Но собственно часть, назначенная, так сказать, для примирения читателей Пидалиона с каноническими взглядами составителей его – это подстрочные примечания. Примечания составляют важнейшую часть труда Агапия и Никодима, и свидетельствуют об обширном знакомстве их не только с канонической письменностью, но и со всей древней и новой церковной литературой, и даже с классической эллинской. В примечаниях они указывают разные понимания правил и причины, почему сами в своем отделе – ρμηνεα помещают то, а не другое толкование, почему, например, Зонаре предпочитают анонима, почему неправильно, по их мнению, толкует и прилагает к жизни известное правило Вальсамон и проч. Представляя опыты соглашения противоречий в правилах древними толкователями, указывают другие несообразности (τοπα) в правилах и устраняют их, или и те же, но своим образом; указывают иногда противоречия толкователей себе самим, например, Вальсамона – противоречия гражданских законов церковным правилам, современной церковной практики – правилам. В примечаниях же, кроме этих канонических исследований, издатели Пидалиона представляют суждения богословские – догматические и полемические, исторические и литургические. Таким образом, κεμενον, ρμηνεα и ποσημειωσεις составляют три существенные части в плане Пидалиона, тесно связанные между собой по самому существу дела: κεμενον – основание, в примечаниях представляется работа мысли составителей Пидалиона – обмышление, так сказать, κεμενον – а и всего того, что сказано было по поводу его другими толкователями, а ρμηνεα – плод этого обмышления. Κεμενον, ρμηνεα и ποσημειωσεις – это как бы рамки, в которые вкладывается все содержание Пидалиона. О симфонии довольно сказано словами самих составителей Пидалиона. Симфония вызвана практическими удобствами пользования Пидалионом, собственно, желаниями составителей его освободить своих читателей от неблагодарного труда перелистывания книги, дабы отыскать в ней то или другое правило, процитированное на поле κεμενον – а цифрами, желанием доставить своим читателям те же удобства, к каким они привыкли, пользуясь дотоле синтагмой Властаря и других.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

Но если не существовало у греков в конце прошлого века интересов науки, возрождение которой в новое время вызвало Синтагму Ралли, то и не было, очевидно, оснований для Никодима и Агапия к изданию для своих современников и соотечественников, вместо Пидалиона, пандект Беверегия. Мечтать о будущих потребностях науки, к развитию которой только еще пролагались пути, и действовать прямо в интересах этой науки, при окружающем невежестве, было неблагоразумно для каждого из греков в прошлом веке, мечтать и действовать так для Никодима, строгого подвижника в духе Василия Великого , при тех беспорядках в жизни частной и церковной, какие обличаются и исправляются в Пидалионе было невозможно. Как эллинист, Никодим, без сомнения, мог скорбеть о падении эллинизма и желать его восстановления, но как строго благочестивый человек, не мог не видеть причины этого падения и современного ему жалкого состояния его в нравственном растлении своих соотечественников. «Грехи отцов – отступления от предписаний церкви, повторяет он в одном месте Пидалиона слова Корессия, были причиной того, что подвергся плену род наш православный и предан в руки нечестивых и безбожных агарян». 47 Плен вел к невежеству, невежество, естественно, к усилению нравственных беспорядков, а эти, как причина действующая, поддерживали, в свою очередь, свое первоначальное следствие – плен. И так против греха, против нравственного растления своих современников и соотечественников всего естественнее было ратовать Никодиму и как человеку – ревнителю душевного спасения своих собратий, и как эллинисту – по вере, что и житейское все прилагается благочестивым. Довольно знать один список сочинений Никодима, чтобы видеть, что он со всей ревностью трудился для рассеяния духовного невежества своих соотечественников и возвышения их нравственности. Но и здесь можно воспользоваться теми же словами самого Никодима: – трудно было каждому приобрести все сочинения его, чтобы научиться, как подобает жить в дому Божием, или как право пасти других, трудно было с другой стороны и Никодиму бороться отдельно против разных пороков и отступлений от предписаний церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/greche...

