Двадцать девятый день. Поучение 1-е. Препод. Акакий Синайский. (О добродетели послушания и в особенности о послушании духовным пастырям в деле спасения). I. Препод. ныне ублажаемый Акакий, живший в VI веке, был ученик одного старца – инока и представил в жизни своей образец дивного послушания. Несмотря на то, что старец каждый день укорял и бил его, препод. Акакий никогда не жаловался и в точности исполнял приказания старца. Когда его спрашивали, как он провел день, у него всегда был один ответ: «слава Богу, благополучно». Между тем, синие полосы под глазами, раны на голове и на шее ясно говорили о перенесенных им побоях. Девять лет служил преп. Акакий жестокому старцу и затем скончался... Преп. Акакий претерпел до конца и спасся. Чрез пять дней по смерти преп. Акакия, старец отправился к одному иноку и сказал: «отче, Акакий, ученик мой, умер». «Нет, не умер, спроси его и он сам тебе это скажет». Когда старец спросил, то преп. Акакий сказал: «разве может умереть делатель послушания? Готов, отче, еще служить тебе». Тогда старец раскаялся и поселился при гробе своего ученика. II. Препод. Акакий своим живым примером учит нас добродетели послушания. а) И во-первых, дети должны оказывать послушание родителям. Если это есть, семья счастлива; если же нет, тогда не только счастье погибло, сама семья погибла: ее члены не имеют тогда ничего такого, что связывало бы и скрепляло бы их в одно целое. И как стена, если между кирпичами выветрился цемент, должна развалиться, так и семья, если в ней не стало смирения и послушания, должна разложиться: ее члены по необходимости должны разойтись и жить в одиночку, каждый сам по себе; ко вреду для себя и для семьи. б) Во-вторых, жена должна оказывать повиновение своему мужу, как слово Божие заповедует: «жены, своим мужем повинуйтеся, якоже Господу, зане муж есть глава жены, якоже и Христос глава церкви» (Еффс. 5, 22. 23) Если это исполняется, то над семьею почивает благословение Божие, и такая семья даже в самом бедном состоянии наслаждается любовию, миром и благоденствием; а если жена смирение почитает для себя унижением и о повиновении не хочет слышать, тогда ни ей самой, ни мужу, ни детям не видать добра.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Видя, что он подвижник, я говорил ему: хорошо, хорошо, брат, терпи – и получишь спасение. Блаженный Акакий пробыл у немилостиваго старца девять лет и отошел к Господу. Спустя пять дней после погребения его, Акакиев наставник пошел к одному жившему там великому старцу и говорит ему: отче, брат Акакий, ученик мой, помер. Услышав об этом, старец отвечал ему: поверь мне, досточтимый отец, я в этом сомневаюсь. – Приди и посмотри, продолжал пришедший к нему. Старец тотчас встал, пошел с наставником блаженнаго подвижника на кладбище, и здесь возгласил к почившему, как к живому: умер ли ты брат Акакий? Благонравный послушник, исполняя и по смерти послушание, отвечал великому сему старцу: не умер я, тому, кто исполняет послушание, умереть невозможно. Услышав это, старец Акакиев ужаснулся, и со слезами пал лицем на землю. Потом упросил игумена св. Лавры позволить ему поставить близ гроба Акакиева келью, в которой он жил уже богоугодно. Когда жил Иоанн Савваит еще в обители св. Саввы, пришли к нему однажды три юные инока, желая от него научиться добродетельной жизни. Он их принял ласково и угостил, стараясь всячески успокоить их после трудов, подъятых ими в дороге. По прошествии трех дней старец говорит им: я, братия мои, по природе моей человек-блудник, и не могу никого из вас к себе принять. Они этим не соблазнились; ибо знали подвиги сего старца. Когда же они никак не могли упросить его, то поверглись ему в ноги, и просили его, по крайней мере, наставить их, как и где им жить. Послушался их старец и, зная, что они примут наставление