1870. С. 187). По мнению П., «св. писатели писали для тех, которые жили с ними, и потому писали сообразно с понятиями, нравами и обыкновениями современников. Чтобы верно понимать написанное ими, надобно поставить себя... на ту же точку зрения, с которой они смотрели на вещи» (Библейские древности для разумения Св. Писания. 1884. С. 9). Как библеист и экзегет П. сформировался на позиции научной строгости исторического и филологического анализа: от текста, к-рый для него первичен, он восходит к догматам. В 1841 г. по анонимному доносу Синод открыл дело о его переводах Свящ. Писания. Впосл. стало известно, что автором доноса был иером. Агафангел (Соловьёв) (тогда - бакалавр МДА, впосл. архиепископ Волынский и Житомирский). Процесс, материалом для к-рого послужили переводы П., длился до 1844 г. Работа П. по переводу текста Свящ. Писания не ограничивалась проектом РБО и не закончилась с его закрытием. Перевод оставался неизменной частью его учебных занятий со студентами на кафедре евр. языка и в домашних условиях (РНБ. Ф. 124. 3231). Впоследствии учебные переводы методом литографии были размножены студентами 13-го (125 экз.; 1835-1839) и 14-го (310 экз.; 1837-1841) курсов СПбДА ( Родосский. 1907. С. 435). Литографии получили достаточно широкое распространение и за пределами столицы, они дошли до Московской и Киевской академий, вызвав большой интерес у студентов, ими пользовались духовенство и даже отдельные архиереи ( Казанский П. И. Мысли и чувствования митр. Филарета по делу отобрания литографированного перевода книг ВЗ//ПО. 1878. Т. 1. С. 107). В доносе иером. Агафангела перевод оценивался как «богохульный», «искажающий смысл речей пророков», а переводчик, имя к-рого не называлось, был представлен как «новый Маркион» ( Чистович. 1873. С. 137, 140). В ходе следствия было выяснено имя переводчика, подробно прослежены пути распространения каждой литографии. Практически все они были изъяты и за исключением единичных экземпляров, поступивших на хранение в Синод, уничтожены. Когда пришли к заключению, что П. не имел непосредственного отношения к литографированию, что это была исключительно инициатива студентов, его не стали обвинять по самому факту самочинного перевода, но предъявили претензии к его содержанию. П. дал письменные показания. Дело, к-рое вели неск. комиссий, завершилось только «келейным испытанием искренности раскаяния прот. Павского», к-рое исполнил еп. Полтавский Гедеон (Вишневский). Это дело стало продолжением конфликта, возникшего в связи с рус. переводом Библии в РБО, а также истории увольнения П. в 1835 г. В деле П. нашли отражение насущные проблемы и церковной жизни, и духовного образования, и становления богословской мысли. При этом Агафангел написал донос как предложение официально возобновить проект рус. перевода ВЗ, отметив, что слав. текст устарел и непонятен современникам ( Чистович. 1873. С. 138).

http://pravenc.ru/text/Павского.html

277 Известно, что иеродиакон Агафангел находился в России в 50–60-х годов XVII в. и занимался перепиской богослужебных книг; в 1658 г. он написал две греческие рукописи – Псалтирь с восследованием и Часослов – Фонкич 1994, 33. В 1660-х годах он не раз упоминается в связи с «делом» Никона – Каптерев 2, 272–274, 286, 299–300; Воробьёв 1893, 1–31; Тимошина 2005, 45–46, 51. Из показаний 22 марта 1665 г., находившегося под началом в Симоновом монастыре иерея Никиты на чёрного дьякона Моисея стало известно, что чёрный дьякон Агафангел, занимавший в то время при газском митрополите Паисии Лигарида должность переводчика, писал к патриарху Никону «возмутительные известия» о Паисии, и патриарх Никон посылал «в греки для своего дела» Моисея и Агафангела – РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140, ч. 7. Слуги, находившиеся при Агафангеле, обокрали Паисия и бежали с драгоценностями и деньгами; золото же, которым жаловал царь Лигарида за службу, отдали Агафангелу. Царские люди во главе с Агафангелом отыскали беглецов в Троице-Сергиевом монастыре, привезли в Москву и посадали под стражу в доме Агафангела. Однако ночью, забрав у воров всё похищенное, Агафангел отпустил их. Тогда по приказу царя он сам был взят под стражу. Спустя несколько дней чёрный дьякон смог вымолить себе позволение отправиться на поиски отпущенных им воров. Но, получив свободу, тайно уехал в Воскресенский монастырь к патриарху Никону и рассказал ему множество подробностей о Паисии Лигариде. Никон в благодарность за предостааленные сведения снабдил Агафангела деньгами и отправил грека со своими письмами в Константинополь, чтобы помешать посольству дьякона Мелетия. Однако дело провалилось; Агафангел был схвачен в Киеве и закованный привезён в Москву – Ламанский 1861, 530. 284 Гиббенет 1. 708–711. Грамота, в которой константинопольский патриарх Дионисий порицал иконийского митрополита Афанасия, была доставлена в Москву 12 ноября 1665 г. вернувшимся из Константинополя греком Стефаном Юрьевым – Гиббенет 1, 816–826; Соловьёв 1991, 329–330.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

