Ученый приводит, между прочим, два места из пророка Иезекииля, где встречаются выражения: a) « » êl gim ( Иез.31:11 ) и б) « » êlê gibborim ( Иез.32:21 ). В первом примере разумеется Навуходоносор, в отношении к которому Адонаи Господь, через пророка, говорит: «предах его (египетск. царя) в руце князя языческого». Царь вавилонский справедливо называется « » êl gim=«князем языков», или, по выражеиию Даниила, «Царем всем людем, племеном и языком, сущим во всей земли» ( Дан.3:98 ). В другом случае (б) обоим еврейским словам в славянской Елизав. Библии соответствует одно слово: «исполини», хотя этим последним можно было бы перевести только речение «» gibborim без первого «» êlê. Положим, факт вполне доказан, т. е. что «» êl=герой, сильный. Но чаще всего это речение в Св. Писании Ветх. Завета употребляется в применении к Богу Вышнему; примеров для этого достаточно. Гезениус и другие гебраисты смотрят на разбираемый вопрос, очевидно, так, что понятие от «» êl в значении «сильного» перенесено евреями на высочайшее Существо; поэтому Оно, также, называется «» êl (=Всемогущий), с происходящими отсюда однокоренными именами. Конечно, можно – и даже лучше – представлять дело и в обратном порядке: не перенесена ли с Бога – êl – некая частица Его всемогущества на человека, особенно сильного, могучего. В пользу такого мнения служит то, что суд, свойственный единому Богу, сообщается, как выше было сказано, и людям. Навуходоносор, по выражению пророка Иезекииля, называется «царь царем» ( Иез.26:7 ), каковое наименование, в собственном смысле, принадлежит Богу, «Царю царствующих и Господу господствующих» ( 1Тим.6:15 ). Для оправдания первого взгляда, слово «» êl производят от коренного «» ul, придавая ему смысл: «быть могучим», «обладать силою». Но это глагол фиктивный; он в еврейско-масоретской Библии с отмеченным значением не встречается. С натяжкой этот придуманный глагол стараются сопоставить с арабским «aval» (– выступать вперед), от которого в еврейском языке указывают, напр., такие производные слова: ajjál==олень; «» ul=живот (см. Пс. 73:4 по еврейской Библии); «» ul=знатный: «» (чит. = êlê) «» haárez=«крепкие земли» ( 2Цар.24:15 по еврейской Библии; 4 Ц. – по слав. Б.); «» êln=дуб; «» ulám=паперть, предхрамие, портик. Итак, мы видим, что основания в пользу происхождения «» êl от глагола «» ul, сближаемого с арабским «» avál, не отличаются прочностью, и вопрос в этом случае остается открытым.

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Velika...

4 Так, например, Эберс, на основании древних свидетельств, в примечаниях своих к историческ. роману: «Дочь египетск. царя Фараона», говорит, что персидским царским столом ежедневно питалось около 15.000 человек и потребно было на это тратить 400 талантов (600.000 талеров) см. прим. 30 к 3-й ч. кн., см. также Comm Keil, 62. 5 Как аравитянин был синонимом грабителя, хананеянин – купца, так халдей был общим именем учёного, не только математика, как полагает блаж. Иероним, но ещё более теософа или жреца-теософа. (см. прим. в тр. К. Ак. к кн. пр. Дан. Стр. 363). Здесь это имя употребляется в более тесном смысле, в значении именно жреческого высшего класса мудрецов вавилонских, отличного от вышеупомянутых трёх классов мудрецов. 6 Арамейский язык представляет собой одну из семитических ветвей языков, а халдейский принадлежит к древнему арийскому языку (тр. К. Ак. прим. к пр. Дан). Арамейским языком написана вся часть книги прор. Дан., начиная с 4 ст. 2 гл. и кончая гл. 7-ю. 7 Восточные народы не ограничивались разрушением домов или храмов врагов своих, но всегда при этом оскверняли эти места обращением их в клоаки, (тр. К. Ак. 1873 г. прим, к пер. кн. пр. Дан с. 364). 8 Не может служить подтверждением этого полного запамятования сна царём и выражение 2 гл. ст. 1: «Навуходоносор видел сны (chalomomh) и сон его (schenamo) оставил его», потому что слова: «и сон его оставил его» означают, как выше было замечено, не то, что сон не давался памяти по пробуждении Навуходоносора, а то, что от тревожного состояния, в которое пришёл Навуходоносор, увидев сновидение, он, проснувшись, не мог более заснуть. 9 Даниил приводится к царю Ариохом потому, что по свид. Геродота, относительно халдейских царей (1:99) и персидских (111:18), кроме ближайших, непосредственных слуг, к восточному владыке никто не имел прямого доступа. Сотт, Keil. 81. 16 Вопрос о том, почему Даниил, в том случае, если он во время указанных событий присутствовал в Вавилоне, не проявил заступничества пред царём за друзей своих, может быть объясняем или тем, что суд в Вавилоне совершался весьма быстро, так что времени не оставалось для заступничества, или тем, что твёрдо верующий в Бога Даниил и в данном случае, во имя сей веры, решение дела желал предоставить самому всемогущему Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-pro...

