И это было не с одним или двумя, а со многими. – Мы слышали об этом от благоговейных старцев и особенно от того святого великого старца Варсонофия, называемого Неумоей, который был братом блаж. Савве и которого поставил настоятелем старший Савва Бороздин, бывший настоятелем той обители и потом отходивший в св. гору. Блаженный Варсонофий пробыл на игуменстве пять лет и потом удалился в пустыню, а игуменство передал сему Савве (брату своему), и тогда же велено ему принять сан священства. Варсонофий свидетельствовал, что чист он от чрева матери своей и достоин такой благодати. В пустыни прожил Варсонофий сорок лет и во все эти года другого дела не было у него, как молиться, петь и читать книги. Он брал книги у христолюбцев и по прочтении отдавал, потом брал в другом месте. У блаженного не было ничего, даже ни медной монеты, ибо любил он нищету и нестяжание. За долгое внимание к себе, безмолвие, молитвы, чтение удостоился он такой благодати, что помнил всё св. писание наизусть и свободно передавал всякому требующему. К нему приходили многие отовсюду, иноки и мирские благородные люди, иные для пользы душевной, другие требуя разрешения на какое либо место писания. Даже митрополит всей Руси Фотий по временам присылал к нему с просьбой дать объяснение непонятному изречению св. писания, о котором был у него, с кем-либо спор. Тамошние отцы с клятвой извещали нас, что, когда блаженный жил ещё в пустыне, пришёл к нему брат Саввина монастыря и молил его, чтобы пошёл к Савве и попросил простить ему некоторые согрешения. Блаженный Варсонофий, идя в монастырь, взглянул на образ Пресвят. Богородицы, стоявший в его келье, и сказал так: Пречистая Владычица Богородице! Ты будь хранительницей моим книгам. По удалении его, брат, прельщённый лукавым, положил все книги в пазуху свою и хотел бежать; но, подойдя к дверям кельи, поражён был незримой силой и пал мёртвым. Блаженный Варсонофий, возвратясь, нашёл его мёртвым и с книгами за пазухой. Он стал плакать и рыдать и говорил: я виновен и в смерти брата.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

