В настоящее время строения в монастыре сем находятся следующие: 1 . СОБОРНАЯ ЦЕРКОВЬ во имя Богоявления Господня, от чего монастырь именуется и ещё и Богоявленским, с приделами во имя Преподобного Авраамия и св. Иоанна Богослова, построена в 1553 году Царём Иоанном Васильевичем. В соборе сем почивают мощи Пр. Авраамия поверх земли в серебро-позолоченной раке, при коей находится крест от того жезла 1 , которым Преподобный Авраамий сокрушил вышеупомянутого идола Велеса. Св. мощи Преподобного обретены по свидетельству с совосследованием Псалтири в 6518/1010 году, Октября 29. В рукописи же, хранящейся в том монастыре, сказано что «в том 6518 году Октября 29 дня святые мощи его положены были подле алтаря на правой стороне, гроб же его явился и обретены св. мощи нетленными в дни Великого Князя Всеволода Юрьевича Владимирского, внука Мономахова. 2) ЦЕРКОВЬ во имя Введения Пресвятой Богородицы. 3) ЦЕРКОВЬ над святыми воротами во имя св. Николая Чудотворца. Построена бывшим Ростовским помещиком Алексеем Мещериновым в 1691 году. 4) КЕЛЬИ Настоятельские каменные, а братские деревянные. 5) ОГРАДА вся каменная. Этот монастырь был прежде степенью первым в Ростовской Епархии и управлялся Архимандритами. До учреждения Штатов за ним было 1.413 душ крестьян, а с того времени находится он во втором классе. Прибавление из VI тома См. дополнение в ч. V, от стр. 718 2 Авраамиев Галицкий Новозаозерский монастырь См. Новозаозерский Авраамиев. Авраамиев Городецкий Чухломский монастырь См. Городецкий Авраамиев Чухломский. Авраамиев Смоленский Училищный монастырь Мужской 2 класса. Находится внутри города Смоленска, именуется он Авраамиевым по имени первого Архимандрита, бывшего в оном, а Смоленским – по городу. Строением начат монастырь этот в начале двенадцатого по Р. X. столетия при Великом Князе Смоленском Мстиславе, сыне Владимира Всеволодовича Мономаха, трудами и попечением первого Епископа Смоленского Игнатия, жившего около 1128 года. Но после от нашествий Поляков был разорён. По возвращению же Смоленска под Российскую державу вновь устроен Государем Царём Алексеем Михайловичем; и как в грамоте от оного Государя 1658 года, Марта 24, к Боярину и Воеводе Князь Петру Алексеевичу Долгорукому значится, велено быть Архимандрии; вследствие чего и посвящён был туда Архимандрит Аарон. В 1732 году учреждена в нём Семинария при Преосвященном Епископе Гедеоне, и с того времени Авраамиевский монастырь именуется училищным.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Авраамиев Покровский Городецкий мужской монастырь расположился на берегу Чухломского озера в селе Ножкино. Монастырь был основан в XIV веке преподобным Авраамием Чухломским, учеником Сергия Радонежского. Еще при жизни Авраамия была возведена деревянная Покровская церковь. Каменное строительство в обители началось в начале XVII века. В 1608 году «по вере и обещанию» царя Василия Ивановича Шуйского и по благословению патриарха Гермогена был заложен каменный храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, строительство которого завершилось лишь к 1631 году. Храм являлся первым каменным храмом в северной части Костромского края. Под спудом храма находились мощи преподобного Авраамия. Авраамиев Покровский Городецкий монастырь. Фото Владимира Ештокина В 1867 году на месте Ильинского придела Покровского храма был построен новый собор в честь иконы Божией Матери «Умиление» по проекту архитектора К. А. Тона. Позже монастырь еще достраивался и благоукрашался: была построена пятиярусная колокольня по образцу колокольни Симонова монастыря в Москве, была установлена серебряно-медная рака над мощами преподобного Авраамия, на средства чухломских крестьян-отходников была изготовлена новая рака из серебра, представлявшая собой памятник ювелирного искусства того времени. Над колодцем, выкопанным преподобным Авраамием, стояла деревянная часовня, ежегодно к этому месту совершался многолюдный крестный ход из монастыря. В середине 20-х годов прошлого века в монастыре был размещен детский дом. Монастырь был закрыт, а братия расстреляна. После закрытия имущество монастыря было передано детскому дому, какая-то часть передана местным крестьянам. В 1930-е годы в храмах монастыря разместилось зернохранилище, позднее — машинно-тракторная станция. В конце 1950-х годов в монашеских кельях разместились классы сельской школы. С 1991 года, после многих лет разрушения и запустения в советские годы, в монастыре начались восстановительные работы: был восстановлен Никольский надвратный храм, найден и расчищен колодец, выкопанный преподобным Авраамием, установлен и освящен крест на колокольне, отреставрирован собор в честь иконы Божией Матери «Умиление». Авраамиев Покровский Городецкий монастырь. Фото Владимира Ештокина

