Спб., 1855. Сергей Нилус. На берегу Божьей реки. Записки православного. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1916. Сергей Нилус. На берегу Божьей реки. Часть II. Сан-Франциско, 1969. Сергей Нилус. Сила Божия и немощь человеческая. Сергиев Посад, 1908. Сергей Нилус. Святыня под спудом. Тайны православного монашеского духа. Сергиев Посад, 1911. Сергей Нилус. Великое в малом. Записки православного. Сергиев Посад, 1911. Сергей Нилус. Близ грядущий антихрист и царство диавола на земле. Сергиев Посад, 1911. Летопись Оптиной Пустыни. Подготовка текста, комментарии Р.В. Багдасарова. – Православие и русская народная культура. Книга I, M, 1993. Биографические справки о монашествующих Оптиной Пустыни составлены на основании формулярных списков, хранящихся в архиве Оптиной Пустыни (Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки): Формулярные списки монашествующих и послушников Оптиной Пустыни, 1802–1889. Ф. 213, карт. 1, ед.хр. 1. То же, 1890–1906. Ф. 213, карт. 1, ед.хр. 3. Указатель Аввакум – св.ветхозаветный пророк. VII в. до Р.Х.=ок.600 до Р.Х. Память 2 декабря. – 320. Авраам – св. праведный праотец, один из ветхозаветных патриархов, родоначальник еврейского народа и израильтян. Память 21 августа, 9 октября и в Неделю свв. праотец. – 294. Авраамий – монах Калужской Тихоновой пустыни, духовный сын иеросхимонаха Ефрема, ученик старца Леонида. С 1858 г. жил на Афоне. – 117. Адриан – послушник Белобережской пустыни. – 252, 253, 254. А-ия (Аркадия) – игумения, настоятельница Вяземского Аркадиевского монастыря. Из рода Шаховских. – 195. Акакий – преподобный Синайский. VI в. Упоминается в «Лествице райской» св. Иоанна Лествичника . 9 лет провел в послушании у одного сурового старца, перенося от него жестокости и укоризны. Прославился своим послушанием, явив его после своей смерти, когда на вопрос, умер ли он, произнесенный над его гробницей, ответил: «Не умер, ибо невозможно умереть делателю послушания». Память 7 июля, 29 ноября и в Сырную субботу. – 37. Акакий – новый преподобномученик Афонский, † 1 мая 1816.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

Память святых мучеников, со святым Стефаном Новым за святые иконы пострадавших При Константине Копрониме многие православные воины, оставив воинское звание, приняли монашество. Многих из них беззаконный царь после мучений приказал лишить жизни. Одного, по имени Василия, он сначала ослепил. Когда же святой Василий и после ослепления стал воздавать поклонение святым иконам, мучитель вонзил меч в чрево Василия, так что обнаружились все его внутренности. В это же время приял мученический венец за святые иконы и святой Стефан в Константинополе. Кроме этих были сосланы в заточение два Григория с некоторыми другими, где и скончались. Наконец святой Иоанн был изгнан в Дафну где, по приказанию царя, его часто подвергали биению, от чего он и скончался. Память 29 ноября Память преподобного отца нашего Акакия Синайского Блаженный Иоанн Лествичник пишет в книге своей о преподобном Акакии так: Великий Иоанн Савваит рассказал мне происшествие истинное и повествование достойное. Был один старец, очень ленивый и по характеру злой; говорю, не осуждая его, но с целью показать терпение святого, и вот что расскажу вам. Тот старец имел молодого ученика, по имени Акакия, простого нравом и целомудренного умом, который так много зла терпел от того старца, что многим даже покажется это невероятным, ибо старец не только укорами и бесчестием досаждал ему, но и всякий день мучил его телесными истязаниями. Однако терпение его было не напрасно: потому что Акакий своей безропотной выносливостью и незлобивым страданием снискал себе благодать Божию, освобождающую его от вечного мучения. Я же (говорит Иоанн Савваит к Иоанну Лествичнику), видя каждый день его таким, как будто он купленный раб или пленник, и терпит крайнюю беду, нарочно встречал его и спрашивал: — Что ты, брат Акакий? как проводишь нынешний день? Он же отвечал: — Как перед Господом Богом, — так мне хорошо. И показывал мне иногда посиневшие глаза, иногда шею, а то голову в ранах. Зная, что он поступает добродетельно, я говорил ему: — Хорошо, хорошо, терпи, брат, чтобы достигнуть спасения тебе.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/532/...

