Ферапонту Монзенскому, глас 8 Любовию Христовою, Богомудре, просветився и добродетельми/сожительствовал еси Василию блаженному,/и, всякое наслаждение плотское возненавидев,/в пустыню вселился еси,/в ней же вельми подвизался еси, в жизни сей временней/плоть умершвляя свою в пениих, и во бдениих, и в пощениих./Темже и Христос даром чудес обогати тя,/но поминай убо нас, чтущих пресветлую память твою,/преподобне отче Ферапонте,//и моли Христа Бога спастися душам нашим. Перевод: Любовью Христовой, Богомудрый, просветившись, ты подражал добродетелями Василию блаженному, всякое же телесное наслаждение возненавидев и вселившись в пустынь, там ты особо подвизался в молитвенном пении, бдении и пощении. Потому Христос и обогатил тебя даром чудес. Вспоминай нас, почитающих пресветлую память твою, преподобный отче Ферапонт, и моли Христа Бога о спасении наших душ. Филиппу Ирапскому, глас 4 Яко кедр, в пустыни давидски растущ, и яко финикс, благоуханен цветущ,/ревнитель учителю твоему был еси, преподобному отцу Корнилию,/стопам бо его последовал еси/и, святое иго взем,/светлым житием просиял еси, яко солнце,/явлься мирови многими чудесы, отче Филиппе!/И ныне на Небесех предстоиши Престолу Пресвятыя Троицы/и, яко великое имея дерзновение,/преподобнии свои руце воздев,//моли от враг сохранитися градом нашим и спастися душам нашим. Перевод: Как кедр, по-псаломски растущий в пустыне, и как цветущая пальма благоухающая ( Пс.91:13 ), подражатель учителя твоего был ты, преподобного отца Корнилия, ибо по стопам его последовал и, святое иго взяв, светлым житием просиял ты, как солнце, и явил миру много чудес, отче Филипп! И сейчас на Небесах ты предстоишь Престолу Пресвятой Троицы и, как имеющий великое дерзновение, преподобные руки свои воздев, моли от врагов сохраниться городам нашим и спастись душам нашим. Фоме Малеину и Акакию Синайскому, глас 1 Светила богосиянная миру/и иноков одушевленныя зари,/ Фома чудесы, Акакий же послушанием,/возсиясте светло;/сих, яко имущих дерзновение к Богу,/молитвами во бранех пособствовати молим,/да просят от Христа Бога даровати прощение согрешений//чтущим их святую память.

http://azbyka.ru/molitvoslov/tropari-pre...

Совр. иконы Н. находятся в ц. прп. Никандра Городноезерского в пос. Хвойная Новгородской обл., а также (поясные аналойные с частицами мощей) в ц. Казанской иконы Божией Матери во Владивостоке (2016, мастерская ТСЛ) и в ц. равноап. кн. Владимира в пос. Ливадия в г. Находке Приморского края (2017, мастерская Серафимовского мон-ря на о-ве Русском близ Владивостока), в соборе избранных святых Н. изображен на входных воротах в Валдайский Иверский мон-рь. Художники, видевшие керамический рельефный образ Н., стали изготавливать подобные произведения. Так, скульптор и иконописец А. А. Белашов в 1992 г. выполнил рельефную керамическую монохромную икону Н. по 2-му иконографическому типу (частное собрание). На ней Н., в длинной мантии и схиме с островерхим куколем, стоит слева на берегу оз. Городно; в его левой руке развернутый свиток. Справа за озером - часовня на фоне леса над местом захоронения преподобного, на пригорке расположена ц. Св. Троицы. В правом верхнем углу в облачном сегменте благословляющая десница Божия. Надпись на иконе: «Св. Пр: Никандръ чдотворецъ Гopoдhoeзepckiu». При создании этой иконы автор ориентировался на хромолитографию 1911 г. и копию иконы кон. XIX - нач. XX в., но творчески их переработал. О. А. Зверева Рубрики: Ключевые слова: ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2565252.html