Личность эта доселе еще не выяснена окончательно. По мнению одних ученых, он был одним из фараонов 22 династии 59 , по мнению других, он был только полководцем египетским 60 ; в «Начертании церковно-библейской истории» он предположительно называется «царем мадиамским» 61 ; одни отождествляют его с Озорконом 1-м (египетск. фараоном), другие отрицают это 62 ; в генеологических таблицах Бубастов или Бубаститов этот Озоркон следует непосредственно за Шешонком 1-м (библейским Сусакимом), хотя и не как его сын 63 . На основании всех этих мнений, за исключением мнение автора «Начертания», высказанного, вдобавок, предположительно, вполне можно признать, что деятельность этого Зарая связана с Египтом и его историей; положение же его там и национальность остаются пока еще спорными, хотя ничто не препятствует видеть в нем фараона хотя бы и ефиоплянина по своему происхождению; сомневаться в возможности такого предположения нет достаточных оснований, так как, по Монефону, в 25 династии египетских фараонов были три фараона-ефиоплянина, одного фараона-ефиоплянина называет и Геродот 64 . Поход его против царства иудейского в библии, подобно походу Сусакима, стоит вне всякой связи с современными и предшествовавшими ему историческими событиями. О нем говорится только, что «было у Асы военной силы: вооруженных щитом и копьем из колена Иудина триста тысяч, и из колена Вениаминова вооруженных щитом и стрелявших из лука двести восемьдесят тысяч, людей храбрых» и непосредственно за этим говорится: «И вышел на них Зарай, Ефиоплянин» ( 2Пар.14:8–9 ). Неясность мотивов этого похода очевидна; признание его событием ex abrupto невероятно. Грэтц объясняет этот поход союзничеством Египта с Ваасой израильским, находившемся в борьбе с Асой иудейским 65 ; предположение очень вероятное, но и помимо, его поход этот объясняется очень легко из современных ему обстоятельств. При Ровоаме египетский фараон вторгается в пределы царства иудейского, грабит Иерусалим и делает иудеев своими данниками. Продолжающаяся борьба с царством израильским и отпадение подвластных иудеям филистимлян и идумеян 66 мешают Ровоаму освободиться от зависимости от Египта.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