Пробудившись, он стал рассуждать о виденном во сне, и говорил сам в себе: смиренный Антиох (так он назывался!), поистине много на тебе спрашивается долгу. И так, говорил он мне, три года пробыл я в том монастыре в беспрекословном послушании, и от всех тамошних иноков терпел уничижение и озлобление. Чрез несколько времени опять в одну ночь вижу во сне, будто некоторый человек дает мне свидетельство в уплате десяти литр золота из моего долга. Пробудившись, я понял свое сновидение и помыслил: только еще десять, когда же я все заплачу? И опять говорю сам себе: смиренный Антиох, больший труд и большее бесчестие тебе должно подъять. С того времени начал я притворяться юродивым; впрочем, от служения вовсе не был освобожден. Почему, немилосердые отцы, видя, что я в том же чине и занимаюсь с таким же усердием, наложили на меня все тяжелыя монастырския работы. Прожив таким образом тринадцать лет, опять увидел я во сне прежних мужей, которые дали мне расписку в том, чтобы я о долге моем более не беспокоился. Итак, когда иноки нашего монастыря меня чем-нибудь оскорбляли, я, вспоминая мой долг, переносил это без ропота. Вот что, заключает эту повесть преподобный Иоанн Лествичник , поведал мне премудрый Иоанн как бы в лице другаго о себе самом, почему и Антиохом себя переименовал. Он был поистине тот человек, который великодушным терпением разорвал рукописание грехов своих. Рассказывал Иоанн Савваит св. Иоанну Лествичнику и другую повесть – об Акакие, показавшем послушание и по смерти, из гроба. «В азийской обители, где я сам жил, был некий старец весьма нерадивой и невоздержной жизни. Он имел юнаго ученика, именем Акакия, простаго душою, но благорассудительнаго умом. Этот Акакий столько терпел от стропотнаго старца озлоблений, что многие этому не поверят. Старец не только досаждал ему укоризнами и бранью, но каждый день мучил его побоями, так что на теле его являлись раны. Ученик же терпел все это благоразумно и великодушно. Я, видя, что он каждый день терпит крайнее мучение, как купленный раб или пленник, встречаясь с ним, часто говаривал ему: что с тобой, брат Акакий? Как проводишь ты нынешний день? Он всегда мне так отвечал: так хорошо, как у Господа Бога, – и показывал при этом то глаза посиневшие, то шею или голову раненую.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В апреле 1860 г. архим. Антонин, на дипломатические способности которого возлагались большие надежды, получил сообщение о переводе в Константинополь, 18 сентября того же года прибыл в столицу Османской империи. Здесь он быстро установил близкие отношения с Вселенским патриархом, высшим греческим духовенством и русским дипломатическим корпусом. Новому настоятелю было поручено выполнять некоторые поручения Синода в связи со вступлением на Константинопольский престол патриарха Софрония III. Наряду с этим о. Антонин изучал рукописи, памятники археологии и искусства, предпринимал научные экспедиции, и вскоре его имя стало одним из самых известных среди византологов. В 1862 г. он составил каталог 624 рукописей библиотеки иерусалимского Святогробского подворья в Константинополе. В следующем году о. Антонин по поручению Святейшего Синода исследовал на Афоне вопрос о подлинности Синайского кодекса Библии , подтвердив его древность (позднее, в 1868 г. он вел в Константинополе переговоры об окончательной передаче кодекса российскому правительству). 