При расположении текстов он руководствовался принципом хронологии. Так, перевод книги пророка Исайи он начал с 6:1–11, затем перешёл к 1:1–28, 5:1–30 и т. д. Возле каждого отрывка он ставил предполагаемую дату. Этот перевод с исагогоческими и экзегетическими примечаниями предназначался только для студентов, но из Петербургской академии лекции попали в Московскую и Киевскою академии и к посторонним людям. Один из читателей этого перевода, иером. Агафангел Соловьёв (1812–1876 гг.) (впоследствии архиепископ Волынский) в 1841 г. написал анонимную докладную записку о переводе прот. Г. П. Павского трём митрополитам, членам Святейшего Синода: петербургскому Серафиму (Глаголевскому, 1757–1843 гг.), киевскому Филарету (Амфитеатрову , 1779-–1857 гг.) и московскому Филарету (Дроздову) . Иеромонах Агафангел являлся сторонником самой идеи перевода, но он расценил труд прот. Г. П. Павского как источник соблазна. Его возмутили простонародные выражения, употреблённые в переводе, и отход от традиции церковно-славянской Библии. Например, там, где слово «Мессия» всегда передавалось как «Христос», прот. Г. П. Павский переводил «Помазанник». Осуждал он и исагогические заметки и комментарии переводчика. Дело в том, что прот. Г. П. Павский буквально толковал Песнь Песней, называл книгу пророка Ионы «повестью», считал, что пророк Исайя в пророчестве об Эммануиле ( Ис.7:14 ) говорил о скором спасении и т. д. Иером. Агафангел предлагал возобновить работу над русской Библией, прерванную после закрытия РБО. В результате этого донесения было назначено следствие. Прот. Г. П. Павский должен был отказаться от некоторых своих мнений, а отобранные экземпляры его перевода постановлено было уничтожить. Несмотря на некоторые недостатки перевода, он оказал сильное влияние на русских переводчиков. Часть перевода прот. Г. П. Павского впоследствии была напечатана в журнале «Дух Христианина» за 1862–1863 гг. Архимандрит Макарий (Глухарёв) известный алтайский миссионер, пришёл к мысли о необходимости довести до конца работу по переводу Библии на русский язык, начатую РБО. В 1834 г. он перевёл с древнееврейского языка книгу Иова, а затем книгу Иисуса Навина, и переводы с сопроводительными докладами послал в Петербург. Главным аргументом докладов были изменения в русском языке, который все больше удалялся от славянского. «Язык славянский, — писал он, — сделался мёртвым, на нём никто у нас не говорит и не пишет». Кроме того, по его словам, «российская словесность достигла уже того возраста зрелости, когда русская Церковь может и поэтому должна иметь полную Библию на русском языке».

