А вы, чада, покайтеся»». Тем не менее, по-видимому, прещение с прп. Авраамия тогда не было снято. Во время наступившей вскоре засухи (по данным дендрологического анализа, случившейся в 1210-1212) И. с собором духовенства и смолянами обходил город крестным ходом «с честным крестом и с иконою дръжащею Господа, и с честными святых мощьми», однако бедствие продолжалось. Лишь после беседы И. с неким иереем - сторонником прп. Авраамия (возможно, с прп. Ефремом, автором Жития прп. Авраамия) И. «въскоре посла по блаженаго Авраамия, и призвав, и испытав, яко все лжа и оглаголание по зависти и злобе диаволи бысть, и прости и, глаголя: «И благослови, честный отче, за неведение мое се ти сътворих, и весь град благослови, и прости послушавших лживых клеветник и оглагольник». И благослови пакы пречистую и честную литургию съвершати. «И моли Бога о граде и о всех людех, да помилуеть Господь и подасть богатно дождь Свой на земьлю»» (БЛДР. Т. 5. С. 46, 50). По молитвам прп. Авраамия засуха прекратилась. В Житии прп. Авраамия также рассказывается об основании И. Авраамиева смоленского в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне мужского монастыря . Первоначально святитель предполагал воздвигнуть каменную ц. во имя сщмч. Игнатия Богоносца «в память собе» и устроить при ней мон-рь. Для этого он купил землю близ города, на к-рой поставил «церквицю во имя Богоносца... потом ту раздрушив и на ино место пресели, и основа болшу, и нарече во имя святое Владычица нашеа Богородица Положение честные Ризы и пояса. И быша в нем неколико братье, блаженым питаеми епископом Игнатием». Игуменом мон-ря И. поставил прп. Авраамия. «Велику же любовь потом стяжаста блаженая: епископ радоваашеся, яко таковаго дарова ему Бог свята и блаженна мужа, Авраамий же радоваашеся, яко тако дарова ему Бог свята и блаженна епископа». Вскоре («мало же по такой любви пожив») И. скончался. Житие сообщает о чуде по его преставлении, свидетелями к-рого были многие: «Велик свет сниде на нь с небесе, яко и страх нападе на вся, и тако взиде, радуяся, на небеса, свершив течение добре о Господе Бозе.

http://pravenc.ru/text/293399.html

свт. Афанасия (Сахарова) (иконы 1934 г., 50-х гг. XX в. в ризнице ТСЛ, СДМ), и на ее повторениях кон. XX - нач. XXI в. (храм Христа Спасителя, церкви Воскресения Христова в Сокольниках, свт. Николая в Клённиках в Москве и др.) И. написан в группе Ярославских чудотворцев (последний во 2-м ряду преподобных). Рисунок того же автора - прямоличная фигура И. в куколе, со свитком в руках под 28 дек. на лицевых святцах русских святых, созданных после 1959 г. в виде прорисей (частное собрание; см.: Juliania (Sokolova), nun. Russian Saints=Святые Руси/Ed. N. Aldošina. [Jyväskyla], 2000. P. 45). Для Миней МП прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной выполнен рисунок преподобного в рост, в схиме, с непокрытой головой, с благословляющей десницей и развернутым свитком в левой руке с текстом: «Не скорбите оубо бpamie мои но по» (Изображения Божией Матери и святых правосл. Церкви. М., 2001. С. 111). Ростовой образ И. в визант. стилистике (2000, иконописец А. В. Алёшин) имеется на фреске в часовне прп. Филиппа Ирапского в Череповце. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 117, 201; Icônes russes: Les saintes/Fondation P. Gianadda. Martigny (Suisse); Lausanne, 2000. P. 112-113. Cat. 37; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 228, 231-239; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 94, 96. Кат. 39, 41. Л. Л. Полушкина, Е. А. Виноградова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп.

