Христос Панктократор. Мозаика в куполе кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г. Христос Панктократор. Мозаика в куполе кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г. Декор интерьера сохранился частично. Пол был выложен геометрическими орнаментами из полихромного мрамора; нынешний является реконструкцией 1955 г. В верхних частях кафоликона сохранились резные беломраморные карнизы и великолепные мозаики. Расположение сюжетов в верхней зоне традиционно для средневизант. периода. В куполе представлен образ Христа Пантократора, между окнами барабана - фигуры 16 пророков, в тромпах - «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение» и «Преображение». В апсиде изображена Богоматерь с Младенцем на троне (сохр. только нижняя часть мозаики), в нишах вимы - архангелы Михаил и Гавриил, в конхах жертвенника и диаконника - св. Иоанн Предтеча и свт. Николай Чудотворец. Среди сохранившихся композиций в наосе имеются: «Вход в Иерусалим», «Распятие», «Поклонение волхвов», «Уверение Фомы» - в сев. рукаве креста, «Сошествие во ад», «Рождество Богородицы» - в южном, «Успение Богородицы» - на зап. стене над входом. В больших нишах наоса напротив фигур святителей Григория Чудотворца и Григория Акрагантского изображены первосвященники Захария и Аарон. Впервые в визант. храмовой декорации значительное место отведено сценам из детства Богородицы. В юж. части нартекса сохранились «Благовестие Иоакиму и Анне», «Введение Богородицы во храм», «Благословение священником». В северной - часто изображаемые здесь сцены из Страстного цикла: «Тайная вечеря», «Предательство Иуды», «Омовение ног» (именно в нартексе, согласно мн. монастырским уставам, настоятель омывал в Страстной четверг ноги монахам). В алтаре представлены образы святителей и диаконов. Среди изображенных святых - 5 Персидских мучеников (Акиндин, Пигасий, Авфоний, Елпидифор, Анемподист), 5 Севастийских мучеников (Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий, Орест), мученики Сергий и Вакх, Пров, Тарах и Андроник. Поклонение волхвов. Мозаика в сев. своде кафоликона мон-ря Дафни. Ок. 1100 г.

http://pravenc.ru/text/171440.html

Между тем святой Орест, приблизившись к раскаленному одру, почувствовал страх, и, глядя на святого Евстратия, сказал: — Молись за меня, потому что страх овладевает мною. — Не падай духом, брат Орест, — отвечал ему святой Евстратий, — ибо всё это только кажется страшным и мучительным; на самом же деле ты не почувствуешь никакой телесной боли, если только возляжешь смело на одр и с надеждою на Бога, так как Сам Господь будет нам помощником и защитником. Вспомни твердость духа святого Авксентия и прочих святых и не будь ниже их: здешние мучения оканчиваются скоро, а на небе нас ожидает награда вечная! Услышав это, святой Орест смело и твердо поднялся на раскаленный одр, и, встав на него, ознаменовал себя крестным знаменем и тотчас же лег на раскаленное ложе. Затем он громким голосом воскликнул: — Господи Иисусе Христе! В руки Твои предаю дух мой! И он предал Господу святую свою душу, а святой Евстратий возгласил: — Аминь! Немедленно после этого Агриколай приказал отвести святого Евстратия в темницу. Здесь Евстратий, помолившись, по обычаю, Богу, призвал бывшего с ним раба и сказал ему: — Принеси, сын мой, хартию, и составим завещание, потому что надеюсь, что завтра и я предстану Владыке моему — Христу. Когда хартия была принесена, он написал завещание, в коем высказал желание, чтобы тело его было перенесено в Араврак и чтобы никто не дерзал брать что-либо от его останков, но чтобы всё тело в целости было положено на месте, называемом Аналикозора, вместе с святыми Авксентием, Орестом, Мардарием и Евгением, ибо святые сии заклинали Евстратия, чтобы после их кончины тела их были в нетронутом виде положены вместе с его телом. Все имения свои святой Евстратий завещал на содержание служителей церковных, а движимое имущество приказал разделить поровну: во-первых, нищим и убогим, а во-вторых, своим сестрам; всех же рабов своих велел отпустить на свободу и всем им назначил награды. Написав завещание, святой целый день постился, а всю следующую ночь провел в молитве. В эту ночь к нему, при помощи данного стражам золота, пришел блаженный Власий, епископ Севастийский скрывавшийся в то время по причине гонения на христиан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/517/...