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

1796 Парижский протоиерей. О нём см. Кроме того: «Парижские письма протоиерея Иосифа Васильевича Васильева к Обер-Прокурорам Святейшего Синода и другим лицам с 1846 по 1867 гг., изданные биографическими сведениями и пояснительными примечаниями Л.К. Бродского», Петроград, 1915. 62 письма, 322 стр.; «Мои заметки и воспоминания. Автобиографические записки Высокопреосвященнейшего Леонтия, Митр. Московского». Сергиев Посад, 1914, стр. 73–76 («Бог. Вестн.», 1913 г. Декабрь, стр. 813–816). 1799 Изданная Н. Елагиным анонимная книга: «Предполагаемая реформа церковного суда», в своё время пользовавшаяся успехом, как «блестящее полемическое произведение», содержащее «убийственную критику» на проект реформ церковного суда, выработанный по почину обер-прокурора гр. Д.А. Толстого, и вместе – контрпроекты (см. отзыв Н.А. Заозерского в «У Троицы в Академии», стр. 640–641). Книга эта была написана самим А.Ф. Лавровым. 1801 Агафангел, архиеп. Волынский и Житомирский (Алексей Феодорович Соловьёв), род. 8 февр. 1812 г., † 8 мар. 1876 г. «Он отстаивал неограниченную власть епископа над подчинённым ему духовенством и признавал проекты комитета о духовно-судебной реформе неканоническими» («Рус. Биогр. Слов.»; Т. I. Аарон – Ими. Александр II, СПб., 1896, стр. 53). Он, между прочим, известен своим анонимным доносом на переводе Библейских книг с еврейского на русский, сделанный прот. Павским. 1802 Жена А.Ф. Лаврова, Мария Николаевна, оставила о себе, по свидетельству Н.А. Заозерского , наилучшие воспоминания, как «замечательно добрая, умная и красивая дама» («У Троицы в Академии», стр. 638). То же подтверждают отчасти и другие лица, знавшие её, но с оговоркой, что она была бойка на язык и не прочь озадачить собеседника. 1804 Ср. «Краткие воспоминания о МДА в период 1876–1880 г.» анонимного «студента семидесятых годов» («У Тр. в Ак.» стр. 175–177). «Перевод Михаила не встретил ни в студенчестве, ни в среде профессоров ни малейшего сожаления. Проводы были холодные» (стр. 176), (Ср. письмо С.К. Смирнова в «Бог. В.», 1914, Окт. – Нояб., стр. 430). Автор «Воспоминаний» удивляется этому, указывая на достоинства Преосв. Михаила. Но, будучи правым в последнем, он не отмечает в судьбе Преосв. Михаила Высшей Справедливости, того суда истории, от которого никто не уйдёт. Как Преосв. Михаил, так и вся партия его (В. В. Амфитеатров , С.К. Смирнов), оставили поле своей деятельности при грустных обстоятельствах, как бы получая вразумление за расправу с П.С. Казанским (а этот последний пострадал тоже не без причины за свои придирки и желчность) и за огорчение, причинённое А.В. Горскому. Но и несправедливо оскорбившей архим. Михаила П.И. Горский – тоже не остался без возмездия, безвиновно отставленный от должности инспектора.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1862 архиепископ). С этого времени Волынские архиереи постоянно находились в Житомире, переезжая на лето в Почаевскую лавру. Архиеп. Антоний стремился ставить на волынские приходы священников - выходцев из России, считая, что волынское духовенство находится под польск. католич. влиянием. В 1864 г. в Житомире открылись ДУ, переведенное из Белостока (существовало с 1843), и Волынское жен. уч-ще Духовного ведомства. При еп. Агафангеле (Соловьёве) в Житомире в 1867 г. началось издание «Волынских епархиальных ведомостей» , в 1874 г. был освящен кафедральный Спасо-Преображенский собор. Архиерей устроил ремесленное училище в Почаевской лавре и общежитие при Волынской семинарии. 26 апр. 1876 г. архиепископом Волынским и Житомирским стал Димитрий (Муретов) , много внимания уделявший духовно-учебным заведениям епархии. В 1871 г. в мест. Клевань Ровенского у. начало работу Клеванское ДУ, в 1881 г. в Кременце - Волынское епархиальное жен. уч-ще. Заботясь об улучшении положения духовенства, архиеп. Димитрий ходатайствовал перед министром гос. имуществ об увеличении церковных наделов из казенных земель. По инициативе архиерея была введена выборность благочинных и членов благочиннических съездов. Деятельность Волынского архиеп. Модеста (Стрельбицкого) была направлена на возобновление правосл. традиций на Волыни, в связи с чем по благословению архиерея предпринимались историко-археологические исследования, было издано подробное «Историко-статистическое описание церквей и приходов Волынской епархии» Н. И. Теодоровича (Почаев, 1888-1903. 5 т.). В 1894 г. открылось Волынское церковно-археологическое об-во, в ведении которого состояли епархиальное древлехранилище и б-ка. Об-во издало 2 выпуска «Волынского историко-археологического сборника» (Почаев; Житомир, 1896-1900). Архиеп. Модест много внимания уделял мон-рям, возобновлению древних правосл. храмов, развитию церковно-школьного дела, братского движения. При архиеп. Модесте в епархии установился обычай внебогослужебных собеседований и чтений.

