В 1374 - 90-х гг. XIV в. нижегородские и городецкие земли оказались в юрисдикции свт. Дионисия , еп. Суздальского (с 1382 архиепископ), и его преемника на кафедре (с 1389) архиеп. Евфросина Суздальского, однако, вероятно, не позднее сер. 90-х гг. XIV в. они вновь оказались в составе Митрополичьей обл. На Московском Соборе 1589 г. по предложению царя Феодора Иоанновича было принято определение о том, чтобы учредить в Русском гос-ве 14 архиерейских кафедр (в их числе должна была быть и Нижегородская). Однако это намерение не было реализовано. В 1589-1672 гг. территория буд. Н. и А. е. входила в состав Патриаршей области . В 1667 г. царь Алексей Михайлович на Московском Соборе с участием вост. патриархов предложил учредить архиерейскую кафедру в Н. Новгороде (Московские соборы 1660, 1666, 1667 годов. СПб., 2014. Т. 2. С. 232), однако и в этот раз утверждения не последовало. Нижегородская епархия в 1672-1799 гг. На Московском Соборе 1672 г., созванном в т. н. период междупатриаршества, в Патриаршей Крестовой ц. Московского Кремля Собор решил единогласно: «...в великом княжении Низовския земли Архиерею быти». Этому не в последнюю очередь способствовало усиление в регионе позиций старообрядцев (ДРВ. 17912. Ч. 18. С. 111-113; Московские соборы эпохи падения Московского патриархата в XVII в. СПб., 2015. С. 20-24). Созданная определением Собора 24 марта епархия была включена в число отдельных митрополий, а новопосвященный архипастырь Филарет был наименован митрополитом Нижегородским и Алатырским (получил настольную грамоту 2 июня 1672). При учреждении епархия включала кроме Н. Новгорода и г. Алатыря посадские города Курмыш и Ядрин вместе с соседними поселениями. По приходным книгам Патриаршего Казенного приказа за 1672 г. в городах и уездах, поступивших в ведение митр. Филарета, значилось 336 храмов, из них 22 - в Н. Новгороде. В 1672 г. в Нижегородском кремле был построен деревянный архиерейский дом, а в нач. XVIII в. он принял вид каменного 2-этажного, при нем находилась Крестовая Казанская ц.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

Савватий, митрополит Чебоксарский и Чувашский (Антонов Сергей Геннадьевич) Дата рождения: 1 сентября 1968 г. Дата хиротонии: 30 января 2005 г. Дата пострига: 20 августа 1989 г. День ангела: 21 августа Страна: Россия Биография: Родился 1 сентября 1968 г. в г. Чебоксары Чувашской Республики в семье священника. В 1985 г. окончил среднюю школу 3 в Чебоксарах. В 1986-88 гг. служил в рядах Советской армии. 20 августа 1989 г. архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой пострижен в монашество с именем Савватий в честь прп. Савватия Соловецкого. 27 августа 1989 г. архиепископом Чебоксарским Варнавой рукоположен во иеродиакона, 22 октября — во иеромонаха. 1 ноября 1989 г. назначен клириком Введенского кафедрального собора  г. Чебоксары. 30 июля 1993 г. по благословению Святейшего Патриарха Алексия II назначен наместником Свято-Троицкого мужского монастыря в Чебоксарах с возведением в сан игумена. В 1993 г. окончил Московскую духовную семинарию , в 2004 г. — Московскую духовную академию. В 1996 г. Святейшим Патриархом Алексием II возведен в сан архимандрита. 30 января 2005 г. в Храме Христа Спасителя в Москве хиротонисан во епископа Алатырского, викария Чебоксарской епархии . Решением Священного Синода от 10 октября 2009 г. ( журнал 82 ) назначен на новообразованную Улан-Удэнскую кафедру . Решением Священного Синода от 27-28 декабря 2011 г. ( журнал 169 ) утвержден в должности настоятеля (священноархимандрита) Спасо-Преображенского Посольского мужского монастыря с. Посольское Кабанского р-на Республики Бурятия и Свято-Троицкого Селенгинского мужского монастыря с. Троицкое Прибайкальского р-на Республики Бурятия. 1 февраля 2014 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом возведен в сан архиепископа. Решением Священного Синода от 5 мая 2015 г. ( журнал 6 ) назначен главой Бурятской митрополии . 24 мая 2015 г. за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан митрополита. Решением Священного Синода от 25 августа 2020 г. ( журнал 49 ) назначен Преосвященным Чебоксарским и Чувашским, главой Чувашской митрополии , с освобождением от управления Улан-Удэнской епархией. Решением Священного Синода от 29 декабря 2020 г. ( журнал 120 ) утвержден в должности священноархимандрита Свято-Троицкого мужского монастыря г. Чебоксары. Решением Священного Синода от 12 марта 2024 г. ( журнал 11 ) поручено временное управление Алатырской епархией . Образование: 1993 г. — Московская духовная семинария 2004 г. — Московская духовная академия. Место работы: Чувашская митрополия (Глава митрополии) Епархия: Чебоксарская епархия (Правящий архиерей) Епархия: Алатырская епархия (Временный управляющий)   Награды: Церковные: Светские: E-mail: cheboksary@mpatriarchia.ru Web-caйm: www.cheb-eparhia.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда 6 martie 2022 19 aprilie 2020

