Монастырь Аладжа Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Аладжа — руины православного скального монастыря XII века в 14 км от центра города Варна (рядом с курортом Золотые пески) в Болгарии. Болгарское название — Аладжа манастир. Содержание Название [ править править код ] Настоящее христианское название монастыря неизвестно, не было обнаружено ни одного письменного источника, в котором бы данный монастырь упоминался. В конце XIX века было записано лишь одно предание, в котором утверждалось, что монастырь носил имя «Святого Спаса». Название же «Аладжа» имеет турецкое происхождение и обозначает «пёстрый, разноцветный». Оно возникло, вероятно, из-за сохранившихся в разрушенном монастыре до более поздних времён красочных фресок в часовне, ярко выделявшихся на светлом фоне известковой скалы. Впервые в литературе это имя монастыря упоминается в книге русского писателя Теплякова «Письма из Болгарии» лишь в 1832 году. История [ править править код ] С IV века в этой местности в катакомбах, высеченных в известковой отвесной скале обитали христианские отшельники. Как скальная монашеская обитель монастырь окончательно оформился в XII веке. В конце XIV века после завоевания Болгарии Османской империей монастырь был разрушен, но отшельники продолжали населять пещеры до XVIII века. В настоящее время монастырь необитаем. Систематическое исследование этого памятника христианской культуры началось только в конце XIX века основоположниками болгарской археологии братьями Шкорпил. В 1912 году по их инициативе монастырь был объявлен памятником старины, а в 1957 году по предложению болгарского Национального института памятников культуры — памятником культуры национального значения. Является филиалом историко-археологического музея Варны. В монастырский комплекс входили: кафоликон во имя Святой Троицы, две часовни, церковь для отпевания, склеп, кухня, трапезная, 20 келий и хозяйственных помещений. Все данные помещения были расположены в естественных пещерах на двух ярусах сорокаметровой известняковой скалы.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Алад...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРНЕНСКАЯ И ВЕЛИКОПРЕСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ [болг. Варненска и Великопреславска епархия], Болгарской Православной Церкви (БПЦ); кафедра в г. Варна. Объединяет приходы и мон-ри на территории Варненской обл. и Тырговиштского окр. Разградской обл. Болгарии. Разделена на 5 наместничеств: Варненское, Добричское, Провадийское, Тырговиштское и Шуменское. Правящий архиерей - митр. Кирилл (Ковачёв). По данным на сер. 2003 г., в епархии действуют 308 храмов и 14 часовен, в к-рых служат 95 священнослужителей. Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Варне, 2-й по величине храм-памятник в Болгарии, возведен в 1882-1886 гг. в память погибших за освобождение Болгарии рус. воинов и болг. ополченцев. Сев. престол посвящен св. блгв. кн. Александру Невскому в честь имп. Александра II Освободителя, юж.- свт. Николаю Чудотворцу в честь вел. кн. Николая Николаевича, главнокомандующего Дунайской армией. Монастыри На территории епархии действуют мон-ри: во имя св. равноапостольных Константина и Елены муж. (3 насельника) близ Варны (основан до XVI в., в 1828-1829 разрушен, затем восстановлен), недавно открывшийся в честь Рождества Пресв. Богородицы в Варне жен. (1 насельница), во имя св. апостолов Петра и Павла жен. в Златаре (4 насельницы), во имя св. равноапостольных Мефодия и Кирилла в Преславе муж. (3 насельника). Недействующий мон-рь-музей Аладжа во имя Св. Троицы . Планируется восстановление мон-ря во имя вмч. Пантелеимона, основанного в IX в. ок. Преслава на р. Камчия, в к-ром работали ученики Кирилла и Мефодия святые Наум и Климент Охридские . Образована по решению 1-го Церковно-Народного Собора 1871 г. путем объединения 2 ранее самостоятельных епархий, Варненской и Преславской. Основание епископской кафедры в Варне восходит к апостольским временам. Известно о проповеди ап. Андрея Первозванного на побережье Вифинии, Понта, Фракии и Скифии и о поставлении им в греч. колонии Одесс (совр. Варна) своего ученика ап. от 70 Амплия . Упоминания об этой кафедре сохранились от III - нач. IV в., в кон. VI - нач. VII в. она имела статус автокефальной архиепископии. В VII в. Одесс был сожжен и опустошен аварами, на его месте возникло болг. поселение под названием Варна, в IX-X вв. была возрождена и церковная организация. В нач. XIII в., после завоеваний царя Калояна, эти земли вошли в состав Преславской епархии Тырновского Патриархата. После восстановления Византийской империи Варна вернулась в подчинение Константинопольской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/154303.html

