Особый интерес, однако, представляет то, что выражение «от начала» ( αρ arches) теперь тоже может рассматриваться в контексте того же комплекса историографических понятий. Это не отзвук (как иногда полагают) свойственного эллинистической культуре уважения к древности и не отсылка к авторитетным древним источникам устной традиции 323 – это утверждение, гласящее, что очевидцы были свидетелями событий на всем протяжении рассказанной автором истории. Существует еще один пример использования этого выражения в общем значении в историографическом труде, современном Евангелию от Луки; Филон Библосский пишет: «Санхуниатон, человек поистине великой учености и любознательности, стремившийся у всех узнавать о том, что происходило, с самого начала (ex arches)… весьма внимательно изучил труды Тааута» 324 . Однако ближе к Луке стоит пример, приведенный Дэвидом Ауни. Это пролог к сочинению Плутарха «Пир семи мудрецов», подписанному псевдонимом. Автор его якобы присутствовал на знаменитом собрании семи мудрецов в VI веке до н. э. и теперь предлагает своему адресату правдивый отчет об этом событии. Разумеется, этот отчет – вымысел от начала до конца: однако это не умаляет его ценности для наших целей, поскольку, составляя этот пролог, Плутарх, несомненно, руководствовался правилами историографии своего времени. Ауни отмечает серию параллелей как с прологом Луки, так и с прологами к техническим трактатам 325 , и на этом основывает предположение, что предисловия к популярным историческим сочинениям могли больше напоминать предисловия к техническим трактатам, чем предисловия к историческим трудам более высокого уровня, которые единственно и дошли до нас 326 . В этом псевдэпиграфическом прологе нас интересует последняя фраза. В ней автор сообщает своему адресату, что все остальные отчеты об этом событии недостоверны, поскольку их авторы, в отличие от него самого, на собрании не присутствовали. Далее он заключает: «Поскольку времени у меня теперь достаточно, а преклонный возраст не позволяет надолго откладывать мой рассказ, поведаю все с самого начала ( αρ arches hapanta diëgësomai), раз уж тебе не терпится послушать» 327 . Выражение «с самого начала» здесь говорит о том, что автор, будучи очевидцем, способен дать о событии полный отчет – в отличие от других рассказчиков, которые лишь что-то слышали о происшедшем, и потому их сведения неизбежно неполны.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

1514 В Египте, как мы видели, обелиски также считались символами верховного божества Ра. В Америке каменные столбы служат также принадлежностью солнечного культа. См. Real. Encyklopäd. von Herzog. В. I. Baal. 1516 Упоминаемый в Библии филистимский Baal-Zebub или Zebuf ( 4Цар. 1, 2, 16 ), у новозаветных писателей Вельзевул – Βελζεβολ, значит: «Ваал летающий, или Ваал мух». Ваал, как, и греческий Зевс πορν ιος, признавался, очевидно, владыкой или сокрушителем мух и вообще вредных насекомых, во множестве являвшихся во время летнего зноя. Некоторые, впрочем, находят, что Beel-Sebul первоначально значило: «владыка жилища», т. е. небесного. Alm. Theologische Briefe. I, 490. 1517 Melkarth – сокращение из Melek-kiryath, т. e. царь города. Lenormant. Manuel d " histoire t. III. p. 128. «Владыке Мелькарт, Ваалу тирскому», – надпись на храме острова Мальты. Ibid. р. 127. Моверс, наоборот, смотрит на тирского Мелькарта – Геркулеса, на основании греческих известий, как на совершенно отдельную форму Ваала, его особое воплощение или отражение его могущества, пытаясь найти и особый смысл в его культе. Он признает его реальным обнаружением силы Ваала, – тем, что у семитов называлось «лицем божиим» (Мелькарт, по его мнению, есть vultus patrie т. е. Ваала, – божество, сходное по значению с библейским «ангелом Иеговы). В мифах, передаваемых греческими писателями, этот бог называется сыном Ваала, умирающим и затем вновь восстающим. Кажется, греки смешивали его с Адонисом. Правда, Мелькарт и у Санхониатона отождествляется с Геркулесом, но и у него, как у Филона (библосского), имена богов намеренно сближаются с греческими. Правда, и самое имя «Геракла» или Геркулеса изводят с семитского корня (ar-chal, er-col, т. е. огонь или эфир побеждает или побеждающий). Мог, конечно, тирский Ваал иметь и некоторые особые свойства и быть повторением общего понятия в другой форме, как Гор в отношении к Ра-Озирису, но, во всяком случае, – он не более, как «тирский Валл». См. Movers. Untersuch. üb. d. Relig. d. Phöniz. S. 385 – 450.

