Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ВАРНЕНСКАЯ И ВЕЛИКОПРЕСЛАВСКАЯ ЕПАРХИЯ [болг. Варненска и Великопреславска епархия], Болгарской Православной Церкви (БПЦ); кафедра в г. Варна. Объединяет приходы и мон-ри на территории Варненской обл. и Тырговиштского окр. Разградской обл. Болгарии. Разделена на 5 наместничеств: Варненское, Добричское, Провадийское, Тырговиштское и Шуменское. Правящий архиерей - митр. Кирилл (Ковачёв). По данным на сер. 2003 г., в епархии действуют 308 храмов и 14 часовен, в к-рых служат 95 священнослужителей. Кафедральный собор в честь Успения Пресв. Богородицы в Варне, 2-й по величине храм-памятник в Болгарии, возведен в 1882-1886 гг. в память погибших за освобождение Болгарии рус. воинов и болг. ополченцев. Сев. престол посвящен св. блгв. кн. Александру Невскому в честь имп. Александра II Освободителя, юж.- свт. Николаю Чудотворцу в честь вел. кн. Николая Николаевича, главнокомандующего Дунайской армией. Монастыри На территории епархии действуют мон-ри: во имя св. равноапостольных Константина и Елены муж. (3 насельника) близ Варны (основан до XVI в., в 1828-1829 разрушен, затем восстановлен), недавно открывшийся в честь Рождества Пресв. Богородицы в Варне жен. (1 насельница), во имя св. апостолов Петра и Павла жен. в Златаре (4 насельницы), во имя св. равноапостольных Мефодия и Кирилла в Преславе муж. (3 насельника). Недействующий мон-рь-музей Аладжа во имя Св. Троицы . Планируется восстановление мон-ря во имя вмч. Пантелеимона, основанного в IX в. ок. Преслава на р. Камчия, в к-ром работали ученики Кирилла и Мефодия святые Наум и Климент Охридские . Образована по решению 1-го Церковно-Народного Собора 1871 г. путем объединения 2 ранее самостоятельных епархий, Варненской и Преславской. Основание епископской кафедры в Варне восходит к апостольским временам. Известно о проповеди ап. Андрея Первозванного на побережье Вифинии, Понта, Фракии и Скифии и о поставлении им в греч. колонии Одесс (совр. Варна) своего ученика ап. от 70 Амплия . Упоминания об этой кафедре сохранились от III - нач. IV в., в кон. VI - нач. VII в. она имела статус автокефальной архиепископии. В VII в. Одесс был сожжен и опустошен аварами, на его месте возникло болг. поселение под названием Варна, в IX-X вв. была возрождена и церковная организация. В нач. XIII в., после завоеваний царя Калояна, эти земли вошли в состав Преславской епархии Тырновского Патриархата. После восстановления Византийской империи Варна вернулась в подчинение Константинопольской Патриархии.

http://pravenc.ru/text/154303.html

Монастырь Аладжа Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь Аладжа — руины православного скального монастыря XII века в 14 км от центра города Варна (рядом с курортом Золотые пески) в Болгарии. Болгарское название — Аладжа манастир. Содержание Название [ править править код ] Настоящее христианское название монастыря неизвестно, не было обнаружено ни одного письменного источника, в котором бы данный монастырь упоминался. В конце XIX века было записано лишь одно предание, в котором утверждалось, что монастырь носил имя «Святого Спаса». Название же «Аладжа» имеет турецкое происхождение и обозначает «пёстрый, разноцветный». Оно возникло, вероятно, из-за сохранившихся в разрушенном монастыре до более поздних времён красочных фресок в часовне, ярко выделявшихся на светлом фоне известковой скалы. Впервые в литературе это имя монастыря упоминается в книге русского писателя Теплякова «Письма из Болгарии» лишь в 1832 году. История [ править править код ] С IV века в этой местности в катакомбах, высеченных в известковой отвесной скале обитали христианские отшельники. Как скальная монашеская обитель монастырь окончательно оформился в XII веке. В конце XIV века после завоевания Болгарии Османской империей монастырь был разрушен, но отшельники продолжали населять пещеры до XVIII века. В настоящее время монастырь необитаем. Систематическое исследование этого памятника христианской культуры началось только в конце XIX века основоположниками болгарской археологии братьями Шкорпил. В 1912 году по их инициативе монастырь был объявлен памятником старины, а в 1957 году по предложению болгарского Национального института памятников культуры — памятником культуры национального значения. Является филиалом историко-археологического музея Варны. В монастырский комплекс входили: кафоликон во имя Святой Троицы, две часовни, церковь для отпевания, склеп, кухня, трапезная, 20 келий и хозяйственных помещений. Все данные помещения были расположены в естественных пещерах на двух ярусах сорокаметровой известняковой скалы.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Алад...

