Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРАКЛИЙ, ПАВЛИН, ВЕНЕДИМ [греч. Ηρκλειος, Παυλνος, Βενεδμος], мученики (пам. 18 мая; пам. визант. 15 мая). Известно, что они приняли смерть за веру в период гонений на христиан, т. е. не позднее нач. IV в. Сведения о жизни мучеников скудны и противоречивы; в источниках приводятся как различные дни их памяти, так и различные составы дружины. Древнейшее упоминание о мучениках встречается в Сирийском Мартирологе 411 г., где под 18 мая приведена память мучеников И. и Павла, пострадавших в Вифинии. В греч. традиции краткое повествование об И., о П., В. содержится под 15 мая в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.) и Минологии имп. Василия II (кон. IX - нач. X в.). Эти святые проповедовали христианство в Афинах, были схвачены и приведены к правителю города. Тот приказал подвергнуть их избиению и др. истязаниям. После всех мучений святые вместе с учениками были брошены в горящую печь, где и скончались. Сведения об этих мучениках встречаются в различных списках греч. Синаксарей под соседними числами (14, 16, 18 мая), а также 31 марта. Согласно более поздней традиции, изложенной в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца под 18 мая, вверженные в огонь мученики остались невредимы, и поэтому их усекли мечом. В греч. Синаксаре Vat. gr. 2046. Fol. 266 c-d, XII-XIII вв., память И., П., В. помещена 14 июня и сопровождается указанием, что они пострадали в «Видине, граде Скифском» (ν Βιδν πλει τς Σκυθας). Видимо, это искаженное название г. Новиодун (ныне Исакча, Румыния) в Н. Мёзии, заимствованное из лат. Мартирологов ( Лосева О. В. Жития русских святых в составе древнерус. Прологов XII - 1-й трети XV в. М., 2009. С. 27). В Мартирологе блж. Иеронима память дружины мучеников, в числе которых помимо И. были Павел, Минерик, Аквилин и Виктор, помещена под 17 мая; город, где они пострадали, назван Нивидун. В Римском Мартирологе под 17 мая также приводится память мучеников, но здесь город имеет название Новиодун, И. заменен Ирадием, П.- Павлом и вместе с ним упомянуты Аквилин «с двумя другими». Кроме того, память И., Павла, Минерва и Аквилина встречается в Мартирологе блж. Иеронима 15 мая (приняли смерть в г. Римский Порт), а также в составе др. дружин под 16 и 26 мая (при этом последние упоминаются как пострадавшие в Африке).

http://pravenc.ru/text/673865.html

Через некоторое время Аквилин еще раз применил угрозы и уговоры, а затем, видя безуспешность своих усилий, подверг мученика новым истязаниям. Тело святого Трифона терзали железными крючьями, обжигали раны огнем, вбили в ноги железные гвозди и водили по городу. А когда мученика заставили идти вслед за конем, на котором епарх отправился на охоту, святой Трифон пел следующие стихи из псалмов пророка Давида: “Соверши стопы моя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя… Стопы моя направи, Господи, по словеси Твоему, и да не обладает мною всякое беззаконие” (Пс. 16, 5; 118, 133). Повторял он часто и слова первомученика святого архидиакона Стефана: “Господи, не вмени им греха сего” (Деян. 7, 60). Господь укреплял Своего избранника, и он мужественно переносил все пытки. Во время мучений перед святым предстал Ангел с драгоценным венцом в руках. Увидев это, мучители испугались, но Аквилин еще более ожесточился. На следующий день он продолжил пытки, после которых приговорил мученика Трифона к усечению мечом. Перед смертью святой благодарил Бога, укреплявшего его в страданиях. Древнее Житие передает такие слова святого мученика к Богу: “…Приими в мире душу мою, всех же, иже мя, раба Твоего, воспоминати будут, и в память мою Святыя Жертвы принесут Тебе, услыши с высоты Святыни Твоея, и призри на них от Святаго Жилища Твоего, подая им изобильная и нетленная дарования, яко Един еси Благ и Щедрый