Ардатов. Собор Троицы Живоначальной. Собор. Не действует.   Престолы: Троицы Живоначальной Год постройки:1769. Адрес: Россия, Республика Мордовия, Ардатовский район, г. Ардатов, Ленинская ул., д. 87 Координаты: 54.84724, 46.233778 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первый храм Ардатова во имя Живоначальной Троицы был построен в 1687 году. В 1769 году первоначальная церковь перестроена из камня. В настоящее время храм находится на рестоврации. В 1809 году рядом с Троицким храмом был построен новый храм в честь святителя Николая, Мирликийского Чудотворца. Этот храм также каменный, но более обширный, чем первый. Никольский храм являлся зимним, а Троицкая церковь летним храмом. В наше время Никольский храм полностью востановлен и получил статус кафедрального собора Ардатовской епархии. Нынешний город Ардатов Симбирской губернии в конце XVI века был небольшой мордовской деревушкой. О нем впервые упоминается в 1598 году. Более точные сведения об Ардатове начинаются с 1686 года. В мае этого года царями и великими государями Иоанном и Петром Алексеевичами был дан указ какому-то служилому лицу об устройстве церкви в Ардатове и поселении здесь крещеной мордвы и десяти русских семейств из сел Порецкого и Семеновского. В Ардатовском соборе сохранилась часть копии этого указа, розысканная бывшим соборным старостою И.А. Сомовым. Вот что говорится в сохранившихся частях указа: «И до славныя христианския веры велено к ним, новокрещенным, перевесть из сел Порецкаго и Семеновскаго крестьян десять семей добрых и знающих людей, и он де думный наш дворянин на Москве оставлен, на Алатыре у них не был. А по той брата нашего Великих Государей блаженныя памяти Великаго Государя грамоте воевода Василий Языков в деревню Каласево их не перевел, а неволил их для своей корысти селится в деревне Тургашах, и то место церковному строению непристойно. Великих Государей указу и по грамотам из приказу большого дворца велено путному ключнику Захарию Красникову да стольнику и воеводе Ильи Дубенскому построить церковь Божию в Алатырском уезде на реке Алатыре и их собрать в одно место, где пристойно и им годно, мимо деревни Каласевы, и для научения православныя веры велено к ним, новокрещенным, перевесть из тех же сел Порецкаго и Семеновскаго крестьян десять семей.

http://sobory.ru/article/?object=38922

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАТЫРСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Алатырской и Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви), в г. Алатырь, основан ок. 1533-1584 гг. по повелению царя Иоанна IV Васильевича . Точная дата основания неизвестна, документы монастырского архива в первый раз были уничтожены в 1605-1612 гг. во время нападений на обитель татар и мордвы, о чем свидетельствует грамота XVII в. прп. Дионисия (Зобниновского) и келаря Авраамия (Палицына) : «Того монастыря двух игуменов в воду посадили, третьего с башни сбросили, четвертого священника черного зарезали, и мон-рь разграбили, и жалованные грамоты и всякие монастырские крепости и похитили, и с тех мест в остроге и за острогом монастырскую землю завладели последние люди, а вотчинами и всякими угодьями завладели татары и мордва». Вследствие бедственного положения мон-ря по повелению царя Михаила Феодоровича А. Т. м. в 1615 г. был приписан к Троице-Сергиеву мон-рю. Вместо игумена обителью стал управлять строитель, назначавшийся из Троицкого мон-ря. В 1764 г. А. Т. м. стал самостоятельным и был отнесен к 3-му классу, в него была переведена братия упраздненной Старцеугловской Преображенской пуст. Алатырского у. В 1765-1782 гг. мон-рем управляли архимандриты, в 1782-1798 гг.- игумены, с 1798 г.- вновь архимандриты. 28 сент. 1775 г., при архим. Ионе, мон-рь подвергся нападению отрядов Е. Пугачёва, и в результате пожара сгорел весь монастырский архив, поэтому документы, относящиеся к мон-рю, сохранились только с 1776 г. До сер. XVIII в. все постройки обители были деревянными, в т. ч. и храмы во имя Св. Троицы и преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Заложенный в 1748 г., при настоятеле Меркурии, на месте деревянной Троицкой ц. каменный двухэтажный Троицкий храм был освящен 13 нояб. 1754 г. К 1767 г. в нижнем этаже была устроена теплая ц. в честь Богоявления Господня, сооружены трапезная и колокольня. 26 авг. 1748 г. при расчистке места для постройки Троицкого храма был обретен гроб с мощами схим. Вассиана Алатырского († ок. 1698), подвизавшегося в А. Т. м. Мощи были перенесены в храм преподобных Зосимы и Савватия, где оставались открытыми всю зиму 1748/49 г. Их освидетельствование в мае 1749 г. показало, что тело, одежда и гроб были нетленными, однако указом Святейшего Синода еп. Нижегородскому и Алатырскому Вениамину (Пуцек-Григоровичу) было предписано предать мощи подвижника земле. С 1748 г. ежегодно 26 авг. и 10 окт. в обители служились панихиды по схим. Вассиану.