– Брата отнесли в монастырь, чтобы предать земле. Когда стали отпевать его, блаженный Варсонофий столько плакал о брате, что всё место, где стоял он, смочено было слезами. Когда же стали прощаться с умершим, тогда мёртвый начал двигаться. Они открыли голову его и развязали его, и мёртвый сел. Братия, подняв его, спрашивали: что видел, или слышал он? Ничего не видал и не слыхал я, отвечал он. Брат жил после сего в монастыре до смерти добродетельно. Когда блаженный Варсонофий достиг глубокой старости, св. Савва повелел привести его в монастырь. Братия весьма рады были приходу его: блаженный был врачом для душевных и телесных немощей. Пока живы были блаж. Савва и св. Варсонофий, в монастыре было всё чинно, тихо и мирно, при их наставлениях. Если являлся какой-либо строптивый и с худым нравом, они не дозволяли ему творить свою волю. Когда же преставились блаж. Савва, св. Варсонофий и другие отцы, ревнители отеческого предания, братия выбрали игумена из другого монастыря, и тот начал жить не по уставу сего монастыря и не по преданию тех святых старцев: их предание было такое, чтобы никто не ел и не пил иначе, как за общей трапезой, чтобы не выходили из монастыря без благословения, чтобы отроки не жили по кельям или в дворе, и чтобы женщины не входили в монастырь; вообще у них всё было по уставу общежития. А тот игумен, пришедший сюда, всё это испортил и оставил без внимания. Спустя немного времени является ему во сне св. Савва и говорит: несчастный! почему ты нимало не заботишься о монастырском благочинии и благочестии, но всё пренебрёг и сочёл ни во что? И бил его жезлом довольно, так что тот не мог встать с постели. Когда же выздоровел и почувствовал свою неисправность, то уже не смел более и настоятельствовать, а вскоре возвратился туда, откуда пришёл» 34 . Монастырь, где подвизались преподобные Савва и Варсонофий, назывался Саввиной пустыней, по храму во имя пр. Саввы освященного, и находился в 20 верстах от Твери, там, где ныне остаётся с. Саввино. В храме с. Саввина есть древняя икона преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Агафон отвечал: «человек подобен дереву; внешнее или телесное занятие приносит листья, а душевное произращает плод. Но так как св. Писание уверяет, что «всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь» ( Мф.3:10 ), то из этого видно, что более внимания следует обращать на плод. Но дерево также имеет нужду в листьях, чтобы ими поддерживать жизненные соки, и чтобы тень листьев подавала защиту дереву и плодам его от иссушающего зноя» ... Преп. Агафон был современником преп. Макария, мирно скончался около 435 г. Св. мученицы Евфалии девы Св. Евфалия была из Сицилии, имела мать язычницу, страдавшую кровотечением; но свв. мучч. Алфий, Филадельф и Киприн (пам. 10-го мая), во сне явившись ей, обещали исцеление, если она уверует во Христа. Она крестилась, исцелилась, крестила и дочь свою. Но сын её Сермилиан, узнав об этом, едва не задушил мать свою; только с помощью служанки она вырвалась и убежала. Сестра же его Евфалия, исповедав себя перед ним христианкой, была жестоко бита и усечена мечом от брата». (См. месяцесл. Вост. Архим. Сергия. Ч. II, стр. 68). 12 Житие св. Арсения, напис. иноком Феодосием, у Царского 123 со службой в Румянц. муз., стр. 93. 594. Оба сочинения в Желтиковом монастыре (Опис. монастыря, стр. 37–40. Тверь 1852 г.). Служба, по послесловию, написана в 1483 г. иноком Феодосием, при игумене Геронтии. Сочинитель жития, описав чудо 1566 г., говорит: „мне смиренному иноку Феодосию поведаша про сие великое чудо мниси тояже обители, наипаче же сам видев своима очима того бывша в мертвых человека“ и пр. Списание Желтикова монаст., стр. 38. 39. 68. Опис. Румянц. муз., стр. 594. 13 Никон. лет. 4, 284. В печатном житии св. Арсения, изд. 1764 г., сказано, что Арсений пострижен в монашество Киприаном, до возведения его на митрополию. Не было ли это разве тогда, как Киприан, по поручению, патриарха, мирил князей Юго-Запада с митрополитом? см. сентябрь 16 числа. 14 Ркп. житие Арсения; современная записка о Евфимии у Карамзина 5, пр. 232. В печатном житии 1764 года напрасно обвинён Евфимий в ересях.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Саввы и Варсонофия. Здесь же ещё целы царские врата с мелкотравчатой резьбой и с надписью: «л. 7069 (1561) августа в 29 д. поставлены двери сия царские при державе царя и в. к. Ивана Васил. – при епископе Акакии Тверском, в церковь преп. отца нашего Саввы освященного, старанием игумена Леванида Саввина монастыря» 35 . Московском Успенском соборе хранится устав Тверского Саввина монастыря XV в.; в конце пасхалии его, доведённой до 8 тысячи, сказано: «конец седми тысящам. Троице Святая, слава Тебе, δοξα σοι ο Θεοσ». На л. 295 читается древняя, драгоценная, заметка: «в л. 6940 (1432) в Петрово говение монастырю св. Саввы минуло 35 лет, а смерти князя великого Михаила 34 лета 36 . По этой заметке несомненно, что Тверский Саввин монастырь начался с 1397 года и с того же года начались подвиги пр. Варсонофия и Саввы в Саввиной пустыни. На ркп. книге Исаака Сирина подпись говорит, что книга писана в 1416 г. в монастыре препод. Саввы, на иждивение ктитора обители князя Александра Ивановича († 1426 года), по воле игумена Варсонофия. – Другая книга, лествица, писана в 1419 г. для священноинока Саввы 37 . Поскольку же преп. Савва вместе с тем, как принял сан священства, принял и начальство над обителью (так пишет преп. Иосиф), то очевидно, что в 1419 г. игуменом Саввиной обители был уже преп. Савва. По времени же основания пустыни (1397 г.) и по немногим годам игуменства Варсонофиева (5 лет), надобно положить, что 1416 г. был последним годом игуменства Варсонофиева после правления Саввы Бороздина. Если же после того с 1417 г. будем считать 50 лет начальствования преп. Саввы Тверского, то блаженную кончину его должны будем отнести к 1467 г. 38 . † Память о преп. Савватии Тверском и ученике его Евфросине В рукописном описании святых города Твери читаем: «преподобный Савватий игумен пустыни, – образом сед, брада, аки Иоанна Богослова». Пустынь преп. Савватия находилась в 15 верстах от Твери, там, где теперь остаётся с. Савватиево. В одном из двух храмов бывшей пустыни стоит гробница преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