его со смирением и послушанием, говорит одному: Господу угодно, чтобы ты, сын мой, поселился в безмолвном месте и жил в послушании у какого-нибудь отца. Потом говорит второму: иди, продай свои хотения, отдай их Богу, и возьми крест свой, и с терпением пребывай в собрании и общежитии с братиею, и поистине будешь иметь сокровище на небесах. Потом и третьему сказал: непрестанно держи в своем сердце слово: претерпевый до конца той спасется. Иди, и сыскав себе, сколько можно, суровейшаго и строжайшаго наставника о Господе, не оставляй его, но терпеливо живя с ним, пей у него ежедневно поругание и посмеяние, как мед и молоко.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Будучи живым мертвецом, полным рабом старца и послушным орудием в его руках, ученик не имел никаких оснований самовластно нарушать своё подчинение и повиновение ему, как бы ни было тяжело ему это, как бы его духовный руководитель ни был плох. Уче- —705— ник должен развить в себе добродетель терпения. „Если случится, что наставник проповедует добродетель словом, но нерадит о делах“, учащимся нельзя быть непослушными и прекословить 2402 . Послушник не смеет обижаться на старца, когда тот оказывает другому предпочтение 2403 . Насмешки он обязан переносить и из уважения к отцу и по долгу 2404 . Нил Синайский советует иноку философски и великодушно принимать от отца духовного всё, что ни скажет тот неприятного или жестокого по малодушию: он всё-таки любит ученика своего, как мать, которая в дурном настроении бранит своего ребёнка, но будет скорбеть, как только он занеможет 2405 . Разительный пример терпения рассказан в Лествице. „Был один старец, весьма нерадивый и невоздержный. Не знаю, как он приобрёл себе ученика юного, по имени Акакия... И он (Акакий) столько потерпел от такого старца, что это многим покажется может быть невероятным. Старец ежедневно мучил его не только оскорблениями и бесчестием, но даже побоями. Терпение Акакия было не неразумно. Итак видя, что он ежедневно бедствует как купленный раб, при встрече с ним неоднократно я спрашивал его: „что, брат Акакий, каково сегодня?“ – и он немедленно показывал мне то посиневший глаз, то шею, то голову избитую“. Так прожил Акакий у своего старца девять лет до своей смерти 2406 . „Поэтому, кто пребывает в подчинении у отца, пишет Нил Син., тот да предаст себя на обиды и да побеждает их смирением, да управляется долготерпением“ 2407 ... Бывали случаи, что терпение послушника исправляло дурного старца. Так, один инок жил у старца-пьяницы, который ежедневно продавал циновки, сплетённые им и учеником, и пропивал вырученные деньги, жил без ропота, в скудости ел хлеб и не уходил к другому старцу. Три года спустя, удостоившись видения, послушник помер.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 331 году император Константин дал поручение епископу Евсевию Кесарийскому изготовить 50 пергаменных кодексов с текстом Священного Писания для церквей новой столицы 17 . Некоторые исследователи полагают, что два известных сегодня наиболее древних пергаменных кодекса Священного Писания, Синайский и Ватиканский, принадлежат как раз к числу тех 50, которые Константин заказал Евсевию. Есть свидетельства тому, что тексты с папируса часто переписывали на пергамен, чтобы спасти их от гибели, потому что, как уже замечено, папирус был довольно хрупким и неудобным в обращении. Блаженный Иероним в своём 34-м Послании сообщает, что епископ Кесарийский Акакий и его преемник на кафедре Евзой между 340 и 380 годами по Рождестве Христовом позаботились о том, чтобы переписать на пергамены книги Кесарийской библиотеки, основанной там Оригеном и Памфилом. Поскольку пергамен был довольно дорогим материалом, нередко случалось, что старые тексты стирали (точнее, соскабливали) и поверх них писали новые христианские