323 С первых дней своего пребывания на берегах Босфора архимандрит проявил большую заботу о приведении в порядок помещения Никольской церкви: в ней были заменены окна и покровы, кроме того, о. Антонин оставил для храма часть старинных икон, присылаемых из России для балканских Церквей. В конце 1861 г. у настоятеля появилась идея построить новое отдельное здание посольского храма в Пере, открытого и доступного для православных жителей Константинополя. Архимандрит начертил его план и с согласия посланника Н. П. Игнатьева написал Санкт-Петербургскому митрополиту Исидору (Никольскому) , попросив содействия, однако проект был отвергнут Министерством иностранных дел. 324 В это время клир посольской церкви состоял из архимандрита, иеромонаха, иеродиакона и трех причетников-певчих. Некоторые из них, помимо о. Антонина, занимались историко-богословскими и историкоцерковными изысканиями и были известными учеными. Так, иеродиаконом Никольской церкви с 1856 по 1865 г. служил выпускник Санкт-Петербургской Духовной академии о. Акакий (в миру Александр Иванович Заклинский, 1836–1902). В 1858 г. он посетил Афон и написал исследование «Св. Григорий Палама , архиепископ Солунский», за которое в 1864 г. был удостоен степени кандидата богословия. Впоследствии о. Акакий стал епископом Балтским, затем Енисейским.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другой же, Иоанн Савваит, хотя и не был сам основателем обители, но возбудил многих примером своих добродетелей. Он начал иночествовать в одном из монастырей родственного ему Понта и, недовольный чрезмерною кротостию своего настоятеля, просил у него письма в другую обитель. Там, в сонном видении, представились ему нисколько мужей, требовавших от него уплаты значительного долга, простиравшегося до ста фунтов золота: постигнув значение таинственного сна, он воскликнул, проснувшись: «Бедный Иоанн, как еще много остается тебе платить за грехи твои!» После трехлетних подвигов опять снилось ему, что сии мужи дают ему расписку в получении десяти, из ста должных им фунтов; он стал еще более подвизаться и даже юродствовать, чтобы, перенесением многих оскорблений совершенно смирить себя, и только спустя тринадцать лет получил, столь же таинственным образом, совершенное отпущение. Так он сам рассказывал знаменитому авве лавры Синайской, св. Иоанну Лествичнику , который упоминает о нем с большею похвалою в своей книге, Духовной лествице 126 . Когда поселился он в лавре великого Саввы, три юноши просили его принять их под свое руководство; но он отрекся, по чувству своего недостоинства, и дал только единовременно каждому из них прозорливый совет на все течение жизни, назначая различный образ подвигов, свойственно их силам, с напоминовением, что только претерпевший до конца спасен будет. Примером долготерпения он представлял одного инока, по имени Акакия, который всю свою жизнь страдал от жестокости своего духовного наставника и умер без ропота. Когда же по его смерти, один из великих старцев спросил бывшего его наставника: точно ли умер Акакий? и тот в удостоверение привел его на самую могилу юноши, старец громко воскликнул над нею: «Брат мой Акакий, мертв ли ты?» и внезапно откликнулся ученик, свидетельствуя, и после кончины, совершенное свое послушание: «Можно ли, отче, чтобы верный блюститель послушания был когда либо мертвым». Ужаснулся его жестокий наставник и, устроив себе келию над гробом Акакия, провел в ней остаток жизни в слезах покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

В числе Христиан, подвергшихся гонению, был пресвитер Валентин (Уалентин) и Кирин. Сановник Астерий, услышав, что Марин в молитве назвал Христа светом, предложил ему доказать это на деле, – именем Христа возвратить свет очам слепой его дочери. Валентин исцелил слепую, и Астерий уверовал во Христа со всем своим семейством. Император Клавдий приказал мучить и Астерия. Но как ни тиранили святых мучеников, они все оставались твердыми в вере. И тогда всех их погубили: кого убили мечом, кого побили камнями. Св. Марфа укрепляла детей своих. Ее утопили в реке. Мощи святых Марина и Марен с детьми находятся в Риме, в церкви св. Иоанна Кущника, а Валентина – в церкви св. Параскевы. Обретение мощей св. девицы Иулиании. Она была дочерью князя Юрия Дубровицкого-Ольшанского, одного из усердных благотворителей Киево-Печерской лавры, который жил в XVI