Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Агиография Православной Церкви ЕВГЕНИЙ Евгеньевич Никольский (1886 - 1938), диакон, сщмч. (пам. 13 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Боткин Евгений Сергеевич (1865-1918), лейб-медик имп. мч. Николая II, св. прав. врач, страстотерпец (4 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВГЕНИЙ Герасимович Исадский (1879 - 1930), свящ., сщмч. (пам. 18 янв. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Васильевич Васильев (1892-1937), свящ., сщмч. (пам. 11 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Игнатьевич Выжва (1883 - 1937), игум., прмч. (пам. 7 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ЕВГЕНИЙ Андреевич Елховский (1869-1937), прот., сщмч. (пам. 16 окт., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.) ЕВГЕНИЙ Александрович Ивашко (1899-1937), прот., сщмч. (пам. 29 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Алексеевич Попов (1879-1937), свящ., сщмч. (пам. 10 сент., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Яковлевич Харьков (Бетинский; 1891-1937), прот., сщмч. (пам. 10 дек., в Соборе Рязанских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ Никанорович Яковлев (1856-1937), свящ., сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Нижегородских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ЕВГЕНИЙ мч. Дамасский (пам. греч. 25 сент.) - см. Павел, Татта, Савиниан, Максим, Руф и Евгений, мученики Дамасские ЕВГЕНИЙ мч. Севастийский (пам. 13 дек.) - см. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, мученики Севастийские

http://pravenc.ru/rubrics/122308_39.html

11. Житие Пр. Даниила Столпника (450 г.). Из Метафраста сокращенно мало в словесех, но не в деяниих. – У Сурия Метафрастово житие 11 декабря стр. 219. Хронологические показания и подробное раскрытие различных обстоятельств в Метафрастовом сказании ведут к предположению, что оно заимствовано из современнного источниика, может быть, из жития преподобного, известного по рукописям (у Фабриция Т. X. р. 218.), составленного современником и отчасти очевидцем (Lambec. commentar. Т. VIII. р. 660.). 12. Страдание св. Евстратиа, Авксентиа, Евгения, Мардария и Ореста (в нач. 4. в.). Из Метафраста. – У Сурия то же сказание с именем Метафраста 13 декабря стр. 241. Приписываемое Метафрасту повествование о страданиях сих мучеников гораздо древнее его времени, и по греческим рукописям приписывается Евсевию, монаху Севастийскому (см. Fabric. Bibl. Grc. Т. X. р. 227.). В славянском рукописном сказании о сих мучениках, на конце приводятся следующие слова сего Евсевия: «Аз же грешный Евсевий, изъ-детска в черных ризах пребывая, в Севастийстем от прадед жив граде, в хлевине своей пребывая, с мноземи инеми мученики слову и памяти вписаны святаго сего (т. е. с словами на память других мучеников, написанное сказание и о сем т. е. Евстратие) имех в ковчезех. И понеже не быти святым мощем святаго Евстратиа в граде сем, ни слышати ми ни от кого же, яко явилися суть в Аравракингте святыя мощи его еще: ни сам обличих памятин (т. е. ни сам я не объявлял о праздновании памяти святаго), ни взыска их никтоже, да дам я тому. В лето же се уноша некто сый и любя благовольство, по вся дни беседоваше к худости моей и вся же книгы сущаа у мене почет, почте и сиа памятины и извести ми, яко и мучение его (вероятно на греч. μαρτριον, церковь ) есть в Аравраце, и силы целебные бывают, и памяти святых сих никтоже имать, якоже сего ради скорбети всем... На долзе убо молившу мя предах тому и молю вся послушающаа молити за мя...» Сказание о св. Евстратие и сообщниках его страданий примечательно по многим особенностям записанным, вероятно, близким свидетелем их подвига. Прение о вере со ссылкою на поэтов и философов, может быть, отчасти и принадлежит писателю, но он замечаст, что как судия, так и св. мученик Евстратий, были люди образованные.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

