указом имп. Анны Иоанновны архим. Илариону (Рогалевскому) - первому из рус. архимандритов - пожалованы панагия, мантия с красными бархатными скрижалями, а также было дано право совершать богослужение с осенением «трехплетеной свечой». В 1778 г. архим. Аввакум (Миланкович) был награжден бриллиантовой панагией, украшенной изумрудами. В 1651 г. в Д.

http://pravenc.ru/text/178962.html

Евдоким (Мещерский; 18 марта - 21 окт. 1918 временно управлял епархией), еп. Филарет (Никольский; 23 авг. 1918 - 13 мая 1919 временно управлял епархией), архиеп. Серафим (Мещеряков; 13 мая 1919 - 16 июня 1922), архиеп. Севастиан (Вести; июль-сент. 1923, 1924 - 8 дек. 1929), еп. сщмч. Августин (Беляев; 22 сент. 1923 - 16 февр. 1924), еп. Сильвестр II (Братановский; 1924), архиеп. сщмч. Димитрий (Добросердов; 13 янв. 1930 - 13 мая 1932), еп. Гурий (Степанов; 25 июня - 13 авг. 1930), архиеп. сщмч. Никодим (Кротков; 10 июня 1932 - 3 дек. 1936), еп. Феодосий (Кирика; авг. 1937), архиеп. Антоний (Кротевич; 1946 - 16 нояб. 1953), еп. Иоанн (Разумов; 30 нояб. 1953 - 11 нояб. 1954), еп. Арсений (Крылов; 11 нояб. 1954 - 17 сент. 1956), еп. Сергий II (Костин; 17 сент. 1956 - 15 июня 1959), архиеп. Пимен (Извеков; 1 нояб. 1959 - 16 марта 1961 временно управлял епархией (впосл. патриарх Московский и всея Руси)); архиеп. Иоанн II (Лавриненко; 16 марта - 5 мая 1961), еп. Донат (Щёголев; 5 мая - 5 июля 1961), еп. Никодим II (Руснак; 10 авг. 1961 - 21 апр. 1964), архиеп. Кассиан (Ярославский; 20 мая 1964 - 30 нояб. 1988), архиеп. Иов (Тывонюк; 30 нояб. 1988 - 13 сент. 1989), архиеп. Александр (Могилёв; 13 сент. 1989 - 5 марта 2010), архиеп. Алексий (Фролов; 5 марта 2010 - 3 дек. 2013), еп Ферапонт (Кашин; с 25-26 дек. 2013; 13 мая - 25-26 дек. 2013 временно управлял епархией). Арх.: ГА Костромской обл. Ф. 25, 26, 27, 28, 31, 130, 131, 132, 242, 360, 701, 1146, Р-2102; ГАИО. Ф. Р-2953. Ист.: Мат-лы для географии и статистики России, собр. офицерами Ген. штаба. СПб., 1861. Т. 12: Костромская губерния. С. 191-192, 450-480; Диев М., прот. Словарь писателей духовного и светского чина Костромской губернии. М., 1892; Мат-лы для истории Костромской епархии. Кострома, 1895-1912. 5 вып.; Сказание о явлении и чудесах Феодоровской иконы Богоматери//ВАИ. 1909. Вып. 19. С. 187-260; Дозорная книга г. Солигалича 1614 года//Костромская земля: Краевед. альм. Кострома, 1992. Вып. 2. С. 36-38; Переписная книга Солигалича 1628 г.//Там же.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010