Вероучительные проповеди составил игумен киевского Николаевского мон. Антоний Радивиловский. В его сборнике проповедей «Огород Марии Богородицы» говорится, в духе католичества, о непорочном зачатии Владычицы. Самыми лучшими были полемические труды Адама Зерникова. Он родился в Кенигсберге и учился в тамошнем университете. Продолжил он учение в Иене. Оттуда он проехал в Оксфорд для ознакомления с находившимися в Англии многочисленными текстами святоотеческих книг. Расширил Адам свои знания работами в парижских и итальянских библиотеках. Книга Критопула «Исповедание восточной Церкви» обратила его к православной Церкви. Он направился в Чернигов к архиеп. Лазарю Барановичу, коим и был присоединен к православию. Работал он в Батурине, где гетман устроил его у себя, в качестве архитектора-художника. Он трудился над обширным трактатом «Об исхождении Духа Святого от единого Бога». Архиеп. Филарет пишет: «Это было сочинение образцовое, какого доселе не было на востоке».– " Около 20 лет пред сим обрел он отечество небесное, к которому был избран Богом у нас в Малой России»: так писал ректор Прокопович около 1713 года. Зерников почил в Батуринском монастыре, когда управлял сею обителию св. Димитрий; потому смерть его надобно отнести к 1691 г. Превосходный трактат его о Святом Духе, писанный на латинском языке, издан в двух частях архиепископом Самуилом Мстиславским в Кенигсберге (1774, 1776 г.г.). Перевод митрополита Евгения Булгара на греческий язык, обогащенный множеством замечаний, издан в Петербурге 1797 г.» П. Знаменский так определяет труды киевских ученых: «Во всей массе литературных трудов, которые произвела киевская ученость, господствовало схоластическое направление, имевшее множество недостатков. Богословская и философская мысль киевских ученых путалась в массе разных схоластических аргументов, дивизий и субдивизий и всяких силлогистических тонкостей, развивалась исключительно с формальной стороны, оставаясь в сущности весьма простодушной и наивной. Она не способна была не только обогатить философской и богословской науки каким-нибудь новым научно-литературным содержанием, но даже освободить ее от разных средневековых фантастических бредней и суеверий.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

– Karol w Rymie i Patryciuszem. 162. 163. – Polityka Adriana w spore о ikonoklastach. 172. 173. – Leon III koronuie Karola. 174. – O filioque za Karola. 182. – Denier de saint Pierre. 186.– Grzegor IV czy si z synami przeciw Ludwikowi. 194. 196. – Les papes profitèrent de la faiblesse de l’Empereur. 201. – Les papes devenus plus indépendans. 213. – Pape Nicolas. 214. – Samowadne iego postpowanie z Lotariuszem. 217–219. – Adrian II i Jan VIII nastpcy Mikoaia exekwui iego samowadne plany. 219–222. – Jean VIII vient commander en France. 236. – Historya nastpnych papieów. 252–256. – Okropnosci o papieach. 259–260. – Grzegor V imponuie królom. 266. – Schisme des Grecs. 292. Адам Зерникав, о происхождении Св. Духа, стр. 12. Азарий, книга против папистов – 20. Конисского книга: Права и вольности жителей, греко-восточную в Польше и Литве исповедующих веру – 94. Григорий Самблак – под сим титлом находится краткое описание начала Унии – 97. Вениамина Краснопевкова. Новая скрижаль или пополнительное (к книге о чиноположениях Греко-Российской Церкви соч. Гавриила митрополита) объяснение о Церкви, о литургии, обо всех службах и утварях церковных, на четыре части разделённое – пятое издание 1824 года – 75. Стр. 188. Палинодия, Захария Копыстенского, имеющаяся по библиотекам в рукописи. О молении за умерших – 45. О степенях иерархии – 70. Имена патриарха и папы – 71. Состояние аскетов – 72. Образ правления каждой церкви – 73. Единение Церквей – 73. О преимуществах Церквей – 75. Соборы – 76. О епископах Римских второго века и примеры приписываемых им ложно писем – 81. Mona sdzi, iak miano przyi Florentski Synod, kiedy Ewgeni w publikacyi iego patriarchów nazwa swoiemi namiestnikami – из истории об Унии. Свобода и независимость от себя разных церквей в первых столетиях изъясняют нам разность в обрядах, празднествах, постах, богослужении и проч., однако же, церкви тем не портили согласия. О степенях иерархии – 172. Избрание на степени иерархии – 177. Начало уединённой жизни, или ермиты – 179. О преимуществах церквей – 184. Соборы Иконийский, Африканский 6-й – 189. 