http://pravenc.ru/text/293411.html

П.), занеже приложился бяше к Олговичем» ( Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконстр. текста. СПб., 20022. С. 290-291; Карамзин. ИГР. 1991. Т. 2/3. С. 562; ПСРЛ. Т. 18. С. 41). (Др. вариант того же сообщения с правильным указанием смоленского князя - «от Мстислава, свата его», но без имени Смоленского епископа приведен под 6714 в Лаврентьевской летописи (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 424-425); о хронологии статьи см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 88.) И. был послан смоленским кн. Мстиславом Романовичем (1197-1214) к Владимирскому вел. кн. Всеволоду Большое Гнездо для создания союза против боровшейся за Киев коалиции князей Рюрика Ростиславича и Всеволода Святославича Чермного (был ли заключен мир, неизвестно). Имя И. отсутствует в списке Смоленских владык в Симеоновской летописи кон. XV в. (ПСРЛ. Т. 18. С. 23), но этот список неполон в начальной части. И. неоднократно упоминается в Житии прп. Авраамия Смоленского, написанном учеником последнего прп. Ефремом после 1237 г. В центре житийного повествования находятся суд над прп. Авраамием Смоленским и последующее оправдание его. Образ И. в Житии контрастен: он выступает как гонитель преподобного, поверивший клеветникам, затем как его покровитель. Суд над прп. Авраамием (к тому времени иеромонахом Крестовоздвиженского мон-ря), обвиненным представителями смоленского духовенства в некой ереси и недостойной жизни, состоялся на епископском дворе. Оправданный князем и боярами, прп. Авраамий с 2 учениками тем не менее был оставлен И. под арестом (не исключено, что истинной целью этого решения было обеспечение их безопасности). На следующее утро прп. Авраамий, запрещенный в священнослужении, был приговорен к высылке в пригородный Богородицкий мон-рь на Селище, где он некогда принял постриг. Буд. Смоленский еп. Лазарь, бывший в то время священником, убежденный в несправедливости наказания прп. Авраамия, предсказал И. Божие наказание Смоленску. Тогда «блаженый Игнатий... скоро посла по всем игуменом и к всем попом, заповедая и запрещая всем от всякого речениа зла престати, яже на блаженаго Авраамия: «Се бо, послушав вас, на ся от Бога въсприях в векы опитемью.

http://pravenc.ru/text/293399.html

Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 199, 204, 206, 209; Горстка А. Н. Иконы Углича XIV-XX вв. М., 2006. С. 114-116, 187. Ил. 94-96. Кат. 57, 58; Наследие Соловецкого мон-ря в музеях Архангельской обл.: Кат. выст./Сост.: Т. М. Кольцова. М., 2006. С. 32. Кат. 23; Полякова О. А. Архитектура России в ее иконе: Города, мон-ри и церкви в иконописи XVI-XIX вв. из собр. Музея-заповедника «Коломенское». М., 2006. С. 200-205, 249. Кат. 40; Образы и символы старой веры: Памятники старообрядческой культуры из собр. Русского музея/ГРМ; сост.: Н. В. Пивоварова. СПб., 2008. С. 72-73, 82-85, 234. Кат. 62, 70, 204. А. П. Анишина Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) ГРИГОРИЙ Пельшемский, Вологодский, прп. (пам. 30 сент., в Соборе Вологодский святых и в Соборе Костромских святых) ДИМИТРИЙ Прилуцкий († ок. 1406), прп. (пам. 11 февр., в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых) ЕВФИМИЙ И ХАРИТОН († не позднее 1470) и († 11.04.1509), преподобные, Сянжемские, Вологодские (пам.