Рыльский монастырь      В 2010 году весь мир облетела настоящая сенсация: в небольшом болгарском городе Созопол обнаружены святые мощи Иоанна Крестителя. Это открытие сделал профессор Попконстантинов во время раскопок средневекового храма, носящего имя святого. Сегодня мощи хранятся в недавно отреставрированной церкви святых Кирилла и Мефодия, расположенной в старой части города Созопол. Сюда приходят многие паломники, чтобы поклониться святыне. Другой популярный маршрут – на Софийскую Святую гору. Речь идет о четырнадцати монастырях вблизи болгарской столицы. Самые значимые из них – Драгалевский монастырь Пресвятой Богородицы, Кокалянский монастырь святого Архангела Михаила, Черепишкий монастырь Успения Богородицы, Этропольский монастырь Святой Троицы – довольно хорошо сохранились. Безусловно, большой интерес для паломников и туристов представляет скальный монастырь Аладжа, находящийся недалеко от черноморского города Варна и курорта Золотые Пески. Он был высечен в горе десять веков тому назад. В России о нем узнали благодаря русскому археологу Виктору Теплекову, который в 1832 году опубликовал свои «Письма из Болгарии». Сегодня монастырь превращен в музей и объявлен памятником культуры. — А почему главный храм Болгарии носит имя русского святого Александра Невского? — Храм-памятник Александру Невскому в Софии напоминает нам о национально-освободительном движении болгарского народа против османского ига и борьбе за церковную независимость. Под давлением России в 1870 году Турция пошла на уступки и учредила Болгарскую Экзархию, юрисдикция которой распространялась на земли,населенные болгарами. В разработке проекта автономной Болгарской Церкви активное участие принимал русский посол в Константинополе граф Николай Павлович Игнатьев, который понимал, что это первый серьезный шаг к созданию независимого болгарского государства. Однако положение славянских народов, находящихся под османским игом, существенно не изменилось. В апреле 1877 года император Александр объявляет Турции войну, в результате которой Болгария получила независимость. В знак признательности российскому народу за освобождение в Софии был возведен величественный храм, который на сегодняшний день является самой большой православной церковью на Балканах. Храм был освящен во имя святого Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II. Таким образом болгары выразили свою благодарность русскому народу и его императору.

http://pravoslavie.ru/80992.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Скальный мон-рь Аладжа [болг. Аладжа, от тур. alacali - пестрый; Пъстрият, Шарен манастир], расположен на северо-востоке Болгарии, на лесистом склоне Стара-Планины, в 14 км от Варны, неподалеку от курорта Золотые Пески. Самый древний из сохранившихся мон-рей на территории Болгарии. Свое название получил благодаря фресковой росписи. Существует предположение, что уже в IV в. на этом месте были высечены в известковой отвесной скале на высоте ок. 20 м пещеры христ. отшельников; в IX-X вв., с активизацией в Сев.-Вост. Болгарии монастырского строительства, пещеры были обращены в мон-рь. Окончательно А. м. оформился как скальная обитель в XII-XIII вв. После завоевания Болгарии Османской империей в кон. XIV в. А. м. был разорен турками. В отличие от Ивановских скальных мон-рей жизнь в А. м., большее время существовавшем как жилище для отшельников, продолжалась с перерывами до XVIII в. Вследствие многовековой эрозии скальной породы из помещений мон-ря сохранились соборная ц. в честь Св. Троицы, 2 часовни, 20 келий и хозяйственных помещений, расположенных в 3 сообщающихся между собой ярусах. Вход в мон-рь, с идущей от него системой туннелей, лестниц, балконов, располагается в вост. стороне комплекса. Троицкая ц. находится в зап. части 2-го яруса, представляет собой небольшой (12 ´ 6 м) двухстолпный храм с апсидой в виде сводчатой ниши и нартексом , в центре к-рого помещена лестница, связывающая церковь с кельями нижнего уровня. Престол также высечен из скальной породы. В храме был установлен деревянный иконостас, о чем свидетельствуют желоба в боковых стенах и своде. В алтарной части имеются фрагменты росписи (одежды и нимб фигуры святителя). стенопись часовни сохранилась лучше и датируется XIV в. В центре плоского потолка, в медальоне, поддерживаемом 4 ангелами, изображен Господь Вседержитель на престоле. Композицию с 4 сторон фланкируют полуфигуры евангелистов. На стенах фрагментарно сохранились изображения преподобных.

