Сегодня Православие испытывает колоссальное давление со стороны враждебных сил. Агрессивный секуляризм и тоталитарный либерализм стремятся при помощи средств массовой коммуникации насадить в сознании наших современников ненависть к Церкви, сформировать отрицательный образ христианина, обвинить пастырей и пасомых во всевозможных нравственных преступлениях, для того чтобы дискредитировать дело Божие. Но Церковь на протяжении без малого двух тысяч лет своего существования неоднократно переживала подобные обвинения. Она преодолеет их и в этот раз, ибо ей устами своего Основателя обещана окончательная победа (см. Мф. 16:18). Однако всем нам и особенно архипастырям следует помнить слова Христовы: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16:33). Прими же сей жезл как знамение силы Божией, совершающейся в немощи (ср. 2 Кор. 12:9) и гряди к народу, молившемуся с нами за Литургией. И да будет преподанное тобой благословение добрым началом предлежащего служения, совершаемого во имя «Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь» (Откр. 1:5-6). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха. Сщмч. Аркадия Добронравова пресвитера (1933); прмц. Евдокии Павловой (1939). Литургия св. Иоанна Златоуста. Евр., 322 зач., IX, 24–28 . Мк., 35 зач., VIII, 27–31 . Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1–7 . Лк., 54 зач., X, 38–42 ; XI, 27–28 . Служба по Триоди. На утрене по 1-й и 2-й кафизмах и по 3-й и 6-й песнях канона поется Акафист Пресвятой Богородице. (Порядок пения Акафиста указан в Триоди.) Поется великое славословие.

http://patriarchia.ru/db/text/2127785.ht...

   Она достойна начальствовать над всеми, Ангелов Высшая, пророков Честнейшая, апостолов Большая, мучеников и девственников Достойнейшая, преподобных и праведных и всех святых Святейшая! Она да предварит полк, и падут все враги наши.    В ветхом завете на бранях носили пред полком ковчег завета Господня — и падали супостаты побежденными. Так пишется в Числах: «Ковчег завета Божия шел пред ними. Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя!» (Числ. 10:33, 35).    Мы имеем Ковчег нового завета — Пресвятую Деву — и Ей читаем: «Радуйся, ковчеже, позлащенный Духом!» (Акафист, икос 12).    Ее вперед пропуская, побежденными увидим супостатов наших. Ею воздвигнутся победы. Она и Бога к нам милостивым сотворит, и супротив гонящих нас встанет — только воззовем к Ней: «О, пресветлый облаче, Мати Божия, нас побеждающих победи!» (Параклис Богородице). Нравоучение    Горе нерадению нашему! Мы ленивы, враг же наш бодр и замышляет поглотить нас. Мы едим и пьем, а враг зубами своими на нас скрежещет. Мы празднословим, а враг плетет на нас свои сети.    Взывает апостол: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Петр. 5:8).     И трезвиться, и бодрствовать нужно, чтобы не поглотил нас дьявол. Если ленивы мы, то уже поглотил нас враг. Если трезвимся, бодрствуя, то сражается против нас, поглотить желая, но не может, ибо Бог помогает.     Некто из пустынных отцов стал на молитву в полуночи и вот слышит глас трубы, как на брань. Говорит в себе: откуда в пустыне воины и брань? Тогда явился ему бес и сказал: «То и есть брань, когда на молитве стоишь. Ляг и спи, и не будем бороться с тобой. Мы лишь с теми боремся, которые вооружаются на нас бодрой молитвой, с ленивыми не боремся».    Слышишь, что говорит злокозненная сила: «С ленивыми не боремся». Почему? Ленивый уже побежден, пал и лежит, врагом попираемый...    Будем же трезвиться и бодрствовать!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

