Церковные Ведомости. 1918. 299. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и Священного Синода о награждении Преосвященных ко дню Св. Пасхи Святейшим Патриархом и Священным Синодом от 12(25) апреля 1918 г. за 299 постановлено: удостоить ко дню Св. Пасхи сего года: а) награждения крестом для ношения на клобуке Преосвященных архиепископов: Рязанского и Зарайского Иоанна [Смирнова ], Донского и Новочеркасского Митрофана [Симашкевича], Воронежского и Задонского Тихона [Никанорова ], Кишинёвского и Хотинского Анастасия [Грибановского] и б) возведения в сан архиепископа – епископов: Оренбургского и Тургайского Мефодия [Великанова ], Екатеринославского и Мариупольского Агапита [Вишневского], Туркестанского и Ташкентского Иннокентия [Пустынского ], Минского и Туровского Георгия [Ярошевского], Астраханского и Царевского Митрофана [Краснопольского], Псковского и Порховского Евсевия [Гроздова], Пермского и Кунгурского Андроника [Никольского], Смоленского и Дорогобужского Феодосия [Феодосиева] и Омского и Павлодарского Сильвестра [Ольшевского]. Церковные Ведомости. 1918. 17/18 04(?)1918. Указ Святейшего Патриарха Тихона на имя архиепископа Волынского и Житомирского Евлогия [Георгиевского] о командировании его в Киев для организации и проведения канонического выбора Киевского митрополита – в преемники убиенному митрополиту Владимиру [Богоявленскому] Евлогий [Георгиевский], митрополит. Путь моей жизни. Париж, 1947 Ответная речь Святейшего Патриарха Тихона на пасхальное приветствие его А. Д. Самариным, председателем Союза Московских приходских советов …В ответных речах Его Святейшество обрисовал трудность переживаемого Русской Православной Церковью времени и грозящие ей опасности и выразил благодарность Союзу за те ценные услуги церковному делу, которые Союз успел оказать за недолгое время своего существования. Коснувшись вопроса об организованной Союзом охране личности Патриарха от возможных покушений, Его Святейшество сказал, что сначала ему представлялось это делом излишним, но потом он увидел в этих регулярных посещениях один из лучших способов сближения со своей московской паствой. Упомянув о чудесном событии у Никольских ворот, Его Святейшество сообщил о своём намерении совершить в день празднования перенесения мощей Николая Чудотворца крестный ход к Никольским воротам. Некоторыми из членов Союза была высказана мысль об устройстве крестного хода не 9(22), а в воскресенье 6(19) мая, когда и рабочие будут свободны и могут принять участие в крестном ходе, и духовенство московских церквей, в большинстве имеющих приделы, посвящённые Николаю Чудотворцу, не будет связано приходскими обязанностями. Патриарх предоставил решить вопрос о дне крестного хода самому Союзу...

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

война затрудняла связь Патриархии с епархиальными архиереями в городах, занятых белыми армиями, поэтому епархии Сибири и юга России создавали местные временные Высшие церковные управления. В ноябре 1918 г. в Томске состоялось Сибирское церковное совещание при участии 13 архиереев, возглавлявших епархии Поволжья, Урала, Сибири и Дальнего Востока, а также 26 членов Всероссийского Собора из духовенства и мирян, оказавшихся на территории, занятой войсками адмирала Колчака. Почетным председателем избрали митрополита Казанского Иакова (Пятницкого), а председателем — архиепископа Симбирского Вениамина (Муратовского). На совещании было образовано временное церковное управление во главе с архиепископом Омским Сильвестром (Ольшанским). После разгрома войск Колчака одни священнослужители эмигрировали, другие, и среди них архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), епископы Уфимский Андрей (князь Ухтомский), Златоустовский Николай (Ипатов), Тобольский Иринарх (Синеоков-Андреевский), остались на родине.    Вопрос о созыве Юго-Восточного Русского Церковного Собора обсуждался по инициативе протопресвитера Георгия Шавельского в религиозно-просветительском отделе Совета государственного объединения, созданного в Киеве в 1918 г. из бывших членов Государственной думы, Временного правительства, крупных политических и церковных деятелей. 27 апреля 1919 г. в покоях епископа Кубанского и Екатеринодарского Иоанна (Левицкого) состоялось совещание с участием митрополита Херсонского Платона (Рожденственского), архиепископа Таврического Димитрия (князя Абашидзе), архиепископа Екатеринославского Агапита (Вишневского), протопресвитера Георгия Шавельского, князя Е. Н. Трубецкого, графа В. В. Мусина-Пушкина и других известных священнослужителей, государственных и общественных деятелей, оказавшихся на территории, занятой войсками генерала Деникина, постановило учредить орган высшего церковного управления на территории действий Добровольческой Армии. С 3 мая в Екатеринодаре начались заседания Предсоборной комиссии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