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

(По известиям древних, финикийский Таат олицетворял космос, изображавшийся обыкновенно под образом змея или дракона). Затем, к богам офионам или змеевидным духам он причисляет агатодемона или суруму-Бэла, т. е. змея Бэла – символ мировой души, богиню Thuro (у Санхониатона), которая значила «закон, гармония», Кадма или Кадмиеля (древний змей) – тип, сходный с греческим Гермесом и олицетворявший собой мудрость, и наконец финикийского Тифона или какодемона. Movers. Ibid. S. 499 – 538. 1550 К уяснению этого хаотического сказания о космогонии у финикиян может служить замечательное сочинение Эвальда: Abhandlung über die Phoeniz. Ansichten von Weltschopfung und d. Geschichtlichen Werth Sanchoniathons. v. H. Ewald. 1851. Göttingen. 1551 Первое число, по Эвальду, указывает на 7 планет, а последнее на 12 полубогов или гениев подобных 12 небесным богам в Риме. Lib. citat. S. 16. 1552 Мы можем отметить в этих смешанных космогонических рассказах только то, что касается древнейших богов и их имен. Весь отрывок из Санхониатона у Евсевия может быть разделен на 3 отдела, представляющие собой различные сказания, заканчивающиеся Таатом, – богом откровения. Первый общий космогонический рассказ кончается по изданию Орелля на 16 pag. второй – на 24-й (Ewald, ibidem. S. 14). Первый отдел заключает общий взгляд на происхождение вселенной, со второго начинается собственно теогония (тирская), за ней следует другая (библосская). Первая теогония начинается именем бога ψουρνιος, т. е. бога «верховного неба», который прежде всех обитал в Тире. Еще замечательнее рассказ библосский. Он начинается с Eliun ψιστος, т. е. с того библейского Eliun, который в книге Бытия называется Богом Вышним (см. fragmenta. Sanchon. ed. Orelli. p. 24), хотя здесь придается ему жена Β ροθ. От него и после него небо принимает власть над землей и берет себе в супружество сестру-землю (ibid). От них уже, т. е. от неба и земли, рождаются: El – Сатурн, Бетиль, (Bethil, т. е. св. камни), Дагон и Атлант (т. е. боги жатвы и воды).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Retivc...

Делегация Императорского Православного Палестинского Общества посетит Ливан 16 октября 2013 г. 20:10 С 18 по 23 октября 2013 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла делегация Императорского Православного Палестинского Общества посетит Ливанскую Республику. По приглашению председателя Ливанского культурного православного императорского общества Джорджа Баракята члены российской делегации во главе с председателем Московского отделения ИППО Сергеем Байдаковым проведут встречи с православной ливанской общественностью и официальными лицами, представляющими различные этноконфессиональные группы этой страны. В рамках ИППО — старейшей неправительственной организации в России — недавно создан российский общественный Центр защиты христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В него вошла рабочая группа ИППО по защите христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которая с марта этого года при активной поддержке Московского отделения ИППО осуществляет сбор и доставку гуманитарной помощи для страдающего народа Сирии. В составе делегации, направляющейся в Ливан, — члены Совета ИППО, члены общественного Центра защиты христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке, представители Русской Православной Церкви, Министерства иностранных дел Российской Федерации. Цель визита — расширение сотрудничества и гуманитарных связей с православными, христианскими и другими религиозными общинами Ливана, молодежными православными организациями, оценка гуманитарной ситуации в Ливане в связи с большим притоком беженцев из Сирии. Запланированы встречи российской делегации с Блаженнейшим Патриархом Антиохийским и всего Востока Иоанном X , с маронитским Патриархом Антиохийским и всего Востока Бешарой Бутросом кардиналом ар-Раи, митрополитом Библосским и Гор Ливанских Георгием (Ходром), митрополитом Бейрутским Илией (Ауди) и другими высокими духовными лицами. Члены делегации будут приняты председателем Парламента Ливана Набихом Берри, председателем Общества ливанско-российской дружбы, почетным консулом Российской Федерации в Северном Ливане Жаком Саррафом и другими. Ряд важных мероприятий пройдет в городе Амьюн, история которого неразрывно связана с историей Императорского Православного Палестинского Общества. Делегацию примет мэр этого города Хасан Карам и председатель Ливанского культурного православного императорского общества Джордж Баракят, которым будет передано приветствие председателя Императорского Православного Палестинского Общества Сергея Степашина . Запланирована также встреча членов делегации с Чрезвычайным и Полномочным Послом Российской Федерации в Ливанской Республике А.С. Засыпкиным, который является действительным членом Императорского Православного Палестинского Общества. Императорское Православное Палестинское Общество /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3306823.ht...