http://foma.ru/kostroma-fotoputeshestvie...

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Авраамиево-Городецкий мужской монастырь (Костромской и Галичской епархии), в с. Ножкине Чухломского района, основан в конце XIV в. прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на месте заброшенного «городка» («городца»), на северном берегу Чухломского озера. Уже при жизни прп. Авраамия в конце XIV в. в монастыре насчитывалось около 100 насельников. После кончины преподобного (20 июля 1375 г.) обителью управлял игум. Иннокентий, ученик прп. Авраамия, поставленный им в настоятели. Из последующих настоятелей монастыря выделяется игум. Протасий (сер. XVI в.), автор житий преподобных Павла Обнорского и Авраамия Галичского. В XIV-XV в.в. строения обители были деревянными. В 1608 г. «по вере и обещанию» царя Василия Иоанновича Шуйского в монастыре был заложен первый каменный пятиглавый двухстолпный собор в честь Покрова Пресвятой Богородицы с особым Ильинским приделом над гробницей прп. Авраамия (преставившегося в день прор. Илии). Из-за свержения в 1610 г. царя Василия Шуйского и событий Смутного времени строительство холодного Покровского храма было закончено лишь в 1631 г. В начале 50-х г.г. XVII в. над Святыми вратами монастыря был возведен одноглавый Никольский храм, а во 2-й половине XVII в.- трехшатровый двухэтажный теплый собор Рождества Христова с приделом прп. Авраамия Галичского (разобран в 60-х г.г. XIX в.). В 1764-1768 г.г. построена каменная ограда с 4 небольшими башнями по углам. В 1857 г. Ильинский придел над гробницей преподобного был разобран и к Покровскому собору пристроен пятиглавый четырехстолпный собор в честь иконы Божией Матери «Умиление», освященный в 1867 г. В 1-й половине 70-х г.г. XIX в. возведена пятиярусная колокольня в эклектичном стиле. В ансамбль монастыря вплоть до его закрытия входила деревянная надкладезная часовня на берегу Чухломского озера, поставленная на том месте, где первоначально поселился прп. Авраамий. В XV-XVIII в.в. Авраамиево-Городецкий монастырь активно занимался хозяйственной деятельностью, являясь в масштабах края довольно крупным собственником. Уже к середине XV в. ему принадлежали соляная варница и несколько четвертей других варниц в Соли Галицкой (г. Солигалич), освобожденные в 1450 г. великой княгиней Марией Ярославной, супругой великого князя Василия II Темного, от всех пошлин. Варницами обитель владела вплоть до XVII в. Во 2-й половине XV в. великий князь московский Иоанн III Васильевич выдал монастырю жалованную грамоту на исключительное право рыбной ловли в реках, «которые... истари к тому монастырю тянут»: Вексе, Святице, Соне и Мокше. На 1622 г. на территории современных Чухломского, Солигаличского и Галичского районов обители принадлежали: 1 погост, 2 сельца, 29 деревень, 3 починка и 7 пустошей. В г. Галиче на посаде у монастыря был свой двор. Свои вотчины монастырь сохранял до реформы 1764 г., накануне которой число монастырских крестьян составляло 833 чел. Монастырские ярмарки приносили ежегодный доход около 250 р. серебром.

