На улицах совершались вакханалии и шумные оргии. Женщины и молодые девушки, побуждаемый жрецами и общим фанатизмом, отдавали себя на произвол мужчин, и приносили в жертву свое целомудрие ( 3Цар. 14:24 ). Содержавшиеся при храме блудилищные дома переполнялись народом, начиналось пьянство и разврат, к каким только способна восточная натура. Жрецы и гиеродулы устраивали между тем различные веселые процессии, скачки и пляски. Таким же характером отличался у моавитян и мадианитян культ их национального божества Ваалфегора, которому предались евреи при вступлении в обетованную землю. Уже самое название этого божества, Ваал Пеор, т. е. Baal hyinenis virginis ((-- Orig. hom. 17 и 30 ad Num. Ieron. Osia, IX, 10) 136 указывало на сладострастный характер входивших в состав его культа действий. Они на самом деле таковыми и представляются в Чис. 31:16 и 22:17. Богиня любви, тосковавшая по умершем Адонисе Таммузе была Ашера ( от счастливый), Деркето, Атаргатиса, у греков Афродита, у римлян Венера, культ которой, как богини любви и плодородия, отличался сладострастным характером и неумеренностью. Кинира, первый библосский царь, по свидетельству предания, выстроил в Библосе и Кипре храмы в честь этой богини, и его дочери служили в честь ее своим телом 137 . Девицы Библоса продавали себя на рынке чужестранцам и неистовствовали в самых храмах. Плата за это шла в честь Афродиты или Ашеры. О девицах Кипра говорится, что оне даже подвергались опасностям моря, для того чтобы продавать себя мореплавателям (Jastin 18, 3). В храмах богини Ашеры у сирийцев содержались гиеродулы из мужчин и женщин, посвящавших себя на служение позорному культу; у моавитян в их ряды становились иногда даже замужние женщины: такие гиеродулы известны в Библии под именем кедешей ( 4Цар. 23:7 ). Жившие при храмах женщины ткали для богини ковры. Празднества в честь этой богини устраивались большею частью в зеленых рощах. Некоторые из деревьев, отличавшихся особенно своей зеленью, как напр. кипарис, теревинф, пихта, кедр, гранатовая яблоня, как символ жизни и производительной силы природы, были посвящены этой богине.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

1 . Так как к строению иерусалимского храма были призваны Соломоном финикийские художники, то многие археологи полагали, что внешний вид Соломонова храма был вполне предоставлен финикийскому искусству. Другие исследователи, особенно из новейших Фридрих (Tempel und Palast Salomo’s, Denkmaler plionikischer Kunst, 1887), пошли еще дальше, признавая непосредственное сходство Соломонова храма с финикийскими и во всем внутреннем устройстве и во всех его принадлежностях. «Храм Соломона, говорит Дум, до такой степени не отличался от финикийских храмов солнца, что часть народа, верная древней религии, видела в нем языческий храм и не хотела признать его, что и послужило одною из причин разделения царств после Соломона» (Duhm. Die Theologie der Propheten, 51–53). Чтобы судить об этом, необходимо видеть какой либо образец финикийского храма. Но такого храма не сохранилось; встречающиеся на финикийском берегу древние пещеры религиозного значения, вырубленные в скале мелкие капища не могут претендовать на имя храмов. Почти всем, что мы знаем об устройстве финикийских храмов в собственном смысле, мы обязаны нескольким римским медалям, украшенным изображениями финикийских святилищ. Вот изображение финикийского храма в Библосе на римской монете, чеканенной при Макрине. Рисунок 62. Монета Библоса Главную часть святилища представляет правая сторона изображения. Широкая лестница приводит в колоннаду, имеющую вид пропилей, а оттуда в большой двор, окруженный портиком. В центре двора стоит каменный конус, окруженный балюстрадою, символ божества и, очевидно, главный предмет поклонения. Это и есть древнейшая часть библосского храма. Что касается селлы на левой стороне медали с треугольным фронтоном, то это позднейшая прибавка к древнему храму, вероятно, времени Селевкидов, не отличающаяся от тех храмов, которые Витрувий называет храмами in antis. Спрашивается, чем же это древнее финикийское святилище напоминает Соломонов храм? Правильно ли будет даже называть его храмом? Или вот еще изображение знаменитого Пафосского храма в том его виде, в каком он существовал в римский период.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

