Лжедимитрий смотрит наглым плутом, который способен и обмануть, и ограбить. Не справедливо говорят, что Самозванец с полною доверенностью к подданным держал себя в Москве, не ограждаясь особыми мерами осторожности. Напротив, он сделал все возможное, что делают похитители престола для своей безопасности. При самом вступлении Самозванца в Москву более семидесяти семейств боярских было сослано в ссылку; 931 прежний патриарх Иов удален и замещен преданным Самозванцу греком Игнатием, без всякого совещания с духовенством. Масса говорит, что все прежние чиновники, дьяки, подьяки, конюшие, ключники, столники, повара и слуги удалены и замещены теми, кому царевич доверял. Правителей по всем областям, городам, и другим владениям сменили. 932 Придворные служители были назначены из поляков. Главой стрелецкого войска был преданный самозванцу Басманов, а подчиненные начальники и офицеры назначены по собственному выбору Самозванца. Начальником стрелецкого отряда, назначенного для охраны царя, поставлен был Микулин, —704— который готов быль по указанию Самозванца растерзать кого угодно. 933 Лжедимитрий оставил в Москве атамана Корелу с казаками; он мог служить и защищать его и вместе с тем служить шпионом и, кажется, иногда палачом. В новом дворце своем он устроил множество потаенных дверей и ходов, удвоил стражу дворцовую. Недоверяя русским, набрал из немцев 300 телохранителей, которые по очередно день и ночь охраняли его. Выезжал он в сопровождении конных телохранителей, имевших с собой, кроме холодного, оружия, заряженные пистолеты. 934 Авраамий Палицын пишет: «Кривоверия же рачитель расстрига, того же бояся, еже и над Борисовым родом содеяся, и во вхождении и исхождении дома царскаго и по граду всегда со многим воинством еждяше, спереди же и позади в бронях текуще с протазаны и алебарды, и со многими другими оружии, один же он токмо посреди сих; вельможи и бояре далече от него бяху – и бе страшно видети множество оружий блещащихся. Немец же и Литву хранители и стражи постави себе, и по всем крепостям царскаго дому». Вместе с тем в обширном виде развито было шпионство: доносы влекли за собою пытки и казни. У Лжедимитрия были везде шпионы, которые доносили о всяком неосторожном слове против него, как бы ничтожно оно не было. 935 Масса говорит: «Вообще доносили на многих людей. Некоторые большею частью монахи и духовные, хорошо знавшие государственные тайны, были невоздержны в речах, и те, на которых пало подозрение, или подвергались казни, или были удалены. Та же участь постигла многих простых людей и граждан московских. Обыкновенно ночью, тайно, пытали, убивали и казнили людей. На каждого, что-либо промолвившего на царя, доносили и обыкновенно лишали имущества и жизни». 936

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1866 г. апр. 35-го. Нечто хочу сообщить вам о раскольниках. Обращенные архиереи все не переходят в Преображенское кладбище, потому что оттуда унесены все иконы. Кладбище, где оставалось только 25 старух очищено. Когда комитет Человеколюб. общ. дал разрешение взять иконы, митроп. написал: «если это будет удобно». Для денег конечно неудобство этой резолюции было не велико. Алясин 998 теперь надеется, что иконы возвратят, а беспоповцы говорят, что Император, указывая на них министру, сказал: «а, это наши обиженные!» Из этого делают надежду возвращения и кладбища; ибо нас дескать четыре тысячи прихожан. Касательно половцев мы по цензуре получили указ. В компиляциях Попова 999 сказано, что многие раскольники были против приезда Кирилла в Россию из опасения, чтобы правительство не лишило их за это свободы богослужения, какая дана им. Главное управление цензуры замечает, что дело о правах поповцев еще рассматривается, а не решено, и подобное известие может подать ложное мнение раскольникам. Синод положил при новом издании исключить эти слова. Но тут важны два известия: 1) что стало быть есть секретное дозволение раскольничьим архиереям совершать службу, 2) что дело о формальном дозволении им совершать