После Михаила начались сильные раздоры между князьями Тверского княжества. Эти раздоры, сами по себе столько противные духу христианскому, вносили ещё раздор в дома боярские, а для народа были сущим бедствием. – Много надобно было трудиться святому пастырю, чтобы сколько-нибудь ослаблять, если не совсем погасить, этот пагубный дух вражды. И труды его не были бесплодны. В 1403 г. он успел примирить Кашинского князя Василия с Тверским князем Иваном Михайловичем, и вслед затем сам венчал сына князя Ивана с дочерью князя Василия. И однако опять поднимались раздоры кровавые. В 1406 году в день Св. Троицы блаж. архипастырь окончательно примирил враждовавших. Сильно волновавшиеся страсти князей и бояр их усмирены влиянием страха Божия, который внушал святитель Арсений 17 . Жизнь блаж. пастыря служила назиданием для всех. – Всегда тихий и кроткий, он ни от кого не отходил с гневом или враждой; был бескорыстен и не ласкал ничем своего самолюбия; дышал любовью ко всем, забывая себя 18 . «Раб Господа, говорит Апостол о епископе, не должен ссориться, по быть приветлив ко всем, учителен, незлобив; должен с кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог обратиться к познанию истины» ( 2Тим.2:24 ). Так и поступал блаж. Арсений. Выполняя волю Небесного Владыки, он усердно «искал заблуждших и вводил в ограду покаяния» 19 . Заботливый о славе имени Божия, святитель построил несколько храмов в Твери и её окрестностях и возобновил кафедральный Спасский собор 20 . Им освящены знаменитые каменные храмы архангела Михаила в Микулине 21 и в Новом городке (в Кожевках) 22 , и во имя свят. Николая в Твери 23 . Первосвятитель Киприан любил блаженного святителя, три раза вызывал его в Москву для соборных совещаний 24 . Тяготясь делами страстей людских, пустынно-любивый архипастырь искал себе отдыха пустынного. В 4 верстах от г. Твери, на реке Тмаке, полюбилось ему место, и он построил здесь храм в честь преп. Антония и Феодосия, незримых наставников своих, поставил кельи, пригласил иноков и избрал для них игумена. Это было в 1394 г. С того времени он часто проживал здесь, занимаясь Богомыслием, молитвами и трудами пустынника 25 . – В 1404 г. святитель основал и в следующем году освятил в любимой обители своей каменный храм в честь Успения Богоматери – новое напоминание о близкой к душе его Печерской обители 26 . Памятником того же благоговения к Печерским подвижникам, а вместе и заботы о назидании других примерами благочестия, служит Печерский патерик, списанный в 1406 г. «замышлением (пожеланию) Боголюбивого епископа Арсения Тверского» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