http://sobory.ru/article/?object=00158

В XVIII – XIX веках Авраамиево-Городецкий монастырь на берегу озера являлся основной обителью чухломского края, главным центром его духовной жизни. В обители были погребены княжна Е.В. Долгорукова (сестра первой жены царя М.Ф. Романова), многочисленные представители рода Лермонтовых (в том числе, как полагают, и основатель рода обрусевший шотландец Джордж Лермонт), князья Шелешпанские, Катенины, Черевины, Перелешины и другие. Накануне революции монастырь обладал образцово организованным хозяйством, в котором применялись новейшие сельскохозяйственные машины, приобретались лучшие сорта семян, удобрений. Четыре ярмарки, ежегодно проходившие возле стен обители (Крестоходовая – 3 июля, Авраамиевская – 19 июля, Ильинская – 20 июля, Покровская – 1 октября), играли большую роль в экономической жизни Чухломского и соседних с ним уездов. В 1922 году вместе с другими монастырскими ценностями, являвшимися в основном вкладами, была изъята серебряная рака с гробницы преподобного Авраамия (сама гробница избежала в советское время вскрытия). В 20-е годы, потеснив монахов, в монастыре разместился большой детдом, просуществовавший здесь до середины 30-х годов. В конце 1929 года Авраамиево-Городецкий монастырь был окончательно закрыт. Последние насельники обители (всего 21 человек) приняли мученическую кончину. В середине 30-х годов в бывшей обители разместилась машинно-тракторная станция, причем в Покровском соборе, воздвигнутом над мощами преподобного Авраамия, были поставлены трактора. После ликвидации МТС единственным хозяином в монастыре оставалась неполная средняя школа, размещавшаяся в корпусе бывших келий. С ее закрытием в 1975 году бывшая обитель оказалась окончательно заброшенной. Первый шаг к возрождению древнего монастыря был сделан 1 августа 1990 года, когда епископ Костромской и Галичский Александр впервые после 1928 года при большом стечении народа отслужил среди монастырских развалин молебен. 25 марта 1991 года весь ансамбль монастыря был возвращен Костромской епархии, началась большая работа по его восстановлению. В сентябре 1997 года по инициативе ассоциации «Лермонтовское наследие», объединяющей представителей рода Лермонтовых-Лермонтов во всем мире, в монастыре была освящена деревянная часовня, поставленная в память о Джордже Лермонте и его потомках, погребенных в стенах обители.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

Умиленье. Авраамиев Новозаозерский Успенский мужской монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно 1360 - 1363. Адрес: Костромская область, Галичский район, с. Умиление Координаты: 58.429817, 42.292833 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Монастырь был основан св.прп.Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на берегу Галичского озера, на месте явления ему иконы Божией Матери " Умиление " . Здесь были 2 храма-Успенский и Петропавловский, закрытые в 1930-е годы. В 20 веке в них размещались детский дом, госпиталь, школа. Насколько известно, оба храма в данный момент полуразрушены и ещё не восстановлены. Авраамиев Новозаозерский в честь Успения Божией Матери мужской монастырь в с. Умиление Галичского р-на Костромской обл., - первый монастырь в Галичской земле. Основан прп. Авраамием Галичским (Чухломским, Городецким) на сев.-вост. берегу Галичского озера, на месте явления святому чудотворной иконы Божией Матери «Умиление». Предположительно мон-рь был устроен между 1360 и 1363 гг., т. к. житие прп. Авраамия свидетельствует, что в создании обители ему помогал галичский кн. Димитрий (в житии он ошибочно именуется Феодоровичем). Авраамиев Новозаозерский монастырь- первая из 4 обителей, основанных прп. Авраамием в Галичском княжестве. Поскольку для жителей Галича мон-рь находился за озером, то получил название Заозерский Новый (Новоезерский). В XIV-XVII веках этот монастырь являлся одним из главных духовных центров края, иноки которого распространяли и утверждали христианство среди местного языческого населения (чуди). Во 2-й пол. XVII в. здесь была возведена каменная церковь Успения Божией Матери с приделом во имя прп. Авраамия Галичского, а в 80-90-х гг. XVII в.- небольшая каменная церковь во имя апостолов Петра и Павла. Сведений о земельных владениях монастыря не сохранилось. Известно лишь, что в нач. XVII в. в кремле Галича у обители имелся свой двор. Уцелев в период монастырской реформы 1764 г., в 1773 г. мон-рь все же был закрыт «за бедностью» (в 1768 за ним числилось лишь 6 крестьян) и обращен в приходскую церковь. Основной святыней обители, а затем и приходской церкви почиталась явленная прп. Авраамию чудотворная икона Божией Матери «Умиление». До нач. XX в. близ бывшей обители на берегу Галичского озера сохранялась деревянная часовня, поставленная на месте подвигов прп. Авраамия. Успенский и Петропавловский храмы мон-ря были закрыты в 30-х гг. XX в.,- в них размещались детский дом, госпиталь, дом отдыха, школа. В 1977 г. Успенская церковь выгорела во время пожара. К настоящему времени оба храма не восстановлены. Местонахождение чудотворной иконы Божией Матери «Умиление» неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=23834

