28 марта 2024 г. Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Православие, психология и психиатрия Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января О «греческом» и «латинском» началах в теократическом проекте В.С. Соловьёва Игумен Агафангел (Гагуа) в данной публикации рассматривает эволюцию теократической идеи В.С. Соловьёва, а затем проводит анализ этой идеи в современном контексте. Статья «Греческое» и «латинское» культурные начала в истории христианской Церкви не должны пониматься в отрыве друг от друга и не могут быть примитивно противопоставляемы друг другу. Их взаимоотношения и взаимовлияния имеют более сложную природу. Эту мысль очень точно сформулировал и доказательно объяснил церковный историк и православный богослов протопресвитер Александр Шмеман: «Те историки, которые конечное разделение Церквей целиком выводят из противоположения Восток – Запад, из какого-то первичного и абсолютного дуализма между “греческим” и “латинским” в Церкви, не говоря уже о том, что они “натурализируют” христианство, просто забывают, что такого резкого дуализма невозможно вывести из фактов» . А эти факты красноречиво свидетельствуют об обратном. Отец Александр Шмеман обращает внимание на следующие моменты. До третьего века (от Р. Х.) языком Римской Церкви был именно греческий язык; труды отца всего «западного» богословия – блаженного Августина – невозможно понять, если не учитывать его укорененность в греческой философии; богословие восточных отцов Церкви (св. Афанасий Великий, великие каппадокийцы, св. Кирилл Иерусалимский) «…на Западе точно так же воспринимается и усваивается, как своё, как и богословие Льва Великого на Востоке...» .

http://bogoslov.ru/article/4786475

(Соловьёв Алексей Федорович; 8.02.1812, с. Ильинское Шуйского у. Владимирской губ.- 8.03.1876, г. Житомир), архиеп. Волынский и Житомирский. Род. в семье священника. По окончании в 1832 г. Владимирской ДС поступил в МДА, к-рую окончил в 1836 г. со степенью магистра богословия. 23 июня 1835 г. принял монашеский постриг, 20 июня 1836 г. рукоположен в сан иеромонаха, в 1841 г. назначен соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры . С 20 авг. 1836 г. преподаватель Свящ. Писания в МДА, с 8 окт. 1838 г. библиотекарь. В 1841 г. А. обратился к 3 митрополитам, членам Святейшего Синода, с анонимным доносом на законоучителя, проф. СПбДА прот. Г. П. Павского , к-рого обвинил в том, что его литографированный перевод Библии, выполненный для классных занятий со студентами, отличается «умолчанием имени Иисуса Христа в пророчествах» и потому представляет собой «злоречие древнего змия», после чего Г. Павский был привлечен к ответу. 28 февр. 1842 г. А. был назначен инспектором МДА, преподавателем нравственного богословия, 21 сент. 1842 г.- ректором Харьковской ДС и настоятелем харьковского Куряжского Преображенского мон-ря с возведением 22 окт. того же года в сан архимандрита. 21 сент. 1845 г. переведен на должность ректора Костромской ДС, настоятеля Богоявленско-Анастасиина костромского мон-ря , а 20 янв. 1854 г.- ректора КазДА. В Казани в 1855 г. А. начал издавать ж. «Православный собеседник» . 31 марта 1857 г. А. хиротонисан во епископа Ревельского, викария С.-Петербургской епархии. С 6 февр. 1860 г. епископ Вятский и Слободской. В Вятке стал инициатором издания ЕВ, основал уч-ще для девиц духовного звания, епархиальную б-ку. В Вятскую ДС пожертвовал книги личной б-ки, в т. ч. многотомную «Патрологию» Ж. Миня . 17 июля 1866 г. был назначен на Волынскую и Житомирскую кафедру, 31 марта 1868 г. возведен в сан архиепископа. В Житомире издавал Волынские ЕВ, устроил ремесленное уч-ще в Почаевской лавре и общежитие при семинарии. А. был противником синодальной системы церковного управления, отстаивал неограниченность власти архиерея над подчиненным духовенством, высказывался против обер-прокуратуры, критиковал проект реформы церковного суда , инициатором к-рой был обер-прокурор гр. Д. А. Толстой . Получил выговор Святейшего Синода за критические статьи в Волынских ЕВ по поводу антиканоничности реформ. Знаток канонического права, древних и новых языков, особенно древнеевр., естественных наук и музыки. Изданы его перевод с древнеевр. Книги Иова с подстрочными примечаниями (Вятка, 1861), перевод с греч. Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860). Однако значительная часть сочинений А. (напр., «Проект о миссионерском отделении при Казанской ДС») осталась неопубликованной.

