Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕРМОГЕН (Максимов Григорий Иванович; 10.01.1861, ст-ца Нагавская 2-го Донского окр. земли Войска Донского - июль 1945, Загреб), бывш. архиеп. Екатеринославский и Новомосковский, митр. Загребский неканонической Хорватской Православной Церкви. Из казачьей семьи, отец служил псаломщиком. После окончания Нагавского ДУ и Донской ДС в Новочеркасске поступил в 1882 г. в КДА, к-рую окончил в 1886 г. со степенью кандидата богословия. В 1887 г. рукоположен во иерея. Законоучитель Донского епархиального жен. уч-ща (1889), смотритель Усть-Медведицкого ДУ (1894). В 1902 г. возведен в сан протоиерея, назначен настоятелем кафедрального собора во Владикавказе. С 1906 г. смотритель Владикавказского ДУ, в конце года - ректор Саратовской ДС. 21 авг. 1909 г. пострижен в монашество с именем Ермоген и возведен в сан архимандрита. 9 мая 1910 г. хиротонисан в С.-Петербурге в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры во епископа Аксайского, назначен викарием Донской и Новочеркасской епархии. В окт. 1911 г. Е. возглавлял церемонию перезахоронения праха Донского и Новочеркасского архиеп. Иоанна (Доброзракова) и останков исторических героев Дона в усыпальнице в нижней Покровской ц. войскового Вознесенского собора в Новочеркасске. В мае 1914 г. участвовал в торжественном переложении мощей свт. Ермогена в новую раку в Успенском соборе Московского Кремля, в нояб. 1916 г.- в торжественном открытии Высших жен. богословско-педагогических курсов в Москве. Приветствовал Февральскую революцию 1917 г. Вместе с Донским и Новочеркасским архиеп. Митрофаном (Симашкевичем) в телеграмме обер-прокурору Синода выразил «совершенную готовность своим горячим пастырским словом разъяснять народу, что смена власти произошла для его блага». 1 мая 1917 г. Е. выступил на революционном митинге в Новочеркасске, приветствуя «воцарение в России свободы». 13 февр. 1918 г., после занятия войсками Красной Армии Новочеркасска, Е. был арестован вместе с архиеп. Митрофаном, но вскоре освобожден. Когда Донская обл. была занята войсками ген. П. Н. Краснова, поддержал Белое движение. Совершал поездки на фронт, где проводил беседы с войсковыми частями, рассылал пастырские воззвания с призывами бороться за поруганную большевиками веру. В мае 1919 г. участвовал в Юго-Восточном русском церковном Соборе в Ставрополе, вошел в состав епископского совещания Временного высшего церковного управления на Юго-Востоке России (ВВЦУ ЮВР), организованного на территории, занятой войсками ген. А. И. Деникина. Возглавлял отдел учебных заведений ВВЦУ ЮВР. В окт. 1919 г. в связи с запрещением ВВЦУ ЮВР архиеп. Агапита (Вишневского) в священнослужении за учиненный на Украине раскол Е. был назначен на его место епископом Екатеринославским и Мариупольским. В епархию, видимо, не выехал, т. к. Екатеринослав в это время был занят отрядами Н. Махно, а потом - Красной Армией.