или, наоборот, в поздние времена стирали христианские тексты, чтобы написать какие-либо другие. Такие кодексы называются палимпсесты 18 (codices rescripti). В наши дни при помощи специальной фототехники можно сфотографировать стертый текст, если он интересует нас более, чем поздний, написанный поверх него. Начиная с XIII века на смену пергамену приходит бумага, которая была дешевле, уже многие века изготавливалась в Китае и была известна в Египте и Сирии с VIII века по Рождестве Христовом. Многие византийские рукописи, которые хранятся в монастырях, и особенно на Афоне, написаны либо на пергамене либо на бумаге. 1.1.2. Виды рукописей В отношении способа написания рукописи Нового Завета довольно разнообразны. Но прежде чем говорить об этом, следует заметить, что в древности было два основных вида письма. В повседневных нелитературных текстах, таких, как письма, счета, договоры, использовалась обычно скоропись (literae cursivae), или минускульное письмо, в котором маленькие буквы в словах писались слитно. А в литературных произведениях предпочитали более тщательно прорисованные буквы большого размера, так называемое унциальное письмо (literae unciales – от лат. uncia, что означает двенадцатую часть чего-либо; в данном случае подразумевается строка унциального текста, которая занимает двенадцатую часть обычной страницы). Однако со временем, и особенно с IX века по Рождестве Христовом, минускульное письмо входит в употребление и для литературных текстов. Некоторые исследователи связывают это новшество с деятельностью образованных монахов Студийского монастыря в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vvedeni...

ed. PellPlatt] эфиопского перевода. На основании всех этих авторитетных свидетельств, первое чтение принято в тексте в трех критических изданиях новейшего времени: у Триджельза (1857 – 1879 г.), у Тишендорфа (в 8-м большем критическом издании 1869 г.) и в кембриджском Весткотта и Хорта (1881 г.) – В печатном славянском тексте чтение «вси бо не оуспнемъ, вси же изменимся» следует этой высокоавторитетной версии и отличается от нее только прибавкой «бо». – Второе чтение встречается в С.-Петербургской синайской рукописи IV [или V] в. и в парижском палимпсесте Ефрема Сирина V в., в древне-латинском тексте дрезденской бёрнеровой греко-латинской ркп. IX в., в армянском переводе и в некоторых изданиях эфиопского перевода. Это чтение Акакий Кесарийский и Дидим Александрийский встретили в весьма многих греческих рукописях, Иероним и Августин – во многих греческих рукописях. Это же чтение находят у Оригена (по некоторым изданиям) и у некоторых других позднейших. В александрийской рукописи: κοιμηϑησμεϑα οι рукою писца, во это οι переправлено в ου рукою первого справщика. Греческий столбец бернеровой ркп. и парижская кольберова греч. ркп. XI в., писанная строчными буквами, дают чтение «ον κοιμηϑησμεϑα oυ». На Основании этих свидетельств Триджельз признал второе чтение настолько твердо установленным, что принял его, по крайней мере, на поле своего издания, но с измененной интерпункцией «πντες κοιμηϑησμεϑα ο, πντες δ λλαγησμεϑα», т.е. в смысле, согласном с первым чтением. – Третье чтение, которое Иероним и Августин встретили во многих латинских рукописях, которому следовали Иларий Пиктавийский и некоторые другие, встречается в греческом столбце клермонской ркп. рукою самого писца. Ему же последовал и Иероним в своем переводе (vulgata): «omnes quidem resurgemus, sed non omnes immutabimur». Третье чтение выражает, следовательно, западную традицию]. Читать далее Источник: Глориантов Н.И. Взгляд на учение современной геологии о происхождении мира и будущей его судьбе при свете Божественного Откровения//Христианское чтение. 1892. 7-8. С. 38-57. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Gloria...