В Церкви дух Святой дает каждому члену Церкви силы быть новым творением, руководствующимся любовью: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь древнее прошло, теперь все новое». ( 2Кор.5:17 ) «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса. Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе. Если же вы Христовы, то вы семя Авраамово и по обетованию наследники». ( Гал.3:26-29 ) Самым ярким и наглядным примером духовного воссоздания человека в Церкви Христовой является Богоматерь. Ее прославление является первым плодом тайны искупления мира. Божия Матерь является первой из спасаемых. Своим «Се раба Господня» она выразила произволение принять на себя служение Богу в качестве девственной Матери Сына Божия. Дева Мария до последнего издыхания оставалась верной этому служению и подвигом приснодевства достигла при содействии благодати Божией высшего предела святости, доступного человеку. Эта достигнутая девой Марией святость сделала Ее достойной и способной воспринять тот исключительный «венец правды», которого удостоил Ее Судия – Сын и Который дает Ей и по смерти продолжать служение в качестве Матери Божией и «спасать присно наследие Ея». В Богоматери Церковь видит «Начальницу мысленного назидания» (Акафист Пресвятой Богородице, якос 10й), то есть начало духовного воссоздания человечества. В Богоматери уже фактически нашли свое первое осуществление самые вожделенные чаяния христиан. В Ее примере – залог нашего воскресения и воссоздания. Завет Божий и библейская тайна «Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч: о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну Тебя из уст Моих». ( Откр.3:15-16 ) Библейская тайна является океаном, в котором человек ищет себя. Она не является стеной, о которую разбивается ум человека. «Океан Божества никогда неисчерпаем для твари, которая ныне познает отчасти. Правда, нам обещано, что в будущем веке мы будем познавать Бога уже не отчасти и не через тусклое стекло, но лицом к лицу, как и сами познаны, уже не по-младенчески, но по-мужески ( 1Кор.13:9-15 ). Бог никогда не перестает быть открывающейся тайной для человека, откровение не прекратится, оно есть вечная жизнь. «Сия же есть жизнь вечная, да познают Тебя единого истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 )

http://azbyka.ru/zavet-bozhij

ВОПРОСЫ К ЭВОЛЮЦИОНИЗМУ " Подлинно суетны по природе все люди, у которых не было ведения о Боге, которые из видимых совершенств не могли познать Сущего и, взирая на дела, не познали Виновника... " Прем. 13,1 " Спроси у скота, и научит тебя, у птицы небесной и возвестит тебе; или побеседуй с землею, и наставит тебя, и скажут тебе рыбы морские. Кто во всем этом не узнает, что рука Господа сотворила сие ? " Иов 12, 7-9 " Всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог " . Евр. 3,4 " Ничего не сотворил Он несовершенным " . Сир.42,25 " Небесный Владыка управляет всем миром как Властитель вселенной... Из слепой физической необходимости, которая всегда и везде одинакова, не могло бы произойти никакого разнообразия. " Исаак Ньютон " Радуйся, афинейская плетения растерзающая; радуйся, многи в разуме просвещающая ! " Акафист Пресвятой Богородице Никакая гипотеза, никакая научная теория не может обнять все богатство, всю полноту и глубину истины, того, как все устроено, как все было и как будет. Даже наоборот: стремясь к обоснованию своей исключительной правоты, любая научная концепция не станет учитывать множество неподходящих для нее фактов, то есть будет стремиться, по сути дела, ограничить истину ради самой себя. Поэтому лучше говорить не о правоте той или иной научной модели (эволюционизма или креационизма), а о том, верна ли идея о самовозникновении всего богатства живого мира из мертвой неорганической природы, или же истинным является взгляд о сотворении нашего мира Богом. И здесь несомненна та положительная заслуга ученых-креационистов, что они представили в конце двадцатого столетия неоспоримые научные доказательства против многих построений ученых-эволюционистов и нашли множество новейших научных фактов в пользу подтверждения истинности сведений Священного Писания. Зададимся и мы вопросами к сторонникам идеи эволюционного саморазвития всего богатства живого мира из мертвой материи (и в первую очередь к самим себе, ведь именно нас с детства приучали глядеть на окружающий мир глазами этой идеи), а потом рассмотрим очевидные слабые стороны в построениях ученых из креационного лагеря.

http://pravoslavie.ru/213.html

Если же, радуясь о милости Божией, только на этой бесплодной радости и остановимся, то правосудие Божие не замедлит открыть свое действие. Когда царь Соломон выстроил храм и посвятил его Богу, то в ночь, следовавшую за днем торжества, Господь явился ему во сне и сказал: Я услышал молитву твою. Очи Мои будут отверсты и уши Мои внимательны к молитве на сем месте. Сердце Мое будет (в этом храме) во все дни – если ты будешь исполнять все, что Я повелел тебе, и будешь хранить уставы Мои и законы Мои... Если же оставите уставы Мои и заповеди Мои, то храм сей, который Я освятил имени Моему, отвергну от лица Моего и сделаю его притчею и посмешищем у всех народов (Парал. 7:12–20). Последующие события показали, что слова эти были не простая угроза, а предостережение от действительной беды, и так как преемники и потомки царя Соломона не обратили на это должного внимания – об исполнении заповедей Божиих небрегли, – то и предвозвещенная кара Правосудного Бога постигла законопреступный народ. Храм, построенный царем Соломоном, – храм великолепнейший, составлявший чудо зодчества и богатства того времени, – был сожжен и превращен в мусор! Будем молить Господа, чтоб Он милость Свою к нам и храму сему утвердил до века, чтоб и мы, и потомки наши находили здесь отраду и утешение в скорби, счастье и радость в отеческой любви Господа Иисуса Христа, в молитвах же Пресвятой Владычицы нашей Богородицы – этой усердной нашей Заступницы – скорую помощь и покров в наших нуждах и напастях. Аминь. Речь к причастникам Святых Таин К вам, причастники Святых Таин, слово мое! Поздравляю вас, возлюбленные, с великой милостию Божиею. Приобщившись Святых Таин, мы вошли в самое тесное общение с Господом нашим Иисусом Христом. Ведь не благодать только приняли мы, как это бывает в прочих таинствах церкви. Приобщились мы самого Тела и Крови Христовой, оживленных душою Его и Божеством: мы приобщились живого, воскресшего и притом всецелого Христа. Через грех легкомысленно отчуждившись от жизни Божией, мы потеряли способность к вечноблаженной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