Впрочем, нельзя сказать, что слова Филона не имеют никакого смысла. Под одушевленными камнями он мог разуметь аэролиты, которые почитались священными и были часто бетилями. 124 Δημαρς. Хвольсон дает семитическое объяснение этому слову и производит его от арабского тамура, изменившегося в греческом произношении в Δημαρος. Рет , Моверс производит от , название колонн, символов этого бога. Филон библосский, по его мнению, производил это слово от (Chw. II, 292–293). 125 Αδωδος. Филология этого слова недостаточно определена: одни понимают его в смысле любовь; а Мейер переводит, как сирийское had-had, один, один, араб. adad. 127 Это выражение, собственно говоря, непереводимо на наш язык в том смысле, как его понимает Филон. 129 На некоторых памятниках, как напр. на плите Ассурбанипала и обелиск Салманассара эти 12 богов называются в следующем порядке: 1) Ану, царь земных и небесных архангелов и царь мира; 2) Бел, отец богов, творец; 3) Еа, царь океана, решитель судьбы, бог мудрости и знания; 4) Син, владыка венцев; 5) Бин, воин и владыка плодоносных каналов; 6) Самас, судья неба и земли; 7) Марудух, честный судья богов, владыка рождения; Адар-Шамдал, могущественный полководец между богами войны, истребитель зла; 9) Нергал, благородный царь битв: 10) Нево, носитель высшего жезла; 11) Белита, супруга Бела и мать великих богов 12) Истар, старейшая над небом и землей, исполняющая блеском лицо воинов (Len. 1. с. 121). 130 Есть основание предполагать ( Ис. 14:13 ), что у народов Месопотамии и Сирии было представление о священной горе, подобной греческому Олимпу, где собираются боги. Вообще у этих народов было убеждение, что боги особенно любят горы и скорее отсюда слышат молитву, отчего предпочитали молиться на высотах. Такая любовь к высоким местам отразилась отчасти и у евреев в виде культа высот на которых первоначально собирались с благочестивой целью поклонения Иегове (во время Самуила и Соломона), а потом собиравшийся здесь народ предавался распутству и безобразиям, как и ханаанские народы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

От этих родились Самемрум (поднимающийся до небес) и Узо (косматый). Самемрум жил на острове Тире, где изобрели искусство строить хижины из камыша и папируса. Брат его Узо, живший несогласно с ним, изобрел приготовление одежд из шкур животных. Узо был первый пустившийся в плавание. От молнии произошел пожар в лесу, покрывавшем остров Тир. Срубив одно пылавшее дерево и бросив его в море, Узо увидел, что оно не тонет, что навело его на мысль об устройстве плотов и судов для плавания. Самемрум имел сыновей и дочерей, из этого племени произошел Сидон, который изобрел рыболовство и охоту и был отцом сидонян. Это – сидонская космогония. Существует подобная ей библосская. Сед (всемогущий) родил садим, которые изобрели построение домов. От них родились Елим и титаны. От них произошли Амин (?) и Маг (?), изобретшие земледелие. От них родились Мизор (египтянин) и Сидик (справедливый). У Мизора был сын Таут, который изобрел письмо, а от Сидика родились кабиры, создавшие мореплавание и медицину. Таммуз-Елиун (высочайший), который погиб жертвой дикого животного и в честь которого устрояют траурное торжество, дал рождение человеку, вышедшему из земли (Адаму и человеческому роду, который жил тогда в Гебале=Библосе). Существует еще третья версия. В ней представляется затруднительным восстановление имен, так как они эллинизированы. Высочайший (Елиун) произвел Небо и Землю. Когда они соединились, Небо и Земля произвели Ела, Вефиля, Дагона и Атласа. Потом Небо имело много детей от других супруг. Разгневанная Земля разошлась с Небом, и Небо задумало умертвить детей, которых имело от своей сестры. Ел, по советам Таут, выступил тогда на борьбу против Неба, своего отца. Ел родил Прозерпину (судя по этому имени, у финикиян были божества подземного мира) и Минерву (Танит). Прозерпина умерла девой. С согласия Танит и Таута Ел изобрел аркан и копье. И Таут научил Елогим, происшедших от Ела и ставших его сотоварищами, магическим средствам для борьбы с Небом. Наконец, Ел достиг того, что низложил могущество Неба, своего отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