452 Согласно с древним обыкновением христиан устроять алтари и совершать приношение жертвы на гробницах мучеников, в настоящем периоде принято было даже за постоянное и неизменное правило – не иначе устроять и освящать храмы, как только с положением в них целых или, только, частиц мощей (Васил. Вел. Epist. 45 (49); Амврос. Exhort virginit. с 2. n. 3 et 10; Лев В. In natal. S. Laurentii; Карфаг. Соб. пр. 94; Ник. Втор. Всел. пр. 7). 453 Chron. Alexandr. apud Ducangium Constantinopolis Christiana lib. IV, c. 1; Hieronim Adv, Vihilan Opp. t. IV. p. 2, p. 282, Paris. 1706. 454 Созом. Hist, eccles. lib. V. c. 19. Снос. Сократ. Церк. ист. стр. 294. Петерб. 1850 г; Феодорит. Церк. ист. стр. 208. Петерб. 1852 г. 466 Слов. 4. Тв. св. отц. ч. I. стр. 125. Москв. 1843 г. И в слове св. мученику Киприану, обращаясь к слушателям, он говорит: «Вы сами должны восполнить все прочее, как то: изгнание бесов, исцеление болезней, предвидение будущего. Все сие, при помощи веры, может подавать даже прах Киприанов, как знают, изведавшие сие опытом, от которых и нам передана память о чуде, и будет передаваться будущим временам» (Сл. 24. там же, ч. II. стр. 262). 467 Бесед. в память св. священномуч. Вавилы. Слов. и бесед. на разн. случ. т I. стр 127. Петерб. 1861 г. 470 Похв. сл. св. священномуч. Ипатию. Там же. стр. 344. 345. Сн. Похв. св. египетск. мучен. Там же стр. 348. 471 «Вы, – говорит св. Амвросий в своем слове (при открытии мощей св. Гервасия и Протасия), обращаясь к слушателям, – узнали и, даже, сами видели многих, освободившихся от демонов, а еще больше таких, которые, лишь только касались одежды святых руками, тотчас, исцелялись от своих немощей. Возобновились чудеса древнего времени с тех пор, как, через пришествие Господа Иисуса, излилась на землю благодать обильнейшая: вы видите многих, исцелившихся, как бы, некоторой тенью святых. Сколько убрусцев передаются из рук в руки! Сколько одежд, которые были возложены на священнейшие останки и, от одного прикосновения, соделались целебными, испрашивают (верующие) друг у друга! Все стараются хоть несколько прикоснуться, и тот, кто прикоснулся, здрав бывает». (Epist. 22, n. 9, Patrolog. curs. compl. lat. t. 16, col. 1022).

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

Но сей плач его был соединен с благоразумием. Он тотчас пришед в себя повеле рабам своим погребателям погребсти отца своего: и погребоша погребатели Израиля, повеле погребсти не в землю, но положив во гроб помазать как наружность, так и внутренность умершего тела его благовонными спиртами, предохраняющими тело на несколько времени от тления, и художники погребоша, то есть вымазав все тело, положили оное во гроб. И исполнишася ему четыредесять дней: так обо изчисляются дние погребения, сорок дней имели обычай помазывать для того, дабы лучше тело оными спиртами напаялось: и плакася его Египет семьдесять дней; во всем Египте были знаки печали, яко по отце общего благодетеля их, даже до семидесяти дней, включив в то число и четыредесять дней, в которые помазывали его. Егда же преидоша дние плача, когда кончилось назначенное время печали: тогда глагола Иосиф к вельможам Фараоновым, глаголя: аще обретохом благодать пред вами, рцыте о мне во уши Фараону, глаголюще: отец мой закля мя прежде скочания своего, глаголя: во гробе, его же ископах себе в земли Ханаани, тамо мя погреби. Ныне убо возшед погребу отца моего и возвращуся. Вельможи рекоша Фараону по словеси Иосифову. И Фараон призвав Иосифа рече ему: взыди, погреби отца твоего, якоже заклят тя. И взыде Иосиф погребсти отца своего: и совзыдоша с ним вси раби Фараони, и старейшины дому его, и вси старейшины земли Египетския. И весь дом Иосифов, и братия его, и весь дом отца его и сродницы его: овцы же и волы оставиша в земли Гесем, один скот покинули на месте пребывания своего. И совзыдоша с ним в Ханаанскую землю и конница, и колесницы, поехали с ним иные верхами на конях, другие в колесницах, и бысть полк велик зело. И приидоша на гумно Атадово, на место погребения, еже есть об-он пол, по ту страну реки Иордана: пришед же все рыдаша его рыданием велиим и крепким зело: и сотвори плач отцу своему седмь дней. И видеша жители земли Ханаанския плач на гумне Атадове, и реша: плач сей велик есть Египтянам: сего ради нарекли после имя месту тому, плач Египетск, еже есть об-он пол Иордана.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