Рыльский монастырь      В 2010 году весь мир облетела настоящая сенсация: в небольшом болгарском городе Созопол обнаружены святые мощи Иоанна Крестителя. Это открытие сделал профессор Попконстантинов во время раскопок средневекового храма, носящего имя святого. Сегодня мощи хранятся в недавно отреставрированной церкви святых Кирилла и Мефодия, расположенной в старой части города Созопол. Сюда приходят многие паломники, чтобы поклониться святыне. Другой популярный маршрут – на Софийскую Святую гору. Речь идет о четырнадцати монастырях вблизи болгарской столицы. Самые значимые из них – Драгалевский монастырь Пресвятой Богородицы, Кокалянский монастырь святого Архангела Михаила, Черепишкий монастырь Успения Богородицы, Этропольский монастырь Святой Троицы – довольно хорошо сохранились. Безусловно, большой интерес для паломников и туристов представляет скальный монастырь Аладжа, находящийся недалеко от черноморского города Варна и курорта Золотые Пески. Он был высечен в горе десять веков тому назад. В России о нем узнали благодаря русскому археологу Виктору Теплекову, который в 1832 году опубликовал свои «Письма из Болгарии». Сегодня монастырь превращен в музей и объявлен памятником культуры. — А почему главный храм Болгарии носит имя русского святого Александра Невского? — Храм-памятник Александру Невскому в Софии напоминает нам о национально-освободительном движении болгарского народа против османского ига и борьбе за церковную независимость. Под давлением России в 1870 году Турция пошла на уступки и учредила Болгарскую Экзархию, юрисдикция которой распространялась на земли,населенные болгарами. В разработке проекта автономной Болгарской Церкви активное участие принимал русский посол в Константинополе граф Николай Павлович Игнатьев, который понимал, что это первый серьезный шаг к созданию независимого болгарского государства. Однако положение славянских народов, находящихся под османским игом, существенно не изменилось. В апреле 1877 года император Александр объявляет Турции войну, в результате которой Болгария получила независимость. В знак признательности российскому народу за освобождение в Софии был возведен величественный храм, который на сегодняшний день является самой большой православной церковью на Балканах. Храм был освящен во имя святого Александра Невского – небесного покровителя императора Александра II. Таким образом болгары выразили свою благодарность русскому народу и его императору.

