Поэт располагает прошения великопостной молитвы по-своему и заканчивает стихотворение словами:   И дух смирения, терпения, любви И целомудрия мне в сердце оживи.   Он подчеркивает, что для него важен именно такой порядок: вначале добиться чистоты сердца, избавив его от тягот «греха алчного», который как лев гонится по пятам. Очистить сердце, чтобы затем наполнить его сокровищами Небесными. Переменив порядок прошений, перечисленных в молитве, Пушкин целомудрие ставит в конце, видя в нем верхнюю ступень восхождения на Небо. От смирения и терпения - к любви и целомудрию. Ведь целомудрие в духовном плане - это духовная чистота, это цельная мудрость, не раздробленная грехом на осколки, это чистота сердца.  Отринув поклонение разуму, поклонение, которым в юности вольнолюбиво перестрадал Пушкин, как и все его поколение, плененное ценностями Просвещения, поэт понимает, что не земной человеческий рассудок, а чувствилище души - сердце - способно «возлетать» к Небесному. Пушкин, уже неоднократно высказавший к этому времени свое православное понимание мира, человека, власти, творчества, спасения, еще и еще раз высказывает - сердце, очищенное от грехов и страстей, способно познать и вместить Бога. И мы вспоминаем слова заповедей Блаженства: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). И слова Святой Псалтыри: «Сердце чисто созижди во мне, Боже» (Пс. 50, 12). Как всё это близко и знакомо православному верующему человеку! Не об этом ли мы и просим в течение всего своего земного пути Господа? Не в борьбе ли за чистоту сердца проходит, между отчаянием и надеждою, вся наша духовная невидимая брань? Иногда на это уходит вся жизнь человека. Удалось ли в полной мере достичь этой высоты Александру Сергеевичу Пушкину, назвавшему себя «духовным тружеником»? Господь веси. Мы же, в который раз, преклоним голову перед его духовной чуткостью, глубиной его души и силой его поэтического дара.   Лариса Пахомьевна Кудряшова , русский поэт и литератор   Использованные источники:   1. А.С. Пушкин. Избранные сочинения. В двух томах. «Художественная литература» М. 1980.

http://ruskline.ru/analitika/2018/03/05/...

Thu, 28 Sep 2006, 10:00 Сергей Путилов Православие в мире Северная Палестина - к преподобному Александру Свирскому После одного значимого события в поездке, в самом начале пути, мы вообще все сплотились… Это событие потрясло нас до глубины души, и не написать о нем невозможно, так как здесь явлены были чудо и милость Божии к нам, грешным... Tue, 19 Sep 2006, 11:55 Марина Дымова Православие в мире По водам семи морей Видим, что справа исповедует католический батюшка и справа же от входа замечаем огромную православную икону Успения. Вид у нее очень древний, потемневшие лики. Повсюду надписи на латыни. Читая их, радостный Леха поминает добрым словом иеромонаха Дионисия (Шленова). Tue, 12 Sep 2006, 10:02 Андрей Кудряшов Православие в мире Виа Долороза Здесь начинается знаменитая Виа Долороза, Скорбный путь. Им Сын Божий шел через бичевание, плевки и насмешки к месту Своей казни – на Голгофу. На своих израненных плечах Спаситель нес крест, который есть ничто иное, как наши грехи. Thu, 31 Aug 2006, 09:09 Сергей Путилов Православие в мире Монастыри Болгарии Монастыри Болгарии с самого начала их основания были очагами просвещения и письменности, храмами искусства и памятниками архитектуры, хранилищами национальных традиций в эпоху османского ига. Монастыри - это сама история Болгарии, подлинная летопись величайших испытаний, выпавших на ее долю. Mon, 21 Aug 2006, 10:13 Михаил Иванов Православие в мире Между войной и рэкетом Как же живется здешним христианам? Судите сами - последние пол века библейские места, не переставая, лихорадит от жестокого арабо-израильского конфликта. При этом, разумеется, крепко достается и христианам, оказавшихся между двух огней. Едва в 1948 году англичане ушли из Святой Земли, и ООН провозгласила создание еврейского и палестинского государств, последние тут же схватились друг с другом. Tue, 15 Aug 2006, 09:00 Сергей Путилов Православие в мире Иерусалим между прошлым и будущим Если ты не иудей, израильтяне относятся как к врагу. Но я решил, что это мой путь, христианство - моя вера. Я не могу принять иудаизм. Поэтому в мои планы входит покинуть Израиль. Я надеюсь, что рано или поздно все же смогу уехать из этой страны. Здесь я никогда не смогу чувствовать себя свободным.

