Анастасий библиотекарь, Рабан Мавр и Гаймо, епископ галберштадский, жили, как известно, в девятом веке: следовательно, уже после того, как вопрос об исхождении Духа Святого нарочито рассматриваем был у западных, на соборе ахенском (809 г.), при Карле великом. Однако, Гаймо и Рабан Мавр говорят об исхождении Духа Святого только от Отца, совершенно умалчивая при сем о Сыне, а Анастасий библиотекарь, упоминая при сем о Сыне, замечает от лица учителей всего Запада, что Его они не почитают виною Духа Святого, исповедуют Духа Святого исходящим от Сына не в том смысле, в каком исходит Он от Отца, который один есть причина или начало Его, но в смысле послания Его в мир Сыном. Нужно ли лучшее доказательство на то, что и в девятом еще веке не весь Запад принимал нынешний лже-догмат латинский о Духе Святом, но многие из христиан западных строго держались апостольского учения вселенской Церкви о личном свойстве Его, – того самого, которое доныне неизменно содержит Церковь православная?. II. Из послания епископа римского Ормизды латины указывают в защиту учения своего об исхождении Духа Святого и от Сына на следующие слова: «Известно, что особенность (proprium) Отца та, что Он рождает Сына, особенность Сына Божия та, что Он рождается от Отца равным Отцу, а особенность Духа Святого та, что Он исходит от Отца и Сына, при единой сущности божества» 101 . Здесь действительно говорится об исхождении Духа Святого от Отца и Сына в одинаковом смысле; но во-первых, известно, что писатель западный Манси, сличив это место из послания Ормизды с рукописями, заметил, что «первоначальная рука написала здесь так: «Известно, в чем состоит особенность Духа Святого; особенность же Сына Божия та», и проч.; но другая древняя и почти равная рука переделала такое чтение следующим образом: «Известно, что особенность Духа Святого та, что Он исходит от Отца и Сына " » 102 . Известно, во-вторых, и то, что Адам Зерникав, писатель восточный, написавший сочинение об исхождении Духа Святого, в одном кодексе гамбургской библиотеки собственными глазами видел сие переделанное чтение в прежнем его виде, в который приведено оно было, на основании рукописей, кем-то еще прежде Манси 103 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Nov...

Некоторые соображения насчет связи между богословскими взглядами Григория Кипрского и Максима Маргуния приведены в работе 3, с. 156. Автор указывает, что некоторые идеи Максима Маргуния зависели от пневматологии патриарха Константинопольского, на учение которого, в свою очередь, повлияли творения прп. Максима Исповедника. По итогам рассмотрения ряда научных работ и исторических источников, произведенного в процессе подготовки настоящей публикации и работы 19, нами установлен круг живших в 1290-1723 гг. лиц, принадлежащих к Православной Церкви и положительно оценивавших деятельность Григория Кипрского. Среди них Георгий Пахимер, Никифор Хумн, Иоанн Хила (изменивший свое отношение к патриарху после его смерти), Иосиф Калофет, свт. Филофей Коккин, Иосиф Вриенний, свт. Геннадий Схоларий, Адам Зерникав, патриарх Иерусалимский Досифей II Нотара. Данные сведения позволяют говорить о наличии позитивного отношения к пневматологической доктрине патриарха Григория II в православной богословской среде в XIV-XVII вв. Также в публикации 19 мы представили материалы, позволяющие судить о рецепции учения патриарха, осуществлявшейся церковными Соборами в указанное время, но не дающие возможности для окончательных выводов. Все собранные материалы свидетельствуют о необходимости более подробного изучения отношения Соборов Православной Церкви к пневматологии Григория Кипрского. Автор выражает признательность П.А. Пашкову за плодотворное обсуждение рассматриваемой в тексте проблематики. Без его помощи публикация настоящего материала была бы невозможна. ИСТОЧНИКИ ЛИТЕРАТУРА Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/6169648