И вот общий Промыслитель о всех Бог, желая еще более прославить посвященное страстотерпцам Его место и посетить Своею милостью в лишениях и скорбях подвизающихся здесь их почитателей, устроил так, что во время праздника поднялась с моря страшная буря и был сильный дождь и холод, так что из города на праздник никто не прибыл. Иноки обители, отпевши вечерню и канон, были в унынии, так как им было совершенно нечего есть и даже укоряли святых мучеников, говоря пред их иконою: - На утро мы уйдем отсюда и разойдемся, кто куда, искать себе пропитания. Когда наступили сумерки, привратник пришел к игумену и сказал: - Благослови, отче, привести к тебе человека, прибывшего от царя с двумя нагруженными верблюдами. Игумен дал благословение, и к нему вошел какой-то благолепный муж и сказал: - Царь прислал вам съестных припасов и вина. Иноки, сотворив молитву, внесли присланное, и все ели и пили, а оставшееся отложили про запас. И еще не успели они разойтись по келлиям, привратник опять вошел и сказал, что прибыл посланный от царицы, который и был введен и объявил игумену, что царица прислала им отборной рыбы и десять золотых монет. Посланный не успел еще окончить своих слов, как опять вошел привратник и доложил, что явился человек от патриарха. Когда нового посланного ввели, он отдал игумену церковные сосуды, говоря: " Патриарху благоугодно завтра служить здесь литургию " 18. Игумен, обратившись к пришедшим, сказал: - Что Богу угодно, то Он и сотворит. А вы - переночуете здесь, или сейчас же уйдете? Они отвечали: - Если нам найдется место, то останемся здесь до утра " . Игумен велел поместить их на церковной паперти и, отпуская их на ночь, спросил их имена. Прибывший от царя назвал себя Авксентием, от царицы - Евгением, а принесший сосуд от патриарха - Мардарием. Во время пения утрени, в церковь вошли два мужа. После кафизм19 игумен велел читать, что положено, о страданиях святых мучеников, но иноки говорили: - Не будем читать: ведь, никто не пришел из города на праздник. Тогда неизвестный муж, вошедший в церковь, сказал:

http://pravicon.com/info-3329

Да не встретит ее никогда лукавый умысел супостата и не запнет ее во тьме за неведомые и ведомые грехи, совершенные мною в сей жизни! Милостив будь ко мне, Владыка, и да не увидит душа моя мрачного вида лукавых демонов, но да приимут ее Ангелы Твои светлые и пресветлые! Прославь Имя Твое Святое и Твоею силою возведи меня на Божественный Твой суд. Когда я буду судим, да не приимет меня рука князя мира сего, чтобы низвергнуть меня, грешника, в глубину ада; но предстань мне и будь мне Спасителем и Заступником, ибо сии телесные мучения суть радости для рабов Твоих. Помилуй, Господи, оскверненную страстями жизни сей душу мою и приими ее, очищенную покаянием и исповеданием. Ибо Ты - благословен во веки веков. Аминь16. Когда святой окончил молитву и печь была уже раскалена, он сотворил крестное знамение и вошел в нее, воспевая и говоря: - Господи Иисусе Христе! В руки Твои предаю дух мой! Так он скончался. Огонь не повредил его святого тела и даже не тронул ни одного волоса на нем. Умер он в 13-ый день декабря месяца. Блаженный же Власий, епископ Севастийский, взял мощи святых Евстратия и Ореста и исполнил всё, что было написано в завещании мученика17, славя Отца и Сына и Святого Духа, Единого в Троице Бога, Которому слава и держава во веки. Аминь. Чудо святых мучеников пяточисленных Близ Константинополя был монастырь, называемый Олимпом, в котором была устроена церковь во имя святых пяти мучеников: Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. И издавна утвердился обычай, чтобы на праздник в память святых мучеников приходили в этот монастырь император и патриарх и жертвовали, сколько нужно, на пропитание инокам. Ибо основателем монастыря было заповедано, чтобы монахи его не занимались ни сельскими работами, ни возделыванием винограда, но, предавшись совершенно предстательству святых мучеников, заботились бы только о своем спасении. И так как иноки строго хранили эту заповедь основателя, то святые мученики никогда не переставали заботиться о нуждах монастырских. Но милость Божия обычно бывает неразлучна с испытанием, дабы сделалось более очевидным то, что надеющиеся на Бога и взыскующие Его не лишатся всякого блага более, чем полагающиеся на свое богатство.