это богослужение еще не сдано в архив, а может возникнуть вновь. Вчера я получил от Куманина некоторое объяснение той смелости с какою Катков ратует с главным управлением цензуры. Государь, принимая московскую депутацию и благодаря ее за те заявления чувств какие были в Москве, вместе с тем прибавил: «я очень доволен и тем тоном каким описываются они в Московских Ведомостях». Это слышал и о. наместник. Государь будто сказал Валуеву: «там по закону веди дело как хочешь, а чтобы Моск. Вед. с Катковым были». Государыня послала —747— записку Валуеву, в которой пишет, чтобы он озаботился доставлять ей своевременно Моск. Вед. редактируемые Катковым, так как она привыкла их читать и им доверяет. Муравьев просил позволения у Государя, не взирая на лица, брать показания, дозволено, и когда Суворов жаловался, что его допрашивал Муравьев, Государь будто отвечал: «и я бы дал ответ, если бы он спросил меня, а твое дело показать пример».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Не говоря о догматическом обосновании спорного вопроса, мы впервые встречаемся здесь с попыткою критически отнестись к историческим свидетельствам об иконопочитании и привести в известность древнейшие священные изображения, как фактическое доказательство древне-церковной практики иконопочитания и как наглядное опровержение противоположного взгляда. – Такова историко-апологетическая сторона дела, выяснившаяся во время иконоборческих волнений. Какое влияние имели последние на ход самого церковного искусства, и какими последствиями они сопровождались в его дальнейших судьбах? По самому существу своему иконоборство было явлением, враждебным развитию церковного искусства, и если иконоборческие смуты имели некоторые последствия противоположного свойства и дали церковному искусству несколько иное направление, то это зависело не от самых принципов этого антихудожественного явления, а от условий и влияний сторонних, от того положения, которое создалось при встрече двух различных направлений в области христианской мысли. Иконоборство оспаривало самое право делать какие бы то ни было изображения священных предметов для религиозного употребления и таким образом осуждало на застой целую отрасль искусства церковного. Иконоборцы были фактическими врагами последнего, потому что —677— относились к его произведениям вандальски, истребляли повсюду иконы, уничтожали рукописи с миниатюрами, преследовали художников. Каковы бы ни были мотивы, известного эдикта Льва Исаврянина (726 года), он осуждал сначала на удаление из алтарей, а потом на совершенное изгнание из храмов всякого рода изображения, будут ли они исполнены кистью на доске, или мозаической работой на стенах, или вообще каким бы то ни было способом на церковных сосудах и алтарных завесах. Что императорское распоряжение не было мертвою буквой, но приводилось в исполнение, показывают самые факты. Так была ниспровергнута и разрушена знаменитая медная статуя Спасителя, находившаяся в Халке, над входными воротами константинопольского императорского дворца, причем произошло кровавое столкновение между исполнявшей поручение военною стражей и народною толпой, в которой особенным энтузиазмом отличились женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

деньги сии выплатить». Комитет Министров в постановлении своем от 5 дек. 1816 г. принял во внимание основательность просьбы крестьян и «полагал оставить крестьян в опекунском управлении»; свое постановление Комитет мотивировал тем, что «после открытого непомерного отягощения гр. Г-на крестьян его, не совместно было бы оставлять их в полном его повиновении». Благоприятное решение вопроса было обусловлено еще тем, что обнаружено было лихоимство бывшего Костромского губернатора и др. чиновников. Наконец в 1821 г., ознакомившись с делом, император положил передать имение гр. Г-на в казенное ведомство, и взыскивать с 738 д. 333.150 р. в течение 20 лет. Губернское начальство, как обнаружило следствие, имело недостаточно внимательное наблюдение за