http://pravenc.ru/text/Агафангеле ...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АГАФАНГЕЛ (СОЛОВЬЕВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Агафангел (Соловьёв), еп. Вятский. Литография П. Бореля. 1860 г. (ГИМ) О своем решении он советовался с бакалавром о. Платоном, который одобрил и благословил его на это дело. Совершенно в другом свете предстает перед нами Агафангел в период своей архипастырской деятельности. Преосв. Агафангел был ревнитель просвещения. Он устраивал училища, библиотеки, участвовал в издании журналов. В Вятке он создал епархиальную библиотеку, пожертвовав в нее много книг. Преосв. Агафангел был большим знатоком древних и новейших языков, любил музыку и естественные науки. Он строго распределял свое время. Существовавшие славянские издания Библии Агафангел считал неудовлетворительными из-за их " темноты и неверности " , которые " закрывают " истину. Он перевел с еврейского на русский язык Книгу Иова (Вятка, 1860) и с греческого языка Книгу Премудрости Иисуса, сына Сирахова (СПб., 1860), снабдив свои переводы краткими комментариями. Он был хорошим проповедником. В его проповедях отражался светлый взгляд его на нравственную жизнь христианина. Он имел чистую, любящую, всепрощающую душу. Главной его заботой было водворение мира среди пастырей и пасомых. Добрую память оставил он о себе в Почаевской Лавре, как искренний попечитель ее благолепия. Сочинения Книга Иова в русском переводе с еврейского с подстрочными примечаниями. Вятка, 1861. Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова: Перевод с греческого. СПб., 1860. Толкование Послания св. ап. Павла к Галатам. СПб., 1854. Объяснение экзегетического характера первых семи глав Евангелия от Матфея, напеч. в " Волынских епархиальных ведомостях " . Перевод " Книги правил " . Слова поучительные Агафангела еп. Ревельского, вик. СПб. М., 1848; 2-е изд. СПб., 1859; Вятка, 1860. 1860. Пастырское наставление Церкви Вятской. Вятка, 1860 Слова Агафангела еп. Вятского и Слободского. Последнее " Слово " напеч. в " Волын. Еп. Вед. " в 1876 г. 11. Пленение Русской Церкви: Записка и проект всеподданнейшего ходатайства перед государем Александром II. М., 1906.

http://drevo-info.ru/articles/13699.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ЖИТОМИРСКИЙ ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Житомирский Спасо-Преображенский кафедральный собор 26 июня 1804 года указом Александра I г. Житомир официально утвержден центром Волынской губернии. Многие православные храмы на Волыни в тот период представляли собой жалкие полуразвалившиеся постройки. Указание о строительстве собора в Житомире дал император Александр II . Местом строительства главного храма Волынской губернии выбрали площадь Торговица (нынешняя площадь Победы), где находились загородные торговые ряды и лавки, а в центре ее стояла Василианская греко-католическая церковь, построенная еще во второй половине XVIII века. Первоначальный проект собора был составлен в Петербурге в 1844 году с включением в его стены остатков старой Василианской церкви, разрушенной в 1771 году. Начали строить собор в 1851 году, а в 1853 году уже почти законченное здание неожиданно рухнуло. Вследствие ошибок в расчетах и недостаточной прочности местного кирпича-сырца в одну из ночей упала колокольня и разрушила все здание. Второй раз строили собор с 1866 по 1874 годы по проекту академика архитектуры Карла Карловича Рахау, с участием профессора архитектуры Эрнеста Ивановича Жибера и известного петербургского архитектора В.Г. Шаламова. На этот раз выбрали место на площади немного южнее прежнего. Помощь при возведении здания оказывали специалисты, строившие в 1818 - 1858 гг. Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге . Иконопись и роспись стен принадлежат академику художеств Михаилу Васильеву. 30 августа 1874 года главный престол собора был торжественно освящен архиепископом Волынским и Житомирским Агафангелом (Соловьёвым) . Еще во время строительства собора, в 1871 году вышло постановление волынского губернского правления про закрытие торговых рядов на площади и о создании вокруг строящегося собора городского парка. Тогда же и определилась новая конфигурация площади, получившая название Соборной, которую планировали сделать главной площадью города. Парк был заложен только в 1886 году. Конфигурация площади практически не изменилась и в настоящее время, а от парка остался небольшой сквер.