http://pravenc.ru/text/190199.html

Состоялось пастырское совещание Германской епархии Франкфурт-на-Майне, 8 октября 2003 г. 2 и 3 октября во Франкфурте-на-Майне  состоялось пастырское совещание Германской епархии под председательством архиепископа Берлинского и Германского Марка и епископа Штутгартского Агапита, сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви заграницей. Поскольку архиепископ Марк также управляет Великобританией и Данией, присутствовали и священнослужители из этих стран. Вечером 2 октября в храме святителя Николая была совершена вечерня с утреней, а утром 3 октября – Божественная литургия. В начале собрания пением «Вечная память» собравшиеся почтили память трех заслуженных престарелых деятелей Германской епархии: Виктора Николаевича Вишневского, долголетнего старосты Мюнхенского прихода и секретаря епархии, Варвары Кониас, члена Епархиального Совета и Елены Мльхерс, устроительницы ежегодных православных семинаров во ранкфурте в 70-е и 80-е годы. На совещании обсуждались практические и духовные вопросы пастырского делания. По вопросу встречи членов Синода Русской Зарубежной Церкви с президентом РФ В.В. Путиным была принята резолюция, положительно оценивающая  встречу и «предстоящие шаги к сближению двух частей Русской Церкви - Московского Патриархата и Зарубежной церкви: поездку делегации к Патриарху Московскому Алексию II в ноябре, расширенное пастырское совещание священнослужителей всех епархий Русской Зарубежной Церкви в декабре по итогам встречи в Москве, Архиерейский Собор, который примет решения о дальнейших возможных шагах, а также предстоящий визит митрополита Лавра в Москву». «Мы братски призываем всех пастырей Русской Церкви к молитвенному и деятельному участию в подвиге исцеления ран, нанесенных телу Русской Церкви и православному народу. Вклад Русской Зарубежной Церкви в сокровищницу духовного опыта Русской Церкви возможен, естественно, лишь при сохранении ее органически выросшего единства, самостоятельности и свободы», - говорится в резолюции. 8 октября 2003 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/7813.html

291. Телеграммы епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского) 6 марта 1917 г. Председателю Государственной думы М.В. Родзянко: Духовенство Екатеринославской епархии вместе со мною приветствует Ваше Высокопревосходительство, Славного Екатеринославца, и в вашем лице дорогую Родину с началом новой эры в ее жизни. Уверены, что с Божией помощью новый строй скоро воплотится в жизни и принесет нашей дорогой Родине спокойствие, счастье и радость скорейшей славной победы над жестоким врагом. Я же и все екатеринославское епархиальное духовенство при новых условиях жизни заявляет готовность работать с удвоенной энергией на благо Церкви и дорогой Родины в полном подчинении новому Правительству. Агапит, епископ Екатеринославский РГИА. Ф. 1278. Оп. 5. 1917. Д. 1292. Л. 1617. Подлинник; Екатеринославские епарх. ведомости. Екатеринослав, 1917. 8. Офиц. отдел. С. 106. Обер-прокурору Св. синода В.Н. Львову: Я и духовенство Екатеринославской епархии приветствуем Ваше Высокопревосходительство и в вашем лице новый обновленный строй жизни нашей Родины, который, мы уверены, благодетельно отразится и на ведомстве Православного Исповедания. Я и духовенство при новых условиях жизни выражаем готовность работать с удвоенной энергией на благо Церкви и Дорогой Родины в полном подчинении Новому Правительству, о чем благоволите довести до сведения Правительства. Екатеринославские епарх. ведомости. Екатеринослав, 1917. 8. Офиц. отдел. С. 107. 292. Телеграмма Родзянко епископа Саратовского и Царицынского Палладия (Добронравова), викарных епископов Петровского Леонтия (фон Вимпфен) и Вольского Досифея (Протопопова), духовенства и корпораций духовно-учебных заведений Саратовской епархии 6 марта 1917 г. С теплой молитвой приветствуя обновленный государственный строй дорогой Родины, духовенство и духовно-учебные заведения Саратовской епархии во главе со своим архипастырем и преосвященными викариями выражают в лице Вашего Высокопревосходительства Временному правительству, по почину Государственной Думы возникшему, свое полное доверие, в твердом уповании, что обновление государственного строя с победоносным окончанием войны выведет горячо любимую Родину на светлый путь мирного преуспеяния, возродит к новой жизни деятельность Святой Православной Церкви, свободной от темных влияний, и облегчит духовной школе выполнение ее назначения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Накануне решающих битв несчастной Гражданской войны по инициативе главнокомандующего Добровольческой армией генерала А.И. Деникина в Ставрополе был созван Юго-Восточный церковный Собор, который учредил Временное Высшее Церковное Управление (ВВЦУ). До восстановления связи с Патриархом Управление наделялось всей полнотой церковной власти. Товарищем Председателя ВВЦУ стал архиепископ Димитрий (Абашидзе). В книге воспоминаний о. Георгия Шавельского описано происшествие, которое особенно ярко характеризует личность владыки Димитрия той поры. Управление рассматривало дело архиепископа Агапита (Вишневского), который «в декабре 1918 г. в полном облачении, окруженный духовенством, встречал въезжавшего на белом коне в Киев Петлюру, своего ученика по Полтавской духовной семинарии, причем приветствовал его речью и троекратным лобызанием». Архиепископ Димитрий был дружен с Агапитом. Для суда был созван архиерейский Собор. «Интересен заключительный момент этого Собора, – пишет Шавельский. – Прочитано следствие; резюмированы выводы; прошли прения, при которых только архиеп. Димитрий силился обелить своего приятеля. Началось голосование, как всегда, с младших. – Ваше мнение? – обращается председатель, архиеп. Митрофан к младшему архиерею. – Лишить кафедры, послать в монастырь, – отвечает тот. – Лишить кафедры... послать в монастырь... Молод сам, а уже других – в монастырь... – ворчит недовольный архиеп. Димитрий. – Ваше мнение? – обращается архиеп. Митрофан к следующему. «Послать в монастырь, лишив кафедры», – отвечает и этот. – Тоже, в монастырь... Строг больно... Смотри, как бы сам не попал туда, – продолжает ворчать архиеп. Димитрий. И так как мнения всех архиереев в общем оказались согласными, то он не переставал давать подобные реплики на суждение каждого. Наконец, очередь дошла до него. – Ваше мнение? – обратился к нему председатель. Архиеп. Димитрий встал, перекрестился: «Господи, помоги сказать по совести!» И, помолчав немного, скороговоркой ответил: «Лишить кафедры, сослать в монастырь». Все так и ахнули…»