отношением помещика к крестьянам; правда, это было явлением постоянным, не всегда такие события доходили до сведения высших инстанций; но когда высшие правительственные инстанции убеждались в отсутствии надзора со стороны местной власти, в таких случаях дело не обходилось без строгих внушений и выговоров. Костромскому губернскому начальству Сенат напомнил: «пресекать всякого рода злоупотребления, а наипаче обуздывать тиранства, излишества, жестокость». Беспорядки, обнаруженные в имении гр. Г-на, были поставлены «в особое замечание Костромскому губернскому начальству». Но такие замечания и напоминания едва ли достигали цели; с одной, стороны потому, что администрация слишком тяготела к лихоимству, а с другой – потому, что чины администрации, дворяне более склонны отстаивать интересы помещиков: наконец, общее бесправное положение крепостной массы заранее обрекало ее на беззащитность. Злоупотребления помещичьей властью, крестьянские обиды и разорения проявлялись в бесконечном разнообразии форм и видов. После смерти помещика Воронежской губ., слободы Коробановой и дер. Новопетровки, надв. сов. Карабанова по раздельному акту имение досталось законным наследникам, жене, сестре и др., всего 8 лицам. Управляющий имением —688— один из сонаследников Казачков, вышел из границ дозволенного, расстраивал крестьянские имения «непомерным сбором оброка», «отобранием от некоторых семейств детей».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—505— сы, отражать гневом любознательность вопрошающих 7, 48–49. 230. См. Наставники и Предстоятели. Учение Христово: ничто не изречено с таким разумом, как учение Христово, – и ничего нельзя указать премудрее евангельских наставлений 10, 16, – научение (дисциплина) нравственное и догматическое – παευσις ϑικ τε κα δογματικ – одно относится к делам благочестия, другое – к правой вере. 21, 25. Ф Фанатики : неумеренные ревнители благочестия (буквально: освирепевшие из-за неукротимого благочестия) страшатся разговаривать с женщинами 4, 27. б. Фараон , за богоборство и преследование Израиля потопляется среди моря: это служит прообразом того, что и иудеи, преследовавшие Христа, потерпят тем большее наказание уже не по телу, а по душе 6, 1. 417–419, – образ диавола 13, 30. Фарисеи : их невежество в законе, честолюбие, сребролюбие, притворное уважение к ожидаемому Мессии и уничижение уже присутствующего Предтечи 1, 24. Филипп апостол. Был добронравен, иначе он не был бы избран Христом в апостолы, ибо Господь не избрал бы такого, кто не был бы вполне достоин этого 1, 43. Филипп и Нафанаил не были невеждами, но они были отличными знатоками знамений премудрого Моисея и пророков, – людьми многоучёными 1. 45 и 1, 46. а. Христос обращается с вопросом именно к Филиппу потому, что он был пытлив и любознателен, но не очень остр к быстрому уразумению того, что свойственно Божеству (ср. Ин.14:8 ). Посему, как менее способному к разумению и несколько медленнее, чем подобало, идущему к восприятию божественного, Господь предлагает ему вопрос, упражняя Своих учеников в вере, – на это указует выражение «искушая» хотя «Сам знал, что намеревался делать». 6, 5–7. 423–424. Но Филипп оказывается неспособным возвыситься до представления о том, что Господь может всё совершить и притом весьма легко, но когда услыхал: «откуда купим?», то тотчас увлёкся этим искусительным вопросом и видит одно только средство – деньги, подумав, что это не может быть сделано иначе, как по общему и обычному у всех закону, т. е. чрез щедрую благотворительность 6, 7. Любознательный, но не очень способный к разумению,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

