Москва. Часовня Александра Невского и иконы Божией Матери " Знамение " . Памятник-часовня Гренадерам, павшим под Плевной Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Часовня-памятник гренадерам, павшим в бою под Плевной, была построена по инициативе Московского Археологического общества на добровольные пожертвования оставшихся в живых гренадеров - участников Плевненского сражения. Строительство памятника было поддержано всем русским обществом, воспринимавшим Русско-турецкую войну 1877-1878 годов как свой священный долг защиты братских единоверных народов. Открытие Плевненской часовни состоялось 27 ноября 1887 года, в день десятилетия героической битвы под Плевной. Автором проекта стал известный академик архитектуры В.О. Шервуд. Внутри часовня была украшена богатым керамическим декором, сплошь покрывающим все поверхности. У главных образов - святых Александра Невского, Георгия Победоносца и святителя Николая Чудотворца - горели неугасимые лампады. Облик шатровой часовни напоминает храмы XVI-XVII вв. Восьмиугольное в плане сооружение возведено из чугунных блоков на гранитной основании. Нижняя часть - восьмигранная часовня; на ней - такой же восьмигранный шатер, суживающийся кверху. Шатер увенчан короной в виде шапки Мономаха и завершен восьмиконечным крестом. Под бронзовым крестом, венчающим памятник, выделяется полумесяц как символ победы православного воинства над мусульманами - поработителями болгарского народа. Часовня украшена литыми барельефами из цинка, выполненными Шервудом. Первоначально памятник был полихромным. Крест, кокошник и главки были позолочены; шатер, двери и другие детали был окрашены под позолоту, горельефы были покрыты медью. Внутри в часовне был установлен майоликовый иконостас. Интерьер украшали цветные витражи по рисункам Шервуда. Пол был сделан из разноцветных граненых камней. Внутри находились бронзовые плиты с именами погибших гренадеров: 18 офицеров и 542 солдат. На внешних сторонах памятника были сделаны надписи: " Товарищам гренадерам, павшим в бою под Плевной 18 ноября 1877 г. " и " В память войны 1877-1878 гг. Плевна, Карс, Аладжа " . Перед входом в памятник-часовню были поставлены чугунные тумбы с надписями " В пользу увечных гренадер и их семейств " , и на этих тумбах до 1917 г. стояли кружки для пожертвований.

http://sobory.ru/article/?object=01968

Настоящим музеем является и главная монастырская церковь (1834-1837), искусно украшенная изнутри прекрасными фресками. В монастыре хранится богатая коллекция золотой и серебряной утвари, старинных монет, оружия, украшений, драгоценных тканей. Уникальна библиотека монастыря: в ней хранится более 16 тыс. томов книг, в том числе 134 рукописи XV-XIX веков. В музее размещено интереснейшее этнографическое собрание из произведений прикладного искусства, значительная часть которого   дары, привезенные в монастырь со всех концов Болгарии и из других стран. По масштабам, архитектурному, художественному и культурному значению с Рильским монастырем может сравниться лишь Бачковский монастырь, расположенный в 29 км от Пловдива. Основанный грузином Григорием Бакурианом в 1083 г., монастырь имеет сложную и противоречивую историю, «запечатленную» в архитектурном облике единственного сохранившегося после разрушения монастыря в XVI века здания   церкви-усыпальницы: в нем чувствуется преобладающее влияние сирийского и армяно-грузинского зодчества. Исключительную ценность представляют фрески XI-XII веков, а также монументальная церковь Успения Пресвятой Богоматери (1604). Расположенный в 7 км от города Трояна Троянский монастырь известен главным образом тем, что его настенные росписи представляют собой один из самых интересных циклов в творчестве великого болгарского живописца Захария Зографа. Не менее замечателен и иконостас главной монастырской церкви, представляющий собой шедевр искусства резьбы по дереву болгарского Возрождения. Роженский монастырь, расположенный в 6 км от города Мелник, также знаменит своими фресками XVI-XVII веков, на которых изображено более 150 библейских и евангельских сюжетов, резными деревянными иконостасами и аналоями. В Роженском монастыре было создано уникальное произведение Роженской каллиграфской школы, существовавшей здесь еще в XIV веке,   рукописный список «Толкования Иова», хранящийся ныне в церкви Гроба Господня в Иерусалиме. Особый интерес представляют скальные монастыри  Ивановский и Аладжа. Высеченный высоко в скале над рекой Русенский Лом Ивановский монастырь уже в XIV веке был обиталищем монахов-отшельников, носителей широко распространенных в ту эпоху в Болгарии идей исихазма, призывающих к безмолвию, аскетизму, нравственному совершенствованию. Бесценным памятником средневековья является стенопись одной из пещер Ивановского монастыря, в том числе самый ранний для болгарского искусства описательный сюжет «Житие Св. Герасима».