282 Ринокорура или Риноколура есть название города, лежавшего в долине. В славянском переводе Библии это наименование долины, означающее: поток Египетский, переводится различно: в Чис. 34, 5 . поставлено: водотеча Египетская; Нав. 15, 4 . – дебрь Египетская; 3Цар. 8, 65 . – река Египта, 2Пар. 7, 8 . – поток Египетск , Ис. 27, 12 . – Ринокорура. Название долины св. Епифаний производит от слова  которое означает: владел, получил во владение, наследовал, и почитает за одно слово   которое означает: владение, удел, наследие. Употребленная св. Епифанием, передача еврейского слова греческим Νελ представляет собою особенность греческого произношения еврейского горлового звука, проистекающую от невозможности точно передать этот звук буквою греческою и от желания употребить при передаче гласную, наиболее близкую по своему звуку к звуку горловому. Ныне поток Египетский называется Вади-ель-Ариш. В период дождей он наполняется водою, а в жаркое время года высыхает. Вади-ель-Ариш находится на юго-западной границе Палестины. 283 Сведения о разделении Ноем земли между тремя его сыновьями встречаются у Епифания в сжатом виде в другом его сочинении, называемом γυρωτς (Якорь гл. 112); там читается следующее: «Ной, как поставленный от Бога наследником мира, разделяет по жребию весь мир между троими своими сыновьями: первородному Симу выпал жребий от Персии, Бактрианы в Индии до страны Ринокорур. А эта страна Ринокорур лежит между Египтом и Палестиною напротив Черного моря. Второму сыну Хаму выпал жребий от Ринокорур к югу до Гадира; третьему – Иафету к северу от Мидии до Гадира и Ринокорур». 284 До Гадира, αρι Γαδειρων. До Кадикса, города в Испании, который по понятиям древних означал крайние пределы земли в этом направлении. Diodor. Sic. 5, 20 Ios. Flav. Archaeol 1, 6, 1. 285 Мариандину, Μαρειαδυνην. Мариандины жили в Вифинии. Думают, что здесь вернее читать: Μαρεωτιην, что означает местность, лежащую при озере Мареотском в Египте. 286 Аммон область в Ливии, известная храмом Юпитера Аммона (Herod. 2, 32; Diod. Sic. 17, 50) По Страбону (17, 1. 14), город с гаванью в Ливии, иначе называвшийся Парайтонием.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Kiprs...

д. (стр. 28 слл.). В памятниках Среднего царства мы находим сравнительно мало данных для восстановления образа Тота; по-видимому, все яснее и ярче выступают его функции, как загробного судьи, бога меры, числа пропорций, иероглифов (с. 38–48). В эпоху Нового Царства египтянам свойственно было уже представление о загробном судье у 42 судей перед лицом Осириса (так называемая психостасия). Тот становится богом письменности, секретарем эннеады. Магическая сила заклинаний Тота не знает пределов. Как бог меры и числа, он является божеством финансовой жизни государства, а также строительного искусства. Мало-помалу он превращается в премудрого бога, в олицетворение общественного и мирового порядка, духовной и материальной культуры (стр. 49–78). В более поздние эпохи Тот сопоставляется с другими божествами луны (Хонсу, Шу и др.). Тогда же он получает эпитет «трижды величайшего», перешедший в Грецию в форме τρισμγιστος. Глава: «Тот в искусстве» содержит в себе весьма ценную классификацию изображений Тота (в виде ибиса, павиана, лунного диска, мумии, юноши и т. д.; атрибутами его служат око в руках, письменный прибор или сверток папируса, особенно в знаменитой сцене загробного суда – Оливии, изображающий чету Бесов (там же); Фигурка Имхотепа, найденная в Кубанской области (в кургане станицы Марьинской – Изв. Арх. Комм. XLIX); Die naophore Statue Nr. 97 im Vatikan (Z. f. gypt. Sprache XLVI, 1910); Einige unedierte Saitica in russischen Sammlungen (там же, XLVIII, 1911); Objets égyptiens et égyptisants trouvés dans la Russie Méridionale (Rev. Archêol. IV-e Série, t. XVIII, 1911: перечисляются предметы, найденные в Оливии, Пантикапее, Тирасе (Аккерман), в Крыму, Сев. Кавказе, Черниговской губ., отчасти Сибири; египетские предметы попадали в эти местности не только благодаря распространению религии, но и вследствие того, что их собирали коллекционеры в греческих городах Черноморского побережья); Note sur le nome de la Haute Egypte (Recueil de travaux XXXVI, 1914). Изображ. воскресения на египетск.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