http://pravenc.ru/text/293415.html

Самый известный научный труд К.- «Очерки по истории древнерусской литературы житий святых» - выходил отдельными выпусками в «Русском филологическом вестнике», потом был защищен как диссертация и опубликован в Варшаве в 1902 г. В предисловии исследователь отметил 4 подхода, сложившихся к тому времени в исследовании житийных памятников: изучение их как лит. формы; определение происхождения «легендарных мотивов»; установление «дидактической направленности» житий и «религиозно-нравственных воззрений» авторов; выявление исторической основы произведений. Отметив выдающийся вклад Ключевского в изучение рус. агиографии, К. обозначил свой подход к исследованию агиографических памятников: взглянуть «на житие не как на исторический источник, а как на литературный памятник». Задачами К. были: «1) изучение легендарных сюжетов житий и 2) изучение отражаемого ими религиозно-нравственного мировоззрения» (Очерки. 1902. С. VIII). Подобно большинству исследователей XIX - нач. XX в., К. был уверен, что «краткие жития составлены из пространных» (Там же. С. 27). А. П. Кадлубовский. Фотография. Нач. ХХ в. А. П. Кадлубовский. Фотография. Нач. ХХ в. Первые 4 очерка монографии посвящены преимущественно изучению «легендарных мотивов» и установлению заимствований в русских житиях из визант. агиографических сочинений, в 5-м очерке анализируются «данные для истории идей и взглядов... в житиях XV и XVI в.» (Там же. С. VIII). В 1-м («К вопросу о Житии преподобного Авраамия Ростовского»), 2-м («Великомученик Меркурий Кесарийский и мученик Меркурий Смоленский») и 3-м («Св. великомученик Никита и св. Никита, столпник Переяславский») очерках ученый выявил круг визант. житий, повествовательная модель к-рых была положена в основу житий названных рус. святых. В 4-м очерке («Легендарные рассказы Волоколамского патерика») К. обратился к тексту Досифея (Топоркова) . Проанализировав Иосифо-Волоколамский патерик , исследователь пришел к выводу, что «сама форма его представляет продукт сознательного подражания переводным памятникам» (Азбучному, Египетскому, Скитскому патерикам, «Лугу духовному», «Диалогам» Григория I Великого ). В 5-м, самом большом по объему очерке «Русские жития XV-XVI вв. и современные им направления русской религиозной мысли» К. поставил задачу определить, учила ли агиобиография «каким-либо определенным добродетелям и каким именно; выражает ли она известный религиозно-нравственный идеал и может ли рассматриваться как отражение культурного состояния эпохи» (Там же. С. 163). К. рассмотрел 30 текстов (различные редакции Житий прп. Сергия Радонежского, прп. Кирилла Белозерского, прп. Димитрия Прилуцкого, прп. Дионисия Глушицкого, Павла Обнорского, прп. Пафнутия Боровского, св. митр. Ионы, прп. Иосифа Волоцкого и др.), разделив их на 3 хронологические группы: относящиеся к периоду ранее деятельности Московского митр. св. Макария , тексты эпохи митр. Макария, более поздние произведения.

http://pravenc.ru/text/1319778.html

В 2016 году удостоен права ношения набедренника. Авраамиев монастырь — один из древнейших монастырей Смоленска, основан в начале XIII века епископом Игнатием. Обитель прославилась после того, как сюда пришел преподобный Авраамий. На протяжении ряда веков монастырь являлся духовно-просветительским центром Смоленска. В 1609-1611 годах монахи монастыря активно участвовали в обороне Смоленска от польского войска. После падения города поляки подвергли монастырь разграблению. Его возрождение началось лишь после освобождения Смоленска. Роль обители как роль духовно-просветительского центра возросла после размещения на ее территории основанной в 1728 году Смоленской духовной семинарии. Примерно в середине XVIII века на пожертвования купца Бориса Пискарева здесь был возведен двухэтажный каменный храм с престолами во имя Преображения Господня, преподобного Авраамия и Меркурия Смоленского. Храм получил название Преображенского, а монастырь стал называться Спасо-Авраамиевым. После захвата в 1812 году французами Смоленска монастырь, как и за 200 лет до того при поляках, подвергся разграблению. В начале ХХ века монастырь относился к первоклассным. В обители было два храма с пятью престолами: соборный храм Преображения Господня и Введенский храм. Главной святыней монастыря были мощи прп. Авраамия Смоленского. После революции монастырь был закрыт, власти открыли в нем концентрационный лагерь. Все, кто жил в монастыре, были уничтожены. Мощи преподобного Авраамия бесследно утрачены. Позже монастырские здания передали военному ведомству. В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений подверглась разрушению. В 2000 году решением Священного Синода Смоленский Спасо-Авраамиев монастырь был вновь открыт. 16 ноября 2008 года митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, ныне Святейший Патриарх Московский и всея Руси, освятил престол и совершил первую Литургию в нижней церкви Спасо-Преображенского собора. В 2013 году было завершено возвращение монастыря Церкви; были переданы настоятельские и монашеские кельи, а также две башни Смоленской крепостной стены — Авраамиева и Заалтарная, и прясла между ними.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛАЗАРЬ Еп. Смоленский (не ранее 1205 - ок. 1225/26). Хиротонисан во епископа Смоленского Киевским митр. Никифором II (не ранее 70-х гг. XII в., до 1183 - не ранее 1199) или Матфеем (до 1210-1220); вопрос о том, кто из них занимал Киевский митрополичий престол в 1199-1210 гг., остается неясным. Л. был следующим епископом на Смоленской кафедре после свт. Игнатия (упом. под 1205 г.- ПСРЛ. Т. 18. С. 41). Его имя отсутствует в списке Смоленских владык в Симеоновской летописи кон. XV в. (Там же. С. 23), но этот список явно неполон в своей начальной части (в него не включен ни один епископ, занимавший кафедру между 1-м Смоленским еп. Мануилом и Феофилактом, рукоположенным в 1354-1356). В списке-помяннике Смоленских владык в Требнике смоленского происхождения (ГИМ. Син. 377. Л. 226 об., ок. 1518) Л. указан как 5-й Смоленский епископ, между Игнатием и Афанасием ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 224). Сведения о Л. содержатся в Житии прп. Авраамия Смоленского - памятнике смоленской литературы 2-й трети XIII в. (не ранее 1237), написанном учеником святого прп. Ефремом . Будучи священником одного из смоленских храмов, Л. защищал прп. Авраамия (который был запрещен церковным судом в служении литургии и сослан в пригородный Успенский Селищенский монастырь) от наветов его противников перед лицом свт. Игнатия: «Сьй бо виде и слыша, яко вся бес правды, яже на блаженаго Авраамиа ону крамолу въздвигнули... пришед глагола к епископу Игнатию: «Великой есть быти опитемьи граду сему, аще ся добре не опечалиши»; яко же и бысть. Блаженый Игнатий сего послуша, скоро посла по всем игуменом и к всем попом, заповедая и запрещая всем от всякого речениа зла престати, яже на блаженаго Авраамия» (Житие прп. Авраамия Смоленского. 1912. С. 11-12). В Житии прп. Авраамия Л. называется «блаженым» и указывается, что он был епископом после Игнатия, «истинною рещи, яко поборник и пастух Христовы Церкве словесных овець», однако вынужден был оставить кафедру: «...сьй бо беаше Бога ради оставил епискупью свою и за многое обидение святых церквеи, иже обидят и властели, отъимающе чюжая бес правды и обидящих вдовица и сироты» (Там же. С. 11). Пример Л., согласно Б. Н. Флоре , наряду с др. примерами показывает, что «в XIII в. русская церковная иерархия стремится пересмотреть традиционные отношения со светской властью, расценивая обычную практику светских патронов по отношению к церковному имуществу как «грабеж и насилие»» ( Флоря Б. Н. Исследования по истории Церкви: Древнерус. и слав. Средневековье. М., 2007. С. 90).