http://drevo-info.ru/articles/22170.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНГЕЛИНА ТВОРОЖКОВСКАЯ (фон Розе (Шмакова) Александра Филипповна; 5.04.1809, С.-Петербург - 17.03.1880, с. Творожково Гдовского у. С.-Петербургской губ. (совр. Псковская обл.)), мон., основательница Творожковского во имя Св. Троицы мон-ря (до 1887 община). Род. в дворянской семье. В 1823 г. окончила с отличием Смольный ин-т благородных девиц, в 1824 г. была выдана замуж за лютеранина К. фон Розе. В 1847 г., после 23 лет супружества, у них родилась дочь Мария, через год девочка умерла, и супруги впали в глубокое уныние. Под влиянием Александры Филипповны ее муж принял Православие с именем Николай. В 1858 г. он скончался, завещав жене основать жен. обитель в недавно купленном имении в с. Творожкове. Основание обители предсказывали блж. Терентий Творожковский и свящ. Иоанн, видевший огненный столп на месте буд. храма. В 1859 г. А. Ф. фон Розе подала прошение об устройстве обители митр. Новгородскому и С.-Петербургскому Григорию (Постникову) , но получила отказ. Она обратилась за помощью к еп. Ревельскому Агафангелу (Соловьёву) , вик. С.-Петербургской епархии, благословившему ее на устройство обители. Вскоре скончался митр. Григорий и А. Ф. фон Розе подала новое прошение. Митр. Новгородский и С.-Петербургский Исидор (Никольский) обещал ей содействие в открытии общины и разрешил начать строительство обители. В 1865 г. Святейшим Синодом было разрешено учреждение общины в с. Творожкове. К этому времени были построены домовая ц. в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость» и деревянный корпус. В 1866 г. А. Ф. фон Розе приняла постриг с именем Ангелина. В общине все делалось руками сестер под руководством настоятельницы, к-рая сама выполняла всю черную работу. Стараниями А. Т. обитель пришла в цветущее состояние, были устроены приют для девочек и богадельня. Несмотря на болезнь, А. Т. не оставляла трудов, в часы отдыха вязала чулки, заработанные деньги отдавала нищим. По вечерам читала сестрам поучения святых отцов, была особенно добра к молодым и неопытным сестрам, по-матерински наставляла их. Была очень скромна в быту, раздавала бедным всю пенсию, назначенную ей после смерти мужа, лечила крестьян, любила животных. Была усердной молитвенницей и постницей. Похоронена при огромном стечении народа в Творожковской обители.

http://pravenc.ru/text/Розы.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла С. М. Боскин в реставрационной мастерской Сергей Михайлович (27.06.1907, Сергиевский посад Дмитровского у., Московской губ.- 19.01.1992, г. Сергиев Посад), протодиак. Род. в семье художника-передвижника М. В. Боскина, посвятившего много картин ТСЛ и ее насельникам, в 1918-1920 гг. входившего в комиссию по охране памятников искусства и старины ТСЛ. После закрытия лавры (1919) Б. часто посещал Гефсиманский скит , Зосимову пуст. (Владимирской епархии). По благословению последнего перед закрытием мон-ря наместника ТСЛ сщмч. архим. Кронида (Любимова) Б. в течение 2,5 лет вместе с Серафимом Голубцовым читал келейное правило у прп. Алексия (Соловьёва). Впосл. Б. женился на А. Н. Беневоленской, дочери сщмч. Николая Беневоленского , племянника прп. Алексия. В нояб. 1956 г., когда началось уничтожение Всехсвятского Кокуевского кладбища, на к-ром был первоначально похоронен прп. Алексий, именно Б. удалось перевезти останки старца в семейное захоронение Беневоленских на Северном кладбище Загорска (совр. Сергиев Посад). С 1924 г. Б. занимался в художественных студиях, работал декоратором в местном драмтеатре, помогал отцу в росписи кустарных художественных изделий. В 1930 г., после смерти отца, Б. оставил занятия живописью. В 1934 г. поступил в художественную мастерскую Г. Э. Бострема, к-рому некий старец схиархим. Агафангел дал благословение: «Не будь белой вороной... пиши Ленина... а когда откроется лавра, будешь заниматься реставрацией церковной живописи». В 1936 г. Б. был принят в Загорское товарищество художников, в последующие годы работал в Загорске и Москве. В 1941-1945 гг. служил в трудармии на Дальн. Востоке. Настоятель церкви во имя прор. Илии прот. Тихон Пелих и протодиак. Сергий Боскин (слева). Фотография. 70-е гг. ХХ в. Настоятель церкви во имя прор. Илии прот. Тихон Пелих и протодиак. Сергий Боскин (слева). Фотография. 70-е гг. ХХ в. Вернувшись в Загорск, Б. вместе с Бостремом в февр.