http://pravenc.ru/text/63990.html

Большинство из тырновских монастырей связано с ктиторской деятельностью Асеновых и их преемников. Выделяются монастыри Великая Лавра свв. 40 мучеников, монастырь св. Богородицы Путеводительницы на холме св. Гора, св. Иоанна Рыльского на холме Трапезица, св. Марка на берегу р. Янтры, св. Богородицы Темницкой напротив холма Царевец. В Еленской возвышенности к югу от Тырново возникает Капиновский монастырь св. Николы (1272 г.), Плаковский монастырь св. Илии, Мерданский монастырь свв. 40 мучеников, и др. Окрестности Софии — склоны Витоши и южные склоны Старапланины — также усеяны монастырями: Драгалевский монастырь Успения Пресвятой Богородицы, Кремиковский монастырь св. Георгия, Урвичский монастырь св. Николы, Кокалянский монастырь св. Архангела Михаила, Кладницкий монастырь св. Николы. Позднее оформляется группа монастырей «Софийская Святая гора», которую еще называют «Малой Святой горой», объединяющая четырнадцать монастырей во главе с Бистрицким монастырем св. Георгия. Такие монастырские группы создаются и около города Сливена с центром в Сотиров-ском монастыре св. Спаса возле Асеновграда и в других местах. В Северо-Западной Болгарии был основан Клисурский (Врештицкий) монастырь святых Кирилла и Мефодия, Етропольский монастырь св. Троицы («Варовитец»), Дряновский монастырь св. Архангела Михаила, основанный в 1190 г. Асеновыми в честь победы над византийцами, достигает наивысшего расцвета во второй половине XIV b., когда здесь существует школа по подготовке литературных деятелей и переписчиков книг. Лясковский монастырь свв. Петра и Павла также основан в честь освобождения Болгарии от византийского владычества. Известны также Арбанасский монастырь св. Николая, Арбанасский монастырь Успения Пресвятой Богородицы, Преображенский монастырь, основанный в XIV b. при поддержке царя Ивана Александра, к концу Второго Болгарского царства превратившийся в один из важнейших духовных и просветительных центров болгарского народа, Ивановский наскальный монастырь в пещере, Аладжа — наскальный монастырь Св.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2275...

Рис. 38. Царское захоронение в Аладжа-хююк. Фото автора Рис. 39. Ворота Сфинксов в Аладжа-хююк. Фото автора §2 В поисках утраченной прародины Находки археологов и открытия лингвистов, установивших принадлежность хеттского языка к индоевропейской семье языков, пробудили у учёных немалый интерес к изучению хеттской цивилизации. И важнейшим вопросом, который более всего волновал умы историков, был вопрос о происхождении хеттов: откуда на территории Анатолии (Каппадокии), заселённой по преимуществу неиндоевропейскими народами, взялся народ, принадлежавший к иной языковой и культурной общности? Откуда же пришли хетты и где их прародина? Хеттские памятники, даже самые древние из дошедших до нас, относятся к периоду, когда хеттское население уже было преобладающим в центральной и северо-восточной части Малой Азии. Но лингвистические данные позволяют предположить, что носители хеттского, а также других родственных ему индоевропейских диалектов (палайского и лувийского) пришли на территорию Анатолии из региона первоначального расселения индоевропейских племён, находившегося значительно севернее. В некоторых хеттских текстах можно найти такие места, которые могут быть с большой долей вероятности интерпретированы как отголоски более древних переселений анатолийских племён. Так, например, наибольший интерес в связи с этим представляет хеттская молитва , обращённая к богу солнца, в которой говорится, что солнце встаёт из-за моря. Подобный образ сохранился и в аналогичной палайской молитве. Как справедливо отмечает современный лингвист и антрополог – академик Вячеслав Всеволодович Иванов, «благодаря консервативности религиозной традиции этот образ мог сохраниться в молитвах вплоть до исторического времени, когда для хеттов и палайцев солнце в действительности вставало уже не из-за моря» 331 . Очевидно, что данные космологические представления, отражённые в древних молитвах, должны были когда-то соответствовать определённой географической реальности. С этим связана и основная версия исторической прародины хеттов. Ясно, что образ солнца, восходящего из-за моря, мог возникнуть не в гористой Анатолии, а в более северных областях: например, на берегах Каспийского или Чёрного морей.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