имел форму яйца. И солнце, и луна, и звёзды и великие созвездия засветили на небе. Тогда явились существа, у которых не было чувств и от них произошли существа разумные, и их назвали Тсофесамим (созерцающие небо). Началась борьба элементов, которые стали разделяться между собой. Раскаты громов разбудили разные существа, которые были как бы во сне, и тогда мужские и женские существа стали двигаться по земле и по морю. И Дыхание родило северный, южный, восточный и западный Ветер. Хаос и западный Ветер соединились, и они произвели Улома (время) и древнего (Кадмон) и эти произвели потомство (толедет) и население (моледет), которые населили Финикию и почитали солнце под именем Ваала-Самим, как владыку небес. Улом и Кадмон родили сыновей, имена которых суть свет, огонь и пламя, они ввели употребление огня путём трения одного куска дерева о другой. От них явились на земле сыновья-гиганты (рефаимы), которые назывались Касий, Ливан, Антиливан и Фавор. От этих родились Самемрум (поднимающийся до небес) и Узо (косматый). Самемрум жил на острове Тире, где изобрели искусство строить хижины из камыша и папируса. Брат его Узо, живший несогласно с ним, изобрёл приготовление одежд из шкур животных. Уз был первый пустившийся в плавание. От молнии произошёл пожар в лесу, покрывавшем остров Тир. Срубив одно пылавшее дерево и бросив его в море, Узо увидел, что оно не тонет, что навело его на мысль об устройстве плотов и судов для плавания. Самемрум имел сыновей и дочерей, из этого племени произошёл Сидон, который изобрёл рыболовство и охоту и был отцом сидонян. Это – сидонская космогония. Существует подобная ей библосская. Сед (всемогущий) родил садим, которые изобрели построение домов. От них родились Елим и титаны. От них произошли Амин (?) и Маг (?) изобретшие земледелие. От них родились Мизор (египтянин) и Сидик (справедливый). У Мизора был сын Таут, который изобрёл письмо, а от Сидика родились кабиры, создавшие мореплавание и медицину. Таммуз-Елиун (высочайший), который погиб жертвой дикого животного и в честь которого устрояют траурное торжество, дал рож-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Аримаспы – мифический народ на крайнем северо-востоке, у Рипейских (Уральских) гор. Они, по преданию, сражаются с грифами из-за золота. У Эсхила они живут на юго-востоке. Река Плутона – как предполагают, золотоносная река в Эфиопии. Река Эфиоп, или Эфиопская река , – видимо, верховья Нила. Библосские горы – очевидно, какие-то горы в Восточной Африке, не упоминающиеся у других авторов. Треугольная земля – дельта Нила; название это произошло от греческой буквы «дельта», имеющей вид треугольника. Молосская земля – на севере Греции (в Эпире). …шелестом чудесные дубы…  – Жрецы Зевса Додонского толковали его волю по шелесту листьев и по воркованью голубей. Залив Реи – Ионийское море. …наречется Ионийским…  – Древние производили название Ионийского моря от имени Ио. Эпаф – то есть «рожденный от прикосновения», сын Ио. По свидетельству историка Геродота, греки отождествляли его с египетским богом Аписом. Пятьдесят сестер.  – Здесь Прометей рассказывает о пятидесяти Данаидах, дочерях царя Даная, потомка Ио. Данаиды бежали в Аргос, древнюю родину своей праматери, Ио, спасаясь от преследования пятидесяти сыновей Египта, своих двоюродных братьев. Впоследствии, выйдя за них замуж, Данаиды убили своих мужей. Только одна, Гипермнестра, полюбившая Линкея, пощадила его. От них пошел род аргосских царей. Пеласгова земля – Аргос, по преданию, основанный царем Пеласгом. Киприда, или Афродита,  – богиня любви и красоты, рожденная на острове Кипр. Она внушила Гипермнестре любовь к Линкею. Одна из невест – Гипермнестра. …из ее потомства народится…  – Потомками Линкея и Гипермнестры будут знаменитые герои Персей и Геракл. Да, мудрым…  – В этой строфе хор прославляет равенство в браке. Неравный брак приносит несчастье, как это произошло с Ио, смертной девушкой, которую полюбил Зевс. Простому человеку надо быть подальше от благосклонности знатных и богатых. Посейдоново копье.  – Посейдон – брат Зевса, бог моря, колебатель земли. Символ его власти – трезубец. Смерть не суждена мне.  – Прометей, как и все боги, бессмертен.

http://azbyka.ru/fiction/prikovannyj-pro...