http://pravenc.ru/text/82707.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Алатырской Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви), в г. Алатырь, основан в 1639 г. игум. Ладинского Прилуцкого мон-ря Елисаветой (Летинской) вместе с 52 монахинями, часть к-рых пришла из Киева, и их духовником игум. Мефодием, «изгнанными ляхами». Новодевичьим назван по причине существования в Алатыре др. Николаевского жен. мон-ря, упраздненного в 1764 г. В 1638 г. указом царя Михаила Феодоровича А. К.-Н. м. предоставлено место. В 1639 г. были построены 2 деревянные церкви - Никольская и Покровская. В 1671 г., во время восстания Степана Разина, А. К.-Н. м. сгорел; восстановлен в 1673 г. В 1690 г. вновь сгорел до основания. Из Алатырского во имя Святой Троицы монастыря обители была пожертвована деревянная Троицкая ц. К нач. XIX в. в А. К.-Н. м. находилось 3 каменных храма: трехпрестольный Вознесенский (построен в 1753, в 1872-1874 пристроены приделы: левый во имя вмч. Пантелеимона, правый - свт. Тихона Задонского), двухпрестольный Покровский (1767), надвратный однопрестольный Никольский (1737). Среди почитаемых святынь - икона свт. Николая Чудотворца и Казанская икона Божией Матери, пожертвованные в 1639 и 1640 гг. царем Михаилом Феодоровичем, а также икона Нерукотворного Образа Спасителя, принесенная игум. Елисаветой из Ладинского мон-ря. По штатам 1764 г. обители дан статус необщежительного мон-ря 3-го класса. Мон-рь пользовался благоволением царственных особ. В 1767 г., при игум. Александре, обитель посетила императрица Екатерина II , подарившая напрестольное Евангелие в серебряном позолоченном окладе (за поднесенные ей проживавшей в мон-ре дворянской девицей Анной Алфимовой, ставшей впосл. игум. Анатолией, переводы на рус. язык «Бесед» Ж. Б. Массийона), в 1799 г. имп. Павел I пожертвовал 30 дес. пахотной земли, имп. Александр I - лесную дачу в 150 дес. В ризнице хранились серебряный позолоченный напрестольный крест - подарок императрицы Марии Феодоровны . В 40-х гг. XIX в., при игум. Иларии, К. И. Невоструев составил опись монастырского архива, содержавшего документы начиная c XVII в. В кон. XIX в. в распоряжении А. К.-Н. м. имелось 226 дес. земли, мельница; в мон-ре проживали игумения, 31 монахиня, 237 послушниц.

http://pravenc.ru/text/64016.html

В день памяти Новомучеников и исповедников, в земле Чувашской просиявших, совершена Литургия на территории «чувашского Бутово» 27 июня 2017 г. 10:29 25 июня 2017 года, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице, день памяти Новомучеников и исповедников, в земле Чувашской просиявших, в п. Первомайский (Алатырский район) на месте расстрелов и захоронения пострадавших за веру Божественную литургию совершили митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава , епископ Канашский и Янтиковский Стефан и епископ Алатырский и Порецкий Феодор . Архипастырям сослужили председатель комиссии по канонизации святых Чувашской митрополии архимандрит Василий (Паскье), наместники и настоятели монастырей, благочинные округов, духовенство митрополии. Богослужебные песнопения исполнил хор храма Новомучеников и исповедников Российских г. Чебоксары (регент — О.Н. Смирнова) и хор храма в честь Усекновения главы Иоанна Крестителя г. Алатырь. Среди молившихся за Литургией были настоятельницы монастырей митрополии и многочисленные паломники. По сугубой ектении была совершена молитва о мире и преодолении междоусобной брани на Украине. На заупокойной ектении были вознесены молитвенные прошения «О упокоении душ усопших рабов Божиих, во дни лихолетья безвинно убиенных, страдания и истязания претерпевших, в изгнании и заключении горькую смерть приемших». Проповедь перед причастием произнес протоиерей Валерий Кольцов, настоятель храма свт. Николая г. Алатырь. По окончании Литургии были совершены молебен новомученикам земли Чувашской и панихида по всем невинно убиенным православным христианам. Глава администрации Алатырского района Н.И. Шпилевая была удостоена медали святого мученика Авраамия Болгарского III степени. По окончании богослужения митрополита Варнаву приветствовал епископ Феодор. Глава Чувашской митрополии, в свою очередь, поблагодарил архипастырей, духовенство и мирян за радость соборной молитвы, поздравил всех с праздником и произнес проповедь. Накануне праздника митрополит Варнава совершил всенощное бдение во Введенском кафедральном соборе г. Чебоксары.