О хеттах до нашего времени дошло не так много сведений. В течение длительного времени основным источником информации о хеттах оставалось Священное Писание . Неоднократные упоминания о хеттах мы встречаем ещё в Ветхом Завете, в котором о «хеттеянах» говорится как об одном из племён, проживавших на территории Палестины ещё со времён Авраама, то есть по крайней мере со II тыс. до н. э. 324 . Сами израильтяне не только имели обширные торговые контакты с хеттами 325 , но и часто брали жён из их числа 326 . Самый же известный библейский представитель племени – Урия Хеттеянин 327 . Все эти свидетельства не дают возможности заключить, что хетты играли сколько-нибудь значимую роль в жизни Ближнего Востока. Поэтому долгое время они, наряду с иевусеями, гергесеями, амореями и пр., считались одним из многочисленных семитских племён, населявших некогда земли «плодородного полумесяца». Всё изменилось с открытием в XIX в. исторических хроник Египта, в которых после дешифровки обнаружилось множество упоминаний об активных египетско-хеттских торговых и военных отношениях. Особо значимой для обеих сторон стала знаменитая битва при Кадеше на реке Оронт 328 , в которой войска египетского фараона Рамсеса II сражались против армии хеттского царя Муваталли II и его союзников. После сражения стороны заключили мирный договор, ставший первым документированным мирным договором в истории человечества 329 . В 1834 г. произошло ещё одно важное открытие, оказавшее огромное влияние на становление хеттологии как науки. Рядом с современной турецкой деревней Богазкале (ранее – Богазкёй) 330 в Центральной Анатолии на берегу реки Кызылырмак была обнаружена столица древнего хеттского царства – Хаттуса (Хаттуш, Хаттушаш) (см. рис. 36, 37). Там, как уже было сказано ранее, и был найден в 1906 г. так называемый Богазкёйский архив – огромная библиотека текстов на хеттском языке. Рис. 36. Львиные ворота в Хаттусе. Фото автора Рис. 37. Ворота сфинкса в Хаттусе. Фото автора В XIX столетии было обнаружено ещё одно крупное хеттское поселение, расположенное в местечке под названием Аладжа-Хююк, где с начала XX в. также активно велись археологические раскопки (см. рис. 38, 39).

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В июне 1855 г. новый командующий рус. корпусом Н. Н. Муравьёв начал осаду К. Получив сведения о подходе тур. подкреплений, 17(29) сент. Муравьёв предпринял штурм К., который закончился неудачей, потери составили 6,5 тыс. рус. солдат. Тем не менее в результате блокады К., к-рую русские продолжили, 16(28) нояб. 1855 г. гарнизон К. сдался. Согласно Парижскому мирному договору, заключенному 13(25) февр. 1856 г., после окончания Крымской войны Россия вернула К. Османской империи в обмен на захваченный союзниками в 1855 г. Севастополь. Вслед. вынужденной эмиграции армян в 1829-1830 и 1854-1855 гг. в пределы российского Закавказья численность армянского населения К. значительно сократилась. Тур. правительство начало активно заселять город турками и курдами. В ходе русско-тур. (Балканской) войны (1877-1878) Закавказье вновь воспринималось рус. командованием как второстепенный театр военных действий, что в конечном счете не позволило России кардинальным образом улучшить стратегическое положение в этом регионе. 24 мая (5 июня) 1877 г. Кавказский корпус М. Т. Лорис-Меликова начал осаду К., но спустя полтора месяца отступил из-за подхода тур. подкреплений. 20 сент. (2 окт.) - 3(15) окт. 1877 г. в сражении в районе горы Аладжа, восточнее К., русские разгромили главные силы турок Мухтар-паши. 13(25) окт.- 6(18) нояб. русские провели 2-ю осаду К. и во главе с ген. И. Д. Лазаревым овладели им. По условиям Сан-Стефанского мирного договора в марте 1878 г. России в Закавказье были переданы К., Ардаган, Батум и Баязет. В ходе активного развития К. после присоединения к России к 1913 г. численность населения города достигла 12,2 тыс. чел., из которых 10,3 тыс. составляли армяне. В начале первой мировой войны (1914-1918) К. находился в ближнем тылу рус. Кавказской армии (командующий А. З. Мышлаевский; с янв. 1915 Н. Н. Юденич) и нападениям не подвергался. В кон. 1914 г. турки попытались вторгнуться на рус. территорию в районе Сарыкамыша, юго-западнее К., и, угрожая перерезать коммуникации основных сил русских, наступали на К.

