Закрыть Преподобный Иоанн Лествичник: на злобу дня Слово о послушании и рассуждении. Память 30 марта/12 апреля Священник Александр Зайцев   01:00 12.04.2019 931 Время на чтение 6 минут «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». Апостол Павел (Рим.5:19) Преподобный Иоанн, игумен Синайский, для многих из нас вошёл в сознание темой «О блаженном и приснопамятном послушании» и, ещё более конкретно, историей о послушнике Акакии, который проходил послушание под руководством старца нерадивого и грубого. Наставник этот нещадно наказывал и бил Акакия по любому поводу. Великий Иоанн Савваит, который и поведал Иоанну Синайскому эту историю, видя на лице Акакия следы «воспитания», только спрашивал его: «Как сегодня у тебя дела, Акакий?» Но тот, хоть и показывал на синяки и ссадины, терпеливо переносил свои бедствия. Иоанн Савваит не стал препятствовать трудному послушанию Акакия, ибо видел, «что он делатель» и что «терпение послушника было не безрассудное». Через 9 лет такой непростой монастырской жизни Акакий заболел и умер. Суровый наставник Акакия пришёл к старцу Иоанну в замешательстве: «Отче, брат Акакий умер...». Иоанн же, выразив сомнение в смерти Акакия, предложил убедиться в его безсмертии. «Брат Акакий, умер ли ты?» - вопросил Иоанн в братской усыпальнице. На что послушник Божий не замедлил ответить: - Отче, как можно умереть делателю послушания?.. Идея послушания в церковной жизни прошедших лет прошла некоторые трансформации и переосмысления: от восторженного восприятия, без разбора, характерного для неофитского периода, когда из послушания делали идола, но самого послушания почти не обнаруживалось, до критического отторжения в среде тех, кто сломал на послушании зубы. Но больше всего рефлексии - в либеральном крыле Церкви, откуда стало доноситься, что, мол, аввы писали свои поучения для строгой аскетической жизни и они не годятся для современного христианина. Так ли это? Сама история Акакия говорит нам о великой пользе искреннего послушания даже в случае с недостойным старцем. Святитель Игнатий уже скорбел об отсутствии наставников (сам таковым достойно являясь), но послушанию уделял не меньшее значение, чем древние отцы.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/02/...

Раба блаженной Анны, клеветавшая на Стефана, будучи отдана за одного царедворца, родила от него двух мальчиков, которые в одну ночь, как лютые звери, засосали ее на смерть. 29. Преп. Акакий Синайский Послушание не умирает Преп. Акакий, образец послушания и терпения, будучи послушником у одного старца, в течение двадцати лет перенес много скорбей, потом умер. Старец сказал о его смерти и погребении одному великому старцу; тот не поверил ему и пришел ко гробу и спросил: «Акакий! ты умер?» «Нет, отвечал он, не умер, отче, ибо делателю послушания невозможно умереть». 30. Св. апостол Андрей Первозванный Пророчество о Киеве Св. апостол Андрей, быв на том месте, где ныне Киев, сказал ученикам своим: «Видите ли эти горы: поверьте мне, что на них благодать Божия воссияет, и будет здесь град великий, и многие церкви воздвигнет здесь Бог и просветит святым крещением всю землю Российскую,» – и крест водрузил на горах. Когда Бог отвращается от людей, то бесы порабощают их Св. Андрей сказал Анфипату: «Римские цари не знают того, что ради спасения рода человеческого Сын Божий пришел на землю и показал, что идолы не только не боги, но и бесы нечистые, и роду человеческому враждебные, так как они учат людей, прогневлять Бога и отвращать Его от себя, чтоб Он не слушал их; когда же прогневанный Бог отвратится от людей, тогда бесы пленяют их в рабство, и обманывают их, пока их души не выйдут из тел обнаженными, ничего другого не имеющими кроме грехов». Тайна креста и воплощения Христова Как первый человек, сказал св. ап. Андрей, древом преслушания ввел смерть, так надобно, чтобы древом страдания изгнана была смерть из рода человеческого. Как от чистой земли был создан первый человек, введший преслушанием смерть, так надлежало, чтобы от чистой Девы родился Христос, совершенный Человек, Который есть Сын Божий, создавший первого человека, с тем, чтобы обновил вечную жизнь, потерянную всеми людьми, и древом креста отверз бы древо похотения, к которому первый человек, простерши руки, согрешил; вот почему надлежало, чтобы Сын Божий неповинные руки на кресте простер за невоздержание рук человеческих, и за сладкую запрещенную пищу горькой желчи вкусил, взявши же на Себя смерть нашу – подал бы нам Свое бессмертие». Муки будущие вечны