1767 В 1766 г. соответствующее решение было принято, однако, похоже, так и не приведено в исполнение в связи с переездом Синода из Москвы в Петербург и последующей бюрократической неразберихой. 1768 Самым поразительным в дальнейшей истории антиохийско-российских отношений выглядит прекращение обращений за милостыней патриархов, правивших после Сильвестра. Только в мае 1792 г., почти через 30 лет, патриарх Анфимий писал русскому представителю в Константинополе, что его престол не получал милостыни с 1763 г., «то за бытием сих [жалованных] грамот в Антиохии, то за другими обстоятельствами», 1769 и просил об оказании помощи. Патриарх получил искомую милостыню только в 1800 г., когда Коллегия Иностранных Дел передала по его доверенности двум греческим купцам около 3900 руб., «набежавших» с 1761 г. 1770 Такие же необъяснимые паузы 1771 наблюдаются в контактах с Иерусалимским престолом. Целых 30 лет прошло после миссии Агапия, прежде чем в 1776 г. с просьбой о милостыне в Св. Синод обратился патриарх Авраамий. Было решено передать ему через русского представителя в Стамбуле 2800 руб. из средств «палестинских штатов». Шесть лет спустя патриарх написал, что денег этих так и не получил. Как выяснилось, их употребили на другие нужды в Московской конторе Иностранных дел, что породило продолжительную переписку между Коллегией Иностранных Дел и Св. Синодом. 1772 В русско-палестинских отношениях снова повисла долгая пауза. В следующий раз иерусалимский патриарх обратился за помощью в Св. Синод только в 1815 г. На тот момент в Государственном казначействе хранилось более 90 тыс. руб., не востребованных с 1780 г. различными получателями милостыни по «палестинским штатам». 1773 Иссякающий поток официальной финансовой помощи отчасти компенсировался разрешением старцам иерусалимского патриарха собирать милостыню в тех или иных епархиях, как правило на Украине. Подобные же разрешения давались монахам Синайской обители, приезжавшим в Россию в 1723, 1735, 1745 и последующих годах. Помимо выплат по «палестинским штатам» (из расчета 70 руб.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Началось сотрудничество с известными популярными в греческих землях проповедниками, которые пользовались издательскими и практическими наработками традиционалистов. Показательна дружба Никодима с проповедником иеромонахом Агапием Старшим (1741–1815), который помогал ему в работе по составлению «Пидалиона». Агапий занимался просвещением, проповедуя и открывая школы по всей Греции, стремясь пробудить греческий народ и приблизить национальное освобождение. Показательно, что среди учеников Агапия были и активные участники Греческой революции 1821 года. Большое число известных и авторитетных преподавателей, многие из которых приняли активное участие в подготовке национально-освободительного движения 697 , было и среди последователей Космы Этолийского . Одним из них был ученик основанной им школы в Превезе Димитриос Залогитис. «Патриот своего отечества», он служил примером для современников, «а его дом стал центром встреч и общения образованных греков и иностранцев» 698 . На благо сограждан служила и собранная им библиотека «филологических и религиозных книг» 699 . На наш взгляд, история развития православного традиционализма XVIII – начала XIX bb. во многом напоминает аналогичное движение исихастского возрождения XIV b. Оба они со временем стали гораздо шире собственно исихастского или вообще монашеского течения, к ним примкнули общественные деятели, иерархи, деятели искусства и книжники. Таким образом, постепенно сформировался своеобразный «исихастский интернационал» 700 , центром которого стали православные монастыри, оказывавшие на современников существенное влияние. В историографии бытует мнение 701 , что издательские усилия православных просветителей не были оценены современниками. Признавая влияние традиционалистов на простой народ, а также на жизнь Церкви и общества, которое проявилось, начиная со второй половины XX века, учёные, как правило, отрицают их влияние в контексте школьной образовательной системы. (Интересно, что в этом сходятся исследователи, придерживающиеся диаметрально противоположных точек зрения: отрицающий какое-либо существенное влияние традиционалистов современный греческий историк Георгакопулос и сторонник так называемого «традиционного» направления историографии Акривопулос).

