В сентябре 1970 г. Никольская церковь обмерена и обследована Костромской СНРПМ; вслед за этим составлен проект реставрации здания. Настоящим проектом предусматривается возможно полное восстановление здания в его первоначальном виде: заделка поздних проёмов, восстановление оконных четвертей, вычинка стен и карнизов, восстановление вырезанных железных связей в церкви, восстановление кирпичного завершения с маковицей и крестом, восстановление кровли и междуэтажного перекрытия в южной части здания. Восстанавливается выходящий на запад дверной проём из церкви и наличник вокруг него. Проект составлялся до проведения зондажей, а посему неизбежно должен носить в некоторых частях эскизный характер. Так, весьма приближённо показаны на проекте окна кельи нижнего этажа, в значительной степени по аналогии решены оконные четверти в церкви. Но совершенная необходимость скорейшего начала восстановительных работ и отсутствие пока там рабочих, способных делать зондаж, побуждает к немедленному составлению проекта. Все необходимые уточнения будут сделаны параллельно с основными строительными работами. К моменту обмеров венчающее здание ступенчатое завершение с главкой отсутствовало; проект его восстановления сделан по фотографиям В. Кларка. Корректировка его основных членений должна быть произведена на макете в натуральную величину. Это осуществимо в ходе работ. Безусловно, необходимо удаление земляной насыпи, скрывающей восточный фасад нижнего этажа, и открытие Святых ворот. В какой-то мере проблематично помещение в проекте окна во 2-м этаже на южном, торцевом фасаде здания, там, где сейчас зияет огромный арочный проём. Но наличие в восточной стене трапезной, несомненно, первоначального дверного проёма, небольшие размеры трапезной, делают труднодопустимым существование в ней второй наружной двери: скорее, здесь было окно. На несомненное же существование здесь какого-то проёма указывает распалубка, врезающаяся в цилиндрический свод над трапезной. Естественна необходимость восстановления наружной деревянной лестницы для попадания (после удаления у восточного фасада земляной насыпи) в трапезную. Не исследованы откосы трёх арочных проёмов в стене, отделяющей трапезную от церкви. Скорее всего, они имели кирпичные четверти. Нужные для установления истины исследования поневоле отодвигаются до начала общевосстановительных работ.

http://sobory.ru/article/?object=05160

Со временем епархии возвратили здания соборов в районных центрах: в 1988 г.- Успенский собор в Кологриве, в 2002 г.- Тихвинский (Александро-Невский) собор в Макарьеве, в 2004 г.- Благовещенский собор в Буе и Богородице-Рождественский собор в Солигаличе. В 90-х гг. начали восстанавливать старые и строить новые часовни. На 1 янв. 2003 г. в епархии было 23 часовни, на 1 янв. 2008 г.- 36, на 1 янв. 2010 г.- 45. Колокольня Знаменского мон-ря. Фотография. 2009 г. Колокольня Знаменского мон-ря. Фотография. 2009 г. В 1990 г. был возрожден Богоявленско-Анастасиин жен. мон-рь, в 1991 г.- Авраамиево-Городецкий муж. мон-рь, в 1992 г.- Пахомиево-Нерехтский жен. и Троицкий Ипатиевский мон-ри, в 1993 г.- Макариево-Унженский жен. мон-рь, в 1994 г.- Паисиев жен. мон-рь, в 1995 г.- Иаково-Железноборовский мужской мон-рь. Возникло и несколько новых обителей: Знаменский жен. мон-рь в Костроме, Успенская Тетеринская жен. пуст. (1993), Домнинский во имя св. Царственных страстотерпцев женский монастырь (2004). В ходе ремонта храмов были полностью восстановлены несколько разрушенных колоколен. В 1995-1996 гг. в Галиче отреставрировали шатровую колокольню ц. Василия Великого в Рыбной слободе, в 1995-2001 гг.- колокольню Знаменской ц. в Костроме, на рубеже XX и XXI вв.- 3-ярусную колокольню Никольской ц. в г. Мантурове, на которую в окт. 2003 г. подняли колокола. В нач. XXI в. в епархии заметно увеличилось количество храмов. В 1995 г. их насчитывалось 152, в 1998 г.- 159, в 2003 г.- 185. Наряду с восстановлением старых церквей строились новые. В 1989-2009 гг. появились 38 новых храмов, из них 21 приходский, 16 домовых и кладбищенский. В числе новых церквей - храм во имя свт. Тихона, патриарха Московского и всея России, и всех новомучеников и исповедников Российских в Костроме, храм во имя прп. Тихона Лухского в г. Волгореченске, храм во имя блгв. вел. кн. Александра Невского в пос. Сухоногово Костромского р-на, храм во имя свт. Спиридона Тримифунтского в г. Нее, деревянный Никольский храм в г. Шарье.