На послушание можете ходить, когда есть сила, отрывая себя и от занятий, не столь нужных и требующих скорого исправления, а в послушании и свою немощь можете познать и другим подать соревнование. О хождении вашем по кельям хоть и из сострадания ближним, но иногда примешается помысел тщеславия, и много сору набьется в голову, делайте это с рассмотрением по мере вашей возможности: иногда подите, а иногда что пошлите. Книгу святого Варсонуфия, может быть, Господь поможет, и напечатают, листов 90 уже вышло из цензуры и будете оную иметь, только будьте готовы читать и делать. Мир вам, будьте спокойны, мирны и здоровы, остаюсь желатель вам сего многогрешный иеромонах Макарий. 5-е декабря 1851 года. Письмо 53 Слава Богу, что между вами мир водворяется, но когда случается и возмущение, то это послужит к искусу вашему, к познанию своего устроения и немощи, и да не превозноситесь обретенным благом, но да не закосневаете в объяснении и сознании друг другу своей виновности и зрите себя последнейшей сестры. Борьба же не на один день, а обучение в ней требует многого времени, труда и помощи Божией. Скорбь ваша на старушку хотя и благословна, но ее не переучишь, а вы потерпите с самоукорением, то не лишитесь пользы. А П.,видно, такой крест, куда ей деваться? Акакий еще более страдал от своего старца, но увенчался победным венцом. Старуху жаль, но нечего делать. Письма мои только по вере вашей могут вас пользовать, а когда я оглянусь на себя, то опасаюсь, дабы они не осудили меня на суде, учащего, а не творящего! Ты, М. М., жалуешься на себя, что всегда, как станешь творить молитву Иисусову, то и засыпаешь и о сем смущаешься, не надобно смущаться, лучше засыпать с молитвой, нежели с какими-нибудь дурными помыслами. Когда же хочешь потрезвеннее ее исправлять, то пораньше проходи. Опасайтесь искать в себе высокого устроения, а смиренными ведитесь, вменяя себя быти отребье (123 глава св. Нила Синайского ). О болящих ваших сердечно сожалею, желаю им душевного и телесного выздоровления. За усердие и труды ваши о свече благодарю. Братия наши вам кланяются и благодарят за вашу намять об них.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Optins...

В. ) рублей в 200 (ассигнациями.). В первый раз, как на маленькой своей лодочке пустился он по Финскому заливу за добычей, положив драгоценное ружье перед собою на нос, он находился, по его собственному уверению, в каком-то самозабвении и пришел в себя только тогда, как, взглянув на нос, не увидал своей обновки. Ружье было стянуто в воду густым тростником, через который он где-то проезжал, и все усилия отыскать его были тщетны. Чиновник возвратился домой, лег в постель и уже не вставал: он схватил горячку. Только общей подпиской его товарищей, узнавших о происшествии и купивших ему новое ружье, возвращен он был к жизни, но о страшном событии он уже не мог никогда вспоминать без смертельной бледности в лице… Все смеялись анекдоту, имевшему в основании истинное происшествие, исключая Гоголя, который выслушал его задумчиво и опустил голову. Анекдот был первой мыслию чудной повести его «Шинель», и она заронилась в душу его в тот же самый вечер» (Анненков П. В. Литературные воспоминания. М., 1989. С. 55). Гоголь приступил к работе над повестью в 1839 г. Дошедшая до нас первоначальная черновая редакция, в которой герой еще не назван по имени, озаглавлена «Повесть о чиновнике, крадущем шинели». Судьбу гоголевского Акакия Акакиевича Башмачкина (по гр. «Акакий» значит «незлобивый») исследователи нередко соотносят с житием преподобного Акакия Синайского. Капитан-исправник – начальник уездной полиции, избиравшийся из дворян. Квартальный офицер – то же, что квартальный надзиратель. Пряжка в петлицу – почетный знак, выдававшийся за выслугу лет на гражданской службе. …носят на головах… русские иностранцы.  – Речь идет об уличных торговцах, продававших свой товар с лотков, которые они носили на голове. Стремешка – штрипка – тесьма, пришитая внизу к штанинам брюк и продеваемая под подошву ноги. Штурмовой вист — азартная карточная игра. Фальконетов монумент – памятник Петру I в Петербурге («Медный всадник») работы французского скульптора Э. М. Фальконе (1716–1791); открыт в 1782 г. Серпянка – бумажная ткань редкого плетения.