Податель во веки веков”. Святой отошел ко Господу прежде, чем была отсечена его честная глава. Тело мученика христиане хотели предать земле в городе Никее — месте его страданий. Но святой Трифон в видении велел перенести его тело на родину, в селение Кампсаду. Воля святого мученика была исполнена. Впоследствии мощи святого Трифона были перенесены в Константинополь, а затем — в Рим. Комментарии Всего комментариев: 6 2018/02/21, 20:28:45 Святый мучениче Трифоне, моли Господа Бога нашего об исцелении душ и телес раб Божиих Валерии, Ирины, Аллы, Марии, Людмилы и раба Божия Владимира! р.Б. Ирина

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=2828

Молю, чтобы величество вашего благочестия пребыло о Христе невредимым на многие лета. Евдоксий, епископ хоматский, тоже. Кирин, епископ патарский, тоже. Стефан, епископ лимирский, тоже. Евдоксий, епископ акаландский, тоже. Леонтий, епископ аразский, тоже. Андрей, епископ тлоэйский, тоже. Николай, епископ акрасский, тоже. Афанасий, епископ ксанфский, тоже. Ипатий, епископ сидимский, тоже. Паннитий, епископ аскандский, тоже. Анатолий, епископ олимпийский, тоже. Кирин, епископ энеандский, то же. Николай, епископ гавнский, тоже. Аквилин, епископ падуллский, тоже. Николай, епископ балбурский, тоже. Аристодем, епископ фазелитский, тоже. Евстафий пресвитер подписал за Феодора, епископа антифеллского, страждущего руками. Карпор пресвитер подписал вместо Палладия, епископа коридолланского, тоже. Геласий пресвитер подписал вместо Романа, епископа вунского, тоже. Николай архидиакон подписал вместо Илиодора, епископа парского, тоже. Тимазий пресвитер подписал вместо Леонтия, епископа калиндского, тоже. XLI. Послание епископа Агапита к императору Льву Христолюбивому государю и победителю Льву, Агапит, милостию Христа Бога епископ вашего Родоса. Получив свыше царский скипетр, вы, священнейший и непобедимейший из государей, за дар, сообщенный вашему благочестию, почтили Бога, Царя небесного, подобающими жертвоприношениями. Ибо самое первое приношение и благоприятная жертва есть то, чтобы правитель мира и государь целой вселенной сохранял непоколебимою веру в достопоклоняемую Троицу, а своими поступками и богопочтением внушал и людям бояться Бога, следовать тому, силою чего сохраняется наш род, и заботиться об общем отечестве и обучении всего народа, дабы господствовало и процветало наилучшее состояние и название мира, и люди не изливали свирепую ярость на свой род подобно зверям. Итак, под вашею, свыше учрежденною, властью прежде и ныне наслаждаясь этими и другими многочисленными благами, не только все мы молим Бога, чтобы Он сохранил вас на неисчислимые лета, потому что ты истинно священник и по природе император, но и весь род человеческий стекается просить Его о долголетии вашей власти.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

— Что ты, брат Акакий? как проводишь нынешний день? Он же отвечал: — Как перед Господом Богом, — так мне хорошо. И показывал мне иногда посиневшие глаза, иногда шею, а то голову в ранах. Зная, что он поступает добродетельно, я говорил ему: — Хорошо, хорошо, терпи, брат, чтобы достигнуть спасения тебе. В таком положении блаженный Акакий оставался у того строгого старца девять лет и, проболев немного пред кончиной, отошел ко Господу [ 3 ]. Когда он был погребен в семейном склепе, то, спустя пять дней, старец отправился к одному жившему там великому отцу и сказал ему: — Отче, брат Акакий, ученик мой, умер. Отец, услыхав это, сказал: — Не верю тебе, старче, потому что Акакий не умер. Старец сказал: — Отче, если не веришь мне, то пойди сам и осмотри гроб его. Тогда преподобный отец поспешно встал, пошел со старцем в гробницу блаженного страдальца и громко воскликнул над гробом Акакия, обращаясь к нему, как к живому: — Брат Акакий, умер ли ты? Благоразумный