С 10.11.1906 г. епископ Михайловский, викарий Рязанской епархии. С 26.05.1911 г. проживал на покое в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре. 19.10.1911 г. откомандирован в распоряжение преосвященного Омского с назначением местопребывания в Покровском монастыре Омской епархии, с 09.12.1911 г. управляющий Покровским монастырем. С июня 1913 г. переведен в Александро-Невский Филейский монастырь Вятской епархии,затем в декабре 1913 г. переведен в Трифонов Успенский монастырь в г. Вятке.С 1913 г. по август 1916 г. проживал в Вятке, затем в Петрограде. 21.12.1916 г. в Чесменской часовне отпевал убитого Григория Распутина. В 1916 г. назначен управляющим на правах настоятеля Свято-Троицким Тюменским монастырем. 08(21).03.1917 г. переведен в Казань в Успенский Свияжский монастырь. С июня 1917 г. проживал в Вятке. 06.09.1918 г. арестован. 19.09.1918 г. осужден Уральской областной ЧК за «монархизм и контрреволюцию». Приговор – высшая мера наказания – расстрел. 20.09(01.10?).1918 г. расстрелян. Подробнеео нем см.: Мануил (Лемешевский) , митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 г. (включительно): В 6 т. Т. 4. Erlangen, 1986. С. 64–65; История иерархии Русской Православной Церкви: Комментированные списки иерархов по епископским кафедрам с 862 года. М., 2006. С. 700; «Быть может, и в моем песке и соре найдется какая-нибудь крупица...»: Дневник Аполлинария Николаевича Львова. 1891–1898 гг.//Нестор. 2000. С. 71–76; Чудиновская Е.Н. Ближайший друг Григория Распутина был расстрелян в Вятке//Петряевские чтения – 98: (Тезисы докладов к чтениям). Киров-на-Вятке, 1998. С. 78–81.) (...проводы епископа Уманского Сергия (Ланина) в Псков и назначение вместо него... Агапита (Вишневского)... – Сергий (Ланин Константин Иванович, 20.07.1852–05.08.1904) – архиепископ Ярославский и Ростовский. Родилсяв купеческой семье в Москве. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1882). В 1880 г. пострижен в монашество. 16.05.1882 г. рукоположен во иеромонаха. С 1885 г. ректор Костромской ДС, возведен в сан архимандрита.С 1890 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