КОНЕЦ. 3 Во Христе суть два естества нераздельные, и неслиянные, так что человеческое естество не само по себе пребывает, но Божественным самопребывающим есть содержимо. [susteniatur]. 4 Ныне – город Чивидале-дель-Фриули, рядом со словенской границей. Примечание редакции Азбуки веры 5 В Латинском подлиннике изд. 1772 года примечание(т) на стр. 29.: Suae Gentium conversionis, Part. I. Cap. VI . Titul. 3. Thomas á Jesu [Томас де Хесус] – из испанских кармелитовъ-иезуитовъ, префект Кастилии, умер въ 1627 г. См. Christian Gottlieb Jöcher: Compendiöses Gelehrten-Lexicon. Leipzig. 1733. sub voce de Jesu (Thom.). Примечание редакции Азбуки веры. 7 Все сие из деяний Иннокентиевых и его посланий в великом количестве собрал АДАМ ЗЕРНИКАВ в Тракт. 17. который еще не напечатан, от старан. 1355. и следующих. 8 Как повествует КРОМЕР в летописце о происшествии и делах Поляков, на стран. 524. Польской истории, в Василее 1580. года ПИСТОРИЕМ изданной. 9 Здесь разумеется Галицкое Княжество в Чермной Руси на Покютю, так именуемое от города Галича, который есть и поныне, хотя уж и не Князьями управляется, и состоит под Митрополитом Киевским и Галицким. 11 В кн. 3. гл. 37. на стран. 89., летописца Польского, который печатной находится у ПИСТОРИЯ в томе 2. 12 В Киеве на Подоле оный монастырь и теперь действительно находится, и есть здание огромное, но уже ныне в нем отправляется литургия Восточные Греческие церкви и именуется он Петро-Павловским. 17 Князь Данило Романович дважды на королевство Русское был коронован, по благословению Иннокентия четвертого Папы Римского: первый раз в Киеве в 1246. году от Р. Христова; а другой раз в Дорогичине в 1253. году от Р. Христова. См. Ядро Российской истории кн. 2. гл. 9. стран. 86. 19 НИКИФОР ГРЕГОРАС, в кн. I. гл. 2. на стран.7. Цареградской истории, в Париже 1702. года изданной. 21 ЛЕВ АЛЛАЦИЙ в кн. 2. о беспрерывном Восточные и Западные церквей согласии, гл. 14. числ. 2 из NAXIMEPA. 29 ВАДДИНГ в томе 4. летописца Францисканского, на лето 1461. числ. 18. издан. вторично в Риме 1732. и БАРОНИЙ в летопис. на 1263. лето от Р. Х. в томе 13. числ. 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Однако же при всем том Аллаций представляет их нам свидетелями достойными великого вероятия. Приметили в нем сей порок многие ученые мужи: приметил и Адам Зерникав, муж весьма высокого учения: и правда, хотя должно признаться, что Аллаций был довольно учен, однако удивительно то, что труды свои употребил в худую сторону. Но возвратимся к нашему предмету, и оставив сии ненужные и примечания недостойные повести, рассмотрим те плачевные приключения, которые с того времени происходили из толикого церьквей несогласия. Чего для мимоходом здесь целые почти триста лет, и как прочие маловажнейшие распри, так и оную Михаила Церулария Патриарха Константинопольского с Гумбертом Папским посланником оставляем, поспешая к концу правления Мануила Комнина: ибо там много имеем увеселительного. В лето 1200. по кончине Императора Мануила, вступил на престол Андроник Тиранн. По убиении сего поздравлен Императором Исаакий Ангел. См. у Никиты Хониата кн. 2. в конце о Андронике. Потом Исаакия, брат его Алексей Комнин, лишив очей и правления, заключил в темницу, и сам начал царствовать см. у того же Хониата о Исаакие кн. 3. к концу. Ослепленного Исаакия сын Алексей убежал в Сицилию к Королеве того острова, своей сестре, просить у нее помощи и совета. Случилось же кстати, ибо в самое то время многолюдное Римское воинство под предводительством Балдуина Графа Фландрийского и Дандула Венецианца и прочих шествовало морем к Палестине против Сарацинов; и так оный Алексей Ангел начал просить у них вспоможения под условием многих и великих обещаний, и между прочим дал им слово, что он все Восточные церкви принудит к соединению с Римлянами, ежели помощию их возвратит наследие отца своего. См. Хониата о Алексее кн. 3. Сим обольщенные Римляне остановили флот свой близь Константинополя. Комнин будучи не в силах сопротивляться неприятелю, убежал из города, и так ослепленный Исаакий немедленно гражданами из темницы выведен и посажен на престол. Потом отправил он посланников уведомить сына своего и полководцев Римских о своем на престол возвращении, дабы тем прекратить осаду города.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Prokopo...