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

священник Сергий Третьяков Скачать epub pdf Приложения Из дневников старцев Смиренное благодарение Бога Выписки отца Агапия Благодарю Тя, Господи, яко от небытия в бытие мя приведе. Благодарю Тя, Господи, яко не скотскою, но человеческою самовластною, бессмертною душею мя почте. Благодарю Тя, Господи, яко даровал мне еси познание истинной веры и в ней снабдил мя еси всеми средствами к моему спасению. Благодарю Тя, Господи, яко обогатил мя еси Божественными и Святоотеческими писаниями и даровал мне в них некоторое познание ово от естественного разума, а большею частию от толкования и вразумления Богомудрых и опытных мужей. Благодарю Тя, Господи, яко искупил мя еси Честною Твоею Кровию и вся пострадав ради моего спасения. Благодарю Тя, Господи, яко даровал мне покаяние до последнего моего издыхания. Благодарю Тя, Господи, яко даровал ми еси Пречистое Твое Тело и Животворящую Твою Кровь ясти и пити во оставление грехов и в жизнь вечную. Благодарю Тя, Господи, смиренным моим сердцем и сокрушенною душею, яко избрал мя еси от мирской жизни и свободил ея суеты и устроил мою жизнь в честной и богоугодной обители и сподобил мяв ней святого и Ангельского образа. Благодарю Тя, Господи, яко по моему прошению и желанию даровал мне духовного Наставника, который мне сообщил его любви и страху Божию от собственного и многолетнего своего опыта о умно-сердечном духовном делании. Благодарю Тя, Господи, за слепоту телесных моих очей и дивлюсь Твоему премудрому вседержительству, как Ты устроил посредством слепоты Боголепно мое спасение. Смиренно благодарю Тя, Господи, за все приключающееся со мною по смотрительному Твоему промыслу неприятные и скорбные последствия от болезни телесной и от вне приходящей. Потому что они составляют мое единственное, с помощью Твоей благодати, духовное врачество. Благодарю Тя, Господи, яко вечным наследником Твоего Небесного Царства мне были даде. Благодарю Тя, Господи, яко долготерпеливый о моих согрешениях даже до сего часа и не погубил мя еси на самом том грехе, но со блюде мя цела и невредима.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Возражение 2. Далее, как было показано в первой части (I, 19, 12), обозначением воли служит пожелание [или волеизъявление]. Но Господь желал, чтобы делалось то-то и то-то, а делалось нечто противоположное; так, читаем, что Иисус строго наказал тем, кому открыл глаза: «Смотрите, чтобы никто не узнал!» – а они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той» ( Мф. 9, 30, 31 ). Следовательно, Он не всегда мог добиться желаемого. Возражение 3. Далее, человек не просит другого о том, что он может сделать сам. Но Господь умолял Отца, испрашивая то, что Он желал, о чем читаем: «Взошел Он на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лк. 6, 12 ). Следовательно, Он не всегда мог добиться желаемого. Этому противоречит сказанное Августином о том, что «невозможно, чтобы воля Спасителя не была исполнена, равно как и невозможно, чтобы Он пожелал то, чего, как Ему ведомо, не должно быть». Отвечаю: желание души Христа было двояким. Во-первых, [она желала] то, что должно было быть исполнено Им Самим, и в этом смысле нам надлежит утверждать, что Он мог соделать все, что пожелает, поскольку Ему со стороны Своей мудрости не приличествовало желать Самому соделывать то, что не было подчинено Его воле. Во-вторых, Он желал, чтобы вещи были исполнены божественной силой, например воскрешение Его тела и подобного рода чудесные дела, которые, как было показано выше (2), Он не мог обусловливать посредством собственной силы иначе, как только в качестве орудия Божества. Ответ на возражение 1 . Как говорит Августин, «что произошло, о том и надлежит говорить как о желаемом Христом. В самом деле, следует заметить, что это случилось в землях язычников, проповедовать которым время еще не настало. С другой стоны, было бы несправедливо отвергнуть то, что было побуждено верой. Таким образом, Он не желал объявлять о Себе Сам, однако желал быть обнаруженным, и потому произошло именно так». А еще можно сказать, что это желание Христа относилось не к тому, что имело быть исполнено Им, а к тому, что имело быть исполнено другими, что не было подчинено Его человеческой воле. Поэтому в письме папы Агапия, которое было одобрено Шестым собором 186 , сказано: «Когда Он, Создатель и Избавитель всего, желал утаиться и не мог, то не должно ли это относить исключительно к Его человеческой воле, которую Он соизволил принять во времени?».