http://pravicon.com/info-3329

Евсевий, муч. Финикийский. 31 сент. Евсевий, еписк. Самосатский, муч. в 379 году. 22 июня. Евсевий, пустынник Сирийский, ум. ок. 440. 15 февр. Евсевий преп., из числа убиенных в Синае и Раифе в 5 веке. 14 янв. Евсевия, иначе Ксения, преп. Миласская в Карии 5 в. 24 янв. Евсигний Антиохианин, муч. при Иулиане. 5 авг. Евстафий Плакида с женою и чадами, великомуч. Римский, при Адриане. 20 сент. Евстафий, Феспесий и Анатолий, мучч. Никейские около 312 года. 20 ноября. Евстафий воин, муч. Анкирский. ок. 316 года. 28 июля. Евстафий, архиеп. Антиохийский, член 1-го Никейского собора и исповедник, ум. ок. 360. 21 февр. Евстафий, еписк. Кийский в Вифинии, исповедник при иконоборцах. 29 марта. Евстафий, муч. Виленский 1347 г., с Антонием и Иоанном. 14 апр. Евстолия и Сосипатра, препп. Цареградские 6 в. 9 ноября. Евстохий, Гаий, Провий, Лолий и Урван, мучч. при Максимиане. 23 июня. Евстохий, муч. при Иулиане, с Елпидием и Маркеллом. 15 ноября. Евстратий, Авксентий, Евгений, Мардарий и Орест, мучч. Севастийские при Ликинии. 13 дек. Евстратий, преп. из Авгаровой обители, прест. позже 820 года. 9 янв. Евстратий, преп. Печерский, муч. Корсунский ок. 1100 года. 28 марта. Евсхимон, еп. Лампсакийский, исповедник, прест. при Феофиле. 14 марта. Евтихиан, муч. Никомидийский, со Стратоном и др. 17 авг. Евтихиан, муч. Вифинский при Диоклетиане, с Анастасией. 22 дек. Евтихий, муч. Никомидийский, 303 г., с Вассом и др. 20 янв. Евтихий, муч. Мелитинский при Диоклетиане, с Иероном и др. 7 ноября. Евтихий, муч. Мелитинский. 28 мая. Евтихий, муч. Путеольский ок. 305 г., с еп. Ианнуарием и др. 21 апр. Евтихий, из 40 муч. Севастийских ок. 320 года. 9 марта. Евтихий и Флорентий, препп. Нурсийские. 23 авг. Евтихий, патриарх Цареградский, ум. 582. 6 апр. Евтих, ученик Иоанна Богослова, муч. Севастопольский. 24 авг. Евтропий, муч. Киликийский при Диоклетиане, с Космою и Дамианом. 17 окт. Евтропий, Клеоник и Василиск мучч., из дружины Феодора Тирона, ок. 308 года. 3 марта. Евтропий чтец, из клира Иоанна Златоустог о, муч. Цареградский 5 в., с Тигрием пресв. 16 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