http://pravenc.ru/text/153239.html

архиепископ Агафангел (Соловьев) (08.02.1812–08.03.1876) Агафангел (Соловьев), архиепископ Волынский и Житомирский Известен как пастырской, так и научно-образовательной деятельностью, просветительством (в частности способствовал выходу в свет ряда журналов христианской направленности). Биография В миру Соловьёв Алексей Федорович (или Михайлович), родился 8 февраля 1812 года в селе Ильинском-Телешове Шуйского уезда Владимирской губернии в семье священника. Брат-близнец Михаила Соловьева, преподавателя Владимирской духовной семинарии. В 1826 году окончил Шуйское духовное училище по I разряду, в 1832 году - Владимирскую духовную семинарию и поступил в Московскую духовную академию. 2 июня 1835 года, будучи еще студентом, принял монашество и 20 июня 1836 года рукоположен во иеромонаха. 20 августа 1836 года окончил курс Московской духовной академии со степенью магистра богословия и определен бакалавром той же академии на кафедре толкования Св. Писания. 8 октября 1838 года был назначен библиотекарем академии. В 1841 года назначен соборным иеромонахом Троице-Сергиевой лавры. 28 февраля 1842 года назначен инспектором Московской духовной академии. 21 сентября 1842 года переведен и назначен ректором Харьковской духовной семинарии и настоятелем Старо-Харьковского Куряжского монастыря. 22 октября 1842 года возведен в сан архимандрита. С 21 сентября 1845 года - ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Костромского Богоявленского монастыря. 19 февраля 1849 года в связи с упразднением Богоявленского монастыря переведен настоятелем Игрицкого Богородицкого монастыря. 20 января 1854 года назначен ректором Казанской духовной академии с присвоением ему звания настоятеля первоклассного монастыря. В 1855 году стал председателем учрежденного при Казанской духовной академии редакционного комитета по изданию журнала " Православный собеседник " . 31 марта 1857 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 6 февраля 1860 года - епископ Вятский и Слободской.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

Список статей по запросу «Соловьёве» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «Соловьёве» найдены статьи: АГАФАНГЕЛ (Соловьёв Алексей Федорович; 1812-1876), архиеп. Волынский и Житомирский АЛЕКСАНДР Иванович Соловьев (1893-1937) , свящ., сщмч. (пам. 23 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АЛЕКСИЙ (Соловьев Фёдор Алексеевич; 1846-1928), схим., старец, прп. (пам. 19 сент. и в Соборе Московских святых) ИЕРЕМИЯ (в схиме Иоанн; Соловьёв Иродион Иоаннович; 1799 - 1884), еп. Нижегородский и Арзамасский ИЛАРИОН Максимович Соловьёв (1868-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИОАНН Михайлович Соловьёв (1894-1941), свящ., сщмч. (пам. 27 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) МАКАРИЙ Арсеньевич Соловьёв (1876-1937), свящ., сщмч. (пам. 16 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МАТФЕЙ Ефимович Соловьёв (1868-1937), мч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) МЕЛИТОН (Соловьёв Михаил Дмитриевич; 1897-1986), архиеп. Тихвинский ПЕТР Тимофеевич Соловьёв (1871-1937), прот., сщмч. (пам. 30 сент., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/Соловьёве.html

Список статей по запросу «АГАФАНГЕЛ» расширенный поиск подписаться на rss-kahaл мобильная версия купить Православную энциклопедию Словник Рубрикатор Избранные статьи От редакции Календарь Иллюстрации Новое в электронной версии Исправленные статьи Дополненные статьи Новые статьи Список сокращений Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Как приобрести тома " Православной энциклопедии " 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла По запросу «АГАФАНГЕЛ» найдены статьи: АГАФАНГЕЛ (Дайнеко), еп. Норильский и Туруханский АГАФАНГЕЛ митр. Дамаска, сщмч. (пам. греч. 9 февр.) АГАФАНГЕЛ мч. (пам. греч. 5 нояб.) АГАФАНГЕЛ мч. Анкирский (пам. 23 янв., 5 нояб.) - см. Климент, сщмч., еп. Анкирский АГАФАНГЕЛ (1760-е гг.-1832), Патриарх К-польский (1826-1830) АГАФАНГЕЛ митр. Зворницко-Тузланский - см. Агатангел АГАФАНГЕЛ секретарь арм. царя Трдата IV (298-330) - см. «Агафангел» «АГАФАНГЕЛ» название, закрепившееся за сочинением Агафангела, секретаря арм. царя Трдата IV АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АГАФАНГЕЛ (Саввин Алексей Михайлович; род. в 1938), митр. Одесский и Измаильский АГАФАНГЕЛ (Соловьёв Алексей Федорович; 1812-1876), архиеп. Волынский и Житомирский Электронная версия разработана при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям © 1998 - 2023 Церковно-научный центр «Православная Энциклопедия».

http://pravenc.ru/text/ АГАФАНГЕЛ .html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @2699@ Подпись к иллюстрации: Агафангел (Соловьёв), еп. Вятский. Литография П. Бореля. 1860 г. (ГИМ) Размер файла: 19.14 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 19.09.2009 12:28:03 Эта иллюстрация использована на страницах: АГАФАНГЕЛ (СОЛОВЬЕВ)

http://drevo-info.ru/pictures/2699.html

  001     002    003    004