http://pravmir.ru/travel.html

День чудесный». И сразу вспоминаю, что на дворе сейчас декабрь, а Пушкин опять же точно написал: «Зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе». В декабре погода обычно серая, хмуроватая и часто даже без снега. Знаю, ни один народ на свете так не любит своего поэта, как русские Пушкина. Они, западные, гордятся своими Гете, Шекспирами, Данте, а мы, русские, Пушкина любим. Пушкин – это наше все! Он проник во все уголки нашей жизни, нашей души. Как Александр Сергеевич удивительно точно сказал о мальчишках: «Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лед». Конечно, сразу слышишь все покрывающее вжиканье коньков о лед, но главное тут, замечательное, что мальчишки — это народ. Народ чистый, радостный, охваченный одним порывом. Посмотрите, как они вместе играют — они именно радостный народ. У девчонок, пусть они не обижаются, такого качества души нет. Пушкин во всем белом свете самый народный поэт. На-родный. Родный. Самый наш родной. Ни у одной нации нет такого родного поэта. А у нас еще есть Есенин, Рубцов… Мариша моя вообще затейница. Никогда от нее покоя нет. На этот раз придумала заявление в сельсовет подать, чтобы на нашем столбе фонарь повесили, чтобы гулять перед домом при свете, а не в потемках. Я знаю: в сельсовете каждой копейкой дорожат и очень нелегко с ней расстаются. Придется туда не один раз ездить, трепать нервы и себе, и им. Выслушав меня, Мариша вроде бы отступилась. Но вскоре подговорила Кудряша, своего верного дружка, мастера на все руки, и предложили они вместо фонаря на столбе, не связываясь с сельсоветом, устроить один фонарь на гараже, другой — на углу дома. Мол, энергии они потребляют капельку: каждая лампочка по пятьдесят ватт. За три часа Кудряш все оборудовал. После обеда я, как обычно, предложил Марише съездить за Демьяны погулять, а она: «Вечером снег обещают, и будет под фонарями не хуже, чем при солнце». Я согласился: надо фонари «обновить». Вышли из дома в 16 часов 12 минут. Вскоре стемнело. Мариша неожиданно радостно вскрикнула: «Гляди, гляди…» Поглядел на фонарь на гараже.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/27/...