ВВЦУ ЮВР уделяло внимание восстановлению преподавания Закона Божия. В сент. 1920 г. оно обратилось к главе правительства Юга России А. В. Кривошеину с просьбой открыть церковноприходские школы. Были утверждены штаты епархиальной жен. гимназии, ДС и ДУ, планировалось организовать бесплатные богословские курсы для всех желающих. При ВВЦУ ЮВР был создан Церковно-общественный комитет, к-рый в сент. 1919 г. возглавил Волынский и Житомирский архиеп. Евлогий (Георгиевский) . Комитет занимался проблемами церковно-общественной жизни, в частности большое внимание уделял борьбе с большевизмом, особенно с его разлагающим влиянием на армию, успокоению кубанского казачества. ВВЦУ ЮВР тесно сотрудничало с отделом пропаганды армии ген. Деникина Освагом (Осведомительно-агитационный отдел - информационное подразделение антибольшевистского движения на Юге России), к-рый распространял воззвания к войскам и населению, а члены ВВЦУ ЮВР объезжали войска и станицы, проповедуя идеи укрепления нравственности и борьбы с наступающими большевиками. В нач. декабря 1919 г. при ВВЦУ ЮВР был создан Комитет помощи беженцам духовного звания, к-рый до отъезда в янв. из Екатеринодара возглавлял еп. Сумской, вик. Харьковской епархии Митрофан (Абрамов), затем дела принял протопр. Г. Шавельский. ВВЦУ ЮВР в качестве следственной инстанции рассмотрело 4 дела по церковно-правовым нарушениям, допущенным архиереями. На место архиеп. Агапита (Вишневского), запрещенного за учиненный им на Украине раскол, был назначен еп. Аксайский, вик. Донской и Новочеркасской епархии Ермоген. Еп. Кубанского Иоанна (Левицкого) уволили на покой. ВВЦУ ЮВР объявило 25-27 сент. 1920 г. «днями траура и молитвенной памяти убитых и в смуте погибших», приурочив их к Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня. В Севастополь была привезена находившаяся в Сербии чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» . 15 окт. 1920 г. на проходившем в Севастополе заседании ВВЦУ ЮВР архиеп. Евлогий (Георгиевский) был назначен управляющим рус. приходами в Зап. Европе с правами епархиального архиерея.

http://pravenc.ru/text/155428.html

начала работать 28 окт. На ее проведение оставались значительные средства из выделенной гетманским правительством суммы. К назначенному сроку в Киев прибыли 120 чел.; делегаты приезжали до нач. дек. 1918 г.; в общей сложности зарегистрирован 351 участник Собора. Преобладали сторонники канонического строя в Церкви, сторонников автокефалии оказалось 60-70 чел. Прибывшие на ВПЦС представители были ознакомлены с постановлением Всероссийского Церковного Собора и Патриарха Тихона, к-рым утверждалось Положение о Высшем церковном управлении на Украине, принятое на 2-й сессии Всеукраинского Собора. 29 окт. делегаты Собора приняли участие в панихиде на месте убиения митр. Владимира (Богоявленского). 30 окт. 3-я сессия официально открыла свою работу литургией, к-рую в Успенском соборе Киево-Печерской лавры возглавил митр. Антоний (Храповицкий), после богослужения обратившийся к делегатам. Хотя председателем Собора оставался еп. Пимен (Пегов), в соответствии с Положением о Высшем церковном управлении на Украине заседания проходили в Благовещенской ц. лавры под председательством митр. Антония. Вечером, после соборных заседаний, архиереи собирались у митрополита на заседания Епископского совета. Его возглавлял митрополит Киевский, секретарем являлся еп. Гомельский Варлаам (Ряшенцев) , вик. Могилёвской епархии. На этих заседаниях формулировались решения, к-рые выносились на обсуждение всех участников Собора. 1-е соборное заседание началось с оглашения приветственной благословенной грамоты Патриарха св. Тихона. Делегатов поприветствовал новый министр исповеданий гетманского правительства А. Лотоцкий , вновь поднявший вопрос о независимости Украинской Церкви, что встретило сопротивление большей части участников Собора. 31 окт. при наличии 190 делегатов был избран президиум Собора: архиеп. Евлогий (Георгиевский), еп. Пимен (Пегов), проф. Бречкевич, Рогальский, М. А. Кальнев, Исай. В его секретариат вошли: проф. прот. Н. Гроссу, прот. Ф. Булдовский , Стемпковский. Архиеп. Агапита (Вишневского) и Л. Марченко ввели в состав Соборной рады. Еп. Пимен (Пегов) возглавил хозяйственную комиссию. Были созданы миссионерская (митр. Антоний, еп. Прокопий (Титов), М. Кальнев), издательская (еп. Никодим (Кротков)), монастырская (архим. Вениамин (Федченков)) комиссии.