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Православный Церковный календарь 2016 г. АГАФОН прп. (пам. 20 февр., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших), чудотворец Киево-Печерский АГГЕЙ первый послепленный пророк, 10-й в ряду малых пророков, автор названной его именем книги (пам. 16 дек. и в Неделю праотец) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АДРИАН МОНЗЕНСКИЙ (Амос; ок. сер. XVI в.–1619), прп. (пам. 5 мая, 23 янв. – в Соборе святых Костромской митрополии) АДРИАН ОНДРУСОВСКИЙ (Завалишин Андрей Никифорович; † 1550), прмч., (пам. 26 авг. и 17 мая - перенесение мощей, в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Санкт–Петербургских святых) АДРИАН ПОШЕХОНСКИЙ (нач. XVI в.–1550), прмч. (пам. 5 марта, 19 нояб. - обретение мощей и в Соборе Ростово–Ярославских святых) АДРИАН СОЛОВЕЦКИЙ (ок. † 1632), прп., пустынник (пам. в Соборе Новгородских святых и 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) АДРИАН УГЛИЧСКИЙ († после 1504), прп. (пам. 26 авг., в субботу сырную, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АКАКИЙ НОВЫЙ из Нивори († 1816), прмч. Афонский (пам. 1 мая; во 2-ю неделю по Неделе всех святых – Собор преподобных, на Афоне просиявших) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных)

http://pravenc.ru/rubrics/122346_2.html

И вот именно на таком фоне, в таком настроении Гоголь пишет «Шинель». Наивно было бы думать, что в повести не заложены все эти духовные вопросы. Дмитрий Чижевский вполне резонно замечает, что от «Шинели» «надо ждать попытки разрешения сложных психологических вопросов, а не простого повторения аксиом (“я брат твой”) и избитых истин (и “крестьянки, то бишь бедные чиновники, чувствовать умеют”)». В постсоветское время на религиозную подоплеку «Шинели» обратили внимание многие ученые, специалисты по творчеству Гоголя — к примеру, С. А. Гончаров, В. А. Воропаев. Духовная  драма Если говорить кратко, то «Шинель» — это прит­ча, где в иносказательной форме показано, как человек — кроткий, смиренный, почти что безгрешный человек! — может впасть в грех, стать рабом своих страстей и погибнуть духовно. Вся внешняя сюжетная канва — то есть департамент, чиновники, переписывание бумаг, зимние холода в Санкт-Петербурге, портной Петрович, новая шинель, грабители, генерал, простуда, смерть — служит лишь декорациями, на фоне которых ставится духовная драма. Главное в повести происходит не на петербургских улицах, а в душе Акакия Акакиевича. Попробуем разобраться, что же в ней происходит. Почти  святой В начале повести Гоголь рисует нам Башмачкина как человека мало сказать скромного, но совершенно смиренного, беззлобного. «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним…» Даже само имя его, Акакий Акакиевич, неслучайно. Здесь Гоголь, вполне вероятно, делает намек на подвижника Акакия из «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского — книги, ставшей классикой святоотеческой литературы, которую прочли если не все, то очень многие всерьез верующие люди. Послушание подвижника Акакия было столь велико, что даже после смерти тот не мог ослушаться своего старца. А удвоение имени, Акакий Акакиевич, — это, можно сказать, смирение в квадрате.

