Артемия, Косьмы и Дамиана, Фанурия и Ферапонта Кипрского, в биографиях знаменитых основателей и основательниц столичных монастырей: преп. Александра и Маркелла Акимитов, Исаакия и Далмата, Феодора Хорского, Иоанна Психаита и Иоанна Постника , преп. Домвики, Матроны, Евфросинии и Ирины, перед нами встаёт шумная оживлённая жизнь миллионной столицы, и быт различных слоёв её населения. Читая жития преп. Варвара, Афанасия Мефонского, Петра Аргивского, Луки Элладского, Никона Метаноите, Марфы Монемвасийской и Мелетия Нового, мы переносимся в пустеющую, разоряемую арабскими и славянскими нашествиями захолустную провинцию Эллады и Пелопоннеса. Жития преп. Давида Солунского, Григория Декаполита , Иосифа Песнописца, Феодоры Солунской и Фотия Фессалийского, равно как и замечательные повествования о чудесах вмч. Димитрия Солунского, знакомят нас с бытом второго по величине и богатству европейского города империи – Солуни. Быт полуварварской Македонии и Фракии отразился в житиях преп. Германа Козинитского, монаха Власия, Марии Новой, Евоимия Мадитского, Дорофея Фракийского и Кирилла Филеота. Жизнь раннего Афона рисуют жития преп. Петра и Афанасия Афонских , Павла Ксиропотамского, Ефимия Иверского и Ефимия Нового. Запустение и одичание островов Архипелага в эпоху арабских набегов и хозяйничанья пиратов нашли себе выражение в житиях преп. Андрея Критского , Давида, Симеона и Георгия Митиленских, Даниила Фасосского, Афанасии Эгинской, Феоктисты Лесбийской, Христодула Патмоского и Григория, еп. Ассийского, в собрании чудес муч. Фанурия и в рассказе о перенесении мощей вмч. Ефимии Всехвальной. Несколько подробностей из быта Южной России – отдалённой провинции империи, сообщают жития святителей: Василия и Капитона Херсонских, Стефана Сурожского и Иоанна Готейского. Особенно значительный агиографический материал выставила главная и богатейшая область византийской культуры – Малая Азия. Отсюда мы имеем вифинские жития преп. Авксенция, Вендимиана, Ипатия Руфинианского, Авраамия Кратейского, Луки Столпника и Михаила Малеина, жития подвижников Олимпа: преп.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Агиография IV, V и VI вв. вскрывает чрезвычайно важный факт обширной сирийской диаспоры, которая уже была отмечена в исторической литературе как один из могучих факторов распространения переднеазиатских культов в римском обществе II и III вв. 115 . О сирийской диаспоре прежде всего свидетельствует сирийское происхождение целого ряда святых, живших и подвизавшихся в разных местах империи. Из Сирии происходили препп.: Авксентий, Авраамий Кратейский, Андрей Критский , Вар и Дий Константинопольские, Даниил Столпник, Иаков Постник, Иоанн Златоуст , Малх инок, Маркелл Акимит, Равула Самосатский, Роман сладкопевец , Серапион Милостивый, Стефан игумен (Χηνολκκου), Иоанн игумен кафарийский, Феофан и Пансемна 116 . Затем идут сообщения самой агиографии о сирийцах, живших вне Сирии. Так, мы читаем, что Парфений Лампсакский исцелил сирийца в своём городе 117 . Редактор жития преп. Ипатия Руфинианского пишет, что основной текст жития принадлежал ученику святого – сирийцу 118 . Житие преп. Маркиана эконома рассказывает, что святой купил в Константинополе дом у вдовы чиновника Нико, которая происходила из Антиохии и после смерти мужа хотела возвратиться на родину 119 . В житии преп. Даниила Столпника встречаемся с придворным Геланием, который был «сиро-перс» из Месопотамии и объяснялся со святым по-сирийски 120 . В «Лимонаре» Иоанна Мосха есть рассказ о двух братьях-ювелирах, сирийцах по национальности, которые, составив в Константинополе состояние, решают вернуться на родину и наследовать отеческий дом 121 . У него же читаем о сирийском монахе, проживающем в Александрии 122 . Даже в XI в. агиография засвидетельствовала иммиграцию сирийцев