http://patriarchia.ru/md/db/text/1561772...

Состоялось заседание рабочей группы Русской Православной Церкви и Государственного антинаркотического комитета 30 сентября 2015 г. 16:24 Число церковных реабилитационных центров для наркозависимых увеличилось. Их количество достигло 70: за последнее время в разных епархиях появилось 8 новых центров, а еще два — готовятся к открытию. Планируется, что новые и уже действующие церковные центры войдут в единую церковную сеть реабилитации. Об этом рассказал руководитель Координационного центра по противодействию наркомании Синодального отдела по благотворительности епископ Каменский и Алапаевский Мефодий 29 сентября 2015 года на заседании рабочей группы Русской Православной Церкви и Государственного антинаркотического комитета. Заседание возглавили председатель Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон и руководитель аппарата ГАК, замдиректора ФСКН России Николай Цветков. «Долгое время в России работали 62 церковных реабилитационных центра. Однако в последнее время стали открываться новые структуры. Конечно, есть проблемы финансирования, апробации методик, а также кадровые вопросы. Поэтому сказать, что наши центры сразу выходят на проектную мощность — нельзя. Однако уже хорошо то, что они появились на свет», — отметил епископ Каменский и Алапаевский Мефодий. Теперь пройти реабилитацию наркозависимые смогут в городе Бийске, при Ильинском храме в селе Красноярово Иволгинского района Бурятии, в Калмыкии — при храме святого Михаила Архангела в городе Годовиковск. В Алтайском крае реабилитационный центр расположился в селе Хмелевка Заринского района. В Костромской области — епархиальная реабилитационная структура появилась в селе Сумароково. Также подобные центры теперь есть в Вырице (Гатчинская епархия), на хуторе Маркин (Шахтинская епархия), в поселке Чистые ключи Шелеховского района Иркутской области. Планируются центры в Чувашии (село Кудеиха, Алатырская епархия) и в Лазаревском (Краснодарский край). Участники заседания обсудили работу благотворительного фонда Иоанна Кронштадтского, который занимается развитием церковной системы реабилитации. «Сейчас наш Фонд Иоанна Кронштадтского постоянно работает в рамках грантовых программ с Миниэкономразвития, Комитетом общественных связей Москвы, ООО «Лига здоровья Нации» и «Православной инициативой». В будущем мы также планируем подавать заявки на гранты именно к ним. Сейчас, правда, мы испытываем некоторый кризис, поэтому особенно нуждаемся в поддержке», — добавил представитель Русской Православной Церкви.

http://patriarchia.ru/db/text/4234114.ht...