б) Евграфа Сироткина, Император Юстиниан и его участие в догматических движениях своего времени. Опыт историко-психологического исследования. Стр. 187–195. 79–80. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 55 курса МДА в «Журналах заседаний Совета МДА» за 1900 год. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901: а) Феодора Алексийского, Симеон, Новый Богослов, и его учение о созерцательной жизни. Стр. 53–55. б) Агафона Червинского, Культ цезарей и его значение для положения христиан в римской империи в первые три века христианства. Стр. 129–131. 81–84. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 56 курса МДА в «Журналах заседаний Совета МДА» за 1901 год. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1902: а) Константина Габараева, Сношения Грузинской церкви с церквами греческими в эпоху вселенских соборов и значение их в церковной истории Грузии. Стр. 86–88. б) Дмитрия Коновалова, Учение Св. Кирилла Александрийского о Лице Богочеловека и значение его в истории христологических движений V и VI веков. Стр. 109–119. в) Михаила Невского, История антиохийской схизмы. Стр. 130–132. г) Евангела Саригиани, Отношения турецкого правительства к правам и преимуществам Константинопольского патриарха. Стр. 149–152. 85–87. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 57 курса МДА в «Журналах заседаний Совета МДА» за 1902 год. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904: а) Томо Бурковича, Сербский Хилаидарский монастырь и значение его в духовной жизни Сербского народа. Стр. 205–207. —109— б) Симона Саввича, История богомильства в югославянских землях. Стр. 274–275. в) Ивана Троицкого , Обозрение источников начальной истории египетского монашества. Стр. 282–286. 88 . Отзыв о сочинении на степень кандидата богословия действительного студента 49 курса Московской Духовной Академии Василия Корсунского, Очерк сношений Св. Василия Великого с Западной Церковью. «Журналы заседаний Совета МДА» за 1902 г. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904. Стр. 364–367. 89–90. Отзывы о сочинениях на степень кандидата богословия студентов 58 курса МДА в «Журналах собраний Совета МДА» за 1903 год. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Молитва близких — первое и главное, в чем нуждается душа усопшего человека. Моя знакомая, дважды пережившая опыт клинической смерти, рассказывала, что в момент исхода души из тела испытала чувство полной беспомощности. «В тот момент, когда душа выходит из тела, она абсолютно несвободна, она не может ничего изменить, не может даже молиться. Мне это чувство было дано испытать. И я поняла, как нужны молитвы за любого человека, даже самого святого и необыкновенного. Душе, которой нужно пройти в тот мир, молитвенная поддержка так же необходима, как топливо для ракеты, которая должна взлететь». Мы не можем судить о том, насколько ощущения от клинической смерти соотносимы с той реальностью, в которой оказывается душа умершего человека. Ни в нашем личном опыте, ни даже в Евангелии нет ничего, на что здесь можно было бы опереться. Христос и апостолы описывают лишь возможные крайние состояния души, участь которой до Страшного Суда уже решена. Это либо неизреченная радость, о которой апостол Павел говорит: не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его (1 Кор 2:9); либо тьма внешняя , где будет плач и скрежет зубов (Мф 8:12)… Читайте также: «Чаю воскресения мертвых»: несбыточные надежды или ожидание неизбежного? Но то, что описывают люди, вернувшиеся с «того света», часто перекликается с тем, о чем говорят отцы Церкви как о посмертном опыте. Некоторые из таких свидетельств собрал в своем «Слове о смерти» святитель Игнатий (Брянчанинов; (1807–1867). Он приводит, например, рассказ о кончине египетского святого Агафона ( около 435 года): в последние три дня перед смертью тот замолчал и ни с кем не беседовал, но в конце концов ответил братьям, спрашивавшим его: « Авва Авва — арамейское слово, означающее «отец». — Прим. ред. Агафон, где ты?» «Я предстою суду Христову», — сказал подвижник. И попросил: «Окажите мне любовь, теперь не говорите со мною, потому что я не свободен». А вот как описывал исход души из тела преподобный Макарий Великий (IV век): «Когда пошлются Ангелы, чтобы изъять из тела чью-либо душу… она приходит в испуг и устрашается присутствия страшных и грозных Ангелов. Тогда… она усматривает, как бесполезно для нее, ничтожно, не доставляет никакой помощи множество богатства, знакомых и друзей; она слышит и понимает слезы и рыдания окружающих ее человеков, но не может произнести ни одного слова, ни подать голоса, потому что никогда не случалось ей испытать такого…».

http://foma.ru/chto-my-mozhem-sdelat-dlj...

Изучая акты халкидонского собора, приходишь к убеждению в справедливости мнения Моммсена, что соборное законодательство – это есть ничто иное, каки форма императорского законодательства 3730 . Халкидонский собор – это образ единого государства – церкви. Глава этого государства – церкви император. Это прекрасно видно из внешнего распорядка на соборе: «И воссели знатнейшие и славнейшие сановники и знаменитейший сенат в средине пред оградою святейшего алтаря; по левую сторону их воссели святейшие местоблюстители боголюбезнейшего архиепископа древнего Рима и Анатолий, благочестивейший архиепископ царствующего Константинополя, и Максим, почтеннейший архиепископ антиохийский, и Фалассий, почтеннейший епископ кесарийский, и Стефан, почтеннейший епископ ефесский, и прочие почтеннейшие епископы областей восточных, и понтийских, и азийских, и аравийских, кроме палестинских; по правую сторону их также воссели: Диоскоръ почтеннейший архиепископ александрийский, и Ювеналий, почтеннейший епископ иерусалимский, и Квинтилл, почтеннейший епископ ираклийский, в первой Македонии, местоблюститель Анастасия фессалоникского, и Петр, почтеннейший епископ коринфский, и прочие епископы области египетской и Иллирика, а также и палестинские почтеннейшие епископы; посередине положено было святейшее и чистейшее Евангелие» 3731 . То же наблюдаем и на VI вселенском соборе: «...В царствование боговенчанных и светлейших государей Флавиев, благочестивейшего Константина, богопоставленного великого государя... также богохранимых братьев его Ираклия и Тиверия... под председательством его благочестивейшего и христолюбивого великого императора Константина, в судебной палате императорского дворца..., присутствовали и слушали: Никита, славнейший бывший консул, патриций и министр императорских оффиций, Феодор, славнейший бывший консул и т. д. Собрался также святой и вселенский собор, созванный по императорскому повелению в сем богохранимом царствующем граде, а именно: почтеннейшие пресвитеры Феодор и Георгий и почтеннейший диакон Иоанн, представители... Агафона, архиепископа древнего Рима; почтеннейший и святейший Георгий, архиепископ сего великого Константинополя, нового Рима, и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