в Грецию, сообщая в житии преп. Мелетия Нового о Барде, знатном поселенце в Фивах, явившемся туда из Сирии 123 . Наконец, к данным агиографии можно прибавить показания других источников. Агафия, рассказывающего о сирийце Урании, философе-шарлатане, морочившем жителей столицы своими мнимыми познаниями 124 , Феофана, сообщающего о массовых насильственных переселениях сирийцев-монофизитов в Европейскую Грецию при Константине 125 ; «Устава эпарха», называющего сирийских купцов в Константинополе 126 , и Кедрина, говорящего о сирийских торговцах в поселениях на северо-восточной границы империи 127 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преобладание Востока в ранней византийской агиографии подтверждает и перечень житий V века. К этому столетию относятся: сирийские жития препп. Симеона Столпника, Андроника и Афанасии, Пелагии Антиохийской, палестинские жития препп. Порфирия Газского, Евфимия В., Герасима Иорданского, Анины и мучч. синаитов, египетские жития препп. Паисия, Пимена, Арсения, Виссариона, Евфросинии, Аполлинарии, Евпраксии Фиваидской и Феодоры Александрийской, малоазийские жития препп. Ипатия Руфинианского, Авксентия, Вендиамина и Акакия Мелитинского , далее, жития западных благочестивых аристократок препп. Мелании и Евсевии, константинопольская легенда о Феодуле Столпнике и константинопольские жития: патриархов Иоанна Златоуста и Анатолия, препп. Даниила Столпника, Исаакия, Далмата, Александра и Маркела Акимитов, Маркиана эконома, Олимпиады диакониссы, Матроны Пергской, Домники, Иоанна Кущника и Дия. Данный перечень не только указывает на преобладающее значение в византийской религиозности V в. Палестины и Египта, но также выясняет и значительную роль самой столицы, как нового центра благочестия. Основываются знаменитые константинопольские монастыри: восточные подвижники (Даниил, Дий, Матрона, Александр, Исаакий и Далмат) переселяются в Константинополь. Всё предвещает и грядущую славу «царственного града», как средоточия византийских святынь, и знаменательное передвижение центра тяжести культуры из восточных областей империи на берега Босфора, и централизацию византинизма в его столице. К IV столетию относятся: константинопольские жития патриархов Мины, Евтихия и Иоанна Постника , препп. Симпсона Ксенодоха, Вара, Патапия и Феодора Хорского; константинопольские легенды о препп. Ксенофонте и Марии, Евлогии Камнетёсе и Анастасии Патрикии, солунское житие преп. Давида, малоазийские жития препп. Феодора Сикеота, Авраамия Кратейского и муч. Голиндухи, легенды о Марии-Марине и Феофиле экономе; сирийские жития препп. Симеона Столпника Дивногорца, его матери Марфы и Симеона Юродивого из Эмесы, легенда об Авраамии и Марии; палестинские жития препп. Саввы Освященного, Феодосия В., Феогния Витилийского, Иоанна Молчальника, Кириака, Иакова Постника и Досифея, александрийское собрание чудес мучч. Кира и Иоанна и аскетическая легенда о Марии Египетской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Vita Cyriac. 14-16//Ibid. S. 229-231). 21 февр. 555 г. К. С. покинул мон-рь прп. Евфимия и в числе 120 монахов был направлен патриархом Иерусалимским Евстохием (552/3-563) в Новую лавру прп. Саввы, после того как из нее с помощью военной силы были изгнаны монахи-оригенисты (Vita Sabae. 89-90//Ibid. S. 199-200). Ок. 2 лет после этого К. С. продолжал собирать сведения о святых Евфимии и Савве и по просьбам игум. Георгия из Веэллы и прп. Иоанна Молчальника приступил к составлению Житий (Vita Euthym. 83-85//Ibid. S. 83-84). В 557 г. по совету тех же Георгия и Иоанна К. С. перешел в лавру прп. Саввы, где предположительно оставался до самой смерти (Vita Ioan. Hesych. 20//Ibid. S. 217; Vita Sabae. 75//Ibid. S. 181, 187). В груз. версии Жития прп. Иоанна Молчальника указывается точная дата смерти святого - 8 янв. 559 г. К. С., следов., умер после этой даты ( Garitte. 