Люди стали спрашивать предупредившего, кто сообщил ему о падении башни. Он же ответил: «Когда я спал, явился мне седой черноризец, ткнул меня в ребра и велел быстро встать, разбудить вас и отбежать от этого места. Проснувшись, я осмотрелся, но не увидел предупредившего меня и решил вас разбудить». Тогда все поняли, что явился и предупредил его Преподобный Сергий, избавив их всех от внезапной смерти. Спустя некоторое время решили эту башню опять строить. Дело приближалось к завершению, уже были выложены зубцы, как вдруг леса, перегруженные множеством людей и кирпичом, от великой тяжести упали вместе с людьми и кирпичами и разрушились, причем и верхние своды и нижние – все развалилось. Но люди, с помощью Божией и по молитвам святого, остались невредимы и воздали славу в Троице преславному Богу, сотворившему такие чудеса через угодника Своего, Преподобного Сергия. Евфимий Великий, прп. († 473, память 20 января). Пахомий Великий , Фиваидский, прп. († около 347–349, память 15 мая). Савва Освященный, Муталакский, прп, ученик Евфимия Великого. († 532, память 5 декабря). Феодосии Великий, киновиарх, прп., начальник общежительного монашества († 529, память 11 января). Вместе с Исидором и епископом Авраамием на Флорентийский Собор ездили духовник Авраамия священник Симеон и тверской посол Фома. Возвращаясь из Флоренции, Исидор медлил, ожидая от папы кардинальского сана. Симеон и Фома, не признавшие унии, бежали, имея от папы специальный пропуск через католические земли. После прибытия в Россию Симеон искал убежища у смоленского князя Юрия, но Юрий выдал его Исидору, когда тот проезжал через Смоленск, возвращаясь в Москву. Симеон был закован в кандалы и приведен в Москву, где после бегства Исидора был освобожден и отдан Игумену Троицкого монастыря Зиновию. Глава 67 у Симона соответствует главе 78 «О явлении чудотворца Сергия на Москве во осаде галасунскому Архиепископу Арсению» «Сказания» Авраамия Палицына. О НОВОЯВЛЕННЫХ ЧУДЕСАХ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ. Рукопись Симона Азарьина 1653 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Epifanij_Premu...

Раскольники-безпоповцы утверждают, что св. муч. Гликерия (II или Ш в.) ни разу в жизни не причащалась св. тайн, так как в житии ее об этом не говорится; но в житии ее, а равно и многих других св. угодников умолчано и о крещении их: неужели следует отсюда, что она не крестилась? «Ей вси убо крестишася и вси причащахуся. Но сего ради списателие молчаша о сем, ведяще, яко не нужно есть о сих писати, еже вси человецы ведят, яко не нужно есть христианину именоватися, аще не будет крещен или не причащается св. Христовых таин» (Иос. Волоц. II о иноч. жит. стр. 495). 23. Св. ап. Иакова, брата Божия; перенесение честн. мощей св. Иакова боровичковского, новгород. чудотв.; св. Игнатия, патр. цареградского. Предание утверждает, что св. ап. Иаков, по повелению Господа, был поставлен апостолами во епископа Иерусалимской церкви. 24. Св. Афанасия, патр. царегр.; мч. Арефы; мц. Синклитикии; блаж. Елезвоя, прп. Арефы печерск.; ик. Б. М. «Всех Скорбящих Раодости». 25. Мучч. и нотарий (скорописцев) Маркиана и Мартирия; муч. Анастасия. 26. Влч. Димитрия мироточца, селунского; пр. Афанасия микидийск. Воспоминание великого и страшного трясения (землетрясения), бывш. в Константинополе в 740 г. 27. Мч. Нестора селунск., Марка; мц. Капитолины и Еротииды; прп. Нестора летописца; обр. мощей благ. кн. Андрея смоленского. Муч. Марк, не будучи священником, совершал крещение, но в крайней нужде, во время гонений, и потому раскольники-безпоповцы напрасно указывают на его пример в доказательство правильности принятой ими практики относительно совершения таинства крещения. 28. Свят. Арсения, прест. свт. Димитрия ростовского ; сеящ.-муч Кириака; мч.: Терентия, Сарвила, Фота, Фсодула, Иеракса, Нита. Вила, Африкана, Терентия, Максима, Помплия; мц. Неонилы, Евникии; вл.-мц. Параскевы (Пятницы); прп. Стефана и Иоанна, прп. Иова почаевского ; свящ.-муч. Неофита урбнисск. 29. Пр.-муч. Анастасии римлян.; пр. Авраамия затворника; преставление пр. Аврамия, ростов. чуд.; препп.: Марии и Анны; мучч.: Клавдия, Астерия, Неона и Феониллы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/d...