В отличие от Великой (Восточной) Армении, проповедь христианского учения в Малой (Западной) Армении продвигалось более живо. Вероятно, это обстоятельство объясняется тем, что в первые века Христианства, да и после, Малая Армения уже входила в состав великой Римской Империи, между провинциями которой существовало оживлённое общение и жизнедеятельность, а греческий язык был преобладающим в восточных провинциях Империи, благодаря чему усилиями греческих миссионеров Христианство распространялось быстрыми темпами, и через Малую Армению способствовало проникновению в Великую Армению. Первые христианские общины малоазийских миссионеров основываются в соседних с Каппадокией и Малой Арменией областях Великой Армении: Даранахи, Екехиаце и Дерджане. В становлении христианского учения в Армении кроме греческих миссионеров немалую роль сыграли также и сирийские проповедники, которые проникали в Армению с юго-западной, армяно-сирийской контактной зоны. Доказательством тому служат многочисленные жития и мученичества святых первых веков Христианства в Малой Армении, дошедшие до наших дней в основном в текстах латинских мученических актов-мартирологов Ордена Иезуитов. Среди этих мартирологов особо выделяются описание мученичества сщмч. Евтихия Мелитинского († ок. 98, память мая 28 (июня 10)), свв. воинов Аттика Севастийского и дружины его († 249–251, память ноября 3 (16)), св. воина Полиевкта Мелитинского († 259, память января 9 (22)) и многих др. В описании мученичества свв. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста Севастийских († 305, память декабря 13 (26)) говорится о том, что в конце III столетия жители Армении (Малой) и Каппадокии, будучи христианами, отказались приносить жертвы языческим идолам, высказав тем самым протест римскому правительству, пытавшемуся принудить население этих провинций к идолопоклонству, что послужило увеличению числа мучеников в Церкви Христовой. Это обстоятельство может служить несомненным доказательством того, что проповедь христианского учения в Малой Армении в конце III столетия приняла массовый характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1 октября 366 года Дамас был рукоположен во епископа Римского . Хиротония состоялась в Латеранской базилике с участием епископа Остийского. Вскоре префект Рима Вивенций выслал из города антипапу Урсина вместе с диаконами Амантием и Лупом, однако оставшиеся семь пресвитеров и верные Урсину миряне продолжали собираться на богослужения, чем был недоволен Дамас. Он добился их ареста и высылки из Рима. Сторонники Урсина освободили пресвитеров и укрылись в базилике Либерия, ставшей до конца 367 года оплотом схизматиков. 26 октября 366 года сторонники Дамаса предприняли попытку штурма базилики, потеряв убитыми 137 человек . В 367 году имп. Валентиниан I признал законными права Дамаса на Римский престол. 15 сентября того же года Урсин с разрешения императора возвратился в Рим, что стало причиной новой вспышки борьбы. 16 ноября Валентиниан приказал вновь сослать Урсина в Галлию, а через некоторое время - и его приверженцев. В 368 году на Соборе в Риме Дамас пытался добиться осуждения Урсина, однако участники Собора отказались осудить того заочно . Папа Дамас стремился повысить статус и укрепить духовный авторитет Римской кафедры. В 372 году в Риме был созван Собор 92 епископов , который должен был определить отношение к " никской вере " (см. Аримино-Селевкийский Собор ). Собор признал ложной никскую вероисповедную формулу о подобии Сына Отцу и призвал придерживаться догматов, выработанных I Вселенским Собором . Послание к Иллирийским епископам с решением Собора было подписано Дамасом и еще 90 епископами . На том же Соборе был осужден за распространение арианской ереси еп. Авксентий Медиоланский , который вопреки решению Собора сохранил за собой кафедру. Под руководством Дамаса прошли несколько Соборов в Риме ( первый состоялся в 374), разбиравших ересь аполлинарианства и учение Евстафия Севастийского о Св. Духе. Основанием для созыва Собора в Риме в 378 году послужил иск против папы выкреста Исаака, который обвинил Дамаса в прелюбодеянии и убийстве. Отведя от себя обвинения, Дамас для доказательства своей невиновности пожелал быть оправданным не только префектом Рима, но и специально для этой цели созванным Собором 44 епископов, дабы в качестве прецедента дать основание закону, что епископов могут судить только епископы .

http://drevo-info.ru/articles/13680421.h...