Конфессии Латвии обеспокоены предложенными поправками к Уголовному кодексу 15 февраля 2007 г. 16:03 В Риге состоялось очередное заседание Совета по духовным делам, которое провел премьер-министр Латвии Айгарс Калвитис. Во время заседания глава Кабинета министров, министр юстиции и главы крупнейших христианских конфессий обсудили ряд серьезных вопросов, в том числе и поправки к Уголовному закону. Как сообщает официальный сайт Латвийской Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЛЕЛЦ), во встрече приняли участие предстоятель Латвийской Православной Церкви митрополит Александр (Кудряшов) , глава ЛЕЛЦ архиепископ Янис Ванагс, глава Римско-Католической Церкви Латвии кардинал Янис Пуятс и другие. Поводом для встречи послужили два события. Во-первых, такие встречи Совета по духовным делам предусмотрены уставом раз в квартал, а последнее заседание прошло 14 июля 2006 года. Во-вторых, священнослужители обеспокоены двумя грядущими событиями — поправками к Уголовному закону Латвийской республики, а также реорганизацией Управления по делам религии. «Нас тревожат предстоящие изменения в Уголовном законе, поскольку мы видим, что из него предусмотрено исключить ответственность за поругание и унижение религиозных чувств. Это напрямую задевает жизнь и интересы Церкви. Юридическое бюро сейма неоднократно нам объясняло, что при разработке поправок, которые касаются общественных организаций, нужно учитывать и их мнение. Однако, к сожалению, приходится констатировать, что с Церковью такие переговоры не велись», — говорится в письме, направленном от имени Совета по духовным делам премьеру. Как уже сообщалось, в ближайшее время на рассмотрение латвийского парламента будет вынесен законопроект об изменениях в Криминальном кодексе. Если эти изменения вступят в силу, возможна уголовная ответственность, например, даже за критику образа жизни представителей сексуальных меньшинств. Поправки, по мнению их авторов, необходимы для того, чтобы каждый житель Латвии мог чувствовать себя уверенно и был бы уважаем, несмотря на пол, возраст, социальное положение, политическое убеждение, сексуальную ориентацию, религию, расу, национальность или какое-либо другое различие. «Благовест-инфо» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/197327.htm...

Упомяну еще одно знакомство, очень на меня повлиявшее. В Риге тогда жил интереснейший человек, можно сказать, человек-легенда, Иван Никифорович Заволоко. Блестяще образованный, с разносторонними научными интересами, яркий и талантливый ученый, имевший самое широкое научное признание, непревзойденный знаток русской старины, культуры и, особенно, книжности, он всю жизнь оставался глубоко верующим человеком, старообрядцем-федосеевцем. Глубина его знаний, широта взглядов, подлинно научное мышление поражали. Заволоко открыл для науки целый ряд интереснейших памятников древнерусской письменности. Книги эти были переданы им в знаменитое хранилище манускриптов – ленинградский Пушкинский дом. Заволоко до войны был издателем журнала «Родная старина». С этим удивительным человеком и ученым меня познакомили ленинградские исследователи из Пушкинского дома. Знакомство это поддержало мой интерес к древней книге и укрепило меня в вере. Эти и многие другие удивительные люди, особенно, конечно, мои дорогие родные, и многие события, укрепляли меня в вере. Владыка, Ваш путь к священству был долгим: Вы стали священником в достаточно зрелом возрасте. Как это получилось? Первым, кто заговорил со мной о священстве, был наш владыка, митрополит Леонид (Поляков), мой духовный наставник и предшественник по кафедре, который и сегодня остается для меня примером духовности, интеллигентности, образцом архипастыря. Я познакомился с ним, работая учителем в Риге. В школе я трудился много лет, я ведь педагог по образованию, да и, наверное, по призванию. Учительскую работу очень любил, на уроки всегда шел с радостью. В то же время я увлекался собиранием старинных рукописей – это так интересно! – сотрудничал с Пушкинским домом, в котором и сегодня существует фонд из найденных мною книг и названный моим именем «Фонд Александра Ивановича Кудряшова». Мне предлагали заняться научной работой, поступить в аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию. Но мне хотелось служить в Церкви. Это желание появилось еще в школьные годы, окрепло в студенческие, и, работая в школе, я всегда знал, что рано или поздно уйду отсюда и буду служить в храме. Поэтому на предложение владыки Леонида о принятии сана я сразу согласился, но как было осуществить задуманное? Время-то было советское, и желания владыки и моего согласия не хватало. Требовалось одобрение уполномоченного Совета по делам религий. А тот, само собой, ответил «нет». «Поставить священником школьного учителя – да вы что?! Это категорически недопустимо, это просто невозможно! Он начнет служить – и все пойдут смотреть: учителя, ученики, родители. Ага, скажут, Бог-то есть, вот даже учителя в Него веруют», – примерно так, очень резко, ответил уполномоченный на осторожный вопрос владыки обо мне. Что же было делать? И владыка нашел выход.

http://ruskline.ru/analitika/2019/11/28/...