2011. 2 (5). С. 14–100. Румянцева В. С. К биографии всероссийского патриарха Филарета: пасторская деятельность на Ростовской владычной кафедре в Смутное время//История и культура Ростовской земли. Материалы научной конференции. 2004 г. Ростов Великий, 2005. С. 164–170; Тарасов А. Е. Архиепископ Иоасаф: к истории отношений государства и церкви в 80-е гг. XV в.//История и культура Ростовской земли… С. 154–163. Морохин А. В.Симеон, архиепископ Сибирский и Тобольский (1651–1663). (Страницы биографии)//Мининские чтения. Материалы научной конференции. Нижний Новгород, 2003. С. 117–126; Манькова И. Л.Сибирский архиепископ Симеон и тобольские воеводы: опыт эмпирического исследования в свете теории конфликта//Уральский исторический вестник. 2012. 3 (36). С. 14–23; Никулин И .А ., свящ. Преосвященный Игнатий (Римский-Корсаков),митрополит Сибирский и Тобольский. Екатеринбург, 2015. Морохин А. В.Новые материалы к биографии нижегородского митрополита Исайи (1699-1720)//Нижегородские исследования по краеведению и археологии. Вып. 9. Нижний Новгород, 2005. C. 164–166; Морохин А. В.Архиепископ Нижегородский и Алатырский Питирим. Церковный деятель эпохи перемен. Нижний Новгород, 2009; Морохин А. В.Новые материалы к биографии митрополита Суздальского и Юрьевского Илариона//Суздальский сборник за 2014 год. Сборник научных статей. Владимир, 2015. С. 105–117; Морохин А. В.К биографии митрополита Казанского и Свияжского Корнилия (1650–1656 гг.)//Историография. Источниковедение. Историческое краеведение. Сборник статей к юбилею д. и. н. В. В. Митрофанова. Нижневартовск, 2017. С. 264–271; Морохин А. В.Иларион, митрополит Суздальский и Юрьевский: страницы биографии//Вестник церковной истории. 2022. 1/2 (65/66). С. 253–274. Миндич Д. А., Суворов В. И. Архангельская и холмогорская епархия//ПЭ. Т. 3. М., 2001. С. 474–483; Дубаков А. В.Астраханская и Камызякская епархия//ПЭ. М., 2001. Т. 3. С. 637–643; Беляев Л. А. Белгородская епархия Киевской митрополии//ПЭ. М., 2002. Т. 4. С. 505–506; Кобец О., прот.

http://sedmitza.ru/lib/text/10190246/

Нижегородская епархия Дата создания: 1672 г. Описание: Входит в состав Нижегородской митрополии С конца XVI столетия до установления в России Патриаршества Нижегородская земля была управляема московскими митрополитами, а затем (с 1625 по 1672 год) — московскими Патриархами. В 1672 году был созван очередной Московский Собор, который решил единогласно — «в великом княжении Низовския земли Архиерею быти», причем Нижегородскую епархию включили в число отдельных митрополий. Новопосвященный архипастырь Церкви Преосвященный Филарет был наименован митрополитом Нижегородским и Алатырским, получив 2 июня 1672 года настольную грамоту. При учреждении Нижегородской епархии по территориально-административному положению своему она включала, кроме Нижнего Новгорода и города Алатыря, посадские города Курмыш и Ядрин вместе с соседними поселениями (в дальнейшем они стали уездными центрами Симбирской губернии). По приходным книгам Патриаршего Казенного приказа за 1672 год в городах и уездах, поступивших в ведение митрополита Филарета, значилось 336 храмов, из них 22 — в Нижнем Новгороде. Указом от 16 октября 1799 года Алатырь отошел к своей прежней Казанской епархии, а город Арзамас с уездом вновь вошел в состав Нижегородских земель, нижегородские архипастыри стали именоваться Нижегородскими и Арзамасскими. Территория же епархии была окончательно определена в следующих границах (не менявшихся до 1918 года): на востоке граничила с епархиями Казанской и Симбирской, на западе — с Владимирской, на севере — Костромской и Вятской епархиями, на юге — Пензенской и Тамбовской. Во время Великой Отечественной войны власти позволили открыть в Горьковском крае несколько приходских храмов. Тогда же, в 1943 году, была возрождена кафедра правящего архиерея Горьковского и Арзамасского, а также открыта викарная кафедра епископа Лысковского, которая просуществовала до 1950 года. В 1991 году городу Горькому было возвращено историческое название. Постановлением Священного Синода Горьковская епархия стала вновь именоваться Нижегородской.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1244143...