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Господи, можно провести параллель между пострижением в рясофор и облачением чтеца или певца в стихарь. И тогда к облаченному в стихарь можно будет отнести слова старца отца Анатолия: «Теперь для вас начинается новая жизнь. И какое даст себе направление и настроение алтарник в первое время по облачении в стихарь, такое у него останется до гроба». Господи, время облачения в стихарь имеет великое значение для церковнослужителя. Господи, прости нас, что мы не относимся к этому факту серьезно и не начинаем быть особенно внимательными к себе, не избегаем смехотворства, не воспитываем в себе смирение. Прости нас. Однажды батюшка спросил меня: – Когда вас постригали в рясофор? – 16 апреля. – Каких святых? – Святых мучениц Ирины, Агапии и Хионии. – Что значат эти имена? Я посмотрел: – Агапия – любовь, Ирина – мир, Хиония – снежная. – Это значит, что вы должны иметь, по слову Апостола, мир и святыню со всеми. Кроме этих добродетелей – мира и любви – должны очиститься от страстей, то есть убелиться. А Хиония – значит снежная. Вот и вам надо очистить свою душу, чтобы она была белоснежная, как сказано в псалме: «паче снега убелюся» ( Пс. 50, 9 ). А что дальше сказано? «Слуху моему даси радость и веселие». Это есть предвкушение блаженства по мере очищения, а потом уж и «возрадуются кости смиренные». Здесь в псалмах тонкая после­довательность... Господи, старец Варсонофий дает нам урок, как надо воспринимать имена угодников Божиих, приходящихся на наши памятные даты. Так, если продолжим сравнение пострижения в рясофор с облачением алтарника, или чтеца, в стихарь, то с 16 апреля, когда мы облачены были в стихарь, мы должны будем иметь мир и святыню со всеми. Кроме этих добродетелей мира и любви, мы должны очиститься от страстей, чтобы наша душа стала белоснежной. Господи, прости нас, что мы не озадачены переменой своей жизни, если нам благословили носить священную одежду. Томительное, часто безотрадное состояние, предваряющее получение молитвы Иисусовой внутренней, не бывает обязательно с каждым... Но общий порядок стяжания молитвы Иисусовой тот, что достигают ее трудами и скорбями, в числе которых имеет себе место томительное состояние духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

Царь же, не желая далее слушать и эту сестру, повелел подвести к себе поближе третью сестру, святую Ирину, и сказал ей: – Так как твои сестры обезумели, то ты, юнейшая из них, преклони свою голову пред богами, дабы и сестры твои, смотря на тебя, сделали то же самое. Но и святая Ирина с твердостью отвечала: – Пусть преклоняют свои головы пред идолами все обезумевшие в своем нечестии противники Истинного Бога. Что может быть суетнее и безумнее сего, как поклоняться произведению художника, сделанному им за известную плату? Ибо сначала ты советуешься с художником, за какую цену и какого сделать идола, стоящего ли или сидящего, лежащего или скачущего, смеющегося или плачущего, из какого сделать материала – из дерева ли, или из камня, или из меди, или из иного какого материала. И если он сделает плохо, ты нарушаешь условие, а если хорошо, то отдаешь обещанную плату. А потом сему купленному и сделанному ты поклоняешься, называя своим богом истукана, которого скорее подобает называть купленным рабом, нежели богом. В ответ на такие речи святых дев Диоклетиан сказал: – На таковые слова надлежит отвечать мучениями, – и повелел бросить святых дев в темницу. Между тем святая Анастасия (по своему обыкновению обходившая заключенных в темницах) пришла и к сим святым девам и утешала их упованием на помощь Божию и надеждою славной победы и торжества над врагами. По прошествии некоторого времени царю было надобно отправиться в Македонию 2576 для устроения некоторых народных нужд. За ним туда были отведены все христиане, находившиеся в заключении в Аквиле, вместе с коими были и три святые девы – Агапия, Хиония и Ирина; святая Анастасия также последовала за ними. Когда прибыли в Македонию, царь приказал игемону 2577 Дулкицию подвергнуть пыткам христиан, дабы принудить их к принесению идольских жертв; непокорных же приказал после различных мучений предавать смерти. Так как невозможно описать страдания множества святых мучеников, в то время там преданных различным мукам, то мы скажем только о страдальческих подвигах вышеназванных трех святых дев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