http://pravenc.ru/text/155554.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 10.01.1861, ст-ца Нагавская 2-го Донского окр. земли Войска Донского - июль 1945, Загреб), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви. Из казачьей семьи, отец служил псаломщиком. После окончания Нагавского ДУ и Донской ДС в Новочеркасске поступил в 1882 г. в КДА, к-рую окончил в 1886 г. со степенью кандидата богословия. В 1887 г. рукоположен во иерея. Законоучитель Донского епархиального жен. уч-ща (1889), смотритель Усть-Медведицкого ДУ (1894). В 1902 г. возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем кафедрального собора во Владикавказе. С 1906 г. смотритель Владикавказского ДУ, в конце года - ректор Саратовской ДС. 21 авг. 1909 г. пострижен в монашество с именем Ермоген и возведен в сан архимандрита. 9 мая 1910 г. хиротонисан в С.-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры во епископа Аксайского, назначен викарием Донской и Новочеркасской епархии. В окт. 1911 г. Е. возглавлял церемонию перезахоронения праха Донского и Новочеркасского архиеп. Иоанна (Доброзракова) и останков исторических героев Дона в усыпальнице в нижней Покровской ц. войскового Вознесенского собора в Новочеркасске. В мае 1914 г. участвовал в торжественном переложении мощей свт. Ермогена в новую раку в Успенском соборе Московского Кремля, в нояб. 1916 г.- в торжественном открытии Высших жен. богословско-педагогических курсов в Москве. Приветствовал Февральскую революцию 1917 г. Вместе с Донским и Новочеркасским архиеп. Митрофаном (Симашкевичем) в телеграмме обер-прокурору Синода выразил «совершенную готовность своим горячим пастырским словом разъяснять народу, что смена власти произошла для его блага». 1 мая 1917 г. Е. выступил на революционном митинге в Новочеркасске, приветствуя «воцарение в России свободы». 13 февр. 1918 г., после занятия войсками Красной Армии Новочеркасска, Е. был арестован вместе с архиеп. Митрофаном, но вскоре освобожден. Когда Донская обл. была занята войсками ген. П. Н. Краснова, поддержал Белое движение. Совершал поездки на фронт, где проводил беседы с войсковыми частями, рассылал пастырские воззвания с призывами бороться за поруганную большевиками веру. В мае 1919 г. участвовал в Юго-Восточном русском церковном Соборе в Ставрополе, вошел в состав епископского совещания Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР), организованного на территории, занятой войсками ген. А. И. Деникина. Возглавлял отдел учебных заведений ВВЦУ ЮВР. В окт. 1919 г. в связи с запрещением ВВЦУ ЮВР архиеп. Агапита (Вишневского) в священнослужении за учиненный на Украине раскол Е. был назначен на его место епископом Екатеринославским и Мариупольским. В епархию, видимо, не выехал, т. к. Екатеринослав в это время был занят отрядами Н. Махно, а потом - Красной Армией.