В конце 18 века вместо часовни была устроена теплая церковь с честь основателя обители. Жертвенник этой церкви был сделан над самым местом погребения святого Саввы. Под жертвенником находилась ниша, и с гроба преподобного паломникам раздавался песок для врачевания болезней. В середине 19 века рядом с гробницей преподобного был устроен особый помост, а над ним поставлена серебряная чеканной изящной работы рака святого Саввы с частицей его мощей. В церкви преподобного Саввы сохранялись схима и вериги преподобного. После закрытия монастыря, в процессе изъятия церковных ценностей в 1922 году, была утрачена рака преподобного. В 1995 году, когда Крыпецкий монастырь вновь стал действующим, к 500-летию со дня преставления преподобного Саввы Крыпецкого в отреставрированной церкви его имени было проведено торжественное праздничное богослужение. Над гробницей преподобного была устроена новая деревянная резная рака». Из жития преподобного Саввы, Крыпецкого Чудотворца. Издание Иоанно-Богословского Крыпецкого монастыря, 2005. Главный монастырский храм был сооружён в типично псковском архитектурном стиле и освящён в 1557 году при игумене Феоктисте. Это крупное каменное здание на подклете. Четырёхстолпный трёхапсидный одноглавый собор, первоначально имел, видимо, пощипцовое покрытие. К северо-восточному углу собора примыкает одноглавый придел, с запада и юга храм окружён закрытой галереей-гульбищем. При одной из перестроек была устроена четырёхскатная кровля, а также были заложены арки гульбища. В XIX столетии был устроен тёплый престол в нижнем храме и освящён во имя Пяти Севастийских мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Под приделом престол Саввы Крыпецкого с мощами преподобного. Здесь же в нижнем храме ныне покоятся мощи другого подвижника - преподобного Корнилия. В начале ХХ века Крыпецкий монастырь был одним из самых крупных и богатых обителей Псковской земли. В 1902 году в журнале " Русский паломник " , одном из самых популярных изданий своего времени, появилась статья о Крыпецком монастыре за подписью некоего М. Темноборского. В этом очерке, посвящённом Крыпецам, особенно привлекает внимание описание его архитектурных достопримечательностей, хотя и дилетантское, но весьма подробное и выразительное.

http://sobory.ru/article/?object=05401

Два пожара 1948 и 1973 годов нанесли ущерб обители, что, однако, не помешало её новому возрождению. В 1981 году монастырь вернулся к общежительному уставу. В Ксиропотаме пребывает самая крупная сохранившаяся часть Животворящего Креста Господня с отверстием от гвоздя. Здесь имеются частицы мощей ап. Варфоломея, персты свтт. Василия Великого, Иоанна Златоуста и Григория Богослова, вмч. Пантелеимона, сорока мчч. Севастийских, свт. Иоанна Милостивого, сщмчч. Игнатия Богоносца и Харалампия, вмч. Меркурия, мчч. Трифона и Прокопия, свт. Григория, просветителя Армении, прпп. Андрея Критского и Нила Мироточивого, мц. Параскевы, Христины и Фотинии Самаряныни, новомчч. Николая и Авксентия, часть облитой миром и кровью одежды вмч. Димитрия Солунского. Также в обители хранится уникальная икона вмч. Димитрия Солунского, вырезанная из зелёного мрамора и в прежнее время украшавшая великий храм Софии в Константинополе, а также драгоценное Панагирио, известное под названием «диск Пульхерии», с изображением Богородицы, ангелов и Христа. Во время Богородичных праздников его ставят на Святой престол и кладут на него просфоры. Вода, помещённая на ночь в «диск Пульхерии», к утру становится противоядием от укусов змеи. В Ксиропотаме семь параклисов на территории монастыря и ещё девять за его пределами. Это храмы Святых Архангелов, равноапп. Константины и Елены, Воздвижения Креста Господня, Иоанна Предтечи, Введения во храм Пресвятой Богородицы, св. Феодосия, вмч. Георгия и Всех Святых. http://agionoros.ru/docs/23.html Хотя на том месте, где сейчас стоит монастырь Ксиропотам, были и более ранние монашеские поселения, ранние монастырские предания называют основательницей монастыря святую императрицу Пульхерию (450-457), дочь императора Аркадия. Монастырь получил свое название от имени святого Павла Ксиропотама, человека царского происхождения, жившего здесь отшельником. По его ходатайству Император Роман восстановил монастырь Императрицы Пульхерии. Над дверью здешнего храма и поныне сохранилась надпись на греческом языке: «Царевна Пульхерия, дочь Аркадия, первая построила этот святой монастырь; вторым строителем был Роман вместе с иноками из Симонопетра».