столетии. О жизни св. княжны ничего неизвестно; но несомненно, что она потрудилась для своего спасения, хотя умерла 16-ти лет, почему Господь и прославил ее после смерти нетлением мощей и чудотворениями. В следующее столетие, когда копали могилу близ соборной церкви, то нашли гроб; тело ее оказалось совершенно нетленным, и она лежала как бы живая. Одета была нарядно, по-княжески. Но едва прикоснулись к одежде, как она вся превратилась в прах, тело же осталось нетленным. Святую облекли в новое платье, и гроб поставили в храм. В настоящее время мощи св. княжны почивают в Антониевой пещере. 7-е число Преподобный Фома называется Малеином от места своих подвигов на мысе Малее, в Пелопоннесе, или на горе Малеон на Афоне. Жил он не позднее X века. Сначала был воином, славившимся храбростью и богатством. Оставив мир, удалился в пустыню и просиял подвигами и чудесами. Преподобный Акакий подвизался в Синайской пустыне, в VI веке. Преставление Евдокии, во инокинях бывшей Ефросинии, княгини Московской, бывшей супругой великого князя Димитрия Донского. Евдокия была супругой нежной, кроткой и вместе со своим мужем заботилась о спасении души, не предаваясь мирской рассеянности.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Прежде сего я видела тьму, а ныне свет: ибо прежде сего это место не освещалось, а ныне я вижу свет и солнце правды, затворы разрушенными, медные врата сокрушенными. Он не отворяет ворот, но сокрушает их, так что я не могу и затворить их; моя темница будет не нужна, и я потеряю свое сокровище». – За все сие возблагодаримте Владыку всех Христа, благоизволившего так устроить сие. С Ним Отцу слава вместе со Святым Духом, ныне и всегда, и в бес- конечные веки. Аминь. Отдел второй. Выписки из Патериков и особенно из Лествицы преп. Иоанна Синайского Сказание о четырех Иоаннах, упоминаемых в Лествице Поскольку в книге сей, называемой Лествица, многократно слышим, что Иоанн восхваляется и ублажается, как просиявший в добродетелях; то мы предуведомляем, что не один только был Иоанн, называемый Лествичник, но многие. Первый Иоанн – великий, бывший игуменом в монастыре, где было братии числом 230. Под его ведением была и особая обитель, называемая Темница, где он затворял кающихся. Другой Иоанн великий Савваитский, который говорил умершему Акакию: «брат Акакий, умер ли ты?» А этот, и в гробе оказывая светлое послушание, отвечал: «как можно умереть, отче, делателю послушания?» Но от иного лица поведал о сем чуде Иоанну Лествичнику оный Иоанн Савваитский, а не от себя. Посему Иоанн Лествичник пишет в сей книге: «мне кажется, что сам великий Иоанн говорил мертвецу, а не другой; ибо много мне говорила его блаженная душа, как бы сообщая о другом, между тем это был он сам». Посему он рассказал Иоанну Лествичнику и о других событиях, бывших с ним в то время, когда он был послушником в одном общежительном монастыре в Понте, но как бы о другом лице. Поэтому он сам наименовал себя Антиохом, тогда как это был сам Иоанн Савваитский. К сему Иоанну Савваитскому, когда он был в лавре св. Саввы, пришли три юных инока, желая быть его учениками. Упокоив их после трудов путешествия, на третий день он хотел отпустить их, сказав: «братие, я блудник по естеству и не могу никого из вас принять». Но они этим не соблазнились; потому что знали высокую жизнь старца. Третий – Иоанн Лествичник . Сей, будучи 15-ти лет внешнего возраста, отрекся мира и всего мирского, теплою любовию и ревностным послушанием и верою служил старцу девятнадцать лет. По истечении девятнадцати лет, предпослав к Богу своего учителя старца, сам исходит на поприще безмолвия, как бы сильные оружия имея с собою для борьбы со врагом, молитвы великого, то есть учителя своего. Он доблественно подвизался и пострадал в постничестве и весьма просиял в молчании и деятельных добродетелях, как сказал о нем немногое из многого Раифский Даниил.