Православие. Первая правосл. община на территории совр. К. о. (в герц-стве Пруссия) появилась в сер. XVII в., она состояла из выходцев из Речи Посполитой. Во 2-й половине того же столетия в Вост. Пруссии имелось несколько правосл. приходов, правосл. храм в Кёнигсберге упоминается в 80-х гг. XVII в. Из Вост. Пруссии происходили видные представители правосл. Церкви 2-й пол. XVII в., трудившиеся в Речи Посполитой: Иннокентий (Гизель) и Адам Зерникав . В 20-30-х гг. XVIII в. при правосл. общине в Кёнигсберге работала типография, где издавались книги на польск., рус. и церковнослав. языках, ее владельцем был купец В. Квасовский. Во время Семилетней войны (1755-1762) в оккупированной русскими войсками Вост. Пруссии было открыто неск. правосл. церквей, в частности, 14 сент. 1760 г. был освящен правосл. храм в честь Воскресения Христова в здании Штайндаммской кирхи. Православие не получило широкого распространения в Вост. Пруссии. В 20-30-х гг. XIX в. в Мазурском поозёрье в Вост. Пруссии (совр. Польша) поселились старообрядцы- федосеевцы , в нач. 20-х гг. XX в. здесь образовалась единоверческая община (см. Единоверие ), один из ее настоятелей окормлял небольшие группы православных в Вост. Пруссии, в т. ч. общину в Кёнигсберге, состоявшую из неск. десятков рус. эмигрантов. В общину входил религ. писатель, преподаватель Кёнигсбергского и Варшавского ун-тов Н. С. Арсеньев . В 1938-1944 гг. богослужения совершались в здании Лёбенихтской гимназии в Кёнигсберге. И единоверческая, и кёнигсбергская общины состояли в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) . В годы второй мировой войны численность правосл. населения в Вост. Пруссии увеличилась за счет остарбайтеров (граждане, депортированные нем. властями на территорию Третьего рейха для использования в качестве рабочей силы) и военнопленных, среди перемещенных лиц были и священники. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Светлогорске. 1903–1907 гг. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Светлогорске. 1903–1907 гг. После окончания войны и создания К.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

Варлаам упрощал проблему, выделяя «δι το ϒο» из всего контекста святоотеческого богословия: Дух исходит «и от Сына» (или: «от Отца чрез Сына») в смысле «временной икономии спасения», но не предвечно... Предвечно Дух Святой исходит «от одного Отца», а временно «и от Сына». Восточные богословы находят этому впоследствии и патристическое обоснование. Письмо преп. Максима Исповедника цитируется ими в этом смысле, ввиду находящихся там, в передаче Анастасия Библиотекаря, следующих слов: «ita eum procedere fateamur ex Filio missionem nimirum processionem intelligentes». Буквальное истолкование латинского слова missionem и определило собой эту «восточную» школу, продолжавшую упрощенное богословие противника св. Григория Паламы . Как системе, положил начало этой школе (уже значительно позже) перешедший в Православие западный писатель Адам Зерникав, а продолжал Феофан Прокопович » (43). В считавшемся в свое время классическим руководством для духовных школ в России «Православно-догматическом богословии» митрополита Макария (Булгакова) так говорилось о личном свойстве Бога Духа Святого: «Надобно строго различать вечное исхождение Святого Духа, которое и составляет собственно Его личное свойство, от временного исхождения Его на тварей или посольства в мир, которое не относится к самой Ипостаси Святого Духа, а есть нечто внешнее, преходящее, и усвояется как Святому Духу, так и Сыну ( Ин.16:28–29 ). Если Церковь православная утверждает, что Святой Дух исходит от одного Отца... то она разумеет именно только вечное и ипостасное исхождение Святого Духа. Относительно же исхождения Его временного, и православные, совершенно согласно с западными христианами, веруют, что Дух Святой исходит, т. е. посылается в мир, не от Отца только, но и от Сына, или, точнее, чрез Сына» (44). Самым ярким представителем школы «упрощенного богословия» в России епископ Василий (Родзянко) считает епископа Сильвестра, профессора Киевской Духовной Академии и автора пятитомного «Догматического богословия» (45).