– Черное? – с благоговением спросил Публий. – Как деготь, и душистое, как амброзия. Эй, Фортуната, для этого вина нужны летние хрустальные чаши. И дай-ка нам чистого, белого снега из ледника. Фортуната принесла два кубка. Лицо у нее было здоровое, с приятной желтоватой белизной, как у жирных сливок; казалось, от нее пахнет деревенской свежестью, молоком и навозом. Кабатчик взглянул на бутылку со вздохом умиления и поцеловал горлышко; потом осторожно снял восковую печать и откупорил. На дно хрустального кубка положили снегу. Вино полилось густою черною пахучею струею; снег таял от прикосновения огненного антосмия; хрустальные стенки сосуда помутились и запотели от холода. Тогда Скудило, получивший образование на медные гроши (он был способен смешать Гекубу с Гекатой), произнес с гордостью единственный стих Марциала, который помнил: Candida nigrescant vetulo crystalla Falerno . – Подожди. Будет еще вкуснее! Сиракс опустил руку в глубокий карман, достал крошечную бутылочку из цельного оникса и с чувственной улыбкой осторожно подлил в вино каплю драгоценного аравийского киннамона; капля упала в черную антосмию, как мутно-белая жемчужина, и растаяла; в комнате повеял сладкий странный запах. Пока трибун с восторгом медленно пил, Сиракс прищелкивал языком и приговаривал: – Библосское, Маронейское, Лаценское, Икарийское все перед этим дрянь! Темнело. Скудило отдал приказ собираться в путь. Легионеры надели панцири, шлемы, на правую ногу железные поножия, взяли щиты и копья. Когда они вышли за перегородку, исаврские пастухи, похожие на разбойников, сидевшие у очага, почтительно встали перед римским трибуном. Он имел величественный вид; в голове шумело; в жилах был огонь благородного напитка. На пороге приступил к нему человек в странном восточном одеянии, в белом плаще с красными поперечными полосами и с высоким головным убором из воловьей шерсти – персидской тиарой, похожей на башню. Скудило остановился. Лицо у перса было тонкое, длинное, исхудалое, желто-оливкового цвета; узкие проницательные глаза – с глубокою и хитрою мыслью; во всех движениях важное спокойствие. Это был один из тех бродячих астрологов, которые с гордостью называли себя халдеями, магами, пирэтами и математиками. Тотчас объявил он трибуну, что имя его Ногодарес; он остановился у Сиракса проездом; держит путь из далекой Анадиабены к берегам Ионического моря, к знаменитому философу и теургу – Максиму Эфесскому. Маг попросил позволения показать свое искусство и погадать на счастие трибуна.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=188...

Затем о своем согласии с осуждением заявили Фалассий Кесарийский, Евсевий Анкирский и другие участники собора. Епископ Имерийский Ураний потребовал казни отлучаемых епископов: они «должны быть не только лишаемы церковного достоинства, но даже посекаемы мечом» . Приговор об отлучении Флавиана и Евсевия был подписан в первый же день соборных заседаний. Римские легаты тайком покинули Эфес и отправились в Рим с апелляцией от Евсевия и святителя Флавиана и с докладом папе о ходе и актах «разбойничьего собора». Святой Флавиан по распоряжению комита Елпидия был отправлен в ссылку во Фригию. Но через три дня после своего осуждения он скончался в пути, в местечке Ипеп. Ход собора был прерван, но по требованию Диоскора епископы должны были оставаться в Эфесе, готовые к продолжению соборных деяний, которые возобновились через две недели. 22 августа и в последующие дни собор заседал уже без участия римских легатов и архиепископа Антиохийского Домна, который от пережитого унижения слег в постель. Целью собора Диоскор провозгласил искоренение остатков несторианства, и для этого по его предложению были заочно низложены блаженный Феодорит Кирский, Ива Эдесский, Даниил Харранский, Ириней Тирский и Акилин Библосский. Соборные акты об их отлучении приносили на подпись больному Домну Антиохийскому, и он послушно подписывал их. После чистки Сирийского диоцеза от подозреваемых в несторианстве епископов очередь дошла и до его предстоятеля – самого Домна. По поводу обнаруженного им малодушия А.В. Карташев с мрачным сарказмом писал: «Прежде такое сокрушение личности казалось нам непонятным, почти невероятным. Но после духовно страшного опыта XX столетия мы свои сомнения откладываем. Безмерность картины сокрушения личности на этом Диоскоровом, якобы вселенском, соборе доведена до геркулесовых столбов. После малодушного подписания Домном осуждения… своих антиохийских собратьев он сам был выброшен, как выжатый лимон. Как бы издеваясь над его трусостью и предательством своих собратьев, Диоскор в заключение соборно низложил и его самого» .