«И увидел я Ангела, сходящего с неба, который имел ключ от бездны и большую цепь в руке своей. Он взял дракона, змея древнего, который есть дьявол и сатана, и сковал его на тысячу лет, и низверг его в бездну, и заключил его, и положил над ним печать, дабы не прельщал народы, доколе не окончится тысяча лет; после же сего ему должно быть освобожденным на малое время» ( Откр. 20: 1–3 ). н) Отец Серапион Вот он (сатана) снова действует на всю свою бесовскую мощность, организуя около себя легион не только бесов, но и полчища людей... Отец Серапион – святой старец – тихо молился в своей келии. Чистой, детской, покорной душой он весь ушел в молитву. «Господи, Иисусе Христе, – кротко повторял он, – помилуй меня грешного», «Пресвятая Дево Богородице, спаси нас». Долго так молился старец в своей убогой келии и, казалось, он позабыл весь свет. Но душа отца Серапиона болела и ныла не только за себя и близких, но и за весь русский народ и за весь Божий мир. «Господи, Иисусе Христе, – шептал старец, умильно взирая на образ Спасителя, – а как же они-то там в миру-то?.. Мати Божия, спаси их под кровом Твоим», – старец будто поперхнулся, закрыл лицо обеими руками и заплакал, как ребенок. Долго так молился отец Серапион не за себя, а за ближних своих, за весь народ русский, за всех православных христиан. И только один Бог знает, сколько он пролил в эту ночь слез перед Спасителем и Божией Матерью Казанской. Было уже далеко за полночь, и все живое в природе давно погрузилось в сон, только один старец не спал и продолжал молиться. Вот он начал читать акафист Державной Божией Матери и прочитал его, наверное, до половины, как вдруг почувствовал, что не видит ни одной буквы, хотя и свеча в руке горела. «Вот напасть какая, – подумал старец, – ведь ничего не вижу». В этот момент погасла свеча в его руке и лампадка, заколебавшись, потухла. – Эге, – вздохнул старец, – это настоящая беда. – Мати Божия, Державная Владычице, – возопил он в абсолютной темноте, – спаси Ты люд православный. В этот миг что-то грохнуло с такой силой, что, казалось, само небо проломилось и низвергло на землю тысячи тонн металла. Убогая келия старца разломилась на части. Старец Серапион ясно видел, как в пролом стены заходит вражая рать. Пришедшие были черные, как тени, только глаза их пылали адским огнем. Впереди всех стоял великан, и казалось, что сила его неизмерима.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