I. ets), позволили точно датировать походы ассирийских царей с IX-ro века до половины VII-ro века и, следовательно некоторые важные события из истории Израиля. Вот несколько достоверных дат, могущих служить вехами; 854. Битва при Каркаре. Ахав, царь Израиля, участвовал в ней (Монолит Салманассара II, кол. II, I. 91–92; Keilinschriftliche Bibliothak, Berlin, t. I, p. 172–173. 842. Дань, заплаченная Ииуем, царем Израиля, Салманассару II (черный обелиск Салманассара II, объяснительная легенда на одном из барельефов, Keilinschrif. Bibliomek, t. I, р. 150–151). Кроме того, из одного эстампажа, находящегося в Британском Музее, мы узнаем, что Ииуй платил эту дань во время похода Салманассара II против Азаила из Дамаска. А этот поход против Азаила произошел на восемнадцатом году царствования Салманассара II, т. е. в 842 году (черный обелиск, I. 97, 98, Keil Bibl., t. 1. р. 140–141). 734–732. Походы Теглатфалазара III против филистимлян и против Дамаска (Список Б Эпонимов). —770— 722/21. Взятие Самарии (Анналы Саргона). 701. Сеннахериб осаждает Иерусалим и берет дань с Езекии (Призма Тайлора, col III, I. 11–41, Keil Bibl. t. I. р. 94–97). 605. Битва при Гаргамише: восшествие на престол Навуходоносора. 587. Взятие Иерусалима, 19-й год царствования Навуходоносора по II кн. Царств, XXV, 8, 18-ый год по Uep. LII, 29 . 539. Взятие Вавилона Киром. Главным документом для вавилонской хронологии является плитка 33, 332 в Британском музее. Это – список царей Вавилонии, начиная с первой династии до ново-вавилонского периода. «Имена царей написаны колонками, по одному имени на каждой строчке: перед именем каждого царя – число, обозначающее в годах и месяцах продолжительность его царствования. В конце каждой династии колонка перерезана поперечной линией, и подсчет дает сумму лет продолжительности династии, число царей и наименование этой династии» (Книг). Эта важная плитка, испорченная с двух концов, представляет пробелы, которые могут быть заполнены по большей части другими документами, хотя не вполне (список первой династии, который совершенно исчез, известен из других мест).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подобный чудесный случай был и с сыном капитанши С. Н. Тимирязевой, Дмитрием. Этого 10-летнего мальчика, по словам матери, привезли из пансиона домой почти полумертвым от холеры. Кисти рук его посинели, и ноги были сведены. Но мальчик выздоровел после того, как его помазали маслом из лампады Богоматери Споручницы грешных. Получали исцеление от сей иконы и взрослые. Д. И. Черняев, поручик Угличского егерьского полка, в июле 4 дня страдал холерой. Страдания были велики: все его тело потемнело, язык стал тупеть. Помощь докторов была бессильна облегчить страдания больного. Тогда он, оставив лекарства, стал пить св. воду и обтирать себя хлопчатой бумагой с елеем от иконы Споручницы грешных и вскоре выздоровел. А вот еще чудесный случай. 21 июля жена капитана А. П. Ушакова, Мария Павловна, заявила о следующем. Приехав из Ярославля в Москву, она посетила Николо-Хамовнический храм и, увидев икону Богоматери Споручницы грешных, подумала, что она не древнего письма и поэтому от нее не могут совершаться чудеса. Все же она взяла масла из ее лампады и вернулась домой. Там с ней сделались страшные припадки холеры, продолжавшиеся с 12 часов ночи и до 5 часов утра. Тогда она выпила масла, взятого из лампады, и помазала им свое тело; в то же время она стала мысленно молиться пред иконой Богоматери Споручницы грешных и просить прощения за грех неверия. Владычица услышала ее молитву: больная тут же почувствовала облегчение и вскоре выздоровела. От иконы Богоматери Споручницы грешных получали исцеление не только холерные больные, но и одержимые припадочными и другими болезнями. Припадками страдала, напр., Евфимия Павлова (26-ти лет), крестьянка деревни Мироновой, прихода села Обухова Клинского уезда. Когда она узнала, что ее повезут в Москву к иконе Споручницы грешных, то до того перепугалась, что убежала в лес. Оттуда ее едва могли привести домой и уже связанную повезли в Москву. Когда оставалось всего версты 2 до Москвы, Евфимия начала плакать и рыдать. 23 июня ее привели в Николо-Хамовнический храм к образу Богоматери. Здесь она почувствовала себя как бы в огне. То же с ней повторилось и 24-го числа, но с 25 июня она почувствовала облегчение и скоро совершенно выздоровела.