http://pravoslavie.ru/80992.html

Большинство из тырновских монастырей связано с ктиторской деятельностью Асеновых и их преемников. Выделяются монастыри Великая Лавра свв. 40 мучеников, монастырь св. Богородицы Путеводительницы на холме св. Гора, св. Иоанна Рыльского на холме Трапезица, св. Марка на берегу р. Янтры, св. Богородицы Темницкой напротив холма Царевец. В Еленской возвышенности к югу от Тырново возникает Капиновский монастырь св. Николы (1272 г.), Плаковский монастырь св. Илии, Мерданский монастырь свв. 40 мучеников, и др. Окрестности Софии – склоны Витоши и южные склоны Старапланины – также усеяны монастырями: Драгалевский монастырь Успения Пресвятой Богородицы, Кремиковский монастырь св. Георгия, Урвичский монастырь св. Николы, Кокалянский монастырь св. Архангела Михаила, Кладницкий монастырь св. Николы. Позднее оформляется группа монастырей «Софийская Святая гора», которую еще называют «Малой Святой горой», объединяющая четырнадцать монастырей во главе с Бистрицким монастырем св. Георгия. Такие монастырские группы создаются и около города Сливена с центром в Сотиров-ском монастыре св. Спаса возле Асеновграда и в других местах. В Северо-Западной Болгарии был основан Клисурский (Врештицкий) монастырь святых Кирилла и Мефодия, Етропольский монастырь св. Троицы («Варовитец»), Дряновский монастырь св. Архангела Михаила, основанный в 1190 г. Асеновыми в честь победы над византийцами, достигает наивысшего расцвета во второй половине XIV в., когда здесь существует школа по подготовке литературных деятелей и переписчиков книг. Лясковский монастырь свв. Петра и Павла также основан в честь освобождения Болгарии от византийского владычества. Известны также Арбанасский монастырь св. Николая, Арбанасский монастырь Успения Пресвятой Богородицы, Преображенский монастырь, основанный в XIV в. при поддержке царя Ивана Александра, к концу Второго Болгарского царства превратившийся в один из важнейших духовных и просветительных центров болгарского народа, Ивановский наскальный монастырь в пещере, Аладжа – наскальный монастырь Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Москва. Часовня Александра Невского и иконы Божией Матери " Знамение " . Памятник-часовня Гренадерам, павшим под Плевной Карта и ближайшие объекты Часовня-памятник гренадерам, павшим в бою под Плевной, была построена по инициативе Московского Археологического общества на добровольные пожертвования оставшихся в живых гренадеров - участников Плевненского сражения. Строительство памятника было поддержано всем русским обществом, воспринимавшим Русско-турецкую войну 1877-1878 годов как свой священный долг защиты братских единоверных народов. Открытие Плевненской часовни состоялось 27 ноября 1887 года, в день десятилетия героической битвы под Плевной. Автором проекта стал известный академик архитектуры В.О. Шервуд. Внутри часовня была украшена богатым керамическим декором, сплошь покрывающим все поверхности. У главных образов - святых Александра Невского, Георгия Победоносца и святителя Николая Чудотворца - горели неугасимые лампады. Облик шатровой часовни напоминает храмы XVI-XVII вв. Восьмиугольное в плане сооружение возведено из чугунных блоков на гранитной основании. Нижняя часть - восьмигранная часовня; на ней - такой же восьмигранный шатер, суживающийся кверху. Шатер увенчан короной в виде шапки Мономаха и завершен восьмиконечным крестом. Под бронзовым крестом, венчающим памятник, выделяется полумесяц как символ победы православного воинства над мусульманами - поработителями болгарского народа. Часовня украшена литыми барельефами из цинка, выполненными Шервудом. Первоначально памятник был полихромным. Крест, кокошник и главки были позолочены; шатер, двери и другие детали был окрашены под позолоту, горельефы были покрыты медью. Внутри в часовне был установлен майоликовый иконостас. Интерьер украшали цветные витражи по рисункам Шервуда. Пол был сделан из разноцветных граненых камней. Внутри находились бронзовые плиты с именами погибших гренадеров: 18 офицеров и 542 солдат. На внешних сторонах памятника были сделаны надписи: " Товарищам гренадерам, павшим в бою под Плевной 18 ноября 1877 г. " и " В память войны 1877-1878 гг. Плевна, Карс, Аладжа " . Перед входом в памятник-часовню были поставлены чугунные тумбы с надписями " В пользу увечных гренадер и их семейств " , и на этих тумбах до 1917 г. стояли кружки для пожертвований.