Ольга Васильевна Орлова Книга шестая (404 г.) Уголовный процесс по поводу пожара. – Арест епископов и клириков. – Мучения Тигрия и Серапиона. – Арзас – преемник Златоуста. – Обвинение Олимпиады, Пентадии, Ампрукты и Никареты. – Златоуста везут в ссылку; отдых в Никее; отправление в Кукуз. – Опасности в пределах Анкирских. – Епископ Кесарии возбуждает монахов против Златоуста. – Появление исаврян в окрестносгях Кесарии. – Нападение монахов побуждает Златоуста выехать из Кесарии. – События в Константинополе. – Смерть императрицы Евдоксии. – Небесное правосудие над врагами Златоуста. – Нил Синайский . – Смерть Арэаса и избрание нового епископа. – Триумвират патриархов Константинопольского, Александрийского и Антиохийского против Златоуста. – Разгром Сирийских церквей. I «Кто поджег храм и произвел это ужасное бедствие? В котором часу вспыхнул пожар и при каких обстоятельствах?» – вот вопросы, которые повсюду задавались в Константинополе в дни, последовавшие за сожжением храма Святой Софии, и на которые получалось двадцать различных ответов, однако же, касавшихся известных главных пунктов. Относительно виновников пожара таких пунктов было четыре. 1) Храм поджег Иоанн со своими злоумышленниками – епископами, клириками и дьякониссами, в то время, когда их оставили одних перед самым его отправлением. Побуждением к тому было желание воспрепятствовать кому-нибудь другому проповедовать после него с этой кафедры, места его всенародной известности. Он надеялся также, что огонь, распространяясь далее и далее, достигнет императорского дворца и обратит его в развалины вместе с храмом. Этот рассказ был придуман епископами и царедворцами, врагами Златоуста. Суд, получивший поручение расследовать дело, на некоторое время допустил этот слух, но потом отступился от него, как увидим, ввиду чрезмерности обвинения, но не отступились от него епископы Антиох, Акакий и Севериан, – словом, «сикофанты Иоанна» (как называет их история) послали к папе Иннокентию извещение, в котором объявляли епископа разрушителем своей собственной церкви, и это гнусное обвинение дополнило дела, которые папа собирал в Риме для Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконопись АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице АКИЛА И ПРИСКИЛЛА (I в.), апостол от 70-ти и его жена (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов; 14 июля, 13 февр.- пам. мц. Прискиллы) АЛЕКСАНДР (ок. 250 – апр. 326 или 328), архиеп. (Патриарх) Александрийский, свт. (пам. 29 мая, копт. 22 апр., зап. 26 февр.) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛЕКСАНДР ЯРОСЛАВИЧ НЕВСКИЙ (в иночестве Алексий, после 1219/20 - 1263), вел. кн. Владимирский, св. блгв. (пам. 23 нояб. и 30 авг., в Соборе Владимирских святых, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Ростово-Ярославских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Тульских святых и в Соборе святых земли Эстонской) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АМАСТРИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Арматийская, Амартийская]; происхождение иконы, получившей название по месту явления или чудотворения, связывают с Амастрийской обителью на Чёрном м. АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АМОРИЙСКИЕ МУЧЕНИКИ († 845) (пам. 6 марта), 42 византийских военачальника, попавшие в плен после взятия арабским халифом аль-Мутасимом (838) г. Аморий АМПЛИЙ ап. от 70-ти, сщмч. (пам. 4 янв.- Собор 70 апостолов, 31 окт. вместе со Стахием, Урваном, Апеллесом, Наркиссом и Аристовулом) АНАНИЯ ап. от 70, еп. Дамасский, сщмч. ( 1 окт., пам. 4 янв. в Соборе 70-ти апостолов; пам. зап. 25 янв.) АНАНИЯ († 1581), инок Антония Римлянина новгородского мон-ря, иконописец, прп. (пам. 17 июня и в 3-ю неделю по Пятидесятнице – в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/123174_2.