121 Nicephor. hist. Eccl. L . XIII. Известно окружное послание Геннадия. «ко всем Митрополитам и к Папе Римскому» вследствие постановленных на Соборе Константинопольском определений против Симонии в 459 г. – Кн. Правил, л. 367. 126 Св. Лев скончался в 461 году; но в какой именно день, не известно. В одном древнем месяцеслове, который помещен в X томе Spicilegium Archerii, днем кончины св. Льва поставлено 30 октября. Marianus Scotus полагает 28 июня; другие же – 10 ноября. Aringii. Lib. II. c. 8. Roma Subter, p. 159. 137 Оныя писаны: 1 Еп. Аквилейскому, 1 Септимию Еп. Альтинскому, 2 Еп. в Кампании, Пицене и Тусции; 2 Еп. Митр. Иллир., 3 Анастасию Еп. Фессалоник., 1 Еп. Итал., 1 Диоскору Еп. Александ., 1 Еп. Виенск., 1 Еп. Мавритании Цезаринской; 2 Еп. Сицил., 1 Яннуарию Еп. Аквил., 1 Туррибию Еп. Астур., 1 Дору Еп. Беневент., 1 Евтихию Архим. Константинопол., 7 Флавиану Патр. Константинопол., 7 Импер. Феодосию, 11 Импер. Пулхерие; 7 Фавсту Мартину и друг. Архим. и Пресвит. Константинопол., 1 Собору Ефесск., 20 Юлиану Еп. Койск., 2 Еп. Арелат., 4 Раввению, Еп. Арелат., 3 Клиру и народу Константинопол., 3 Еп. Галльск., 17 Импер. Маркиану, 12 Анатолию Патр. Конст., 1 Пасхазину Еп. Лилибет., 2 Соб. Халкид., 1 Феодору Еп. Юлиева Форума., 1 Максиму Патр. Антиох., 1 Феодориту Еп. Кир., 1 Импер. Евдоксии, 1 Монахам Палест., 1 Протерию Патр. Александр., 1 Ювеналию Еп. Иерусал., 7 Импер. Льву, 1 Василию Патр. Антиох., 1 Евксифию Еп. Фессал., 1 Аэцию Пресвитеру, 3 Еп. Египетск. в Константиноп., 1 Никите Еп. Аквил.; 1 Неонию Еп. Раввенск., 1 Рустику Еп. Нарбон., 1 Геннадию Патр. Константиноп., 1 Тимофею Патр. Александр., 1 Еп. Египет., 1 Клиру Александр. 138 Лучшим изданием творений св. Льва должно назвать издание братьев Баллерини, кроме разсуждений и примечаний Кенеля, обогащенное новыми еще примечаниями. Заглавие сего издания: S. Leonis Magni Romani Pontificis opera. Оно печатано в Венеции (1756 года) в лист, и составляет три тома: в первом подлинные сочинения Льва; во втором подложные и рассуждения Кенеля с примечаниями на них Баллерини; в третьем розыскание о канонах церковных и законоположительных посланиях св. Льва и других Пап.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Зах.10:6 . И укреплю дом Иудов, и дом Иосифов спасу, и вселю я. Так, предав смерти всех врагов их, сделаю, что в мире будут населять отечественную землю. И показывая сему причину, присовокупил: Понеже возлюбих я, и будут аки бы не отвратих их. Яснее перевел это Симмах: «и будут, как будто бы не изгонял Я их». Ибо приведу их в такое цветущее состояние, что не будут иметь и понятия о бывшем пленении, видя себя в первобытном благоденствии. Зане Аз Господь Бог их, и услышу я. Зах.10:7 . И будут яко ратницы Ефремовы, и возрадуется сердце их аки от вина: и чада их увидят, и возвеселятся, и возрадуется сердце их о Господе. Ибо, как Господь и Бог их, и моления приму, и соделаю победителями, и устрою, что будут жить во всякой радости; подобно им и чада их поживут во всяком удовольствии Мною славясь, и Моим величаясь могуществом. Зах.10:8 . Возвещу им, и прииму я, и искуплю их, и умножатся, якоже бяху мнози. Возрастут до множества, прияв благословение многоплодия, так что, не помещаясь в собственных своих городах, переселятся и в другие города, а чрез них и другим откроется возможность спасения. Ибо сие разумел, сказав: Зах.10:9 . И всею я в людех и дальнии помянут Мя, и воспитают чада своя, потому что, видя ревностное их благочестие, приложат о них всякое попечение. Зах.10:10 . И возвращу я от земли Египетския и от Ассириан прииму я, и в Галаадит и в Ливан введу я, и не имать остати от них ни един. Возвращу их и из Египта и от Ассириян, сделаю, что населят отечественную землю, наполню ими Галаадит, до самого Ливана дам им землю для жительства, и ничто не будет им препятствовать; потому что всех покушающихся воевать с ними предам гибели. Ибо сие означается словами: Зах.10:11 . Пройдут морем узким и поразят в мори волны, и изсякнут вся глубины речныя, потому что, постигнутые великими бедствиями и едва не отчаявшиеся во спасении (сие-то у Пророка названо «морем узким»), поразили они волны неприязненных, и разрушив козни врагов, соделали иссякшими, как глубокие некие реки. И отъимется всяко досаждение ассирийско, и скиптр египетск отъимется.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