1954). Если признавать подлинность сохранившейся только на слав. языке «Похвалы в честь преподобных Евфимия Великого и Саввы Освященного», то можно полагать, что К. С. дожил до 90-х гг. VI в. Сочинения К. С. является автором 7 Житий палестинских подвижников V-VI вв.: Евфимия Великого, Саввы Освященного, Иоанна Молчальника, Кириака Отшельника, Феодосия Великого , Феогния Витилийского, Авраама , еп. Кратейского. С преподобными Саввой, Иоанном и Кириаком К. С. был лично знаком, сведения о других он мог почерпнуть из рассказов очевидцев их жизни, это придает сочинениям К. С. большую историческую ценность. Хотя, по мнению некоторых исследователей, Жития не лишены тенденциозности, большинство ученых считают их надежными источниками сведений по истории палестинского монашества V-VI вв., а также по истории принятия IV Вселенского Собора в Палестине и т. н. вторых оригенистских споров (сер. VI в.). Относительно точно датируются Жития святых Евфимия, Саввы и Иоанна, время составления остальных Житий неизвестно. По мнению Б. Флюзена, они были написаны после 3 указанных Житий, в период пребывания К. С. в лавре прп. Саввы ( Flusin.

http://pravenc.ru/text/1840445.html

О жизни св. Иоанна Богослова в Эфесе свидетельствуют такие церковные писатели, как св. Ириней Лионский , Поликарп Эфесский, Аполлоний , Климент Александрийский , Ориген , Евсевий. Евсевий Кесарийский писал: «Вернувшись после смерти тирана (Домициана. – А.Б.) с Патмоса в Эфес, он (св. Иоанн Богослов. – А.Б.) по приглашению навещал ближайшие местности – где поставить епископов, где устроить целые Церкви, где ввести в клир человека, указанного Духом». По свидетельству церковного историка, в Эфесе находится и могила апостола: «Иоанн, возлежавший на груди у Господа, священник... мученик и учитель, покоится в Эфесе. (См.: Евсевий Памфил . Церковная история. M., 1993. С. 98.) Св. апостол Иоанн Богослов оказал лично огромное влияние на духовное устроение Церкви в Эфесе. (См.: Постнов М. Э. История христианской Церкви. Брюссель, 1964 С. 76; Кассиан (Безобразов) , еп. Указ. соч. С. 331–335.) 605 Не вполне ясно, какой Павел имеется в виду. Павел ли Ираклейский или Павел, епископ Кратейский. Скорее всего, Палладий говорит о Павле Ираклейском, так как Златоуст в деле Антонина Эфесского еще раньше, по свидетельству Палладия, прибегал к его помощи. (См.: Палладий Еленопольский . Диалог.../Наст. изд. С 121.) Вторым спутником Златоуста был Кирин Халкидонский, ставший вскоре его противником. Такое доверие св. Иоанна Златоуста к епископам, впоследствии сделавшийся его явными врагами и гонителями, свидетельствует о его нравственной и духовной чистоте и является для Палладия, как апологета Златоуста, существенным аргументом в его защите. 607 Поскольку епископ Антонин умер и Евсевий больше не может обвинять его, он становится обвинителем тех епископов, которые были рукоположены за деньги. Виновными в симонии считались как рукополагавшие за деньги, так и рукоположенные. (См. прим. 419.) 608 Евсевий примиряется с обвиненным им же самим Антонином с целью прекратить дело. Кроме этого, он обманывает судей, назначенных собором. Его поведение квалифицировалось как поведение доносчика. 