http://pravenc.ru/text/2462529.html

(Спасо-Авраамиев Богородицкий училищный), в Смоленске, основан в кон. XII или нач. XIII в. по благословению свт. Игнатия , еп. Смоленского. Первым настоятелем обители, являвшейся ктитореей свт. Игнатия, был назначен прп. Авраамий Смоленский . В годы игуменства преподобного обитель отличалась как материальным достатком, так и строгостью при приеме иноков. Преемником прп. Авраамия был архим. Ефрем , автор жития преподобного. Первоначально мон-рь назывался Богородицким (первая церковь, построенная в обители, освящена в честь Положения ризы Пресв. Богородицы), в источниках XVII в. его называют Авраамиевым, а после постройки в нем в 1755 г. Преображенской ц.- Спасо-Преображенским Авраамиевым. Сведения об обители с нач. XIII в. до возобновления ее в сер. XVII в. крайне скудны. Архим. Леонид (Кавелин) и В. С. Иконников предполагали, что автор описания паломничества в Иерусалим, совершенного из Смоленска в 70-х гг. XIV в., Агрефений, названный в тексте памятника архимандритом Богородицкого мон-ря, был настоятелем именно А. с. м. Возможно также, что обитель упоминается в донесении 1508 г., посланном гетманом кн. К. И. Острожским польск. кор. Сигизмунду I , где содержится просьба вернуть занятые гетманом во время смоленского похода деньги («У Аврама у Смоленску ж позычил есми тридцать коп грошей» - АЗР. СПб., 1848. Т. 2. 45). При строительстве Смоленской крепости, завершенном в 1602 г., обитель была включена в ее пределы. При взятии Смоленска поляками в 1611 г. мон-рь был разорен и обращен в католич. доминиканский училищный мон-рь, а в 1634 г.- упразднен. Воссоздан как правосл. обитель в 1654 г., после возвращения Смоленска в состав России. В 1658 г. А. с. м. стал архимандритией. С 1728 г. при обители размещалась Смоленская ДС, ректоры к-рой являлись настоятелями мон-ря. До сер. XVIII в. все сооружения мон-ря, в т. ч. и Ризоположенская ц., были деревянными. В 1755 г. (по др. данным, в 1765) был выстроен двухэтажный каменный собор (верхняя церковь - Преображенская, нижняя - во имя святых Авраамия и Меркурия чудотворцев); в 1773 г. возведена Введенская ц. В 70-80-х гг. XVIII в. в обители были построены семинарские корпуса, дом настоятеля, библиотечные и учительские кельи, вокруг построек сооружена ограда с башнями. В XIX в. по просьбе горожан к А. с. м. была приписана Благовещенская ц., построенная в 1840 г. на Молоховских крепостных воротах. В кон. XIX в. в обители располагался епархиальный свечной завод. По штатам 1764 г. А. с. м. был отнесен к числу второклассных. Во время Отечественной войны 1812 г. обитель была превращена французами в военный лазарет. Занятия в семинарии возобновились уже в сент. 1813 г. С сер. XIX в. в мон-ре ежегодно 6 и 21 авг. совершались крестные ходы в с. Богородицкое, к месту подвигов прп. Авраамия.