http://azbyka.ru/fiction/peterburgskie-p...

     12 декабря (29 ноября по старому стилю) церковь чтит имя преподобного Акакия Синайского. По-русски это имя звучит скорее забавно. И даже кажется, что Николай Васильевич Гоголь, избрал для героя повести «Шинель» это неблагозвучноое имя - Акакий Акакиевич Башмачкин - специально, чтобы подчеркнуть никчемность героя и вызвать в читателе жалостливые чувства. Однако житие святого Акакия, которое хорошо было известно Гоголю, открывает нам новые смыслы этой повести. Акакий: значение имени В греческом языке существует прилагательное «κακος», которое переводится как «незлобивый». Производное от него - имя Акакиос, в русской транскрипции Акакий, означает «беззлобный» и «невинный». Прилагательное без отрицательной частицы «» - «κακος» - соответственно обозначает плохой, дурной и творящий зло. Возможно, в древности, давая ребенку имя Акакий, греки пытались подчеркнуть непричастность младенца к злому и греховному. Непричастность как теперь, так и в будущем. Акакий - это человек, лишенный ненависти, полный любви и доброты. Мы не можем сказать, что в России это имя когда-то было популярно, а потом, много позже, из-за его звучания вышло из употребления. Но нельзя и отрицать, что оно было на слуху. Как минимум девять раз в течение года Церковь обращается в своих молитвах к святым, носящим имя Акакий. В России, день памяти преподобного Акакия Синайского приходится на 12 декабря (29 ноября по старому стилю). И еще дважды в году вспоминает Церковь преподобного Акакия Синайского: 20 июля (7 июля по старому стилю), а также в среду на Светлой Седмице святой Акакий славится в соборе Синайских преподобных, то есть всех тех святых, которые подвязались на горе Синай. Житие Акакия Синайского Акакий был послушником. Он жил в монастыре при одном очень суровом и даже дерзком старце. Было это в первой половине VI века. Старец постоянно задавал Акакию тяжелую работу. Он не только ругал юношу, но даже жестоко бил его. Акакий же был беззлобен, сносил все без ропота, с терпением, послушанием, и отличался большим смирением. Однажды, когда шел уже девятый год его службы у старца, Акакий от непосильного труда и внезапной хвори умер. Пять дней спустя старец посетовал другому монаху, что, мол, неприятность случилась, послушник умер. Этот последний не поверил. Вместе они отправились в склеп, где погребено было тело Акакия, чтобы убедиться в правоте слов наставника. «Акакий, где ты? Ты умер?» - обратились монахи к покойному Акакию, как будто бы он был живым. «Нет, отче, - услышал старец в ответ. - Я не умер. Для того, кто обещал творить послушание, смерти нет».

http://pravoslavie.ru/75826.html

Эти слова, так потрясли наставника Акакия, что он предпочел со стыдом и страхом бежать. Вразумленный произошедшим, попросив разрешения у игумена, старец до конца своих дней жил и молился у гроба святого Акакия. Так Господь вознаградил преподобного Акакия за его терпение. Иконография: как выглядел Акакий? Преподобный Акакий Синайский. Фреска. Великий Новгород, XIV в. / Руководство по иконографии называют Ерминия или иконописный подлинник. Самая известная Ерминия XVIII века принадлежит перу афонского иеромонаха Дионисия Фурноаграфиота. В частности, он указывает, что преподобного Акакия следует изображать молодым, с едва пробивающейся бородой. Изображений преподобного Акакия Синайского темноволосого, в монашеской рясе, в мантии, в мире не так много. В Греции фрески встречаются чаще. Например, одна из самых знаменитых - фреска преподобного Акакия, которая сохранилась в монастыре Осиос Лукас недалеко от города Дельфы. Монастырь, основанный в X веке, в котором сохранились удивительные фрески и мозаики, включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. На северо-востоке Афонского полуострова в монастыре