http://pravenc.ru/text/182321.html

22 Подр. см.: C-II. 14–15. «Царствие Небесное получают достойные по смерти, а Царствие Божие твёрдо верующие и тщательные приобретают и в настоящей жизни» (Собрание писем оптинского старца Амвросия к монашествующим. Вып. 1. Сергиев Посад, 1908. С. 48); подр. об этом разграничении: Светлов П, прот. Идея Царства Божия в её значении для христианского миросозерцания. Сергиев Посад, 1904. По мысли П. А. Флоренского: « Церковь имеет задачей водворить в твари Царство Божие, т. е. приобщить конечное и временное бесконечному и вневременному». 23 Ср.: «Достижение Царствия Божия на земле, в виде свободного союза свободных общин, объединённых одним духом религиозного христианского сознания, – вот смысл всего общественного движения и его конечная идеальная цель» (Беневский И. Смысл и значение земледельческих общин// Жизнь для всех. 1911. 5. С. 626). Славянофилы также полагали задачей народа нашего – Царствие Божие, «создание христианского общества» (Аксаков. 3, 388–389). 24 «Нельзя ставить пределы соборному творчеству Церкви и утверждать, что вероучительная деятельность соборов вся уже закончена по содержанию и сами соборы достигли совершенства в их конституции» (Карташёв А. На пути к Вселенскому Собору. Париж, 1932. С. 52). Ср.: «Созыв осенью 1905 г. святителем Агафангелом (Преображенским) Епархиального собора в Риге явился событием, имевшим огромное значение... для всей церковной жизни России. После двухвекового перерыва соборное начало было восстановлено святителем на уровне... епархии и во многом способствовало подлинно творческому обновлению жизни православных христиан» (Митрофанов Г., прот. Трагедия России. СПб., 2009. С. 53); в частности, Собор преобразовал порядок богослужения. 25 «...Другая подмена – воображать, что в догматах, таинствах, иерархии самих по себе, отдельно и отвлечённо взятых, состоит вся сила христианской религии» (Соловьёв В. Соч.: В 2 т. М., 1989. Т. 2. С. 306). 26 К. М. Азадовский отметил, что эти мысли «не могли не импонировать и Блоку, и Клюеву» (Клюев Н. Письма к Александру Блоку: 1907–1915. М., 2003. С. 101).