послушник, обнаруживая послушание и по смерти, ответил: — Не умер, отче, ибо тому, кто обязался творить послушание, невозможно умереть. Когда старец, у коего жил Акакий, услыхал это, то испугался и упал со слезами на землю; потом попросил у игумена келлию возле его гроба и, затворившись в ней, прожил еще благочестиво, заботясь о спасении души и, после многих подвигов, отошел ко Господу Богу, Которому слава во веки. Аминь. Память святого мученика Парамона В царствование нечестивого царя Декия [ 1 ] был на востоке князь Аквилин, сильно преследовавший христиан. Однажды собрал он в темницу христиан, числом триста семьдесят, и, отправляясь на Валсайтийские теплые воды [ 2 ], приказал вести с собою и мучеников; намереваясь проходить мимо идольского храма Посейдона [ 3 ], он хотел принудить их к принесению идольской жертвы. Достигнув капища, он долго принуждал святых принести жертву идолу лживого бога Посейдона, но не мог склонить их ни лаской, ни угрозами. В это время случилось приходить мимо одному благочестивому мужу, по имени Парамону, по вере христианину. Увидав такое множество святых мучеников, осужденных на смерть, он стал перед капищем идола и громким голосом воскликнул:

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Вместе с Панкратием прибыли они в Иерусалим, где лицезрели Иисуса, внимали Его словам и видели Его чудеса. Там Панкратий познакомилея с апостолом Петром. По Вознесении Господнем и родители, и сын крестились в Антиохии. Панкратий удалился в некую пещеру в Понте, где апостол Петр отыскал его и, по договору с апостолом Павлом, рукоположил во епископа города Тавромения, что на Сицилии. В этом городе Панкратий совершил великие чудеса, сокрушил идолов, крестил язычников, укрепил христиан в вере и хорошо управил Божию Церковь . Некий языческий военачальник Аквилин, услышав, что Тавромения стала христианской, пошел с войском на этот город, чтобы его разрушить. Святой же Панкратий ободрил верующих, чтобы они не боялись, а сам вместе с клиром вышел за город, неся в руке непобедимое оружие, честной крест. Когда языческие отряды приблизилось к городу, на них спустилась густая тьма, и объял их невообразимый страх. И столь великое замешательство произошло среди воинов, что ополчились они друг на друга и изрубили один другого мечами и искололи [копьями]. Так Божий угодник Панкратий своей горячей молитвой ко Господу спас город и избавил паству от гибели. Однако и его побили камнями злобные и завистливые язычники, и упокоился он в Господе. Его святые мощи находятся в Риме. Дитятею Панкратий сподобился узреть Христа и был уловлен в спасительную сеть. Пречудный лик в душе его запечатлелся ясно, Померкла суета, а Образ тот прекрасный И днем и ночью мысленно стоял перед очами, – Так юноша сей – вслед за преподобными отцами – Желания плотские обуздать навек решился И во пустыне сумрачной в пещеру затворился. Ему в пещерном мраке лик Спаса воссиял, Небесным утешением он сердце наполнял. Но светоч дивный в сем не может утаиться – Пришел черед Панкратию для паствы потрудиться. Далекая Сицилия, желая просвещенья, Ждала его. Оставил он свое уединенье И, как Христов избранник (вскоре – мученик преславный), Безбожный остров верою наполнил православной. За эту веру жизнь свою, не дрогнув, он отдал, Нечестье пало – свет Христов для верных воссиял! 2.