http://pravenc.ru/text/2458871.html

– Дело в том, что мы как бы породнились с этим храмом, начали помогать при богослужениях, – объясняет отец Андрей. – Там я впервые взял в руки Часослов, там я впервые, с дрожью в коленях, начал читать Шестопсалмие. В каком-то помутненном состоянии все это происходило, без особой ясности. Но прислуживание в храме меня радовало и увлекало. Летом два года подряд я ездил работать в Авраамиево-Городецкий монастырь под Костромой. В монастыре я укреплялся в мысли пойти по пути церковного служения. Наконец мои намерения были утверждены благословением старца –схиархимандрита Серафима (Томина) из Оренбурга. Затем Андрей поступил в Свято-Тихоновский институт и, будучи студентом третьего курса, устроился на работу в службу коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Получив высшее образования в Москве, он уехал в Швейцарию – для продолжения учебы в Шамбези. Вернувшись в российскую столицу (в 1999 году), Андрей получил назначение в сектор по межхристианским связям ОВЦС. – В феврале 2001 года я женился и уже через два месяца был рукоположен во диакона, –говорит отец Андрей. – Не рекомендую другим так поступать. Надо какое-то время, хотя бы год-два, пожить семейной жизнью. А то все очень сумбурно получается. На праздник Покрова Богородицы я стал священником. Продолжал работать в ОВЦС, служил в Свято-Троицком храме в Хорошево. Потом меня пригласили на подворье Американской Православной Церкви – в церковь великомученицы Екатерины. Я согласился, так как в храме в Хорошево, где много людей и много духовенства, я не чувствовал себя в полной мере приходским священником. А храм подворья более домашний, там нет требной «текучки». Тем более мне достаточно близка американская традиция – литургия с отверстыми царскими вратами и с произнесением вслух евхаристических молитв. В 2004 году в жизни отца Андрея наступает переломный момент: его назначают настоятелем в Антверпен. Служение в чужой стране нелегко и всегда очень ответственно. В том числе среди соотечественников. В Бельгии, как и в Москве, батюшке предстояло работать с русскими людьми, но уже с теми, кто предпочел покинуть пределы родины. По разным причинам. Чаще всего – из-за экономических проблем.

http://pravoslavie.ru/30200.html

В интересующий нас период мы видим очень близкие по форме и рисунку кокошники и наличники придела св. Авраамия Городецкого у собора во имя Рождества Пресвятой Богородицы в Солигаличе (1668 год). Немного позднее они же появляются в основании барабанов и в верхней части четвериков Троицкого, Макариевского, Благовещенского и (возможно) Никольского храмов в Троицком Макариево-Унженском монастыре (1660-е – 1680-е годы) в сочетании с характерными зубчатыми карнизами (в последних двух храмах) и пилястрами. Об авторстве Давида Гавриловича Антоновского мы достоверно знаем только в отношении Никольской церкви этого монастыря. Здесь отсутствуют кокошники «вперебежку», расположенные в несколько рядов. Появлялись названные детали в архитектуре костромского края и в более поздний период – на протяжении всего XVIII века. Из приведенных примеров можно заключить, что своеобразие храмов Воскресенского монастыря в Солигаличе и его аналогов является результатом сложного сплава особенностей разных школ и их опосредованного взаимного влияния. Наиболее близкими аналогами интересующих нас храмам солигаличской обители являются две церкви. В тех же формах была выстроена церковь свт. Николая на Наволок е в Солигаличе (1686-1688 годы, освящена в 1694 году) В облике ее, однако, заметна большая нарядность, так как он усложнен в верхней части четверика и апсид карнизом сложного профиля. Уже знакомые нам по Троицкому собору в Костроме «каменные бусы» использованы в обрамлении кокошников. Имя мастера, возводившего этот храм, установить пока не удалось, несомненно лишь то, что он был местным уроженцем Думается, что нет ничего невозможного в предположении, что им мог быть Давид Антоновский, работавший в Воскресенском монастыре. К этой группе относится и храм во имя Животворящей Троицы в селе Ликурга Буйского района Костромской области (1685 год). Строил его неизвестный зодчий на средства стольника С.В. Готовцева. По мнению исследователей, это, скорее всего, был солигаличский мастер, возможно работавший при строительстве Воскресенского монастыря Украшающий его карниз и наличники так пышны и даже вычурны, что храм вполне может стоять в одном ряду с московскими церквями этой эпохи «узорочья». Строгие пилястры исчезли, их заменили пучки колонок на углах четверика, дополняющие сходство. Таким образом, все эти четыре храма составляют единую обособленную группу в костромском зодчестве второй половины XVII века.