регистрация   разделы Главное Материалы Новости Мониторинг СМИ Документы Сюжеты Фотогалереи Персоналии Авторы Книги   рассылка function GoToEparhia() if (document.all.eparhiaform.eparhia.value=="" ) document.location.replace( " 1_12.html " ); else document.location.replace( " 51_ " +document.all.eparhiaform.eparhia.value+ " .html " ); Епархиальные новости Нижегородская и Арзамасская епархия РПЦ Нижегородская епархия существует с 1672 года, учреждена в составе Нижнего Новгорода, Алатыря, Курмыша и Ядрина с определенными селениями. Правящему архиерею епархии был дан титул " Митрополит Нижегородский и Алатырский " . С 1719 года во главе епархии стоял епископ, а с 1991 года до 2001 года – снова митрополит. В конце XVIII столетия Нижегородская епархия была введена в границы Нижегородской губернии, и епархиальный архиерей с 1799 года стал именоваться " Нижегородский и Арзамасский " . В 1866 году учреждено Балахнинское викариатство. На 1912 год епархия насчитывала православного населения 1 604 269 человек, церквей 1131, часовен и молитвенных домов 211, монастырей 28 (7 мужских и 21 женский), церковно-приходских попечительств 119, библиотек при церквах 106, при благочиннических округах 30, церковных 571, в них учащихся 27 351 человек, Духовную семинарию, мужское и женское Духовные училища, 65 протоиереев, 1023 священника, 412 дьяконов, 1002 псаломщика. За 330 лет Нижегородской кафедрой управляли 48 архиереев. Первым Нижегородским архиереем стал постриженник Макарьев-Желтоводского Троицкого монастыря, настоятель Печерского Вознесенского монастыря Нижнего Новгорода архимандрит Филарет (годы епископства 1672-1682). На Нижегородской земле особо почитаются святые: преподобный Серафим Саровский и всея России чудотворец, духовный попечитель Троицкой Дивеевской обители; преподобный Макарий, Унженский и Желтоводский чудотворец, основатель Троицкого монастыря на Желтых водах; преподобный Варнава, Ветлужский чудотворец; святой праведный схимонах Иоасаф, Печерский чудотворец, (жития праведника не сохранилось), святой Дионисий Суздальский, чудотворец, основатель Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря; святые благоверные великие князья Георгий Владимирский, основатель Нижнего Новгорода, и Александр Невский; (жития их есть в Минее) великая княгиня Анастасия Иоанновна, супруга Нижегородского великого князя Андрея Константиновича, в иночестве Васса, в схиме Феодора. Почитается нижегородцами и преподобный Евфимий, Суздальский чудотворец, уроженец Нижнего Новгорода.

http://religare.ru/51_7_1_13.html

Митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий (Василий Тимофеевич Данилов) родился 14 августа 1964 г. в г. Жлобине Белорусской ССР. Пос­ле срочной службы в армии обучался в Московской духовной семинарии. В 1988 г. принят послушником в Троице-Сергиеву лавру, в 1989 г. пострижен в монашество. В 1990 г. рукоположен в сан иеродиакона, в 1991 г. — в сан иеромонаха. С ноября 1991 г. нес послушание заведующего свечной мастерской Лавры, в январе 1993 г. назначен экономом обители. В июне 1995 г. окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, после чего, оставаясь на должности эконома, преподавал в МДА общецерковную историю и византологию, возглавлял Патриарший архитектурно-реставрационный центр Троице-­Сергиевой лавры. Синодальным решением от 26 декабря 2002 г.избран епископом Нижегородским и Арзамасским. В феврале 2006 г. возведен в сан архиепископа. Решением Священного Синода от 15 марта 2012 г. (журнал No 7) назначен главой новообразованной митрополии, 18 марта того же года возведен в сан митрополита. Член Синодальной библейско-­богословской комиссии , член комиссии по старообрядным приходам, председатель комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА Нижегородская епархия существует с 1672 г., учреждена в составе Нижнего Новгорода, Алатыря, Курмыша и Ядрина с определенными селениями. Правящему архиерею епархии был дан титул «Митрополит Нижегородский и Алатырский». С 1719 г. во главе епархии стоял епископ, а с 1991 г. по 2001 г. — снова митрополит. В конце XVIII столетия Нижегородская епархия была введена в границы Нижегородской губернии, и епархиальный архиерей с 1799 г. стал именоваться Нижегородским и Арзамасским. На 1912 г. епархия насчитывала православного населения 1 604 269 человек, церквей — 1131, часовен и молитвенных домов — 211, монастырей — 28 (7 мужских и 21 женский), церковно-приходских попечительств — 119, библиотек при церквах — 106, при благочиннических округах — 30, церковных школ — 571, в них учащихся — 27 351 человек, духовную семинарию, мужское и женское духовные училища, 65 протоиереев, 1023 священника, 412 диаконов, 1002 псаломщика. За 330 лет Нижегородской кафедрой управляли 48 архиереев. Первым Нижегородским архиереем (1672–1682) стал постриженникМакарьев-Желтоводского Троицкого монастыря, настоятель Печерского Вознесенского монастыря Нижнего Новгорода архимандрит Филарет.

http://e-vestnik.ru/interviews/mitropoli...