http://azbyka.ru/otechnik/Iov_Pochaevski...

Преподобный Иоанн Савваит (память в субботу Сырной недели), родом из малоазийской области Понта, подвизался сначала в обителях своей родины, потом в Великой лавре и, наконец, на Синае; большую же часть жизни провел в подвигах в обители Саввы Освященного, отчего и прозван Савваитом. На Синайской горе он жил в то время, когда процветал там знаменитый синайский подвижник Иоанн Лествичник 357 . Дивный муж был преподобный Иоанн Савваит. Св. Иоанн Лествичник , сам великий подвижник, питал к нему глубокое уважение и часто с ним беседовал; он называет Иоанна Савваита мужем великим. В беседах своих с игуменом Синайской горы Иоанн Савваит прикровенно, как бы о другом лице, рассказывал ему о себе, о местах, где он подвизался, о старцах-подвижниках, с которыми жил или встречался, о разных случаях, которые доводилось ему самому испытывать. Некоторые из рассказов Иоанна Савваита игумен Синайской горы поместил в своей «Лествице», в главе о блаженном и приснопамятном послушании; здесь он представляет Иоанна Савваита как самый разительный пример необычайного послушания и безропотного терпения. «Не буду несправедливым укрывателем и немилосердым лихоимцем, – говорит в своей “Лествице” св. Иоанн Лествичник , – умолчав пред вами, о чем непозволительно молчать. Иоанн Савваит, муж великий, пересказывал мне вещи, достойные того, чтобы слышать о них. А что он беспристрастен и чист от всякой лжи, от слова и дела лукавого, – сие известно тебе, преподобный, из самого опыта. Итак, он пересказывал мне: –      В обители моей, которая в Азии (ибо оттуда пришел праведный сей муж), был один старец весьма нерадивый и невоздержный; говорю сие не в осуждение, но, чтобы верным быть истине. Он, не знаю, как, приобрел себе ученика юного по имени Акакий, простого по сердцу, но благоразумного по рассудку. И он столько потерпел от такого старца, что сие многим покажется, может быть, невероятным. Старец ежедневно мучил его не только оскорблениями и бесчестием, но даже и побоями. Терпение Акакиево было не неразумно.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Как ни наивничал Феофил, упиваясь своей победой и даже презирая суд над ним Рима, но ход времени приближал ликвидацию его близорукого и мимолетного торжества. Правда была по суду народной совести и суду Рима на стороне загубленного праведника. Сменилась власть, творившая неправду. Β 408 г. умер император Аркадий. Хотя принятый курс политики при малолетстве сына Аркадия 7-летнего Феодосия II официально и продолжался, но церковные низы, тяготевшие Иоанну Златоусту и прозванные уже «иоаннитами,» в предчувствии перемен продолжали своим упорным ростом завоевывать себе свободу. Все изгнанные за свое бегство в Рим епископы твердо держались на стороне «иоаннитов.» У официального главы Константинопольской церкви архиепископа Аттика храмы не были полны народом, a в неразрешенных молитвенных собраниях вне города (за столбами застав, εξω κιονων) участвовали густые толпы. Сам Аттик по смерти императора Аркадия (408 г.) поневоле счел нужным относиться терпимо к упорствующим и этим вовлек часть их в официальную церковь. Но часть населения и большинство епископов не сдавались на примирение. И сестра Феодосия II Пульхерия, достигшая в 419 г. своего 16-летнего возраста и приобщенная к власти со званием «августы,» сложилась