http://sobory.ru/article/?object=05171

В лицевых святцах русских святых, выполненных мон. Иулианией (Соколовой) по благословению свт. Афанасия (Сахарова) , еп. Ковровского (Загорск, 1959-1962, частное собрание), М. изображен старцем, в рясе, мантии, голова не покрыта (куколь опущен на плечи), в правой руке держит развернутый свиток. Н. А. Зонтиков Ист.: Опись Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии 1683 г.//ИИАО. СПб., 1865. Т. 5. Стб. 305-307; Суворов Н. Описание Павло-Обнорского мон-ря Вологодской епархии. Вологда, 1866. С. 26, 46; Мат-лы для истории сел, церквей и владельцев Костромской губ. Отд. 3-й: Костромская и Плесская десятины. М., 1912. Вып. 5; Часовников Р. Возрождается обитель//Сев. правда. 1999. 10 дек. Лит.: Беляев И. Стат. описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 240-241; Зверинский. Т. 3. С. 90; Церкви Костромской епархии: По данным архива Имп. Археол. комиссии. СПб., 1909. С. 68; Упраздненные мон-ри Костромской епархии. М., 1909. С. 31-32; Старинные волости и станы в Костромской стороне: Мат-лы для ист.-геогр. словаря Костромской губ. М., 1909. С. 41; Краткие стат. сведения о приходских церквях Костромской епархии: Справ. кн. Кострома, 1911. С. 230; Зонтиков Н. А. Макариево-Писемский Спасо-Преображенский монастырь: К 600-летию основания обители. Кострома. 2000; Флеров В. Н. Макариев монастырь на Письме и Макариева пуст.//Буйская земля. Кострома, 2002. С. 53-55; 605 лет со дня основания Макариево-Писемского Спасо-Преображенского женского епарх. мон-ря (1400-2005). Б. м., б. г.; Памятники архитектуры Костромской обл.: Кат. Вып. 10: Буйский р-н и Сусанинский р-н. Кострома, 2008. С. 142-147; Монастыри Костромской епархии. Кострома, 2009. С. 218-241. Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/2561304.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Икона Галичская (Чухломская) - описание Икона явилась в 1350 году преподобному Авраамию Галичскому, Чухломскому, пришедшему для духовных подвигов на Север по благословению Преподобного Сергия Радонежского. На пустынном берегу Галичского озера, около большой горы, покрытой дремучим лесом, он обратился с молитвой к Божией Матери, испрашивая благословение на подвиг. После молитвы преподобный присел отдохнуть и вдруг увидел на соседней горе яркий свет и услышал голос: «Авраамий, взойди на гору, где стоит икона Моей Матери». Преподобный поднялся на гору, вышел на место, где сиял свет, и действительно обнаружил на дереве икону Божией Матери с Предвечным Младенцем. Приняв святой образ, подвижник построил на этом месте часовню, в которую перенёс икону. Через некоторое время Галичский князь Димитрий Феодорович, узнав о происшедшем, обратился к старцу с просьбой принести икону. Преподобный Авраамий переплыл на ладье Галичское озеро и, сопровождаемый духовенством и множеством народа, перенёс чудотворный образ в соборный храм города Галича. В этот день от иконы исцелились многочисленные болящие. Когда преподобный Авраамий подробно рассказал князю о явлении иконы, то он пожертвовал деньги на строительство монастыря. Вскоре была выстроена церковь, вокруг которой возник монастырь, названный Галичской Городецкой Покровской пустынью. Впоследствии преподобный Авраамий основал ещё несколько монастырей. Последним из основанных был Чухломский, неподалеку от города Чухломы. По названию этой обители подвижника стали именовать Чухломским, а у чудотворной Галичской иконы появилось ещё одно название – Чухломская. Основанный на указанном Богородицей месте Авраамиев Городецкий Покровский монастырь после революции в 1929 году был закрыт, братия монастыря приняла мученическую кончину. Чудотворная Галичская икона при этом бесследно исчезла. В 1991 году, после передачи монастырского комплекса Костромской епархии, началось возрождение обители. В монастыре особо чтится список (копия) древнего образа Галичской Чухломской иконы Пресвятой Богородицы. Источник: Сайт " Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы " , автор - Валерий Мельников Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Умиление Галичская (Чухломская, Городецкая) " .