На внешней стороне сев. стены расположены композиции «Страшный Суд», «Семь Вселенских Соборов», «Торжество Православия». В нише над главным входом изображен прп. Созомен, кипрский святой, во имя к-рого освящена церковь. Позднее церковь была обстроена галереей. Церковь св. Параскевы первоначально являлась кладбищенской. По архитектурному типу она сходна с ц. арх. Михаила, к сев.-вост. углу добавлена пристройка. Фрески в апсиде подписаны Симеоном Авксентисом с датой - 1514 г. Однако качество живописи заставляет предполагать, что большая часть росписей выполнена его учениками ( Stylianou. P. 106). Сохранились фрески в алтарной части храма: Богоматерь Оранта с 2 архангелами в конхе, «Служба святых отцов» - в нижней зоне апсиды, «Вознесение Господне» - на фронтоне, «Сошествие Св. Духа» - вокруг конхи. Фрески в конхе поновлялись в XVII в., к этому времени относится ктиторская надпись, упоминающая свящ. Иоанна, его жену и детей. Церковь праведных Иоакима и Анны, 2-нефная, с 2-скатной крышей, видимо, первоначально имела купол. От постройки XII в. сохранилась сев. стена и, возможно, апсида. Здание перестраивалось в XIV в., колокольня сооружена в нач. ХХ в. Сохранилась фреска нач. XII в. с изображением 40 Севастийских мучеников (на сев. стене) и фрагмент сцены «Рождество Богородицы» (на сев. стене алтарной части храма). Они стилистически близки к росписям ц. Панагии Асину (1105/06). К XIV в. относятся композиции «Сретение» и «Причащение Марии Египетской прп. Зосимой». Иконостас XVII в., в церкви хранится чтимая икона Божией Матери Калионитиссы (XVI в.) со сценами из Жития праведных Иоакима и Анны (XIII в.), на оборотной стороне - «Распятие» (XIII в.). Лит.: Григорович-Барский В. Г. Странствования… по св. местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 261; Παπαγεωργου Α. Ποδθου Ποδθου Παναγας μοναστρι//ΜΚΕ. 1989. T. 11. Σ. 354-356; Der Parthog G. Byzantine and Medieval Cyprus. L., 1994. P. 147-153; Stylianou A. and J. The Painted Churches of Cyprus. Nicosia, 1997. P. 84-109; Hein E. , Jakovljevi A. , Kleidt B. Cyprus: Byzantine Churches and Monasteries Mosaics and Frescoes. Ratingen, 1997. P. 61-65.

http://pravenc.ru/text/161497.html

Ночью в тюрьме Е. написал завещание, в к-ром просил захоронить его тело и тела остальных мучеников в Аравраке, доходы от принадлежащих ему земель распределить между теми, кто будут заботиться о его могиле, а деньги - между бедняками и христианами. После этого к Е. пришел, подкупив стражу, епископ Севастии, скрывавшийся в тот момент от гонений, к-рому и было передано завещание. Наутро Е., отклонив еще одно предложение Агриколая сохранить ему жизнь, был казнен в раскаленной печи. Его смерть опечалила всех жителей города, в т. ч. и язычников. Евстратий был погребен, согласно его завещанию, в Аравраке. Литературная традиция и история почитания Сохранилось много источников, связанных с мученичеством Е., А., Евг., М. и О. Прежде всего это греч. Мученичество, переработанное для Минология Симеоном Метафрастом (BHG, N 646). Ряд исследователей предполагают, что данный текст был составлен значительно раньше и включен в метафрастовское собрание без существенных изменений (см.: Halkin. 1970; Rosenqvist. 2002. P. 194). Самостоятельное хождение в рукописной традиции получили 2 части Мученичества: последняя молитва Е. (BHG, N 646e) и «Эпилог» (BHG, N 646a; впервые изд. в комментариях Льва Алляция к метафрастовским Минеям в PG. 117. Col. 79-80; новое критическое издание и исторический комментарий см. в кн.: Halkin. 1970). В «Эпилоге», написанном от 1-го лица севастийским мон. Евсевием, рассказывается, как однажды в молодости среди других Житий он обнаружил данное и был удивлен, т. к. не слышал ни о самих мучениках, ни об их мощах. Однако выяснилось, что в Аравраке эти святые пользуются большим почетом, а их святилище стало местом паломничества, где уже совершилось множество исцелений. По просьбе друга мон. Евсевий скопировал найденный текст. На основе метафрастовского текста были составлены заметки в Синаксаре К-польской ц. кон. X в. с добавлением информации о том, что праздник Е., А., Евг., М. и О. отмечается в ц. св. Иоанна, располагающейся рядом с ц. Св. Софии в К-поле (SynCP. Col. 305-306), и в Минологии Василия II кон. X - нач. XI в. (PG. 117. Col. 204). Более поздние агиографические тексты: Похвала Е., А., Евг., М. и О., написанная студитским мон. Михаилом (BHG, N 646b), и Похвала, написанная Никитой Давидом Пафлагоном (BHG, N 646c), остаются неизданными. Служба Е., А., Евг., М. и О. была опубликована в Греции в 1909 г. (ΕΘ. 1909. Τ. 4. Σ. 343-357).