http://pravoslavie.ru/50695.html

ГЕОРГИЙ Коссов (1855-1928), прот., священноисп. (пам. 26 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ Александрович Троицкий (1873-1931), свящ., священноисп. (пам. 16 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕОРГИЙ [Егор] Егорович Седов (1883-1960), исп. (пам. 3 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕОРГИЙ Васильевич Осорьин [Осоргин] (сер. 30-х гг. XVI в. — ок. 1592/93), прав. (пам. 23 июня — в Соборе Владимирских святых) ГЕОРГИЙ блж., Христа ради юродивый, Новгородский (пам. 3 нояб., 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых) ГЕОРГИЙ (Будилов; XV в.), блж., Христа ради юродивый (пам. 23 апр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице — в Соборе Новгородских святых), Шенкурский, Важский ГЕОРГИЙ (Бранкович Джордже; 1830-1907), архиеп. Карловацкий, митрополит и Патриарх Сербский в 1890-1907 гг. ГЕОРГИЙ [Геваргезе, в португ. традиции — Жоржи ди Крус] († 1637), архидиак., глава христиан Индии в 1597–1637 гг. ГЕОРГИЙ (Грязнов Александр Иванович; 26.01.1934 — 1.04.2011), архиеп. Людиновский, вик. Калужской епархии ГЕОРГИЙ (Летич Джордже; 1872–1935), еп. Банатский Сербской Православной Церкви (СПЦ) в 1931–1935 гг. ГЕОРГИЙ (Тертышников Николай Иванович; 1941–1998), архим., доцент МДА, духовный писатель, богослов ГЕОРГИЙ (Ходр) (род. 1923), митр. Библосский, Ботрисский и Гор Ливанских (Антиохийский Патриархат) ГЕОРГИЙ АКРОПОЛИТ (2-я пол. 1217 — 1282), визант. историк, ритор, поэт, богослов, гос. деятель, дипломат и военачальник ГЕОРГИЙ ВАРДАН († после 1237 или 1238), митр. Керкирский, церковно-политический деятель, богослов, писатель ГЕОРГИЙ ГАЛИСИОТ (1278/80 - после 1357), визант. ритор, сакелларий храма Св. Софии в К-поле, патриарший писец ГЕОРГИЙ КАППАДОКИЕЦ арианин, занимавший Александрийскую кафедру во время 3-го изгнания свт. Афанасия I Великого (356 - 361) ГЕОРГИЙ МАЦКВЕРЕЛИ еп. Ацкурский, церковный деятель и писатель, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 2 апр.)

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Затем о своем согласии с осужде­нием заявили Фалассий Кесарийский, Евсевий Анкирский и дру­гие участники собора. Епископ Имерийский Ураний потребовал казни отлучаемых епископов: они «должны быть не только лиша­емы церковного достоинства, но даже посекаемы мечом» 702 . При­говор об отлучении Флавиана и Евсевия был подписан в первый же день соборных заседаний. Римские легаты тайком покинули Эфес и отправились в Рим с апелляцией от Евсевия и святителя Флавиана и с докладом папе о ходе и актах разбойничьего собора. Святой Флавиан по распоряжению комита Елпидия был отправ­лен в ссылку во Фригию. Но через три дня после своего осужде­ния он скончался в пути, в местечке Ипеп. Ход собора был прерван, но по требованию Диоскора епи­скопы должны были оставаться в Эфесе, готовые к продолже­нию соборных деяний, которые возобновились через две недели. 22 августа и в последующие дни собор заседал уже без участия римских легатов и архиепископа Антиохийского Домна, кото­рый от пережитого унижения слег в постель. Целью собора Дио­скор провозгласил искоренение остатков несторианства, и для этого по его предложению были заочно низложены блаженный Феодорит Кирский , Ива Эдесский, Даниил Харранский, Ириней Тирский и Акилин Библосский. Соборные акты об их отлучении приносили на подпись больному Домну Антиохийскому, и он послушно подписывал их. После чистки Сирийского диоцеза от подозреваемых в несторианстве епископов очередь дошла и до его предстоятеля самого Домна. По поводу обнаруженного им малодушия A.B. Карташев с мрачным сарказмом писал: «Пре­жде такое сокрушение личности казалось нам непонятным, поч­ти невероятным. Но после духовно страшного опыта XX столетия мы свои сомнения откладываем. Безмерность картины сокруше­ния личности на этом Диоскоровом, якобы «вселенском» соборе доведена до геркулесовых столбов. После малодушного подписа­ния Домном осуждения... своих антиохийских собратьев он сам был выброшен, как выжатый лимон. Как бы издеваясь над его трусостью и предательством своих собратьев, Диоскор в заклю­чение соборно низложил и его самого» 703 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002   003     004