http://pravicon.com/info-283

Многие знакомые говорили, что у меня «крыша поехала» после смерти матери, но если бы они знали, какая это радость - быть с Господом! Я как будто заново народилась на Божий свет. С новыми сёстрами мы пекли просфоры, пели на клиросе, помогали тем, кто нуждался в помощи, ездили в паломничества к святым источникам, молились. Душа моя жаждала монашества, и настоятель вскоре постриг меня в иночество с именем Афанасия. Под заступничеством Макария Унженского Вскоре мой духовный наставник перевёлся в Кострому и взял меня с собой. Я оставила не задумываясь свою мирскую работу, продала квартиру и свою огромную библиотеку, большую часть которой раздарила актёрам. Все шкафы, паласы, ковры, холодильники и прочее, что смогла, раздала, остальное загрузила в контейнер и отправила в Макарьевский женский монастырь, куда меня определил мой духовный отец. - Тогда ведь монастырь только что стал восстанавливаться. Как вам там жилось в это время? - Меня хорошо приняли, прописали с детьми в священническом доме. Матушка игуменья похлопотала, и старшего моего сына, Илью, взяли на подворье мужского Авраамиево-Городецкого монастыря. Ему было уже двадцать лет, а Вите только восемь, однако умом оба были как дети. Витю определили в интернат для умственно-отсталых детей в Чернопенье, в первый класс. Тогда в Макарьевском монастыре был один действующий Успенский храм. В храме Преподобного Макария Унженского временно устроили склад всякой рухляди - от тарелок до деревообрабатывающего станка. Там же лежали выкопанные на территории монашеские черепа. В Троицком храме, где прекрасно сохранились настенные росписи, находились дрова. В Никольском располагался городской музей. Мы ремонтировали Благовещенский храм, который игуменья планировала определить под трапезную. Я переживала такое состояние, что, когда работала, постоянно ревела. Сёстры спрашивали, что со мной случилось: может быть, что-то с детьми? «Нет!» - отвечала им и снова обливалась горькими слезами. Теперь я знаю, что так вытекала из меня гордыня.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/0...

Одним из первых учеников и постриженцев Преподобного Сергия был преподобный Авраамий Галицкий, называемый в наших месяцесловах также Городецким и Чухломским. Судя по тому, что он, по свидетельству рукописного жития, скончался 20 июля 1375 года в глубокой старости, надо полагать, что он был летами много старше Преподобного Сергия, которому в это время было только 56 лет. В обители Радонежского Авраамий трудился в хлебне и поварне, носил дрова и воду для братии, а потом был удостоен сана пресвитерского. Желая высшего подвига, он испросил у великого старца благословение и удалился в дикую тогда страну Галицкую. Здесь на одной горе, близ Галицкого озера, он обрел чудотворную икону Богоматери Умиление сердец и поставил себе часовню и келью. Когда его убежище стало известно Галицкому князю Дмитрию Федоровичу, он принес по просьбе сего князя обретенную им святыню в Галич, куда прибыл по озеру в рыбачьей лодке. Народное предание говорит, что там, где плыл преподобный, еще и теперь видна струя, отличающаяся от прочих и называемая Авраамиевою. В Галиче от святой иконы было много чудес, почему усердный князь дал средства преподобному построить на месте явления сей иконы монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, а самого Авраамия убедил быть игуменом сей обители. Много потрудился здесь святой игумен над обращением дикого племени чудского к Христовой вере, и Матерь Божия видимо помогала ему в том обильными чудесами от святой Своей иконы. Когда обитель стала очень многолюдна, преподобный удалился верст на 70; ученики нашли его и здесь, и скоро основана была другая обитель – Положения пояса Богоматери (село Озерки). Затем Авраамий удалился на реку Вига и основал там монастырь во имя Собора Богоматери. Наконец он ушел и отсюда и в 20 верстах от Вигской обители построил четвертую обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы, где и почил о Господе. Так переносим был сей светильник смирения с одного места на другое и везде возжигал светочи духовной жизни. Преподобный Павел Обнорский, или Комельский, родом москвич, постриженец одного из приволжских монастырей, был также одним из первых учеников Преподобного Сергия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Ученик преп. Сергия Радонежского, возлюбивший Господа с малых лет, усерлный послушник в обители Сергиевой, был удостоен сана священства и пожелал подвизаться в безмолвии. Испросив благословение великого наставника, он удалился в страну Галичскую на берег озера. Здесь, стоя на молитве под горою, он увидел на горе сияющую икону Богородицы с Предвечным Младенцем. На месте явления иконы пустынник, при пособии местного удельного князя, устроил храм и обитель в честь Успения Богоматери. Обитель процвела и сделлась многолюдною; преп. Авраамий назначил ей настоятеля – ученика своего Порфирия, а сам удалился в пустыню, за 30 верст далее, где, по желанию учеников, основал новый монастырь в честь Положения пояса Богоматери. Потом он перешел на реку Вочу и благословил ученикам своим поставить храм в честь Собора Богоматери и третью обитель. Наконец неутомимый просветитель дикого края нашел себе лучшее место, в 13 верстах от Вочского монастыря, под горой, на которой был «Чудский Городок» – гнездо старого чудского суеверия. Здесь нужно было много света и силы небесной, чтобы рассеять оставшийся мрак язычества. КОгда собрались сюда ревнители духовной жизни, Аврамий основал на Чудском Городке храм в честь Покрова Богоматери; сам на старческих плечах своих носил землю для укрепления крутого берега и ревностно трудился вместе с учениками при устроении обители. Велико было значение основателя четырех монастырей в Чудской стороне! Он сам жил уединенно под горою; но сюда приходили к нему ученики для исповедания помыслов своих; сюда же приходили и окрестные жители и получали полезные наставления. Чухломская сторона чтит его, как своего просветителя. Преп. Авраамий, прозываемый также Чухломским и Городецким, почил 20 июля 1375 года (Рассказы из Ист. Р. Церкв., стр. 397 и 398). Мощи почивают в Чухломской его обители под спудом. Составитель жития Авраамия Чухломского, называя себя иноком Протасием, говорит, что он прожил 3 года, «содержа жезл паствы», в Успенском монастыре, около Галича, первом из 4 монастырей, основанных Авраамием; в другом месте он прибавляет, что был и в Покровской обители около Чухломы, где похоронен