http://foma.ru/iznanka-shineli.html

111) Не буду несправедливым укрывателем и не милосердым лихоимцем, умолчав пред вами, о чем не позволительно молчать. Иоанн Савваит, муж великий, пересказывал мне вещи достойные того, чтоб слышать о них. А что он беспристрастен и чист от всякой лжи, от слова и дела лукавого, – сие известно тебе, преподобный, из самого опыта. Итак, он пересказывал мне: «В обители моей, которая в Азии (ибо оттуда пришел праведный сей муж), был один старец весьма нерадивый и невоздержный; говорю сие не в осуждение, но, чтобы верным быть истине. Он, не знаю как, приобрел себе ученика, юного, по имени Акакия, простого по сердцу, но благоразумного по рассудку. И он столько потерпел от такого старца, что сие многим покажется, может быть, невероятным. Старец ежедневно мучил его не только оскорблениями и бесчестием, но даже и побоями. Терпение Акакиево было не неразумно. Итак, видя, что он ежедневно до крайности бедствует, как купленный раб, при встрече с ним неоднократно спрашивал я его: «что, брат Акакий, каково сего дня?» – и он немедленно показывал мне, то посиневший глаз, то шею, то голову избитую. Я же, зная, что он труженик, говорил ему: хорошо, хорошо; терпи, и получишь пользу. Так прожив у немилостивого сего старца девять лет, Акакий отошел ко Господу. Чрез пять дней, по его погребении в усыпальнице отцов, наставник Акакиев пошел к одному бывшему там великому старцу, и говорит ему: «брат Акакий умер». Как скоро услышал сие старец, – говорит сказавшему: «поверь мне, старец; не верю этому». Тот отвечает: поди, и посмотри. Старец немедленно восстает, вместе с наставником блаженного страдальца, приходит в усыпальницу, как к живому, взывает к сему – действительно живому и по успении своем, и говорит: умер ты, брат Ак70)акий? И этот благопокорный делатель послушания, оказывая послушание свое и по смерти, отвечал великому старцу: как возможно, отец, умереть человеку – делателю послушания? Тогда старец, бывший Акакиевым наставником, пришедши в страх, со слезами пал лицом на землю, потом, у игумена Лавры испросив келью близ гроба, жил уже в оной целомудренно, говоря всегда отцам: «я сделал убийство». И мне кажется, отец Иоанн, что разговаривавший с мертвым был сам великий Иоанн. Ибо и другую повесть, как будто о ком другом, пересказывала мне блаженная душа его; был же это действительно он сам, как мог я в последствии узнать достоверно, и узнал. Об Иоанне Савваите, или Антиохе

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Lestvich...

И вот именно на таком фоне, в таком настроении Гоголь пишет «Шинель». Наивно было бы думать, что в повести не заложены все эти духовные вопросы. Дмитрий Чижевский вполне резонно замечает, что от «Шинели» «надо ждать попытки разрешения сложных психологических вопросов, а не простого повторения аксиом (“я брат твой”) и избитых истин (и “крестьянки, то бишь бедные чиновники, чувствовать умеют”)». В постсоветское время на религиозную подоплеку «Шинели» обратили внимание многие ученые, специалисты по творчеству Гоголя — к примеру, С. А. Гончаров, В. А. Воропаев.  Духовная  драма Если говорить кратко, то «Шинель» — это прит­ча, где в иносказательной форме показано, как человек — кроткий, смиренный, почти что безгрешный человек! — может впасть в грех, стать рабом своих страстей и погибнуть духовно. Вся внешняя сюжетная канва — то есть департамент, чиновники, переписывание бумаг, зимние холода в Санкт-Петербурге, портной Петрович, новая шинель, грабители, генерал, простуда, смерть — служит лишь декорациями, на фоне которых ставится духовная драма. Главное в повести происходит не на петербургских улицах, а в душе Акакия Акакиевича.  Попробуем разобраться, что же в ней происходит. Почти  святой В начале повести Гоголь рисует нам Башмачкина как человека мало сказать скромного, но совершенно смиренного, беззлобного. «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Молодые чиновники подсмеивались и острились над ним, во сколько хватало канцелярского остроумия. Но ни одного слова не отвечал на это Акакий Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним…» Даже само имя его, Акакий Акакиевич, неслучайно. Здесь Гоголь, вполне вероятно, делает намек на подвижника Акакия из «Лествицы» преподобного Иоанна Синайского — книги, ставшей классикой святоотеческой литературы, которую прочли если не все, то очень многие всерьез верующие люди. Послушание подвижника Акакия было столь велико, что даже после смерти тот не мог ослушаться своего старца. А удвоение имени, Акакий Акакиевич, — это, можно сказать, смирение в квадрате. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Итак, и начало критическое, и художественное заимствованы составителем нового Подлинника из одних и тех же источников, и с одной и той же целью – указать русским мастерам единственно верное, истинное изображение божественных предметов, по существу и подобию, а не самомышленно и своими догадками, как выражается Стоглав. Прежде нежели подробно рассмотрим оба эти начала в отдельности, почитаю необходимым заметит, что этот Подлинник, как и большая часть древнейших, расположен в порядке месяцослова, начиная с сентября месяца. При этой системе составителю очень легко было пользоваться Прологами, подробными месяцословами и Четьими-Минеями, расположенными, как известно, в том же порядке. II. Для того, чтоб познакомить читателя с критическими приемами, посредством которых были неправлены наши Подлинники в их новейшей редакции, я приведу, в последовательном порядке месяцослова, несколько примеров, постоянно сличая Подлинник, исправленный с древнейшими и неисправленными, для образца которых беру два древнейших Подлинника графа Строганова, один Толковый, краткий, начала XVII в., в 12 долю листа, и другой Лицевой, XVII в.; один – краткой редакции, принадлежащий мне, в 8-ку, XVII в., и наконец позднейшую сборную редакцию по рукописи графа Строганова (с миниатюрами). Сентября 7 дня. По древнему Толковому Подлиннику графа Строганова: «Мученик Созонт: средний, брада Козмина». В Сборном Подлиннике: «Мученик Созонт, средний, брада Козмина, а инде пишут: рус как Никита, а в киевских печатных листах пишется: млад, как Димитрий». Чем же тут руководствоваться живописцу? В Подлиннике г. Долотова всякое иротиворечие устранено: «Св. мученик Созонт был в лето 5796; был пастырь овцам, подобием, млад лицем, как Димитрий» и проч. «В иных Подлинниках пишется: подобием, как Козьма, средовек; но сие мнится не справедливо, понеже и в Минеях-Четьих повествуется, что сей мученик Созонт млад юноша, пастырь овцам». Ноября 29 дня. В моем подлиннике: «Преподобный Акакий: образом и волосами впроседь, и бородою, как Варлаам Хутынский, риза преподобническая, испод ряска: пиши празелень с белилами; в руке свиток, а со благословенною рукою не пиши». В Подлинниках графа Строганова: в древнем, Толковом: «Просед, брада аки Варлаама Хутынскаго». В Лицевом: «...Иже в лествици: впроседь, ряска празелень, дымчата». В Сборном: «Преподобный Акакий просед, борода Варлаама Хутынского, ряска празелень, риза преподобническая» 408 . В Подлиннике г. Долотова: «Преподобного отца нашего Акакия Синайского, в лествице свидетельствованнаго: подобием млад, как Иоанн Кущник, в руке лестовка (то есть, четки), ризы преподобническия, без схимы. В иных Подлинниках пишется: стар, борода долгая; но сие несправедливо, понеже и в житии сказано, что преподобный Акакий юн сын».