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Отцы V и VI Вселенских соборов почти дословно повторяют то же. 327 а патриарх Иерусалимский Софроний в послании, читанном на VI Вселенском соборе, говорил: «Следуя пяти блаженным соборам, признаю только одно определение веры, знаю одно учение, один символ, который мудрый и блаженный собор 318 богоносных св. отцев изрек от Духа Святаго в Никее, который собор 150 от Бога вдохновленных отцев в Константинополе утвердил, и собор 250 божественных отцев в Ефесе укрепил». Известный общеевропейский ученый Адам Зерников собрал сотни свидетельств о произвольности римлянами греческого чтения Символа веры , подтверждаемого древними латинскими переводами, доказывая в тоже время и то, что тексты с добавкою filioque частью были из числа искаженных, частью явились после VII Вселенского собора, так что неудивительно, что такой искаженный текст был предъявляем и Ферраро-Флорентийскому собору, на котором греческие епископы противопоставляли ему более древние, правильные тексты. Он же рассказывает, что около 809 года папа Лев III решительно восстал против искажения текста Символа, и повелел правильный текст изобразить на 2-х серебряных досках, и поставить на алтарной стене храма св. Павла в Риме, что и было сделано, как о том свидетельствует почти современник Льва III Анастасий Библиотекарь, который пишет: «Он из ревности, и для охранения православной веры, велел написать на двух серебряных щитах символ веры на той и другой стороне: на одном – греческими буквами, а на другом латинскими, каковые щиты висят с правой и левой стороны над входом в хранилище, и весят 94 фунта и 6 унций. О том же свидетельствует Петр Абеляр и Ломбард, говорящие, что Лев III написал: «От Отца исходящаго». 328 24. Идеал Патриарха Древние говорили, что правителем должен быть мудрейший, а Патриархом должен быть святейший. Но как мудрый правитель вместе с мудростью должен обладать и мужеством, так и Патриарх должен обладать твердою волею. Конечно, воля его сказывается уже в том, что он направляет себя во всем согласно с волею Божьею, но нужно, чтобы он имел желание направить других к тому не только своим добрым примером, но и словом, делом, волею своею, и даже принуждением, как средством духовно-нравственным, а не физическим насилием внешним.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Место, занимаемое Лазарем Барановичем в Иерархии Малороссийской, и желания Церкви вызывали его на состязания с противниками православия, которые не переставали делать на него нападения 18 . Незадолго пред тем вы­шли в свет сочинения под именем двух Иезуитов, – Циховича : «Суд св. Отцев об исхождении Св. Духа» (1659 г.) и Боймы : «Старая вера о власти пап римских и об исхождении Св. Духа» (1668 г.). Потом и сам Митрополит Униатский Киприан Жоховский (1674 – 1694), пользуясь смутными обстоятельствами Малороссии, воору­жился на отвергнутое им православие. Противники истины усиливались доказать, что но они оставили древнее православие, или, как говорили они, старую веру, но православ­ные. Надлежало опровергнуть эту вредную клевету. Лазарь Баранович и сам восстал на защищение истины, издав книгу: «Новая мера старой веры» (1676 г.) 19 , и призвал к тому же бывшего ректора Киевской Академии Иоанникия Голятовского , которого вызвал из Литвы, тогда отделенной от Малороссии и состоявшей под Польскою Державою (1669 г.) 20 . Иоанникий, известный уже своим прением с иезуитом Пекарским в Белой Церкви (1663 г.), также приготовил ответ противникам истинного учения древней Церкви. – Около того же времени явился к Архиепископу Черниговскому ученый чужестранец, который собственным рассмотрением всех отеческих писаний о главном предмете спора между православ­ными и латинянами, именно об исхождении Св. Духа, убе­дился в справедливости Восточного учения и изъявлял желание не только принять православное вероисповедание, но и защищать его своими писаниями. Это был Адам Зерникав 21 . Может быть, для тех же трудов, в соединении с сими учеными мужами, предназначал Лазарь Баранович и св. Димитрия. Но полемика с иезуитами требовала всей утонченности диалектики и школьного богословского приготовления. А собственное расположение Димитрия к предметам наиболее важным в практическом отношении более привлекало его к таким занятиям, которые могли доставлять пишу его сердцу, Итак, он остался при Лазаре Барановиче только проповедником . Впрочем, и это звание имело тогда