http://sobory.ru/article/?object=01968

Правители Неманичи и представители серб. знати основали много монастырей-усыпальниц ( Жича , Милешева , Сопочани и др.), многие из правителей и их близких принимали постриг: напр., кор. Стефан Урош I , его супруга Елена (см. Елена Анжуйская ), их сын кор. Драгутин (см. Феоктист , серб. король), супруга царя Душана IV Елена (см. Евгения , местночтимая прп.). Серб. мон-ри помимо духовного имели важное социальное и культурное значение и были своеобразными научными центрами того периода: в них действовали лечебницы, школы и скриптории. Помимо богатых ктиторских обителей возникали и небольшие обители отшельников, о распространении в XIII-XV вв. пустынножительства в Сербии свидетельствуют Жития преподобных Петра Коришского и Иоанникия Девичского . Южнослав. М. с кон. XIII до XV в. находилось под влиянием исихазма и учения прп. Григория Синаита. Главным центром исихазма в Болгарии считались мон-ри в обл. Парория (локализуется возле с. Воден, близ г. Болярово, в горном массиве Странджа, недалеко от черноморского побережья Болгарии). Одним из учеников прп. Григория Синаита был прп. Ромил (ок. 1385), к-рый принял постриг в Тырнове, жил в Парории, подвизался на Афоне, но, желая избежать славы, ушел в Сербию. В Сербии сложилась группа исихастов, живших уединенно либо в скитах (см. в статьях Синаиты сербские , Григорий Новый ). В этот период много мон-рей возникло в удаленных местах (напр., скальные комплексы близ г. Шумен, г. Тервел, мон-рь Аладжа и др.) и в городах. Одним из значимых мон-рей этого периода был Килифаревский мон-рь (см. Килифаревский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь), его монахи-книжники заложили основы тырновской книжной школы и воспитали ок. 400 учеников. В XIII-XIV вв. многочисленное южнославянское М. играло весьма заметную роль на Афоне. Афонские монахи славянского происхождения (в т. ч. болгары Дионисий Дивный , Закхей (Философ) и Иосиф ) осуществили т. н. афоно-тырновскую справу (редакцию) большого числа литургических и богословских текстов на славянском языке и способствовали распространению святоотеческой книжности среди всех славян. Зограф и Хиландар способствовали распространению в болг. и серб. обителях визант. духовной культуры, иногда их насельники участвовали в решении конфликтов между К-полем, властями Болгарии и Сербии. Когда Св. Гора фактически входила в Сербское царство (1345-1371), сербские монахи часто возглавляли афонский Протат, а в кон. XIV в. серб. иноки благородного происхождения Герасим и Арсений восстановили афонский Павла святого монастырь .

http://pravenc.ru/text/монашество.html

Работа выполнена видным архитектором В.О. Шервудом. Основная часть часовни была сделана из чугуна, нового и модного в то время материала, а некоторые детали выполнили из бронзы. Часовню освятили 28 ноября 1887 г. на площади Ильинских ворот, в день десятилетия освобождения болгарского города Плевны (ныне Плевен). В ней каждый год 28 ноября проходила панихида об упокоении доблестных воинов, на поле брани убиенных, и на ней присутствовали солдаты и офицеры московских гренадерских корпусов. В сильные холода панихиду справляли не в часовне, а в Манеже. Памятник-часовня в нижней своей части представляет металлический восьмигранник, на котором возвышается восьмигранный шатер, увенчанный короной в виде шапки Мономаха, на которой был установлен позолоченный восьмиконечный крест. В ней устроили майоликовый иконостас. Иконы были выполнены мастером восковой и фресковой живописи М.Н. Васильевым. Интерьер был облицован изразцами. На семи бронзовых досках внутри часовни были выбиты имена погибших гренадеров: 18 офицеров и 542 солдат. Кроме того, установили доски с текстом, описывающим сражение под Плевной, и с именами участников строительства часовни. На стенах были расположены образа святых Александра Невского, Иоанна Воина, Николая чудотворца, Кирилла и Мефодия. На фасаде в четырех из восьми ниш, образованных выступами колонн и арок, установили горельефы: крестьянин, благословляющий сына на подвиг; янычар, вырывающий сына из рук матери-болгарки; гренадер, берущий в плен турецкого солдата; и умирающий гренадер, срывающий цепи с женщины, символизирующей Болгарию. Под горельефами укрепили позолоченные изображения перевитых лентами лавровых венков. Верхняя часть всех арок и карниза украшала лавровая гирлянда. На восьмиграннике шатра были выполнены четыре золоченые надписи: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28 ноября 1877 г.», «В память войны 1877–1878 гг. Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали», «Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя», «Всяко зерно, падшее на землю, не оживет, еще не умрет».