Прп. Ефросиния Полоцкая, с житием. Икона. 2006 г. Иконописец Т. В. Жук (Евфросиниев мон-рь, Полоцк) Прп. Ефросиния Полоцкая, с житием. Икона. 2006 г. Иконописец Т. В. Жук (Евфросиниев мон-рь, Полоцк) Процесс К. святых в XI-XIII вв. происходил только в 3 церковно-политических центрах Руси: Киеве, Владимире и Новгороде. Посмертное почитание подвижников в др. крупных центрах не смогло в этот период приобрести характер офиц. К. (прп. Евфросиния Полоцкая, св. кн. Игорь Черниговский, прп. Авраамий Смоленский и др. были признаны общерус. святыми и внесены в церковные календари значительно позднее). Наиболее полно и широко отражены древнерус. месяцесловами праздники, установленные в период расцвета Киевской Руси. В эпоху феодальной раздробленности инициатива учреждения новых праздников перешла к Владимиру и Ростову, на севере - к Новгороду (а позднее и к Пскову). Однако судьба ростово-суздальских и новгородско-псковских праздников была неодинакова. Первые вскоре после установления были внесены в месяцесловы и быстро стали известны в др. рус. землях, вторые появились в календарях со значительным опозданием и не были долгое время включены в месяцесловы др. княжеств. Рус. праздники периода феодальной раздробленности не попали в южнославянские рукописи. В сер. XIV в. новым культурно-политическим центром и новым инициатором прославления рус. святых стала Москва. Однако результат ее деятельности в области К. отражен в месяцесловах, относящихся уже к XV в. ( Лосева. 2001. С. 113-116). Святые Борис и Глеб, с житием. Икона. 1-я треть XVII в. (МИХМ) Святые Борис и Глеб, с житием. Икона. 1-я треть XVII в. (МИХМ) Первыми святыми, канонизированными Русской Церковью, принято считать святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба († 1015). Вопрос об их К. был поставлен лишь после умножившихся чудес на их могиле. Нек-рое время могила Бориса и Глеба близ вышгородской ц. св. Василия находилась в забвении, до того момента, когда от мощей святых не произошло первое знамение: некоему «варягу», нечаянно наступившему на могилу, опалило ноги исшедшим из-под земли пламенем ( Абрамович.