http://patriarchia.ru/db/text/4942558.ht...

«Также Синод постановил епископу Алатырскому и Порецкому Феодору быть Преосвященным Бердянским и Приморским с освобождением его от управления Алатырской епархией и выражением благодарности за понесенные труды, а временное управление Алатырской епархией поручить митрополиту Чебоксарскому и Чувашскому Савватию», — добавил представитель Церкви. В.Р. Легойда рассказал, что члены Священного Синода имели суждение о замещении вакантной кафедры Колпашевской епархии (Томская митрополия) и постановили архимандриту Филарету (Тихонову), ранее избранному Преосвященным Бакинским и Азербайджанским, быть Преосвященным Колпашевским и Стрежевским. «Кроме этого, члены Синода имели суждение о положении дел в Минусинской и в Выборгской епархиях. По итогам обсуждения Синод утвердил решение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси об освобождении от управления Минусинской епархией епископа Игнатия (Пунина) и почислил его на покой с пребыванием на территории Нижегородской епархии, в месте по усмотрению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и под его надзором», — отметил представитель Церкви. По словам В.Р. Легойды, Преосвященным Минусинским и Курагинским Синод избрал иеромонаха Серафима (Пасанаева), клирика Йошкар-Олинской епархии. Место наречения и хиротонии иеромонаха Серафима (Пасанаева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, члены Синода оставили на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Члены Синода имели суждение о замещении вакантной кафедры Кудымкарской епархии (Пермская митрополия) и постановили избрать Преосвященным Кудымкарским и Верещагинским игумена Петра (Зобова), клирика Шуйской епархии», — добавил он. Также, по словам председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Священный Синод заслушал сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о назначении исполняющего обязанности председателя Синодального отдела по тюремному служению. «По итогам обсуждения, Синод постановил назначить на должность исполняющего обязанности председателя Синодального отдела по тюремному служению иерея Кирилла Марковского, клирика Московской епархии», — сказал представитель Церкви.

http://sinfo-mp.ru/svyashhennyj-sinod-ru...

«Также Синод постановил епископу Алатырскому и Порецкому Феодору быть Преосвященным Бердянским и Приморским с освобождением его от управления Алатырской епархией и выражением благодарности за понесенные труды, а временное управление Алатырской епархией поручить митрополиту Чебоксарскому и Чувашскому Савватию », — добавил представитель Церкви. В.Р. Легойда рассказал, что члены Священного Синода имели суждение о замещении вакантной кафедры Колпашевской епархии ( Томская митрополия ) и постановили архимандриту Филарету (Тихонову) , ранее избранному Преосвященным Бакинским и Азербайджанским, быть Преосвященным Колпашевским и Стрежевским. «Кроме этого, члены Синода имели суждение о положении дел в Минусинской и в Выборгской епархиях. По итогам обсуждения Синод утвердил решение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси об освобождении от управления Минусинской епархией епископа Игнатия (Пунина) и почислил его на покой с пребыванием на территории Нижегородской епархии , в месте по усмотрению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и под его надзором», — отметил председатель Синодального отдела. По словам В.Р. Легойды, Преосвященным Минусинским и Курагинским Синод избрал иеромонаха Серафима (Пасанаева), клирика Йошкар-Олинской епархии . Место наречения и хиротонии иеромонаха Серафима (Пасанаева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, члены Синода оставили на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Члены Синода имели суждение о замещении вакантной кафедры Кудымкарской епархии ( Пермская митрополия ) и постановили избрать Преосвященным Кудымкарским и Верещагинским игумена Петра (Зобова), клирика Шуйской епархии », — добавил он. Также, по словам председателя Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, Священный Синод заслушал сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о назначении исполняющего обязанности председателя Синодального отдела по тюремному служению . «По итогам обсуждения, Синод  постановил  назначить на должность исполняющего обязанности председателя Синодального отдела по тюремному служению иерея Кирилла Марковского, клирика  Московской епархии », — сказал представитель Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/6110325.ht...