Ножкино. Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Четырёхуголный одноглавый надвратный Никольский храм с приделами во имя преподобного Димитрия Прилуцкого и во имя великомученицы Параскевы появился в Авраамиево-Городецком монастыре в эпоху каменного строительства. Более или менее точная дата возведения церкви (1650 год) была установлена по подписи на Евангелии XVII века, хранившемся до революции в богатой монастырской ризнице. Эта надпись гласила: " 7159 (то есть 1650) года, сентября в 20-й день, положил сию книгу Евангелие напрестольное вкладчик Тарх, Никифоров сын, уставщик, в дом Пречистые Богородицы Покрову и чудотворцу Авраамию, в Городецкий монастырь, и положил на престол Николе Чудотворцу в новую церковь, что на святых воротах, в каменную церковь, при келаре Авраамие Пименове " . Под храмом, на нижнем этаже, имелись кельи. Имеются они и сейчас. При этом паломники в наши дни идут в монастырь не через Святые ворота, а через ворота в колокольне. Никольский надвратный храм был восстановлен в возвращённой Церкви Авраамиево-Городецкий обители первым - уже 18 апреля 1992 года его главу увенчал крест, а 22 мая, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая, в нём начались богослужения. Журнал " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . 38, 2009. Первое доступное нам упоминание о Никольской церкви Авраамиево-Городецкого монастыря относится к 1650 г. и содержится в надписи на одном из двух Евангелий, хранившихся в монастырской ризнице: «159 (1650) года, сентября в 20 день, положил сию книгу Евангелие напрестолное вкладчик Тарх, Никифоров сын, уставщик, в дом Пречистые Богородицы Покрову и Чудотворцу Аврамию, в Городецкой монастырь, и положил на престол Николе Чудотворцу в новую церковь, что на святых воротах, в каменную церковь, при келаре старце Аврамие Пименове». Никольская церковь на Святых воротах представляет собой двухэтажное кирпичное здание, стоящее вдоль западного склона монастырского холма; имеет внизу два разновеликих арочных проезда и примыкающую к ним с юга келью; наверху – собственно помещение церкви, перекрытое сомкнутым сводом с распалубками (северная часть её со скошенными по углам стенами занималась алтарями), и небольшая трапезная под цилиндрическим сводом с распалубками, отделённая от неё стеной с тремя арочными дверями; трапезная располагается с юга от церкви, над кельей нижнего этажа, и имеет наружу, на восток, внутрь двора, хорошо сохранившийся арочный дверной проём со следами закладной коробки. Междуэтажное перекрытие над трапезной с самого начала было плоским деревянным.