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Адриана; в надписях над головами указаны имена обоих преподобных). Слева - высокий дуб, в кроне которого стоит икона - отражение текста Жития прп. Адриана о том, что св. отцы на дерево «поставивше образ Успения пресвятыя Богородицы, его же из монастыря с собою принесости» (Житие и страдание св. прпмч. Адриана игумена, Пошехонского чудотворца//Ярославские ЕВ. 1873. Ч. неофиц. 4. С. 27-29) (по др. версии, икона была обретена на дереве). На 2-м плане, возле дуба, расположены строения мон-ря: крепостные стены и башни с надвратной колокольней, а также церкви - Успенская слева (не сохр.) и Богоявленская справа. Изображение мон-ря на этой иконе, видимо, появилось позднее; его отличают суховатая графичность и скупая цветовая гамма. Показанные в мелком масштабе 2 человека с неводом в реке и один возле дуба - упомянутые в Житии рыбаки, к-рые положили перед иконой «хлеб и рыбу великую из ятых тогда рыб» (Там же), изображенные на ветке дерева. Та же иконография известна еще по 2 иконам преподобных Адриана и Л.- из собрания Ф. Р. Комарова (Ярославль, 1-я пол. XIX в.) и в Богоявленском храме пошехонского Успенского монастыря (2-я пол. XIX в.; 59,5×45,5 см; вмонтирован мощевик). Композиции икон близки: отсутствует изображение «черноризца Бестужа», река показана не на переднем плане, а позади дерева, постройки мон-ря заключены в ограду, развернутую в перспективном плане; с нимбом также только прп. Адриан, а на иконе из собрания Комарова образ Л. не имеет даже подписи. Икона из Успенской ц. представляется наиболее оригинальной переработкой текста Жития в иконографию (несмотря на первоначальное отсутствие на ней изображения мон-ря). Иконописец стремился не только дословно, но и живо передать рассказ. Напр., эпизод с рыбаком, оставившим на дереве рыбу и хлеб, он превратил в маленькую сценку: рыбак слезает с дерева, держась за его ветку обеими руками, причем одна из веток уже им сломана и лежит на земле. На иконе из собрания Ф. Р. Комарова образ того же рыбака был модифицирован в изображение коленнопреклоненного отрока с молитвенно сложенными на груди руками, умильно взирающего на икону. В Богоявленской ц. Успенского мон-ря находится созданная до 2006 г. икона (50×40 см, помещена в раму и киот), на к-рой соборно представлены Пошехонские святые: Севастиан, Леонид, Адриан, Анна и Петр. В написании ликов прослеживается авторская манера письма. Жесты рук разнообразны, фигуры удлиненные, поставлены плотно друг к другу, нимбы яркие, золоченые. На 2-м плане - ансамбль мон-ря кон. XIX в. Иконы с единоличным образом Л. в наст. время не обнаружены. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 40. Л. Л. Полушкина Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/2463403.html

В XVIII - нач. XIX в. получили распространение иконы, на к-рых М. представлен вместе с прп. Авраамием Смоленским. На иконе, происходящей из церкви с. Бастеновичи Могилёвской обл. Белоруссии (1723-1728; НХМ), святые изображены в молении перед Смоленской иконой Божией Матери на фоне г. Смоленска. Такая же композиция представлена на иконе из Успенского собора Смоленска, но вместо образа Божией Матери в небесном облачном сегменте - Господь Саваоф. На иконе нач. XIX в. (Смоленский гос. музей-заповедник) святые изображены в небесах коленопреклоненными, в молении иконе Божией Матери, которую держат ангелы; в нижней части иконы - панорама Смоленска. На иконе смоленских святых - блгв. кн. Андрей, прп. Авраамий и М. (XIX в., Смоленский гос. музей-заповедник) - мученик назван в подписи благоверным князем, что, вероятно, связано с преданием о принадлежности М. к княжескому роду. В составе композиции «Собор русских святых» М. изображен на выговской иконе кон. XVIII - нач. XIX в. (МИИРК) в виде юноши, в рост, с крестом в правой руке и мечом в левой. На северодвинской иконе XIX в. из дер. М. Горка Виноградовского р-на Архангельской обл. и на иконе 1814 г. письма П. Тимофеева полуфигура юного М. представлена в молении (ГРМ; см.: Образы и символы старой веры: Памятники старообр. культуры из собр. Рус. музея/ГРМ. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85. Кат. 62, 70; прорись см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 462-463). На иконе того же извода нач. XIX в. из Черновицкой обл. Украины (НКПИКЗ) М. изображен средовеком, в правой руке держит поднятый меч, в левой - ножны. Образ М. как средовека в княжеском облачении, опирающегося на меч, повторяется в рисунках сер. XX в. мон. Иулиании (Соколовой) и встречается на иконах XX-XXI вв. Н. В. Квливидзе Рубрики: Ключевые слова: ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ОРЕСТ († нач. IV в.), мч. (пам. 10 нояб.), пострадал в г. Тиана в Каппадокии (ныне пос. Кемерхисар, Турция)