6. Римские епископы, где вначале о ложных декреталиях – 196. Отзыв св. Василия В. о Западной Церкви – 262. Слова Амвросия о состоянии душ по смерти – 282. (Мы ни Римляне, ни Греки, а просто христиане, sowa Jana Васильевича до Possewina из Бантыша Кам.). О разнообразности литургий – 304. Распространение степеней в церковной иерархии – 316. Об экзархе – 318. Об архиепископе и митрополите – 319. Монашество – 322. Участие императоров в правлении церковном – 327. О соборах вообще – 329. Собор Никейский I-й – 332. Гангрийский, где проклято не приемлющих евхаристии из рук женатого пресвитера – 336.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Не буду также напоминать о том, что вселенский собор 548 решительно одобрил анафему, произнесенную Феодоритом против учения об исхождении Святого Духа от Отца и Сына. Нелепое объяснение этого факта, предложенное иезуитом Ягером в его истории Фотия 549 , а также другими римскими писателями, старавшимися доказать, что анафема эта относилась к монофизическим стремлениям 550 , недостойно честного и христианского обсуждения богословского вопроса. Все это я оставляю в стороне, так как ничего не мог бы прибавить к тому, что вам уже известно: ничего не мог бы сказать сильнее и убедительнее того, что сказали знаменитые Феофан Прокопович и Адам Зерникав. Я позволю себе только одно замечание. Мир протестантский разбился и разорвался на множество заблуждений; в нем возникали самые странные и одна другой прямо противоречащие секты; эти секты расходятся между собою почти по всем вопросам церковного учения, между тем (заметьте это) вопрос, о котором мы говорим теперь – исхождение Духа от Сына – почти всеми добросовестными протестантами признается, по крайней мере, за вопрос сомнительный (хотя, по-моему, в нем нет и места для сомнения). Скажите, чем же объяснить, что ни одной из этих сект не пришло на мысль восстановить Никейский символ? Каким образом могло случиться, что некоторые из них под влиянием очевидных сомнений предпочли совершенное опущение слов об исхождении Святого Духа принятию формулы православного исповедания, хотя она есть буквальное повторение слов Спасителя? Не убедительное ли это доказательство несомненного, хотя и непризнанного, подчинения римскому, стародавнему влиянию и глубоко укорененного чувства отвращения ко всему тому, что могло бы, по-видимому, подтвердить истину православного учения? Вы, я надеюсь, не упрекнете меня в несправедливости или пристрастии суждения о наших противниках в области Церкви. Вопрос этот чрезвычайно важен, он важен в двояком отношении: в нравственном и в догматическом. Я оставлю в стороне второе и рассмотрю первое, т.е. нравственную сторону дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

1 октября 1775 года в присутствии самой императрицы иеромонах Евгений был хиротонисан в Москве в Николаевском греческом монастыре во епископа Славянского и Херсонского с возведением в сан архиепископа с пребыванием в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. Преосвященный Евгений управлял епархией только 4 года, однако успел открыть там семинарию. С 1776 года – почетный член Санкт-Петербургской Академии наук. В августе 1779 года согласно поданному прошению уволен на покой. Проживал в Полтавском Крестовоздвиженском монастыре. В 1787 году преосвященному Евгению разрешено было проживать в Санкт-Петербурге. С 1801 года архиепископ Евгений находился на покое в Александро-Невской лавре, и там скончался 27 мая 1806 года на 91-м году жизни. Погребен был в Феодоровской церкви лавры. Архиепископ Евгений оставил после себя много научных трудов. Труды: Православное исповедание, или изложение веры Православной Апостольской Церкви. – Амстердам, 1765. Описание жизни блаженного Феодорита , епископа Киррского. – Галле, 1768. Курс богословия. Логика, из древних и новейших собранная. – Лейпциг, 1766. Метафизика (греч.). – Венеция, 1805. Первое столетие по воплощении Христа Спасителя. Церковная История первого Христианского века (греч.). – Лейпциг, 1806. Размышления, или примечания на пять книг Моисеевых, под названием Боголюбивое глумление (греч.): в 2 т. – Вена, 1801. Трактат о Системе всего сущаго. Астрономического содержания. – Вена, 1806. О приливах и отливах. Мысли о нынешних критических временах оттоманского государства. Мольба греческого народа ко всей христианской Европе. О музыке (греч.), соч. в 1775 (рукопись). Храм Славы. Поэма Г. Дела Тиерса, переведенная с французского на греческий язык. – СПб., 1772. Переводы Виргилия: Оды на поражение оттоманов Екатериной II. Окружное послание к сербским христианам. О том, что такое рай и ад? Послание к Петру Клеркию (Кларку). Переводы: с латинского на греческий: Адам Зерников. Богословские трактаты о происхождении Святого Духа: в 2 т. – СПб., 1797.