«Отврати ногу твою от обнажения, и гортань твой от жажди» ( Иер.2:25 ). По вразумлению древних пророков отклонил ты от себя бедствия, они избавили ногу твою от обнажения и гортань от жажды и голода, освободили тебя и от других бедствий, какие терпят рабы в пленении. Поэтому берегись, чтобы снова не впасть в утеснение за поклонение идолам. Такой же образ употреблен у Исаии, когда Бог Египтянам и Ефиоплянам угрожает пленением, говоря: «якоже ходил раб Мой Исаиа наг и бос... такожде отведет царь Ассирийск плен Египетск и Ефиопск» ( Ис.20:3–4 ). «Якоже стыд татю, егда ят будет, тако постыдятся сынове Израилевы» ( Иер.2:26 ). Как стыдится и приходит в страх тать когда бывает пойман, так сыны Израилевы придут в трепет и устыдятся, когда внезапно постигнет их плен, в то самое время, когда поклонялись они идолам своим, на которых надеялись и от которых ожидали, что они будут их помощниками и спасителями. «По числу бо градов твоих быша бог и твои, Иудо» ( Иер.2:28 ). Этим пророк укоряет Иудейскую синагогу, потому что без числа умножили Иудеи богов своих, во всех городах и на всяком месте воздвигали капища и всюду поставили изображения языческих божеств. «Еда пустыня бых Израилю?» Неужели Я не являл ни чудес, ни знамений? «Или земля неплодна?» ( Иер.2:31 ). Думали вы обо Мне, будто не имею силы творить чудеса и не могу являть обычных Мне знамений и производить великих дел, а потому и вам не должно уже ожидать помощи и спасения из сокровищницы щедрот Моих. «Еда забудет... дева мониста персий своих... и невеста красоту свою?» ( Иер.2:32 ). Если они всякий день и постоянно этим заняты, то почему же народ Мой забыл Меня, как будто не могу по возвращении их дать им те блага, какие обещал? Так пророк, зная несомненно, что Иудеям по праведному и непреложному суду определены плен и переселение, теперь утешает их чаянием благ, уготованных им по возвращении их из плена. «Не в ровех обретох их» ( Иер.2:34 ), то есть не в сокровенных местах, но на открытых стогнах, где поклоняются они своим идолам.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/to...

   001    002    003    004   005     006    007