http://sobory.ru/article/?object=05160

Авраамия Печерского (XII-XIII вв.). Авраамий Галичский Чухломской, Городецкий, игумен († 1375). Ученик и постриженик прп. Сергия Радонежского, после долгих лет искуса был удостоен священнического сана. Стремясь к совершенному безмолвию, он в 1350 испросил у своего учителя благословения удалиться в галичскую страну, населенную чудскими племенами. Пребывая в пустынных местах, он обрел сиявшую неизреченным светом икону Божией Матери («Умиление» Галичская, или Чухломская; празднуется 28 мая/10 июня, 20 июля/2 авг., 15/28 авг.). По просьбе Галичского кн. Димитрия Авраамий принес икону в город, где от нее совершились многочисленные исцеления. Преподобный основал монастырь близ Чухломского оз., на месте явления чудотворной иконы. Новоустроенная Успенская обитель стала источником просвещения местного чудского населения. Прп. Авраамий прославился от Бога даром чудотворений, он неоднократно спасал город Галич от моровой язвы, засухи и непогоды. На иконах он изображается держащим в руках образ Пресвятой Богородицы. Память прп. Авраамию отмечается 20 июля/2 авг. Авраамий Смоленский (ок. 1171–1221), святой. Родился в Смоленске. По преданию, был иконописцем. Согласно его житию, после смерти святого остались 2 иконы его письма: «Страшный Суд» и «Изображение мытарств, проходимых душою по смерти», которые до нас не дошли. Авсень (Баусень, Таусень, Усень, Говсень, Овсень, Овсей), в дохристианской Руси языческое божество, связанное с Новым годом, со сменой времен года, с началом весеннего солнечного цикла и возрастания плодородия, воплощал в себе начало года – прибытка (урожая). Имя этого божества упоминалось еще в н. XX в. в песнях-колядках, или овсеневых песнях, распеваемых во время праздника на стыке старого и нового года, по церковному календарю в день Василия Великого (Васильев вечер, 1/14 янв.). Во время пения овсеневых песен поющие обыкновенно бросали зерна разного хлеба и овса, которые затем собирали и хранили до весеннего посева. В Малороссии в этот вечер комнату уставляли снопами: снопы клали и на самый стол, а посреди них ставили большой пирог; жена просила мужа «исполнить закон».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Первый после 1928 г. молебен среди руин монастыря был совершен 1 августа 1990 г. еп. Костромским и Галичским Александром (Могилёвым). 25 марта 1991 г. весь комплекс монастыря был передан Костромской епархии РПЦ и началось его возрождение. 1 августа 1991 г., в день памяти прп. Авраамия, еп. Костромской Александр совершил первую Божественную литургию в монастыре после 60-летнего перерыва. При наместнике обители игум. (с 3 мая 1994 архим.) Никандре (Анпилогове) в апреле 1992 г. был восстановлен надвратный теплый храм во имя свт. Николая Чудотворца, 22 мая 1992 г. в обители начались регулярные богослужения. Ко дню памяти прп. Авраамия 1 авг. 1992 г. на звонницу был поднят колокол, а 1 августа 1993 г. еп. Александром освящен теплый Покровский собор. В мае 1993 г. найден и расчищен чудотворный колодец, вырытый прп. Авраамием под горой близ озера, и над ним поставлена новая часовня. В октябре 1993 г. на восстановленную колокольню был укреплен крест, а в апреле 1994 г. освящены и подняты колокола. 6 июня 1995 г. архиеп. Александр совершил освящение холодного храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» с приделом во имя прор. Илии. В 1997 г. в память о Дж. Лермонте и его потомках в обители была возведена деревянная часовня. Основными святынями обители являются мощи прп. Авраамия, находящиеся под спудом, вскрытия их в советское время не было; крест от его вериг, выставленный в Покровском соборе. Покров от раки преподобного до 1993 г. находился в Успенском храме г. Чухломы, в 1993 г. помещен в Авраамиево-Городецкий монастырь над новой ракой. Чудотворная икона Божией Матери «Умиление» после закрытия обители исчезла. В настоящее время особо почитается точная копия с иконы «Умиление», обретенная при восстановлении монастыря, а также поясной образ прп. Авраамия с иконой «Умиление» в руках. Среди святынь Авраамиево-Городецкого монастыря - частицы мощей свт. Иннокентия (Вениаминова) Иркутского, свт. Гурия Казанского, свт. Никиты Новгородского. Священноархимандритом монастыряря является архиеп. Костромской и Галичский Александр, наместником - архим. Никандр (Анпилогов). К 2000 г. в обители было 40 чел. братии.