Великолепное утро, Алиса уехала кататься верхом, Эрни пишет, остальные гуляют. Я на диване, в новом легком розовом платье; через широко открытое окно светит солнце. Плещет фонтан, щебечут птицы, воздух свежий – обычное осеннее утро, но все так радуются солнцу после этих дождей… Ага, я слышу, как маленькая Алиса торопится вернуться домой, чтобы успеть на свои уроки. Прошлой ночью погода была такая замечательная, что мы ехали домой со станции в открытой карете. Ярко светила луна и горели звезды, и все выглядело так красиво! Как бы я хотела, чтобы ты сейчас сидел рядом со мной в моей маленькой комнате. Так одиноко без тебя… вдали кашляет старый садовник, очищая граблями дорогу. Вот бы ты соскользнул ко мне с этого солнечного луча. Да, вчера на час приезжал профессор Телль, он был добрым и милым, так что я успокоилась… Просто стыд сидеть дома в такое прекрасное утро, но что может сделать такая хромоножка? Я должна удовлетвориться тем, что лежу у открытого окна, а солнечный луч падает на мои бумаги – он милостиво убрался с моего лица. У меня над головой висят две картины, которые мне очень нравятся: “Первые слова любви” и “Новобрачные”, вторая лучше… Бюстик, изображающий тебя ребенком с милыми кудряшками, стоит в одной из твоих комнат – мне бы хотелось тоже иметь что-нибудь подобное…! Ну пока, миленький мой, мой вечно дорогой Ники – твое нежно любящее и преданное Солнышко, Аликс. Беловежа, 1/13 сентября 1894 года, письмо Н-97. Мое дорогое Солнышко, Мне не хватает слов, милая, чтобы достаточно отблагодарить тебя за те два прелестных письма, которые как раз сейчас пришли. Как прекрасно ты украсила свое письмо 100 – надо же, сколько их уже, и горе мне, я так отстал. О! Девочка моя, как хорошо, что ты так много написала своему мальчику, который чувствует гораздо сильнее, чем может выразить. Спасибо тебе также за твое милое письмо 101). Я прихожу в такое волнение, когда мне приносят твои письма, и не знаю, чего бы только я не отдал, чтобы полететь к тебе и покрыть жадными, горячими и любящими поцелуями твое милое лицо.

http://pravmir.ru/perepiska-nikolaya-i-a...

Руководитель: Александр Скокан ГАП Валерий Каняшин Авторский коллектив ФИО: М. Дехтяр Е. Белоусова М. Кудряшов М. Муравьёва М. Матвеенко Вот чьей постройке помешал памятник русского зодчества! Очень яркое, хоть и косвенное, признание вины находим в описании авторской концепции. «Архитектурный проект жилого комплекса — это образец современной застройки в стиле hi-tech, фасадные поверхности облицованы разноцветными зеркальными панелями, неправильная геометрия зданий призвана подчеркнуть авторскую концепцию — квартал является стилистической проекцией большого города». Нет. Квартал не является стилистической проекцией Москвы. Так как «авторская стилистическая концепция» выражена неспецифически. То есть — неархитектурно. Это всего лишь вербальный лозунг. Издевательский обратный энтазис – прописи постмодерна. Но для сообщества постмодернистов, хвалящих «новое платье короля» – да, в этих неправильной формы зеркалах – «большой город». Пластически, художественно – нет, так как тектоника и материал этих поверхностей декларативно заявляет о своем отторжении, а не о перекличке или о проекции на себя архитектурной ткани исторического города. Иными словами, авторы ставят посреди города огромный экран, рефлектор или зеркальное трюмо с неправильной геометрией. «Вот этот город в его стилистической проекции». Точнее: «вот вам, русские, ваш город. Вот вам ваша культура в правильной проекции». Но откуда такая ненависть и отвращение? Очевидно, гламурные «малые архитектурные формы» А. Скокана, Коняшина, Дехтяра, Белоусовой, Кудряшова, Муравьева и Матвеенко не выносят соседства с формами русской архитектуры. При появлении на свет Божий «великолепных прогулочных зон» и «ландшафтного дизайна премиум класса» – высокая культура, историческая культура — должна умереть. Ограде стадиона Труд разрешено было постоять, пока была не готова «вещь». Как смерть от идеологов «небесной сотни» прописана тысячам русских унтерменшей: «ватникам», «алкашам» и «совкам», как преподавание на русском несовместимо с государственным статусом мовы, так точно предписана смерть от сотен «небесных хаусов» — артефактам подлинной, еще прекрасной, хоть и заплеванной, России.