4. Преосвященным Бердянским и Приморским быть Преосвященному епископу Алатырскому и Порецкому Феодору с освобождением его от управления Алатырской епархией и выражением благодарности за понесенные труды. 5. Временное управление Алатырской епархией поручить Преосвященному митрополиту Чебоксарскому и Чувашскому Савватию. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви был заслушан доклад председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Антония о деятельности Рабочей группы по координации отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церковью (журнал 27). Священный Синод подчеркнул важность дальнейшего развития текущих проектов диалога и включения в его повестку двусторонних богословских консультаций в рамках деятельности Рабочей группы по координации отношений между Русской Православной Церковью и Маланкарской Ортодоксальной Сирийской Церковью. Синод постановил провести ротацию и утвердить следующий состав Рабочей группы со стороны Русской Церкви: - епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский Кирилл, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, ректор Московской духовной академии, — сопредседатель Комиссии; - иеромонах Стефан (Игумнов), секретарь Отдела внешних церковных связей по межхристианским отношениям, — секретарь Комиссии; - иеромонах Петр (Ахматханов), сотрудник Отдела внешних церковных связей; - М.Г. Калинин, старший преподаватель Института классического Востока и античности Высшей школы экономики. В ходе заседания также был заслушан доклад митрополита Волоколамского Антония о деятельности Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью (журнал 28). Члены Священного Синода выразила удовлетворение интенсивным уровнем взаимодействия с Эфиопской Церковью, осуществляемого по различным направлениям в рамках деятельности Комиссии по диалогу между Русской Православной Церковью и Эфиопской Церковью, и признали необходимым дальнейшее развитие двусторонних проектов.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/12/va...

Синод постановил епископу Алатырскому и Порецкому Феодору (Белкову) быть преосвященным Бердянским и Приморским с освобождением его от управления Алатырской епархией и выражением благодарности за понесенные труды, а временное управление Алатырской епархией поручить митрополиту Чебоксарскому и Чувашскому Савватию (Антонову) . Члены Священного Синода имели суждение о замещении вакантной кафедры Колпашевской епархии ( Томская митрополия ) и постановили архимандриту Филарету (Тихонову) , ранее избранному преосвященным Бакинским и Азербайджанским, быть преосвященным Колпашевским и Стрежевским. Члены Синода имели суждение о положении дел в Минусинской и в Выборгской епархиях. По итогам обсуждения Синод утвердил решение патриарха Московского и всея Руси об освобождении от управления Минусинской епархией епископа Игнатия (Пунина) и почислил его на покой с пребыванием на территории Нижегородской епархии, в месте по усмотрению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия и под его надзором. Преосвященным Минусинским и Курагинским Синод избрал иеромонаха Серафима (Пасанаева) , клирика Йошкар-Олинской епархии. Место наречения и хиротонии иеромонаха Серафима (Пасанаева) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, члены Синода оставили на усмотрение патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Члены Синода имели суждение о замещении вакантной кафедры Кудымкарской епархии ( Пермская митрополия ) и постановили избрать преосвященным Кудымкарским и Верещагинским игумена Петра (Зобова), клирика Шуйской епархии. Священный Синод заслушал сообщение патриарха Московского и всея Руси Кирилла о назначении исполняющего обязанности председателя Синодального отдела по тюремному служению . «По итогам обсуждения, Синод постановил назначить на должность исполняющего обязанности председателя Синодального отдела по тюремному служению иерея Кирилла Марковского, клирика Московской епархии». Заслушав рапорт патриаршего Экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Вениамина о назначении ему викария, Священный Синод избрал преосвященным Несвижским, викарием патриаршего экзарха, игумена Авксентия (Абражея) , клирика Туровской епархии. Место наречения и хиротонии игумена Авксентия (Абражея) во епископа, по возведении его в сан архимандрита, оставлено на усмотрение патриарха.