609 Куриал – член курии, выборного органа городского самоуправления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Юлиана Отступника Василиной, присвоил деньги; вновь сошелся с оставленной женой, к-рая родила от него ребенка (или неск. детей); продавал епископские хиротонии ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 13//SC. 341. P. 274-276). Было решено начать расследование с последнего пункта обвинения как с самого тяжкого. Поскольку еп. Антонин и поставленные им епископы отрицали свою вину, И. З. принял решение отправиться в Асию и разобраться на месте. Но из имп. дворца (не без участия еп. Антонина) И. З. оповестили, что он выбрал неблагоприятное время для отлучки из К-поля ввиду угрозы со стороны Гайны (вскоре И. З. был послан к нему для переговоров). Вместо И. З. в Асию для рассмотрения дела отправились епископы Палладий Еленопольский и Синклитий Трианопольский, но, собрав свидетелей и обвиняемых г. Гипепы (между Сардами и Эфесом) и пробыв там нек-рое время, вернулись в К-поль ни с чем, т. к. все свидетели и главный обвинитель еп. Евсевий были подкуплены еп. Антонином. Вскоре внезапно умер еп. Антонин (дата неизв.). Тогда асийские епископы и эфесские клирики написали И. З. письмо, в к-ром просили его приехать и разобраться. И. З. на сей раз смог оставить К-поль и отправился в Эфес. Нерешенной остается проблема датировки этой поездки. В гомилии «О возвращении» И. З. говорит, что отсутствовал более 100 дней и сожалеет, что не успел отпраздновать Пасху в К-поле, т. к. вернулся вскоре после нее ( Ioan. Chrysost. De regres.//PG. 52. Col. 421). Возможны 2 варианта: поездка продолжалась с кон. нояб. 400 до сер. апр. 401 г. (Пасха была 14 апр.) ( Uthemann.1995. Sp. 1488; Voicu.1989. Sp. 752-753; Aubineau. 1983. P. 13) или с дек. 401 до 1-й пол. апр. 402 г. (Пасха была 6 апр.) ( Kelly. 1995. P. 172). Ни Сократ, ни Созомен не противоречат тому, что И. З. мог вернуться в К-поль как в 401, так и в 402 г. Морем И. З. добрался до г. Апамея, где его ждали епископы Павел Кратейский (Флавиопольский), Кирин Халкидонский и Палладий Еленопольский; оттуда по суше все направились в Эфес. На Собор прибыли 66 архиереев и 6 обвиняемых в симонии епископов.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

З. для совместного рассмотрения канонов. Из них епископы Елпидий Лаодикийский (в 406 низложенный и сосланный, в 414 восстановленный на кафедре; находился в переписке с И. З. во время ссылки последнего) и Транквиллий убедили имп. Аркадия повелеть епископам Антиоху и Акакию поставить подписи под правилами арианского Собора, указав, что разделяют веру составивших их. Те отказались, и Собор не принял никакого решения по делу И. З. В течение Великого поста 404 г. И. З. продолжал служить и проповедовать, пока епископам не удалось убедить императора в виновности И. З. и добиться распоряжения, чтобы он до Пасхи покинул храм (Ibid. P. 190). Еп. Феодорит Кирский сообщает, что И. З. было поставлено в вину то, что он совершал литургию после низложения, на что святитель отвечал, что на Соборе «при Дубе» он не был, обвинений не слышал, оправданий не приносил, а сослал его и вернул в К-поль император своим указом ( Theodoret. Hist. eccl. V 34). Но оправдания И. З. не имели уже никакой силы, и в Великую субботу имп. Аркадий повелел ему покинуть храм, ссылаясь на то, что он низложен 2 Соборами. И. З. категорически отказался это сделать добровольно, предложив императору изгнать его силой. Однако в имп. дворце опасались новых знамений или несчастий и потому, изгнав И. З. из церкви, обязали его некоторое время оставаться в епископском доме, чтобы иметь возможность быстро вернуть его, если что-то произойдет. Епископы Акакий и Антиох заверили императора, что ответственность за низложение И. З. полностью лежит на них. Тогда 40 епископов из окружения И. З. пришли в к-польский мартирий, где находилась имп. чета, и еп. Павел Кратейский (Флавиопольский) просил имп. Евдоксию оставить И. З. в храме и не допустить кровопролития на Пасху. Однако их усилия оказались тщетными ( Pallad. Dial. de Vita Ioan. Chrysost. 9//SC. 341. P. 192-194). События, происшедшие на Пасху 404 г., трактуются источниками по-разному. И. З., будучи отстранен имп. указом от служения, пребывал в своем епископском дворце. В храме же, по-видимому, собрались на пасхальную ночную службу преданные И.