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Истина открыта Владыкой Христом, и в Нем же дан нам пример любви. Без Христа и минуя Христа невозможно ни дойти до истины, ни найти подлинный пример любви. Видя сей единственный истинный путь к свету и спасению среди хитросплетений многих ложных путей, апостол Павел перед этим предостерегает: дабы мы не были больше [в серб, букв.: да не будем больше. – Пер.] младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения ( Еф. 4:14 ). Истину может открыть только Бог, настоящую любовь может явить только Бог. Один человек способен знать больше, чем другой, однако лишь Бог может открыть истину. Подобно ветру, приходят к человеку помыслы – и призраки кажутся ему истиной. Обольщенный собственными домыслами и наваждениями, человек вводит в заблуждение и сбивает с толку другого человека. А истина – в Боге и от Бога. Христос, братья, – вся наша истина и вся наша любовь. Вперяя свой ум во Христа, мы обращаемся к истине [в серб. букв.: когда мыслим Христа, мыслим истину. – Пер.]; поступая по Христу – делаем добро; любя Христа, любим любовь. Христом мы живем, Христом возрастаем, Христом приобретаем бессмертие и прославляемся. Он наша Глава: не только вождь некоего сообщества, но действительная глава живого тела, члены которого – мы. Держась истины и любви, мы удостаиваемся вечного пребывания в этом теле Христовом. О Христе Господи, пречудная истина и преумиленная любовь наша, приди в нас и прими нас в Себя. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 29 ноября 1. Св. мученик Парамон и с ним 370 мучеников . В малоазийской области Вифиния некий князь Аквилин ужасно преследовал христиан. Однажды схватил он 370 [человек] верующих во Христа и повел их связанными на некое место, где был храм идольского бога Посейдона. Там сей злобный князь заставлял их поклониться истукану и принести ему жертву. Хотя и угрожал он смертной казнью тому, кто не послушается его повеления, [однако] ни один христианин ему не покорился. В эти минуты мимо храма проходил некий благочестивый муж по имени Парамон. Остановился он у толпы связанных людей и, узнав, за что они страдают, воскликнул: «О, сколько невинных праведников хочет убить сей скверный князь за то, что не поклоняются они его мертвым идолам!» [Сказав сие] он продолжил свой путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

В таком положении блаженный Акакий оставался у того строгого старца девять лет и, проболев немного пред кончиной, отошел ко Господу Когда он был погребен в семейном склепе, то, спустя пять дней, старец отправился к одному жившему там великому отцу и сказал ему: — Отче, брат Акакий, ученик мой, умер. Отец, услыхав это, сказал: — Не верю тебе, старче, потому что Акакий не умер. Старец сказал: — Отче, если не веришь мне, то пойди сам и осмотри гроб его. Тогда преподобный отец поспешно встал, пошел со старцем в гробницу блаженного страдальца и громко воскликнул над гробом Акакия, обращаясь к нему, как к живому: — Брат Акакий, умер ли ты? Благоразумный послушник, обнаруживая послушание и по смерти, ответил: — Не умер, отче, ибо тому, кто обязался творить послушание, невозможно умереть. Когда старец, у коего жил Акакий, услыхал это, то испугался и упал со слезами на землю; потом попросил у игумена келлию возле его гроба и, затворившись в ней, прожил еще благочестиво, заботясь о спасении души и, после многих подвигов, отошел ко Господу Богу, Которому слава во веки. Аминь. Память святого мученика Парамона В царствование нечестивого царя Декия был на востоке князь Аквилин, сильно преследовавший христиан. Однажды собрал он в темницу христиан, числом триста семьдесят, и, отправляясь на Валсайтийские теплые воды приказал вести с собою и мучеников; намереваясь проходить мимо идольского храма Посейдона он хотел принудить их к принесению идольской жертвы. Достигнув капища, он долго принуждал святых принести жертву идолу лживого бога Посейдона, но не мог склонить их ни лаской, ни угрозами. В это время случилось приходить мимо одному благочестивому мужу, по имени Парамону, по вере христианину. Увидав такое множество святых мучеников, осужденных на смерть, он стал перед капищем идола и громким голосом воскликнул: — О как много праведников нечестивый князь убивает невинно за то, что они не кланяются