http://pravenc.ru/text/1681163.html

122. Не влекла к делам — то есть к добрым делам. 137. " Negye nubent " (лат.) — " ни женятся " . Адриан хочет сказать, что он больше не " супруг церкви " , не римский папа. 141. В которых то, что говорил ты, зреет. — См. ст. 91-92. 142. Аладжа деи Фьески была замужем за Мороелло Маласпина (см. прим. А., XXIV, 145-150). 1. Пред лучшей волей — то есть перед волей Адриана V, желавшего отдаться слезам покаяния (Ч., XIX,. 139-141). 3. Я погруженной не насытил губки — то есть прекратил беседу, не успев спросить о многом. 8. Зло, заполнившее свет — корыстолюбие. 10-12. Волчица древних лет... — См. прим. А., I, 31-60. 25. Фабриций — римский полководец (III в. до н. э.), прославившийся своим бескорыстием. 31. Щедрость Николая — церковная легенда о святом Николае. 43. Я корнем был зловредного растенья — то есть родоначальником французской королевской династии, пагубной для христианского мира. 46-48. Гвант (Гент), Лиль (Лилль), Бруджа (Брюгге) и Дуак (Дуэ, лат. — Duacum) — главные города Фландрии. Говорящий хотел бы, чтобы Фландрия отомстила его потомку, Филиппу IV за понесенные обиды, что и случилось в 1302 г., когда фламандское народное ополчение разгромило французов. 49. Я был Гугон — Капетом, нареченный. — Данте сливает воедино два исторических лица: Гуго Великого, Графа Парижского, " герцога Франции " , умершего в 956 г., и его сына — Гуго Капета, который после смерти в 987 г. последнего короля Каролингской династии, Людовика V, был избран на престол и умер в 996 г., положив начало династии Капетингов. 52. Родитель мой в Париже был мясник — легенда о Гуго Капете. 54-55. Последний же из племени владык облекся в серое. — По-видимому, Данте смешал последнего Каролинга с последним Меровингом, Хильдериком III, который в 751 г. был низложен и пострижен в монахи. 58. Диадемой вдовой — то есть вакантной после смерти последнего Каролинга — Людовика V. 61. Прованское пышное вено (приданое). — В 1246 г. Карл Анжуйский (см. прим. Ч., VII, 112-114) путем брака получил в обладание богатый Прованс.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

Правители Неманичи и представители серб. знати основали много монастырей-усыпальниц ( Жича , Милешева , Сопочани и др.), многие из правителей и их близких принимали постриг: напр., кор. Стефан Урош I , его супруга Елена (см. Елена Анжуйская ), их сын кор. Драгутин (см. Феоктист , серб. король), супруга царя Душана IV Елена (см. Евгения , местночтимая прп.). Серб. мон-ри помимо духовного имели важное социальное и культурное значение и были своеобразными научными центрами того периода: в них действовали лечебницы, школы и скриптории. Помимо богатых ктиторских обителей возникали и небольшие обители отшельников, о распространении в XIII-XV вв. пустынножительства в Сербии свидетельствуют Жития преподобных Петра Коришского и Иоанникия Девичского . Южнослав. М. с кон. XIII до XV в. находилось под влиянием исихазма и учения прп. Григория Синаита. Главным центром исихазма в Болгарии считались мон-ри в обл. Парория (локализуется возле с. Воден, близ г. Болярово, в горном массиве Странджа, недалеко от черноморского побережья Болгарии). Одним из учеников прп. Григория Синаита был прп. Ромил (ок. 1385), к-рый принял постриг в Тырнове, жил в Парории, подвизался на Афоне, но, желая избежать славы, ушел в Сербию. В Сербии сложилась группа исихастов, живших уединенно либо в скитах (см. в статьях Синаиты сербские , Григорий Новый ). В этот период много мон-рей возникло в удаленных местах (напр., скальные комплексы близ г. Шумен, г. Тервел, мон-рь Аладжа и др.) и в городах. Одним из значимых мон-рей этого периода был Килифаревский мон-рь (см. Килифаревский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь), его монахи-книжники заложили основы тырновской книжной школы и воспитали ок. 400 учеников. В XIII-XIV вв. многочисленное южнославянское М. играло весьма заметную роль на Афоне. Афонские монахи славянского происхождения (в т. ч. болгары Дионисий Дивный , Закхей (Философ) и Иосиф ) осуществили т. н. афоно-тырновскую справу (редакцию) большого числа литургических и богословских текстов на славянском языке и способствовали распространению святоотеческой книжности среди всех славян. Зограф и Хиландар способствовали распространению в болг. и серб. обителях визант. духовной культуры, иногда их насельники участвовали в решении конфликтов между К-полем, властями Болгарии и Сербии. Когда Св. Гора фактически входила в Сербское царство (1345-1371), сербские монахи часто возглавляли афонский Протат, а в кон. XIV в. серб. иноки благородного происхождения Герасим и Арсений восстановили афонский Павла святого монастырь .

http://pravenc.ru/text/2564108.html

  001     002