http://sobory.ru/article/?object=28094

599 Δετορα κης Θ. Κοσμα ς μελωδο ς. Βιος κα ργο. Θεσσαλονι κη, 1979 [ να λεκτα Βλατα δων 28]. 600 Τωμαδα κης Κ. Βυζαντιν μνογραφι α κα ποι ησις. Θεσσαλονι κη, 1993 4 Σ. 182–210; Правдолюбов С., протод. Великий канон св. Андрея Критского . История. Поэтика. Богословие (Магистерская диссертация, МДА). М., 1987. Т. 1–2. 606 Авксентий Вифинский. Житие. Гимнография/Православная Энциклопедия. Т. 1. М., 2000. С. 145–146 (совм. с В.В.Василиком). 607 «Общая служба» – «это привлечение общего чина для совершения службы того или иного конкретного праздника или памяти». Первоначально «общая» гимнография «святителей», «мучеников» и т.д. собиралась под днями памятей наиболее почитаемых в древней Церкви святых – Василия Великого , Феодора Тирона, Антония Великого . Так, основной моделью для памятей мучеников, например, святых сорока севастийских мучеников (четвёртая суббота Великого Поста), великомученика Георгия (23 апреля и 3 ноября), было последование амасийского мученика Феодора Тирона, широко почитавшегося в ранней Церкви в палестинском ареале. (Хевсуриани Л. Структура древнейшего грузинского Тропология. С. 101). 612 Керн Киприан, иеромонах. Взгляните на лилии полевые. Курс лекций по литургическому богословию. М., 1999. С. 108. 613 Более подробный анализ служб Страстной Седмицы см.: Красовицкая М.С. Литургика М., 2000. С. 239–271. 614 На стилистическую близость канонов Иоанна канонам Космы, а также канонов Германа канонам Андрея первыми обратили внимание переписчики рукописей. Один и тот же канон мог быть ими приписан в одной рукописи Косме, а в другой – Иоанну (напр., канон великомученика Георгия, 23 апреля). Такая же путаница происходила с произведениями Андрея и Германа (например, канон индикта, 1 сентября). 615 Никифорова А.Ю. Проблема происхождения служебной Минеи: структура, состав, месяцеслов греческих Миней IX-XII вв. из монастыря святой Екатерины на Синае. Диссертация на соискание степени кандидата филологических наук. М., 2005. 619 Особое внимание уделено выражениям, исконное сюжетное и тематическое место которых – это Страстная Седмица.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Между тем святой Орест, приблизившись к раскаленному одру, почувствовал страх, и, глядя на святого Евстратия, сказал: — Молись за меня, потому что страх овладевает мною. — Не падай духом, брат Орест, — отвечал ему святой Евстратий, — ибо всё это только кажется страшным и мучительным; на самом же деле ты не почувствуешь никакой телесной боли, если только возляжешь смело на одр и с надеждою на Бога, так как Сам Господь будет нам помощником и защитником. Вспомни твердость духа святого Авксентия и прочих святых и не будь ниже их: здешние мучения оканчиваются скоро, а на небе нас ожидает награда вечная! Услышав это, святой Орест смело и твердо поднялся на раскаленный одр, и, встав на него, ознаменовал себя крестным знаменем и тотчас же лег на раскаленное ложе. Затем он громким голосом воскликнул: — Господи Иисусе Христе! В руки Твои предаю дух мой! И он предал Господу святую свою душу, а святой Евстратий возгласил: — Аминь! Немедленно после этого Агриколай приказал отвести святого Евстратия в темницу. Здесь Евстратий, помолившись, по обычаю, Богу, призвал бывшего с ним раба и сказал ему: — Принеси, сын мой, хартию, и составим завещание, потому что надеюсь, что завтра и я предстану Владыке моему — Христу. Когда хартия была принесена, он написал завещание, в коем высказал желание, чтобы тело его было перенесено в Араврак и чтобы никто не дерзал брать что-либо от его останков, но чтобы всё тело в целости было положено на месте, называемом Аналикозора, вместе с святыми Авксентием, Орестом, Мардарием и Евгением, ибо святые сии заклинали Евстратия, чтобы после их кончины тела их были в нетронутом виде положены вместе с его телом. Все имения свои святой Евстратий завещал на содержание служителей церковных, а движимое имущество приказал разделить поровну: во-первых, нищим и убогим, а во-вторых, своим сестрам; всех же рабов своих велел отпустить на свободу и всем им назначил награды. Написав завещание, святой целый день постился, а всю следующую ночь провел в молитве. В эту ночь к нему, при помощи данного стражам золота, пришел блаженный Власий, епископ Севастийский [ 14 ], скрывавшийся в то время по причине гонения на христиан.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Преподобнаго Панкратия, в Дальних пещерах noчubaющaro (XIII) 10 февраля Святаго священномученика Харалампия, епископа Магнезийскаго, и с ним святых мученик Порфирия, Ваптоса, Феоктиста и 3х святых мучениц жен (†202) Преподобнаго Прохора Лебедника, в Ближних пещерах почивающаго (†1107) Преподобнаго Лонгина Коряжемскаго (†1540) Святыя благоверныя княгини Анны Новгородския (†1056) 11 февраля Преподобнаго Димитрия Прилуцкаго, Вологодскаго (†1392) Святаго священномученика Власия, епископа Севастийскаго, и с ним 2х отроков и 7ми жен († ок. 316) Святаго благовернаго князя Псковскаго Всеволода, во святом Крещении Гавриила (†1138) Святаго мученика Георгия Софийскаго (†1515) 12 февраля Празднование Пресвятей Владычице нашей Богородице ради иконы Eя «Ubepckuя» (IX; службу зри 13 октября) Святителя Алексия митрополита, Московскаго и всея Руси чудотворца (†1378) Святителя Мелетия, архиепископа Антиохии Великия (†381) Святителя Мелетия, архиепископа Харьковскаго и Ахтырскаго (†29 февраля 1840) 13 февраля Преподобнаго Мартиниана Афинскаго († ок. 422) Преподобнаго Симеона Мироточиваго, Сербскаго (†1200) 14 февраля Святаго равноапостольнаго Кирилла Философа, учителя Словенскаго (†869) Преподобнаго Авксентия (†470) Преподобнаго Исаакия Затворника, в Ближних пещерах почивающаго († ок. 1090) Преподобнаго Марона, пустынника Cupuйckaro (IV) Святых мученик и исповедник благовернаго князя Михаила Черниговскаго и болярина его Феодора (пренесение мощей, 1578) Преподобных дванадесяти греков, здателей Великия Успенския церкви Киево-Печерскаго мohacmыpя (XI) 15 февраля Святаго апостола от 70-ти Онисима († ок. 109) Преподобнаго Пафнутия Затворника, в Дальних пещерах noчubaющaro (XIII) 16 февраля Святых мученик Памфила пресвитера, Валента (Уалента) диакона, Павла, Порфирия, Селевкия, Феодула, Иулиана, Самуила, Илии, Даниила, Иеремии, Исаии († ок. 307–309) 17 февраля Святаго великомученика Феодора Тирона († ок. 306) Святаго священномученика Ермогена, Патриарха Московскаго и всея Руси (†1612) Преподобнаго Варнавы Гефсиманскаго, Радонежскаго