бездушным и немым идолам! Сказав это во всеуслышание, он пошел своей дорогой. Князь же, услыхав те слова Парамона, возгорелся яростью и приказал своим слугам тотчас же догнать его и убить. Нечестивые слуги нечестивейшего князя догнали блаженного Парамона, который не знал этого распоряжения и шел своей дорогой, и взяли его. Сначала они извлекли изо рта его язык, который обличил и укорил мучителя, и искололи его; затем изранили все члены его и, наконец, пронзили тело копьями. Так святой мученик Парамон предал свою благочестивую душу в руки Божии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Яко седмокружною десятицею и трегубною сотницею непобедимых мучеников совокупляемь,/с нимиже тело твое, мучениче Христов, лежит,/и с ними моли спастися нам. Поприще прошедше болезненное, многовидных мук исполнено,/и со Христом, мир победившим, светло победивше,/венценосцы мученицы, на Небесех жительствуете. Взят был еси от земли и почести твоих подвиг приял еси,/ныне же реки источаеши нам чудес, тебе чтущим/и благочестно память твою торжествующим, Парамоне. Богородичен: Просвети души моея зеницы,/омраченныя невидением тлетворнаго греха, Богородительнице Пречистая, Владычице,/Ты бо верных еси помощь и просвещение, Чистая. Светилен. Подобен: Жены, услышите: Множество непобедимое воинства,/сословие Божественно непобедимое мучеников, благочестномудренно воспоим,/имуще чиноначальника Парамона чуднаго, обличившаго мучителя,/иже со всеми мученики венец получи славы. Богородичен: Радуйся, Божия палато;/радуйся, горо осененная;/радуйся, купино неопалимая;/радуйся, престоле славы;/радуйся, Божественная трапезо;/радуйся, стамно всезлатая;/радуйся, свещниче всесветлый;/радуйся, легкий облаче, Дево Мати Марие. Святой мученик Парамон и с ним 370 мучеников пострадали за веру во Христа в 250 году при императоре Декии (243251). Правитель восточных областей Аквилин заточил в темницу 370 христиан, принуждая их отречься от Христа и принести жертву идолам. Заключенных предавали пыткам, надеясь мучениями и угрозой смерти заставить их отречься от Христа и поклониться языческим божествам. Один из местных жителей, по имени Парамон, видя мучения христиан, открыто обличил жестокость правителя и исповедал свою веру в Единого Истинного Бога, Господа Иисуса Христа. Святого Парамона после жесточайших пыток обезглавили вместе с остальными 370-ю мучениками. Преподобный Акакий Синайский жил в VI веке и был послушником в одном монастыре. Смиренный инок отличался терпением и беспрекословным послушанием своему старцу, у которого был грубый характер. Он заставлял преподобного непомерно работать, морил его голодом, нещадно бил. Несмотря на такое обращение, преподобный Акакий кротко терпел невзгоды и благодарил Бога за всё. Недолго пробыв в таком тяжелом послушании, святой Акакий скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

15 . Итак, после этого исповедник (θλοφρος) Христа Сперат, ликуя (παλλμενος), благодарение Богу нашему, призвавшему его, через смерть свою воздал. 16 . А Святой Нарцал, радуясь, сказал: «Поистине, сегодня мы становимся мучениками на небесах, благодарение Богу!» 17 . Итак, тогда проконсул Сатурнин через глашатая приказал объявить имена святых мучеников: Сперат, Нарцал, Киттин, Ветурий, Феликс, Аквилин, Целестин , Януария, Генероза, Вестия, Доната и Секунда. Тогда же все святые, вознося хвалу Богу, единогласно сказали: «Благодарим Тебя, Триединый Боже, и славим, что сражение исповедания милостиво завершил, и продлится Царствие Твое во веки веков, аминь». 18 . И были они уведены и преданы мечу 17 июля. А доставлены святые были из Исхилии (σχλ) 579 в Нумидии, которая находится недалеко от Карфагена, и приняли мученичество при консулах Презенте, Клавдиане и проконсуле Сатурнине, по нашему же – в царствование Господа нашего Иисуса Христа. 