«ИБО ХОТЯ У ВАС ТЫСЯЧИ НАСТАВНИКОВ ВО ХРИСТЕ, НО НЕ МНОГО ОТЦОВ; Я РОДИЛ ВАС ВО ХРИСТЕ ИИСУСЕ БЛАГОВЕСТВОВАНИЕМ» ( 1Кор.4:15 ), то есть, иными словами, называет себя «отцом» просвещённых им Коринфян и признаёт право за другими их учителями именоваться их «наставниками». И св. Апостол Павел в Гал.4:19 и св. Апостол Иоанн Богослов в 1Ин.2:1 и др. местах обращаются к христианам: «ДЕТИ МОИ!», то есть, иными словами называют себя их «отцами». Св. Ап. Павел в 1Кор.12:28 говорит: «И ИНЫХ БОГ ПОСТАВИЛ В ЦЕРКВИ, ВО-ПЕРВЫХ АПОСТОЛАМИ, ВО-ВТОРЫХ, ПРОРОКАМИ, В ТРЕТЬИХ УЧИТЕЛЯМИ " . То же самое находим в Еф.4:11 . В послании к Евреям св. Апостол Павел прямо призывает: «ПОМИНАЙТЕ НАСТАВНИКОВ ВАШИХ, КОТОРЫЕ ПРОПОВЕДЫВАЛИ ВАМ СЛОВО БОЖИЕ» ( Евр.13:7 ). Если понимать буквально слова Господа: «И отцем себе не называйте никого на земле» ( Мф.23:9 ), то тогда и родного своего отца тоже нельзя называть «отцем», но ведь ясно, что такое буквальное понимание абсурдно. 174. ВОПРОС: Когда положено петь акафисты в Великом Посту? ОТВЕТ : По уставу только однажды: именно в субботу 5-ую Великого Поста положено на утрени, в особом порядке, петь акафист Пресвятой Богородице с припевом: «РАДУЙСЯ, НЕВЕСТО НЕНЕВЕСТНАЯ». 175. ВОПРОС: Как правильно считать Сретение Господне, праздником Господским или Богородичным? ОТВЕТ : По своей идее, это – праздник и Господский и Богородичный, ибо празднуемое событие имеет значение и для Самого Господа и для Пречистой Его Матери. Но, по уставным своим особенностям, это праздник Богородичный, что видно хотя бы уже из того, что при совпадении этого праздника с воскресным днём, воскресная служба не отменяется, как это бывает в Господские праздники (когда в уставе ясно сказано: «воскресив ничтоже поем»), а наоборот предваряет праздничную службу, которая с ней соединяется. Поэтому принято на праздник Сретения Господня облачаться в голубое облачение, как это делается во все Богородичные праздники. Впрочем этот праздник имеет и одну уставную особенность, свойственную Господским Праздникам: именно – произносится так называемое «входное», после чего сразу поётся тропарь праздника. 176. ВОПРОС: Как полагается петь: «С нами Бог»? Следует ли безпрерывно петь «Яко с нами Бог», в то время как чтец возглашает, или правильнее припевать: «Яко с нами Бог» к каждому стиху отдельно?

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Но все их попытки окончились  тоской, пленом и полным крахом. «И узнаете, что Я – Господь». Вот Он – Отрок, полностью уязвимый, едва покрытый золотым спадающим гиматием… Он отдаст плечи на раны, руки и ноги Свои даст пригвоздить к сухому дереву – дереву проклятому, крестному. Ибо проклят всякий, кто висит на древе (Втор.21:23 и Гал. 3:13). «Если в ком найдется преступление, достойное смерти, и он будет умерщвлен, и ты повесишь  его на дереве,  то тело его не должно ночевать на дереве, но погреби его в тот же день, ибо проклят пред Богом [всякий] повешенный [на дереве], и не оскверняй земли твоей, которую Господь Бог твой дает тебе в удел». (Втор. 21:22-23) Не было лжи во устах Его, никто не мог обличить Его в неправде – но человеческая злоба превозмогла человеческую чистоту и красоту Отрока Господня. Обнаженный, был Он повешен на древо, и тело Его, растянутое крестообразно на орудии пытки и позора, само образовало крест… Крест, древо, прорастающее из смерти в жизнь. Крест, который, по слову Честертона,  подобен фигуре человека. Крест, который древние люди порой использовали как символ человека… На одном из изводов иконы риза Богоматери, соединяясь на груди Ее, образует букву Y, как в древнем слове-символе веры ранних христиан  IXTYΣ.  Сын Божий, закланный  Агнец, стоящий пред престолом Отчим всегда, с язвами крестными. И теперь Настоящий Человек и Крест соединились навсегда. «Он…предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих» (Ис.53:12) Древо проросло в Небо. Золотой гиматий Божества опал с плеч Сына, и застыл золотым кристаллом драгоценным в сердце земли.  И прозелень иконы, Дух Божий, носящийся над бездной, в которую ступил Сын, одевает Церковь Его. Икона Богоматери «Воспитание» Подобно тому, как ударяет молния в землю, оставляя жилу чистого золота – ибо так думали люди в античности –  ударил Сын Бога Небесного в землю, стремящуюся тысячелетиями в Небо. «Не бойтесь!» – поднимает Он руку в риторском жесте, а на обнаженном плече его – царский клавий. – «Не бойтесь за Меня, жены Иерусалимские, не бойся за Меня, Петр, не бойтесь, все любящие Меня – Я живу, и вы живы будете! Но прежде Я иду — Я исполню всякую правду».

http://pravmir.ru/ikona-vospitanie-opyt-...