http://sedmitza.ru/lib/text/965169/

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Скончался митрополит Италийский и Мальтийский Геннадий (Зервос) 17.10.2020 Митрополит Италии и Мальты Геннадий (Зервос) (Константинопольский Патриархат) скончался рано утром 16 октября после тяжелой болезни в возрасте 83 лет. Покойный иерарх нес епископское служение в Италии с 1970 года. За это время в стране было создано более 50 православных приходов и 5 монастырей, а также возрожден греческий монастырь св. Георгия в Венеции, сообщает сайт Orthodox Christianity. Цамбикос Зервос родился в 1937 году на Родосе, богословское образование получил на о. Патмос и в Халкинской богословской школе в Стамбуле. В 1960 году был пострижен в монашество с именем Геннадий и рукоположен во диакона, на следующий год окончил семинарию, а в 1963 был хиротонисан во священника. В 1967 был назначен протосингелом Австрийской митрополии (в состав которой входила территория Италии), а также возведен в сан архимандрита. В 1961-66 служил в греческом храме свв. Петра и Павла в Неаполе, изучал психологию и социологию в Неаполитанском университете, а на Папском богословском факультете Южной Италии защитил докторскую диссертацию на тему “Вклад Вселенского патриархата в единство христиан”. В 1971 архимандрит Геннадий был избран титулярным епископом Кратейским с резиденцией в Неаполе, став первым со времени разделения Церквей православным епископом в Италии. Когда в 1991 году была сформирована Италийская митрополия, епископ Геннадий продолжал служить на прежнем месте в качестве ее викария, а в 1996 был назначен ее митрополитом. В 2005 году к митрополии были присоединены греческие приходы Мальты. В качестве представителя Константинопольского патриархата митрополит Геннадий участвовал во многих конференциях, мероприятиях и экуменических встречах. В январе 2020 года он вместе с Папой Франциском и представителем архиепископа Кентерберийского молился у гроба св. Апостола Павла в Риме в рамках Недели молитвы о единстве христиан. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 17.10.2020 20:10:20

http://drevo-info.ru/news/26214.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @10982@ Подпись к иллюстрации: Еп. Кратейский Андрей (Пешко) Размер файла: 44.83 Кб Кто разместил: Харин, Илья Николаевич Дата размещения 20.07.2014 16:46:54 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/10982.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Архимандрит Афинагор (Фазиоло) хиротонисан во епископа Термийского 13.12.2022 Хиротония нового православного епископа состоялась 8 декабря в Венеции, сообщает vema.au. Архимандрит Афинагор (Фазиоло) был рукоположен во епископа Термийского , викария Италийской митрополии . Хиротония состоялась в греческом соборе св. Георгия в центре Венеции. Ее возглавил митрополит Италийский Поликарп, которому сослужили четыре архиерея Константинопольской Церкви: митрополит Австрийский Арсений, митрополит Галльский (Французский) Димитрий и два викария Италийской митрополии – епископ Кратейский Георгий и епископ Котиайский Дионисий. Епископ Афинагор (в миру Альчиде Фазиоло) родился в 1960 году в Маньяно-да-Ривьера (провинция Удине на севере Италии). В 1994-м в Триесте был рукоположен во диакона и пресвитера, сообщает Википедия. С 1995 года служил в Ливорно, а с 2021-го – в женском монастыре св. Варвары в Монтанере (провинция Тревизо). 28 ноября 2022 года синод Константинопольской Церкви избрал трех архимандритов – Афинагора (Фазиоло), Георгия (Антонопулоса) и Дионисия (Папавасилиу) – викариями Италийской митрополии. Хиротония епископа Георгия состоялась в Георгиевском соборе в Венеции 4 декабря, а епископа Дионисия – там же 6 декабря. 56-летний епископ Георгий служит в Неаполе, а 50-летний епископ Дионисий – в Болонье. Новый архиерей продолжит служить в монастыре св. Варвары. По данным сайта Friulioggi, епископ Афинагор стал первым этническим итальянцем среди епископов греческой православной митрополии. Благовест-Инфо / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 13.12.2022 17:30:08

http://drevo-info.ru/news/28594.html

   001   002