http://pravoslavie.ru/53530.html

1324 Архиепископ с 12(25)04.1918 (или 22.04(05.05)1918 ?). По ММЛ РПИ, запрещен в священнослужении за встречу в Киеве Петлюры. Это не совсем верно. Собор двенадцати архиереев, пребывавших в Новочеркасске, судил Агапита (Вишневского) прежде всего за нарушение церковного единства и отложение от Святейшего Патриарха Тихона (в связи с модными тогда тенденциями к «автокефалии» Украинской Церкви, возглавить которую и рассчитывал, по-видимому, Агапит (Вишневский) при поддержке Петлюры), за председательствование в петлюровском украинском Синоде. (В прошлом Петлюра – питомец Полтавской духовной семинарии, где был «под началом» у инспектора о. Агапита [Вишневского].) Отрешенный по суду от всех должностей, Агапит (Вишневский) отбывал свое наказание в Георгиевском Балаклавском монастыре в Крыму. В 1922 г., с появлением обновленчества, совратился в этот раскол (см. Днепропетровская, обн.). 1326 На епархии не был. Эмигрировал и примкнул к РПЦЗ. В 1945 г. расстрелян И.Б. Тито как «изменник». «Патриарх Кроатский» или Хорватский. В 1942 г. дал согласие возглавить Хорватскую Православную Церковь (не признанную РПЦЗ) и тем спас жизни многих тысяч православных сербов, обреченных на уничтожение при профашистском главе Хорватии А. Павеличе. 1328 На епархии не был. Проживал в Москве не у дел. Отпал с 09(22)12.1925 в григорианский раскол (ВВЦС), но после недолгого там пребывания покаялся и восстановил общение с Церковью (06.1926), в последние года пребывал в полузатворе, аскет. Погребен у алтаря Всехсвятского храма в Москве; на могильном кресте значится, что умер 18(31)06.1931, 87-ти лет от роду. 1329 Арестован в Днепропетровске вскоре по назначении. Затем был в заключении в Харьковской тюрьме, в 3-летней ссылке в Томской губ. После проживал в Вязьме и в Костроме, где был вновь арестован в 1934 г. и приговорен (после полугода пребывания в тюрьме) к 5 годам ссылки в Казахстан на станцию Уш-Тоб. Ссылку отбывал вместе с епископом Порфирием (Гулевичем). Арестован в последний раз 07(20)11.1937, осужден и расстрелян (в Караганде?) 20.11(03.12)1937. По др., будто бы, управлял епархией еще и в 1937 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По преданию, место буд. Успенского собора благословил св. прав. Иоанн Кронштадтский, обозначив его крестом на фотографиях. Успенский собор, строившийся со 2 мая, был освящен 28 нояб. 1904 г. еп. Владикавказским Гедеоном (Покровским) , архим. Никодимом (Кротковым) и др. Патриарх Иерусалимский Дамиан передал мон-рю икону Воскресения Христова, еп. Гедеон - образ прп. Серафима Саровского, братия афонских Хиландарского, Пантелеимоновского мон-рей и Андреевского скита - иконы «Сладкое целование», вмч. Пантелеимона, ап. Андрея Первозванного и др. Келейный корпус мон-ря. Фотография. 2003 г. Келейный корпус мон-ря. Фотография. 2003 г. 9-10 янв. 1906 г. Успенский храм и примыкавший к нему келейный корпус сгорели, сохранилось неск. икон из иконостаса. На средства имп. св. Николая II (500 р.), вел. кн. Димитрия Константиновича (100 р.) и др. пожертвования был построен и 15 авг. 1906 г. освящен новый Успенский собор с деревянным резным иконостасом. Среди его святынь были копия чудотворного образа Успения из Киево-Печерской лавры и Тихвинская икона XVI в., пожалованная обители в 1908 г. тихвинским архим. Иоанникием. После проведенной в мае 1909 г. ревизии деятельность иеросхим. Герасима, «разногласия и ссоры между братией», монашеский статус к-рых оставался неопределенным, вызвали нарекания нового Владикавказского еп. Агапита (Вишневского) . Назначенный настоятелем мон-ря иеросхим. Варсонофий вскоре был убит при невыясненных обстоятельствах. Еп. Пятигорский Арсений (Смоленец) , назначенный 24 окт. 1910 г. настоятелем В. м., ввел строгий общежительный устав, упразднил келейную трапезу, запретил собирать пожертвования за стенами мон-ря. Ежегодно из Пятигорска в мон-рь совершались 2 крестных хода: в день престольного праздника (14 авг.) и в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия (11 мая), называвшийся «детским», т. к. в нем участвовали учащиеся приходских школ. В нач. XX в. В. м. владел молочной фермой (30 коров), огородом, пасекой, фруктовым садом, 120 дес. казенной земли с сенокосами на Бештаугорской казенной даче, мельницей в ст-це Суворовской. В Пятигорске на Царской ул. по проекту архит. С. И. Тущина было построено подворье с ц. прп. Серафима Саровского (освящена 19 июля 1907), келейным корпусом, архиерейскими покоями и типографией. В 1908-1909 гг. на подворье пребывал на покое еп. Владикавказский Гедеон (Покровский), с 1917 г.- митр. Питирим (Окнов) . В годы первой мировой войны 25 насельников В. м. ушли на фронт в качестве братьев милосердия, в обители был устроен лазарет на 10 кроватей с полным содержанием для раненых. В 1910-1920 гг. во В. м. проживали ок. 50 чел. братии, с 1913 г. наместником был иером. Иоанн (Мирошников), с 1920 г.- мон. Давид.