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Покровский собор Авраамиевого Городецкого монастыря как каменное здание построен в 1606–1631 гг. (Прилуцкий Д. Ф. Историческое описание Городецкого Авраамиева монастыря в Костромской губернии. СПб., 1861, стр. 9). Пояснительная записка к проекту восстановления Покровской церкви Авраамиево-Городецкого монастыря. Текст датирован 16 января 1972 г.//Архив ОАО «Костромареставрация» Прежде здесь стоял деревянный одноимённый храм. Долгий срок строительства объяснялся, по-видимому, бедствиями польской интервенции и естественным обеднением монастыря. Задуманный, воз можно, в белом камне и начатый в нём, он был завершён в кирпиче. Композиционно это был завершённый пятиглавием четверик с трёхчастным делением фасадов, с покрытием по фальшивым закомарам. С востока к четверику примыкала трёхчастная апсида, с севера – Ильинский придел с небольшой папертью, увенчанной небольшой колокольней под восьмигранным шатром, с ходом к ней по внутренней лестнице в северной стене четверика; второй шатёр был над алтарной апсидой придела; под папертью находился полуподвальный подклет. Крыльцо к паперти было с северной стороны. Как показало натурное обследование 1970 г., собор был двустолпным, с предалтарной стеной, смещённой внутрь четверика примерно на одну треть его глубины. Предалтарная стена, облегчённая двухъярусной трёхпролётной аркадой, двумя низкими арками, несущими восточную стену четверика, соединялась с внутренними стенами трёхчастной апсиды, отвечающими её входящим углам. Отрезки стен над этими арками, заключённые между восточной стеной четверика и предалтарной стеной, имели ещё один ярус сквозных арок, меньшего пролёта. По вертикали алтарная часть делилась на два яруса благодаря полатям по деревянным брусьям, устроенным в уровне основания второго яруса аркады в предалтарной стене. Сохранившиеся гнёзда от брусьев – первоначального происхождения. Алтари перекрывались тремя конхами. Алтарное пространство четверика сообщалось с алтарём придела пологим арочным проёмом; но вскоре, вследствие закладки его со стороны четверика, алтарь придела был обращён в аркосолий, здесь была установлена рака с мощами преподобного Авраамия. В паперть придела из четверика вёл портал. Второй портал с килевидным наличником находится напротив, в южной стене; третий, по-видимому, был в среднем прясле западного фасада.

http://sobory.ru/article/?object=05158

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010