http://pravenc.ru/text/2563012.html

Целыми толпами шли к нему духовные и миряне, чтобы насладиться его богомудрыми беседами и уврачевать свои язвы душевные. Вместе с тем прп. Авраамий не оставлял обычного своего подвига иноческой жизни, как любитель нищеты и смирения. Видя совершенства подвижника, поднял на него крамолу враг человеческий, возбудив зависть собратий. Много клевет и гонений пришлось перенести ему от людей, завидовавших его влиянию на народ. Они вооружили против Авраамия самого игумена и ему запрещено было вести беседы с народом. И через 5 лет преподобный вынужден был перейти в бедный Крестовоздвиженский монастырь в самом Смоленске. Но народ и сюда стал стекаться толпами к преподобному за наставлениями. Помимо бесед народ привлекала сюда и строгая подвижническая жизнь Авраамия. На пожертвования богомольцев был украшен соборный храм монастыря иконами, завесами и свечами. Сам он написал две иконы на темы, которые более всего занимали его: на одной изобразил Страшный суд, а на другой — истязания на мытарствах. И опять сетовал враг человеческий, что Господь прославил раба Своего. Сам преподобный Авраамий утруждал плоть свою чрезвычайным постом. Лицо его было бледно и необыкновенно сухо. Подвижник был похож в священных одеждах на святителя Василия Великого, жизни которого подражал. Святой был строг и к себе, и к духовным детям. Он неустанно проповедовал в церкви и приходящим в его келлию, беседуя равно с богатыми и бедными. Строго наблюдал он во время Божественной службы, чтобы никто из братии и народа не позволяли себе беседовать в церкви, ибо почитал сие за святотатство и с особенным благоговением совершал Божественную службу. Много испытал преподобный Авраамий искушений демонских, видимых и невидимых, во время своего подвига, ибо в страшных образах являлся ему враг человеческий, думая устрашить, но всегда был побеждаем молитвой преподобного. Тогда, будучи не в силах действовать лично на святого, диавол возбудил против него клевету в городе, что преподобный проповедует ересь, живет нечисто и наружной святостью прикрывает темные дела.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Ист.: Розанов С. П. Жития прп. Авраамия Смоленского и службы ему. СПб., 1912; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 357; БЛДР: XIII в. СПб., 1997. Т. 5. С. 30-65. Лит.: Трофимовский Н. В. Ист.-стат. описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 73; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 198; Ключевский. Древнерус. жития. С. 56-57; Голубовский П. В. История Смоленской земли до нач. XV ст. К., 1895. С. 250; Щапов Я. Н. Гос-во и Церковь в Др. Руси X-XIII вв. М., 1989. С. 212; Подскальски Г. Христианство и богослов. лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996 2. С. 176, 232, 234, 235, 386; Федотов Г. П. «Житие и терпение» св. Авраамия Смоленского//Собр. соч. М., 1998. Т. 2. С. 172-173, 185; Печников М. В. «Дело» Авраамия Смоленского: За что был гоним праведник?//ДГВЕ, 2000. М., 2003. С. 348-352; Алексеев Л. В. Зап. земли домонгольской Руси: Очерки истории, археологии, культуры. М., 2006. Кн. 2. С. 49, 63, 64, 136; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 459-460. М. В. Печников Иконография В рус. иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. описание облика святого не представлено. Одно из первых изображений И. появилось в связи с его прославлением в Соборе Смоленских святых (1984): на иконе 80-х гг. XX в. (до 2008 в Успенском кафедральном соборе в Смоленске) святой изображен в правой группе святых в 1-м ряду, стоящим за свт. Николаем (Касаткиным), архиеп. Японским, и блгв. вел. кн. Смоленским Глебом Святославичем. И. облачен в архиерейские одежды (саккос, омофор, митра с меховой опушкой), на груди панагия, в правой руке крест. Святитель изображен в преклонных летах, но волосы и клиновидная средней длины борода едва тронуты сединой. В 2001 г. был создана икона с изображением 3 Смоленских святых, связанных со Спасо-Преображенским Авраамиевым мон-рем, «Прп. Авраамий, свт. Игнатий и прп. Ефрем» работы иконописца С. Кульманова (Преображенский собор Авраамиева мон-ря). Святые изображены фронтально в рост. Поверх темно-зеленой рясы И.- архиерейская мантия, на груди панагия, облачение довершает черного цвета монашеский клобук. Правой рукой благославляет, в левой - жезл.