http://pravenc.ru/text/155582.html

ВВЦУ ЮВР уделяло внимание восстановлению преподавания Закона Божия. В сент. 1920 г. оно обратилось к главе правительства Юга России А. В. Кривошеину с просьбой открыть церковноприходские школы. Были утверждены штаты епархиальной жен. гимназии, ДС и ДУ, планировалось организовать бесплатные богословские курсы для всех желающих. При ВВЦУ ЮВР был создан Церковно-общественный комитет, к-рый в сент. 1919 г. возглавил Волынский и Житомирский архиеп. Евлогий (Георгиевский) . Комитет занимался проблемами церковно-общественной жизни, в частности большое внимание уделял борьбе с большевизмом, особенно с его разлагающим влиянием на армию, успокоению кубанского казачества. ВВЦУ ЮВР тесно сотрудничало с отделом пропаганды армии ген. Деникина Освагом (Осведомительно-агитационный отдел - информационное подразделение антибольшевистского движения на Юге России), к-рый распространял воззвания к войскам и населению, а члены ВВЦУ ЮВР объезжали войска и станицы, проповедуя идеи укрепления нравственности и борьбы с наступающими большевиками. В нач. декабря 1919 г. при ВВЦУ ЮВР был создан Комитет помощи беженцам духовного звания, к-рый до отъезда в янв. из Екатеринодара возглавлял еп. Сумской, вик. Харьковской епархии Митрофан (Абрамов), затем дела принял протопр. Г. Шавельский. ВВЦУ ЮВР в качестве следственной инстанции рассмотрело 4 дела по церковно-правовым нарушениям, допущенным архиереями. На место архиеп. Агапита (Вишневского), запрещенного за учиненный им на Украине раскол, был назначен еп. Аксайский, вик. Донской и Новочеркасской епархии Ермоген. Еп. Кубанского Иоанна (Левицкого) уволили на покой. ВВЦУ ЮВР объявило 25-27 сент. 1920 г. «днями траура и молитвенной памяти убитых и в смуте погибших», приурочив их к Воздвижению Честного и Животворящего Креста Господня. В Севастополь была привезена находившаяся в Сербии чудотворная Курская-Коренная икона Божией Матери «Знамение» . 15 окт. 1920 г. на проходившем в Севастополе заседании ВВЦУ ЮВР архиеп. Евлогий (Георгиевский) был назначен управляющим рус. приходами в Зап. Европе с правами епархиального архиерея.