http://pravenc.ru/text/190199.html

1719 июля 1917 г. Об отношении церкви к государству: Православная Церковь в своем внутреннем устройстве должна быть совершенно самостоятельной и обладать всей полнотой свободы самоопределения и самоуправления. ... [ Церковь ] должна быть признана учреждением правового характера и поэтому пользоваться материальной поддержкой государства и покровительством закона. ...Глава государства, а равно глава того государственного учреждения, которое будет ведать в государстве делами исповеданий, должны быть непременно православными от рождения (от православных родителей); когда потребуется религиозное освящение того или другого события в государственной или местной общественной жизни, должно быть приглашаемо православное духовенство. ГАКО. Ф. 235. Оп. 1. Д. 297. Л. 116. Цит. по: История Курганской области. Т. 4. Церковь Южного Зауралья в досоветский период. Курган, КГУ. 1998. С. 203. 330 На съезде присутствовало 67 священников (из них 14 человек – благочинные), 11 дьяконов и 3 псаломщика (Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917 1314. Отдел неорич. С. 439441). 331 Названия постановлений приводятся в программе съезда, см: «Ставропольские епарх. ведомости» (1917. 1314. Отдел неофиц. С. 396401). 334 На собрании присутствовало более 500 человек, включая и епархиального архиерея – епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского) (Полтавские епарх. ведомости. Полтава, 1917. 9. Часть неофиц. С. 749). 335 Сбор средств на памятник начался в 1912 году. Средства собирались как от церквей, так и лично от каждого клирика епархии, а также от кружечных сборов. Отчисления были назначены следующие: от церквей – по 35 рублей и больше, от священников – от 2 до 3 рублей, от дьяконов – от 50 коп. до 2 рублей, от псаломщиков – от 25 коп. до рубля в год. К 1 апреля 1917г. сумма на «памятник царствования Романовых», хранившаяся в Екатеринославском Городском Общественном банке, достигла 76 тыс. 387 рублей 40 коп. (РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. V стол. Д. 22. Л. 124125).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1-е апреля. Понедельник. Получил письмо от профессоров Киевской академии 98 . Пишут, что злобою дня – проводы епископа Уманского Сергия (Ланина) в Псков и назначение вместо него какого-то Агапита (Вишневского) 99 , кончившего курс Киевской академии только в 1896 году, и притом еле-еле, «безграмотного» ([по словам] Дмитриевского). Я полагал бы, что Киев и Златоверхий монастырь заслуживали бы незаурядного архиерея 100 . Вообще, я начинаю убеждаться, что не Дух Святый назначает епископов на кафедры.../ 2–23-е апреля. В течение этого времени многое случилось, что может быть занесено в эту «памятку». Прежде всего, 2-го апреля убит министр внутренних дел Д.С. Сипягин. Убийство произошло в вестибюле Комитета министров, в Мариинском дворце 101 , около двух часов дня, куда министр приехал на засе­дание, и совершено военным в адъютантской форме, прибывшим сюда за четверть часа в шикарной карете. Выпущено четыре пули, из них две смертельных в министра, а две – в защищавшего его лакея, который и ранен. Через час министр скончался, исповедавшись и приобщившись Святых Тайн. В газетах сообщается о последних трогательных минутах его жизни, что он желал видеть Государя и пожелал ему и России благоденствия. В «BerlinerTagblatt» 102 и вообще в заграничных газетах, враждебных большею частию России, не особенно лестные отзывы о почившем. Ему там приписываются последние предсмертные слова: «Зачем меня убили? Я действовал только по внушению высших». Комментируя эти слова, «BerlinerTagblatt» говорит, что тут разумеется Победоносцев, который-де захватил в свои руки бразды правления, и что русский Царь может спасти отечество, освободившись от уз Победоносцева. Конечно, это вздор. Но если принять во внимание, что из числа трех министров, намеченных к убийству революционерами еще в прошлом году, два – Боголепов и Сипягин – пали уже от рук убийц, а остается еще К.П. Победоносцев 103 , то невольно является опасение, как бы и этот великий старец не подвергся участи их. Положим, это славная смерть – умереть на своем посту, но какую страшную смуту производят такие явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Накануне решающих битв несчастной Гражданской войны по инициативе главнокомандующего Добровольческой армией генерала А.И. Деникина в Ставрополе был созван Юго-Восточный церковный Собор, который учредил Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ). До восстановления связи с Патриархом Управление наделялось всей полнотой церковной власти. Товарищем Председателя ВВЦУ стал архиепископ Димитрий (Абашидзе). В книге воспоминаний о. Георгия Шавельского описано происшествие, которое особенно ярко характеризует личность владыки Димитрия той поры. Управление рассматривало дело архиепископа Агапита (Вишневского), который «в декабре 1918 г. в полном облачении, окруженный духовенством, встречал въезжавшего на белом коне в Киев Петлюру, своего ученика по Полтавской духовной семинарии, причем приветствовал его речью и троекратным лобызанием». Архиепископ Димитрий был дружен с Агапитом. Для суда был созван архиерейский Собор. «Интересен заключительный момент этого Собора, – пишет Шавельский. – Прочитано следствие; резюмированы выводы; прошли прения, при которых только архиеп. Димитрий силился обелить своего приятеля. Началось голосование, как всегда, с младших. – Ваше мнение? – обращается председатель, архиеп. Митрофан к младшему архиерею. – Лишить кафедры, послать в монастырь, – отвечает тот. – Лишить кафедры... послать в монастырь... Молод сам, а уже других – в монастырь... – ворчит недовольный архиеп. Димитрий. – Ваше мнение? – обращается архиеп. Митрофан к следующему. «Послать в монастырь, лишив кафедры», – отвечает и этот. – Тоже, в монастырь... Строг больно... Смотри, как бы сам не попал туда, – продолжает ворчать архиеп. Димитрий. И так как мнения всех архиереев в общем оказались согласными, то он не переставал давать подобные реплики на суждение каждого. Наконец, очередь дошла до него. – Ваше мнение? – обратился к нему председатель. Архиеп. Димитрий встал, перекрестился: «Господи, помоги сказать по совести!» И, помолчав немного, скороговоркой ответил: «Лишить кафедры, сослать в монастырь». Все так и ахнули…»