http://moral.ru/ograda/

Обычно тяжелые онкологические больные в последние дни своей жизни испытывают нестерпимые боли, которые невозможно устранить даже с помощью сильнейших обезболивающих и наркотических средств. О великом милосердии вырицкого старца и силе его молитв рассказ Ариадны Александровны Ладыгиной. ...В нашей семье всегда почитали отца Серафима Вырицкого . Моя тетя, Вера Ильинична Игнатьева, была его духовной дочерью. В 1939 году она заболела раком. Состояние стремительно ухудшалось. Тетя говорила, что боится физических страданий. Она просила свою духовную сестру съездить к батюшке и рассказать о ее состоянии. Батюшка сказал: «Она страдать не будет». Метастазы пошли в мозг. Опухоль все увеличивалась. Но никаких страданий тетя не испытывала. Умерла она в полном сознании, все время молилась, произносила: «Господи, помилуй!» А в момент кончины сказала как-то умиротворенно и, точно удивляясь: «Ах, вот как умирать!» Ей было 45 лет. Так как она была целомудренна, хоронили ее во всем белом. Лицо было красивое и спокойное. Кто бы мог подумать, что умерла она от такой тяжелой и, обычно, мучительной болезни. Мне было тогда 13 лет, но все это живо помню, так как мама часто рассказывала друзьям, что страданий при успении тетя не испытывала по молитвам отца Серафима. Хочу привести еще случай из жизни моего духовного отца Григория Дмитриевича Селиванова, почившего в 1984 году. Он очень почитал отца Серафима и поведал мне этот случай, свидетельствующий о прозорливости вырицкого подвижника. Будучи студентом университета, он пошел на исповедь в Александро-Невскую Лавру, где духовником в те годы был отец Серафим. Жизнь студента была тогда очень-очень скудная, и, сидя в трамвае, батюшка, тогдашний студент, размышлял, что бы он мог купить на имеющиеся у него три рубля. Вспомнил про чай, селедку, хотелось и отцу Серафиму денег дать. Но вот состоялась исповедь, и Григорий, просветленный и окрыленный, забыл обо всем на свете. Не зная, как выразить любовь свою и признательность, он подал отцу Серафиму свои последние три рубля. Но отец Серафим, ласково посмотрев на него, вернул ему деньги и благословил купить на них чай и селедку.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Vyrits...