17 марта 1910 года Александр был пострижен игуменом Германом в рясофор. По благословению старца он значительную часть своего времени посвящал чтению духовных книг, изучая труды преподобных Симеона Нового Богослова и Исаака Сирина в переводе преподобного Паисия Величковского, о котором Александр впоследствии говорил, что он наиболее точен в сохранении духа преподобных отцов. Особой любовью пользовались у Александра труды святителя Игнатия (Брянчанинова). В писаниях святителя он находил ответы на волнующие его вопросы подвижничества своего времени, в нем он видел подвижника близкого своим взглядам и переживаниям. В начале 1915 года отец Герман представил митрополиту бумаги на пострижение в мантию Александра и других из братии. В письме схиархимандриту Гавриилу Александр писал: «Приближается день вступления в тот подвиг, на который Вы меня благословили еще десять лет тому назад. Поэтому у Вас прошу Вашего отеческого благословения и святых молитв, да укрепит Господь меня, многонемощного и многострастного, начать новую жизнь в обновленном духе с неугасающей ревностью о Господе». В Великую среду Александр был пострижен в мантию с именем Агафон, в честь преподобного Агафона подвижника Египетского, память которого празднуется святою Церковью 2 (15) марта. В этот день он записал: «18 марта 1915 года. День пострига. Родители! И есть сын у вас – и нет его, и умер он – и жив он! (Господи! Всегда бы таким себя чувствовать!) Охватит сердце твое злоба – хватайся руками за сердце… а там на Кресте Сама Любовь – Христос распятый. Все хороши, все добры зело». Перед исповедью отец Герман сказал постригаемому: «Если хочешь, чтобы я тебя принял от Евангелия, так вот тебе мои заповеди; если согласишься их выполнить, то я приму тебя». – «Я, конечно, согласился, – вспоминал Александр. – Заповеди: 1) не ездить на станцию, 2) не выходить без дела за ворота, 3) не читать газеты, 4) не празднословить». Вскоре после пострига отец Агафон тяжело заболел гриппом, который осложнился энцефалитом. Последствия этой болезни в виде паркинсонизма остались у него на всю жизнь. В это время кроме обычных своих послушаний он исполнял обязанности письмоводителя при игумене.

http://fond.ru/kalendar/754/ignatiy/

С этого момента брат Александр весь отдался иноческому дела­нию, ведущему подвижника к воспитанию человека по образу Христа. Его внутренняя жизнь теперь основывалась на всецелом послушании старцу, о. Герману. Старец Герман, сам искусный делатель Иисусовой молитвы 4 , привил этот навык и своему ученику. Внешняя жизнь брата Александра распределялась между храмовым богослужением и различ­ными монастырскими послушаниями. По благословению старца о. Александр изучал творения св. отцов: препп. аввы Дорофея, Иоан­на Лествичника, а позднее — Симеона Нового Богослова, Исаака Сирина и других писателей-аскетов. Русскому переводу “Добротолюбия” он предпочитал славянский, “считая, что в переводе епископа Феофана оно теряет свою истинную красоту”. Особенной его любовью пользовались творения свт. Игнатия Брянчанинова. 17 марта 1910 г. послушник Александр был пострижен в рясофор. А 18 марта 1915 г., в Великую Среду, совершилось его окончательное “умертвие миру”. В этот день о. Александр был пострижен в мантию с именем Агафон, в честь преп. Агафона пустынника Египетского. Постриг совершил сам игумен Герман, он же стал и Евангельским старцем своего ученика. Вскоре после пострига о. Агафон перенес ин­фекционное заболевание, давшее осложнение в виде паркинсонизма (заболевания центральной нервной системы, при котором нарушается координация движений). Эта болезнь всю жизнь доставляла ему боль­шие страдания, умножая его и без того немалые скорби. Проходили годы в стенах пустыни. После пострига во внешней сто­роне жизни инока не произошло видимых изменений. Вдохновение же, ревность по Боге, которое жило в о. Агафоне с момента Божиего призвания, не оставляло его. Это вдохновение и великая любовь к своему старцу, о. Герману, которого уже потом, в зрелые годы, о. Агафон не мог вспоминать без слез умиления, сделали его совершенным послушником. Полное, нелицемерное раскрытие перед старцем своей души вместе с молитвой искореняло страсти и быстро привело молодого монаха к духовной зрелости. Сам того не зная, он приобрел “так высоко почитаемую у свв. Отцов добродетель рассуждения”.

http://pravmir.ru/pisma-iz-zaklyucheniya...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010