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

424 Собр. мнен. и отз. митр. Филарета, т. III, 270 и 272. СПб. 1885. Афанасий хотел перенести дело на суд Вост. патриархов. Фил. письм. к Ант. 11, 39. 425 Донос этот, как после оказалось, сделан инспектором Московской академии, иеромонахом Агафангелом (Соловьёвым), бывшим после архиепископом Волынским. Митр. Филарет впоследствии писал о нём по этому поводу: «вместо того, чтобы донести своему архиерею, через что дело получило бы церковно-верный и скромный ход, он послал безымянный донос трём митрополитам, вследствие чего один экземпляр попал в руки графа Протасова и произошло дело с шумом и соблазном». Указав потом на некоторые другие эксцентричные его выходки, митр. Филарет заключает: «для меня неожиданна и непонятна эксцентричность некоторых движений его ума; и не решаюсь вывести из сего заключение». Письма митр. Филарета к Высоч. особам и др. лицам, изд. Преосв. Саввой. Тверь, 1888 г. ч. 2 стр. 212. 426 Два письма митр. Серафима к графу Протасову от 1 и 4 Марта 1842 г. напечатаны в Русск. Арх. 1878 г. ч. III., стр. 522–524. 429 Из дела видно, что у М.И. Богословского находились на рассмотрении следующие рукописи: Обозрение учения о вероисповеданиях, сост. ректором С.-Петербургской семинарии, архим. Феогностом; обозрение учения о ересях и расколах или богословие обличительное, сост. бакалавром Киевской академии, иером. Серафимом (впоследствии архиепископом Воронежским). Обозрение историко-богословского учения о св. отцах церкви и проповедниках слова Божия, сост. ректором Киевской семинарии, архим. Евсевием (Ильинским) ; Конспект для руководства к познанию и употреблению богослужебных книг, сост. прот. Аверкием Пушновым. (Дело Духовно-Учебного Управления при Св. Синоде; 193. Об устройстве комитета для рассмотрения конспектов о преподавании учебных предметов в семинариях). 430 Так, 18 Ноября 1843 г., Афанасий писал ему: «Чувствуя себя ныне решительно неспособным ни к какому серьёзному занятию, не надеюсь и завтре (sic) быть в состоянии присутствовать в комитете. Но поскольку дело наше слишком важно, чтобы болезнь председателя могла помешать его течению: то я покорнейше просил бы Вас, в заседании 19 Ноября занять моё место в комитете».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Антоний (Павлинский), епископ бывший епископ Нижегородский и Арзамасский, с 29.08.1860 архиепископ с 08.04.1862 по 17.06.1866 архиепископ Владимирский и Суздальский Агафангел (Соловьёв), епископ бывший епископ Вятский и Слободской, с 17.06.1866 архиепископ с 31.03.1868 08.03.1876 бывший архиепископ Ярославский и Ростовский с 26.04.1876 по 20.02.1882 архиепископ Херсонский и Одесский (повторно) Тихон (Покровский), архиепископ бывший епископ Саратовский и Царицынский с 06.03.1882 16.04.1885 Палладий (Ганкевич), архиепископ бывший епископ Тамбовский и Шацкий с 12.02.1885 по 25.11.1889 на покое; 13.01.1893 бывший епископ Нижегородский и Арзамасский с 25.11.1889 архиепископ с 15.05.1892 13.04.1902 Викарии Волынской епархии Варшавский епископ Викариатство учреждено 22 апреля 1834 года. Кафедра в Варшаве Имена Сведения Антоний (Рафальский), епископ рукоположен с 08.07.1834 по 5.10.1840 архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский Острожские епископы Викариатство учреждено 1 октября 1840 года. Кафедра в Остроге, а в 1873 году перенесена в Кременец Имена Сведения бывший епископ Екатеринбургский, викарий Пермской епархии с 10.06.1841 по 22.11.1844 епископ Могилёвский и Мстиславский Иерофей (Лобачевский), епископ рукоположен с 25.03.1845 17.04.1871 Иустин (Охотин), епископ рукоположен с 5.08.1871 по 13.04.1879 епископ Харьковский и Ахтырский рукоположен с 13.05.1879 по 06.10.1882 епископ Могилёвский и Мстиславский Израиль (Никулицкий), епископ бывший епископ Новомиргородский, викарий Херсонской епархии с 08.01.1883 по 25.10.1883 епископ Вологодский и Великоустюжский; 23.04.1894 Александр (Закке-Заккис), епископ рукоположен с 21.11.1883 по 03.06.1890 епископ Архангельский и Холмогорский; 18.07.1899 Антоний (Флоренсов), епископ рукоположен с 12.08.1890 по 30.04.1894 епископ Вологодский и Тотемский; 20.02.1918 Воронежская Учреждена в 1681 году. Кафедра в Воронеже Воронежская 16 С 1682 года Имена Сведения Митрофан, епископ, свт. рукоположен с 02.04.1682 по 1700 переименован епископ Воронежский и Елецкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В 1899 г. торжественно отмечалось 50-летие служения М. в священном сане. 6 марта 1902 г. он заболел. 15 марта в присутствии духовника игум. Ипатия, эконома архиерейского дома иером. Иоанникия, келейника Коссовского, он сделал распоряжения относительно своего имущества и б-ки. 10 тыс. р. велел отписать «в пользу» попечительства о бедных духовного звания, 3 тыс. р.- на стипендию при Волынской ДС, 3 тыс. р.- на завершение строительства Покровской ц. на старейшем кладбище Житомира. Значительные суммы разослал в монастыри, благотворительные учреждения, родным. 10 апр. того же года исполнилось 25 лет служения М. в святительском сане. Он готовился к пасхальной службе. В Великую субботу, 13 апр., по возвращении из церкви «опустился на подушку и тихо, без всякой агонии, стал как бы засыпать» ( Левитский. 1902. 12/13. С. 343). По поручению Синода отпевание М. совершил архиеп. Херсонский и Одесский Иустин (Охотин) . 18 апр. гроб с телом архиерея опустили в склеп житомирского кафедрального Преображенского собора под главным алтарем, где находились гробницы архиепископов Агафангела (Соловьёва) и Тихона (Покровского) . М. был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1865), св. Анны 2-й степени с Императорской короной (1871), св. Владимира 4-й степени (1874), св. Владимира 3-й степени (1878), св. Анны 1-й степени (1880), равноап. вел. кн. Владимира 2-й степени (28 янв. 1887), равноап. вел. кн. Владимира 1-й степени (28 марта 1888), блгв. кн. Александра Невского (14 мая 1896), наперсным крестом, украшенным бирюзой и бриллиантами (30 авг. 1890). 6 мая 1901 г. указом Синода удостоен права ношения бриллиантового креста на клобуке. Действительный член Церковно-археологического общества при КДА (25 дек. 1875), почетный член Церковно-археологического общества при КДА (1877), почетный член Православного палестинского об-ва (1886); пожизненный член нижегородского Православного епархиального братства св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича (28 янв. 1887); почетный член Нижегородского об-ва вспоможения бедным (4 окт. 1889); почетный член Волынского управления Красного Креста (1892); почетный член КДА (1899); почетный член КазДА (1899).