http://drevo-info.ru/list/1136.html

- Следствие Вам напоминает, что Вы имели тесную связь с кулаками Гамаюновым Василием Ивановичем, Агафоновым Иваном Семеновичем, священниками: Храмцовым, Воскресенским, Покровским, Вели совместно антисоветскую агитацию, скажите признаете ли Вы это?  - Не признаю и признать не могу.  - Вы говорите, что не занимались антисоветской агитацией тогда как следствием установлено, что Вы 27/XII-1933 года в доме церковного старосты распространяли антисоветскую агитацию против соввласти, признаете ли Вы это?  - В дому церковного старосты я совершенно не был и агитации против соввласти никогда не вел.  - Также следствию известно, что Вы служа в церкви перед народом говорили проповедь про князей Бориса и Глеба, выставляли их за истинных защитников народа и добавили, «мы должны их помнить и стоять за религию, а не за безбожников» За что Вас хвалили верующие, скажите, признаете ли Вы это?  - Проповедь в церкви про Бориса и Глеба я никогда не говорил.  - Вы служа в Напольновской церкви и когда Вас Ардатовский РИК обложил налогом в 1000 рублей, Вы объявили верующим, а когда верующие Вам собрали указанную сумму то Вы присвоили себе и уехали, признаете ли Вы это?  - В Напольном я служил 22 дня, меня действительно Ардатовский Рик облагал подоходным налогом, точно на какую цифру не помню, на девятьсот с чем-то рублей, денег у верующих для уплаты налога не брал и не просил, а уплатил свои, после уплаты налога я сразу заявил в сельсовет что служить не буду и ушел, но не убег самовольно, потому такой вопрос признать не могу.  - Скажите следствию сколько раз и когда Вы бывали у Алатырского епископа и зачем к епископу ездили?  - У Алатырского епископа я был всего как я помню два раза всего. Первый раз у епископа я был в 1933 году ездил за получением благословения выйти из его епархии и поступить в другую Мордовской области. Второй раз у епископа я был в марте месяце 1937 года ездил за разрешением, чтобы снова поступить в Напольное.  - Будучи Вы у архиерея в городе Алатыре в 1933 году и по приезду в Порецкий район кулаку Гамаюнову Василию Ивановичу Вы говорили: «мне передал архиерей, что служи и помни, что гонения на церковь продлятся не более 2-3-х лет, народ скажет, так существовать нельзя, Россия вымирает от голода, колхозники скажут, довольно нас тиранить иностранные государства и те, хотят взяться за большевиков», признаете ли Вы это? 

http://drevo-info.ru/articles/13678698.h...

2. Место наречения и хиротонии архимандрита Алексия (Турикова) во епископа оставить на благоусмотрение Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.   ЖУРНАЛ 10 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Пермского и Кунгурского Мефодия о почислении его на покой в связи с достижением 75-летия. Справка: Согласно пункту 26 главы XVI Устава Русской Православной Церкви: «По достижении 75-летнего возраста архиерей подает на имя Патриарха Московского и всея Руси прошение об уходе на покой. Вопрос о времени удовлетворения такого прошения решается Священным Синодом». ПОСТАНОВИЛИ: Благословить Преосвященному митрополиту Пермскому и Кунгурскому Мефодию продолжить управление Пермской епархией.   ЖУРНАЛ 11 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о положении дел в Биробиджанской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Освободить Преосвященного архиепископа Биробиджанского и Кульдурского Ефрема от управления Биробиджанской епархией. 2. Местом пребывания Преосвященному архиепископу Ефрему определить Иверский мужской монастырь г. Ленинск-Кузнецкого под надзором Преосвященного митрополита Кемеровского и Прокопьевского Аристарха. 3. Преосвященным Биробиджанским и Кульдурским быть Преосвященному епископу Бронницкому Луке с освобождением его от управления Бердянской епархией и выражением благодарности за понесенные труды. 4. Преосвященным Бердянским и Приморским быть Преосвященному епископу Алатырскому и Порецкому Феодору с освобождением его от управления Алатырской епархией и выражением благодарности за понесенные труды. 5. Временное управление Алатырской епархией поручить Преосвященному митрополиту Чебоксарскому и Чувашскому Савватию.   ЖУРНАЛ 12 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о положении дел в Минусинской и в Выборгской епархиях. Справка: В связи с поступившими обвинениями в адрес епископа Игнатия (Пунина) в грубых нарушениях Устава Русской Православной Церкви при управлении Выборгской епархией и при освобождении от ее управления Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на основании пункта 2 статьи 33 Положения о церковном суде Русской Православной Церкви передал дело о совершении церковных правонарушений епископом Игнатием на рассмотрение Высшего Общецерковного Суда Русской Православной Церкви. В связи с нахождением под церковным судом на основании пункта (у) статьи 7 главы IV Устава Русской Православной Церкви указом Святейшего Патриарха Кирилла епископ Игнатий освобожден от управления Минусинской епархией.

http://patriarchia.ru/db/text/6109912.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010