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АММОНАФА [греч. Αμμωναθς] (IV в.), прп. (пам. 12 дек. и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших). Подвизался в Пелусии (совр. Египет). В сб. «Апофтегмата патрум» (Изречения отцов) приводится рассказ о чуде, совершенном А. Однажды от монахов обители, в к-рой жил преподобный, вопреки закону стали требовать выплаты подушной подати. Братия, посовещавшись, решила направить неск. человек к императору с ходатайством, но А. запретил делать это, призвав всех в течение 2 недель хранить безмолвие в своих кельях и строго поститься. А. обещал, что сам все устроит. 2 недели преподобный провел в безмолвии, никуда не отлучаясь из мон-ря, и монахи стали роптать, что он пренебрег их делом. На 15-й день А. принес на монастырское собрание имп. грамоту, освобождавшую мон-рь от налогов. По объяснению святого, ночью накануне собрания он ходил к императору, получил грамоту, явился в Александрию, показал грамоту правителям области и вернулся в мон-рь. Ист.: Достопамятные сказания. С. 44. Лит.: Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 31; ΘΗΕ. Τ. 2. Σ. 370. Иконография А. представлен полуфигурно с недлинной бородой в настенном минологии нартекса архиеп. Даниила II, Печская Патриархия (Югославия, Косово и Метохия), 1565 г. Лит.: Менолог. C. 367. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АЛОНИЙ (IV-V вв.), египетский подвижник (пам. 4 июня и в Соборе всех преподобных отцов, в подвиге просиявших) АММОН (ок. 300-между 380 и 390), еп. Оксиринхский, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных) АМОЙ (IV в.), прп., егип. святой (пам. в Субботу сырную-в Соборе всех преподобных отцов в подвиге просиявших) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона

http://pravenc.ru/text/114510.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ [греч. Αρσνιος] (между VIII и X вв.), прп. (пам. 13 дек.), игум. Латрийский. Род. в знатной к-польской семье; стал патрикием и стратигом фемы Киверриотов. Во время одного из морских походов фемный флот попал в бурю и потерпел крушение, спасся один А., к-рый решил после этого посвятить свою жизнь Богу. Став монахом, он поселился вблизи местности под названием Иер, затем около г. Милета на Латрской горе (Λτρος или Λτμος), где крестным знамением умертвил ядовитую змею. По приглашению настоятеля Келливарского мон-ря (τν Κελλιβρων) перешел в обитель, где на протяжении всей недели жил в тесной келье и лишь по воскресеньям общался с братией и принимал пищу. В конце жизни преподобный сподобился от Бога чудесной помощи и дара чудотворения: он был питаем ангелом, превратил своим жезлом горькие воды в пресные и, совершив множество др. чудес, почил в мире. Память А. содержится в греч. богослужебных книгах, ориентированных на Иерусалимский устав . Краткое житие А. включено в греч. печатные Минеи (изд. Венеция, 1595). В рус. календарях наиболее ранние упоминания А. относятся ко времени распространения Иерусалимского устава (кон. XIV - нач. XV в.): Евангелие Кошки 1392 г. (Л. 301об.), Типиконы кон. XIV в. (ГИМ Син. 328, 329 - Горский, Невоструев. Описание. Т. 3. Отд. 1. С. 276-286). Гимнография. Последование неизвестно. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναον. Δεκμβριος. Σ. 181). Иконография. В иконописном подлиннике С. Т. Большакова, XVIII в., под 13 дек. сказано: «И преподобного отца нашего Арсения, иже в Латре, брада и подобие Сергиевы, риза испод дымчат» ( Большаков. С. 56). Ист.: BHG, N 2046; ЖСв. Дек. С. 390-391. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 504-505 (2-я паг.); Большаков. Подлинник иконописный. С. 56; Wiegand Th. Der Latmos//Milet. В., 1913. Bd. 3/1. S. 171-172; Νβακ Γ. Αρσνιος//ΘΗΕ. Τ. 3. Σ. 234; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 43. А. Ю. Виноградов Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНДРЕЙ (ок. 660-740), архиеп. Критский, прп. (пам. 4 июля), визант. ритор и гимнограф, автор покаянного Великого канона АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/76188.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иконография преподобных АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АЛФАНОВЫ Никита, Кирилл, Никифор, Климент и Исаакий (кон. XIV - нач. XV вв.), преподобные (пам. 4 мая, 17 июня, в неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) АНАТОЛИЙ ЗАТВОРНИК прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 3 июля, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Дальних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/123220.html