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Батуринском монастыре жил, не без согласия Самойловича, парижский учитель, Адам Зерников, добровольный изгнанник за свои православные убеждения. Им написаны в Париже два трактата против католического учения об исхождении Св. Духа от Отца и Сына. В трактатах тщательно доказывается, что доводы католиков в пользу своего учения не имеют никакого значения, так как ими искажено все, что приводится из св. писания и святоотеческих творений. Убедившись из научных своих исследований о неправоте католического исповедания, он уехал из Парижа, чтобы избежать обычных преследований от католиков за свои убеждения. Латыняне знали его трактаты, но возражать против них не смели, чтобы не поднимать неправого дела. Трактаты, составившие большую рукописную книгу, остались при его жизни не напечатанными. Ими впоследствии пользовался Феофан Прокопович в противолютеранской полемике об исхождении св. Духа, уверяя, что на обоснованные доводы Зерникова немыслимо никое возражение, не может быть даже повода к такому возражению. Кроме этих лиц, гетман принимал к себе и других выходцев из-за границы. Впоследствии, 1684 года, сюда прибежал от униатских гонений будущий митрополит Киева епископ Луцкий князь Гедеон Святополк Четвертинский. До Димитрия гетман был так приветлив, что слухи об этом доходили до Черниговского владыки. Через год по прибытии Димитрия в Батурин, приехал туда из Кирилловского монастыря отец Меркурий с извещением, что братия избирает его своим игуменом и с просьбою от нея принять обитель в свое управление. Не иначе, как по желанию гетмана, Димитрий от такой чести отказался, потому что немного спустя, тот же гетман не препятствовал ему быть игуменом в другом монастыре и даже содействовал этому. В Кирилловском монастыре утешились тем, что там согласился быть игуменом горячий защитник православия, Иннокентий Монастырский, ранее живший в Литве, бывший другом Димитрия. Можно предположить, что тщеславный гетман видел в Димитрии лицо, способное увековечить военные его подвиги в истории, и что Димитрий действительно описывал Чигиринские походы.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Также в парижском издании 1679 года и в антверпенском 1700 года на то же место сделано следующее замечание: «Почти во всех рукописях: “того познания”. И ниже: “исходит от познания”. И далее, “образ познания”». Суди же: кому я должен был следовать? Древним ли рукописям и «почти всем» рукописям или издателям, которые и не сказывают, почему они напечатали не так, как читается «в древних рукописях» и «почти во всех рукописях»? И. – Издатели сии, в самом деле, подозрительны в предпочтении неправильного чтения текста по пристрастию к своему мнению. У. – Подозрительны тем более, что не только не уважали ни древности, ни большинства свидетельств в пользу другого чтения, но и не хотели приметить того, что принятое ими чтение очевидно повреждает смысл текста. Они читают: Sed ex illo, quod novimus, cogitatio nostra formetur sitque in acie cogitantis imago simillima cogitationis eius. To есть: «Но из того, что знаем, образуется наше помышление и есть в оке помышляющего самый сходный образ того помышления». Не видишь ли, какая нелепость выходит из сего чтения? – «Помышление есть самый сходный образ помышления»! Не защищает ли, напротив, другое чтение само себя правильностью своего смысла? – «Помышление есть самый сходный образ познания». И. – Удивляюсь. У. – Ты удивился бы более или уже совсем перестал бы удивляться, если бы имел случай узнать, сколь многие в древних писателях места столь же явно испорчены. И. – Желал бы я слышать яснее, как древние учители Церкви произносили догмат о происхождении Святого Духа. Нет ли о сем таких свидетельств, которые бы не были подвержены спорам? У. – В сочинениях одного блаженного Августина Адам Зерникав и Феофан Прокопович нашли более пятидесяти мест, в которых догмат о происхождении Святого Духа произносится так, как доныне произносит оный Восточная Церковь . В числе их есть такие, о неповрежденности которых никто не сомневается. Таково, например, следующее место из книги «Contra sermonem arianum» 168 , глава 23. «Да не возомнят, будто чрез некие степени есть от Него (то есть от Сына) Дух Святой, подобно как Сам (Сын) есть от Отца: напротив, оба от Отца, Тот рождается, Сей исходит; которые два действия в высоте оного Естества (Божия) различить, конечно, трудно».

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/hre...