http://sobory.ru/article/?object=00158

Первоначально инок Авраамий состоял в братии Нижегородского Печерского монастыря, затем перешел в Троицкий монастырь к Преподобному Сергию. Позже по благословению святого старца Авраамий отправился в Галичское княжество. Он поселился в лесу в безлюдном месте и проводил время в одиночестве и безмолвии. Однажды Авраамий поднялся на гору недалеко от Чухломского озера и получил откровение от Бога. Чудесным образом он обрел икону Божией Матери, сиявшую неизреченным светом. О чуде узнал галичский князь Дмитрий, он попросил преподобного принести икону в город. Авраамий отправился с иконой в Галич, где его встретили князь и духовенство. Икону поместили в храме, и от нее стали совершаться многочисленные исцеления. Князь пожертвовал Авраамию средства для строительства монастыря на месте чудесного явления иконы. Так возник монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, получивший прозвание Нового Заозерского. В дальнейшем преподобный Авраамий основал на Галицкой земле еще три монашеских обители: пустынь в честь Положения пояса Богоматери в верховьях реки Виги, «Верхнюю» пустынь в честь Собора Богоматери на реке Виге и Покровский Городецкий монастырь около Чухломы. До наших дней сохранился лишь Покровский Городецкий монастырь (село Ножкино Чухломского района Костромской области), в нем покоятся мощи преподобного Авраамия. Древние деревянные постройки монастыря были заменены на каменные в XVII-XVIII веках. В 1919 году обитель была закрыта советской властью. В разное время на территории монастыря размещались детский дом, машинно-тракторная станция, школа. В 1991 году Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь был возвращен Церкви, с тех пор идет его возрождение. По благословению святого Сергия монашеские обители появлялись и там, где прежде вовсе не было монахов, — в лесах Русского Севера. Именно здесь, на территории современных Вологодской и Череповецкой областей, возникла легендарная Северная Фиваида. Выражение это впервые употребил в XIX веке писатель Андрей Муравьев, сравнивая эти места с древнеегипетской Фиваидой — областью расселения раннехристианских монахов-подвижников в Верхнем Египте, близ города Фивы. Фиваида стала колыбелью всего христианского монашества.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=521...

Ножкино. Покровский Авраамиево-Городецкий монастырь. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Покровский собор - первое каменное строение Авраамиево-Городецкого монастыря и древнейшее из сохранившихся его зданий. Заложен он был в эпоху Смуты, в 1608 году " по вере и обещанию " царя Василия Шуйского, а достроен 23 годами позже, уже при царе Михаиле Федоровиче. Освятили собор в 1632 году. Собор представлял собой четырёхугольную, одноэтажную, пятиглавую церковь с трапезной. Выполнял функцию летнего храма, в то время как зимой богослужения совершались в тёплом храме в честь Рождества Христова, возведённом чуть позже (примерно в середине XVII века) и разобранном в XIX столетии. В советскую эпоху Покровский собор сильно пострадал, в нём размещалась машинно-тракторная станция и стояли трактора. Ныне Покровский собор восстановлен (освящён архиепископом Александром 1 августа 1992 года) и выглядит, пожалуй, не хуже, чем выглядел, скажем, в середине позапрошлого века (по крайней мере, это касается его внешнего облика). Журнал " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " 38, 2009. Как ни парадоксально, но композиция Авраамиевого Городецкого монастыря, рельеф места, на котором он стоит, невольно напоминает афинский Акрополь. Монастырь построен на северо-восточном берегу огромного Чухломского озера, на природном холме, круто спадающем к воде и значительно поднятом над бескрайней равниной полей и лесов, окружающих озеро. Подобно Акрополю, вход в ансамбль зданий находится на западном склоне холма. Это Святые ворота с надвратной Никольской церковью. Как и в Акрополе, главное культовое здание, Покровский храм, находится на южной бровке холма, на его наиболее высокой отметке, и воспринимается при взгляде от ворот в три четверти. Подобно Парфенону, в основании его лежит искусственная насыпь, расширившая верхнюю площадку холма к югу и сделавшая его скат почти отвесным. Разумеется, это случайное совпадение, но положение храма в ансамбле, как он был задуман и столетиями существовал, было исключительно эффектным. С юга его белые стены венчает поросший вековыми елями склон холма, от весной стеной встающий над озером – отсюда он кажется особенно неприступным; со стороны монастырского двора его силуэт рисуется на фоне безбрежной водной глади и по контрасту с её бесплотностью кажется скульптурно определённым и под чёркнуто материальным. Впрочем, с тех пор, как по соседству с ним в XIX в. появился новый храм, огромный по размерам и по безвкусице, древний Покровский собор сам, кажется, дематериализовался.

http://sobory.ru/article/?object=05158

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010