http://pravenc.ru/text/293399.html

П. 26Аа 111. 32. Сборник проложных житий и повестей. Ок. 1700 г. П. 25Аа 118. 33. Сборник смешанного содержания. XVI в. П. 37/Аа 108. 34. Тактикой Никона Черногорца. Не позд. 1696 г. 2 т. П. 14Аа 178, П.15Аа179. 35. Торжественник минейный (сборник житий и поучений). XVI в. П. 28Аа 106.     Собрание М. П. Погодина (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург) 36. Матица Златая. Кон. XV – нач. XVI в. Погод. 1024. 37. Пролог на сентябрь—февраль. 2-я пол. XIV в. Погод. на март—апрель. Нач. XIV в. Погод. 60.    Собрание Н. П. Румянцева (Отдел рукописей Российской государственной библиотеки, г. Москва) 38. Житие прп. Авраамия Смоленского. Нач. XIX в. Рум. 161. 39. Житие прп. Кирилла Белозерского и житие и сказание о чудесах свв. мчч. Бориса и Глеба. 1555 г. Рум. 152. 40. Жития российских святых. Нач. XIX в. Рум. 160. 41. Жития российских чудотворцев. 1706 г. Рум. 156. 42. Кормчая. Кон. XV в. Рум. 231. 43. Кормчая. 1620 г. Рум. 238. 44. Кормчая Лукашевичевской редакции. XVI в. Рум. 233. 45. Кормчая редакции Вассиана Патрикеева. XVI в. Рум. 236. 46. Кормчая русской редакции. Нач. XVII в. Рум. 235. 47. Кормчая сербской редакции. Поел. треть XV в. Рум. 232. 48. Обиход церковный. Нач. XIV в. Рум. 284. 49. Пергаменный сборник с поучениями прп. Феодосия Печерского. XV в. Рум. 406. 50. Пролог на март—август. Кон. XV—haч. XVI в. Рум. 321. 51. Сборник житий. 2-я пол. XVII в. Рум. 371. 52. Сборник смешанного содержания. Кон. XVII—haч. XVIII в. Рум. 364. 53. Службы и жития российским святым. XVI в., не ранее 1594 г. Рум. 397. 54. Торжественник минейный. Кон. XV – нач. XVI в. Рум. 435. 55. Торжественник минейный. Нач. XVI в. Рум. 434. 56. Торжественник минейный. Нач. XVI в. Рум. 436. 57. Федоров Анания. Историческое извещение о богоспасаемом граде Суждали. 1821 г. Рум. 5.    Собрание Санкт-Петербургской Духовной Академии (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург) 58. Дубенский сборник (сборник толкований на канонические статьи и поучений).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

На иконах кон. XX - нач. XXI в. прослеживается тенденция изображения Г. на фоне архитектурного пейзажа, хотя существуют и единоличные иконы преподобного в полный рост, напр. на внутренней крышке раки (2004, иконописец С. Н. Петров) - в куколе, с развернутым вверх свитком с текстом: «Поминайте обеты ваша яже изрекосте пред Богом», и резной образ 2003 г. мастера С. А. Юрьева на внешней крышке раки. Полуфигура святого включена в деисусный чин иконостаса Введенской ц. мон-ря, 1996-1997 гг. В росписи этого храма, исполненной в 2000 г. бригадой иконописцев под рук. Петрова, Г. предстоит Иисусу Христу вместе с тезоименитым святым - прп. Герасимом Иорданским (над входом в храм из одностолпной палаты). В 2002 г. Г. был изображен также в Соборе Болдинских святых (живопись в сев. тимпане зап. стены палаты, частично переписана в 2004). В вяземском мон-ре во имя св. Иоанна Предтечи находится икона Г. и свт. Питирима Тамбовского , ок. 2004 г.,- преподобный держит Смоленскую икону Божией Матери. В московской ц. вмч. Димитрия Солунского на Благуше в 2004 г. был освящен образ Г., выполненный в иконописной мастерской храма. В 2005 г. в Болдинский мон-рь привезена из Америки икона Г., на к-рой он представлен с мон-рем в руке. Изображения святого имеются в Смоленске, Калининграде, Переславле-Залесском (вместе с прп. Димитрием Прилуцким). Лит.: Приходо-расходные книги монастырские. Вып. 1: Книги Павло-Обнорского и Болдино-Дорогобужского мон-рей. Л., 1924. (РИБ; 37); Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 82; Болдинский мон-рь: Из архива архитектора-реставратора П. Д. Барановского/Сост., авт. обзорной ст. А. М. Пономарёв. М., 2004. Т. 2. С. 304. 20.3. Фото Д19, Д20. Вкл. Ил. 3. А. М. Пономарёв Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых)