Состоялось отпевание бывшего преподавателя и проректора по воспитательной работе СПбДА протоиерея Александра Кудряшова 2 июля 2020 г. 12:27 30 июня 2020 года в соборе апостолов Петра и Павла в Петергофе состоялось отпевание почетного настоятеля собора, бывшего преподавателя и проректора по воспитательной работе Санкт-Петербургской духовной академии протоиерея Александра Кудряшова. Отец Александр преставился ко Господу 27 июня, на 84-м году жизни. Божественную литургию совершили наместник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры   епископ Кронштадтский Назарий  и  епископ Петергофский Силуан  в сослужении благочинного Петродворцового округа Санкт-Петербургской епархии , настоятеля собора апостолов Петра и Павла в Петергофе протоиерея Михаила Терюшова, духовенства Санкт-Петербургской митрополии . Среди сослуживших также были сыновья отца Александра протоиерей Андрей Кудряшов, протоиерей Павел Кудряшов и внук почившего диакон Феодосий Кудряшов. Перед началом отпевания епископ Петергофский Силуан огласил соболезнование митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия . Затем владыка обратился к молящимся с архипастырским словом. «Более пятидесяти лет отец Александр проповедовал Евангелие на петербургской земле. Его путь был тесно переплетен с Санкт-Петербургскими духовными школами, где он в разное время был и учащимся, и преподавателем, и проректором по воспитательной работе, ревностно исполняя все послушания, возложенные на него Священноначалием. Надеемся, что пример протоиерея Александра будет воспринят следующими поколениями священно- и церковнослужителей в реализации своих талантов, в исполнении своего священнического призвания. Сотворим в своем сердце глубокую благодарность трудолюбивому делателю на ниве Христовой. Вечная ему память и вечный покой», — сказал, в частности, ректор СПбДА. Затем был совершен чин отпевания. Протоиерей Александр Кудряшов был погребен на Северном кладбище Санкт-Петербурга. Протоиерей Александр Кудряшов родился 2 августа 1936 года в Чернигове (Украина), в семье рабочих. В 1957 году поступил в Ленинградскую духовную семинарию. 4 ноября 1967 года в соборе равноапостольного великого князя Владимира был рукоположен в сан пресвитера митрополитом Никодимом (Ротовым) . Был клириком Никольского собора, ключарем Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры, настоятелем храмов, благочинным, секретарем епархиального управления. С 1996 по 2011 год — настоятель Петропавловского собора Петергофа, с 1998 года благочинный Петродворцового округа, с 2011 года — почетный настоятель и духовник благочиния.  Особое значение в пастырском служении отца Александра имели духовные школы, где он преподавал церковные дисциплины. Труды и заслуги священника отмечены наградами Русской Православной Церкви и других Поместных Церквей. Санкт-Петербургская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Закрыть В шаге от предательства Митрополит Александр (Кудряшов) милостиво оставлен властями главой Латвийской православной церкви Редакция РНЛ   10:33 30.09.2022 2719 Фото: bb.lv 27 сентября 2022 года президент Латвии Эгил Левитс подтвердил, что митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов) останется на должности главы Латвийской православной церкви (самоуправляемой структуры внутри Русской Православной Церкви), сообщает СПЖ со ссылкой на delfi.lv. Согласно поправкам к закону о Латвийской православной церкви (ЛПЦ), внесённом президентом Левитсом и принятым Сеймом 8 сентября с.г., ЛПЦ отныне является независимой от Русской Церкви. РНЛ писала об этом. Одно из требований обновлённого закона – руководство ЛПЦ должно утверждаться властями Латвии. Митрополита Александра обязали до 1 октября в письменном виде проинформировать канцелярию президента обо всех архиереях ЛПЦ. Такой порядок, в Сейме цинично объяснили тем, что это позволит убедиться, что деятели Церкви не представляют угрозы национальной безопасности Латвии. А без того, спецслужбы Латвии не могли, конечно, в этом убедиться. Понятно, что эта процедура – форма унижения для руководства ЛПЦ, чтобы оно вынуждено было публично пресмыкаться перед светской властью, хотя по закону церковь независима от государства. Латвийская православная церковь в установленные сроки передала в Кабмин данные, сообщив, что Предстоятелем ЛПЦ является Митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов, род. 1939), архиереями – епископ Даугавпилсский и Резекненский Александр (Матренин, род. 1973) и епископ Елгавский Иоанн (Сичевский, род. 1978). Эти сведения канцелярия президента опубликовала в официальном издании Latvijas Vstnesis. А протокольная фотография архиереев с президентом Латвии является доказательством произошедшего. Однако теперь руководство Латвийской православной церкви ждёт самое главное испытание – ЛПЦ должна до 31 октября с.г. согласовать свой Устав с принятыми в законе изменениями. А это значит, она должна провозгласить собственную автокефалию. РНЛ об этом также писала .

http://ruskline.ru/news_rl/2022/09/30/v_...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010