http://sobory.ru/article/?object=01968

Дух Святой сошествием Своим исполняет Церковь славой Пресвятой Троицы, и слава эта становится для Церкви ее дыханием, ее светом, ее славой. И в связи с этим и значение этого образа не должно быть лишь относительным, приблизительным, не имеющим основного значения. Церковь имеет много изображений Святой Троицы очень различных по своей иконографии. Но та икона, которой определяется самый праздник Святой Троицы, неизменно одна – это изображение Святой Троицы в образе трех Ангелов. Прообразом ее было явление Святой Троицы в образе трех путников Аврааму и Сарре у дубравы Мамре. Образ этот возник в глубокой древности. Так, о нем свидетельствует св. Иоанн Дамаскин как об изображении, задолго до него существовавшем. Явление Троицы носило таинственный, не вполне изъяснимый характер. Самое явление Посланцев Аврааму иногда представляется в образе чисто человеческом, в образе трех путников, и так изображается в Церкви, особенно в доиконоборческие времена. Такие изображения Троицы мы видим в мозаиках Равенны, в Риме – в храме Святой Марии Маджиоре… Думается, что именно этот образ (явление трех Ангелов) связан неразрывно с праздником Святой Троицы. Церковь избрала именно эту икону, а не какую-либо иную, не случайно, но потому, что она с наиболее возможной полнотой выражает догматическое исповедание Святой Троицы и, можно сказать, рождена этим исповеданием. Самая иконография носит двойственный характер. Иногда три Ангела изображаются в совершенно равном достоинстве, а иногда средний ангел больше и величественнее двух других. Явлению трех Ангелов Аврааму придавалось разное толкование. Одни предполагали, что тремя Ангелами было второе Лицо Святой Троицы в сопровождении двух Ангелов, как бы образно знаменующих первую и третью Ипостась. Другие видели в явлении трех Ангелов явление Самой Пресвятой Живоначальной Троицы, полное и совершенное. И это второе понимание все больше и больше с веками укреплялось в Церкви и утверждалось в изображении праздника. Но было и есть стремление примирить эти, как бы непримиримые, основы в изображении Троицы. Наиболее полно и глубоко такое понимание выразилось в иконе, написанной преподобным Андреем Рублевым для Троицкого собора Троице-Сергиевского монастыря. Потому Стоглавый собор утвердил эту икону как образец того, как должно писать икону Святой Троицы.

http://azbyka.ru/ob-izobrazhenii-svyatoj...