высокое значение в Церкви Малороссийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ясно, «что здесь говорится о Духе Св. не в строжайшем знаменовании сего имени, не как о вечной ипостаси Божества, но как о дарах Духа Божия, ниспосылаемых в сердца человеческие. На сии дары воплощенный Сын Божий заслугою Своею приобрел от Бога Отца, так сказать, право собственности, по которому и властен раздавать оные человекам вне Его заслуги, чуждым всего Божественного. Сия мысль ясно изображена Пророком Давидом: Пс.67:19 . Посему не удивительно, что сии даяния или дары Св. Духа, приобретенные и подаваемые человекам заслугою Сына Божия, называются Духом Сына Божия; и следственно, сие выражение не дает понятия о вечном начале ипостаси Св. Духа», как не дает этого понятия и то обстоятельство, что «Сын Божий дуновением преподает Св. Духа ( Ин.20:22 )», – Разгов. между испыт. и увер. 36. 40–1. – «Рождение слова Божия отстоит от исхождения Духа Божия (говорит Бл. Августин ), чего ради единородный Сын не сказал, что Дух Святой от Отца рождается, иначе был бы брат Его, но исходит. Посему, как есть единосущное некое общение Отца и Сына, то Дух Св. называется Духом обоих, а не сыном обоих, еже да не будет»... «В сочинениях одного Б. Августина Адам Зерников и Феофан Прокопович нашли более пятидесяти мест, в которых догмат об исхождении Св. Духа произносится так, как доныне произносит оный Восточная Церковь . В числе их есть такие, в неповрежденности которых никто не сомневается»... Если католики находят в творениях Августина учение об исхождении Св. Духа и от Сына, то это потому, что они читают творения его по испорченному тексту». – Разговоры... 42–53. 179 Слова, изд. 1848 г. 2, 27–8. – Все, что «ограничивает Бога, про­тиворечит коренному понятию о Божестве». Ibid. 271. 187 «Именем вечного истинный Бог отделяется от тварей и про­тивопоставляется мнимым божествам языческим, из коих многие по­читались токмо долговечными, а не вечными». Слова, изд. 1874 г. 2, 312; Катех. 20; Зап. на Быт. 2, 160. 163–4 . 189 Слова, изд. 1874 г. 2, 422–3. «Бог называет Себя именем: Иегова (hiehova) ( Исх.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

правительницы. Описанию этой поездки святитель отводит значительное место в своем дневнике («Диариуше»). С разрешения Мазепы 13 янв. 1691 г. Д. перенес в Батуринский мон-рь из казенной палаты гетмана частицу мощей вмц. Варвары . Д. считал эту святую своей покровительницей. 11 марта 1689 г. Д. получил жалованную грамоту царей Иоанна и Петра с подтверждением грамоты царя Алексея Михайловича на владения Батуринского мон-ря, поступившие в качестве вкладов в разное время от гетманов. В игуменство Д. в Батуринском мон-ре доживал последние годы и скончался Адам Зерникав . 14 февр. 1692 г. Д. оставил пост настоятеля и поселился в отдельной келье в Батурине, чтобы полностью сосредоточиться на агиографических трудах. 9 мая следующего года он переехал в Киево-Печерский мон-рь, для того чтобы лично наблюдать за печатанием 2-го т. «Книги житий...» (изд. в 1695). В сер. 1694 г. Д. был избран игуменом глуховского Петропавловского мон-ря, 22 июня прибыл в Глухов, в янв. следующего года в мон-ре было начато строительство каменного собора. Посылая в марте 1695 г. патриарху Адриану 2-ю ч. «Книги житий...», Д. просил о присылке новых томов Великих Четьих-Миней, к-рые и были ему отправлены в нач. 1696 г. через иером. Кариона (Истомина) . За 1-й том своего труда Д. удостоился благословенной грамоты патриарха Адриана (3 окт. 1690), напечатанной во 2-й ч. «Книги житий...». 18 янв. 1697 г., после кончины игум. киевского Кирилловского мон-ря Иннокентия (Монастырского) , Д. стал настоятелем этого мон-ря, но уже 10 июня того же года он был избран настоятелем Елецкого черниговского в честь Успения Пресв. Богородицы муж. мон-ря , 20 июня возведен в сан архимандрита Черниговским еп. св. Иоанном (Максимовичем) . В 1699 г. Д. был переведен архимандритом в новгород-северский в честь Преображения Господня муж. мон-рь , куда прибыл 22 сент. 18 июня 1700 г. Петр I отправил указ Киевскому митр. Варлааму (Ясинскому) с требованием прислать в Москву кандидатов из архимандритов и игуменов на Сибирскую архиерейскую кафедру.

http://pravenc.ru/text/178011.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010