Против различных еретиков: «алфавит еретиков» – в предостережение православным и «премудрость, совершающая в дому своем чудеса»; против иудеев: «мессия праведный», или разговор христианина с евреем о истинном Мессии – по поводу распространенного между западнорусскими евреями слуха о том, что будто в Смирне явился Мессия, чудесами привлекает к себе евреев и обещает возвратить им Палестину; против магометан, живших в Литве и на Волыни: «лебедь» – трактат о причинах распространения магометанства и «алкоран Магометов от когелета Христова разрушенный»; в обличение язычества: «боги поганские». Антоний Радзивиловский, бывший сначала проповедником Киевопечерской лавры, а потом игуменом киевского Николаевского монастыря. От него остался сборник проповедей на воскресные и праздничные дни, известный под именем «огородок Марии Богородицы» и «венец Христов» 743 ; так же, как и многие другие южнорусские произведения, он осужден был на московском соборе 1690 г. Адам Зерников († около 1691 г.); рожденный и воспитанный в лютеранстве, он стал колебаться в нем; чтобы выйти из этого колебания, посетил заграничные библиотеки Оксфорда, Кембриджа, Парижа и Рима и по древним спискам изучил мнения св. отцов касательно спорных догматических вопросов; изучение привело его к полной уверенности в истинности православия. Он написал «опровержение лютеранской веры» и обширный трактат: «об исхождении Св. Духа от единого Отца», превосходивший все доселе существовавшие сочинения по этому вопросу, «исполненный, по выражению Феофана Прокоповича , – невероятной и самой основательной учености». В этот же период начали свои ученые труды св. Димитрий Ростовский и Стефан Яворский , с которыми придется встретиться в следующем периоде. 690 Пособия: Макария История Р. Церкви, т. IX; т. X, гл. II, стр. 238 – 500; т. XI, гл. IV, стр. 242 – 628; т. XII стр. 11 – 112, 535 – 591. Филарета Черниг. Ист. Р. Церкви, IV, стр. 64 – 103, 207 – 210. Чистовича Очерк истории западно – русс. Церкви, I и особенно II ч. Сиб. 1884 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

Место, занимаемое Лазарем Барановичем в Иерархии Малоросийской, и желания Церкви вызывали его на состязания с противниками православия, которые не переставали делать на него нападения 18 . Не задолго пред тем вышли в свет сочинения под именем двух Иезуитов, – Циховича: «Суд св. Отцев об исхождении Св. Духа» (1659 г.) и Боймы: «Старая вера о власти пап римских и об исхождении Св. Духа» (1668 г.). Потом и сам Митрополит Униатский Киприан Жоховский (1674–1694), пользуясь смутными обстоятельствами Малороссии, вооружился на отвергнутое им православие. Противники истины усиливались доказать, что не они оставили древнее православие, или, как говорили они, старую веру, но православные. Надлежало опровергнуть эту вредную клевету. Лазарь Баранович и сам возстал на защищение истины, издав книгу; «Новая мера старой веры (1676 г.) 19 », и призвал к тому же бывшего ректора Киевской Академии Иоанникия Галятовского, которого вызвал из Литвы, тогда отделенной от Малороссии и состоявшей под Польской Державой (1669 г.) 20 . Иоанникий, известный уже своим прением с Иезуитом Пекарским, в Белой Церкви (1663 г.), также приготовил ответ противникам истинного учения древней Церкви. – Около того же времени явился к Архиепископу Черниговскому ученый чужестранец, который собственным разсмотрением всех отеческих писаний о главном предмете спора между Православными и Латинянами, именно об исхождении Св. Духа, убедился в справедливости Восточного учения, и изъявлял желание не только принять православное вероисповедание, но и защищать его своими писаниями. Это был Адам Зерникав 21 . Может быть, для тех же трудов, в соединении с сими учеными мужами, предназначал Лазарь Баранович и св. Димитрия. Но полемика с Иезуитами требовала всей утонченности диалектики и школьного богословского приготовления. А собственное расположение Димитрия к предметам наиболее важным в практическом отношении более привлекало его к таким занятиям, которые могли доставлять пищу его сердцу. Итак он остался при Лазаре Барановиче только проповедником. Впрочем и это звание имело тогда высокое значение в Церкви Малороссийской.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