http://pravenc.ru/text/164547.html

Подписных иконописных произведений мастера сохранилось очень мало, значительный ряд икон приписывается ему на основании косвенных источников и стилистического сходства с достоверными работами, в т. ч. монументальными. Некоторые подписные иконы Н. известны только по упоминаниям в источниках и лит-ре, в частности «Богоматерь Феодоровская» в Богоотцовской ц. в Костроме (1659; известна по старой фотографии), «Спас Нерукотворный» в Никольской ц. Богородицко-Игрицкого в честь Смоленской иконы Божией Матери мон-ря под Костромой (ок. 1688). Сохранившиеся подписные произведения: напрестольный крест в серебряной оправе, вложенный мастером в свой приходский храм свт. Николая Чудотворца в Десятильничем дворе (1686, ГММК), и «Св. Троица (Гостеприимство Авраама)», предположительно происходящая из Троицкого Пахомиева Сыпанова мон-ря в Нерехте (1690, собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного). К достоверным произведениям мастера относится также образ «Господь Вседержитель на престоле» из местного ряда иконостаса Феодоровской ц. в Ярославле (1687, ЯИАМЗ), история создания к-рого изложена в Повести о построении Николо-Пенской и Феодоровской церквей кон. XVII в. Этот же источник сообщает, что в 1669 г. по заказу жителя Толчковской слободы Ивана Плешкова Н. написал для того же храма мерный список чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Вероятно, это та икона, которая находится в храме в наст. время. Св. Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. 1690 г. Иконописец Гурий Никитин (собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного) Св. Троица (Гостеприимство Авраама). Икона. 1690 г. Иконописец Гурий Никитин (собрание икон при Фонде ап. Андрея Первозванного) Среди приписываемых Н. произведений, где его авторство считается бесспорным,- иконы: «Мученики Кирик и Иулитта» из ц. прор. Илии в Ярославле (1680-1682, ЯИАМЗ), «Спас Великий Архиерей, с припадающими евангелистом Иоанном Богословом и вмч. Димитрием Солунским» из ц. ап. Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (1687, КГОИАХМЗ), «Успение Богоматери» из Троицкого Сыпанова монастыря в Нерехте (80-е гг. XVII в., КГОИАХМЗ), «Богоматерь Феодоровская, со сказанием об образе» из ц. Спаса на Запрудне в Костроме (80-е гг. XVII в., КГОИАХМЗ), «Богоматерь Феодоровская, со сказанием об образе» (80-е гг. XVII в., ц. Спаса на Запрудне в Костроме). К ним же на основании стилистического сходства можно отнести большой образ «Седьмой Вселенский Собор» из Новодевичьего мон-ря (кон. 70-х гг. XVII в., ГИМ), икону «Господь Вседержитель (Спас Смоленский), с Марфой и Марией и клеймами Страстей» из ярославской ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Мокрого) (ок. 1686, ЯИАМЗ). К работе мастеров круга Н. относятся также 6 праздничных икон из придела прп. Варлаама Хутынского ц. прор. Илии в Ярославле (80-е гг. XVII в., ЯХМ), к-рые имеют сходство как с его произведениями, так и с работами др. костромских иконописцев, в частности Сергея Рожкова.

http://pravenc.ru/text/2565430.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010