И Дыхание, и Хаос смешались, и родился Мот (ил, или вязкая тина), и из него вышли все семена творения, и Мот был отцом всего. Мот имел форму яйца. И солнце, и луна, и звезды, и великие созвездия засветили на небе. Тогда явились существа, у которых не было чувств, и от них произошли существа разумные, и их назвали Тсофесамим (созерцающие небо). Началась борьба элементов, которые стали разделяться между собою. Раскаты громов разбудили разные существа, которые были, как бы, во сне, и тогда мужские и женские существа стали двигаться по земле и по морю. И Дыхание родило северный, южный, восточный и западный Ветер. Хаос и западный Ветер соединились, и они произвели Улома (время) и древнего (Кадмон), и эти произвели потомство (толедет) и население (моледет), которые населили Финикию и почитали солнце под именем Ваала-Самим, как владыку небес. Улом и Кадмон родили сыновей, имена которых суть: свет, огонь и пламя, они ввели употребление огня, путем трения одного куска дерева о другой. От них явились на земле сыновья-гиганты (рефаимы), которые назывались: Касий, Ливан, Антиливан и Фавор. От этих родились Самемрум (поднимающийся до небес) и Узо (косматый). Самемрум жил на острове Тире, где изобрел искусство строить хижины из камыша и папируса. Брат его, Узо, живший несогласно с ним, изобрел приготовление одежд из шкур животных. Узо был первый, пустившийся в плавание. От молнии произошел пожар в лесу, покрывавшем остров Тир. Срубив одно пылавшее дерево, и бросив его в море, Узо увидел, что оно не тонет, что навело его на мысль об устройстве плотов и судов для плавания. Самемрум имел сыновей и дочерей, из этого племени произошел Сидон, который изобрел рыболовство и охоту, и был отцом сидонян. Это – сидонская космогония. Существует, подобная ей, библосская. Существуют и иные космогонические версии. Первоначальными местами общественного культа в Финикии были высоты, как пункты, ближайшие к богам, живущим на небе. Затем выбирались места, на которых проявилась сила божеств. Наконец, выбирали места, представлявшие удобства для культовых действий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

Необходимо сказать несколько слов о религиозных представлениях тех, с кем пришлось встретиться Иисусу Навину и Израилю в Палестине. Ханаан, являясь на протяжении тысячелетий буферной зоной между великими империями Плодородного Полумесяца, непрестанно находился под мощным культурным и религиозным влиянием Месопотамии, Египта, хеттов и финикийцев. Хананеи почитали египетских богов Гора и Хатора, фигурки которых обнаружены среди развалин, поклонялись вавилонской богине Иштар и богу Риммону 132 . Но подавляющим религиозным влиянием было финикийское влияние. По сути говоря, Финикия и Палестина являют нам одну общую религиозную картину. Долгое время почти что единственным источником для изучения хананео-финикийского мира служили фрагменты сочинения Филона Библосского (I в. до Р.Х.), сохранившиеся у Евсевия Кесарийского 133 . Этот очень поздний и компилятивный труд Филона давал весьма туманную картину религиозного состояния хананеев до появления Израиля. У ученых не было почти никаких данных для реконструкции религиозной жизни тех времен. Столь грустное положение дел заставило авторов французской «Иллюстрированной истории религий», опубликованной в конце XIX века, сказать: «Для изучения истории хананейских и филистимских племен, за исключением надписи Мезы, не существует никаких первоначальных источников» 134 . Все изменилось, когда в 1929 году в местечке Рас-Шамра, на сирийском берегу Средиземного моря французскими археологами под руководством Клода Шеффера и Жана Дени было сделано открытие Угарита, древнего финикийского города-государства. Раскопки, начатые в 1930 году, продолжились до 1939 года, затем, после 10-летнего военного перерыва, были возобновлены в 1949 году. Холм, называемый сегодня Рас-ас-Шамра, явил на свет город, уже известный по письмам телль-Амарны и египетским текстам. Было найдено огромное количество терракотовых табличек, исписанных клинописными буквами, несколько отличными от общеизвестного финикийского алфавита. Язык угаритских текстов классифицируется как один из западно-семитских языков II тыс. до н.э. Тексты, расшифрованные Г. Бауэром и Ш. Виролло и восходящие к XIV веку, пролили яркий свет на религию и мифологию ханаано-финикийской культуры 135 . Бóльшая часть часть текстов Рас-Шамры были опубликованы в журнале Syria, начиная с vol. 10 (1929).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vveden...