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Buslaev/...

Яко седмокружною десятицею и трегубною сотницею непобедимых мучеников совокупляемь,/с нимиже тело твое, мучениче Христов, лежит,/и с ними моли спастися нам. Поприще прошедше болезненное, многовидных мук исполнено,/и со Христом, мир победившим, светло победивше,/венценосцы мученицы, на Небесех жительствуете. Взят был еси от земли и почести твоих подвиг приял еси,/ныне же реки источаеши нам чудес, тебе чтущим/и благочестно память твою торжествующим, Парамоне. Богородичен: Просвети души моея зеницы,/омраченныя невидением тлетворнаго греха, Богородительнице Пречистая, Владычице,/Ты бо верных еси помощь и просвещение, Чистая. Светилен. Подобен: Жены, услышите: Множество непобедимое воинства,/сословие Божественно непобедимое мучеников, благочестномудренно воспоим,/имуще чиноначальника Парамона чуднаго, обличившаго мучителя,/иже со всеми мученики венец получи славы. Богородичен: Радуйся, Божия палато;/радуйся, горо осененная;/радуйся, купино неопалимая;/радуйся, престоле славы;/радуйся, Божественная трапезо;/радуйся, стамно всезлатая;/радуйся, свещниче всесветлый;/радуйся, легкий облаче, Дево Мати Марие. Святой мученик Парамон и с ним 370 мучеников пострадали за веру во Христа в 250 году при императоре Декии (243251). Правитель восточных областей Аквилин заточил в темницу 370 христиан, принуждая их отречься от Христа и принести жертву идолам. Заключенных предавали пыткам, надеясь мучениями и угрозой смерти заставить их отречься от Христа и поклониться языческим божествам. Один из местных жителей, по имени Парамон, видя мучения христиан, открыто обличил жестокость правителя и исповедал свою веру в Единого Истинного Бога, Господа Иисуса Христа. Святого Парамона после жесточайших пыток обезглавили вместе с остальными 370-ю мучениками. Преподобный Акакий Синайский жил в VI веке и был послушником в одном монастыре. Смиренный инок отличался терпением и беспрекословным послушанием своему старцу, у которого был грубый характер. Он заставлял преподобного непомерно работать, морил его голодом, нещадно бил. Несмотря на такое обращение, преподобный Акакий кротко терпел невзгоды и благодарил Бога за всё. Недолго пробыв в таком тяжелом послушании, святой Акакий скончался.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