http://pravenc.ru/text/155428.html

1719 июля 1917 г. Об отношении церкви к государству: Православная Церковь в своем внутреннем устройстве должна быть совершенно самостоятельной и обладать всей полнотой свободы самоопределения и самоуправления. ... [ Церковь ] должна быть признана учреждением правового характера и поэтому пользоваться материальной поддержкой государства и покровительством закона. ...Глава государства, а равно глава того государственного учреждения, которое будет ведать в государстве делами исповеданий, должны быть непременно православными от рождения (от православных родителей); когда потребуется религиозное освящение того или другого события в государственной или местной общественной жизни, должно быть приглашаемо православное духовенство. ГАКО. Ф. 235. Оп. 1. Д. 297. Л. 116. Цит. по: История Курганской области. Т. 4. Церковь Южного Зауралья в досоветский период. Курган, КГУ. 1998. С. 203. 330 На съезде присутствовало 67 священников (из них 14 человек – благочинные), 11 дьяконов и 3 псаломщика (Ставропольские епарх. ведомости. Ставрополь, 1917 1314. Отдел неорич. С. 439441). 331 Названия постановлений приводятся в программе съезда, см: «Ставропольские епарх. ведомости» (1917. 1314. Отдел неофиц. С. 396401). 334 На собрании присутствовало более 500 человек, включая и епархиального архиерея – епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского) (Полтавские епарх. ведомости. Полтава, 1917. 9. Часть неофиц. С. 749). 335 Сбор средств на памятник начался в 1912 году. Средства собирались как от церквей, так и лично от каждого клирика епархии, а также от кружечных сборов. Отчисления были назначены следующие: от церквей – по 35 рублей и больше, от священников – от 2 до 3 рублей, от дьяконов – от 50 коп. до 2 рублей, от псаломщиков – от 25 коп. до рубля в год. К 1 апреля 1917г. сумма на «памятник царствования Романовых», хранившаяся в Екатеринославском Городском Общественном банке, достигла 76 тыс. 387 рублей 40 коп. (РГИА. Ф. 797. Оп. 86. 1917. III отдел. V стол. Д. 22. Л. 124125).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1-е апреля. Понедельник. Получил письмо от профессоров Киевской академии 98 . Пишут, что злобою дня – проводы епископа Уманского Сергия (Ланина) в Псков и назначение вместо него какого-то Агапита (Вишневского) 99 , кончившего курс Киевской академии только в 1896 году, и притом еле-еле, «безграмотного» ([по словам] Дмитриевского). Я полагал бы, что Киев и Златоверхий монастырь заслуживали бы незаурядного архиерея 100 . Вообще, я начинаю убеждаться, что не Дух Святый назначает епископов на кафедры.../ 2–23-е апреля. В течение этого времени многое случилось, что может быть занесено в эту «памятку». Прежде всего, 2-го апреля убит министр внутренних дел Д.С. Сипягин. Убийство произошло в вестибюле Комитета министров, в Мариинском дворце 101 , около двух часов дня, куда министр приехал на засе­дание, и совершено военным в адъютантской форме, прибывшим сюда за четверть часа в шикарной карете. Выпущено четыре пули, из них две смертельных в министра, а две – в защищавшего его лакея, который и ранен. Через час министр скончался, исповедавшись и приобщившись Святых Тайн. В газетах сообщается о последних трогательных минутах его жизни, что он желал видеть Государя и пожелал ему и России благоденствия. В «BerlinerTagblatt» 102 и вообще в заграничных газетах, враждебных большею частию России, не особенно лестные отзывы о почившем. Ему там приписываются последние предсмертные слова: «Зачем меня убили? Я действовал только по внушению высших». Комментируя эти слова, «BerlinerTagblatt» говорит, что тут разумеется Победоносцев, который-де захватил в свои руки бразды правления, и что русский Царь может спасти отечество, освободившись от уз Победоносцева. Конечно, это вздор. Но если принять во внимание, что из числа трех министров, намеченных к убийству революционерами еще в прошлом году, два – Боголепов и Сипягин – пали уже от рук убийц, а остается еще К.