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Свт. Акакий Мелитинский (ок. 370 — ок. 438) — воспитывался св. Отрием, еп. Мелитинским. После смерти Отрия занял его кафедру. Один из первых выступил против несторианской… далее» Сщмч. Александр Иерусалимский (ум. 250/251) — иерусалимский епископ, мученик. Учился в Александрии у Пантена и Климента Александрийского (последний посвятил ему не сохранившееся произведение), покровитель и почитатель… далее» Сщмч. Анастасий II Синаит (ок. 550 — сент. 609) — антиохийский патриарх. Был то ли монахом, то ли игуменом Синайского монастыря. Не слудует путать с его… далее» Свт. Анатолий Лаодикийский (ум. ок. 282) — родом из Александрии, был членом городского совета, уважаемым преподавателем философии Аристотеля. Из-за политических волнений был вынужден покинуть Александрию. Затем… далее» Свт. Георгий Никомедийский (IX в.) — друг и соратник патриарха Фотия (сохранилась их переписка). Вместе с ним отправился в ссылку. Был диаконом и хартофилаком храма Св…. далее» Свт. Герман Парижский (496 — 576) епископ города Паризии (т. е. Парижа). Принадлежал к аристократическому  галло-римскому роду. Согласно житию, его мать, будучи беременной, попыталась вытравить плод, однако… далее» (1812 — 1891 гг.) — в миру Гренков Александр Михайлович. Оптинский старец, ученик старцев Льва и Макария. Основатель женской обители в Шамордино, активно занимался изданием святоотеческой… далее» (672/673 — 735 гг.) — британский святой, канонизированный Антонием Сурожским, монах — бенедиктинец, написал одну из первых историй Англии. Его наследие огромно: стихи, переводы отдельных книг… далее» Св. Гильда Премудрый (Гильдас; ум. 493 или 516 – 570) — бриттский святой, очевидец англосаксонского нашествие в Британию. Сын князя пиктов Кау. Ученик св. Ильтуда. Человек… далее» Сергей Иванович Смирнов (1870-1916) — русский историк Церкви, ученик Голубинского и Ключевского. Ординарный профессор по кафедре Истории Русской Церкви. Главные труды посвящены покаянной дисциплины, фигуре духовного… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НИКОН [Греч. Νκων] (IV-V вв.), прп. (пам. в Соборе Синайских преподобных (среда Светлой седмицы)). Сведения о святом содержатся в Apophthegmata Patrum - агиографическом памятнике IV-VI вв., представляющем собой сборник рассказов и назидательных поучений егип. монахов. Как правило, в этом источнике отсутствуют подробности о жизни того или иного подвижника, приводится лишь душеполезный рассказ, в к-ром преподобный раскрывает свои духовные дары или произносит наставления в духовной жизни. Об Н. рассказывает не названный по имени монах, отвечая на вопрос др. монаха: «Как диавол искушает святых»? Согласно описанному случаю, некто пришел в дом человека по имени или прозвищу Фаранит, где застал только его дочь, и впал с ней в блудный грех. Испугавшись расплаты за содеянное, совершивший насилие велел женщине сказать, что с ней согрешил отшельник Н. Узнав о случившемся, Фаранит взял меч и отправился к келье старца. Тот вышел к нему, и, как только разгневанный отец поднял оружие, его рука отсохла. Тогда он рассказал о якобы преступнике Н. местным священникам. Они призвали старца к себе на суд, побили его и хотели выгнать из монашеской общины, но он упал на колени, умоляя их оставить его для покаяния. Священники на 3 года отлучили его от церкви. Преподобный все это время со слезами