Но сейчас он находится в тюремной камере, и он напомнил мне заключенных апостолов Христовых. Ему нужна наша поддержка. Многие из нас находятся далеко, и мы не можем навестить его. Но нам следует соблюдать заповедь св. апостола Павла. «Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле» (Евр. 13, 3 ). «То сами среди поношений и скорбей служа зрелищем [для других], то принимая участие в других, находившихся в таком же [состоянии];» (Евр. 10, 33 ). Нам не нужно стыдиться того, что старец находится в заключении. «Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его;» (2 Тим. 1, 8 ) писал к апостолу Тимофею апостол Павел. Нужна ли старцу поддержка? По словам апостола Павла да, нужна. «Впрочем вы хорошо поступили, приняв участие в моей скорби» (Флп. 4, 14 ), как он писал к Филиппийцам. Каким образом мы можем оказать ему поддержку? Поступать так, как поступали в первой Иерусалимской Церкви. Что сделали ее немногочисленные члены, когда после казни апостола Иакова Ирод арестовал ап. Павла и заключил его в цепях и под стражей в темницу? «Итак Петра стерегли в темнице, между тем церковь прилежно молилась о нем Богу» (Деян. 12, 5 ). «Долгая молитва», незаметная, совершалась в тайне, но имела результат. Она достигла небес, и Бог послал ангела, который освободил своего скованного апостола. И когда апостол Павел был в заключении, он писал: «Молитесь также и о нас» (Кол. 4, 3 ). Поэтому я предлагаю тем, кто любит старца, встречаться и объединяться в молитве в определенный час. Я предлагаю каждый вечер с 22.00 до 22.15 молиться о нем и о его братии. У кого есть четки, будем молиться «Господи, Иисусе Христе, помилуй старца Ефрема и его братию». А те, кто не знают, как молиться по четкам, пусть читают Акафист Пресвятой Богородице. Будем молиться со смирением и сокрушением, зная о нашем недостоинстве. Я полагаю, что, несмотря на наше недостоинство, так как по нашим грехам мы все в долгу перед Богом, Он, яко милосердный и милостивый, призрит на наши прегрешения и даст нам утешительный ответ.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=922

Одевает нас Пресвятая Дева милостью Своей, когда покрывает честным Своим омофором, и согревает нас, когда тепло о нас молится Молитвенница теплая. Но Руно то орошенное, хоть и теплое, однако холодную росу на себе носит. Для чего? Чтобы не только согреть оледеневших, но и охладить горящих пламенем похоти. О, сколь многих к Ней прибегших грешников охладила, претворив пламень их страстей в росу бесстрастия! Потому читает Церковь в Акафисте: «Радуйся, пламене страстей изменяющая» (Акафист Пресвятой Богородице, икос 5). И святой Герман, Патриарх Царьградский, в похвале Ей говорит: «О, Госпожа моя, единое по Бозе утешение мое, единое пламени во мне живущего Божественное орошение, сердцу моему иссохшему капля, Божественно истекающая». Руном орошенным зову и чудотворную икону Пресвятой Богородицы. Руном называю ради имени Девы Марии, в руне Гедеоновом прообразом явившейся, орошенным же называю из-за двух причин: потому что плакала, слезы как росу роняя, и потому что источает благодать и силу, недуги исцеляющую. Ибо чудодейственная сила каплей росы или дождя еще от святого Златоуста зовется. Он слова Давида: «Сойдет, как дождь на руно и как капля, каплющая на землю» ( Пс. 71, 6 ), – объясняет следующим образом: «Капли те – силы, которыми Господь наш наполнил землю, капля прокаженного очистила, сына сотника умирающего исцелила, расслабленного уврачевала, небеса просветила, мертвых воскресила». И у святого пророка Исайи читаем: «Роса Твоя – роса растений, и земля извергнет мертвецов» ( Ис. 26, 19 ). Поэтому, читатель, и я чудодейственные силы от образа Пресвятой Девы решил назвать росой благодати, ибо если Христовы, то и Богородичные силы – это «капли, каплющие на землю» ( Пс. 71,6 ). Руном орошенным именую и эту малую книжицу. Руном – ради Пресвятой Богородицы, ибо Ее преблагословенное имя эта книжица в себе содержит и на похвалу Ей написана. Орошенным же – из-за малых бесед и нравоучений, в которых слова Господни, а они уподобляются росе и дождю. Так Он Сам через пророка Исайю говорит: «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращат, чтобы она давала семя тому, кто сеет, и хлеб тому, кто ест, – так и слово Мое, которое исходит из уст Моих, – оно не возвращается ко Мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно» ( Ис. 55, 10–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010