Образ Троицы, печать всего сущего, всякого жизненного устроения, не остается одиноким. Но как Первообраз порождает к жизни бесконечное множество подобий, влекущихся, по своему смыслу, к источнику, так и икона Святой Троицы порождает множество святых изображений, сродных себе, как бы отражающих трисолнечный свет и составляющих Троичное единство. Например, иконы трех Архистратигов, трех Святителей, трех отроков в пещи и икона мучеников, составляющих триаду, Трех царей, пришедших поклониться Христу, а также и все иконы, где не сохранено число три, но которые рождены все тем же триединым источником славы, трисолнечным светом Троицы, которая, изливая этот свет, рождает повсюду нечто подобное себе и влечет все устроить по своему подобию. Эта устрояющая сила Святой Троицы, заложенная в самую основу мироздания, как говорит об этом Василий Великий в Шестодневе, простирается на все и все ищет сделать причастным своей жизни. В этом смысле икона Святой Троицы должна найти в Церкви свое наиболее полное, наиболее совершенное выражение, чтобы стать источником всякого согласия. Думается, что икона Троицы в образе трех Ангелов и является наиболее совершенным выражением Святой Троицы в тех пределах, какие могут быть доступны. Образ Святой Троицы никак нельзя понимать прямым или грубо вещественным образом. Та основа почитания икон, которая дана нам Седьмым Вселенским Собором, основа, которая выражена словами: «Почитание образа переходит на Первообразное», в полной мере и даже особым образом относится и к иконе Святой Троицы. Образ этот написан так, чтобы возвести сознание к умопостижению и к созерцанию света Троицы, и самое развитие иконы ведет нас от вполне осязаемого ветхозаветного события к совершенно очищенной, лишенной земных подробностей горней чистоте, возводит ум к небесной нашей родине, к Царству Отца и Сына и Святого Духа. И ангельский характер трех Лиц Троицы является для нас этой ведущей силой, помогает нам взойти на эту высоту, проникнуть к высоте небесной. Ангельский характер изображений сообщает всему ту легкость, которая не была бы мыслима, если бы изображения носили лишь человеческий характер. И действительно, изображение Святой Троицы в образе трех мужей, которое существовало в древности, например, в мозаиках храма в Равенне, в дальнейшем уже не повторяется. Всем трем посланцам придаются ангельские крылья, чтобы подчеркнуть неземную их природу и возвести сознание от ветхозаветного события к образу Троицы, изображенной не в каком-либо явлении, но в приснобытии, освобожденной от всего временного и повествовательного. От явления трех мужей Аврааму сознание возводит к созерцанию Ангелов Великого Совета.

http://azbyka.ru/ob-izobrazhenii-svyatoj...

– Вообще-то я сказал, что это невозможно… Знаете, когда мы читаем в Евангелии о чудесах Христовых, то в латинском тексте для обозначения чуда используется слово signum, то есть знамение, знак, как, впрочем, и славянском переводе. Один умный человек как-то сказал мне, что Бог посредством людей дает нам знаки. Вот для меня таких знаков вдруг стало очень много. Мы так и говорили друг другу – вместе построим храм. Неожиданно возникло большое количество помощников, и я вдруг поверил в возможность достроить храм. Это был какой-то небывалый подъем, огонь, который всех зажег. В последние дни перед освящением, когда мы готовились к приезду Патриарха, на территории храма трудилось такое количество людей! Это было что-то невероятное и напоминало слаженную работу муравейника, где каждый знал, что и для чего он делает.… Мы так и говорили друг другу – вместе построим храм. Освящение храма Живоначальной Троицы и Божественная литургия 23 июля 2017 года. Фото: patriarchia.ru Освящение храма Живоначальной Троицы и Божественная литургия 23 июля 2017 года. Фото: patriarchia.ru Освящение храма Живоначальной Троицы и Божественная литургия 23 июля 2017 года. Фото: patriarchia.ru Освящение храма Живоначальной Троицы и Божественная литургия 23 июля 2017 года. Фото: patriarchia.ru Освящение храма Живоначальной Троицы и Божественная литургия 23 июля 2017 года. Фото: patriarchia.ru Освящение храма Живоначальной Троицы и Божественная литургия 23 июля 2017 года. Фото: patriarchia.ru Освящение храма Живоначальной Троицы и Божественная литургия 23 июля 2017 года. Фото: patriarchia.ru Освящение храма Живоначальной Троицы и Божественная литургия 23 июля 2017 года. Фото: patriarchia.ru Освящение храма Живоначальной Троицы и Божественная литургия 23 июля 2017 года. Фото: patriarchia.ru Освящение храма Живоначальной Троицы и Божественная литургия 23 июля 2017 года. Фото: patriarchia.ru Освящение храма Живоначальной Троицы и Божественная литургия 23 июля 2017 года. Фото: patriarchia.ru Освящение храма Живоначальной Троицы и Божественная литургия 23 июля 2017 года. Фото: patriarchia.ru

http://pravmir.ru/creative/hram-v-naukog...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010