каялся, прося всех, кого видел, помолиться о нем. По истечении срока отлучения в преступника вошел бес. Поняв, что это наказание за содеянное, грешник пришел в церковь и открылся перед всеми в надругательстве над дочерью Фаранита и в том, что велел ей оклеветать отшельника. Священники и прихожане стали просить у Н. прощения. Он ответил, что прощает их, но жить с ними не хочет, т. к. за 3 года не нашлось ни одного, кто бы над ним сжалился. Вероятно, под искушением святых в этом рассказе понимается как искушение Н., к-рый со смирением принял отлучение и предписание каяться в том, к чему он был не причастен, так и искушение священников, к-рые осудили брата по одному лишь навету, не выслушав его объяснений, т. е. не устояли перед искушением в осуждении. Ист.: Apophthegmata patrum//PG. 65. Col. 309 [алф. часть алф.-аноним. собр.; пер.: Достопамятные сказания. 2010. С. 192-193]. Рубрики: Ключевые слова: АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АНАСТАСИЙ I СИНАИТ († 598), Патриарх Антиохийский (559-570 и с 593), свт. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных) АНАСТАСИЙ СИНАИТ ( нач. VII в.- после 701), игум. мон-ря вмц. Екатерины на Синае, богослов и церк. деятель, прп. (пам. 20 апр. и в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 21 апр.) ГЕОРГИЙ СИНАИТ († 544/5), прп. (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 11 марта)

http://pravenc.ru/text/2566236.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Пещера прп. Нила Мироточивого на Афоне [Греч. Νελος Μυροβλτης] († 1651), прп. Афонский (пам. 12 нояб., 7 мая). В миру Николаос Терзакис. Род. в кон. XVI в. или в самом нач. XVII в. на п-ове Пелопоннес в сел. Айос-Петрос, воспитывался дядей, иером. Макарием, в мон-ре Малеви в честь Успения Пресв. Богородицы (ныне женский). Дядя привил мальчику любовь к молитве и монашескому образу жизни, и когда буд. подвижник достиг соответствующего возраста, то принял постриг в этой обители с именем Нил в честь прп. Нила Синайского; через некоторое время был рукоположен во диакона и вскоре - во иерея. 15 лет подвизался один в пещере в местности Пурнарья (расположена немного выше мон-ря). Иером. Макарий решил отправиться на Афон для более строгого подвижничества, и Н. М., его племянник и духовный сын, последовал за ним. Придя в Великую Лавру , они купили небольшой участок земли недалеко от того места, где в VII в. подвизался один из основателей афонского монашества прп. Петр Афонский, и жили там, полностью посвятив себя служению Богу, до блаженной кончины Макария. После смерти духовного наставника Н. М. переселился в др. место - в небольшую пещеру. Она находилась на таком обрывистом склоне глубокого ущелья, что не только люди, но и животные остерегались заходить туда. Н. М. долгие годы жил в уединении как строгий аскет. Он мирно преставился 12 нояб., в день памяти своего небесного покровителя Нила Синайского. После того как монах, который служил Н. М., похоронил усопшего близ пещеры, из гроба стало изливаться миро, причем так обильно, что его поток, льющийся с большой высоты, достигал моря. Об этом чуде, а также о целительной силе мира быстро узнали на Афоне и в др. краях. Желавшие получить святыню приплывали на лодках в то место, где миро стекало в море, и собирали его. Однако через некоторое время из-за большого скопления народа начались ссоры и столкновения. Ситуация настолько серьезно беспокоила афонских монахов, что живший в то время поблизости прп. Акакий Новый Кавсокаливит († 1730) обратился к Н. М. с молитвой, в которой он просил подвижника, отличавшегося любовью к безмолвию и покою, не смущать иноков и мирских людей, жаждавших получить целебное миро. По молитве Акакия истечение мира от мощей Н. М. прекратилось.

http://pravenc.ru/text/2577643.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010