19 . Ему подобает всякая слава, честь и поклонение с Пресвятым и Животворящим Духом, ныне и присно, и во веки веков 580 . Аминь. 20 . Свершилось с Богом мученичество святых Сперата, Нарцала, Киттина, Ветурия и остальных. Исторический комментарий «Акты скилитанских мучеников» – один из интереснейших и важнейших памятников раннехристианской агиографии. Это первый датированный текст такого рода на латинском языке. В нем говорится о группе христиан небольшого нумидийского городка Скилии 581 , представших перед судом проконсула Вигеллия Сатурнина 17 июля 180 г., осужденных им после непродолжительного допроса и обезглавленных в тот же день. Это одно из первых свидетельств о церкви римской Северной Африки. Кроме того, интерес здесь представляют вопросы юридического характера, касающиеся положения христиан на рубеже II-III вв., и литературная форма текста, который, по предположению многих исследователей, восходит к оригинальным проконсульским актам (acta proconsularia). Все эти вопросы в значительной мере связаны с дискуссией об аутентичности самого памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мученик Трифон, хоть и не получил образования и пас гусей, но был с детства известен многим Божиим даром: он исцелял людей и изгонял бесов. Он сумел помочь людям в самых будничных проблемах, например, как-то по его молитве поля очистились от насекомых-вредителей. А дальше раскроем житие. Житие святого Трифона «Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана. В молодую, умную и красивую Царевну вселился бес и тяжко мучил ее. Однажды он прокричал, что только Трифон может изгнать его. Император приказал разыскать чудотворца и доставить в Рим. В ту пору святому Трифону было 16 лет. Когда святой приблизился к Риму на расстояние трех дней пути, лукавый дух не смог вынести его приближения и вышел из дочери Гордиана. Святого Трифона привели к императору, окруженному придворной знатью. Он умолил святого показать демона воочию, желая убедиться, что юноша действительно исцелил царевну. После уединенной молитвы к Богу и строгого поста в течение шести дней, святой Трифон приказал нечистому духу явиться зримо императору и его приближенным. В Четиих-Минеях Святителя Димитрия Ростовского (†1709) об этом повествуется так: «Святой же Трифон исполнен сый Духа Свята, и умными очесы на невидимаго духа смотряяй, рече: тебе глаголю, душе нечистый, во Имя Господа моего Иисуса Христа явись очевидно сущим зде, и покажи им скаредный и безстудный свой образ, и немощь свою исповеждь. И абие явися диавол пред всеми во образе пса черна, имущ очи аки огненны, главу влекий по земли…». На вопрос святого Трифона, как он дерзнул вселиться в создание Божие, бес ответил, что над христианами он такой власти не имеет, а может мучить только тех, «кто следует своим похотям и дела, угодные нам, творит». Услышав это, многие из присутствовавших оставили идолопоклонство и уверовали во Христа. Щедро одаренный императором, святой Трифон вернулся на родину. Все полученные дары он раздал по дороге нищим. Когда на царский престол вступил император Декий (249-251), жестокий гонитель христиан, было донесено его епарху Аквилину, что святой Трифон смело проповедует христианство и многих приводит ко Крещению. Услышав о том, что его ищут царские слуги, святой Трифон не стал укрываться, но сам отдал себя в руки гонителей. Приведенный на суд к Аквилину в г. Никею, он смело исповедовал свою веру во Христа. Аквилин не смог запугать юного Трифона никакими угрозами. Тогда епарх приказал связать святому мученику руки, подвесить его на дереве и бить в течение трех часов. За время избиения не услышал мучитель ни одного стона мученика. После этого святой Трифон был брошен в темницу.

http://pravmir.ru/den-svyatogo-trifona/

   001    002    003   004     005    006    007