Из-за роста населения обширной епархии и необходимости трудиться над обращением мусульман и отпавших от Православия, в 1912 году была учреждена кафедра викарного епископа Алатырского. В 1914 году владыкой было создано Симбирское епархиальное церковно-археологическое общество, а также начинается издание сборника " Симбирская церковная старина " . Церковная смута, начавшаяся после февральской революции в 1917 году, положила начало тяжелому периоду потрясений XX века и прервала развитие епархии. Среди духовенства появились " прогрессивные " деятели, верующим обещали " демократию " не только на земле, но и на небе. Последний архиерей Симбирской епархии дореволюционного периода архиепископ Вениамин в 1922 году уклонился в обновленческий раскол. В ноябре 1920 года кафедру возглавил архиепископ Александр, ставший через некоторое время организатором " Симбирской независимой церкви " - движения, которое существовало недолго, но внесло в местную церковную жизнь еще большую смуту. С переименованием кафедрального города Симбирск в 1924 году в Ульяновск было изменено и название епархии. К 1926 году в Ульяновске было два епархиальных управления и два кафедральных собора: обновленческий и православный, причем православный епископ Виссарион в том же году перешел в григорианский раскол. В 1927 году он сумел убедить большинство участников съезда епархии последовать за ним, но патриаршая епархия была в том же году замещена владыкой Иоакимом. Таким образом Ульяновск стал центром трех епархий. В 1930-х годах, как и в прочих частях СССР, шло уничтожение церковной жизни светскими властями, которое особо проявлялось в преследовании духовенства и закрытии храмов. В 1935-1937 годах управление епархией производилось из города Мелекесс, а затем кафедра пресеклась. Не один епископ и многие клирики епархии встретили тогда насильственную смерть или заточение. В ноябре 1941 года в Ульяновск были эвакуированы из Москвы Патриархия, главы обновленчества и Всесоюзного совету евангелистов-христиан. Московской Патриархии было передано помещение бывшего польского костела, а обновленцам - храм во имя иконы Божией Матери " Неопалимая Купина " . В ноябре 1941 года была возрождена и Ульяновская епархия. С 1941 по 1943 года город стал местом пребывания главы Русской Православной Церкви, патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского). В июле 1943 года, перед отъездом в Москву, в здании бывшей Ильинской церкви состоялось предсоборное совещание, на котором митрополит Сергий был рекомендован к избранию патриархом Московским и всея Руси.