Хиландар изображение святого Акакия XVII века находится в трапезной обители. В России известно как минимум одно изображение. Это фреска преподобного Акакия Синайского XIV века, выполненная балканскими мастерами. Она находилась в храме Спаса Преображения на Ковалеве в Великом Новгороде. К сожалению, в 1941-1943 годах храм серьезно пострадал во время наступления немцев. Казалось, что фрески безвозвратно утрачены. Однако в 1960 году началась реставрация храма. Уникальные росписи, в буквальном смысле, как пазл собирались по кусочкам. В частности, в полуразрушенном храме удалось обнаружить груду осколков фрески преподобного Акакия Синайского. Ученые восстановили ее. На фреске Акакий изображен как молодой послушник. В руках у него свиток, на котором значится: «Чадо послушания не умирает николиже». Три факта о Грузии и имени Акакий Самое популярное имя - Акакий Акакий Акакиевич в департаменте. Кукрыниксы. 1952 Имя Акакий с легкой руки Николая Васильевича Гоголя приобрело в России скорее негативный оттенок. Нарисованный им в повести «Шинель» образ Акакия Акакиевича Башмачкина не вызывает ничего, кроме жалости. Особенно, когда вспоминается это его: «Ах, оставьте меня, зачем вы меня обижаете? " Да и по-русски имя Акакий не назовешь благозвучным. Впрочем, в Грузии имя Акакий по сей день прочно входит в список трехсот самых популярных имен. Политики, спортсмены, писатели. Молодые, пожилые, новорожденные. Если бы Акакий Асатиани, баллотировавшийся в октябре 2013 года на пост президента Грузии, выиграл бы выборы, то Акакий было бы именем президента.

http://pravoslavie.ru/75826.html

Тогда разъяренный князь послал своих слуг, чтобы они умертвили Парамона. Слуги догнали святого мученика, схватили его и сначала острым шипом прокололи ему язык, а затем, обнажив его, искололи ему [такими же шипами] всё тело. Святой Парамон с молитвой в сердце предал свою душу Богу. Потом и те 370 мучеников, великих, как сыны Божии, и невинных, как агнцы, были зарублены мечами и перешли в бессмертное Царство Владыки Христа. Пострадали они в 250 году. 2. Преп. Акакий Синайский . В своей славной книге «Лествица» преподобный Иоанн Лествичник описывает житие сего святого. Юный Акакий был послушником у некоего злого старца в Синайском монастыре. Гневливый старец ежедневно укорял и ругал Акакия, а нередко и бил, всячески издеваясь над ним и мучая его. Однако Акакий не жаловался, но всё это переносил терпеливо, будучи уверен, что сие полезно для его спасения. Если когда-либо кто-то спрашивал его, как он живет, Акакий отвечал: «Как перед Господом Богом – [так мне] хорошо!» После девяти лет послушания и мучений Акакий скончался. Старец похоронил его и пошел и пожаловался некоему другому (святому) старцу: «Акакий, ученик мой, умер». Тогда оба они отправились на могилу усопшего, и тот святой старец прокричал: «Брат Акакий, умер ли ты?» И послушливый Акакий, послушный и по смерти, ответил: «Не умер я, отче, ибо невозможно умереть тому, кто обязался творить послушание [букв.: невозможно умереть послушному. – Ред.]». Тогда сей [первый] злой старец раскаялся [в содеянном] и затворился в келье близ могилы Акакия, где провел остаток своей жизни в покаянии и молитве. [Первый] старец послушнику громко прокричал: «Акакий брат, ответь нам, где ты сейчас?» Ответа не дождавшись, паки возгласил: «Акакий, мертв ты или жив еси?» – «Живя, как и прежде, когда жил в бренном! – Монах из могилы ответствовал смиренно. Нет смерти для того, кто верен послушанью». Старец [второй], поражен необычайно, От изумления и страха прослезился! И горько зарыдал, и страшно устыдился, И покаянье в злых делах своих принес И, наложивши на себя сугубый пост, В пустыню тотчас удалиться поспешил, Чтоб вымолить спасенье для своей души.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010