http://pravmir.ru/monastyri-bolgarii/

Работа выполнена видным архитектором В.О. Шервудом. Основная часть часовни была сделана из чугуна, нового и модного в то время материала, а некоторые детали выполнили из бронзы. Часовню освятили 28 ноября 1887 г. на площади Ильинских ворот, в день десятилетия освобождения болгарского города Плевны (ныне Плевен). В ней каждый год 28 ноября проходила панихида об упокоении доблестных воинов, на поле брани убиенных, и на ней присутствовали солдаты и офицеры московских гренадерских корпусов. В сильные холода панихиду справляли не в часовне, а в Манеже. Памятник-часовня в нижней своей части представляет металлический восьмигранник, на котором возвышается восьмигранный шатер, увенчанный короной в виде шапки Мономаха, на которой был установлен позолоченный восьмиконечный крест. В ней устроили майоликовый иконостас. Иконы были выполнены мастером восковой и фресковой живописи М.Н. Васильевым. Интерьер был облицован изразцами. На семи бронзовых досках внутри часовни были выбиты имена погибших гренадеров: 18 офицеров и 542 солдат. Кроме того, установили доски с текстом, описывающим сражение под Плевной, и с именами участников строительства часовни. На стенах были расположены образа святых Александра Невского, Иоанна Воина, Николая чудотворца, Кирилла и Мефодия. На фасаде в четырех из восьми ниш, образованных выступами колонн и арок, установили горельефы: крестьянин, благословляющий сына на подвиг; янычар, вырывающий сына из рук матери-болгарки; гренадер, берущий в плен турецкого солдата; и умирающий гренадер, срывающий цепи с женщины, символизирующей Болгарию. Под горельефами укрепили позолоченные изображения перевитых лентами лавровых венков. Верхняя часть всех арок и карниза украшала лавровая гирлянда. На восьмиграннике шатра были выполнены четыре золоченые надписи: «Гренадеры своим товарищам, павшим в славном бою под Плевной 28 ноября 1877 г.», «В память войны 1877–1878 гг. Плевна, Карс, Аладжа, Хаджи-Вали», «Больше сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя», «Всяко зерно, падшее на землю, не оживет, еще не умрет».

http://sobory.ru/article/?object=01968

Варна. Аладжанский Троицкий монастырь. Аладжа манастир " Света Троица " Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:Дата постройки неизвестна. Ссылки:   Адрес: Болгария, Варненская обл., о. Варна, г. Варна, Природный парк " Золотые пески " Природен парк " Златни пясъци " , град Варна, община Варна, област Варна, България Координаты: 43.278108, 28.015475 Проезд:С дороги, идущей вдоль моря от Варны на Золотые пески, по указателю свернуть налево, в горы, и проехать около километра. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Статьи Статей пока нет. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=42323

" Дух, льющий слезы, чтобы в них созрело То, без чего возврата к богу нет, Скажи, прервав твое святое дело: 94. Кем был ты  ; почему у вас хребет Вверх обращен; и чем могу хоть мало Тебе помочь, живым покинув свет? " 97. " Зачем нас небо так ничком прижало, Ты будешь знать; но раньше scias quod Fui successor Petri,  — тень сказала. — 100. Меж Кьявери и Сьестри воды льет Большой поток  , и с ним одноименный Высокий титул отличил мой род. 103. Я свыше месяца влачил, согбенный, Блюдя от грязи, мантию Петра; Пред ней — как пух все тяжести вселенной. 106. Увы, я поздно стал на путь добра! Но я познал, уже как пастырь Рима, Что жизнь земная — лживая мара. 109. Душа, я видел, как и встарь томима, А выше стать в той жизни я не мог, — И этой восхотел неудержимо. 112. До той поры я жалок и далек От бога был, неизмеримо жадный, И казнь, как видишь, на себя навлек. 115. Здесь явлен образ жадности наглядный Вот в этих душах, что окрест лежат; На всей горе нет муки столь нещадной. 118. Как там подняться не хотел наш взгляд К высотам, устремляемый к земному, Так здесь возмездьем он к земле прижат. 121. Как жадность там порыв любви к благому Гасила в нас и не влекла к делам,  Так здесь возмездье, хоть и по-иному, 124. Стопы и руки связывает нам, И мы простерты будем без движенья, Пока угодно правым небесам " . 127. Став на колени из благоговенья, Я начал речь, но и по слуху он Заметил этот признак уваженья 130. И молвил: " Почему ты так склонен? " И я в ответ: " Таков ваш сан великий, Что совестью я, стоя, уязвлен " . 133. " Брат, встань! — ответил этот дух безликий. — Ошибся ты: со всеми и с тобой Я сослужитель одного владыки. 136. Тому, кто звук Евангелья святой, Гласящий " Neque nubent "   , разумеет, Понятно будет сказанное мной. 139. Теперь иди; мне скорбь моя довлеет; Ты мне мешаешь слезы лить, стеня, В которых то, что говорил ты, зреет.  142. Есть добрая Аладжа у меня, Племянница, — и только бы дурного В ней не посеяла моя родня! 145. Там у меня нет никого другого " . ПЕСНЬ ДВАДЦАТАЯ

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

   001   002