http://pravenc.ru/text/62896.html

А. А. Романова Иконография На литографии по рисунку С. Морозкина 1892 г. И. представлен вместе с прав. Григорием Китовским (см. в ст. Григорий, Евфросиния, Артемий и Димитрий ) на фоне Шуи в молении Шуйской Смоленской иконе Божией Матери. И.- старец с седой бородой средней длины, облачение монашеское ( Миловский Н. М., свящ. Неканонизированные святые г. Шуи (Владимирской губ.): Опыт агиогр. исслед. М., 1893. Вкл.). На иконе Л. С. Узловой (2005, Шартомский Никольский мон-рь) И. показан в рост, вполоборота влево, на фоне мон-ря, в молении Казанскому образу Божией Матери в облачном сегменте. Средовек с окладистой бородой, облачен в охристую рясу и коричневую мантию; параман и куколь синие. Образ И. помещен в нише сев. стены в росписи ц. Казанской иконы Божией Матери в Шартомском Никольском мон-ре (2008). Э. П. И. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛИПИЙ (Алимпий; XI в.) иером. Киево-Печерского мон-ря, первый известный по имени иконописец , прп. (17 авг., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю неделю Великого поста - в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских и Собор всех святых, в Малой России просиявших) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНТОНИЙ (Путилов; 1795-1865), прп. Оптинский (пам. 7 авг., в Соборе преподобных Оптинских старцев и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) ГЕННАДИЙ (в миру Григорий; † 1565), прп. (пам. 19 авг., 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 3-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Белорусских святых) ГЕРАСИМ (Григорий Михайлович; 1488/89-1554), прп. Болдинский (пам. 1 мая, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых)

http://pravenc.ru/text/468877.html

В связи с указом имп. Петра I 1724 г. о закрытии малобратственных мон-рей Ж. м. стал приходским храмом, братия, по-видимому, была переведена в Селижаровский мон-рь. Указом имп. Петра II Ж. м. был возрожден, ему были возвращены имущество и святыни. По штатам 1764 г. Ж. м. отнесен к заштатным. Храмы и другие постройки Согласно описи, в 1724 г. в Ж. м. находилась деревянная брусяная «о 5 поясах» ц. в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и деревянной 8-гранной колокольней. В храме находился 4-ярусный иконостас, в приделе был размещен 2-ярусный. Собор в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» и колокольня. 1737–1742 гг. Фотография. Кон. XIX в. Собор в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» и колокольня. 1737–1742 гг. Фотография. Кон. XIX в. Одноименный одноглавый каменный храм был построен в 1737-1742 гг. по благословению Святейшего Синода от 13 июня 1734 г., освящен 16 дек. 1743 г. настоятелем торопецкого Небина мон-ря архим. Авраамием. Заказчиком храма был иером. Тарасий (Валтухов). В 1746 г. был освящен теплый правый придел во имя Трех святителей; в помещении к западу от него 3 (по др. сведениям, 13) дек. 1878 г. освящен придел во имя прп. Нила Столобенского. В архитектуре храма, построенного по типу восьмерик на 2-светном четверике с граненой апсидой, элементы нарышкинского стиля (разорванные фронтоны и т. п.) сочетались с уникальным декором в традициях XVII в. (ряды ширинок, ложные закомары). По благословению еп. Тверского Афанасия от 9 нояб. 1761 г. к храму был пристроен и 21 сент. 1762 г. освящен левый теплый придел во имя свт. Димитрия Ростовского. К западу объем придела был продолжен помещением ризничной палатки. В 1766 г. завершение храма было изменено, он стал 5-главым. Сочетание пятиглавия с восьмериком, в целом встречающееся редко, было характерным для зодчества Осташкова сер. XVIII в. Восьмерик храма и его завершение не сохранились. Интерьер собора в честь Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия». Фотография. Кон. XIX в.

http://pravenc.ru/text/182319.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010