http://pravenc.ru/text/2563922.html

Волынские Еп. Варлаам (Шишацкий; 16 окт. 1799 - 20 дек. 1805), еп. Даниил (Натток-Михайловский; 2 февр. 1806 - 6 июня 1813), еп. Стефан (Романовский; 14 сент. 1813 - 24 нояб. 1828), еп. Амвросий (Морев ; 1 дек. 1828 - 1 февр. 1831), архиеп. Иннокентий (Сельнокринов; 10 февр. 1832 - 20 янв. 1840, с 25 дек. 1833 в сане архиепископа), еп. Никанор (Клементьевский ; 28 янв. 1840 - 4 нояб. 1848, с 17 янв. 1843 архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский, управляющий Волынской епархией), архиеп. Арсений (Москвин ; 6 нояб. 1848 - 1 июля 1860), архиеп. Антоний (Павлинский; 29 авг. 1860 - 17 июня 1866, с 8 апр. 1862 архиепископ), архиеп. Агафангел (Соловьёв; 17 июля 1866 - 8 марта 1876, с 31 марта 1868 архиепископ), архиеп. Димитрий (Муретов; 26 апр. 1876 - 20 февр. 1882), архиеп. Тихон (Покровский ; 6 марта 1882 - 16 апр. 1885), архиеп. Палладий (Ганкевич; 4 мая 1885 - 25 нояб. 1889), архиеп. Модест (Стрельбицкий; 25 нояб. 1889 - 13 апр. 1902, с 15 мая 1892 архиепископ), архиеп. Антоний (Храповицкий; 22 апр. 1902 - 19 мая 1914, с 6 мая 1906 архиепископ), архиеп. Евлогий (Георгиевский; 14 мая 1914 - 15 окт. 1920, с 1918 епархией не управлял), бывш. Владимир-Волынский еп. сщмч. Фаддей (Успенский; 1919-1921). Архиереи, управлявшие Волынской епархией в Польше Митр. Дионисий (Валединский; 1 июля 1921-1933, первоначально в качестве епископа Кременецкого, с 1922 - архиепископа, с 1923 - митрополита Варшавского и Волынского, главы Польской Церкви), митр. Алексий (Громадский; 15 апр. 1934 - 7 мая 1943, первоначально в качестве архиепископа Волынского и Кременецкого в юрисдикции Польской Церкви, с 1940 в юрисдикции РПЦ, с июля 1941 управлял Волынской епархией как митрополит, глава канонической автономной УПЦ). Архиереи, управлявшие Волынской епархией на Украине Еп. Аверкий (Кедров; 1922 - 15 февр. 1930, с перерывами), еп. Максим (Руберовский; 1929), Новоград-Волынский еп. Николай (Пирский; 1931 - 13 мая 1932, в. у.), Новоград-Волынский еп. Вячеслав (Шкурко; 13 нояб. 1932 - 5 нояб. 1934, в. у.). Житомирские архиереи

http://pravenc.ru/text/182321.html

   001   002     003