1239 Св. Ириней требует от папы Виктора принять меры против распространения книг (множественное число) Флорина (Harvey. Т. II. Р. 457; русск. перев. творений св. Иринея. С. 547). 1241 Что Флорин был в это время жив и Ириней требовал от папы принятия мер именно против него, а не только против его сочинений, мы подробно доказывали на с. 60–62 нашего сочинения. 1242 Евсевий (V, 15) называет его « πρεσβυτρον τς κκλησας ποπεσν» (у Schwarmz’a S. 197; русск. перев. С. 263; ср. также сообщение Агапия). Здесь не говорится, когда он был лишен сана. Но из того факта, что Ириней укоряет Виктора (сирийский фрагмент) в непринятии мер против Флорина как личности, видно, что во время составления послания последний был еще пресвитером. Значит, лишение сана произошло уже по поводу письма св. отца. то мы и принимаем 190–191 гг. как наиболее вероятную в данном случае дату. Далее отодвигать ее тоже едва ли можно: Флорин был очень стар. 1249 Сочинение Псевдо- Тертуллиана является переделкой или, во всяком случае, составлено на основе сообщений «Синтагмы против всех ересей» Ипполита (ср.: Иванцов-Платонов. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877. С. 178–186, 244–248; также Hilgenfeld А. Ketzergeschichte. Гильгенфельд на основании Псевдо- Тертуллиана , Филастрия и Епифания восстанавливает даже предметы содержания и порядок расположения материала «Синтагмы»). Но Ипполит жил в Риме и был, вероятно, современником Власту; поэтому, очевидно, хорошо знал его заблуждение. 1250 «Est praeterea his omnibus (катафригийцам) Blastus accedens, qui latenter Judaismum vult introducere. Pacha enim dicit non aliter custodiendum esse, nisi secundum legem Moysi XIV mensis» (Cap. LIII – у Migne’я. PL. Т. II. Col. 72). 1251 Судя по всему ходу речи (enim – пояснительное и дальнейшее), «иудаизм», какой приписывает Псевдо- Тертуллиан Власту, состоял только в квартодециманской практике празднования Пасхи. Об иудаистических заблуждениях в собственном смысле, какие теперь обычно обозначаются этим термином, в сообщении ничего не говорится; и нет оснований утверждать, что Власт держался их.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

В ответ на такие речи святых дев Диоклитиан сказал: — На таковые слова надлежит отвечать мучениями, — и повелел бросить святых дев в темницу. Между тем святая Анастасия (по своему обыкновению обходившая заключенных в темницах) пришла и к сим святым девам и утешала их упованием на помощь Божию и надеждою славной победы и торжества над врагами. По прошествии некоторого времени царю было надобно отправиться в Македонию [ 5 ] для устроения некоторых народных нужд. За ним туда были отведены все христиане, находившиеся в заключении в Аквилее, вместе с коими были и три святые девы — Агапия, Хиония и Ирина; святая Анастасия также последовала за ними. Когда прибыли в Македонию, царь приказал игемону [ 6 ] Дулкицию подвергнуть пыткам христиан, дабы принудить их к принесению идольских жертв; непокорных же приказал после различных мучений предавать смерти. Так как невозможно описать страдания множества святых мучеников, в то время там преданных различным мукам, то мы скажем только о страдальческих подвигах вышеназванных трех святых дев. Когда сии невесты Христовы были приведены на мучения пред игемона Дулкиция, тотчас он, увидав их необыкновенную красоту, воспылал к ним нечистым желанием. Он повелел заключить их под стражу и велел передать им через стражника, что они получат свободу и многие дары, если согласятся исполнить нечестивое желание князя. Но святые девы лучше желали тысячу раз умереть, нежели хотя один раз быть опороченными, так что ни ласками, ни угрозами, ни подарками, ни мучениями игемон не мог склонить их согласиться исполнить свое нечестивое желание. Не будучи в состоянии преодолеть сжигавший его пламень похоти, игемон задумал придти ночью к ним в комнату, в которой они содержались, чтобы опорочить их. При наступлении ночи святые девы стали на молитву, воспевая Богу всенощное славословие и псалмы. Игемон, желая войти к ним, лишь только коснулся порога их комнаты, тотчас обезумел и не мог идти дальше. Вблизи того помещения, в котором находились три сестры, была поварня, где стояло множество сосудов — горшков, котлов и сковород, черных от сажи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010