http://pravenc.ru/text/187517.html

583 См. об этой личности Fr. Loofs, Eustathius von Sebasle und die Chronologie der Basilius Briefe, Halle 1898, и статью Loofs’a об Евстафии севастийском в Encyklopedie Hauck’a. В некоторых местах, увлеченный желанием реабилитировать Евстафия, автор немного вдается в крайности. 585 Сократ (II, 43) и Созомен (IV, 24) говорят, что Евлалий был епископом кесарийским. См. стр. 255, прим. 2-е (в электронном варианте сноска 579 – Редакция Азбуки веры). 586 См. об этом стр. 249 (в электронном варианте предложение со сноской 572 и текст сноски 572 – Редакция Азбуки веры). 589 Послание, в значительной части сохранившееся у Феодорита (H. Е., IV, 19), Ср. Socr., IV, 22. См. об этих событиях у Руфина, II, 3, 4; Ср. Socr.. IV, 20–24; Sosom, VI, 19, 20. 590 Первая ссылка его была во времена Констанция (361); вторая была, очевидно, вследствие указа 365 г. Она продолжалась недолго, ибо история Иоанна Златоуста предполагает присутствие Мелетия в Антиохии с 367 по 370 г. 591 См. однако вышеупомянутую эпитафию Македония из Аполлониады. Стр. 247, прим. 1-е (в электронном варианте сноска 566 – Редакция Азбуки веры). 592 По-видимому, его отказ был скорее уклончивым, нежели решительным. В 375 г. в письме к викарию Демосфену (Ер. 225) он просит его не принуждать его встречаться с епископами, с которыми «мы еще (оπω) не достигли соглашения по церковным вопросам». Речь идет об арианских епископах, державшихся римининского исповедания. 593 Отношения, установившиеся между Валентом и Василием, были приблизительно таковы же, как Валентиниана к Авксентию. 595 Часто высказывали мысль, что это раздробление Каппадокии было направлено против Василия, влияние которого пытались ограничить таким образом. Но влияние такого человека не могло зависеть от большего или меньшего размера его митрополичьего округа. Правительство располагало более прямыми и действенными средствами делать ему неприятности. 599 О последней, однако нельзя судить по письму, воспроизведенному у Феодорита (Η. Е., IV. 7), – письму, явно апокрифическому, как и синодальное послание (IV, 8), которое за ним следует. Императорское послание, надписанное именами императоров Валентиниана, Валента и Грациана, обращается к пневматомахам в Азии, проповедует им Троицу единосущную в трех ипостасях и угрожает анафемой, что вовсе не в императорском стиле. Оно возбуждает подданных Валента к неповиновению повелениям их государя, которого изобретатель этого документа представляет себе, очевидно, как исключительного защитника ереси против Духа Святаго. Странно, что Тильмон признал значение за такими несообразностями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010