в убежденную сторонницу мира с папами и оправдания памяти Иоанна Златоуста. Но эти предрасположения Пульхерии до времени не изменяли заведенного Феофилом Александрийским «неумного» курса церковной политики. «Неумного» для самой Александрии, традиционно опиравшейся на Рим в защите своего второго почетного места. Сейчас неумный Феофил, вульгарно говоря, «в ус себе не дул,» когда даже самые авторитетные богословы александрийского патриархата возмущались его неправедным судом. Так, открыто осуждал Феофила преподобный Нил Синайский, в миру бывший крупным чиновником в Константинополе, и преподобный Исидор Пелусиот (из Пелусия). Исидор укорял всех, не щадя вместе с Феофилом и самого императора Феодосия II. Он писал: «Египет всегда был врагом Моисея, приверженцем фараона. Теперь против святого учителя выдвинул этого Феофила, человека жадного до драгоценных камней и золота. K нему примкнули четыре участника, четыре отступника, как и он,— Акакий, Севир, Антиох и Квирин. И они его уничтожили.» Все такого рода письма тогда выполняли роль публицистических журнальных статей; распространялись и читались,

http://sedmitza.ru/lib/text/435128/

Ко 2-й пол. XVII в. относится появление греч. религ. гравюры. Ее возникновение и распространение в первую очередь было связано с крупнейшими греч. мон-рями. Гравюры с видами мон-рей, священных мест, образами святых, религ. сценами, чудотворными иконами, предназначавшиеся прежде всего для паломников, заказывались мон-рями или их торговцами-комиссионерами в Европе (Венеция, Вена, Львов, Москва, С.-Петербург). Но изготавливались и греч. мастерами, как правило представляя собой копии европ. гравюр. Собор 12 апостолов. Гравюра. Карея, Афон. 1847 г. Собор 12 апостолов. Гравюра. Карея, Афон. 1847 г. Самыми ранними из известных ныне гравюр правосл. греч. мира являются ксилографии 1665-1700 гг., хранящиеся в мон-ре вмц. Екатерины на Синае (виды Синайского мон-ря и горы Синай, изображения Неопалимой Купины, вмц. Екатерины, прор. Моисея, первосвящ. Аарона и др.). Часть гравюр исполнена львовскими мастерами (иером. Никодим Року (Збуржицкий) и Дионисий Синкевич) по заказу комиссионера Хадзикириакиса из Вурлы (М. Азия), остальные - работы монахов Синайского мон-ря (граверы мон. Акакий, иером. Матфей). В 1-й четв. XVIII в. на смену ксилографии - гравюре на дереве - пришла гравюра на меди. Синайский мон-рь заказывал их в мастерских Венеции, Вены, Москвы и С.-Петербурга («Вид горы Синай», С.-Петербург, 1723). Крупнейшими центрами по производству религ. гравюры в посл. трети XVIII-XIX в. были афонские мон-ри. Точная дата возникновения гравировальных мастерских на Афоне неизвестна, есть упоминания о создании гравюр в 1779 г. в Иверском мон-ре, неск. позднее в Карее. Активное производство гравюр существовало также в мон-рях Хиландар, Кутлумуш, в Великой Лавре. Наряду с этим гравюры для афонских мон-рей заказывались и в европ. центрах гравировального дела. Среди афонских граверов этого времени известны: иером. Парфений из Элассона (исполнил в 90-х гг. XVIII в. 8 гравюр на меди); мон. Никифор (в 1798 награвировал вид мон-ря Ксенофонт с вмч. Георгием на коне). Часть гравюр раскрашивалась от руки, чаще всего использовались красный (малиновый), желтый и зеленый цвета.

http://pravenc.ru/text/166461.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010