http://sedmitza.ru/lib/text/440281/

Ярославская версия исходит из того, что Юрий Всеволодович прибыл на Сить через Мышкин и Некоуз, а стан его, точнее - район расположения прибывавших войск, располагался от с. Станилово (от «стан») вниз по Сити, до с. Сторожевое, в относительно многолюдном т.н. Сицком ополье с центром в с. Покровское, где в то время существовал укрепленный городок – вероятно центр здешней волости. Современные варианты этой версии предполагают нападения «татар» как через верховья Сити, так и непосредственно с угличского направления и даже с низовий Сити, с Мологи - Волги (после взятия Ярославля). Находки оружия, как и захоронения погибших в бою, отмечены пока только у с. Покровского, почти все курганы оказались ещё финского происхождения. Местные предания носят противоречивый характер, культ князя Юрия знает его с другим отчеством и указывает место его захоронения (?!). В пользу какого-то боя говорит название деревни по соседству со Станиловом – Судбища – очевидное указание на одновременную гибель множества людей. Остается предположить, что и здесь также разыгрались события, возможно связанные с нашествием, поисками стана великого князя и даже Сицкой битвой, либо на память о ней наложились предания о иных военных событиях, а также существовании здесь удела князей Сицких, среди которых встречались тезки Юрия Всеволодовича, а также иных татарских нападений, династической войны XV в., интервенции и т.п. Можно предположить, что в районе Станилово – Судбища останавливался проезжавший с Волги великий князь, а затем располагалась застава, а то и заслон, оставленный контролировать подход к Сити через Некоуз, если допустить, что эта дорога уже существовала в то время. Однако, и при наличии ее, все же кажется маловероятным, что Юрий Всеволодович из Углича ездил в Ярославль. Для вызова войск оттуда достаточно было и гонца. На верховья Сити проще добираться не через Мышкин - Некоуз, а через с. Кой, по угличскому ответвлению белозерского тракта, что, скорее всего и имело место в действительности. В пользу погодинского (тверского) варианта в первую очередь говорит наличие в окрестностях с. Божонка как древнего административного центра густонаселенной округи, так и ясно выраженной, древней церковной традиции почитания здесь князя Юрия Всеволодовича в качестве местночтимого святого, наличие в Покровском храме этого села придела в его честь, на месте ранее существовавших аналогичных деревянных храма и придела. Возникновение культа связано с находкой останков князя, возвращавшимся из Белоозера ростовским епископом Кириллом. Комплекс местных преданий подкреплён находками предметов вооружения, двумя очень крупными чтимыми курганами (рядом с церковью в Божонке и на месте с. Могильцы) и огромным количеством незахороненных костных останков на берегах верховьев Сити.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/16/...