П. Победоносцев 103 , то невольно является опасение, как бы и этот великий старец не подвергся участи их. Положим, это славная смерть – умереть на своем посту, но какую страшную смуту производят такие явления.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В истории собора есть еще один замечательный факт - возвращаясь из Севастополя в 1915 году, Екатеринослав с однодневным визитом (31 января) посетил последний император великой Российской империи царь-страстотерпец Николай II. Своим присутствием он почтил и Преображенский кафедральный собор. На личном автомобиле самодержец всероссийский проследовал на молебное пение в соборный храм, которому в 1903 году от его имени презентовали набор колоколов. Там император прослушал верноподданническое слово епископа Екатеринославского и Мариупольского Агапита (Вишневского). После богослужения и благословения Преосвященный Агапит преподнес государю от духовенства 25 тысяч рублей на нужды войны в распоряжение государыни императрицы Александры Федоровны. В итоге, сорок восемь лет прошло от дня закладки собора до завершения его строительства. Богослужения же под его сводами проходили меньше века. До революционного переворота в нашей губернии собор являлся главным - кафедральным. Революционные события в России затронули все стороны жизни, повлекли за собой и коренной переворот в отношениях между государством и Церковью. Советское правительство видело в ней своего основного врага и стремилось уничтожить всякие внешние проявления религиозности. Уже после захвата власти большевиками началась подготовка законодательства об отделении Церкви от государства. Жертвами революционных преобразований становились не только помещики и зажиточные люди, но и священнослужители, миряне и интеллектуальная элита. Закрывались и разрушались православные храмы и монастыри. Эти события со всей силой обрушились и на кафедральный собор Екатеринослава. Часть 3 До 1930 года собор оставался действующим. В начале 1920-х годов он находился в руках самосвятов - представителей Украинской автокефальной православной церкви, которые и совершали в нем богослужения. Но как оказалось, все самое худшее было впереди... В 1930 году здание собора передают историческому музею. Будучи уже закрытым, как говорилось тогда, «по просьбам трудящихся», Преображенский собор попал в черный список генерального плана развития города. Не придавая ему значения памятника архитектуры, тем более, общенационального значения, он должен был быть попросту уничтожен. На его месте планировалось поставить грандиозный памятник вождю мирового пролетариата. Конечно, эта информация в прессе не афишировалась и до широкого круга не доходила. Однако она распространялась в среде людей творческих, в среде людей науки. И днепропетровский историк Дмитрий Иванович Яворницкий, на тот момент директор исторического музея, конечно, знал об этом. Благодаря ему Преображенский собор не исчез навсегда. Им был придуман гениальный план спасения - просто сделать помещение собора соответствующим времени и власти. И Дмитрий Яворницкий организовал в Преображенском соборе первый в стране научно-атеистический музей с маятником Фуко. Это был 1932 год.

http://sobory.ru/article/?object=05280

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010