«Покрывалом» – тентом для защиты палубы от солнца и дождя; посему слав. верно и красиво: «и бысть одежда твоя». Иез.27:8 .  Жители Сидона и Арвада были у тебя гребцами; свои знатоки были у тебя, Тир; они были у тебя кормчими. «Как постройка, так и экипаж корабля составлены из лучших материалов» (Креч.). Образ, каким Иезекииль составляет этот экипаж из различных финикийских городов, может быть, отражает политическое отношение держав в финикийском союзе, гегемония в котором принадлежала Тиру. К этому союзу, вероятно, принадлежал и старый Сидон (теперь Санда), подчиняясь таким образом Тиру. Арвад ( Быт 10.18 ) ассир. Арвада, Армада, Араду, Orthosia греков, остров с городом того же имени, основанным Сидонскими выходцами, против устья Елевфера, в 20 стадиях от берега, к северу от Триполи; теперь Рувад, Рувейде; по Страбону (16, 753) славился корабельщиками. Слав. «Арадане». «Гребцами» – матросами, низшими корабельными рабочими, которыми командовали в качестве капитанов и лоцманов («кормчими») сами тиряне. «Знатоки» – слав. точнее «премудрии». Об этих мудрецах Тирских Иезекииль, предполагают на основании Иез.28.3 ; Зах 9.2 , говорит иронически. Иез.27:9 .  Старшие из Гевала и знатоки его были у тебя, чтобы заделы­вать про­бо­ины твои. Всякие морские корабли и корабельщики их находились у тебя для про­изводства торговли твоей. «Старшие», слав. «старейшины», Вульг. точнее senes, специальный термин для обозначения членов совета, каким управлялись большинство приморских семитических городов (Renan, La miss. d. Phoen. 453). «Гевал», слав. «Вивлийстии», греч. Βιβλιων – Библос (ассир. Гублу, Кублу), так известный культом Адониса, ныне Джебель, между Триполи и Беритом. «Знатоки», слав. точнее «премудрии», как о Тире в ст. 9; впрочем, Библос был известен, как ученый город: Филон Библосский, Санхуниатон. «Заделывать пробоины твои», букв. «пути для воды». Следовательно, существовала такая специальность между экипажами кораблей. Слав. «тии укрепляху совет твой» – указание на вышеупомянутые «советы старцев» в приморских городах Финикии. – С 9b начинается прямая речь о Тире: оставляется сравнение его с кораблем. – «У тебя» – в гавани Тира.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

В конце года осенью (год начинался в октябре) снова совершалось празднество в честь Адониса, но уже иного характера. Осенние дожди, размывая горы и берега, сносили из ручьев и ключей и непосредственно в библосскую реку Адонис красноватую глину, отчего река принимала красновато-кровавую окраску. В этой окраске видели указание на смерть бога, кровью которого окрасилась река. В течение семи дней справлялось похоронное торжество, но в восьмой траур и плач уступали место необузданной радости. Говорили, что бог воскрес и вознесся на небо. Пост предшествовавших дней сменялся необузданным разгулом. Женщины, которые не посвящали своих волос божеству, отдавались иностранцам, девушки должны были жертвовать своей честью для бога, и плата за эту священную проституцию шла в храмовую казну. Как и в других божествах, о которых существуют подобные сказания, в Адонисе видят символ производительной силы весеннего солнца и производимой им жизни. Иссушающее летнее солнце, сменяющее весну, губит явившуюся во время её жизнь. Молох губит Адониса. Злая сила торжествует над доброй. Но это торжество временно. Смерть не может царствовать вечно. Круговорот времени снова приближается к весне. Адонис воскресает, и с ним воскресают жизнь и радости жизни. Миф об Адонисе имеет различные варианты, во многих аналогичных сказаниях господствует версия оскопления или самооскопления бога. Миф об Адонисе показывает что у финикиян, как и у других языческих народов, рядом с богами существовали и богини. Как и в других религиях, эти богини двух родов. Одни представляют собой пассивную сторону своих богов мужей, лишены самостоятельного характера и почитания, другие выступают перед нами как самостоятельные и могучие владычицы, считаться с которыми и заискивать у которых приходилось более, чем у многих богов. Пассивные формы Ваалтис, Ваалит, Мелькат, самыми своими именами ясно показывающие, что они только женские стороны Ваала и Молоха. Но когда к Мелькат прибавляется определение Хамамаим, и богиня является не просто царицей, но царицей небес, то здесь мы уже видим шаг на пути к образованию индивидуальности.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