64 Зверникав – Адам Зерникав (1652–1692) – богослов, лютеранин, родом из Пруссии, получивший образование в Кёнигсбергском университете. Изучение истории Восточной Церкви возбудило в нем желание перейти в Православие. Он бежал в Малороссию, принял Православие и жил в Чернигове, работая над трудом «Об исхождении Святаго Духа от одного только Отца» (1774–1776; греч. пер.: 1797). 66 Святитель Димитрий, митрополит Ростовский и Ярославский (†1709), – составитель Четиих Миней, автор богословских, противораскольнических и духовно-нравственных творений. О популярности сочинений свт. Димитрия говорит тот факт, что в 1840-е гг. выходило седьмое изд. его трудов (1848–1849. Т. 1–5). Кроме предлагаемого И. В. Киреевским «Алфавита духовного» (1-е изд.: 1710), к догматическим сочинениям свт. Димитрия относится также «Зерцало православного исповедания веры» (1-е изд.: 1804). 67 Святитель Филарет (Дроздов) , митрополит Московский и Коломенский († 1867), – выдающийся деятель Православной Церкви, богослов и духовный писатель. На Московскую кафедру поставлен в 1821 г. в сане архиепископа (митрополит с 1826 г.). Митр. Филарет всегда заботился о духовном просвещении: в 1823 г. он составил «Христианский катихизис Православной Кафолической Восточной Греко-Российской Церкви», многократно переиздававшийся. По его благословению было переиздано и славян. «Добротолюбие». Его проповеди (под названием «Слова и речи синодального члена Филарета, митрополита Московского» Ч. 1–3]) пользовались у читателей большой любовью и были переведены на фр. и нем. языки. И. В. Киреевский был лично знаком с митр. Филаретом и глубоко уважал московского архипастыря. 68 Сионом называется южный холм Иерусалима, на котором стояла крепость царя Давида Псалмопевца, а позже был воздвигнут дворец Соломона. Сионом также называют Иерусалимский храм и – иносказательно – Небесную и земную Церковь , как живой храм Бога. 69 Имеется в виду затевавшееся А. И. Кошелевым и И. С. Аксаковым изд. «Московского сборника» (М., 1852). 70 Перв. публ.: Колюпанов Н. П. Биография Александра Ивановича Кошелева. Т. 2, прил. С. 80–85. Публ. по: Киреевский И. В. Полн. собр. соч.: В 2 т. М., 1911. Т. 2. С. 264–272.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

Довмонт (в крещении Тимофей; ? – 1299) – выходец из литовских князей, князь Псковский с 1266, причислен к лику святых Долгоруков Григорий Федорович (1656–1723) – князь, рус. дипломат Доминик (1170–1221) – основатель Доминиканского ордена (1215), в 1233г. признан святым католической Церковью Евер – правнук Сима, последний из благочестивых библейских патриархов Евклид (III в. до н. э.) – др.-гр. математик Евмений (Евмен из Кардии; ? – 316 до н. э.) – полководец и секретарь Александра Македонского Еврипид (ок. 480 – 406 до н. э.) – др.-гр. поэт-драматург Евтихий (V в.) – архимандрит монастыря близ Константинополя, основатель монофизитства, осужденный за ересь на Константинопольском (448) и Халкедонском (451) соборах Елизавета Петровна (1709–1761/62) – рос. императрица с 1741 Елисавета – мать Иоанна Крестителя Жансений (Янсений) – см. Янсен Жегер – аббат, автор жизнеописания Фотия Жерсон Жан (1363–1429) – фр. богослов, сторонник реформации Церкви путем нравств. усовершенствования Закхея – по преданию первый епископ Церкви Кесарии Палестинской Зардушт (Зороастр, Заратуштра; XII–X вв. до н. э.) – пророк, реформатор древнеиранской религии Зерников (Зерникав) Адам (1652–1692) – православный патролог, немец, принявший православие и постригшийся в монахи в Киево-Печерской лавре, создавший там монументальный труд об исхождении Святого Духа Иаков – апостол, епископ Иерусалимский Иаков – ветхозав. патриарх; родоначальник «двенадцати колен Израиля» Иаков (Яков) Варадей (? – 578) – монофозитский епископ Эдесский, давший название яковитской Церкви Ибн-Форулан (X в.) – араб, писатель и путешественник Ибн-Эзра Моисей (1055–1139) – евр.-исп. поэт, автор религ. песен Иван III Васильевич (1440–1505) – великий князь Московский с 1452 Иван IV Васильевич (Грозный) (1530–1584) – великий князь Всея Руси с 1533, царь с 1547 Иванов Александр Андреевич (1806–1858) – рус. художник Игнатий Богоносец (? – 110) – епископ Антиохийский с 69, ученик апостолов Игорь Святославич (1150–1202) – князь Новгород-Северский (1178) и Черниговский (1199)

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010