(26 ноября) Столпники – особый род подвига: они стояли на высоких столпах много лет, молясь Богу. И они не только достигали святости, но сподоблялись чудесных дарований: прозорливости, исцеления болезней, изгнания бесов. Над святым Алипием много раз появлялся огненный столп, иногда днем, а иногда – ночью. Много чудес сотворил он. За 14 лет до его кончины поражены были обе ноги, так что он уже не мог стоять, но лежал на одном боку до преставления своего. P.S. Думаю, что в этот день я первый раз был с товарищами-студентами на службе угодника Божия, отца Иоанна Кронштадтского . И читал (вернее же сказать: кричал!) канон преподобному Алипию, как живому: «Преподобие отче Алипие! Моли-и-и Бога о нас». После же Литургии он мог выходить только через правые двери алтаря, садился на извозчичью пролетку в саду. Потом сторожа быстро открывали ворота, и пролетка мчалась. Но один человек бросился-таки в нее, но не был сбит. Я закрыл глаза: «Ой, ой! Убит, убит!» А стоявшая около старушка спокойно говорит мне: «Батюшкины колеса не убивают, а исцеляют!» И человек поднялся! Вот так вера – и у отца Иоанна, и у народа! Преподобный Акакий Синайский 197 (29 ноября) В Лествице святого Иоанна Лествичника рассказывается про него следующее. Жил старец ленивый и злонравный. Он имел ученика по имени Акакий (по-русски – «беззлобный»). Он был прост душой, но разумен умом. Старец не только словами огорчал его, но и наносил ему раны. «Я, – говорит Иоанн Синаит Иоанну Лествичнику , – нарочно встречался с ним и спрашивал: – Ну, как нынешний день? – Как пред Богом: мне хорошо! И он показывал то синяки под глазами, то шею, а иногда разбитую голову! И я говорил ему: – Хорошо, хорошо! Терпи, брат! Это во спасение тебе будет! Так он терпел девять лет. Перед кончиной, мало поболев, умер. Спустя пять дней, старец пошел к некоему великому отцу и говорит ему: – Отче! Акакий, мой ученик, умер! – Не верю, – ответил тот. Пошли ко гробу. Отец вопросил: – Брат  Акакий! Ты умер? Из земли раздался ответ: – Нет, отче, не умер! Делателю послушания невозможно умереть!

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Прп. Акакий. Фреска ц. Спаса на Ковалёве в Новгороде. 1380 г. (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля, 26 или 27, 29 нояб. и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных). Рассказ прп. Иоанна Савваита об А. С. передан в «Лествице» прп. Иоанна Лествичника (Слово 4 «О послушании»). Будучи послушником у одного сурового старца, юный А. С. подвергался постоянным поношениям и побоям, но со смирением принимал их и через 9 лет скончался после непродолжительной болезни. Спустя 5 дней старец поведал о смерти послушника др. старцу; тот усомнился в этом, и, когда они пришли в склеп, где был похоронен А. С., спросил лежащего во гробе святого: «Акакий, умер ли ты?» - на что А. С., оказывая послушание и после смерти, ответил: «Обязавшемуся творить послушание невозможно умереть». Старец, бывший наставником А. С., был вразумлен этим чудом и провел остаток дней затворником в келье при гробнице. Гимнография Согласно большинству визант. Месяцесловов, память А. С. совершается 7 июля и 29 нояб. (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 203, 370). В Типиконе Великой ц. (IX–X вв.) память А. С. отмечена 26 нояб. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 14-115). Согласно принятому ныне в РПЦ Уставу, служба А. С. с каноном (4-го гласа) Феофана Начертанного († 845) с акростихом «Акакия избраннаго послушателя песньми пою», стихирами и седальном (4-го гласа) «Светлостию веры» поется 29 нояб. на повечерии. В греч. печатных афинских Минеях это последование отсутствует. Сохранился лишь стишной синаксарь по 6-й песне канона утрени 26 нояб. (Νομβριος. Σ. ), во многих же греч. рукописях служба выписана 7 июля. По первому печатному рус. Типикону 1610 г. положено совершать службу с Аллилуия 7 июля. Иконография А. С. изображается молодым, с темными волосами и очень короткой темной бородой, в монашеском одеянии (ряса, мантия, кукуль на плечах, схима). Его облик соответствует описанию, данному в «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота , нач. XVIII в.: «Молодой, с бородою едва показавшеюся» (Ч. 3. § 13. 60). Изображения А. С. сохранились в юго-зап. капелле кафоликона мон-ря Осиос Лукас , 30-е гг. XI в., в ц. Спаса Преображения на Ковалёве в Новгороде, 1380 г.,- в руке держит свиток с надписью «Чадо послушания не умирает николиже» (атрибуция Н. В. Квливидзе); на рус. минейной иконе на июль, нач. XVII в. (ЦАК МДА), изображен безбородым; в трапезной мон-ря Хиландар на Афоне, 1621 г.

http://pravenc.ru/text/63802.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010