http://pravoslavie.ru/53530.html

В истории собора есть еще один замечательный факт - возвращаясь из Севастополя в 1915 году, Екатеринослав с однодневным визитом (31 января) посетил последний император великой Российской империи царь-страстотерпец Николай II. Своим присутствием он почтил и Преображенский кафедральный собор. На личном автомобиле самодержец всероссийский проследовал на молебное пение в соборный храм, которому в 1903 году от его имени презентовали набор колоколов. Там император прослушал верноподданническое слово епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского). После богослужения и благословения Преосвященный Агапит преподнес государю от духовенства 25 тысяч рублей на нужды войны в распоряжение государыни императрицы Александры Федоровны. В итоге, сорок восемь лет прошло от дня закладки собора до завершения его строительства. Богослужения же под его сводами проходили меньше века. До революционного переворота в нашей губернии собор являлся главным - кафедральным. Революционные события в России затронули все стороны жизни, повлекли за собой и коренной переворот в отношениях между государством и Церковью. Советское правительство видело в ней своего основного врага и стремилось уничтожить всякие внешние проявления религиозности. Уже после захвата власти большевиками началась подготовка законодательства об отделении Церкви от государства. Жертвами революционных преобразований становились не только помещики и зажиточные люди, но и священнослужители, миряне и интеллектуальная элита. Закрывались и разрушались православные храмы и монастыри. Эти события со всей силой обрушились и на кафедральный собор Екатеринослава. Часть 3 До 1930 года собор оставался действующим. В начале 1920-х годов он находился в руках самосвятов - представителей Украинской автокефальной православной церкви, которые и совершали в нем богослужения. Но как оказалось, все самое худшее было впереди... В 1930 году здание собора передают историческому музею. Будучи уже закрытым, как говорилось тогда, «по просьбам трудящихся», Преображенский собор попал в черный список генерального плана развития города. Не придавая ему значения памятника архитектуры, тем более, общенационального значения, он должен был быть попросту уничтожен. На его месте планировалось поставить грандиозный памятник вождю мирового пролетариата. Конечно, эта информация в прессе не афишировалась и до широкого круга не доходила. Однако она распространялась в среде людей творческих, в среде людей науки. И днепропетровский историк Дмитрий Иванович Яворницкий, на тот момент директор исторического музея, конечно, знал об этом. Благодаря ему Преображенский собор не исчез навсегда. Им был придуман гениальный план спасения - просто сделать помещение собора соответствующим времени и власти. И Дмитрий Яворницкий организовал в Преображенском соборе первый в стране научно-атеистический музей с маятником Фуко. Это был 1932 год.

http://sobory.ru/article/?object=05280

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010