ГОРЛОМ НА НОЖ. Иными словами, Василий Шуйский постоянно менял свою точку зрения ради политической выгоды. При любом режиме ему хотелось жить хорошо. Но по-настоящему хорошо он жил только при своем царствовании. У нас нужды колебаться вместе с рекой истории нет - мы в ней не утонем. А потому давайте разберем причины смерти святого Димитрия Угличского непредвзято. Сам собой напоролся на ножик? Такое бывает? Трудно найти мальчишку, не забавлявшегося в детстве этой старинной народной потехой. Автор этих строк ножик в землю тоже неоднократно швырял. Причем в разных компаниях. И в городе. И в деревне. И в пионерском лагере, где ножик нужно было прятать от вожатых. Но ни разу я не видел и не слышал, чтобы кто-то из моих ровесников сам во время игры напоролся на острие. Впервые о таком уникальном случае я прочитал в школьном учебнике истории, где рассказывалось об удивительной, воистину уникальной смерти царевича Димитрия. Поверить в его нечаянное самоубиение так же сложно, как в то, что министр внутренних дел Кравченко застрелился двумя пулями в голову. К тому же во время припадка эпилепсии пальцы у больного разжимаются. Ножик выпал бы из рук царевича. Он мог воткнуться в землю. Но никак не в горло. Значит, мальчика убили. Для того чтобы установить, кто его убил, достаточно воспользоваться тем вопросом, который в подобных криминальных случаях задавали еще древние римляне: кому это выгодно? РИМСКИЙ ОТВЕТ. Убрать Димитрия было выгодно только Борису Годунову. На момент неожиданной смерти царевича он - царский конюший и брат жены царя Федора Иоанновича. В реальности же - правитель России, вершивший все дела от имени слабоумного царя, больше всего любившего бить в колокола. У Федора Иоанновича не было детей. Единственным наследником являлся его младший брат Димитрий. Если бы Борис Годунов хотел, чтобы мальчик унаследовал трон, он бы глаз с него не спускал! Но Борис добился того, чтобы единственного наследника великой державы отправили в глухомань - в Углич. Там, вдали от москвичей, с ним можно было сделать что угодно, а потом рассказывать, что маленький царевич сам себя ножиком по шейке полоснул. Чик - и нет будущего царя. Только Бориска Годунов сидит в шапке Мономаха на престоле Рюриковичей и царство завещает уже своему сыну Феденьке.

http://ruskline.ru/analitika/2012/10/05/...

Слава Богу, что Вам облегчили средства врачевания. А мне обыкновенно со времен Брызгалова лечение недорого становится. При Иване Михайловиче, когда нужно было приглашать постороннего врача и брать лекарство в аптеке, помню одно воспаление в печени стоило более 100 р. сер. Теперь лекарства берутся из академической аптеки; дам фельдшеру за хлопоты, если подолее хвораю, рубля три, а доктору платил последнее время, можно сказать, Вашим карманом. Обыкновенно подарю серебряную вещь из тех, какие Вы мне лично давали, и еще ныне нарядные туфли подарил, Вами лично мне данные. Но так как недели три он ходил ко мне раза по два в день, то еще придал старый портфель от преосвящ. Кирилла оставшийся, который был у меня в забросе; я отдал его поправить и покрасить. Вот и плата. Деньги раз как-то давал, но доктор не брал. Возникли у нас возражения против отпуска лекарств из академической аптеки наставникам. Но доктор, оценивая скляночку лекарства собственно для академии, нашел, что лекарства большей частью идет от 2-х до 5-ти копеек, именно за то, за что в аптеке берется от 50 до 80 коп. —546— 1866 года. Января 6. Был здесь вчера из Рязани И.М. Сладкопевцев, профессор и теперь инспектор семинарии. Он говорить, что и к Рязанскому был такой же запрос о викарии; всего будто бы в 18-ти епархиях хотят открыть викариатства, преимущественно имея те в виду, где есть раскол. И у них составлен окончательно проект об увеличении окладов жалованья, с назначением профессору 600 р. Рязанская епархия доставляла 14,000 свечного дохода; теперь сбор расчислен на 57,000 р. Участие в этих совещаниях принимали все члены консистории, все члены правления семинарского и двое из наставников сверх сего. Для узнания действительных доходов разных церквей советовались со стариками, знающими епархии. Оказалось очень любопытное обстоятельство: священники в одной Рязани уменьшили число прихожан своих на 8000 человек; во всей епархии по ведомостям священников недостает 48000 человек. Цель скрьтия числа прихожан была та, чтобы не показать богатым своего прихода, дабы не сделали двух священников.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010