http://azbyka.ru/palomnik/Ульяновск

Самарской епархии, существовало в 1923-1928 гг.; в составе Ульяновской епархии действовало в 1929-1935 гг. Названо по г. Мелекесс (до сер. 30-х гг. XX в. Мелекес, ныне Димитровград Ульяновской обл.). М. в. Самарской епархии было открыто постановлением патриарха Московского и всея России свт. Тихона (Беллавина) от 6 сент. 1923 г. Тем же постановлением на вновь образованную викарную кафедру был переведен викарий Приморской и Владивостокской епархии (см. Владивостокская и Приморская епархия ) Никольск-Уссурийский еп. Павел (Введенский). Однако викариатством он фактически не управлял, поскольку в 1923 г. был арестован, до 1926 г. находился в заключении, а после освобождения жил в ссылке в Уфе. Он сохранял титул «епископ Мелекесский» до 13 июля (16 сент.?) 1927 г. С 16 сент. 1927 по нач. 1928 г. Мелекесскую кафедру занимал еп. Николай (Ипатов), с 15 янв. по апр. 1928 г.- еп. Георгий (Анисимов) . В апр. 1928 г. Мелекесским викарием был определен еп. сщмч. Амфилохий (Скворцов) . При встрече с заместителем патриаршего местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) еп. Амфилохий высказал несогласие с существующей формулой поминовения за богослужением властей. В связи с этим по предложению митр. Сергия он подал прошение об увольнении за штат по болезни, удовлетворенное заместителем патриаршего местоблюстителя не позднее июля 1928 г. В 1929 г. М. в. вошло в состав Ульяновской епархии. В 1929-1932 гг. его возглавлял еп. Амвросий (Казанский). Поскольку в Ульяновской епархии широко распространился григорианский раскол (к 1931 в Ульяновске действовали 5 григорианских приходов, 2 обновленческих (см. Обновленчество ) и ни одного «тихоновского»), правосл. архиереи, управлявшие епархией, были вынуждены пребывать в Мелекесе. 19 окт. (1 нояб.?) 1932 г. на Мелекесскую кафедру был назначен еп. Серафим (Зборовский), также ему было вверено временное управление Ульяновской епархией, которую он окормлял до назначения на эту кафедру 16 июня 1933 г. еп. Стефана (Знамировского ; впосл. архиепископ). 18 окт. 1933 г. еп. Стефан был переведен на Вологодскую кафедру (см. Вологодская и Кирилловская епархия ), после чего временное управление Ульяновской епархией вновь было поручено еп. Серафиму. В 1934 г. он был перемещен на Алатырскую викарную кафедру Ульяновской епархии (см. Алатырское викариатство ). В том же году Мелекесским викарием был назначен еп. Артемон (Евстратов) . 30 сент. 1935 г. еп. Артемон был определен епископом Елецким, викарием Орловской епархии (см. Елецкое викариатство ). В тот же день последовало назначение на Мелекесскую кафедру Свердловского еп. (архиеп.?) сщмч. Аркадия (Ершова) , однако накануне, 29 сент., он был арестован; 22 окт. 1935 г. находившийся в заключении архиерей был формально уволен на покой. М. в. прекратило существование.

http://pravenc.ru/text/2562816.html

Кафедральный собор в честь Воскресения Христова в Арзамасе. 1814–1842 гг. Фотография. 10-е гг. XXI в. РПЦ, образована в 1672 г. В 1672-1799 гг. именовалась Нижегородская и Алатырская, в 1799-1932 гг.- Нижегородская и Арзамасская, в 1932-1990 гг.- Горьковская и Арзамасская, с 1990 г. имеет совр. название. С 15 марта 2012 г. входит в Нижегородскую митрополию и имеет совр. границы. Епархия включает городские округа: города Н. Новгород, Бор, Дзержинск, город обл. подчинения Арзамас, ЗАТО Саров, а также Арзамасский, Балахнинский, Кстовский, Богородский, Воскресенский и Дальнеконстантиновский районы Нижегородской области . Н. Новгород разделен на 8 благочиннических округов: Нижегородский, Автозаводский, Молитовский (Ленинский р-н города), Сормовский, Приокский, Канавинский, Московский, Нагорный (Советский р-н города). На территории Нижегородской обл. существует 9 благочиннических округов Н. и А. е.: г. Арзамаса, Арзамасского р-на, Балахнинский, Богородский, Борский, Воскресенский (городской округ г. Дзержинск), Дальнеконстантиновский, Кстовский и Саровский. Кафедральные города - Н. Новгород и Арзамас. Кафедральные соборы - нижегородский во имя блгв. кн. Александра Невского и арзамасский в честь Воскресения Христова. Правящий архиерей - митр. Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов , со 2 февр. 2003 в сане епископа, с 24 февр. 2006 в сане архиепископа, с 18 марта 2012 в сане митрополита). К нач. 2017 г. в Н. и А. е. числилось 9 мон-рей (5 мужских и 4 женских), 212 приходов. В клире состояли 291 священник и 50 диаконов. При ЕУ имеются комиссии: дисциплинарная, церковно-каноническая, по канонизации святых; работают отделы: образования и катехизации, миссионерский, по взаимодействию с медицинскими и социальными учреждениями, по взаимодействию с высшими учебными заведениями, социальный, издательский, культуры, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, по взаимодействию с учреждениями уголовно-исполнительной системы, контрольно-ревизионный, имущественно-правовой, торговый; действуют епархиальный суд, объединенная редакция епархиальных средств массовой информации, служба телефона доверия, центр помощи семье и детям «Быть мамой», паломнический центр, церковные музеи, пресс-служба.

http://pravenc.ru/text/2565202.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010