У них были теогонии и космогонии. Имели их финикияне. Несомненно, что в каждой области были своя теогония и космогония, потому что каждая область ставила на первый план свое население и тех богов, которые в ней преимущественно почитались. Эти теогонии и космогонии были изложены Санхониатоном. Произведением Санхониатона воспользовался Филон Библосский (жил во II в. по Р. X. при Адриане), из него сделал извлечения Евсевий Кесарийский (Praeparatio evangelica), у которого они и сохранились. Анализ сохранившихся отрывков приводит к такому пониманию финикийской мировой системы. В начале был Хаос (Вогу), и хаос был мрачный и мятущийся, и Дыхание (Руах) носилось над хаосом. И хаос не имел предела, и он так существовал в течение веков и веков. И Дыхание возлюбило свои собственные начала, и произошло их смешение, и это смешение было названо желанием (Шефет). И желание было причиной создания всего, и Дыхание не знало своего собственного создания. И Дыхание и хаос смешались, и родился Мот (ил или вязкая тина), и из него вышли все семена творения, и Мот был отцом всего. Мот имел форму яйца. И солнце, и луна, и звезды и великие созвездия засветили на небе. Тогда явились существа, у которых не было чувств, и от них произошли существа разумные, и их назвали Тсофесамим (созерцающие небо). Началась борьба элементов, которые стали разделяться между собой. Раскаты громов разбудили разные существа, которые были как бы во сне, и тогда мужские и женские существа стали двигаться по земле и по морю. И Дыхание родило северный, южный, восточный и западный Ветер. Хаос и западный Ветер соединились и они произвели Улома (время) и Древнего (Кадмон), и эти произвели потомство (толедет) и население (моледет), которые населили Финикию и почитали солнце под именем Ваала-Самим как владыку небес. Улом и Кадмон родили сыновей, имена которых суть свет, огонь и пламя, они ввели употребление огня путем трения одного куска дерева о другой. От них явились на земле сыновья-гиганты (рефаимы), которые назывались Касий, Ливан, Антиливан и Фавор.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Glagole...

ИО Не отнимай того, что обещал мне. ПРОМЕТЕЙ Одно из двух тебе открыть могу я. ИО Что ж именно? Дай выбрать! Отвечай! ПРОМЕТЕЙ Что рассказать мне? О твоих страданьях, О том ли, кто меня освободит? ХОР И ей и мне ты окажи услугу, Мою исполни просьбу. Ей поведай, Чем кончатся ее скитанья, мне же — Кто явится спасителем твоим. ПРОМЕТЕЙ Коль вам угодно, я не возражаю — Открою все, что вы хотите знать. Во-первых, Ио, о твоих скитаньях Скажу, а ты в уме запечатлей. Когда пройдешь ты реку, ту, что делит Материки , на пламенный восток Направишься. Шумящую пучину Оставив за собой, достигнешь ты Горгоновых полей Кисфены , где Сидят три древних девы Форкиады , Похожие на лебедей: они Имеют общий глаз и зуб единый. Ни солнце их лучами не ласкает, Ни месяц ночью. А вблизи от них Живут Горгоны, три сестры крылатых И змеекудрых; и никто из смертных, Увидев их, дышать уже не может. Я говорю, чтоб ты остерегалась!.. Послушай и о зрелище другом: Остерегайся грифов с острым клювом — Собак безмолвных Зевса; берегись И войска одноглазых аримаспов , Что на конях кочуют и живут У златоструйных вод реки Плутона . Не приближайся к ним… Затем придешь Ты в край далекий, к черному народу, Живущему у солнечных ключей, Там, где река Эфиоп . Путь держи Вдоль берегов ее до водопада, Где древний Нил струит с Библосских гор Священные и сладостные волны. И в землю треугольную тебя Он приведет – туда, где устья Нила… Тебе и детям, Ио, суждено Там основать поселок отдаленный… А если что в речах моих темно, Переспроси: ведь у меня досуга Гораздо больше, чем бы мне хотелось. ХОР Коль ты еще мне можешь рассказать О горестных скитаниях ее, То говори, а если речь окончил, Поведай нам о том, что обещал. ПРОМЕТЕЙ Все слышала она, а чтобы знала, Что не напрасно слушала меня, Я расскажу и то, что претерпела Она досель, и этим подтвержу Правдивость слов моих… Событий много Я опущу и подхожу к концу. В Молосскую пришла ты землю, где Находится нагорная Додона И Зевса Феспротийского престол. Там шелестом чудесные дубы

http://azbyka.ru/fiction/prikovannyj-pro...

   001   002     003    004