http://azbyka.ru/zelenye-minei

В конхах изображен краткий Богородичный цикл: композиции «Моление Иоакима и Анны», «Рождество Богородицы», «Ласкание Марии», «Богородица, благословляемая иереями» и «Введение Богородицы во храм», а также ветхозаветный прообраз Богоматери - «Три отрока в пещи огненной». В наосе находятся многочисленные образы святых: мученики (40 Севастийских - погрудные изображения каждого святого отдельно); Акиндин и с ним пострадавшие Пигасий, Анемподист, Аффоний, Елпидифор, мученики Персидские (пам. 2 нояб.); Евстратий и с ним пострадавшие Орест, Евгений, Авксентий, Мардарий, мученики Севастийские (пам. 13 дек.); Сергий, Вакх, Полиевкт, Кирик и др., св. воины (Феодор Тирон, Феодор Стратилат, Георгий Победоносец, Димитрий Солунский, Лупп Фессалоникийский, Нестор Фессалоникийский, Меркурий Кесарийский, Арефа Негранский, Артемий Антиохийский и др.); св. врачи (Пантелеимон, Косма и Дамиан), святители (Климент, Антипа, Амфилохий, Парфений, Поликарп, Иерофей, Спиридон, Елевферий, Киприан, Модест и др.); равноап. Константин и Елена, пророки Иоиль, Захария и Даниил во рву львином. Рядом с иконостасом сохранился образ Богоматери с Младенцем. Пророки Иеремия, Аввакум, праотец Ной, мученики Косма и Дамиан. Роспись экзонартекса кафоликона. XIV в. Пророки Иеремия, Аввакум, праотец Ной, мученики Косма и Дамиан. Роспись экзонартекса кафоликона. XIV в. Живопись 1312 г. в притворе почти полностью переписана в 1760 г., в аркосолии, над саркофагом основателей В., остались только изображения Иисуса Христа, св. Фоки и частично Богоматери (погрудно). Большой объем фресок XIV в., в основном посвященный жизни Христа, сохранился во внешнем притворе: Тайная вечеря, Умовение ног, Поучение апостолов, Моление о чаше, Предательство Иуды, Христос перед Анной и Каиафой, Бичевание Христа, Шествие на Голгофу, Снятие с креста, Оплакивание Христа, Сошествие во ад, Жены-мироносицы и Богородица у гроба, Уверение Фомы и Явление Христа апостолам. На зап. стене (над центральным входом) помещена композиция «Спас Недреманное око» - одно из древнейших изображений Иисуса Христа в визант.

http://pravenc.ru/text/149927.html

Святой Орест, обнаруживший веру во Христа крестом, который был на груди его, после мучений восприял «блаженную кончину, и венец нетленный». Впоследствии, в родном городе этих святых мучеников, Аравраке, в честь их сооружена была церковь и от мощей их творились чудеса. В настоящее время мощи их почивают в Риме, в церкви святого Аполлинария Равеннийского. Чудо святых мучеников пяточисленных Близ Константинополя был монастырь в честь этих пяти мучеников, называемый Олимп. Ежегодно, в день памяти их в обитель приходили патриарх и император и жертвовали, сколько нужно, на пропитание инокам. Но однажды во время праздника поднялась страшная буря, так что из города на праздник никто не прибыл. Иноки обители были в унынии, так как им совершенно нечего было есть и даже укоряли святых мучеников пред их иконою. Когда наступили сумерки, в обитель вошел благолепный муж и сказал, что царь прислал съестных припасов и вина. Сотворив молитву, все ели и пили. Некоторое время спустя привратник сказал, что прибыл посланный от царицы, которая прислала им отборной рыбы и десять золотых монет. Вскоре явился человек от патриарха и отдал игумену церковные сосуды, сказав, что патриарх будет завтра служить литургию. Прибывший от царя назвал себя Авксентием, от царицы - Евгением, а принесший сосуд от патриарха - Мардарием. На утрени в церковь вошли еще два мужа, Евстратий и Орест. Игумен велел читать инокам, что положено, о страданиях святых мучеников, но иноки отказывались, ссылаясь на то, что никто из города не пришел на праздник. Тогда Евстратий вызвался читать книгу, а затем воткнул в церковный пол жезл, превратившийся в дерево. Стоявшие сзади поняли, кого они видят. Вскоре все пятеро стали невидимы. А игумен, придя из церкви, нашел монастырский погреб полным хлеба и рыбы, и все опустевшие сосуды - полными вина. Память святым мученикам Церковь празднует 26 декабря. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом .

http://pravicon.com/info-2252

4 ноября 2003 г. в соборе апостолов Петра и Павла г. Гомеля архиепископом Гомельским Аристархом рукоположен в сан иеродиакона; 5 ноября назначен на служение в Никольский монастырь г. Гомеля. 1 января 2004 г. в Никольском монастыре г. Гомеля архимандритом Антонием (Кузнецовым) пострижен в монашество с именем Авксентий в честь сщмч. Авксентия Севастийского. 6 января 2004 г. в Петропавловском соборе г. Гомеля архиепископом Гомельским Аристархом рукоположен в сан иеромонаха; 8 января назначен на священническое служение в Никольский монастырь г. Гомеля. В 2004-2010 гг. – келарь Никольского монастыря г. Гомеля. В 2004–2009 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 2009–2010 гг. – в Минской духовной семинарии. В 2009 г. возведен в сан игумена. 12 октября 2013 г. назначен старшим священником Рождество-Богородичного мужского монастыря д. Юровичи Гомельской обл. и ключарем храма Казанской иконы Божией Матери г. Калинковичи Гомельской обл. С 10 ноября 2013 г. – председатель отдела религиозного образования и катехизации Туровской епархии, благочинный Калинковичского округа. 25 ноября 2014 г. назначен и.о. наместника Рождество-Богородичного монастыря д. Юровичи. В 2014–2016 гг. обучался в Минской духовной академии. 19 октября 2015 г. назначен на должность председателя епархиального суда Туровской епархии. 19 апреля 2016 г. назначен на должность наместника Рождество-Богородичного мужского монастыря д. Юровичи. В 2018–2022 гг. обучался Мозырском государственном педагогическом университете имени И.П. Шамякша. 1 февраля 2012 г. назначен на священническое служение в Иоанно-Кормянский женский монастырь д. Корма Гомельской области. С 23 ноября 2020 г. – заместитель председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви (по направлению «Взаимодействие с духовными школами»). Решением Священного синода от 12 марта 2024 г. (журнал 16) избран епископом Несвижским, викарием Патриаршего экзарха всея Беларуси. 30 марта 2024 г. за литургией в кафедральном соборе Архангела Михаила в г. Мозыре Гомельской обл. епископом Туровским и Мозырским Леонидом возведен в сан архимандрита.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010